40. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41. Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам. В заключение своей речи апостол изрекает грозное предостережение своим слушателям, в случае их неверия в Христа и в проповедь о Нем, как презрителям Божьих судов и определений. Предостережение изложено словами пророка Аввакума ( Авв.1:5 ) по переводу LXX, с некоторым изменением; может быть апостол имел ввиду слова не одного этого пророка, но и других изрекавших подобные предостережения (напр. Ис.28:14 и др.), и потому и говорит – сказанное у пророков, а не – у пророка (см. прим. к Мф.2:23 ). – Презрители: неверующие божественным предостережениям и угрозам и пренебрегающие ими и таким образом делающиеся презрителями откровений Божьих и самого Бога. – Подивитесь и исчезните: такое великое дело будет сделано Богом перед вашими глазами (во дни ваши), что вы не поверили бы, если бы не видели своими глазами, если бы кто-нибудь другой рассказывал вам (ср. Феофил.); но вы должны поверить, потому что сами будете очевидцами этого необычайного дела. За неверие же ваше и презрение к указаниям Божьим это великое дело подействует на вас так, что вы диву дадитесь и исчезнете, – это будет суд и наказание Божие за ваше неверие и презрение. Пророк Аввакум говорит это от лица Божия о предстоящем нашествии на землю еврейскую халдеев, как наказании Божьем за неверие и разврат народа своего, что и исполнилось после со всеми ужасами страшного разорения Палестины халдеями. Подобный суд Божий и наказание может совершиться и над слушателями апостола в случае их неверия в его проповедь о Христе, в чем явились бы они как презрители, и от сего суда апостол предостерегает их (берегитесь). Суд Божий в том или другом виде может постигнуть и постигнет их за неверие: ибо слово Божие непреложно. Так было всегда, за неверие и презрение – наказание, беречься сего должно и теперь. Влияние речи Павла на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и отшествие их в Иконию (42–52)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Видя перед собой торжествующего, сияющего победой Христа, апостолы спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израиля?» Даже и в этот последний момент некоторые апостолы думали, что Христос осуществит земное царство Израиля. Но Господь сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли». И подняв руки, Господь благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо. И облако взяло Его из вида их. И апостолы стояли, смотрели на небо и ждали... Вдруг явились им два Ангела в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, восходящим на небо». Тогда апостолы поклонились вознесшемуся Христу и с великою радостью в сердце возвратились в Иерусалим. Там, пребывая все вместе в горнице Сионской, этом новом христианском храме, ожидали обещанного им Господом крещения Духом Святым . ( Деян. 1:13 ). Читая эту книгу, мы познакомились с главными событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, от Его Рождества до Воскресения из мертвых и Вознесения на небо. Мы услыхали Его проповедь и узнали Его учение. Мы увидели, что сбылись говорившие о Нем древние пророчества Ветхого Завета, мы узнали о совершенных Им чудесах: об исцелении больных, насыщении голодных, хождении по водам, укрощении бури, изгнании бесов и о воскрешении мертвых, особенно о воскрешении Лазаря. Читая Евангелие, мы убедились, что только Бог мог совершить те дела, которые совершил Иисус Христос и что, следовательно, Он и есть Бог и Человек, пришедший на землю спасти грешников, победить смерть и проповедать Царствие Божие. После Вознесения Иисуса Христа на небо и Сошествия Святого Духа на Апостолов, в день Пятидесятницы, начинается жизнь христианской церкви. Об этой жизни, о том, как она развивалась трудами и подвигами Св. Апостолов, говорят следующие книги Нового Завета: Деяния Св. Апостолов и их Послания. Этим книгам мы посвящаем следующий том Закона Божия. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Деян.18:4 .  Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. «Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия ( Ин.4:25–59 ). Из дальнейшего ( Деян.18:6 ) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов ( «противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа ( Деян.18:9–10 , ср. 1Кор.14:9, 18 ). Деян.18:5 .  А когда при­шли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел по­нуждаем был духом свиде­тель­ство­вать Иудеям, что Иисус есть Христос. «Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. Деян.17:14 . «Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев. Деян.18:6 .  Но как они про­тивились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. «Отрясши одежды свои...» – то же, что «оттрясти» прах от ног своих ( Деян.13:51 ) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. «Кровь ваша на главах ваших...» ( Мф. 23:35, 14:25 ) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью. «Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным ( Рим.1:32, 6:16, 21, 23, 7:5–10, 13 и др.). «Отныне иду к язычникам...» – ср. Деян.13:46 . Деян.18:7 .  И по­шел оттуда, и при­шел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось с его правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти ( Рим. 11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Златоуст). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 ), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин., Янв. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.3:6 .  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. «Что имею, даю тебе». Еще до совершения чуда Апостол имеет полную уверенность в его совершении Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мрк. 16, 18 ; Лук. 9, 1 , Иоан. 14, 12 и др.) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею, даю». «Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо. Деян.3:7 .  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и коле­ни, «Взяв его за правую руку, поднял». К слову Апостол присоединяет и внешнее действие, как некогда поступал и Сам Господь. Деян.3:8 .  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. «Ходя и скача» – выражение восторженно-радостного настроения души исцеленного. Деян.3:9 .  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; «И весь народ», т.е. собравшийся и собиравшийся во дворах храма, «видел его», т.е. уже не хромым, а здоровым и веселым. Деян.3:11 .  И как исцелен­ный хромой не отходил от Петра и Иоан­на, то весь народ в изумле­нии сбежал­ся к ним в при­твор, называемый Соломонов. «Притвор, называемый Соломонов» – обширная крытая галерея, чрез которую и вели в храм красные ворота. Здесь столпился народ после того, как с быстротою молнии пронеслась весть о чуде, лучшею проверкою которого служил всем так хорошо известный бывший хромой, восторженно прославлявший Бога, не отходя от Апостолов. Деян.3:12 .  Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израиль­ские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благо­честием сделали то, что он ходит? В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на Апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?... Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию»... (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.4:4 .  Многие же из слушав­ших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. «Около пяти тысяч мужей» ( ανδρν) – кроме, как видится, жен и детей. Число обращенных на этот раз превзошло даже первый успех дня Пятидесятницы, очевидно – потому, что, кроме силы апостольского слова и величия чуда, и сам народ уже более являлся предрасположенным к вере во Христа всем поведением верующих, вызывавших народные симпатии, и необычайными действиями Апостолов. Хорошо объясняет успех проповеди апостольской св. Златоуста: «уверовали около пяти тысяч»... Что это значит? Разве они видели Апостолов во славе? Не видели ли, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу Божию? Ведь и тем, которые уверовали, надлежало бы сделаться от этого немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и затронула их душу». Деян.4:5 .  На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старей­шины, и книжники, Деян.4:6 .  и Ан­на первосвящен­ник, и Каиафа, и Иоан­н, и Александр, и про­чие из рода первосвящен­нического; Из перечисления собравшихся во Иерусалиме видно, что это было полное собрание Синедриона – в том же самом составе, как и при суде над Иисусом Христом (Анна. Каиафа). «Иоанн и Александр и прочие» – неизвестные из истории члены рода первосвященнического, имевшие, по-видимому, тогда большую силу в Синедрионе. Деян.4:7 .  и, по­ставив их по­среди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Едва ли члены Синедриона не знали, «каким именем» и «какою силою» Апостолы совершили чудо, приведшее их на высший суд. Если же они задают все-таки такой вопрос, то или для того, чтобы на собственном сознании Апостолов основать обвинение их в богохульстве, или же – по толкованию Златоуста – «они предполагали, что Апостолы, убоясь множества, отрекутся, и думали, что они этим все исправят». Деян.4:8 .  Тогда Петр, исполнив­шись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старей­шины Израиль­ские! «Исполнив­шись Духа Святаго» – особым образом, для защиты правого дела, согласно обетованию Христову ( Матф. 10:19–20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.5:17 .  Первосвящен­ник же и с ним все, при­надлежав­шие к ереси саддукейской, исполнились зависти, Как видно из предшествующего изображения внутреннего состояния христианского общества и отношения к нему народа, Церковь Христова процветала внутренне и прославлялась народом. Естественно, что убийцы Господа, из зависти, между прочим, к Его славе, исполнились зависти и к Его ученикам, так прославляемым от народа. «Первосвященник» – вероятно, Каиафа, бывший тогда правящим, потому и не названный. «И с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской»..». греч. κα πντες ο σν αυτ ( η οσα αρεσις τν σαδδουκαων), точнее слав. «и вси, иже с ним, сущая ересь саддукейская»; это показывает, что сам первосвященник принадлежал к еретической секте саддукеев и был ее представителем. Флавий прямо говорит, что один сын Анана или Анны (тестя Каиафы) принадлежал к секте саддукейской (Археол. XX, 9, 1). Возможно было в это время национального разложения уклонение в ересь и самого первосвященника, может быть хотя негласное и с известными предосторожностями. Деян.5:18 .  и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. «Наложили руки свои на Апостолов» – употребили насилие, поступив с ними, как с преступниками. Деян.5:19–20 .  Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. «Став в храме, говорите», σταθντες λαλετε εν τ ιερ, правильнее слав.: «ставше глаголите в Церкви». Чем упорнее становится преследование врагов, тем явственнее Господь оказывает свою помощь гонимым, частью для вразумления и устрашения гонителей, вообще же для распространения и утверждения новоустрояемой Церкви. Ангел повелевает говорить «в храме» – смело, безбоязненно, не боясь угроз и преследований. «Все сии слова жизни», греч. πντα τ ρματα τς ζως τυτης, точнее слав.: «вся глаголы жизни сея» – все глаголы жизни сей, т. е. истинной, вечной, благодатной, в которой сами пребываете. Деян.5:21 .  Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвящен­ник и которые с ним, при­дя, созвали синедрион и всех старей­шин из сынов Израилевых и по­слали в темницу при­вести Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другие, слушая апостолов, смущались, а первосвященник и бывшие с ним «разрывались от гнева и умышляли умертвить их». Что же касается Гамалиила, он был учителем Павла; и достойно удивления, как он, будучи законоучителем и человеком по уму рассудительным, не уверовал еще до сих пор. Это потому, что и Павел еще не уверовал. «Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать». Обрати внимание на мудрую приспособительность речи, – на то, как Гамалиил тотчас поверг их в страх, и чтобы не подать подозрения, что он разделяет мысли апостолов, беседует с иудеями как с людьми одних убеждений и не особенно резко выражается, а говорит: «подумайте… что вам с ними делать». «Ибо незадолго перед сим». Приводит два примера и упоминает не о древних, но о последних событиях, потому что эти последние сильнее в деле убеждения. Поэтому, указывая на них, Гамалиил и говорил «незадолго перед сим». Зная и другие примеры, он удовольствовался этими двумя, то есть примером Февды и Иуды Галилеянина (см. ст. 37), потому что «устами двух или трех свидетелей» подтверждается «всякое слово» ( Мф. 18, 16 ). Не сказал, кем были убиты, но говорит, что все разошлись. О Февде упоминает и Иосиф Флавий в девятнадцатой книге древностей, как говорит Евсевий в четвертой книге церковной истории. Вот слова последнего: «Во время наместничества в Иудее Фада, один лжеучитель, по имени Февда, убеждал народ взять имущество и следовать за ним к реке Иордан; Февда говорил, что он – пророк, и утверждал, что рассечет реку и сделает ее удобопроходимой, и многих обольстил. Впрочем, Фад не допустил, чтобы они осуществили свою неразумную мысль, но послал отряд конницы, который многих из них избил и многих взял живыми; а самому Февде отрубили голову и принесли в Иерусалим». Деян.5:37–42 .  После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Есть протестанты, которые утверждают в соответствии с Библией, что гомосексуализм- это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного. Никакого греха здесь нет. И они имеют даже пастырей- открытых гомосексуалистов. И совершают так называемые гомосексуальные браки, и так далее. То- есть это просто один из примеров сообществ людей, которые в настоящее время и в истории провозглашали себя церковью. И более того, как у нас говорят: не так важно, какая разница? Да, мол, есть различия, но так ли они важны? Самое главное- что у нас есть то, что нас объединяет. Но вот как святой Иоанн Златоуст говорил: что-то нас объединяет со всеми без исключения людьми. С любым человеком, каких бы взглядов он не придерживался, мы найдем что-то, что нас объединяло. С любым человеком мы можем найти что-то, что объединяет нас. Только с дьяволом нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с ним принадлежим к одной церкви. И, в частности, вот такого плюрализма мнений, такой идеи, что не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами- этого мы не встретим ни у апостолов, ни в Священном писании. Например, апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями. По прошествии моем войдут туда волки, не щадящие стадо. И из вас самих останутся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой». Книга «Деяния апостольские», 20 глава, 28-30 стихи. В другом месте апостол говорит: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделение и соблазны вопреки учению, которому вы научились. И уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и к ласкательству красноречия обращаются сердца простодушных». Это послание к римлянам, 16 глава, 17-18 стихи. И в другом месте апостол говорит: «Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Послание Галатам, 1 глава, 9 стих. Так что, как мы видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостолы прямо предписывают предавать таких людей анафеме. Отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте, в послании к Галатам, 5 глава, 21-22 стих, апостол говорит, что кто предается ереси- тот царство божие не наследует.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

И целых полтора года апостол еще продолжал свою проповедь в Коринфе, исполняя Божие веление. Но иудеи, в свою очередь, не переставали враждовать против Павла и ожесточаться против Христа. Однажды они напали целою толпою на Павла и повлекли его к проконсулу Галлиону, требуя у него суда над Павлом. Но Галлион, узнав, что причиной нападения на Павла служат религиозные споры, отказался разбирать их дело и отогнал от судилища, а эллины даже повили начальника синагоги Сосфена, вероятно настойчивее других требовавшего суда над апостолом. Таким образом, по слову Христа, апостол не претерпел от иудеев никакого вреда. Третье путешествие апостола Павла. Пребывание его в Эфесе (Деян.18:23–21:17) По возвращении из Иерусалима в Антиохию и недолгого пребывания среди своих любимых учеников апостол Павел снова отправился в продолжительное путешествие, посетил церкви галатийские и фригийские, утверждая учеников в вере, и направляя свой путь в Эфес. До его прибытия туда там появился и действовал Аполлос, александрийский иудей, муж красноречивый и сведущий в писаниях. Познакомившис с начатками христианского учения еще в Александрии и наставленный в пути Господнем Акилой и Прискилой, Аполлос ревностно проповедовал Христа в Эфесе и потом перешел в Коринф, где много содействовал утверждению веры своею проповедью и опровержением иудеев, из Писания доказывая им, что Иисус есть Христос. В это время и прибыл в Эфес апостол Павел. Узнав, что бывшие там христиане крещены только крещением Иоанновым и не приняли еще Духа Святого и даже не знали о Нем, он крестил их во имя Иисуса Христа и, возложив на них руки, низвел Духа Святого, вследствие чего они стали говорить разными языками и пророчествовать. В течение трех месяцев Павел проповедовал в синагоге, удостоверяя о Царствии Божием, но когда иудеи и здесь, как. и в других местах, стали злословить путь Господень, он. основал свое пребывание в училище какого-то Тиранна и проповедовал там два года, подкрепляя свою проповедь великими чудесами, особенно же изгнанием злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Как бы то ни было, но они составили заговор и условились бежать с корабля, предоставив его на произвол судьбы. Они решились достигнуть земли на лодке или боте (ст. 16), привязанном к кораблю, и начали спускать его на воду под предлогом, что хотят бросить еще якорь с носа корабля, кроме спущенных с кормы. Апостол уразумел этот умысел матросов и предупредил сотника, именно сотника, а не начальника корабля (ст. 11), потому что солдаты, по команде сотника, могли силой остановить этот побег, тогда как у начальника корабля не было средств остановить его, когда матросы были в заговоре. – Вы не можете спастись: потому что, если матросы убегут, неопытные в морском деле солдаты и пассажиры не справятся с кораблем и он может погибнуть. Апостол был уверен в собственном спасении, а потому говорит – вы не можете. Он уверен был и в том, что никто не погибнет, как открыл ему ангел Божий (ст. 24), но человеческие средства к спасению не должны пренебрегаться в надежде на помощь Божию, а потому матросы должны были оставаться на своих местах, иначе могла грозить опасность. Чтобы уничтожить единственное средство к побегу, воины отсекли веревки, коими привязана была лодка к кораблю, и она упала, а затем, конечно, унесена была волной от корабля. 33. Пред наступлением дня, Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. 34. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет и волос с головы. 35. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. 36. Тогда все ободрились и также приняли пищу. 37. Было же всех нас на корабле двести семьдесят душ. 38. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. Теперь, когда и эта опасность бегства корабельщиков была устранена и земля предполагалась близко, апостол так могуче ободрявший дух своих спутников, снова ободряет их уверением, что они останутся живы и целы и советует подкрепить силы пищей, чтобы с наступлением дня снова приняться за работу для спасения корабля от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010