Десятисловие христианского законоположения Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 3 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 Господь, Бог Твой, Господь един есть 2 , познаваемый в Отце, Сыне и Святом Духе: В Отце Нерожденном, в Сыне Рожденном безначально, вне времени и бесстрастно как в Слове, Который помазав Сам воспринятое от нас [естество], зовется “Помазан­ник” (Христос — Т. М. ), в Духе Святом, Который не рождается, а исходит от Отца. Только Он Один Бог и Он Бог истинный, в Троице ипостасей единый Господь, не разделяемый [в своей] природе, в совете, в славе, силе и действии и во всех остальных признаках Божества. Его одного люби и Ему одному служи от всего разумения твоего и от всего сердца твоего и от всей силы твоей 3 , и да будут слова и заповеди Его в сердце твоем, чтобы ты творил их и размышлял и говорил о них, сидишь ли ты или идешь, покоишься на ложе или стоишь 4 . И помни всегда Господа Бога твоего и бойся Его одного. И не забывай ни Его, ни заповедей Его, ибо Он сам даст тебе тогда силу творить волю Его. Ведь Он не ищет от тебя ничего другого, как только чтобы ты боялся и любил Его и ходил всеми путями Его 5 . Не прислушивайся к [рассказам] о бесстрастных и невидимых надмирных ангелах и о великой злобе отпадшего оттуда, о его ловком, тонком и хитром обмане, и не сочти чего-либо из этого равночестным Богу. Не засматривайся на величие неба, на многообразие движений на нем, на сияние солнца, на свет луны, на блеск остальных звезд, на то, что бывает благоприятно для дуновения воздуха, для изобилия плодов моря и земли, и не обожествляй ничего из этого. Ибо все эти вещи — творения, подчиненные Единому Богу, возникшие по слову Его из небытия. Ибо Он сказал, — и сделались, Он повелел, — и сотворились 6 . Вот этого одного Владыку и Создателя всего [существующего] прославляй, к Нему прилепляйся с любовью, пред Ним кайся день и ночь в вольных и невольных падениях твоих, ибо Он — сострадательный и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и вечно благодетельствующий 7 , обещавший и дающий Царство небесное и нескончаемое, жительство безболезненное и жизнь бессмертную и наслаждение светом невечерним чтущим Его, поклоняющимся Ему, любящим Его и хранящим повеления Его. Но Он также Бог ревнитель и праведный Судия и страшный мститель 8 : непочитающих Его, противящихся Ему и не хранящих повеления Его ждет вечное наказание — огонь неугасимый, боль непрестающая, горе безутешное, беспросветный мрак, место темное и тесное, где взывающий к состраданию скрежет зубов и неусыпающие ядовитые черви. Он уготовал это первому злому отступнику, а вместе с ним всем, кто поддался его обману, последовал за ним и отверг своего Творца делами, словами и помышлениями.

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Почитай отца твоего и мать твою (Исх 20:12) , ибо посредством их Бог ввел тебя в жизнь и они вместе с Богом виновники твоего бытия. Значит, и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним содействует любви к Богу, если же не содействует, то беги от них, а если они инославные и противостоят тебе, особенно в том, что относится к истинной и спасительной вере, то не только беги, но даже возненавидь и не только их, но и всех сродников и прочих друзей и близких и сами твои члены и их стремления и все свое тело с его страстным устроением. Если кто не возненавидит отца своего и матери своей и жены и детей и братьев и притом и самой жизни своей и кто не несет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня 19 , — сказал Христос. Так относись к плотским родителям, друзьям и братьям. А своих по вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если так [надо относиться] к плотским родителям, то насколько больше будешь ты чтить и любить тех, кто по духу стал твоими родителями? Тех, кто превратил твое бытие в благобытие, кто передал тебе свет знания, кто научил тебя откровению истины, кто вновь родил тебя банею возрождения и вложил в тебя надежду воскресения, бессмертия и наследия нескончаемого царства, из недостойного сделал тебя достойным вечных благ, из земного сделал небесным, вместо временного — вечным, сыном и учеником уже не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, сказавшего: Ни отцом себе не называйте никого на земле, ни наставником, ибо один у вас Отец и наставник Христос 20 . Ты должен поэтому всячески чтить и любить своих духовных отцов, сознавая, что честь, им воздаваемая, относится к Христу и к Святому Духу, в Котором ты принял усыновление, и к небесному Отцу, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф 3:15). Позаботься в течение всей жизни иметь духовного отца и открывать ему всякий грех и всякий помысл и получать от него врачевство и отпущение, ведь им дано решить и вязать души 21 и все, что они свяжут на земле, будет связано на небе, а все, что разрешат на земле, будет разрешено на небе. Вот такую благодать и силу получили они от Христа, поэтому повинуйся и не противоречь им, чтобы не навлечь погибель на душу свою. Ведь если противоречащий плотским родителям в том, что не запрещено Божественным законом, по закону должен умереть 22 , то разве не отгоняет от себя Духа Божия тот, кто противоречит духовным отцам, разве не губит он свою душу? Вот поэтому советуйся со своими духовными отцами и до конца повинуйся им, чтобы спасена была душа твоя и стала наследницей вечных и нетленных благ.

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Не делай себе никакого изображения (тХ Pmo…wma) того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, и не служи им и не прославляй их как богов 9 , ибо все они — творения Единого Бога, Который в последние времена воспринял плоть из девической утробы и был видим на земле, обитал среди людей и, пострадав ради спасения людей, умер, воскрес, восшел с плотию на небеса и воссел одесную Величия в вышних 10 ; с этой плотью Он снова придет судить живых и мертвых. Вот и сделай изображение ekna) Того, Кто вочеловечился ради нас, [сделай] из любви к Нему и [глядя на] это изображение вспоминай о Нем, поклоняйся Ему, возводя свой ум от [изображения] к покланяемой плоти Спасителя, Которая сидит одесную Отца на небе. Точно так же делай изображения (tpouj) святых и поклоняйся им не как богам (ибо это воспрещено), но в силу твоего к ним отношения и расположения и величайшего почтения, вознося свой ум от изображений (di топ iknwn) к самим [изображаемым], как и Моисей сделал изображения (eknaj) Херувимов 11 внутри святилища, и само Святое святых 12 было изображением (tpoj) вещей наднебесных, а святилище для мирян (тХ gion kosmikn) было изображением (ekna) всего мира (pantj тоа ksmou), и “свя­тыми” их назвал Моисей не потому, что он прославлял тварные вещи, а потому, что посредством их [славил] Бога, Творца мира. И ты, конечно, не обоготворяй изображения (tj eknaj) Владыки Христа и святых, но посредством их поклоняйся Тому, Кто сначала создал нас по Своему образу (kat’ ekna okean) 13 , а затем по неизреченному человеколюбию благоволил воспринять этот Свой [изображенный] в нас образ kaq’ mj атоа ekna) и в нем стал доступным для описания. Поклоняйся не только Божественной иконе (ekna), но и образу (tn tpon) креста Его, ведь он есть величайший знак победы Христа над диаволом и над всей ратью сопротивной, поэтому они и трепещут и бегут, когда видят его изображение (tu­pomenon). Этот образ (tpoj), когда еще не было его первообраза (to prwttupon) 14 , уже был весьма прославлен пророками и много чудес сотворил 15 . А во второе пришествие висевшего на нем Господа Иисуса Христа, когда Он придет судить живых и мертвых, впереди пойдет этот великий и страшный знак Его с силой и славой великой. Прославляй его теперь, чтобы тогда с дерзновением взирать на него и сопрославиться с ним, поклоняйся также изображениям (eknaj) святых как сораспятых Господу и твори на лице твоем знамение креста, памятуя, что они суть общники страданий Христовых. И святым гробницам их [поклоняйся], и останкам костей, если сохранились, ибо не отошла от них благодать Божия, как и при животворящей смерти Христа от Его поклоняемого тела не отошла [полнота] Божества. Поступая так и прославляя прославивших Бога как на деле явивших себя совершенными в любви к Богу, ты и сам будешь прославлен Богом и вместе с Давидом воскликнешь: “В большой чести у меня друзья Твои, Боже!” 16 .

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Не прелюбодействуй (Исх 20:14) , иначе станешь ты уже не членом Христовым, а членом блудницы и будешь отсечен от Божественного тела и ввержен в геену. Если дочь священника, взятая в прелюбодеянии, по закону должна быть сожжена огнем 23 как опозорившая отца, то разве осквернивший этим тело Христово не будет еще более повинен вечному наказанию? А ты, если способен вместить, соблюдай девство, чтобы всецело принадлежать Богу и с совершенной любовью прилепиться к Нему, всю жизнь предстоя Ему, непрестанно имея попечение о деле Божием, предвосхищая будущую жизнь и жительствуя на земле, как ангел Божий. Ангелам свойственно девство, и им, насколько доступно, уподобляется тот, кто, живя во плоти, прилепился к девству, а еще более, чем им, [он уподобляется] Отцу, в дев­стве Рождающему прежде всех веков, и [Сыну] девственному и от девственного Отца происшедшему в начале путем рождения и в последние времена плотию Рожденному от Девственной Матери, и Духу, Который только от Отца неизреченно исходит не путем рождения, а путем исхождения. Подъявший истинное девство уподобляется этому Богу и сочетается [с Ним] непорочным браком, девствуя душою и телом, он украшает красотой девства всякое свое чувство, слово и размышление. Если же ты не избрал для себя девства и не обещал этого Богу, тебе по закону о Господе можно привести одну жену и с ней одной жить вместе и иметь ее у себя как сосуд освященный, всеми силами уклоняясь от чужих жен. Ты сможешь вовсе избежать их, когда будешь остерегаться несвоевременных встреч с ними и не станешь услаждаться слушанием блудных речей. Насколько возможно, отвращай от них и сам взор твой, телесный и душевный. И приучи себя зря не засматриваться на красивые лица. Ибо кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем (Мф 5:28) , и поэтому он нечист для Христа, Который видит сердце; несчастный впадает после этого в распутство телом. Но что такое блуд, прелюбодеяние и все мерзости, свойственные нашей природе, когда от любопытного взирания на телесную красоту человек безудержно влечется к противоестественному разврату! Ты же, выкорчевывая из себя самого горькие корни, не будешь пожинать смертоносных плодов, но получишь плод чистоты и присущую ей святость, без которой никто не узрит Господа.

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7) , ради чего-либо земного или по страху человеческому, или из-за стыда, или ради собственной корысти употребляя клятву ложно. Ведь нарушение клятвы есть отречение от Бога. Вот поэтому не клянись вовсе, но совершенно избегай клятвы, зная, что посредством клятвы приходит клятвопреступление, отчуждающее от Бога и причисляющее к беззаконникам того, кто клятву нарушает, а ты будь правдив во всех речах твоих и придашь им надежность клятвы. Если же придется тебе самому подчиниться клятве, а надо молиться, чтобы этого не было, то когда она касается вещей, согласных с Божественным законом, исполни ее как законное дело, однако сам взыщи с себя за то, что ты вообще клялся: милостыней, молитвой, плачем и злостраданием тела умилостивляй Христа, повелевшего “Не клянись!” (Мф 5:34) . Ес­ли же дело будет законопреступное, смотри, как бы ради клятвы не нарушить закон и не быть сопричислену к пророкоубийце Ироду; отказавшись от этой противозаконной клятвы, положи себе правило никогда больше не клясться и проси себе милости у Бога, употребляя с большим трудом и слезами упомянутые лекарства. Один день в неделю, день, который зовется “Воскресение” 17 , потому что он посвящен Господу воскресшему из мертвых в этот день, Предуказавшему и Предуведевшему [нас] о всеобщем воскресении, вот этот день считай святым и не занимай его никаким житейским делом, кроме необходимого. И тем, кто с тобой и подчинены тебе, давай отдых 18 , чтобы всем вместе прославить Того, Кто Своей смертью приобрел нас и воскрес, совоскресив с Собою нашу природу. И помни о будущем веке, тщательно исполняй все заповеди и законы Господни и исследуй самого себя, не преступил ли ты чего, не упустил ли, и ты исправишь себя во всем. В то же время будь усерден к храму Божию, посещай собрания в нем, с искренней верой и непостыдной совестью причащайся Святого Тела и Крови Христовых, и положишь так начало строгой жизни, ты обновишь себя и приготовишься к принятию будущих вечных благ, ради них и в остальные дни [недели] не пекись излишне о земном, а в воскресенье, ревнуя о Боге, отложи заботу обо всем, кроме самого необходимого, без чего нельзя жить. Сим образом имея Бога местом прибежища, ты не преступишь [закона], не дашь возгореться пламени страстей, не взвалишь на себя ношу греха и освятишь день субботний, субботствуя неделанием зла. К воскресенью сопричти законом установленные великие праздники, делая то же самое и от того же самого воздерживаясь.

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Не убивай (Исх 20:13) , чтобы не отпасть тебе от сыновства Тому, Кто и мертвых делает живыми, и не усыновиться делами тому, кто изначала есть человекоубийца. Убийство происходит от удара, удар — от гордости, а она — от гнева, гнев же возникает, когда кто-то наносит нам ущерб, удар или оскорбление, поэтому Господь сказал: Отнимающим у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк 6:29). Так и ударившему тебя не отвечай ударом и оскорбившему не воздавай оскорблением. Ты тем и себя самого и обидчика твоего предохранишь от греха убийства. Ты получишь тогда помилование в грехах, содеянных против Бога: Прощайте и прощены будете (Лк 6:37). Злословящий же и зло творящий понесет расплату — вечное наказание по слову Христа: Сказавший брату своему “безумный” подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 24 . Если сможешь с корнем вырвать зло и усвоить душе своей блаженство кротости, прославь Христа, учителя и помощника в делании добродетелей, без Которого, как ты знаешь, мы не можем творить ничего доброго. Если же не можешь пребывать безгневным, то презирай себя, когда гневаешься, и кайся перед Богом и перед человеком, которого оскорбил словом или делом. Ведь тот, кто раскаивается при начатках греха, не доходит до конца его, а тот, кто не болезнует о малых грехах, посредством их впадает и в большие. Не кради (Исх 20:15) , чтобы Ведающий сокровенное (Дан 13:42) не воздал бы тебе отмщением многократным за пренебрежение к Нему. Ты же, напротив, от имения твоего тайно подавай нуждающимся, чтобы сторицей получить от Бога, видящего тайное 25 , и жизнь вечную в будущем веке. Не произноси ложного свидетельства (Исх 20:16) , чтобы не уподобиться тому, кто в начале оболгал Бога перед Евой 26 , и не навлечь на себя проклятие вместе с ним. Более того, если это не причинит вреда многим, покрой грех ближнего твоего и подражай не Хаму, но Симу и Иафету 27 и получишь благословение. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего: ни имущества его, ни денег его, ни славы, ничего, что принадлежит ближнему твоему 28 . Ибо желание, воспринятое в душе, рождает грех, а грех осуществленный производит смерть. Ты же не желай чужого и, если можешь, не дай алчности овладеть тобой, но, напротив, из своих средств уделяй просящему и милуй сколь доступно того, кому потребна милость, и не отвращайся от хотящего занять у тебя (Мф 5:42). Если найдешь потерянную вещь, верни ее хозяину, хотя бы он был враждебно к тебе настроен, этим ты и его примиришь с собой, и зло победишь добром, как Христос тебе повелевает 29 . Соблюдай это всеми силами, живи сообразно этому и ты скопишь для души своей сокровище благочестия и угодишь Богу; Бог ущедрит тебя благами Своими, и ты станешь наследником будущих благ, коих все мы да сподобимся милостию и человеколюбием Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/desyatislovie-hristian...

Д.И. Макаров Список литературы I. Источники 1.1. Издания гомилий св. Григория Паламы 1 . Το v γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπον Θεσσαλονκης το Παλαμ μιλαι μα (41)//PG. 151. 1A–550D 1515 . 2 . Το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπον Θεσσαλονκης το Παλαμ μιλαι κβ (22)/Νν πρτον κδιδντος Σοφοκλους το ξ Οκονμων. θνησι, 1861. 3 . Арсений, еп. Святого Григория Паламы , митрополита Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895. 1.2. Переводы гомилий св. Григория Паламы 4 . Беседы (омилии) святителя Григория Паламы /Пер. архим. Амвросия (Погодина) . М., 1993. Ч. 1–3. 5 . Grégoire Palamas. Douze homélies pour les fêtes/Intr. et trad, par Jerôme Cler. P., 1987. 1516 1.3. Другие произведения св . Григория Паламы 6 . S. Gregorii Palamae De oratione et puritate cordis capita tria//PG. 150.1117–1121. 7 . S. Gregorii Palamae Tomusagiorheticus//Ibid. 8 . Operum Gregorii Palamae argumenta ex codicibus coislinianis//Ibid. 9 . Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. A Critical Edition, Translation, and Study by Robert E. Sinkewicz, C. S. B. Toronto, 1988 (Studies and Texts, 83). 10 . Nadal S. J., J.S. La redaction première de la Troisième lettre de Palamas à Akindynos//OCP. 1974. Vol. 40. P. 233–285. 11 . γιου Γρηγορου το Παλαμ τι Βαρλαμ κα κνδυνος εσν ο διχοτομοντες κακς ντως κα θως ες δο νσους θετητας τν μαν//γου Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/πιμ. Π. Κ. Χρστου. Θεσσαλονκη, 1966. Τ. Β’(II). 12 . γιου Γρηγορου το Παλαμ περ τν ερς συχαζντων//γου Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/πιμ. Π. Κ. Χρστου. Θεσσαλονκη, 1962. Т. A’(I). 1.4. Переводы творений св . Григория Паламы 13 . Св. Григорий Палама . Десятисловие христианского законоположения/Пер. Т. [А.] Миллер//Альфа и Омега. 1998. 2(16). 14 . [Св.] Григорий Палама . О божественном и обоживающем причастии, или О божественной и сверхъестественной простоте/Пер. Е. Начинкина//ВРХГИ. 1997. 1. 15 . Св. Григорий Палама . Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч. Н. Холмогоровой под ред. Ю. [А.] Казачкова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В католическом исчислении – третьей. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829. P. 383. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829. См. раздел IV катехизиса и декретов Тридентского собора. Документ доступен в интернет-проекте «Google Книги». Английский вариант ; латинский вариант: . Dies Domini, III, 47. К настоящему времени последний всекатолический собор, а потому в относительном смысле более авторитетный для католиков. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998. С. 37. Документы II Ватиканского собора. С. 37. Катехизис Католической Церкви, 2180. URL: Dies Domini, III, 47 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. - К.: Ника-Центр, 2010. С. 236. Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 126. The Catechism of the Council of Trent. P. 374. The Catechism of the Council of Trent. P. 374. The Catechism of the Council of Trent. P. 379. Отметим, что в Предании Церкви невозможно найти подтверждения этому высказыванию. Катехизис Католической Церкви. Компендиум. – М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. С. 146. Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 133 См.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. С. 288. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875. С. 9. Наиболее ранний пример относится к св. Григорию Паламе (XIV в.), см. его «Десятисловие христианского законоположения», где сказано: «Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мёртвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нём предуверившему, – этот день святи (Исх.20:10–11), и никакого житейского дела в оный не делай (…). Имея таким образом Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжёшь, и бремени греха на себя не возьмёшь; и тако освятишь день субботный, субботствуя неделанием зла» (Св. Григорий Палама. Десятисловие христианского законоположения//Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 275). Св. Григорий, как и ранние святые отцы, говорит о духовном субботстве, однако привязывает исполнение заповеди о субботе к воскресному дню.

http://pravoslavie.ru/63011.html

C. 133–53. 288. Беда Досточтимый. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии/Пер. с лат., предисл.: М. Р. Ненарокова//АиО. 1998. 4(18). С. 247–254. 289. Василий Великий , свт . Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин//БСб. 2000. 5. С. 104–117. См. также 3102. 290. Григорий Палама , свт. Святогорский томос: В защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 3(6). С. 69–76. 291. Григорий Палама , свт. Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 101–103. О монашестве и схиме. 292. Григорий Палама , свт. Десятисловие христианского законоположения/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1998. 2(16). С. 70–77. «Декалог»: Толкование на Десять заповедей Божиих. 293. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. с греч., предисл., примеч.: К. Б. Михайлов//АиО. 2000. 4(26). С. 45–78. 294. Григорий Синаит , прп. Духовные опыты монашествующих//ВРЗЕПЭ. 1957. С. 111–126; С. 161–185; 28. С. 246–256; 29. С. 60–75. 295. Григорий Турский , свт. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев//АиО. 1998. 3(17). С. 175–180. 296. Григорий Турский , свт. Книга о чудесах блж. ап. Андрея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Виноградов//АиО. 1999. 3(21). С. 214–242. Дионисий Ареопагит , сщмч. – см. 3103. 297. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Печать и знамя Христовы: (Из писем еп. Игнатия)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 24–26. 298. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О христианском совершенстве: (Из писем к С. Д. Нечаеву)/Еп. Игнатий//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 100–102. 299. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Неизданные сочинения: Молитва о умершем; Добавление к ст. «Сад во время зимы»; Предисл. к повести «Иосиф»; Стихотворение «Совет душе моей»//БТ. 1971. Сб. 6. С. 232–234. 300. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Слово о человеке/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 284–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В римо-католицизме также признаётся преимущество воскресного дня в сравнении с субботой, однако слава субботы и память о её праздновании оказываются устранёнными: суббота, согласно католическому учению, заменена на воскресный день. Эта концепция в силу чисто внешних, исторических причин оказала воздействие и на православных христиан, однако она не имеет оснований в Предании Церкви. Следствием этого воздействия является то, что православные христиане зачастую не знают о духовном смысле, который вкладывают в заповедь о субботе святые отцы. На наш взгляд, разъяснение духовного смысла как субботы, так и воскресного дня в свете учения святых отцов может способствовать духовному возрастанию православных христиан и лучшему осознанию веры. Также важен миссионерско-апологетический аспект богословия воскресного дня и субботы, в частности с точки зрения полемики с субботниками.   Библиография 1.     Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов/Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. 2.     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество, Москва, 2002. 3.     Блаженный Августин. Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 4.     Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. 5.     Варжанский Н. Оружие правды. – М.: ООО «Три сестры», 2011. 6.     Воскресенье (статья из Православной Энциклопедии)//URL: http://www.pravenc.ru 7.     Григорий Палама. Десятисловие по Христианскому Законоположению. 8.     День Господень//Католическая Энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. Москва, 2002. 9.     Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. 10.  Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.

http://bogoslov.ru/article/3386271

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010