Скачать epub pdf Глава 17 Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26). 1. Ин. 17:1 . После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Ин. 12:23, 28, 13:1, 31 д. После сих слов: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (14:31) и оконченной, вероятно, пред переходом чрез поток Кедрон в сад Гефсиманский (18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнётся Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Всё это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу Своему Небесному, сначала на Иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа, и Елеон, потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединении сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом её служит предстоящая великая жертва Христова и её необъятное значение для мира. – Возвёл очи Свои на небо: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие Которого особенным образом является на небесах (ср. 11:41; Деян. 7:55 ). – Отче, пришёл час: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. 12 и парал.). – Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового Царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к 13:31 и 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой, то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная в искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2–5) в более частных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слова в двунадесятые и великие праздники Слова в день Пятидесятницы и в день Святого Духа Дух Святой да снидет в сердца наши Настал великий праздник – праздник необычайной радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов (см. Деян. 2:1–11 ). И не только на апостолов: Дух Святой пришел в мир, во исполнение обещания Господа нашего Иисуса Христа: Не оставлю вас сиротами, пошлю Духа Святого, Утешителя ( Ин. 14:18, 15:26 ). И освятил Он землю, и будет вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой зримо сошел на апостолов в виде огненных языков. Такого больше никогда не было. Это произошло потому, что через апостолов святое Евангелие должно было утвердиться во всем мире. Они были первыми его проповедниками, первыми, кто понес свет Христов в мир. И Дух Святой огненными сотворил их сердца и умы, освятил и просветил их, напомнил им все, что они раньше слышали от Господа Иисуса Христа, и дал им силы весь мир вести ко Христу. Но разве на этом все кончилось? Разве Дух Святой ныне не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не исполнен был Им преподобный Серафим Саровский ? Он весь сиял благодатью Духа Святого, Который сошел на него не в виде огненного языка, но таким образом, что овладел всеми его помышлениями, желаниями, чувствами и стремлениями, пленив его. Так нисходил Дух Святой и на многих святых. И нам всем, недостойным нынешним христианам в Таинствах Крещения и Миропомазания подается благодать Духа Святого. Все ее получили, но не все сохранили. Многие потеряли это сокровище. Ибо подобно тому, как дым отгоняет пчел, смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подавая Свои святые дары, ибо Он есть Сокровище благих – Сокровище всех истинных и самых великих благ, какими может обладать сердце человеческое. Разве может воспринять их сердце нечистое? Разве может получить благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви? Как же нам приобрести сердце чистое? Как воздерживаться от постыдных грехов? Как уберечься от соблазнов врагов спасения нашего? Нужно неустанно, во все дни жизни нашей, каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну. И когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, рисует картины славной обеспеченной жизни, пробуждает в нас гордость, желание чести и славы, мы не должны принимать этого в сердце наше. Когда приходят подобные помыслы, мы должны сразу понять, что это искушение, и тотчас же начать всеми силами ума и сердца отгонять их, а не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый. Если же мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога Все свое догматическое учение Православная Церковь основывает на богооткровенной вере и почерпает из нее, поэтому и начинает Символ веры словом: «Верую». Этим она исповедует то, что все ее догматы, от первого до последнего, являются предметом веры. Последовательная в этом, она как Богом назначенный посредник, хранитель и истолкователь Святого Откровения не доказывает догматических истин, а лишь указывает на них, ибо они в своей богооткровенной данности содержат свое самое высшее оправдание. Догмат о бытии Бога является изначальным, ибо такое место ему принадлежит по самому Божественному домостроительству человеческого спасения: «Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть» ( Евр.11:6 ). Как все прочие, так и этот догмат Православная Церковь основывает на вере, что и выражает начальными словами своего Символа: «Верую во Единаго Бога». Поскольку благодаря вере она имеет Бога, ей не нужно и она не смеет догматическую истину Божественного Откровения превращать в логическую посылку человеческого умствования. Для нее бытие Бога – богооткровенная истина, в которую необходимо веровать и принимать верой, а не предположение, которое необходимо логически доказывать и на основе логических доказательств принимать, ибо от предположения до фикции расстояние и без того слишком малое. Она не доказывает существования Бога, а являет Его присутствием вечных божественных истин в себе и наличием сверхъестественного в природе и человеке. Догматическое учение Церкви о бытии Бога является таковым потому, что таково учение самого Святого Откровения, которое она в целости хранит и исповедует. Откровение не пускается доказывать существование Бога; оно являет Его в Его действиях. Об этом свидетельствует самое начало Откровения; там не доказывается, что есть Бог, а раскрываются Его дела как дела Того, Чье бытие предшествует всему, обусловливает всё и без Кого не может быть представлено никакое иное существование или создание чего бы то ни было: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ; ср.: Пс.88:12–13, 101:26, 135:5, 145:6 ; Ин.1:3 ; Деян.14:15 ; Евр.3:4, 11:3 ; Откр.14:7 ; Сир.18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятая. Архиепископ Филарет 1819–1821 Катехизис (katechesis) в переводе с греческого – поучение, наставление. Человек чаще всего бывает не готов воспринимать христианское учение, если сразу начнет с Евангелия. Для этого необходима подготовка в виде чтения катехизиса, содержащего основные положения христианского вероучения. Часто они бывают изложены в виде вопросов и ответов. Катехизис содержит ответы на наиболее распространенные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением. Прежде чем приступить к написанию своего катехизиса, Филарет составил и издал «Таблицы чтений из Священного Писания, церковной и гражданской печати, предназначенные для учебных целей». В них расписывалось, что нужно читать из Священного Писания в каждый день года. Выглядит это так: В Светлое Христово Воскресение на литургии Деян. 1, 1–8 . Ев. Ин. 1, 1–17 . В тот же день на вечерне Ев. Ин. 20,19–25 . Понедельник Деян. 1, 12–17, 21–26 . Ев. Ин. 1, 18–28 . Вторник Деян. 2, 14–21 . Ев. Лк. 24, 12–35 . Среда Деян. 2, 22–36 . Ев. Ин. 1, 35–51 . Четверг Деян. 2, 38–43 . Ев. Ин. 3,1–15 . Пятнит Деян. 3, 1–8 . Флп. 2, 5–11 . Ев. Ин. 2, 12–22 . Суббота Деян. 3, 11–16 . Ев. Ин. 3, 22–33 . 2 неделя, о Фоме Воскресенье на утрени Ев. Мф. 28, 16–20 . На литургии Деян. 5, 12–20 . Ев. Ин. 20, 19–31 . Понедельник Деян. 3, 19–26 . Ев. Ин. 2, 1–11 . Вторник Деян. 4, 1–10 . Ев. Ин. 3, 16–21 . Среда Деян. 4, 13–22 . Ев. Ин. 5, 17–24 . Четверг. Деян.4, 23–31 . Ев. Ин. 5, 24–30 . Пятница Деян. 5, 1–11 . Ев. Ин. 5, 30 – 6, 2 . Суббота Деян. 5, 21–33 . Ев. Ин. 6, 14–27. 3 неделя, о Мироносицах Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9–20 . На литургии Деян 6, 1–7 . Ев. Мк. 15, 43 – 16, 8 . Понедельник Деян. 6, 8 – 7, 5, 47–60 . Ев. Ин. 4, 46–54 . Вторник Деян. 8, 5–17 . Ев. Ин. 6, 27–33 . Среда Деян. 8, 18–25 . Ев. Ин. 6, 35–39 . Четверг Деян. 8, 26–39 . Ев. Ин. 6, 40–44 . Пятница Деян. 8, 40 – 9, 19 . Ев. Ин. 6, 48–54 . Суббота Деян. 9, 20–31 . Ев. Ин. 15, 17 – 16, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Предисловие I. Речь и молитва по поводу избрания Апостола на место Иуды (Деян.1:15–26) Общие характеристики в Деяниях Время произнесения речи Место произнесения речи Ипероон в доме на Сионе Собрание, в котором произнесена речь Первенство Ап. Петра в собрании Восстановление числа 12 в лике Апостолов Общий характер речи Главная мысль и план речи Изъяснение речи. Ст. 16 б Связь мыслей в 1 части речи Поставление двоих Кто произнёс молитву Молитва ст. 21 б –25 Жребий II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Пятидесятница Час произнесения речи Οκος (дом) Сонм глоссолалов Глоссолалия в день Пятидесятницы Общий ход событий Изъяснение речи Ст. 14 б Обращение к слушателям План и главный предмет речи Общий характер и строй основной части речи Перерыв речи и продолжение её Дальнейшая беседа Апостола Ст. 40 Обращение трех тысяч III. Речь по поводу исцеления хромого (Деян.3:4–6, 12–26) Время произнесения речи Место произнесения речи Исцеление хромого и слова, сказанные Ап. Петром Вопрос о достоверности и источниках рассказа Общий характер речи План речи Слушатели ст. 1 Изъяснение речи ст. 12 Результат речи IV. Речь перед синедрионом (4:8–12, 19, 20) и молитва в собрании верующих (24–30) Собрание синедриона (время и обстановка речи) Повод, которым Апостол привлекается к ответу Общий характер и содержание речи Изъяснения речи. Ст. 8 б –10 Освещение 19–20 стиха с богословской точки зрения Молитва. Кто автор молитвы? Общий характер и содержание молитв Объяснение молитвы. Ст. 24 б –25 а Заключение молитвы V. Речи к Анании и Сапфире (5:3–9) Время произнесения речи Обстановка события Сомнения в подлинности рассказа Историко-апологический анализ речей Изъяснение речей со стороны вероучительной VI. Второй ответ синедриону (5:29–32) Время события Остановка и общий характер речи Объяснение речи. Ст. 29 б VII. Обличение Симона волхва (8:20–23) Время речи Повод речи; достоверность события Характер и содержание речи VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 Время событий Повод произнесения речей Достоверность рассказа Особенности речей 1) Речь к Корнилию и близким его (10:26–29, 34–43) Предварительное вступление План огласительной речи 2) Речь в Иерусалиме пред верующими (11:5–17) План речи Изъяснение её Слова по освобождении из темницы IX. Речь на соборе (15:7–11) Время событий Достоверность событий Общий характер и строй речи Вместо заключения Особенности богословия и стиля речей Богословие Характер Ап. Петра по Евангелии Св. Пётр – Апостол обрезания Свидетельство о Христе Иисусе Эсхатология  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Понятие об истинном Боге затемнилось между людьми, и истинная религия была близка к исчезновению с лица земли, когда Господь, для сохранения залога откровения, избрал Аврама, названного позднее Авраамом, и повелел ему ( Деян.7:2–4 ) покинуть свое отечество, Ур Халдейский, 1223 теперешний Mugheir, и отправиться из Харрана со своим отцом Фаррою, женою Сарою и племянником Лотом. Фарра умер в Харране. Книга Деяний прямо передает нам, что Аврам покинул этот город лишь по смерти своего отца ( Деян.7:4 ). Отсюда происходит хронологическая трудность. По книге Бытия ( Быт.11:26 ), Фарра был 70-ти лет во время рождения своего сына Авраама, и умер в возрасте 205 лет ( Быт.11:32 ). Но мы читаем в другом месте кн. Бытия, Быт.12:4 , что Аврааму было 75 лет, когда он вышел из Харрана. Таким образом, Фарра имел тогда лишь 145 лет, и для достижения возраста 205 лет ему должно было прожить еще 60 лет после своего отправления, вопреки тому, что читаем о нем в речи св. Стефана, в Деяниях (7:4). Для решения этой трудности предполагали, что цифра 205 в кн. Бытия (11:32) есть ошибка переписчика, или скорее, что место этой книги, где сказано: „Фарра жил 70 лет и родил Авраама, Нахора и Арана“ (11:26), должно понимать в том смысле, что патриарху было 70 лет не во время рождения Авраама, но во время рождения Арана. Этот последний был старшим и его два брата явились на свет гораздо позднее. Правда, ничто не доказывает, что Аран был старший; текст ( Быт.11:26 ), кажется, указывает противное, но можно допустить, что в этом стихе Аран был наименован первым, как отец евреев; но что, кажется, доказывает, что Аран был старейшмм из всех, так это то, что его дочь Милха вышла замуж за его брата Нахора ( Быт.11:29 ). Даже более, по Иосифу Флавию, бл. Иерониму, Абульфеду, 1224 Иеша, сестра Милхи, была не кто другая, как Сара, жена Авраама; итак, она была поэтому сестрою Лота, сына Арана, что лучше изъяснит нам, почему Лот, называемый братом Авраама ( Быт.14:14:16 ), следует за этим последним в Ханаан. Понятно, что младшие братья женились на дочерях их старшего; но почти невероятно, чтобы два старших брата были женаты на дочерях их самого младшего брата. – Другая причина думать, что Авраам был самый младший из детей Фарры, та, что Ревекка, которая вышла замуж за Исаака, сына Авраама, была младшею дочерью Нахора, второго сына Фарры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗЫ КОДЕКС [Лат. Codex Bezae, Codex Cantabrigiensis], один из важнейших пергаменных списков греч. и лат. текста НЗ V в., содержащий Четвероевангелие и Деяния святых апостолов (D 03 по Грегори-Аланду). Назван по имени Т. Безы , последователя Ж. Кальвина ; второе название по месту хранения в б-ке ун-та Кембриджа (Cambridge. Univ. Libr. Nn. II 41), куда рукопись поступила в дар от Безы в 1581 г. Б. к. написан унциальным письмом в одну колонку по 33 строчки на страницу, размер 26 ´ 21,5 см. Сохранилось 415 листов, греко-лат. билингва (греч. текст слева) для чтения за богослужением. Рукопись содержит 4 Евангелия в порядке Мф-Ин-Лк-Мк (т. н. «западный порядок»), затем следуют 3 Ин 1-11 (только лат. текст) и Деян. Утрачены в греч. тексте Мф 1.1-20; 7-16]; 6. 20-9. 2; 27. 2-12; Ин 1. 16-3. 26; 14-20. 13]; [Мк 16. 15-20]; Деян 8. 29-10. 14; 21. 2-10; 16-18; 22.10-20; 22. 29-28. 31, а в лат. Мф 1. 1-11; 21-3. 7]; 6. 8-8. 27; 26. 65-27. 1; Ин 1. 1-3. 16; 2-20. 1]; [Мк 16. 6-20], Деян 8. 20 - 10. 4; 20. 31-31. 2; 7-10; 22. 2-10; 23. 20-28. 31 (фрагменты в квадратных скобках восполнены в Х в.). Лишь текст Лк сохранился полностью. Беза указывал, что Б. к. происходит из мон-ря св. Иринея в Лионе, разграбленного гугенотами в 1562 г. Утверждение Безы, что кодекс хранился там долгое время в небрежении, вступает в противоречие с фактом использования Б. к. на Тридентском Соборе в 1546 г. и в издании Этьенна (Стефануса). Труды международного коллоквиума 1994 г., посвященного Б. к. (Codex Bezae: Stud. from the Lunel Colloquium, June 1994/Ed. D. C. Parker, C.-B. Amphoux. Leiden, 1996), показали, что совр. наука не имеет единого мнения относительно Б. к., начиная с вопроса о месте его создания. Традиционно считается, что кодекс появился в двуязычной (греко-лат.) среде на Западе, в Галлии, вероятнее всего в Лионе ( Holtz L. L " Écriture latine du Codex de Beze//ibid. P. 14-58), однако К. Аланд локализует его в Сев.

http://pravenc.ru/text/77820.html

А.М. Смулов 3. Анализ источников и литературы, относящихся к формулировке принципов православной миссии Понятно, что ни в Св. Писании, ни в последующих трудах приведенных авторов, за исключением современных, исследовавших именно вопрос принципов миссии, прямо не указывается на тот или иной миссионерский принцип, но в то же время возможно формулирование принципов, исходя из излагаемого контекста. В Св. Писании формулировка принципов миссионерской работы новозаветного времени возможна по прочтению Книги Деяний и Апостольских посланий, в первую очередь посланий апостола Павла. Зададимся целью сформулировать миссионерские принципы на основе анализа книги Деяний, для этого выполним подбор стихов и охарактеризуем их содержание (см. табл. 2). Таблица 2. Определение миссионерских принципов на основе содержания избранных стихов книги Деяний Стихи книги деяний Содержание принципа Категория принципа «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Божественное предопределение к миссионерскому служению. Божественно-богословская. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» ( Деян.1:23–26 ). Божественное предопределение к миссионерскому служению. Божественно-богословская. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?» ( Деян.2:6–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010