В других местах св. писания говорится о падших духах, что они знают Бога ( Иак. 2:19 ), знают время, пока будет продолжаться власть их ( Апок. 12:12 ); приписывается им своя мудрость ( Иак. 3:15 ) и хитрые замыслы ( 2Кор. 2:11; 11:3 ). Обтекая вселенную, изучают они нравственный быт людей во всех отношениях, хотя относительно будущих решений воли иногда ошибаются, как видно по истории Иова ( Иов. 1:6–10 ). – «Иисуса знаю и Павел известен мне, а вы кто таковы? Говорил злой дух торговавшим именем Иисуса, проповедуемого Павлом ( Деян. 19:13, 14 ). Согласно с тем, что говорил апостол Павел ефесянам, и в других местах писания усвояется диаволу своя воля ( 2Тим. 2:26 ), воля столь могущественная, что для ограничения действий ее нужно было явиться на земле крепкому Господу ( Лук. 11:22, 23 . Мат. 12:29) и по действию ее некогда будут совершаться даже знамения, хотя и ложные ( 2Сол. 2:9 ). Злые духи удержали за собою по падении и разделении на чины. Откровение представляет одного из числа падших духов главными называет его сатаною, диаволом ( διαβολους satan противник, враг), а прочих ангелами его (Мат. 24:41. Иов. 1:6. 2, 1 ); иначе главный дух называется веельзевулом или веельзевувом 441 , князем бесов αρχων τ. δαιμνιων (Ап. 12:7, 9. Мф. 12:24, 26. 9. 34 ), велиаром – князем пустым ( 2Кор. 6:15 ) 442 . Ап. Павел говорит о началах и властях тьмы, как различных между собою по силе и власти ( Еф. 6:12 . Кол. 2:15 ). Спаситель отличает между духами такой род ( τουτо γενος) духов, который не иначе может быть изгоняем, как постом и молитвой, без чего не могли изгнать его даже и апостолы (Мат. 17:21). В другой раз отличаются между духами πνενματα πονηροτερα – духи злейшие (Мат. 12:45. Лук. 11:26 ) 443 . § 111. О характере духов падших Спаситель говорит о диаволе: εν αλιθεια ουκ ετηχεν, οτι ουκ ετιν αλιθεια εν αυτω. Οταν λαλει το ψευδος, εκ των ιδιων λαλει, οτι ψεντης ετι ( Иоан. 8:44 ). Здесь два полустишья; как в том, так и в другом нравственные действия диавола объясняются из нравственного его характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священ­ное Писание свидетельствует во многих местах, что нечистые духи гово­рили через прорицателей, что видно, например, из 2Цар.22:19—22. Спа­ситель многих нечистых духов изгонял из людей, так же ап.Павел изгнал прорицательного духа из одной женщины (Деян.16:16—19). Несмотря на неоднократные такие случаи, римляне не разочаровывались в своих идо­лах, а, приписывая все такие чудеса христиан их чародейству, бесчеловеч­но умерщвляли всех, которые отрекались поклонятся идольским извая­ниям или образу звериному. Подобные же прорицания духа тьмы к числу прочих губительных мер для поклонников Христовых присоединит и ан­тихрист в появление свое перед кончиною мира.     «И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десной руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его» (Апок. 13:16—17).    Римляне — гонители Церкви Христовой для отличения своих собрать­ев-идолопоклонников от христиан прибегали к следующим хитростным средствам: кто принесет жертвы богам, клянется их именами, или име­нем цезаря или кто свободно и охотно произнесет хулу на имя Христово, тот их единомышленник и сослуживец, а кто не показывал тех знаков, тот очевидно был христианин. В ужасное то время для розыска и дознания христиан принуждали всех и каждого приносить жертвы идолам не только в капищах, но и в судебных местах, где поставлялись жертвенники, на которых просители обязывались наперед приносить жертвы, а потом уже изъявлять свои просьбы. Поэтому доступ христиан к судьям был невозмо­жен, ибо не принести идольской жертвы значило обнаружить свою веру и не только лишиться успехов в своем деле, но идти прямо на мучение и смерть. В царствование Юлиана христианство стеснено было до невооб­разимой степени. Хотя кровь и не лилась явно и гласно, но для искорене­ния христианства приняты были меры не менее убийственные. Христиа­не исключены были из всяких гражданских и военных должностей и чи­нов, храмы их были разрушаемы, книги сожигаемы, священнослужители разогнаны, и христианам воспрещалось учиться грамоте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Перевод, одобренный ва Аштишатском соборе, с небольшими поправками, сделанными после Исаака, по словам армян, существует до сих пор. По мнению армян, этот перевод превосходит весьма многие переводы, что доказали будто бы многие европейские ученые. Достоинства его состоят в том, что он сделан замечательно чистым языком в отличается особенным искусством и изяществом выражений. Особенно удачно изложены книги Ветхого Завета. Язык Нового Завета везде прост, красноречив и исполнен огня и величия. Но более существенное достоинство армянского перевода то, что он есть перевод древний и следовательно может даже служить пособием при исправлении других переводов. Можно думать, что в некоторых местах армянская Библия представляет более исправное чтение, чем многие другие переводы. Вот некоторые примеры для доказательства этой мысли 30 . Быт. 1 гл. ст. 27 в армянской Библии читается: «и сотвори Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотвори его». Слов по образу Своему нет в настоящее время в греческом переводе, хотя они и сохранились в переводах армянском, латинском и некоторых др. Или, напр., Матф. 27 гл. 17 ст.: «кого хощете (от обою) отпущу вам, Иисуса Варавву-ли, или Иисуса, глаголемого Христа?» Что Варавва назывался Иисусом, этого нет ни в одном переводе, кроме армянского; однако-же Ориген (в 25 поучении, 36 лист, изд. в Париже 1512 г.) уверяет, что это слово находилось в древних переводах. Или еще, 1 коринф. гл. 10, ст. 8 во всех переводах читается: «и падоша во един день двадесять три тысящи»; в армянском-же: «двадесять четыре тысящи». «Нет сомнения», говорит Худобашев, «что нужно предпочесть это последнее чтение, потому что в этом месте апостол имеет в виду кн. Царств, гл. 25, ст. 9, где читается: «двадесять четыре тысящи». Подобные же разности встречаются и в других местах: в 1 кн. Царств, гл. 25, ст. 1 в армян. переводе: «сниде (Давид) в пустыню Маоню», между тем как во всех прочих, кроме греческого: Фараню; Деян. 6 гл., ст. 9 во всех переводах читается: «восташа же неции от сонма глоголемого ливертинска»; в армянском же тексте: «Ливийска» и пр. 31

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

е. водоросли или порост. – Признавать, наконец, суф названием растения, отличного от тростника, побуждает то, что для означения последнего в еврейском языке существовали другие названия: кроме вышеназванных гомэ, канэ, еще (ивр.) агмон (наприм. Ис.19:15 и др.). Если, как замечено было выше, Моисей и другие ветхозаветные писатели не входили в ботанические частности, то, с другой стороны, не без намерения же употребляли они в том или другом месте именно суф вместо одного из прочих названий тростника. А так как в одном, по крайней мере, месте Библии употреблено, несомненно, это название для обозначения не тростника, а водорослей или пороста, то понимание его в этом же смысле и в других местах Библии представляется более – сравнительно – обоснованным и сообразным 794 . Ввиду всего сказанного перевод слова суф в смысле «тростник» не имеет несомненных доказательств своей преимущественной верности пред прежним пониманием выраженным в греческом переводе. Сообразно со значением λος, слово суф по-русски может быть переводимо: «порост». Приготовление Моисея к высокому Его назначению Дальнейшие сообщаемые в библейском повествовании события в жизни Моисея, до времени его призвания, не выходят из ряда обыкновенных явлений и не возбуждают поэтому особенных недоумений относительно своей исторической достоверности 795 . Внутренний их смысл заключается в приготовлении будущего вождя израильского народа к его высокому назначению. Спасенный от гибели дочерью фараона и возвращенный к своей матери, Моисей встретил свое детство 796 в родительском доме здесь, в материнских ласках и первых впечатлениях детского возраста положено было начало неразрывной родственной связи его со своим народом, любовь к которому он воспринял в себя, так сказать, с молоком матери. Свою юность он, как усыновленный сын царской дочери, проводит в ее доме и научается, по свидетельству первомученика Стефана ( Деян.7:22 ) всей мудрости египетской 797 , приготовляя себя чрез это к будущей деятельности. Как все вообще потомство Израиля, предназначенное к тому, чтобы стать обществом Господним, должно было наперед пройти через египетскую школу, дабы впоследствии воспринять Божественные заповеди и уставы о благоустроенной жизни, подобно этому и Моисей предварительно чрез свое научение у египетских мудрецов приготовляется к тому, чтобы руководить и устроять свой народ согласно с высшим повелениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

А что гнев должен прекратиться прежде захождения солнца, и что воспоминание о всем зле, которое мы претерпели от других, должно изгладиться, об этом мы читаем во многих местах и преимущественно у говорящего от лица Божия Иеремии: И да не вспоминает каждый из вас злобы ближнего в серце своем. Хотя Я и заповедал это, однако они не хотели внимать и повернули плечо в сторону [decedentem] или спину с презрением [contemnens], отвергая движением тела Мои повеления. В самом деле ведь мы имеем обыкновение поворачиваться спиной, когда с сморщенным лбом и поднятым носом выражаем презрение к увещающим, как написано: Они повернули ко Мне спины, а не лица ( Иер.2:27 ). И уши свои, говорит Он, отягчили, чтобы не слышать, как глухие аспиды, затыкающие свои уши, чтобы не слышать голоса укротителя и чародея, мудрого укротителя. Действительно, они отяготили уши свои, чтобы не слышать, и настроили сердце свое так, чтобы оно не утверждалось на законе Божием. Посему Исаия с угрозой говорит им: Отягчилось сердце народа этого, и ушами своими они с трудом слышали, и очи свои закрыли, чтобы не видеть очами своими, и не слышать ушами, и не внимать сердцем своим, и не обратиться, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ; Деян.28:27 ). Следующие за тем по Еврейскому тексту слова: И сердце свое сделали подобно алмазу [или: как алмаз] обозначают сердце каменное и твердость сердца, ибо они не хотели принимать слова Божии. Алмаз – самый крепкий камень, – по-еврейски Samir ( ); он настолько тверд, что разбивает все металлы, а сам не разбивается ни об один. Посему у Греков он называется непреодолимым, [indomabilis]. Этим адамантом ожесточилось сердце Фараона, чтобы не отпустить народа Божия ( Исх.7:13 и дал.). И так как они имели у себя ожесточенное сердце, или сделали его твердым, как алмаз, своевольно проявляя жесткость сердца, чтобы не слушать слов Божиих, которые Он посылал в Духе Своем, т. е. во Святом Духе, через уста древних пророков, – Исаии, Осии и прочих, – которые имели руки чистые, и которые, очевидно, были до плена; то против великих грехов велико было и негодование Божие, и исполнились слова Господа, Который воздает по заслугам (par pari), так что, как они ходили пред Ним развращенно, так и Он отвратится от них; Он не услышит голоса взывающих к Нему, потому что и они, как глухие, презирали слова Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Двоякое наказание Божие, вечное и временное; вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак не избегнут, как себя ни ласкают. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их ( Пс. 10:6 ). Временное наказание претерпевают люди благочестивые, Богобоящиеся и тщащиеся заповеди Божия сохранять; и сие наказание Божие есть Отеческое, милостивое, и от любви происходящее. Так бо писано есть: Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет, и проч. ( Евр. 12:6 ). Так Господь человеколюбивый наказует человеколюбно рабов Своих верных, да там их помилует, по словеси Апостольскому: Судими от Господа, наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:32 ). Бьет, яко Отец чад Своих и исправляет, да подаст им наследие вечного живота. И самые бо благочестивые люди не без греха. В откровении Иоанновом написано о избранных Божиих, которых он видел пред Престолом Божиим стоящих: Сии суть, иже приидоша от скорби великия ( Апок. 7:14 ). И в Деяниях Апостольских написано: Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ). И на прочих местах. Видишь, что скорбный путь есть к вечному животу. Терпи убо все здесь, что ни приключится, да там не будешь терпеть, но да вечный живот получишь с претерпевшими здесь всякую скорбь и наказание, и с ними прохладишься, и утешишься, и прославишься во Царствии Небесном. В Притчах Соломоновых написано так: Славе предходит уничижение (ср. Притч. 15:33 ). То есть пред славою, которая будет в будущем веке, благочестно живущим, бывает им в мире сем уничижение, поругание, посмеяние, поношение, укорение, злословие. Колико убо благочестивая душа здесь в мире сем претерпит поношения, укорения, злословия, уничижения, клеветы, и прочего злословия, толико в будущем веке прославится. Терпи убо всякое поношение, укорение, злословие и ругание со всякою кротостью и молчанием, не отмщевай ни делом, ни словом поносителям и ругателям своим, но паче молись за них, по примеру Христову; и тако будешь последовать Христу, который от мира поруган, уничижен, и обезчесчен был, был поношение человеков и уничижение людей, и с Ним прославишься во Царствии Его. Тогда обратится бесчестие твое временное в честь тебе вечную, бесславие твое временное в вечную славу, уничижение в похвалу, и всякая скорбь и злословие в вечное утешение и радость. Поверь сему и крепись, потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа, увещевает Дух Святой всякую душу страждущую.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   5) Также, если христианин верит, что по­дающему нищим и бедным ради имени Хрис­това «воздастся в воскресение праведных» (Лк 14:14), почему не делает милости им, особен­но, когда сие Христос Себе вменяет (Мф 25:40, 45)?    6) Также, если верит христианин, что бу­дет вечная жизнь, блаженство и слава вечная благочестиво живущим во Христе, то почему того усердно не ищет? Почему славы, чести и богатства в мире этом ищет? Почему мир этот за отечество имеет? Как люди стараются, сколько трудов полагают, чтобы богатство со­брать! В какие подвиги вдаются воины, чтобы чин временный заслужить! Сколько работают и потеют земледельцы, чтобы плоды собрать! Какая тому причина? — Причина в том, что видят, ради чего трудятся, и надеются полу­чить то, ради чего трудятся. Знание будущего и желаемого ими добра предшествует надеж­де, а надежда поощряет их ко всякому труду, чтобы получить то, что знают и надеются по­лучить, хотя часто и обманывает их такая на­дежда. Ибо не все человек получает, чего ищет.    Смотри, что сыны века сего делают, при­мечай, как сокровищ своих желаемых ищут. Ничто им не тяжко. Всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая на желаемое свое сокровище.    Христианин, когда точно уверится в веч­ной жизни и несказанной славе небесной, не оставит ли все сокровища мира сего, всю ми­ра сего славу, честь, богатство, плотоугодие и к тому единому сокровищу не будет ли стре­миться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы вечную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, что­бы вечной жизни и славы достичь, куда толь­ко тесным путем доходят и «многими скорбями» (Мф 7:14; Деян 14:22; 2 Тим 3и на прочих местах)? Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит, — ищет, потому что видит его. Вечного ли со­кровища, словом несказанного и умом непо­стижимого, которое, если отыскать, то никог­да не потеряется, — не будет ли усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою увидит его? Быть тому невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что касается еврейского отношения к этому ремеслу, в Иерусалимском Талмуде имеется не вполне ясный эпизод, когда человек, придя в деревню, оказывается перед некоей галахической проблемой, однако узнает, что раввина в деревне не имеется, и тогда спрашивает: «Нет ли у вас плотника или сына плотника, который мог бы меня наставить?» (Jebamoth 8 cf. J. Levy, Wurterbuch ивег die Talmudim und Midraschim III, Berlin, 1924, S. 338). В этом эпизоде сложная дозировка иронии и серьезности: с одной стороны, предполагается, по-видимому, что ситуация, когда плотник или его сын выступают в функции раввина, характеризует деревенское захолустье, с другой стороны, хотя бы в локальном масштабе это лица авторитетные, их ремесло все-таки ставит их выше прочих деревенских жителей. Попытку серьезного понимания предлагает Б. Пикснер (В. Pixner, Wege des Messias und Statten der Urkirche, S. 336). Нам не встречалась в научной литературе постановка вопроса, который решаемся поставить мы: не может ли упоминание «сына плотника» в Иерусалимском Талмуде представлять собой глухой и амбивалентный (но не однозначно негативный) отголосок слухов о Иисусе? Как известно, подобные отголоски (наряду с сознательными полемическими версиями) в Талмуде встречаются. Сын Марии. Именование не по отцу необычно и обращает на себя внимание; за ним угадываются и разговоры пока еще вполголоса о девственном зачатии Иисуса, и полемически пародирующие их версии о каком-то внебрачном отцовстве, которым предстояло создать традицию, отразившуюся и в репликах оппонента в сочинении св. Юстина Мученика «Диалог с Трифоном иудеем», в некоторых местах Талмуда и в «Толедот Иешу». Брат Иакова, Иосии, Иуды, Симона… Его сестры. См. выше примечание к 3:31. 6:7  Двенадцать. Особенно характерное для Мк обозначение апостолов. Символическая важность числа, тождественного числу колен Израилевых, подчеркивается в Деян 1:15–26 необходимостью избрать Матфия на место предавшего и умертвившего себя Иуды Искариота. По двое. Святоотеческая экзегеза иногда вспоминала в этой связи слова Еккл 4:9: «Двоим лучше, нежели одному».

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

5) Также, если христианин верит, что подающему нищим и бедным ради имени Христова воздастся в воскресение праведных (Лк 14:14), почему не делает милости им, особенно, когда сие Христос Себе вменяет (Мф 25:40, 45)? 6) Также, если верит христианин, что будет вечная жизнь, блаженство и слава вечная благочестиво живущим во Христе, то почему того усердно не ищет? Почему славы, чести и богатства в мире этом ищет? Почему мир этот за отечество имеет? Как люди стараются, сколько трудов полагают, чтобы богатство собрать! В какие подвиги вдаются воины, чтобы чин временный заслужить! Сколько работают и потеют земледельцы, чтобы плоды собрать! Какая тому причина? – Причина в том, что видят, ради чего трудятся, и надеются получить то, ради чего трудятся. Знание будущего и желаемого ими добра предшествует надежде, а надежда поощряет их ко всякому труду, чтобы получить то, что знают и надеются получить, хотя часто и обманывает их такая надежда. Ибо не все человек получает, чего ищет. Смотри, что сыны века сего делают, примечай, как сокровищ своих желаемых ищут. Ничто им не тяжко. Всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая на желаемое свое сокровище. Христианин, когда точно уверится в вечной жизни и несказанной славе небесной, не оставит ли все сокровища мира сего, всю мира сего славу, честь, богатство, плотоугодие и к тому единому сокровищу не будет ли стремиться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы вечную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, чтобы вечной жизни и славы достичь, куда только тесным путем доходят и многими скорбями (Мф 7:14; Деян 14:22; 2 Тим 3:12 и на прочих местах)? Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит, – ищет, потому что видит его. Вечного ли сокровища, словом несказанного и умом непостижимого, которое, если отыскать, то никогда не потеряется, – не будет ли усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою увидит его? Быть тому невозможно. Поверь, возлюбленный, что человек весь век страдать захотел бы, если бы нужда была, только бы вечного блаженства не лишиться, если бы хоть частицу его увидел. Так оно велико, так красиво, так сладко! Оно различно от Духа Святого в Писании Святом описывается и в пользу и утешение наше представляется нам, дабы мы усердно его искали и благодатью Его получили. Итак, кто Слову Божию верит и в нем открытое то блаженство оком веры видит, тот непременно, все мирское сокровище оставив, того единого усердно ищет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Церковь называется Апостольскою потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет преданное от Апостолов учение и преемство даров Св. Духа чрез священное рукоположение. История Иисуса Христа и Апостолов ясно изображает насаждение и распространение Христовой Церкви чрез Апостолов, и история первенствующей Церкви показывает, как слово писанное и устно преданное от Апостолов строго было соблюдаемо в ней и служило непререкаемым руководством в учении и действиях Церкви, и как ненарушимо соблюдаемо было преемство Епископов, и таким образом от самых Апостолов как благодать священства, так и дары прочих св. Таинств переданы до-ныне пребывающей на земле Христовой Церкви. 1 . Первоначально, – как выше видели, излагая происхождение Церкви от Иисуса Христа, – Господь избрал и послал на проповедь Апостолов ( Мф.10:1 слд. 28:19–20. Мк.16:15 ), и Апостолы, как повествует Св. Марк, изшедше, проповедаша всюду, Господу поспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменьми ( Мк.16:20 ). Так, они проповедали Евангелие во Иерусалиме ( Деян.2:14 слд.), и распространилась Церковь Иерусалимская ( Деян.2:22 41. 4:4); Апостол Павел с спутниками проповедал в Антиохии, – и насаждена Церковь Антиохийская ( Деян.11:25–26 .). О нем же с его сотрудниками Св. Лука говорит: якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от Апостол и старец, иже во Иерусалиме. Церкви же утверждахуся верою и прибываху в число по вся дни ( Деян.16:4–5 ). Св. Павел проповедал в Фессалонике ( Деян.17:1 . след.), в Афинах ( Деян.17:15 . слд.), в Коринфе ( Деян.18:1 слд.), в Ефесе ( Деян.19:1 . слд.), в Риме ( Деян.28:16. 30. 30 .) и в других местах. Таким же образом и другие Церкви насаждались от других Апостолов, и что Апостол Павел писал к Церкви Ефесской, то равно относится и ко всем Церквам: несте страннии и пришелцы, но сожители святым и Приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). Св. Иоанн в откровении о Иерусалиме небесном видел, что стена града имеяше оснований дванадесять, и на них имен дванадесять Апостолов Агнчих ( Откр.21:14 ), то есть, тайнозритель видел, что Христова Церковь основана двенадцатью Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010