И как бы желая показать, какое необыкновенно великое и чрезвычайное дело совершит частная добрая воля, когда обратит потерянного брата вновь к добру и возвратит его Церкви, Иисус Христос о потерянной драхме говорит: «...какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:8–10 ). Таким образом, деятельное добро всякой доброй воли в обращении потерянного брата, как вообще в обращении всякого «внешнего», совершает уже величайший подвиг служения Богу, подвиг, плоды которого исполняют радостию небеса! Но легко приметить, что плоды этого подвига есть более дело Божие, чем дело человеческое, ибо потерянная драхма найдена женщиною не потому, что она, зажегши светильник, потрудилась, а потому, что драхма могла быть найдена при употреблении тщательного труда: не настолько, значит, она сгинула и пропала, чтобы не могла быть найдена. Так бесконечно добро в наступательном своем воздействии на мир и на зло: оно бесконечно должно быть, по заповеди Спасителя, для всякой доброй воли, ибо суда своего о «ближнем» человек никогда не должен простирать далее суда Божия; а пока суд Божий не совершился над грешником и над всяким из внешних, человек доброй воли должен думать одно, что драхма потерянная может быть еще найдена. Но такое беспредельное наступление в добром на мир и на зло поставляет человека доброй воли уже в касательство со «внешними», а потому отношения его должны быть иными, чем отношения к «брату», о чем и будет сказано нами в своем месте. Теперь же возвратимся к тому, на чем остановились, именно: от рассмотрения образа действования частной доброй воли в ее отношении к частной злой воле мы пришли к тому пункту учения Иисуса Христа, в котором Он заповедует дело в отношении к злому брату одной частной воли, вспомоществуемой двумя или тремя другими добрыми людьми, предавать усмотрению и суду Церкви. Слово « Церковь » (εκκληια), со стороны человеческой, определяет собою коллективную добрую волю людей, имеющих целью своей жизни, в обширном смысле значения слова, служения Богу, а со стороны Божественной Церковь должна рассматриваться как общество людей, живущих во имя Божие в единстве воли, руководимых и воодушевляемых непосредственно Богом, и в этом случае «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами» (Простр. Прав. Кат. Дев. ч в. 1) и, следовательно, единством благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

икон, сектанты опираются на Исх. 20:3–5 , где говорится: «Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им». Это вторая заповедь. Но она совсем не запрещает почитать изображение истинного Бога, в том виде, в каком Он являл Себя людям. Вторая заповедь запрещает делать кумиры (истуканы) и подобия, или изображения, выдуманных, неистинных богов, каким поклонялись язычники. Слова заповеди: «никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им – ясно указывают на то, что , нельзя делать истуканов, статуй неистинных богов, поклоняться им и служить, «ибо Я Господь Бог твой» – говорится далее ( Исх. 20:5 ). Не должны также никого смущать и слова «никакого». В четвертой заповеди сказано, что в субботу нельзя творить никаких дел ( Исх. 20:10 ; Втор. 5:14 ), однако же сектанты на основании этой заповеди не делают того вывода, что в субботу нельзя творить добрых дел. Сам Господь Иисус Христос укорял тех людей, которые на основании четвертой заповеди считали невозможным в субботу творить добрые дела ( Мф. 12:10–12 ). Сам пророк Моисей, чрез которого Господь дал десять заповедей, делает, по повелению Господню, херувимов для скинии ( Исх. 15:18, 26:1 ). Это и свидетельствует, что выражение «никакого изображения» относится к почитанию истуканов, статуй языческих богов, но никак не применяется к изображению истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям, а также и св. ангелов и святых угодников Божиих. Словом, идол или кумир есть изображение таких ложных богов, которых никогда не было, которых никто не видел и которые ничего не стоят. Между тем св. изображения, или св. иконы, наоборот, есть спасительное для нас изображение действительного, истинного Бога, Который был, и есть, и будет, и Который есть Творец и Спаситель наш. Пример изображений кумирных и идолопоклоннических: Дагон ( 1Цар. 5:2 ), Ваал (Иерем. 19:5), Вил ( Дан. 4:13 ), Астарта ( 4Цар. 23:7 ) и др.; пример иконных св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Как-то во время ловли рыбы явился Спаситель Андрею и другим ученикам. Он повелел опустить сети справа от лодки. Сети наполнились рыбой так, что даже начали рваться, — невиданный улов! Затем Он отведал с ними еду, и апостолы узнали воскресшего Спасителя, когда Он разломил хлеб. Наверняка являлся Христос и Пречистой Матери Своей, хотя об этом не рассказывают евангелисты. Воскресение Христово — самый главный праздник христиан. Мы вспоминаем, как воскрес Господь Иисус Христос; мы знаем, что Бог сильнее смерти, что для всех нас есть жизнь после смерти, что нам открыт путь на небо к Богу. 68. Вознесение Господа Иисуса Христа Через сорок дней Спаситель поднялся с апостолами и Матерью Своей на гору Елеон. Достигнув вершины горы, Господь стал прощаться с апостолами, заповедуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдёт Дух Святой. «Иоанн крестил водою, а вы, — сказал им Спаситель, — через несколько дней будете крещены Духом Святым». Затем Он стал благословлять их и в то же время подниматься к небу — возноситься. Апостолы стояли и смотрели, как Христос удаляется от них. Горько им было прощаться с любимым Учителем. Тут появились перед апостолами два Ангела Божиих. Они промолвили: «Что вы стоите и смотрите на Небо?, Так, как Господь возносится сейчас от вас, Он снова придет на землю, чтобы судить живых и мертвых. В этот день — сороковой после Пасхи — Церковь празднует Вознесение Христово. 69. Сошествие Святого Духа на апостолов Прошло десять долгих дней с тех пор, как Иисус Христос вознёсся на небо. Ученикам очень не хватало Его. Но они верили, что Господь скоро исполнит Своё обещание и пошлёт им Утешителя. Наступил великий еврейский праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства, которое Бог дал Моисею. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. Над каждый апостолом появились огненные языки, и все они получили благодатные дары Духа Святого.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 8-10). Весьма знаменательная и трогательная притча! Спаситель уподобляет душу грешного человека драхме, потерянной женщиной (Церковь). На этой монете царское изображение - образ Божий бессмертный. Женщина зажигает свечу (свет - слово Божие) и при помощи ее метет комнату (душу, закрытую и подавленную мирскими пристрастиями и тьмою страстей, как сором), и ищет тщательно (надо искать грешника, чтобы спасти его убеждением и любовию), и находит, возвращая его на путь покаяния. Из этой притчи видно, как дорога для Господа душа человеческая, имеющая в себе образ бессмертного Царя-Бога, и как Он тщательно ищет ее, затерявшуюся и погибающую в бесчисленных страстях или пристрастиях мирских, просвещая ее словом Своим и озарением Духа Святаго. Видно из притчи и то, как сам человек мало или вовсе не ценит души своей, этой царской драхмы, и выметает (метет) ее в кал тинный и в тление страстей, часто губя ее невозвратно. Церковь, или пастыри Церкви, должны тщательно искать погибающих и спасать их благодатию и властию, данной им от Бога. Мир вам,- возглашал ученикам Своим Господь, являясь им по Воскресении из мертвых (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Как самое драгоценное благо для душ их, мир Свой Божественный давал им Господь,- мир с Богом, мир с собою и ближними. Этот мир сообщается верующим за любовь к Богу и хранение Его заповедей. Мир этот не может обитать в душе, пристрастной к миру и его мнимым благам, к земным украшениям, к плоти своей или чужой. В самом деле, как обитать Богу в человеке, повинном или пристрастном, например, к деньгам, когда сердцем его обладает это мерзкое пристрастие и отвращает его от Бога? Сребролюбец делается чуждым Богу, уничижает Его, ни во что ставит, изгоняет Его из мыслей и из сердца своего. В душе сребролюбца нет места Богу, Который есть Источник всех благ, от Которого происходят наше бытие и все блага: дыхание, пища, питие, одежда, жилище, здравие, прощение грехов, просвещение души, мир, свет, радость, всякий успех в делах благих. Мир даруется Богом душе, освободившейся от страстей. Отчего нет мира в государстве, в Церкви? Оттого что люди отвратились от Бога - Источника и Царя мира, от Церкви - хранительницы, носительницы мира Божия; все пошли стороною от Бога, почему и Он пошел к ним стороною и дал дары мира язычникам-японцам; оттого во всех классах людей русских смятения, беспорядки, непослушание и неповиновение. Как достигли мира святые угодники Божии? Отложением ветхого человека с деяниями его, распинанием плоти со страстями и похотями и различными подвигам добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1010...

Ксен: Если ты, царь, считаешь, что я прожил жизнь недостойно заповедей Божиих, замарал душу многочисленными преступлениями и потому отпал от Бога, то я не буду и пытаться говорить дальше, зная, что как гражданин я не заслужил ни малейшего наказания. Если же ты имеешь в виду заблуждение в вероисповедании и дурной образ мыслей, – так как люди христианского вероисповедания обычно много говорят против нас наобум, – то я лично никогда не смогу согласиться с твоим мнением. Я скорее предпочту, будь это возможно, десять тысяч раз умереть, чем признать другой закон более благочестивым и превосходящим тот, который дан мне от Бога. Ведь если вы, сыны язычников, а скорее разнородная смесь языков, что и сами вы говорить не стесняетесь, к тому же будучи необрезанными, не соблюдая ни субботних предписаний, ни опресноков, не справляя установленных праздников и откровенно глумясь над законом Божиим, непоколебимо уверены, что ваш культ лучше, то как же нам, гордящимся Авраамом как предком, Моисеем как учителем и нерушимо блюдущим все упомянутое, не почитать себя более правоверными, чем вы? Что же мне более всего кажется странным, – что вы посягаете называть себя израильтянами и сынами Авраама (см. Гал.3:7 ). Император: Эти вопросы давай немного отложим. Сейчас же вот что скажи мне: ты еврей или иудей, а также саддукей или фарисей? Ксен: То, что фарисеи, одним из которых я и сам являюсь, во многом отличаются от саддукеев, всем очевидно. Между евреем же и иудеем, считаю – если ты не скажешь, в чем она, – нет никакой разницы. Император: У разумного, Ксен, и неразумного общий род – живое. Разница же та, что одно неразумное, а другое – разумное. У лиц же, в свою очередь, общее – наделенность разумом, разница же у них – как у Илии, Иеремии и Исайи. Подобно этому также и у всех ваших колен общим является имя «еврей», поскольку все они восходят к Еверу, а собственным каждого – имя его патриарха. Ведь левитами мы называем от Леви, вениамитянами – от Вениамина, иудеем – от Иуды и других подобным же образом. Так же и ты думаешь или иначе?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Мужчина лет пятидесяти раньше очень много курил, бросить курить ему было трудно. Он рассказывал мне: " Раньше, когда я ходил в церковь, еще лет десять тому назад, я не мог представить себе, что брошу курить. Но это произошло! " Оказалось, что у него был очень мудрый духовник, который наставлял его так: " Перед Причастием нельзя курить три дня и после причастия — один день " . Он привык к этому и стал так причащаться. Потом духовник говорит: " Тебе вообще-то хорошо бы причащаться два раза в неделю " . — " А когда же курить? " — " Ну, тут надо выбирать одно из двух! " И человек этот совершенно избавился от курения! А раньше для него это составляло серьезную проблему: он даже пытался лечиться от курения. Но литургическая жизнь помогла ему избавиться от этого ужасного состояния. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 22–25). Какие возвышенные и в то же время какие понятные слова! Нельзя быть только слушателем Закона Божия, надо быть еще и исполнителем его. Именно поэтому я специально подчеркиваю, что слышание слова Божия может нас спасти, если слова Евангелия мы срастворяем верою в сердцах наших. А вера — это действенная любовь, это действенное исполнение заповедей Божиих. Православие — это, прежде всего, образ жизни: мы услышали, что хочет от нас Господь, и мы хотим жить так, как Он этого хочет. Современное секуляризированное общество, в котором мы с вами живем, хочет, чтобы Церковь была такой, какой оно, это общество, ее себе представляет. Но мы имеем свой Закон — Закон совершенный. И вникая в этот совершенный Закон свободы, мы будем блаженны в своем действии . Если мы имеем столь совершенное слово, столь совершенный Закон — нужно ли нам искать другое слово, которое может изменить жизнь наших семей, жизнь нашего народа, жизнь нашего государства? Нужно ли нам искать другой глагол, который может вдохновить всю нашу нацию, все народы, населяющие нашу Землю?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не дождавшись окончания сорока дней, которые Моисей, вместе с Иисусом Навином, по повелению Божию провел на горе Синайской и получил две скрижали, на которых были написаны перстом Божиим десять заповедей Закона, израильтяне подумали, что Моисей погиб на горе, и стали беспокоиться о том, кто поведет их чрез пустыню. Они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им «бога», который шел бы перед ними. Аарон не имел столько твердости духа, чтобы удержать народ от сего беззакония. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли ему все свои золотые серьги, какие имели, вылил из этих серег тельца и сказал: «Завтра праздник Иегове». Но вылитое изображение напоминало евреям о египетском божестве, и они почтили самое изображение как Бога. В этом особенно и выразилось крайнее нечестие и безумие народа, что они «Сделали тельца у Хорива (западный отрог горы Синайской) и поклонились истукану; и променяли славу свою (славу людей Божиих) на изображение вола, ядущаго траву». «Забыли Бога, Спасителя Своего, совершившаго великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря». Сходя с горы, Моисей увидел тельца и пляски – и в гневе разбил перед народом скрижали. Потом он взял тельца, сжег его в огне, разбил его, стер в порошок, который бросил в воду, и велел израильтянам пить эту воду, в доказательство, что телец, ими вылитый, не есть бог. Здесь нужно обратить внимание особенно на то, что пророк, укоряя израильтян в идолопоклонстве, с намерением упоминает о Хориве, ибо незадолго пред тем, явясь там, почти в самом начале божественного Закона Господь изрек: «Не сотвори себе кумира, да не поклонишися им, ниже послужиши им» ( Исх.20:4–5 ). Этим еще более увеличивает преступление израильтян, потому что сотворили себе кумира на том самом месте, где получили ясное запрещение сего не делать и где дали клятвенное обещание исполнять заповеди Закона. Пс.105:23 И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Неизвестно, о каком именно грешнике говорит Давид: «Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время» ( Пс. 9:25–26 ); но известно то, отчего пути грешного человека оскверняются на всякое время. Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего иной осмеливается обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего тать крадет, разбойник убивает, вор ворует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего не имеющий стыда сквернословит, привыкший лгать лжет, клятвопреступник напрасно божится, клянется, досадитель досаждает? Отчего человек, сам весь во грехах, других осуждает? Оттого, что нет Бога пред ним. Отчего мздоимный судья неправедно судит, лживый свидетель ложно свидетельствует, злобный коварствует? Оттого, что нет Бога пред ними. Отчего пьяница пьянствует, грехолюбец любодействует, прелюбы творит, не довольствуется законным супружеством, оскверняет многих и оскверняется со многими? Оттого, что нет Бога пред ними. Нет страха Божия пред ним, не имеет Бога пред очами, не помнит о Боге, не боится ни Суда Его, ни мук вечных не трепещет, ни Царствия Небесного не ожидает. Несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время. О, если бы пред очами грешника был Бог, если бы он помнил будущий Суд и казнь, он не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию своего и Воздаятеля. Вспомните историю о целомудренной Сусанне и о двух беззаконных старцах, судиях Израилевых, хотевших насильно осквернить чистую жену, что давало им смелость совершить скверное дело и что отклоняло праведную Сусанну от скверного беззакония? Беззаконным старцам дало смелость сотворить грех то одно, что они не имели пред очами своими Бога, ибо они говорили: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит» ( Дан. 13:20 ). О, беззаконные судьи! Блуждательные старцы! Что вы говорите: никто не видит нас? А разве не видит вас Бог? Вы укрылись от очей человеческих, но можете ли укрыться от очей Божиих? Вы от людей затворились дверьми, чтобы не видели вас, а чем закроетесь от Бога? Какие сады, какие многолиственные деревья, какие густые леса и пустыни и дебри или вертепы и пропасти земные сокроют вас пред Всевидящим Богом? Не знаете ли, что говорит Священное Писание : «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его» ( Сир. 39:25 ). Вы же, окаянные, говорите: «Никто нас не видит». Таким образом забвение о Боге соделало их дерзновенными ко греху, потому что они не имели Всевидца Бога пред очами своими: «Никто нас не видит», – говорили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось Царство и господство над всеми. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудни-цу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. И глагола ми: воды, яже ecu видел, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и языуы. Так как эти слова объяснил ангел, то излишне подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам восстать и вооружиться на любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город, обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью, как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и убийство людей - пищею, распри и несогласия - утешением, даст согласие свое десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город, властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях тогдашнего мирового царства. Да избавит нас Бог от испытания этих бедствий и да вселит нас в град горний - Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол, Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XIX Статья пятьдесят пятая Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Но чем патриархи, пророки и апостолы желали подражать Господу, как не стремлением их к Его святости и праведности? Тем более что нам, христианам, известно, что в Своем боговоплощении Он не «пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел… но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Ведь еще в Ветхом Завете мы находим призыв: «Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его» ( Втор. 28:9 ). Наиболее же полно реализовать возможность «ходить путями Его» могут именно христиане, ибо Христос и желает того «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Возьмите любой катехизис – независимо от того, католический он, протестантский или Православный. Что вы увидите в разделе «Вера»? В разделе «Вера» вы увидите Символ веры и комментарии к нему. Что вы увидите в разделе «Надежда»? Молитву «Отче наш» и описание смысла слов этой молитвы. Но вот в разделе «Любовь» в любом христианском катехизисе, и в Православном, и в католическом, и в протестантском – мы увидим Божьи заповеди! Десять Божьих заповедей и Заповеди блаженств святого Евангелия! Потому что любовь в библейском понимании – это и есть исполнение закона Божьего. Сказано: «Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» ( 1Ин. 5:2–3 ). Закон Божий – это не та книга, которую написал священник Слободской и которую читают наши дети. Закон Божий в библейском понимании – это пять первых книг Библии, которые называются «Пятикнижие Моисея». Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала» ( 1Ин. 2:7 ). «От начала» – означает «от Книги Бытия», ибо на еврейском языке она называется «Берешит», то есть «От начала». Поэтому в устах еврея Иоанна Богослова слова «заповедь древнюю, которую вы имели от начала» надо понимать, как «заповедь древнюю, которую мы начали изучать с Книги Бытия (Берешит)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010