Деян.18:20 .  Когда же они про­сили его по­быть у них долее, он не согласил­ся, Деян.18:21 .  а про­стил­ся с ними, ска­за­в: мне нужно непремен­но про­вести при­ближа­ю­щийся праз­дник в Иерусалиме; к вам же воз­вращусь опять, если будет угодно Богу. И отправил­ся из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.) Обычная проповедь Ап. Павла в синагоге пришлась, по-видимому, по сердцу ефесских иудеев, которые «просили его побыть у них долее», но " «приближающийся праздник в Иерусалиме»«, – вероятно, Пасхи или Пятидесятницы – было «нужно непременно провести» апостолу (почему? неизвестно) «в Иерусалиме», и он не мог исполнить их просьбы, обещая вернуться опять, что и исполнил ( Деян.19:1 ). «Если будет угодно Богу» – ср. Иак.4:13–16 . Деян.18:22 .  Побывав в Кесарии, он при­ходил в Иерусалим, при­вет­с­т­во­вал церковь и отошел в Антиохию. «Побывав в Кесарии», так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины, где апостол высадился после переезда через море. Кратковременное пребывание Павла в Иерусалиме, без указания на особенную какую-либо деятельность его в этом городе, объясняется, вероятно, осторожным опасением его, как бы не возбудить излишнего раздражения иудеев, могущего расстроить его дальнейшие планы, как случилось в следующее посещение им Иерусалима ( Деян.21 и дал.). Посему, боясь не смерти и страданий за Христа, а лишения возможности проповедать Слово Божие, он спешит в новое путешествие в языческие страны ( Деян.18 и д.). Апостол направляется прежде всего в «Антиохию» Сирийскую (см. Деян.11:19 ). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Златоуст). Деян.18:23 .  И, про­ведя там несколько време­ни, вышел, и про­ходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех уче­ников. Отправился... – начало третьего апостольского путешествия Павла. «Проходил страну Галатийскую и Фригию, – см. к Деян.16:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Риме первоверховный Ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего ( 2Пет.1:14 ), и это вскоре исполнилось. По повелению Нерона, который злился на Ап. Петра за погибель Симона волхва и за обращение любимых жён, Апостол 29 июня в 67 году по Р. X. был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая сим образом смерти показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя. Святой Ап. Павел, называвшийся до Апостольства своего по-Еврейски Савл, был родом Еврей из колена Вениаминова, из знатного Киликийского города Тарса ( Деян.21:39 ), имел право Римского гражданства, данное его предкам ( Деян.22:25–29 ); по закону фарисей ( Флп.3:5 ), Савл тщательно воспитан был в законе отеческом, так что пламенно ревновал по Боге ( Деян.22:3 ). Он имел и внешнюю учёность ( Деян.26:24,17:28 . Тит.1:12 ), знал и ремесло скинотворства ( Деян.18:3 ). Воспитание его вверено было законоучителю Гамалиилу, уважаемому всем народом ( Деян.5:34 ). Но ученик вначале не только не показывал наклонности к христианству, какую имел его благоразумный начальник, напротив пламенная ревность Савла к Иудейству вдыхала ему сильную ненависть против христиан. Ещё в юности своей Савл одобрял убиение архидиакона Стефана и стерёг одежды побивавших его ( Деян. 7:58,8:1,12:29 ). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних, Савл терзал Церковь Христову, входя в дома христиан, влача мужчин и женщин и отдавая в темницы ( Деян.8:3 ). Он даже выпросил у синедриона власть преследовать христиан повсюду и связанных приводить в Иерусалим; поручение синедриона исполнял со всем тщанием. Он повествует сам о себе ( Деян.11:1–28,22:3–15,26:9–18 ): «я думал, что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея, и я делал это в Иерусалиме. Получив от первосвященников власть, я многих святых (т. е. христиан) заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам многократно мучил их и преследовал их даже и в чужих городах. В сих мыслях (около 35 года по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Деян.27:21 .  И как долго не ели, то Павел, став по­среди них, сказал: мужи! надлежало по­слушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затрудне­ний и вреда. Деян.27:22 .  Теперь же убеждаю вас ободриться, по­тому что ни одна душа из вас не по­гибнет, а только корабль. Деян.27:23 .  Ибо Ангел Бога, Которому при­надлежу я и Которому служу, явил­ся мне в эту ночь Деян.27:24 .  и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно пред­стать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Деян.27:25 .  Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне ска­за­но. Деян.27:26 .  Нам должно быть выброшен­ными на какой-нибудь остров. «Долго не ели...» – конечно, от страшной качки и от сильного беспокойства за свою судьбу. Недостатка провианта на корабле, по-видимому, не было: на нем еще оставалось довольно пшеницы ( Деян.27:38 ). В минуты всеобщего уныния и отчаяния апостол проливает в души всем отрадный луч надежды – объявлением бывшего ему откровения, что никто не погибнет, только корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу» (ср. Рим.1:9 ) – этими выражениями апостол возбуждает доверие слушателей к словам своим, как человека, близкого к Богу и всецело преданного Ему. «Явил­ся мне в сию ночь» – как? во сне или видении наяву (ср. к Деян.25:11 ), не видно из текста. «Тебе должно предстать пред кесаря» – для решения твоего дела ( Деян.25:11, 12 ). Следовательно, апостолу не суждено погибнуть в море, как бы ни была велика опасность. И не только апостолу, а – вместе с ним и ради его – и всем его спутникам будет спасение: «Бог даровал тебе всех плывущих с тобою...» – в силу того же самого Своего милосердия! по которому прежде ради немногих праведников Он высказывал готовность сохранять от погибели целые города ( Быт.18:22–32 ). Для большого удостоверения в безопасности апостол указывает на свою веру откровению Божию, которая действительно не могла не действовать посреди всеобщего отчаяния, и уверенность, что вскоре всем им надлежит быть выброшенными «на какой-нибудь остров».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.23:11 .  В следу­ю­щую ночь Го­с­по­дь, явив­шись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свиде­тель­ствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свиде­тель­ство­вать и в Риме. «Явясь ему» – как? во сне или состоянии экстаза (ср. Деян.22:17–18 ), из текста не видно. Слова Господа, явившегося Павлу, и ободряют его, чтобы он не боялся иудеев, и предвозвещают продолжение его любимого проповеднического служения в самом центре языческого мира – Риме. Это – и лучшая защита узника, и лучшее ему утешение. Деян.23:12 .  С наступле­нием дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. «Некоторые иудеи» – вероятно, из прежних малоазийских гонителей Павла ( Деян.21:27 ), не без поощрения и содействия новых врагов его, саддукеев. «Заклялись» – наложили на себя обет с клятвою, т. е. с призыванием на главу свою проклятия Божия, если они вкусят пищу, не исполнив своего намерения. Такая формула заклятия содержит в себе сильнейшее побуждение к немедленному и неустранимому ничем осуществлению предпринятого замысла. Деян.23:14 .  Они, при­дя к первосвящен­никам и старей­шинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, по­ка не убьем Павла. «К первосвященникам и старейшинам» – несомненно первосвященнической партии. Ее согласия и одобрения было достаточно, чтобы убедить Синедрион на вторичное собрание по делу Павла. Для сего достаточно было обратиться уже к одному первосвященнику, способному, по свидетельству Иосифа Флавия, на какое угодно преступление. Деян.23:16 .  Услы­шав о сем умысле, сын сестры Павловой при­шел и, войдя в крепость, уведомил Павла. «Сын сестры Павловой» О нем, кроме здесь сказанного, ничего более неизвестно. «Вошедши в крепость». Вероятно, апостол после объявления о своем римском гражданстве содержался в крепости без особенных строгостей, так что к нему могли иметь доступ родные; так было и в Кесарии после ( Деян.24:23 ), и в самом Риме ( Деян.28:16 ). Деян.23:17 .  Павел же, при­звав одного из сотников, сказал: отведи этого юношу к тысяченачальнику, ибо он имеет нечто ска­за­ть ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, апостол Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Раннехристианская проповедь — это и проповедь о Духе Святом; это отличает новозаветную Церковь от наследия Крестителя. Но вместе с тем в ней содержится возможность стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих Апостолов и всех верующих, — исключение, продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17–19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним Апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом. Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28). Впрочем, евангелист Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять то, что они собираются делать (Деян 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, апостол Павел понуждается ( Духом свидетельствовать о Христе (Деян 18:5). Здесь это показывается как соработничество, когда личное произволение и делание Апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого. 3. Апостол Иоанн Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три Послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное”, написанное для общего назидания Церкви 27 как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю и к некой благочестивой (избранной) госпоже. Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: Святой Дух, Дух истины и Утешитель; из них только термин Святой Дух используется в Ветхом Завете 28 . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в писаниях апостола Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Деян.9:25 .  Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. «Ученики же...», т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене», т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор.11:32 . Деян.9:26 .  Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник. «Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενμενος δ ο Σαλος... – точнее слав.: «пришед же Савл..». Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола ( Гал.1:18 ), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – Деян.9:23 ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения ( Гал.1:18–24 ). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества ( Деян.4:36–37 ), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня). Деян.9:27 .  Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса. «Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел ( Гал.1:19 ). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( Деян.9:32 и д., Деян.10 , Деян.12:17 ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жизнь христианская Люди, услышавшие проповедь апостола Петра, умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37–38). Обращение ко Христу начинается с покаяния и крещения. Чтобы стать христианином, нужно измениться и начать новую жизнь. Ведь и у самих апостолов началась совершенно новая жизнь. Еще совсем недавно апостолы не могли найти в себе сил поверить женщинам, видевшим пустой гроб Христов (см.: Лк. 24, 11), и из-за страха перед иудеями запирали двери дома, в котором собирались (см.: Ин. 20, 19). Теперь же апостол Петр смело проповедует перед множеством людей, смело свидетельствуют о своей вере перед первосвященниками и старейшинами (см.: Лк.4, 8–12). Смелость и сила слов апостола Петра и других приводят многих в изумление, потому что все знают, что ученики Христа — люди некнижные и простые (Лк. 4, 13). Но мудрость и сила свидетелей Христовых — не в книжной премудрости или учености, их сила в благодати Духа Святого. Ведь апостол Петр говорит не от себя, но исполнившись Духа Святаго (Лк. 4, 8). И даже услышав запрет проповедовать о Христе, апостолы отвечают членам Синедриона: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Христианин не может молчать, не может не свидетельствовать о своей вере. Начало гонений Мир противится проповеди. Апостолов заключают в темницу (см.: Деян. 5, 18), бьют и запрещают проповедовать (см.: Деян. 5, 40). Но можно ли противиться Богу? Известный фарисей и член Синедриона Гамалиил предупреждает своих собратьев о том, что если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Происходит то, что станет самым сильным знаком свидетельства о Христе, к которому должен быть готов каждый христианин. Апостолы избирают семерых мужей для раздачи пропитания вдовам, чтобы не было споров (см.: Деян. 6, 1–5). Но избранные апостолами мужи занимались не только попечением о неимущих. Один из них — Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8). Обвиненный в хуле на Моисея и на Бога (Деян. 6, 11), Стефан предстал перед Синедрионом.

http://pravoslavie.ru/68568.html

Апостолов Павла и Силу повели на площадь, велели сорвать с них верхнюю одежду и бичевать их и позднее заключить в темницу. Очевидно, расправа учинилась без судебного разбирательства, так как городские служители ещё не знали о римском гражданстве Павла и Силы, а после испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города ( Деян.16:38–39 ). Далее миссионеры, следуя через Амфиполь и Аполлонию, пришли в Фессалонику. Апостол Павел на протяжении трёх суббот проповедовал в иудейской синагоге. Многие из иудеев присоединились к Павлу и Силе, также за ними последовали эллины и знатных женщин немало ( Деян.17:4 ). Следуя через Верию, Павел прибывает в Афины. «Это была уже истинная Эллада, без чужеземных примесей, гордая своим великим прошлым» 160 . Встретили Павла недоброжелательно: Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах» ( Деян.17:18 ). Причиной спора была проповедь апостола об Иисусе Христе и Его Воскресении. Апостол Павел, встав среди Ареопага, обратился к окружающим, возвестив: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны ( Деян.17:22 ), и начал излагать учение о Боге краткими, но очень убедительными словами. Несмотря на его убедительную речь, «за исключением двух-трёх обращений, в том числе одного члена Ареопага, в Афинах Павел не имел никакого успеха. Уверовавших было так мало, что они не смогли образовать даже небольшой общины» 161 . Павел покинул Афины и пришёл в Коринф, где встретился с Акилой и Прискиллой, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Деян.18:3 ). Согласно Деяниям, апостол Павел проповедовал в этом городе год и шесть месяцев ( Деян.18:11 ). Пастырский дар его раскрылся в этом городе в полной мере, и многих он привлёк к истинной вере. Далее через Ефес и Кесарию, где апостол сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями ( Деян.18:19 ), он прибывает в конечную точку своего путешествия – Антиохию (сирийскую).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010