а) Когда одного и того же Иисуса Христа, как определенное Лицо, называет и Богом и человеком, и Сыном Божиим и Сыном человеческим, и представляет с свойствами естества Божеского и с свойствами естества человеческого: это мы уже видели. б) Еще яснее – когда одному и тому же Иисусу Христу приписывает иногда, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, говоря, например, что Иудеи, аще быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор. 2, 8 ), – что они убили Начальника ( ρχηγν, перво-виновника) жизни ( Деян. 3, 15 ), – что Господь Бог стяжал Церковь кровию своею – δι το αματος το δον ( Деян. 20, 28 ; снес. Рим. 5, 10 ; Евр. 5, 8 ); или свидетельствуя, что никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3, 13 ), – что этот Сын человеческий, родившийся в царствование кесаря римского Августа, существовал, однакож, прежде даже Авраам не бысть ( Иоан. 8, 58 ). Места такого рода необходимо предполагают, что два естества в Иисусе Христе не разделены между собою, а действительно соединены во едину Ипостась: иначе нельзя было бы того, что принадлежит в Нем человечеству, усвоять Его Божеству, и наоборот, нельзя было бы назвать кровь Его, как человека, собственною кровию Его, как Бога, и с другой стороны, Божеские Его свойства – вездеприсутствие, вечность, приписать Ему, как Сыну человеческому 205 . в) Наконец – с совершенною ясностию, когда говорит, что Иисус Христос, Господь наш, есть един, единое Лицо, единая Ипостась, точно так, как един Бог Отец, первое Лицо, первая Ипостась св. Троицы: нам един Бог Отец, из негоже вся, и мы у него: и един Господь Иисус Христос, имже вся, и мы тем ( 1Кор. 8, 6 ). Един Господь, едина вера, едино крещение. Един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф. 4, 5. 6 ). Итак – не два Христа, не две во Христе ипостаси! 8) Вторая мысль, что во Иисусе Христе Ипостась Слова или Сына Божия, восприяв на Себя естество человеческое и соединив его в Себе с естеством Божеским, пребывает нераздельно единою Ипостасию обоих естеств, выражается в тех особенно местах Писания, где идет речь о воплощении Сына Божия, о Его рождении, о Его пришествии на землю. Так: –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   I. Св. Писание представляет самые твердые основания сей истины. Оно учит: 1) что во Христе Иисусе, при двух естествах, Божеском и человеческом, едина Ипостась, единое Лицо, и — 2) что эта Ипостась есть именно Ипостась Слова или Сына Божия, которая, восприяв на Себя и соединив в Себе естество человеческое с Божеским, пребывает нераздельно единою Ипостасию того и другого естества.    1) Первую мысль св. Писание проповедует:    а) Когда одного и того же И. Христа, как определенное Лицо, называет и Богом и человеком, и Сыном Божиим и Сыном человеческим, и представляет с свойствами естества Божеского и с свойствами естества человеческого: это мы уже видели.    б) Еще яснее — когда одному и тому же И. Христу приписывает иногда, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, говоря, например, что Иудеи, аще быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2:8), — что они убили Начальника (αρχηγν, перво-виновника) жизни (Деян. 3:15), — что Господь Бог стяжал Церковь кровию своею — δια το αματος το δον (Деян. 20:28; снес. Рим. 5:10; Евр. 5:8); или свидетельствуя, что никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Иоан. 3:13), — что этот Сын человеческий, родившийся в царствование кесаря римского Августа, существовал, однакож, прежде даже Авраам не бысть (Иоан. 8:58). Места такого рода необходимо предполагают, что два естества в Иисусе Христе не разделены между собою, а действительно соединены во едину Ипостась: иначе нельзя было бы того, что принадлежит в Нем человечеству, усвоять Его Божеству, и наоборот, нельзя было бы назвать кровь Его, как человека, собственною кровию Его, как Бога, и с другой стороны, Божеские Его свойства — вездеприсутствие, вечность, приписать Ему, как Сыну человеческому.    в) Наконец — с совершенною ясностию, когда говорит, что И. Христос, Господь наш, есть един, единое Лицо, единая Ипостась, точно так, как един Бог Отец, первое Лицо, первая Ипостась св. Троицы: нам един Бог Отец, из негоже вся, и мы у него: и един Господь Иисус Христос, имже вся, и мы тем (1 Кор. 8:6). Един Господь, едина вера, едино крещение. Един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4:5. 6). Итак — не два Христа, не две во Христе ипостаси!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Лука, учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых (Деян. 4:2). Апостол Павел свидетельствовал о себе, что он упование имеет на Бога, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником (Деян. 24:15; снес. 17, 18. 32; 23, 6). В другом месте тот же Апостол относит истину воскресения мертвых к коренным истинам Христиан-ства (Евр. 6:2), а в третьем выражается еще сильнее, указывая на тесную связь ее с истиною воскресения Христова и со всею вообще проповедию Евангельскою: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть: и аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают. Аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша (1 Кор. 15:12—17).    4) Эту истину всегда содержала и преподавала св. Церковь, как одну из главнейших, в самым своих символах; исповедывали св. мученики, идя на вольную смерть; защищали апологеты Христианства против язычников и еретиков; раскрывали пастыри и учители, нередко даже в нарочитых сочинениях, называя ее истиною существенною в христианской вере и основною.    II. Возможность воскресение мертвых также не должна подлежать сомнению.    1) Христос Спаситель указывал на эту возможность и словом и делом. Словом, когда саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых, сказал: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы, т. е. могущества Божия (Матф. 22:29), и еще ближе, когда, изъясняя плоды таинства Евхаристии, засвидетельствовал: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нам. Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя, и той жив будет мене ради (Иоан. 6:54—57).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

2. Согласно с словом Божиим постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы и Христова Церковь : в доказательство довольно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на весь род человеческий. Примеч. 1. Хотя все люди происходят от прародителей путем естественного рождения: однакож, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно – силою Своего благословения, которое Он даровал нашим праотцам тотчас по сотворении их, сказав: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1:28 ), и которое, будучи изречено однажды, как слово Всемогущего, не потеряет своей действительности до скончания веков. Посему-то в Св. Писании говорится, что Бог не только создал наших прародителей, но и сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному ( Деян. 17:26 ), Сам дая всем живот и дыхание и вся (- 25 ). 2. В частности о происхождении от Бога наших душ говорят: Екклезиаст – и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его ( 12:7 ); Пророк Исайя – тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней ( 42:5; снес. 57:16 ); Пророк Захария – глаголет Господь, прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем ( 12:1 ). На основании этих текстов православная Церковь всегда держалась, как и ныне держится (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 28), мысли, что души человеческие творятся Богом. Посему-то пятый вселенский Собор, осуждая мнение Оригеново о предсуществовании человеческих душ, выразился: « Церковь , последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена ». Впрочем, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божее, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, – творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие через творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего. Правда, что такое творение душ от душ родителей для нас совершенно неизъяснимо, когда человеческая душа есть существо простое. Но для нас совершенно неизъяснимо и то, чтобы Бог, Дух чистейший, мог рождать из существа Своего Сына, и изводить Духа Святого; однакож Откровение учит, что Бог, действительно, вечно рождает из существа Своего Сына и вечно изводит Св. Духа, не подвергаясь никакому делению... Потому-то еще древние учители Церкви повторяли, что тайна творения наших душ понятна одному Богу. § 57. Состав человека

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2. Из ясной заповеди Спасителя при установлены Евхаристии. Св. Апостол Павел повествует об этом так: Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет естъ в Моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:23–25 ). И затем непосредственно присовокупляет: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет (- 26 ). А таким образом свидетельствует, что повеление Господа приобщаться телу и крови Его относится не к одним Апостолам, но и ко всем верующим. 3. Из примера св. Апостолов и первенствующих Христиан, которые, свято соблюдая эту заповедь Спасителя, по вся дни терпяху единодушно в Церкви…, во общении и преломлении хлеба ( Деян. 2:42, 46 ; снес. 1Кор. 10:17; 11:20 ). 4. Из учения и действий православной Церкви, которая внушает чадам своим приступать к трапезе Господней, как можно чаще, и повелевает всем четыре раза, в известные четыре поста года, или, по крайней мере, однажды в год непременно очистить исповедно свою совесть и приобщиться св. Тайнам (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 90). II. «Причащаться же сему Таинству, как духовные, так и мирские люди должны под обоими видами хлеба и вина» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 107), вопреки лжеучению римской церкви, возбранившей мирянам вкушать от чаши Господней. Ибо – 1. Христос Спаситель установил таинство Евхаристии под обоими видами нераздельно – под видом хлеба и под видом вина, и как, преподавая ученикам Своим хлеб, повелел: приимите, ядите: сие естъ тело Мое, так же точно, преподавая чашу, заповедал: пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя ( Мф. 26:27, 28 ). След. если все христиане, духовные и миряне должны причащаться таинству Евхаристии (чему учит и церковь римская), а к существу Евхаристии, по установлению Господа, равно относятся оба евхаристические вида, и если Сам Христос повелел приобщаться сему Таинству под обоими видами вместе: то лишать мирян чаши Господней значит удостоивать их не вполне величайшего таинства и нарушать заповедь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сирах. 48:14, 15 ); б) что самая милоть Илии, оставленная им Елиссею, разверзла прикосновением своим воды Иордана для перехода последнему пророку ( 4Цар. 2:14 ; снес. 8 ); в) что даже платки и полотенца св. Апостола Павла, полагавшиеся, в отсутствии его, на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). 2. В истории Церкви находим бесчисленное множество подобных чудес, которые совершал Господь через мощи и другие останки Святых для всех, притекавших к ним с верою. Об этом свидетельствовали с совершенным убеждением еще древние св. отцы и учителя Церкви пред своими современниками, нередко призывая их самих во свидетели истины. Например: св. Григорий Богослов – в слове св. мученику Киприану: «Вы сами должны вспомнить все прочее, как-то: изгнание бесов, исцеление болезней, предвидение будущего. Все сие, при помощи веры, может подавать даже прах Киприанов, как знают изведавшие сие опытом, от которых и нам передана память о чуде, и будет передаваться будущим временам». И в другом слове: «они (св. мученики) прославляются великими почестями и праздниками, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действительны, как их тела». II. Почитая Святых, переселившихся на небо, и чествуя их священные останки на земле, православная Церковь благоговейно употребляет и почитает и св. изображения угодников Божиих, вместе с изображениями Самого Господа Бога и ангелов. Догмат об иконах со всей раздельностью изложен седьмым вселенским Собором так: «последующе Богоглаголивому учению св. Отец наших и преданию кафолическия Церкви (вемы бо, яко сия есть Духа Святаго, в ней живущаго), со всякою достоверностью и тщательным разсмотрением определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста полагати во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений, и из другаго способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кто обратится к истории, говорят лютеране, тот найдет, что правительственная власть в Церкви первоначально, по причине особенных обстоятельств, действительно сосредоточена была в апостолах, но потом, по смерти их, прешла, уничтожилась 201 , или что до половины III века право управления принадлежало всем верующим (демократия), между которыми так называемые пастыри (ecclesiastici) не имели ни высшей какой-нибудь степени, ни особенного характера, ни авторитета, а с этого времени учители христианские присвоили себе право то самовольно, убедив прочих, по честолюбию и страсти к господству, что в правах, преимуществах и авторитете над ними они наследовали священству ветхозаветному 202 . § 331. Опровержение их Оба эти разглагольствия противоположны между собою, след. взаимно уничтожают себя; а что оба же они ложны, в этом не может быть сомнения. I. Мысль, будто правительственная власть в Церкви, которою облек Господь апостолов, ограничивалась первоначально ими одними, а не должна была непрерывно-преемственно продолжиться от них в последующие времена до скончания века, не имеет для себя основания ни в свящ. Писании, ни в вере древней Церкви. 1 . Из свящ. Писания известно, во-первых, что под небом нет другого имени, которым надлежало бы спастись нам, кроме имени Иисуса Христа ( Деян. 4:12 ), и что Иисус Христос, единый посредник между Богом и человеками, предавший себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5, 6 ), по воскресении своем вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк. 16:19 ). Значит, Вера христианская такова, что бытие ее на земле должно продолжиться до тех пор, пока будут приведены в нее и ины овцы, яже не суть от двора Христова, да будет едино стадо, и един пастырь ( Ин. 10:16 ), а потому и Церковь Христова, как общество исповедующих Веру эту, должна существовать до тех же пор. Се аз с вами есмь, сказал ей в лице апостолов Господь, во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 . снес. Ис. 9:7 . Дан. 2:44 . Мф. 16:18 . Лк. 1:32, 33 . Ин. 14:16 ) 203 . Если же не будет времени, когда бы Церковь Христова престала, прекратила бытие свое 204 ; то не будет, очевидно, и такого времени, когда бы престала, уничтожилась в ней священно-начальственная власть, дарованная от Господа апостолам в созидание верующих учением ( Мф. 28:20 ), священнослужением ( Мф. 28:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Св. И. Злат. на п. к Римл. б. 13. По изд. 1844. Моск. стран. 323–327. Снес. сл. о богатстве и бедности. Хр. чт. 1840. IV. 170. На Ев. Мат. Б. 63. По изд. 1840. Моск. ч. 3. стран. 86. 87. 242 Душеполезное увещание, объясняющее, чему подобна жизнь сия, и какой ее конец. Хр. чт. 1833. IV. 29–47. 250 Св. Нила. О восьми лукавых духах. Глав. 17. О гордости. По изд. 1858. Моск. ч. 1. стран. 219. В Хр. чт. 1826. XXIV. 147. 273 Св. Кассиан Римлян. к еп. Кастору, о восьми порочных помыслах. Хр. чт. 1827. XXVIII. 285–287. 278 Св. Дим. Рост. врачевство духовитое на смущение помыслов. По изд. 1827. Моск. т. 1. стран. 181. 289 Пр. Нил. К мон. Аагфию. отд. третье. О тщеславии. Гл. 1. По изд. 1858. Моск. ч. 1. стран 12. 13. 295 Св. И. Злат. на посл. к Рим. б. 17. По изд. 1844. Моск. стран. 438–440. Снес. Его же слово к молодой вдовице, стат. 6. По изд. 1850. Спб. т. 3. стран. 417. 418. 419. 301 Св. Исидор. Пелус. Геннадию. По изд. 1860. Моск. ч. 3. стран. З54. Снес. пис. Емилиану, там же стран. 396. 397. 313 Св. И. Дам. изл. пр. в. кн. 2. гл. 22. По изд. 1844. Моск. стран. 100. Снес. кн. 3. гл. 14. стран. 174. 114. 334 Св. И. Злат. 6. на псалмы. 41, 2. Беседы на псалмы. По изд. 1860. Спб. т. 2. стран. 494. В Хр. чт. 1833. 1. 301. 302. 345 Св. И. Злат. на Деян. апост. 6. 40. По изд. 1857. Спб. ч. 2. стран. 194. В Хр. чт. 1840. III. 49. 358 Св. И. Злат. б. об Анне 1. Беседы к Антиох. народ. По изд. 1849, Спб. т. 2. стран. 2. В Воскр. чт. VI. 455. 365 Св. Исак. Сир. посл. к преп. от. Симеону чудотв. По изд. 1854. Моск. стран. 310. В Хр. чт. 1821. III. 141. 371 Св. И. Злат. к молодой вдовице. По изд. 1850. Спб. т. 3. стран. 410. В Воскр. чт. г. VII. стран. 28. 372 Св. Григ. Нисск. Точн. истолк. Екклес. Солом. б. 8. По изд. 1861. Моск. ч. 2. стран. ЗЗ5. 336. 374 Св. И. Злат. на Деян. апост. 6. 40. По изд. 1857. Спб. ч. 2, стран. 103. В Хр. чт. 1840. III. 50. 51. 377 Св. И. Злат. на 1 посл. к Кор. 6. 33. По изд. 1858. Спб. ч. 2. стран. 224–227. Снес. Злат. б. об Анне 1. Беседы к Ант. нар. По изд. 1840. Спб. т. 2. стран. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

470 Бл. Августин. Бесед. 149 на Деян. апост. гл. 6, чл. 7: твор. т. 5, ч. 1, стр. 492. Антверпен. 1700 г. 471 Бл. Августин. Бесед. в день св. апп. Петра и Павла: воскрес. чтен. год. 17, стр. 95–96. Киев, 1853–1854 г. 472 Бл. Августин. Бесед. 124 на еванг. от Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 599. Антверпен, 1700 г. Надобно помнить, что первенство вовсе не то, что верховная власть, которой домогаются папы. 473 Св. Киприан. Слов. о единст. Церкви: христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 25 (снес. с подлинником). 474 Св. Иоан. Златоуст. Бесед. 88 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 717. Спб. 1855 г. Те же причины указывает св. Златоуст (бесед. 38 на 1 посл. к Коринф., чл. 4: ч. 2, стр. 320–323. Спб 1858 г.) и в ответ на то, почему Спаситель явился, по воскрении, прежде всех ап. Петру. 475 «Не печалься, апостол. Отвечай трижды, дабы трижды победило исповедание любви, потому что трижды побеждена была в страхе надменность. Трижды должно разрешить то, что связал ты трижды: разреши любовию то, что связал ты страхом». Бл. Августин. Слов. в день св. апп. Петра и Павла: твор. т. 5, ч. 1, стр. 834. Антверпен, 1700 г. 476 Бл Августин. Слов. в день св. апп. Петра и Павла: в Воскресн. чтен. год 17, стр. 96. Киев. 1853–1854 г. 477 Бл. Августин. Бесед. 146 на текст из еванг. от Иоанна: твор. т. 5, ч. 1, стр. 488. Антверпен. 1700 г. 478 Св. Кирилл. александр. Толков. на еванг. от Иоанна: твор. т. 4, стр. 1118–1119. Париж, 1638 г. 479 Св. Кирилл. александр. Толков. на еванг. от Иоанна: твор. т. 4, стр. 1119. 1120. Париж, 1638 г. Снес. св. Григор. богослов. Слов. на св. свет. явлен. Господних: твор. ч. 3, стр. 269. Москва, 1844 г. Св. Амврос. медиоланск. Аполог. Давида гл. 10: твор. ч. 1, л. 223 на обор. изд. 1516 г. О вере кн. 5, гл. 1: твор. ч. 3, л. 121 на обор. и 122, изд. 1516 г. Св. Златоуст. Бесед. 88 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 717. Спб. 1855 г. Бл. Августин, Бесед. 123 на еванг. от Иоанна: твор. т. 3, ч. 2, стр. 595. Антверпен, 1700 г. Слов. 137 и 138 на текст из еванг. от Иоанна и Бесед. 253 на дни Пасхи: твор. т. 5, ч. 1, стр. 463, 469, 728. Антверпен, 1700 г. Слов. на день св. апп. Петра и Павла: воскресн. чтен. год. 17, стр. 96. Киев, 1853–1854 г. Бл. Феофилакт. Толков. на еванг. от Иоанна, л. 248 на обор. Москва, 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Истину эту выразил сам Он, когда, беседуя с учениками об отшествии своем к Отцу, сказал: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь аз, и вы будете ( Иоан. 14, 2. 3 ). И далее: уне есть вам, да аз иду; аще бо не иду аз, Утешитель не приидет к вам (16, 7). Потом со всею ясностию раскрыл св. ап. Павел в разных местах своих посланий. В одном месте он говорит, что Христос не в рукотворенная святая вниде, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас ( Евр. 9, 24 ); в другом прямо называет Его нашим предтечею на небеса (6, 20); в третьем выражается, что как Бог совоскресил нас со Христом, так точно и спосади на небесных во Христе Иисусе ( Еф. 2, 6 ), по вознесении Его на небеса; в четвертом, что мы наследницы Богу, снаследницы же Христу ( Рим 8, 17 ); в пятом дает наставление: аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе ( Кол. 3, 1–3 ). Действительность же вознесения Иисуса Христа на небо: 1) Предвозвещена была еще в ветхом Завете, например, в словах Псалмопевца: восшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех ( Пс. 67, 19 ; снес. Еф. 4, 8–10 ). 2) Затем, предсказана самим Спасителем: узрите, сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Иоан. 6, 62 ). Изыдох от Отца, и приидох в мip: и паки оставляю мip, и иду ко Отцу (16, 28). 3) Засвидетельствована Апостолами: Господь, говорит ев. Марк, по глаголании его к ним (ученикам), вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Марк. 16, 19 ; снес. Лук. 24, 50. 51 ; Деян. 1, 9 ). 4) Всегда была содержима и исповедуема православною Церковию в словах Символа: «(верую во Иисуса Христа) восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца». § 162. Окончится ли царское служение Иисуса Христа? Как единородный Сын Божий, воспринявший в единство своей Божеской Ипостаси человеческое естество, Господь Иисус, вошедши в славу свою, юже имел у Отца прежде мip не бысть ( Иоан. 17, 5 ), навсегда пребудет в этой вечной славе, навсегда останется Царем неба и земли, купно со Отцем и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010