Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно ут­верж­дать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, пра­ведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” (Откр 1:5), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” (Ин 18:37) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

И целых полтора года апостол еще продолжал свою проповедь в Коринфе, исполняя Божие веление. Но иудеи, в свою очередь, не переставали враждовать против Павла и ожесточаться против Христа. Однажды они напали целою толпою на Павла и повлекли его к проконсулу Галлиону, требуя у него суда над Павлом. Но Галлион, узнав, что причиной нападения на Павла служат религиозные споры, отказался разбирать их дело и отогнал от судилища, а эллины даже повили начальника синагоги Сосфена, вероятно настойчивее других требовавшего суда над апостолом. Таким образом, по слову Христа, апостол не претерпел от иудеев никакого вреда. Третье путешествие апостола Павла. Пребывание его в Эфесе (Деян.18:23–21:17) По возвращении из Иерусалима в Антиохию и недолгого пребывания среди своих любимых учеников апостол Павел снова отправился в продолжительное путешествие, посетил церкви галатийские и фригийские, утверждая учеников в вере, и направляя свой путь в Эфес. До его прибытия туда там появился и действовал Аполлос, александрийский иудей, муж красноречивый и сведущий в писаниях. Познакомившис с начатками христианского учения еще в Александрии и наставленный в пути Господнем Акилой и Прискилой, Аполлос ревностно проповедовал Христа в Эфесе и потом перешел в Коринф, где много содействовал утверждению веры своею проповедью и опровержением иудеев, из Писания доказывая им, что Иисус есть Христос. В это время и прибыл в Эфес апостол Павел. Узнав, что бывшие там христиане крещены только крещением Иоанновым и не приняли еще Духа Святого и даже не знали о Нем, он крестил их во имя Иисуса Христа и, возложив на них руки, низвел Духа Святого, вследствие чего они стали говорить разными языками и пророчествовать. В течение трех месяцев Павел проповедовал в синагоге, удостоверяя о Царствии Божием, но когда иудеи и здесь, как. и в других местах, стали злословить путь Господень, он. основал свое пребывание в училище какого-то Тиранна и проповедовал там два года, подкрепляя свою проповедь великими чудесами, особенно же изгнанием злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

607 Как Господь явился ученикам в восьмой день по воскресении. По окончании праздника Пасхи апостолы возвратились в Галилею, где Иисус Христос обещал предварить их. По Своем воскресении Господь уже не находился все время с апостолами, а только являлся им. 609 Очевидно, и на сей раз Господь явился апостолам в ином образе. Поэтому никто из них сразу не узнал Его, они только почувствовали, что это Господь. 610 Под агнцами и овцами здесь разумеются уверовавшие в Иисуса Христа. Господь поручает апостолу Петру пасти или руководить ими, и тем самым восстановляет его в апостольстве. 611 Итак, трижды апостол Петр отрекся от Иисуса Христа, трояким же исповеданием своей любви к Нему Господь восстановляет его в апостольском звании. Апостол Петр опечалился, потому что понял, к чему клонилась речь Иисуса Христа. 614 По словам апостола Павла, на горе Галилейской в это время было более пятисот последователей Иисуса Христа. Тот же апостол свидетельствует, что Иисус Христос, по Своем воскресении, явился отдельно апостолу Иакову. 615 и проч., – по-русски: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». 616 Деяния Святых Апостолов, кроме повествования о вознесении Господнем и Сошествии Святого Духа на апостолов, содержат в себе историю проповеднической деятельности апостолов, в особенности святых Петра и Павла. 618 и проч., – по-русски: «Сей: Иисус, Вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его, Восходящим на небо». 619 То есть все апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, Матерь Божия, братья Иисуса Христа по плоти, святые жены и прочие, всего числом около ста двадцати человек. 622 и проч., – по-русски: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». 624 О Воскресшем Господе и основанном Им Царстве Божием на земле. Итак, день Сошествия Святого Духана апостолов, и прочих верующих должен быть особенно знаменателен для христиан. В этот день получила свое начало Церковь Христова или Царство Божие на земле, – так называется установленное от Бога общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Вот это было главным в долгой и трудной жизни блаженного Августина. Вспоминая о святых, мы всегда должны помнить, что они для нас и урок, и наставление, и молитва. Они были такие же люди, как и мы, со слабостями и грехами. Но они поднялись высоко, победив с Божией помощью, силою Божественной благодати все темное в человеке. Аминь. Святых апостолов Петра и Павла 12 июля Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, когда мы празднуем день апостолов Петра и Павла, конечно, хочется нам подумать о них, помолиться им, поговорить о них. Но и в самом деле не знаешь, с чего начать, — так много дивного, замечательного, удивительного было в жизни этих двух людей. Житие их должно быть вам известно. А кто не знает, тот должен читать Деяния апостольские и там найти поразительное описание того, как трудился, рискуя жизнью, проходя через все препятствия, апостол Павел, чтобы донести до нас весть о Господе! Как он сам пишет, сколько раз пережил кораблекрушение и бичевание, претерпел и тюрьму, и гонения, и клевету, и обиды! Все претерпел — маленький был человек, но крепкий, и сила Божия его поддерживала всегда. А Петр–апостол! Кто он был? Простой рыбак, а когда его потащили на суд и говорили: «Как ты можешь противиться первосвященнику?!» — он нашел в себе мужество сказать: «Я больше должен слушаться Бога, нежели людей» . Сколько раз являлась сила Божия в немощи! Сам апостол Павел сказал, что сила Божия «совершается в немощи»  . Какие для нас утешительные и ободрительные слова! Потому что мы знаем, что мы немощны, гораздо более немощны, чем были апостолы, но сила Божия совершается и в нашей жизни. Обоих их призвал Господь. И как удивительно: когда Господь говорит Петру: «Оставь все, следуй за Мной», он без колебаний, как бы мгновенно повинуясь Его слову, оставляет свою лодку, дом и идет за Ним. Павла, будущего апостола, Господь останавливает, явившись ему по дороге в Дамаск, когда он был еще не христианин, а гонитель веры Христовой, и повелевает ему идти и проповедовать имя Христово среди народов! И он, не колеблясь, принимает это служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Подобно тому, как и выше – «правда, и я думал» – апостол сознается, что и он некогда не верил не тому, что Бог воскрешает мертвых (этой веры он всегда держался, как строгий фарисей, Деян.26 и Деян.23 и д.), но тому, что Он воскресил Иисуса и что Иисус есть истинный Сын Божий, и сначала поступал сообразно этому неверию. Это, однако, еще более располагает в пользу его учения, которое не могло дать такого резкого контраста со всем прежним его образом мыслей и действий – без особо сильного и крепкого основания, о чем он еще раз и повествует далее. «Святых» – ср. к Деян.20 и пар. Апостол называет так христиан, возвышая их в глазах судей и глубже изобличая свою несправедливость в отношении к гонимым. Деян.26:11 .  и по всем синагогам я многократно мучил их и при­нуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной про­тив них ярости, пре­следовал даже и в чужих городах. «Принуждал хулить», – т. е. Иисуса. В предшествующих рассказах этого не упоминается. С каким сокрушением сердца должен был вспомнить о сем исповедник и апостол Христов! И как это было сильно заставить задуматься и этих гонителей и хулителей Иисуса, не хотящих уверовать в Него после столь сильных доказательств Его Божественности! Деян.26:12 .  Для сего, идя в Дамаск со властью и по­руче­нием от первосвящен­ников, Деян.26:13 .  среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, пре­восходящий солнечное сияние, осияв­ший меня и шедших со мною. Деян.26:14 .  Все мы упали на землю, и я услы­шал голос, говорив­ший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти про­тив рожна. Деян.26:15 .  Я сказал: кто Ты, Го­с­по­ди? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. «Со властию и поручением» – ср. прим. к Деян.9:1–2 . Любопытны некоторые, хотя маленькие и несущественные, особенности этого второго собственного рассказа апостола о своем обращении, в сравнении с первым его рассказом ( Деян.22 ) и рассказом дееписателя ( Деян.9 ). Эти особенности следующие: 1) о свете небесном, осиявшем Павла, точнее отмечается, что это был «свет, превосходящий солнечное сияние» (в Деян.9 «свет с неба», в Деян.22 – «свет великий»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Серебро твое, – сказал Апостол волхву, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды ( Деян.8:18–23 ). Здесь помянутые и другие деяния святого Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святого Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святого Апостола Петра, мало кому известных, святой Симеон Метафраст 4217 говорит следующее. Из Иерусалима 4218 святой Петр пришел в Кесарию Стратонийскую 4219 , где поставил епископа из пресвитеров, следовавших с ним; исцелив многих в Сидоне 4220 и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит 4221 , и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в Триполь Финикийский 4222 , где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию 4223 ; в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святой Петр пришел в Антиохию, город Сирии 4224 , где скрывался Симон волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием 4225 , чтобы его взять; узнав о пришествии святого Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святой Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в трех Лицах поставил епископов: Маркиана для Сиракуз в Сицилии 4226 и Панкратия для Тавромении 4227 . Из Антиохии святой Петр пришел в Тиниан Каппадокийский 4228 , отсюда посетил Анкиру Галатийскую 4229 , в которой воскресил мертвеца и устроил церковь , многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский 4230 , а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском 4231 , Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийском 4232 Никомидии, святой Апостол остановился в Никее 4233 . Намереваясь идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, – пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Серебро твое, — сказал Апостол волхву, — да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:18–23). Здесь помянутые и другие деяния святого Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святого Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святого Апостола Петра, мало кому известных, святой Симеон Метафраст говорит следующее. Из Иерусалима святой Петр пришел в Кесарию Стратонийскую где поставил епископа из пресвитеров, следовавших с ним; исцелив многих в Сидоне и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в Триполь Финикийский где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святой Петр пришел в Антиохию, город Сирии где скрывался Симон волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием чтобы его взять; узнав о пришествии святого Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святой Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в трех Лицах поставил епископов: Маркиана для Сиракуз в Сицилии и Панкратия для Тавромении Из Антиохии святой Петр пришел в Тиниан Каппадокийский отсюда посетил Анкиру Галатийскую в которой воскресил мертвеца и устроил церковь, многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийском Никомидии, святой Апостол остановился в Никее Намереваясь идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, — пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

    И не только велит искать достойных, но даже не переходить из дома в дом, чтобы того, кто принимает, не оскорбить, а самим не подвергнуться нареканию в чревоугождении и легкомыслии. Это внушал Он словами: И ТАМ ОСТАВАЙТЕСЬ, ПОКА НЕ ВЫЙДЕТЕ из того города или селения. А ВХОДЯ В ДОМ, в то семейство, о котором узнаете, что оно достойно, т.е. благорасположено принять вас и внимать вашей проповеди,ПРИВЕТСТВУЙТЕ ЕГО древним патриархальным приветствием, ГОВОРЯ: МИР ДОМУ СЕМУ, да будет на нем Божие благословение! Не ожидайте себе приветствия от других, но сами прежде отдавайте честь другим, ибо ваше приветствие не есть простое слово, а благословение. И ЕСЛИ ДОМ БУДЕТ ДОСТОИН, если семейство, куда войдете, окажется не по имени только, но на деле добрым, ТО МИР ВАШ ПРИДЕТ НА НЕГО, ваши благие пожелания исполнятся на нем при содействии ваших молитв, вашей проповеди, ваших наставлений. ЕСЛИ ЖЕ НЕ БУДЕТ ДОСТОИН, если люди окажутся лицемерами и оскорбят вас, то первым наказанием им будет ТО, что МИР ВАШ К ВАМ ВОЗВРАТИТСЯ, они лишатся мира, которого вы им пожелали, ваши благие пожелания не исполнятся на них и останутся при вас как плод вашей же любви. А ЕСЛИ КТО НЕ ПРИМЕТ ВАС И НЕ ПОСЛУШАЕТ, не захочет слушать СЛОВ ВАШИХ, ТО,ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА ИЛИ ИЗ ГОРОДА ТОГО, ОТРЯСИТЕ ПРАХ ОТ НОГ ВАШИХ во свидетельство, что вы совершили дальний путь к ним, но без пользы для них по причине их неверия, и потому смотрите на них, как на отверженных язычников, с которыми не должно иметь ничего общего, даже и самого праха. (Апостолы так и поступали, как это видно из книги Деяния святых апостолов в главе 13, стих 51, и в главе 18, стих 6). ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ОТРАДНЕЕ БУДЕТ ЗЕМЛЕ СОДОМСКОЙ И ГОМОРРСКОЙ, не слышавшей проповеди спасения, В ДЕНЬ СУДА, в тот последний великий день, когда Я буду судить миру всему, НЕЖЕЛИ ГОРОДУ ТОМУ или веси той, не восхотевшим принять слово спасения, ибо Содомляне руководились только совестью, а этим яснее и полнее возвещена вами воля Божия, поэтому кто вас не послушает, тот окажется виновнее Содомлян. Притом же Содомляне, уже наказанные за свое беззаконие здесь, там будут наказаны легче. Отсюда видно, замечает толковник, что некоторые грехи и здесь и там будут наказываться. Поэтому убоимся и мы таковой угрозы, зная, что всякий, не соблюдающий и не исполняющий того, чему научили апостолы, очевидно не принимает их и не слушает слов их. И что особенно страшно: наказывается весь город или все селение, хотя не принял проповеди один дом; это потому, что остальные не удержали его, видя его поступок, ибо не принимающие апостолов изгоняли их публично.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И не только велит искать достойных, но даже не переходить из дома в дом, чтобы того, кто принимает, не оскорбить, а самим не подвергнуться нареканию в чревоугождении и легкомыслии. Это внушал Он словами:  И ТАМ ОСТАВАЙТЕСЬ ,  ПОКА НЕ ВЫЙДЕТЕ  из того города или селения.  А ВХОДЯ В ДОМ , в то семейство, о котором узнаете, что оно достойно, т.е. благорасположено принять вас и внимать вашей проповеди, ПРИВЕТСТВУЙТЕ ЕГО  древним патриархальным приветствием,  ГОВОРЯ: МИР ДОМУ СЕМУ , да будет на нем Божие благословение! Не ожидайте себе приветствия от других, но сами прежде отдавайте честь другим, ибо ваше приветствие не есть простое слово, а благословение.  И ЕСЛИ ДОМ БУДЕТ ДОСТОИН , если семейство, куда войдете, окажется не по имени только, но на деле добрым,  ТО МИР ВАШ ПРИДЕТ НА НЕГО , ваши благие пожелания исполнятся на нем при содействии ваших молитв, вашей проповеди, ваших наставлений.  ЕСЛИ ЖЕ НЕ БУДЕТ ДОСТОИН , если люди окажутся лицемерами и оскорбят вас, то первым наказанием им будет  ТО , что  МИР ВАШ К ВАМ ВОЗВРАТИТСЯ , они лишатся мира, которого вы им пожелали, ваши благие пожелания не исполнятся на них и останутся при вас как плод вашей же любви.  А ЕСЛИ КТО НЕ ПРИМЕТ ВАС И НЕ ПОСЛУШАЕТ , не захочет слушать  СЛОВ ВАШИХ ,  ТО , ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА ИЛИ ИЗ ГОРОДА ТОГО ,  ОТРЯСИТЕ ПРАХ ОТ НОГ ВАШИХ  во свидетельство, что вы совершили дальний путь к ним, но без пользы для них по причине их неверия, и потому смотрите на них, как на отверженных язычников, с которыми не должно иметь ничего общего, даже и самого праха. (Апостолы так и поступали, как это видно из книги Деяния святых апостолов в главе 13, стих 51, и в главе 18, стих 6). ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ОТРАДНЕЕ БУДЕТ ЗЕМЛЕ СОДОМСКОЙ И ГОМОРРСКОЙ , не слышавшей проповеди спасения,  В ДЕНЬ СУДА , в тот последний великий день, когда Я буду судить миру всему,  НЕЖЕЛИ ГОРОДУ ТОМУ  или веси той, не восхотевшим принять слово спасения, ибо Содомляне руководились только совестью, а этим яснее и полнее возвещена вами воля Божия, поэтому кто вас не послушает, тот окажется виновнее Содомлян. Притом же Содомляне, уже наказанные за свое беззаконие здесь, там будут наказаны легче. Отсюда видно, замечает толковник, что некоторые грехи и здесь и там будут наказываться. Поэтому убоимся и мы таковой угрозы, зная, что всякий, не соблюдающий и не исполняющий того, чему научили апостолы, очевидно не принимает их и не слушает слов их. И что особенно страшно: наказывается весь город или все селение, хотя не принял проповеди один дом; это потому, что остальные не удержали его, видя его поступок, ибо не принимающие апостолов изгоняли их публично.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010