316 Cypr. De unit. eccl. f. 108. – M. Филарет Слова, изд. 1848 г. II. 97, у Городк. 259: «Никто никогда не приписывал Христу многих тел». 321 Пр. Катехизис чл. 9. – Iust. Apolog. 1. 16. Cypr. Ер. 54. Herm. Past. lib. III. Sim. 9. c. 14. И. Злат. Беседы на посл. к Еф.стр. 48. 194. « Церковь часто болела опасно припадками ересей», – читаем мы в деяниях VI вс. собора, – «но не иначе получала уврачевание православия, как посредством приглашения благочестивых и христолюбивых царей и совещаний и собраний богоносных иереев»; собрания имеют ту цель, «чтобы отсечь непотребство сгнившего или соблазнительного члена, особенно, когда он не примел уврачевания, а все прочее тело Христово укрепить пластырем, т.е. догматами благочестия, говоря словами Евангелия, чтобы погиб один член и спаслась полнота целой Церкви». См. Деян. вс. соб. в рус. пер. Каз. 1871. V Ι. 541. 323 Толкование этих иноплеменников св. Григорий Богослов дает в своем прощальном слове, произнесенном во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов. По рус. пер. сл. 42-е. Твор. Гр. Бог. Моск. 1844, IV. 41. 326 Под этим зверем, τον νν παναστντα θρα, св. Григорий разумеет императора Юлиана Отступника. 329 I. Chrys. In ер. ad Eph. с. III. hom. VI. Opp. ed. Montf. Par. 1838. XI. 50; рус. пер. стр. 101. Тоже говорить св. Григорий Бог. См. его Твор. рус. пер. Моск. 1844. II. 183, при чем не щадить и «некоторых вельмож – более златолюбивых, нежели христолюбивых.., сомнительных родом, но отъявленных нечестием». Там же, стр. 195. S. Greg. Naz. Orat. 21. Opp. ed. Colon. 1690. I. pag. 385 D. 330 I. Chrys. In ep. ad Eplies. с. IV. bom. X. Opp. ed. Montf. Par. 1838. XI. 91; рус. пер. стр. 177. Подобное же см. у св. Всил. В. Твор. рус. пер. Моск. 1846. III. 352. 331 Iren. Haer. lib. III. с. 4. § 1. lib. V. с. 20. § 2. Clem. Alex. Paedag. lib. 1. 6. c. f. 116. Cypr. De unit. eccl. f. 109. Ep. 72. De orat. dom. f. 141. Iust. Dial. c. Tryph. n. 42. Tertull. Apol. c. 37. Adv. Iud. c. 7. И. Злат. Беседы на посл. к Еф. стр. 167–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

1689 Mansi t. XII, col. 1127-С. cnf col. 1146-Е sqq. Несогласие между надписанием граматы, как оно провозглашено на соборе, и содержанием ее (см. прим. 153) отмечено Гефеле и объясняется им следующим образом: архиереями, по его мнению, в данное время в Греции назывались не одни только епископы, но и высшие пресвитеры, особенно жившие в монастырях (а. а. О. S. 453 Anm. 3). Но Гефеле не делает ни одной ссылки в пользу своего предположения и тем заставляет сомневаться в его основательности. Можно даже думать, как раз наоборот: по-видимому, слово ρχιερες в данное время прилагалось по преимуществу к главным иерархам, как особенно почетный титул. см. Theoph. Chron. р. 407 – о Германе и р. 461 – о Тарасии. 1690 Mansi t. XII, col. 1076-D. cnf t. XIII, col. 459–460-В. Деян. вс. соб. в р. пер. т. 7, стр. 320. 1691 Theoph. Chron. p. 461, cnf. Chron. trip. p. 306:7-e августа, – но сам Тарасий во вступительной речи к отцам собора говорит, что это было κατ τς καλνδας αγοστου μηνς – т.е. 1-го августа (Mansi t. XIi, col. 999–1000-D, cnf. t. XIII, col. 501-E). 1692 Vita Tarasii p. 10, 13: πνοι περ τε τν θεαν γραφν κα τν πατρικν λογων τς ποδεξεις. 1693 Mansi t. XII, col. 1085–1086-B: κα ατο δ μες γραφικς κα ρευνητικς κα σελλογιστικς κα ποδεικτικς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαθητευθντες. 1699 Vita Tarasii р. 9. 15 Mansi ibid col 999–1000-Д Theop. Chron. р. 461: один из древнейших и лучших храмов столицы; построен Константином вел., украшен Юстинианом, лежал в средине города; был усыпальницей императоров Morcelli. Calendarium ecclesiae Cpl. t. 1, p. 191, cnf Netelea a. O. S 456. Anm. 4. 1702 Vita Tarasii p. 9, 35–39–10, 1–7 Theoph. Chron. p. 461. Mansi, t. XII col 991-A; cnf col 999-D-E. cnf t. XIII, col. 459–460-C. 1703 τν βασιλων ν τος κατηχουμνοις ρντων Theoph. Chron. p. 461. Ο катехуменах см. Е.Ε Голубинского. История Рус. ц-и, 2-я пол. тома, стр. 206–207. 1707 ibid, col, 999-E: πρς βραχ δοξαν κωλβαι το λαληθναι κα βεβαιωθναι τ τς ληθεας εσεβ λγαν.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

199 Orat. adv. Consm. Cob., с. 21, col. 337; Theophan. 439, 442, 448; Cedren. CXXI, 881 ВС; G. Hamart. lib. IV, c. 253 n. 1, col. 932 – 933 A, (id. в изд. De Boor 75l); Leon. Gramm. 181, 189; Zonarae, lib. XV, c 7, col. 1833 C, 1340 C; Mich. Glyc., p. IV, col. 528 C; Nicephori II Antirr. c. 4, III с. 53, col. 341 CD, 477 В; Apolog. min. c. 3, col. 837 A, в р. пер. II, 107108, 213, I, 128; Stephani Vita Steph., col. 1121 A; Epist. ad Theophil. c. 13, col. 361 A; Theostirictita Nicetae, n. 29, p. 260 – Append. n. 28, p. XXIV; Константина рассказ о перенес. мощей св. Евфимии, гл. I § 10 в Acta ss. Sept. V, 278; Σνοψ. χρον. неизвестного (XIII в.) в Σϑα Мεσ. βιβλ. VII, 126 и др. 201 Germani epist. ad Syn. 156161, в р. перев. в Деян. Вс. Соб. VII, 325330; посл. Иерусал. патр. Феодора, Mansi XII, 1143, Дeяh. VII, 216217; I . Damasc. I orat. с. 19, III orat. с. 33, col. 1249, 13521353, в р. пер. Бронзова, 1516, 111112; Or. adv. Const. Cab., с. 2122, col. 340. 204 Nicephori Apol. min., с. 3, col. 837 А, в р. пер. I, 128. Подобное же читаем в опровержении вероопределения собора 754 г.; отвергнув иконы, «они отвергли... и приношение ходатайств пред Богом. И это знают все: уж таков обычай еретиков, что, как скоро они пренебрегли истиною в одном слове и совратились с пути истинного, то впадают уже во многие и различные заблуждения». XIII, 349, Дeяh. VII, 565 . 206 Theophan. 415, 435; Cedreni 892 С, 893 В; G. Hamart. lib. IV, с. 253 n. 27, col. 941 А в изд. De Boor 756]; Leon. Gramm. 180182, 185; Zonarae lib. XV, c. 5, 7, col. 1328 C, 1333 B; Nicephori II Antirr. c. 4, col. 341 С, в p. пер. II, 107. Lombard 117119 сомневается в этом. 207 Собор 754 г. в своем вероопределении подвергает анафеме тех, кто не исповедует этих догматов. Mansi XIII, 349, Дeяh. VII, 565566 . В этом отношении, как и во многих других, мы находим аналогию иконоборческим отрицательным мнениям в мнениях жидовствующих XVXVI в. и отчасти стригольников XIVXV в. в России. 209 Stephani Vita Steph. Jun. 1112 AB, 1128 C, 1136 B: οδεμα παραμυϑα τ ψυχ μου, говорил Константин, δι τος λυμαινομνους μνημονετους. G. Hamart. lib. IV, c. 253 n. 49, col. 952 C (в изд. Boor 764); Theostir. Vita Nicetae n. 29, Append. p. XXIV; Nicephori III Antirr. c. 77, 80, col. 517 A, 524 А, в p. пер. его твор. II, 243, 247; Epist. ad Theophil. c. 13, col. 361 B, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Глава α», начиная со ст. 309В в середине, представляет общее сходство с введением и заключением 3 Слова, гл. α«–γ» (Migne 94, 1317–1321) и μβ» (1357D), или с тождественными главами β»–ς» 2 Слова; сравни также заключение 1, 1284Α. Глава γ», 316В и ς», 321D: καθς κα πατρ μν Χρυσστομος επεν (και Χρυσ. πς επεν δτι) γ κα τν κηρχυτον γραφν γπησα. 2 Слово (1313Β), 3 Слово (1400CD) 131 . 3) Там же, следующие слова: κα δ γιος Βασλειος δ μγαε πατρ μν, γκωμιζων τος γους τεσσαρκοντα, λγει (цитата). 3 Слово (1361Α). Это место из Василия В. цитуется в исповедании покаявшегося иконоборца еп. Феодосия аморийского, Деян. вс. соб. 7, 44. См. выше § 1, 8 в конце. Цитата восстановлена в А по намеку N и Дамаскину. 4) Там же, 317 А, цитата из Златоуста ες τν νιπτρα дополнена по 3 Слову 1408С. 5) Гл. ε», 321В, ссылка на текст Мф.22:21. 3 Слово гл. μα» (1333С) и μα» (1357А). 6) Гл. θ». Мысль, что видимый и материальный человек не может покланяться невидимому аналогична 3 Слову гл. ιβ» (1336АВ). 7) Глава ι» вообще сходна с 1 Словом, 1281CD. В частности сличи: А. ρ ατς δ πιστος κα λγι Τς στιν οτος δ σταυρομενος; τς στιν οτος δ νιστμενος κα καταπατν τν το γηραιο τοτου; οχ κ τς εκνος ατν διδσκεις, λγων Οτος δ σταυρωμνος Υδς το Θεο στιν, δς δι τς μαρτας το κσμου σταυρθη. Οτως ε τις τον Χριστν εκονση σταυρομενον κα ρωτηθ. Τς οτς στιν; Χριστς δ Θες, ρε, δ δι» μς σαρκωθες. 8) Глава ιβ» по мысли развивает цитату из Дионисия Ареопагита , предложенную у Дамаскина в 3 Слове, 1360В. 9) Последняя глава κε», за вычетом отрывка, взятаго из N (выше § 1, 10), сходится с 3 Словом, гл. δ» и μβ», или 1 Словом, конец, отчасти буквально: А. А) μες δ ρευνσωμεν τς γραφς κα τς παραδσεις τν γων πατρων μιμησμεθα – – – III, δ«(1321Β). Τ ον μες φαμεν πρς τατα; τ λλο, ε μ τ ,π το Κυρου ερημνον. ρευντε τς γραφς καλ γρ τν γραφν ερευν. b) ς (ερνης) γνοιτο πντας μς πιτυχεν, χριτι κα φιλανδρωπα τ. Κ. μ. (славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

" Егда несть ту архиерея, говорит Никон Черног., таковем не дается Дух Святый якоже веруем; И егда то имут, его же не прияша таковем образом, како инем подадут знамение на духовные службы». (Такт. сл. 23, л. 41 об.). Во 2-х из того, что без них нет хиротонии, так как её совершать могут только епископы. «Епископа да поставляют два или три епископа». (1-е пр. св. апост.; I, 4; VII, 3; Карф. 60, 13; Ант. 19, 23 и др. кн. пр.) «Пресвитера и диакона и проч. причетников да поставляет един епископ». (2-е прев. ап. кн. пр.). «Слыши: ни един же священнодействовати иерей может в Дусе, говорит Симеон Сол., или ино что действовати, аще не хиротонию имать, сия же от архиерея есть, убо архиерейство чрез того действует», (гл. 77, л. 104 об.) Он же говорит: «(Епископ) преподательную един имать благодать, того ради един, и хиротонии, и миро действует, чрез сия же два достизает всюду и вся той (сам) действует» (гл. 76, л. 104) ... «иереи же тоя благодати не имут» (л. 404 об.). Ещё читай выше: ап. Павла, Епифания и из М. Катих. В 3-х из того, что без них нет мира и антиминса, освящать которые и вообще совершать тайны могут только епископы. «И помазанию творение, рекши миру совершение... от пресвитера да не будет» (Карф. 6 пр.). Толков. «Святое миро творити и совершати... пресвитеру не оставляти того творити, но от епископ таковым подобает быти». (Кормч.). Ещё читай выше: Дионисия ареопаг, (гл. 5 стр. 263) и Симеона Сол. (гл. 76. л. 104). «Добри суть священницы и слова служителие, говорит св. Игнатий бог., но лучший есть архиерей он, ему же единому вверена быша святая святых и тайны Божия» (Филад. л. 23) «Тем (архиереем) вся божественные тайны, говорит Симеон Солун., и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение... и Христовы чрез тое вся тайны» (гл. 77, л. 104). «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих», говорит ап. Павел. ( 1Кор. 4:1 ). «Кто может сия тайны строити: отв. Никто же разве святителей хиротонисанных» (Б. Катих. л. 358). Ещё читай выше: Злат, деян. VII вс. соб. и Симеон. Солун. и Игнат, бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

«Я вторично молился пред Господом, как и в первый раз, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло пред Господом Богом вашим, прогневив [Его]; я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас, чтобы погубить вас. И послушал меня Господь на сей раз и разгневался на Аарона, говоря, что очень хочет погубить его. И я молился и за Аарона в то время. И в Гробах похоти (Киброт-Гаттааве) вы раздражили Господа Бога вашего. И когда Господь посылал вас из Кадеса, говоря: „Пойдите, овладейте землёю, которую Я даю вам», – то вы не послушали повеления Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и были непокорны Господу» ( Втор. 9:18–20, 22–24 ). И посемь же рече ми Господь: истеши соб в дъсц камен, ацже бста и Азъ же створихъ тако и възидохъ на гору къ Господу Богу и об дъсц въ руку И написа на дъску по писанию первому словесъ, же глагола Господь къ вамъ въ гор срдь огн». «После этого сказал мне Господь: „Вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым”. Я сделал их и взошёл на гору к Господу Богу моему, а две скрижали были в моих руках. И Господь написал на скрижалях, как и в первый раз, десять слов, которые изрёк вам Господь на горе средь огня» ( Втор. 10:1; 9:10 ). Слово «да не будеть тоб богъ инхъ разв мене». «да не створиши соб кумира, ни вского подоби, на небеси гор, и на земли дол, и въ водахъ подъ землею, да не поклонишис имъ, ни да послужиши имъ, азъ Господь Богъ твой». [Слово] второе: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землёй, и не поклоняйся им и не служи им; Я – Господь, Бог твой» ( Втор. 5:8–9 ). «не наречеши Господн о безумьи, не бо очистить Господь нарицающаго им о безумьнмь» [Слово] третье: «Не произноси имени Господа всуе, ибо Господь избавится от употребляющего имя Его всуе» ( Втор. 5:11 ). д: «помни дьни суботны освща, въ (л.149г) дьни длай и твори дла вс, въ день же з-й суботы – Господу Богу да не створиши дла вонь ты, и сынъ твой, и дъщи тво, и рабичищь твой, и рабичина тво, волъ твой, и оселъ и всь скотъ твой, и пришельць, живый тебе; въ бо дьнии створи Богъ небо и землю и вс, же въ нихъ, и почи Богъ въ день з-й, и сего дл благослови Богъ день седмый и освти».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Семфора же роди сынъ, Моиси же прозва им Герсамъ, ко обитални(л.120б)къ глагол, на чюжей земьли. Посемь же роди сынъ другый, и прозва им Елеазаръ, глагол: «Богъ отца помощникъ мн». «Сепфора родила ему сына, Моисей же нарёк ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. Потом она родила другого сына, и он нарёк ему имя: Елиезер, сказав: „Бог отца моего был мне помощником”» ( Исх. 2:22 ). Моиси же бысть ходй по пустыни съ овьцами тьст и приде до горы Хорит. Ту и вид Моиси, ко же грезнь купины стоше, пламенемь огн горщи, но не изгараше пламени купина. Рече же Моиси въ соб: «что бо вижю се, да минувъ смотрю, что бо не купина, сирчь огнемь горщи почто не опалима пребысть?» Дивс Моиси глаголашеть: «огню вс попалти и сндати вс, почто купина не опалима пребысть? Огн смотрю, купину же посрд огн злачьну вижю». «Моисей ходил по пустыне с овцами своего тестя и [однажды] он пришёл к горе Хориву. Тут Моисей увидел, что стоит терновый куст, горя в пламени огня, но купина от пламени не сгорает. Моисей сказал про себя: «Пойду посмотрю, что это за явление, что купина не сгорает» (то есть отчего, горя в огне, остаётся неопалимой)?» ( Исх. 3:1–3 ). Моисей говорил с удивлением: «Огонь по природе всё сжигает и всё пожирает, отчего же купина остаётся неопалимой? Я смотрю на огонь и вижу посреди огня цветущую купину». Начатъ бо Моиси приступати ближе, глагол: «о чюдо изрдно! Огнь полщь вижю, купи(л.120в)ны же се вижю ни листа торгъшас! О чюдо се изрдно, дива достоино!» Посемь же возва и Господь, исъ купины глагол: «Моиси, Моиси!» Се же рече: «что ти Рече Господь: «не приступай смо, но изуй обущю ногу мсто, на немъ же стоиши, з свта Моисей начал подходить ближе, говоря: «О чудо великое! Я вижу палящий огонь, на купине же не вижу ни одного обгорелого листа! О чудо великое, достойное изумления!» Потом «Господь воззвал к нему из среды куста и сказал: „Моисей! Моисей!” Он сказал: „Вот я!” Господь сказал: „Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”» ( Исх. 3:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

4:3 ). И вы, окаянные иудеи, уподобились бесу, сказав: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:68 ; ср.: Лк. 22:64 ). Господь же рече къ жен: «множа множю печали тво и и въ печалехъ родиши чада, и пакы къ мужеви възвратишис, и тъ бо тобою Адамови же рече Господь Богъ: «аще послуша гласъ жены снде древа, же ти заповдахъ не сти, того лъ, проклта земьл въ длехъ твоихъ, и въ печалехъ да си вьс дьни живота и осотъ да прозбнеть тоб, и си траву сельную, въ пот лица си хлбъ твои, възвратишис въ землю, не же възтъ «Сказал Господь жене: „Умножая умножу скорби твои и воздыхания твои, и в печали [будешь] рождать детей; и опять к мужу твоему влечение 334 [твоё], и он будет господствовать над тобою”» ( Быт. 3:16 ). Адаму же Господь Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе не есть, а ты ел от него, проклята земля в твоих делах; со скорбью будешь питаться во все дни жизни твоей; терния и осот произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:17–19 ). Но аще ли речеши: «да почто (л.39б) насади Господь Богъ раи, хот изъгнати Адама, да въскую б тако на малъ часъ почтену быти», – ны глагол: «того ради Владыка вс блага предасть Адаму, да въ тхъ бывъ, възненавидить грха, да или согршивъ, обънажитс толикыхъ дарованыхъ благъ». Тмъ же добр разумемъ, ко не по гнву наведе на ны Господь Богъ съмерьтьнаго вта, но мдростию. Рече Господь Богъ, да быхомъ мы не вдще ошестви, когда си бдть, и творили быхомъ годна Богу, а соб полезна во бдщии вкъ. Если ты скажешь: «Для чего Господь Бог насадил рай, имея в виду изгнать Адама, и почему он так недолго был в почёте», – то нам отвечает Писание, говоря: «Владыка для того дал Адаму все блага, чтобы он или, узнав их, возненавидел грех, или, согрешив, лишился всех дарованных благ». Отсюда мы верно заключим, что наше осуждение к смерти было [проявлением] не гнева Господа Бога, а [Его] премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

А высказаться нужно, дабы не впасть духовенству в большую напасть... Э. Я. Отклики Гринякин Н. О забытом//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1241–1250 (Эпилог к газетной реформе нашего церковного управления). Законом познаётся грех... Закон пришёл и таким образом умножилось преступление... Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай; без закона – грех мёртв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти... ( Рим.3:20,5:20,7:7–10 ). Трудно понять – недостаток ли это нашего гражданского развития, влияние ли долгой крепостной неволи, или это просто в „нашем духе“, а только – чувства меры у нас нет ни в чём. „Свободу“ у нас скоро обращают – если не в разбой, то по меньшей мере в террористический деспотизм партии, при котором „несогласные“ подвергаются нередко „во имя свободы“ физическим убеждениям в „истине“ 535 . Свобода слова у нас скоро переходит в свободу злословия. Свобода исповеданий граничит с кощунством над всем истинно-божественным и т. д. „Коль рубить, так уж с плеча“... То же произошло и в нашей газетной реформе церковного управления. Боже мой, как вдруг все возревновали о церковных канонах и их „обязательности“! О канонах вспомнили (если только раньше слышали о них что-нибудь): С. Ю. Витте (бывший министр финансов, а ныне председатель комитета министров), сославшийся в своей „записке“ в доказательство соборного управления церкви не только на правила, где об этим соборном управлении нет ни единого слова („20 ап. пр., VII вс. соб. пр. 8“), но даже на „6 пр. восьмого вселенского собора“ (!? – см. газ. „Слово“ 108 с. г.), известный предсказатель погоды г. Демчинский, весельчак „Нового Вр.“ г. Скальковский и пр. под. Не говорю уже о том, что в канонах прямо-таки „купались“ духовные писатели... Как всё это отрадно: почти все вспомнили о святой Церкви и её законах. Пшеница церковной нивы стала перерастать и глушить плевелы: все запросили, по-видимому, церковной веры и церковности. На основании церковных канонов заговорили о патриаршем единовластии даже те, которые никогда не предпочитали единовластного начала коллегии или представительству: тут получалось, впрочем, впечатление, выражаемое малорусской поговоркой: – „хоть гирше, да инше“... В общем же, когда это важное дело нашего церковно-канонического оздоровления вылетело на свет Божий церковно-реформационным фейерверком, то невольно являлось опасение и фейерверочного его финала: Загорелось, засверкало, зашумело, выпалило и в результате... всё по-прежнему, – лишнего только холодные жестяные стружки... А эти стружки..., ничтожные сами по себе, какой тяжестью падут они на народное религиозное сознание!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь обещает апостолам, а в лице их и всем их преемникам, проповедникам евангельского учения, что Он всегда будет с ними, будет вдохновлять их и управлять их мыслию. В другом месте — Лк. 21— Господь обещает дать Своим верным последователям: «уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам».    Следовательно, если проповедник говорит не сам от себя, а во имя Христово, твердо веруя, что Господь руководит им и вдохновляет его, то слово его будет запечатлено высшим Божественным авторитетом. Вот почему Господь и сказал апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергает» (Лк. 10:16).    Вот какое огромное значение и какую силу имеет проповедь как исполнение церковно-религиозного служения!    Если столь велико значение проповеди, то естественно является вопрос: кто же может быть достойным проповедником и какие условия должен этот проповедник соблюдать, дабы с полным успехом совершать служение церковного слова?    Прежде всего, конечно, само собой ясно, что проповедником не может быть кто попало. Такое высокое служение, как проповедь, должно быть поручаемо избранным лицам. Сам Господь для этой высокой миссии из среды многочисленного народа избрал сначала 12, а потом 70 учеников, которых и подготовлял Своими наставительными беседами о Царствии Божием. Сами избранные и посланные Господом, апостолы, в свою очередь, избирали на дело служения церковного слова мужей свидетельствованных, снабжаемых особыми полномочиями. «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). Следовательно, каждый сам по себе не может брать на себя обязанностей проповедника: он должен быть на это уполномочен Церковью. Согласно апостольским и соборным правилам, обязанность и право проповедовать возложено на предстоятелей Церкви -епископов и пресвитеров (ап. пр. 58, VI Вс. Соб. 19). Впрочем, представители власти церковной в течение всей многовековой церковной жизни не отказывались предоставлять это право и мирянам, если они по выражению ап.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010