Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

    Чтобы Петр мог понять, для чего Господь повелел прощать несчетное число раз, ПОСЕМУ, — говорит Господь, — ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЦАРЮ, КОТОРЫЙ ЗАХОТЕЛ СОСЧИТАТЬСЯ (потребовать отчета) С РАБАМИ СВОИМИ, у которых на руках было множество богатства, ему принадлежавшего. Эта первая притча, в которой Господь является Царем, Которому «дана... всякая власть на небе и на земле»  (Мф. 28:18), у Которого небо — престол, и земля — подножие ног, у Которого подданные — это весь мир, все люди, особенно же мы, в Него верующие, искупленные Его Честной Кровью, обязанные исполнять все Его законы и животворящие заповеди. И прежде Страшного Суда Своего, во всякое время, когда Он «захочет», Он всегда может потребовать от нас отчета во всех помыслах и желаниях, словах и делах наших, а мы всегда должны быть готовы дать Ему этот отчет. И Он зовет нас к такому отчету через проповедь закона Своего, через разные беды и скорби, болезни и опасности, которые грозят нам неизбежной смертью и зовут на суд встревоженной совести. Он дает нам при этом чувствовать, что мы не можем оправдаться перед Ним ни в одном из безчисленных грехов наших, что беззакония наши безчисленнее волос на голове нашей, и нам остается одно: повергнуться в прах пред Его безконечной благостью и просить пощады и помилования (мысли Димитрия, архиеп. Херсонского). КОГДА НАЧАЛ ОН СЧИТАТЬСЯ, ПРИВЕДЕН БЫЛ К НЕМУ НЕКТО, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ ЕМУ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ТАЛАНТОВ (вес серебра) — долг совершенно неоплатный! Может быть, это был управитель царской казны, или царедворец, обязанный собирать и доставлять царю подати, но растративший царское состояние. Он был приведен к царю, ибо никогда сам не пошел бы к нему добровольно, и легко могло бы быть — увеличивал бы свой долг еще и еще по своей отчаянной безпечности. «Беда была не в том только, что долг был велик, — говорит святитель Златоуст, — но и в том еще, что он первый приведен к господину. Если бы привели его после многих других исправных должников, не так было бы удивительно то, что господин не разгневался: исправность вошедших прежде могла сделать его более снисходительным к неисправным. Но что введенный первым оказался неисправным и, несмотря на неисправность, нашел, однако же, господина человеколюбивым, вот это особенно удивительно и необычайно». И каждый из нас, грешников, перед судом правды Божией есть такой же неоплатный должник. Десять тысяч талантов — это наши грехи против десяти заповедей Божиих, наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божий к нам, грешным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

« И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора » ( Быт. 24:10 ). «Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества (то есть Духа Святаго 244 – О.С). Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая» 245 . Итак, Елиезер (аллегорически) – это Дух Святой, Который посылается от Отца Небесного чрез пророческое служение Слова Божия – Библии, чтобы находить верующих, которые будут составлять Церковь -Невесту. Елиезер едет на верблюде. И невесту будет вывозить на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И Александрийская школа объясняет это обстоятельство следующим образом: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет, в своем земном движении ко Христу-Жениху Здесь говорится о том, что было десять верблюдов. Число 10 свидетельствует о том, что Церковь ревниво относится к исполнению Божиих заповедей. И сказано, что у него были всякие сокровища. А ведь Дух Святой и есть «сокровище благих, и жизни Подателю», как мы произносим в молитве к Духу Святому. « И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду] » ( Быт. 24:11 ). Свидетельство, что «вне города» – что оно может означать? Сын Божий был распят вне города, и Церковь созидается Кровью Сына Божьего. Почему «под вечер»? Церковь Христова созидается, когда Ветхий Завет завершается, наступает вечер ветхозаветного существования – Иисус Христос умирает еще в ветхозаветные времена, а день Пятидесятницы, когда дух Святой сошел на апостолов, – это рождение новозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст. 13–15. И ныне, так как вы сделали все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам рано вставая и обращаясь к вам, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали: то с домом сим, в котором призвано имя Мое, и на который вы надеетесь, и с местом, которое дал вам и отцам вашим, Я сделаю тоже, что сделал Силому: и отвергну вас от лица Моею, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово Поставленная нами: рано вставая и обращаясь к вам у LXX нет. Бог рано встает, – не в том смысле, чтобы у Него какое либо время было без рассвета, но в том, что после ночного отдохновения, по обновлении сил телесных, душа людей бывает бодрее, и незанятая чувственными желаниями и потребностью пищи, может лучше внимать и исполнять то, что говорится. Поэтому и в псалме читаем оное: заутра услыши глас мой, заутра предстану Тебе и увижу ( Пс. 5, 4 –5), и у Исаии: «с ночи, или с рассвета, восстанет дух мой к Тебе, Господи: ибо заповеди Твои свет на землю». Поэтому и апостол Павел называет нас сынами света (Ефес. гл. 5), а не ночи и тьмы, и не спящими, как спят прочие, не соблюдающие заповедей Божиих. Итак, поскольку Бог призывал их возстав с ночи, чтобы и их освободить от тьмы: то грозит им, что Он сделает с храмом Иерусалимским тоже, что сделал с местом Силомом, где сначала была Скиния, так что подобные грехи будут и наказаны одинаковым приговором. И как Господь отверг семя Ефремово, т е. десять колен, называвшихся Израилем и ради Иеровоама, сына Навата, имевших князей из колена Ефремова, которое называлось также коленом Иосифовым: так, говорит, отвергнет Он и колено Иудово с Вениаминовым. Итак, Он отверг Силом, отвергнет и Храм; отверг десять колен, отвергнет и два. Все, что говорится этому народу, будем относить и к себе, если будем делать подобное. Ст. 16. Не проси же ты за народ сей, и не возноси за них хвалы и молитвы (или не проси, чтобы от получил милосердие), и не сопротивляйся Мне: ибо Я не услышу тебя. Чтобы молящийся пророк не оказался не успевшим в своем ходатайстве, Бог повелевает, чтобы он не молился за грешный и нераскаянный народ. Сказанное же: не сопротивляйся Мне, показывает то, что молитвы святых могут противостоять гневу Божию. Поэтому и Господь говорит Моисею: «оставь Меня, чтобы Я поразил народ сей, и сделал тебя в народ великий ( Исх. 32, 10 )», и в псалмах читается: и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, и вменися ему в правду ( Пс. 105, 30 ). И Аарон, взявши кадильницу, стал по средине между огнем и имевшим гореть народом, и гнев Божий прекратился. Но, чтобы нам не пришла мысль, что Бог, Который не допускает даже молитвы к Себе, жесток, представляет причины, почему Он не внемлет молитве, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества. Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая. И где же обнаруживается предназначенная Христу невеста? Где же, как не у воды ? Истинно так, возлюбленные братья, ибо если бы Церковь не пришла к водам Крещения, она не соединилась бы со Христом. Поэтому Ревекка встретила раба Авраамова у источника, а Церковь встречает Христа в таинстве Крещения» . Елиезер едет на верблюде. И невесту будет везти на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И аллегорическое прочтение текста предлагает следующие истолкования: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим, 3, 16–17). – Здесь говорится и о том, что было десять верблюдов. Число десять свидетельствует о том, что Церковь ревностно относится к исполнению Божиих заповедей. И сказанное, что у него были всякие сокровища, – возможные указания на духовные, оправдывающие чрез веру блага Церкви. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3). Вывод очевиден: только добродетельный человек, живущий по заповедям Бога, обретет доступ к духовным сокровищам, открывающим для нас доступ в Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/110108.html

" возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. " ( Мф. 22, 37 -39) Указав высший смысл Десяти заповедей, Господь Иисус Христос не упразднил, а углубил их значение. Соблюдение Десяти заповедей Божиих является необходимым для исполнения Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему. Толкование 1 Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 1 Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе бози инии разве Мене. Бог не желает на первенства среди неких богов, т.к. Он - вообще единственный истинный Бог. Бога должно любить больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но только как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников перед Ним. 2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель... 2 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель... Бог вечности и Творец вселенной не может быть ограничен рукотворным изделием. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Кумиры или идолы не могут удовлетворить наши нужды. Хотя Бог стал изобразим явившись во плоти и явив Собой Образ Божий, рукотворные образа (иконы) нельзя обожествлять. За поклонение идолам как " богам " грозит тяжёлое возмездие. 3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 3 Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющяго имя Его всуе. Запрещены не только ложные клятвы и слова, которыми люди " божатся, " но также небрежное и легкомысленное произнесение имя Господа, не соединённое с мыслью о Его величии и святости. Нельзя также и называться " христианином, " по наименованию Бога Слова, и в то же время не стараться прекратить поступать противно Христу. Суетное произнесение имени Божия не остаётся безнаказанным.

http://drevo-info.ru/articles/19131.html

3. И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство 12 и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему 13 , Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов 14 , [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10) 15 . 4. И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек — Царь его — созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем (Мф 13:24) 16 ; также: Царство Небесное подобно зерну горчичному (Мф 13:31) и Царство Небесное подобно закваске (Мф 13:33; Лк 13:21) 17 и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле (Мф13:44) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море (Мф 13:47) 18 ; еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой (Мф 20:1) 19 , и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф 18:23) 20 ; опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф 22:2) 21 ; и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам (Мф 25:1) 22 . 5. Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию 23 ; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

   2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.    3. Не может быть рожденным от явного блуда.    4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.    5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.    6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.    В. Что такое Елеосвящение?    О. Елеосвящение — это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.    В. Какая материя или вещь Елеосвящения?    О. Елей чистый, несмешанный, освященный.    В. Какая форма или совершение Елеосвящения?    О. Молитва такая, иереем произносимая: «Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего», — и прочее до конца.    В. Что должно соблюдать в этом Таинстве?    О. Четыре вещи.    1. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше.    2. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин.    3. Елей должен быть чистым, без всякой примеси.    4. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: «Отче святый, Врачу душ и телес», — поскольку в это время Таинство совершается.    В. Всякий ли может это Таинство принимать?    О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит («спасет» в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14—15). О заповедях Божиих    В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае?    О. Десять, они следующие (Исх 20:1—17):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

Не ценно то чувство (даже и любовь!), которое вызвано принуждением. Господу дорог свободный выбор, свободная любовь. Для свободного обращения человека к Богу, без насилия над его желаниями и волей Господь Бог посылал к людям Своих пророков и их устами Сам поучал людей, обличал их, призывал к покаянию, открывал им Свою волю и указывал пути ко спасению. Устами пророка Исаии Господь Бог говорит: «Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! – дыхание ваше – огонь, который пожрет вас» ( Ис.32:11, 33:11 ). «Из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их» ( Иез.15:7 ), т.е. уйдут с огнем злобы из этой жизни, в вечный огонь попадут. «Поступлю с тобою по мере ненависти твоей и зависти твоей» ( Иез.35:11 ), т.е. осудимся мы грехами своими. «Я изолью на них зло их», – сказал Бог пророку Иеремии о грешниках и беззаконниках ( Иер.14:16 ). «Твоими устами буду судить тебя» ( Лк.19:22 ). «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь (это) Господу, и Он сохранит тебя» ( Притч.20:22 ). «Правды, правды ищи, дабы ты был жив» ( Втор.16:20 ). Священное Писание наставляет нас: «Соблюдайте законы Бога, ибо в этом мудрость ваша» ( Втор.4:6 ), ибо «благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение» ( Иов.28:28 ). О каких законах (заповедях) говорит Господь Бог? Весь Закон Божий основан на двух основных заповедях 63 Божиих: 1 . «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф.22:37 ). 2 . «Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» ( Мф.22:39 ). Чтобы наследовать жизнь вечную, христианин должен соблюдать и десять заповедей Божиих, которые Господь Бог дал людям чрез пророка Моисея, и Христовы заповеди о блаженстве, которые называются «Блаженны». Эти заповеди, матушка Д., ты хорошо знаешь, поэтому перечислять их не буду, но остановлю твое внимание на некоторых изречениях Священного Писания , относящихся к заповедям Божиим. Глубоко запечатлей их в памяти и храни в сердце своем, чтобы ничто из перечисленного не нарушилось тобою. 1 . «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим (добром) злое " ( Рим.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Он (Христос) учил и творил – непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить, терпеть, не смущаться в находящих на нас скорбях и во всем всегда Его благодарить, не словами и языком, но самими делами, сердцем, умом; от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен. (2; стр. 56–57) Смиряй себя от всего сердца, души и помышления: любит бо Сладчайший Иисус со смиренною мудростию спасающихся и желающих с сердечною и горячею любовию совершенного исправления и хощет всем нам в разум истины приити (см.: 1Тим. 2, 4 ). (6; стр. 143) Мы беспрестанно должны помнить о любви Божией к нам и искать совершенной любви к Нему. Но она снискивается исполнением заповедей Божиих. Если хочешь бить совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19, 21 ). Исполняя эти слова, докажешь Ему совершенную любовь. Кто имеет заповеди Мои, – говорит Спаситель Своим ученикам, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14, 21 ). (2; стр. 55) Век сей не есть покой и почивание, но борьба, рать, торжище, купля, училище, морское плавание; для сих-то причин подвизаться ты должен, не унывать, не быть в праздности, но упражняться в делах Божиих. (6; стр. 142) Сколь благ Господь и милостив Он дал христианам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против закона Божия. (2; стр. 55) Знай, что на всякую борьбу есть победа. Крепись, ратоборствуй, побеждай, ибо часто противоборствующие силы находят, яко львы, рыкают и ищут, кого бы поглотить, – берегись, да не побежден будешь (см.: 1Пет. 5, 8 ). (6; стр. 142) Мы должны не только сохранять заповеди Божии, но и дары по заповедям приносить, как и отцы святые принесли каждый по силе своей: один пять талант, один десять, другой тридесять. Подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа. (2; стр. 56)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010