Духовенство и прихожане киевских монастырей сдают кровь для пострадавших 21 февраля, 2014. Новостная служба Иеромонах Мелхиседек совместно с братией Десятинного монастыря собирает медикаменты, чтобы передать их в больницы. 21 февраля. ПРАВМИР. Прихожане и насельники киевских монастырей сегодня сдали кровь для раненых, — сообщает портал «Православие в Украине». Два наместника, пять монахов и десять прихожан поддержали инициативу помочь пострадавшим в столкновениях на Майдане. Иеромонах Мелхиседек совместно с братией Десятинного монастыря собирает медикаменты, чтобы передать их в больницы. Он утверждает, что 250 человек получили тяжелые травмы. Самое необходимое: бинты в рулонах, марля, кровоостанавливающие препараты, препарат «Рефортан», — об этом Отец Мелхиседек сообщает на своей странице в сети Facebook. Напоминаем, что ранее священнослужитель инициировал молитвенное стояние между враждующими сторонами на Майдане.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 июня, 2020 28 апреля, 2020 3 декабря, 2019 18 октября, 2019 3 октября, 2019 21 августа, 2019 9 июля, 2019 25 июня, 2019 25 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/duxovenstvo-i-prixozha...

М., 2003. С. 309-322; он же. История книжной культуры России: Очерки. М., 2008. Т. 2. С. 162-167; Карпов А. Ю. Слово на обновление Десятинной церкви по списку М. А. Оболенского//Архив РИ. 1992. Вып. 1. С. 86-111; он же. Древнейшие рус. сочинения о св. Клименте Римском//Очерки феод. России. 2007. Вып. 11. С. 3-110 (переизд.: Он же. Исслед. по истории домонгольской Руси. М., 2014. С. 8-129); Hofmann J. Unser heiliger Vater Klemens: Ein römischer Bischof im Kalender der griechischen Kirche. Trier, 1992. S. 70-118. (Trierer theol. Studien; 54); idem. Das Profil des Klemens von Rom in den gottesdienstlichen Texten des christlichen Ostens//Studi su Clemente Romano/A cura di Ph. Luisier. R., 2003. P. 107-126. (OCA; 268); Верещагин Е. М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского - возможное поэтическое произведение Кирилла Философа. М., 1993; он же. Последование под 30 янв. из Минеи 98 (ф. 381) РГАДА (Москва) - предполагаемый гимн первоучителя славян Кирилла//Palaeobulgarica. 1993. 1. С. 3-21; он же. Неизвестный славяно-рус. парафраз Псевдо-Клементин: Механизмы и результаты переработки переводного источника книжником из круга митр. Макария//ZSP. 1994. Bd. 54. H. 2. S. 243-262; он же. Необыкновенные приключения Климента, папы Римского, как о них рассказано в Макарьевских Великих Минеях Четиих//Рус. речь. М., 1995. 1. С. 86-92; 2. С. 79-85; 3. С. 70-76; 4. С. 65-70; 5. С. 59-64; 6. С. 69-74; он же. Церковнослав. книжность на Руси: Лингвотекстол. исслед. М., 2001; он же. Программа действий, изложенная… в богослужебном каноне//ДРВМ. 2003. 11. С. 39-47; Мечев К. Климент Римски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 345-346; Гладкова О. В. «Слово на обновление Десятинной церкви»//Древнерус. литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996. С. 10-34; Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге Степенной царского родословия»: Хронология, круг источников, их отбор и использование//Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 46-52; Уханова Е.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Сохранилось несколько известий и о деятельности его как епархиального владыки. Вскоре по своем избрании на митрополию он узнал, что в разных местах подведомой ему епархии многие христиане живут незаконно с женами, без церковного венчания, не хотят крестить детей, не ходят на исповедь, и начал посылать своих слуг, чтобы они брали виновных и представляли к нему на суд. Но местные власти и жители стояли за виновных и не выдавали их. Иосиф обратился к королю, и Сигизмунд издал (10 февраля 1509 г.) окружную грамоту к местным войтам, бурмистрам, радцам и всем жителям, чтобы они не заступались за таких людей, которые нехорошо держат свой закон, а выдавали их слугам митрополита пред королевским дворянином Иваном Черкасом, иначе этот дворянин будет насильно брать виновных и представлять на суд митрополита. Через три с небольшим года Иосиф вынужден был принести новую жалобу королю, касавшуюся, впрочем, одного Слонимского уезда, который, следовательно, принадлежал к митрополичьей епархии. В этом уезде были также православные князья, бояре и другие, которые с женами жили незаконно и не хотели быть послушными в делах духовных поставленным там от митрополита начальственным лицам: десятиннику-дворянину Деннице и протоиерею. Сигизмунд приказал своею грамотою (15 сентября 1512 г.) обывателям Слонимского уезда, чтобы они непременно были послушны и подсудны в духовных делах местному митрополичьему десятиннику и протоиерею . Таким образом, и в епархиях Литовской митрополии, как Московской, кроме главных духовных судов при кафедрах архиереев существовали еще местные духовные суды по округам, или десятинам,— суды десятильничьи . Гораздо важнее по содержанию своему другая грамота, данная Иосифом православным гражданам Вильны (в декабре 1511 г.) и определяющая меру участия их в делах их приходских церквей. Эти граждане чрез своих бурмистров и присяжников обратились к митрополиту Иосифу с просьбою держать их в чести так же, как держали их его предшественники. И прежде всего выразили желание, чтобы им дозволено было иметь наблюдение за имуществом виленских церквей, и именно чтобы каждый раз, когда наместник митрополита при ежегодном ли осмотре этих церквей или по случаю смерти священника какой-либо из них будет поверять церковное имущество и записывать в свой церковный реестр, могли и они, мещане, тут же присутствовать и также поверять церковные вещи и записывать в свои городские книги.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

И здесь на правах «кормления от службы – господствовали бояре, наместники, тиуны, десятинники, дьяки и разные приказные люди» и чинили духовному чину «обиды нестерпимые». По свидетельству Стоглавого собора «в митрополее, в архиепископьях и в епископьях искони вечно уставлены десятильники при великих чудотворцех Петре, Алексии и Ионе и преже их, и по них, и до днесь по градом и подесятинам. Они судят весь священнический и иноческий чин и все причты церковные и прочих людей порядным, по кабалам, и в боех, и грабежех, опроче духовных дел». А как они судили? «Не в правду судили – жалуется собор – и посулы имали и делы волочили и продажу чинили. А что преже сего в митропольи, и в архиепископьях, и в епископьях ездили по градом и подесятинам десятинники и заещики (или закащики) и сбирали на святителей дань по книгам и свои пошлины по грамматам и по книгам, по старине, и в том священникам и диаконам от десятинников и закащиков была нужда и продажа велика». 887 Вместе с понижением сословного положения совершалось понижение и служебного положения белого духовенства. Поп и дьячок рядились с приходом, рядились на определенное время, за определенную плату, письменными контрактом, превращаясь такими образом в наймитов или старинных «закупов». —574— Такое социальное и служебное положение белое духовенство пережило или лучше сказать выстрадало целые века, едва ли не до начала XIX столетия. Понятно, что за это время ему весьма трудно было применять к практике апостольский долг и право миротворца в тяжбах своей паствы. По своему общественному положению оно право способно было разве к послушеству, да и то по нужде, по крайней мере с точки зрения древней Русской Правды, одна из статей которой гласит: «А послушества на холопа не складаютъ; но аже не будет свободнаго (то) по нужи сложити на боярьска тивуна, а на иных не складывати. А в мале тяже по нужи възложити на закупа». 888 В течение XVII и XVIII столетий судьба третейского суда вообще представляет мало интереса. Он не переставал применяться и за это время, но нельзя сказать, чтобы законодательство этого времени покровительствовало ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ансамбль Десятинной ц. на рубеже XI и XII вв. Ансамбль Десятинной ц. на рубеже XI и XII вв. Надежные данные для реконструкции архитектурного облика Десятинной ц. отсутствуют. В ходе проводимых в разное время исследований фундаментов (последнее в 2005-2011) установлены ее план, последовательность возведения отдельных частей и особенности строительной техники. Основной объем храма и остальные части постройки относятся ко времени одного строительного процесса - 989-996 гг. Об этом свидетельствует идентичный характер деревянных субструкций, строительного камня и плинфы, а также уровень закладки фундаментов центрального объема и галерей ( Ивакин, Иоаннисян. 2009). На 1-м этапе строительства храма была произведена разбивка плана его центрального объема (классический крестово-купольный 3-апсидный 4-столпный храм без нартекса) и вырыты рвы под фундамент. Однако уже в процессе устройства фундаментов зодчие изменили замысел и отказались от поперечной фундаментной ленты по линии вост. подкупольных опор. Ров фундамента на участке основного 3-нефного ядра не был заполнен ни деревянными субструкциями, ни каменной кладкой, а просто засыпан. Это дало основание для предположения, что возведенный храм приобрел вид купольной базилики или специфического варианта крестово-купольного храма, окруженного сложной инфраструктурой. Фундаменты первоначального ядра отличаются от проч. частей (нартекса, экзонартекса и галерей) большей глубиной и наличием слоя железистого песчаника, которым засыпались деревянные субструкции. На следующем этапе были устроены фундаменты нартекса и поперечных лент галерей. Нартекс был присоединен к центральному ядру, глубина его закладки меньше на 0,5 м. Рыжий песчаник здесь отсутствует. Десятинная ц. 989–996 гг. Обмерный план 2011–2012 гг. Десятинная ц. 989–996 гг. Обмерный план 2011–2012 гг. Уникальным является устройство апсидной части храма. Вырыт большой котлован, план которого близок к прямоугольному. Его площадь (ок. 140 кв. м) значительно превышает площадь апсид.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Данные о характере массовой застройки К. значительно пополнили Каргер, Богусевич, Толочко, Килиевич, Гупало, Сагайдак и др.: раскопки дали возможность проследить планировку отдельных дворов и даже целых кварталов. Усадьбы размещались вдоль улиц и переулков, а также по берегам ручьев и отгораживались одна от другой и от улицы заборами. Направление мн. совр. улиц Верхнего города (Владимирская, Б. Житомирская, Сретенская, Софийская, Михайловская и др.) почти точно совпадает с направлением древних улиц. Ширина улиц была в основном 6 м (раскопки улиц Владимирская, Сретенская, Хоревая, Н. и В. Вал), а переулков - 3-3,4 м. На склонах Старокиевской горы жилища размещались террасами. Жилища делятся на 2 основных типа: наземные срубные и углубленные в землю столбовые конструкции. Срубные постройки во время раскопок Верхнего города (а также верхних горизонтов Подола) прослеживаются плохо, поскольку в обезвоженных слоях дерево практически не сохраняется. Только в ходе широких раскопок на Подоле в 70-х гг. ХХ в. выявлено, что массовая застройка города являлась срубной. Срубы обнаружены также и в пределах Верхнего города. Для срубных жилищ характерны постоянные признаки. Как правило, это большие (6,4×4,5; 7×5; 7,6×8 м) 2-камерные сооружения - пятистенки, возведенные из сосновых бревен диаметром 20-22 см. В одном из углов сруба, преимущественно образованном внутренней и внешней стенами, стояла глинобитная печь. Во мн. срубах настелен дощатый пол. Раскопки большого жилого сруба на древней Красной (Контрактовой) пл. показали, что он имел 2 этажа. Вероятно, в К. было немало таких зданий. Вход в срубные жилища Подола из-за периодических разливов Днепра делали на уровне 4-5-го венца, он вел в сени, а затем в светлицу. Как и в городах сев. и сев.-зап. районов Руси, между бревнами стен для утепления прокладывался мох. Каменные формочки для отлива колтов. Нач. XIII в. Найдены в «тайнике» под Десятинной церковью. Раскопки 1939 г. (Национальный музей истории Украины) Каменные формочки для отлива колтов. Нач. XIII в. Найдены в «тайнике» под Десятинной церковью. Раскопки 1939 г. (Национальный музей истории Украины)

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Суд государственных судей есть, по смыслу этих судебников, служба оплачиваемая вознаграждением с судящихся: «а пошлины имати от правые граматы: боярину от печати с рубля по 9-ти денег, а диаку иматн от подписи с рубля по алтыну, а подячему – по три денги» 75 «А докладной список боярину или дворецкому или казначею печататн, а диаку подшисыватн. А иматн от печати боярину.... с рубля по алтыну, а диаку с рубля по 4 деньги, а подячему с рубля по 2 деньги» 76 Само собою разумеется, что не в интересах этих судей было покровительствовать процветанию третейского суда Им естественно было жаловаться, что «люди подаются им под суд» 77 . Тем не менее тертейский суд, как исконное установление самой жизни продолжает применяться и в XVI и даже XVII веках. Мы указывали выше примеры применения его в это именно время архимандритами и игуменами. И это понятно: в качестве вотчинников эти лица – были власти; они имели право своих тяглых людей судить (хотя и в ограниченной сфере дел) не только на правах третейских, но и законных судей. Иное дело – лица белого духовенства и нисшая монашествующая братия, особенно монастырей, подлежавших юрисдикции епископа. Из свободных лиц – белое духовенство в силу вотчинных отношений превратилось в сословие податных лиц «тяглых лиц» по отношению к епископу и монастырю, на землях которых жило. Вотчинное управление и суд этих духовных властей строились по подобию государственных. И здесь на правах «кормления от службы – господствовали бояре, наместники, тиуны, десятинники, дьяки и разные приказные люди» и чинили духовному чину «обиды нестерпимыя». По свидетельству Стоглавого собора «в митрополье, в архиепископьях и в еппскопьях искони вечно уставлены десятнльники при великих чудотворцех Петре, Алексии и Ионе и преже их, и по них, и до днесь по градом и подесятинам. Они судят весь священнический и иноческий чин и все прпчты церковные н прочих людей порядным, по кабалам, и в боех, и грабежех, опроче духовных дел». А как они судили? «Не в правду судили – жалуется собор – и посулы имали и делы волочили и продажу чинили. А что преже сего в митропольи, и в архиепископьях, и в епископьях ездили по градом и подесятинам десятинники и заещики (или закащнки) и сбирали на святителей дань по книгам и свои пошлины по грамматам и по книгам, по старине, и в том к священникам н диаконам от десятинников и закащиков была нужда н продажа велика» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

4) За определением в губернии вышепомянутых же вотчин коликое число дворов осталось в ведении Монастырского Приказу, и что с них повсегодных всяких сборов сбирается, и те сборы куда употреблены бывают, расписав же о всём с явностию. 5) С тех вотчин, которые остались в ведомстве в Монастырском Приказе, денежные и другие всякие повсегодные и по особливым указам запросные сборы сбирать в те ж места, где поныне были оные ведомы; а именно: в Монастырский, в Дворцовый, в Казённый Приказы, и без указу из Святейшего Правительствующего Синода той казны ни на какие расходы не употреблять, а о приходах в Правительствующий Духовный Синод присылать месячные, и третные, и годовые обстоятельные ведомости. 6) В вышепомянутых трёх Приказах коликое число надлежит быть обыкновенных приказных повсегодных расходов, а именно тех, о которых в Штатс-Контор Коллегию в ведомостях показано. 7) После 710 году в которых губерниях архиереям и монастырям позволено владеть по-прежнему вотчинами, и с каким определением, и с которого где году, и именными ли указы или партикулярными от главных командиров, расписав же о всём порознь. 8) В патриарших же, и в архиерейских, и в монастырских, и в церковных вотчинах, что где сеется десятинного хлеба порознь четвертей, и по ужину коликое число в умолоте в котором году было, также коликое число где сенных покосов в укосе бывает, и куда тот хлеб и сено употребляется, и с 710 году что того хлеба было в умолоте, а сена в укосе, и куда тот хлеб и сено употреблены, и что ныне за расходы налицо, расписав о всём порознь, повотчинно. 9) С тех же вотчин, что довелось по окладу быть в приходе на год, сверх вышеписанного десятинного хлеба и сенных покосов, хлебных и столовых всяких запасов и конюшенных всяких припасов, по цене порознь, и с 710 году что того всего было в сборе, и куда употреблено, и по каким указам, и что ныне где чего налицо, и какое изделье тех вотчин от крестьян на патриарший и архиерейский домы и на монастыри бывает, расписав же порознь, повотчинно. 10) В тех же вотчинах к 710 году что было налицо лошадей и всякого скота, и что в котором году было в приплоде, и куда в расход употреблены, и по каким указам, и что ныне где налицо, расписав же о всём порознь, повотчинно ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со времени учреждения при патриаршем дворе и управлении различных Приказов, подобные же Приказы (духовные, казенные) стали появляться и при епархиальных архиереях и состояли также из духовных и светских лиц. После учреждения Св. Синода эти Приказы мало-по-малу преобразовались по образцу коллегиальных учреждений и получили название канцелярий, дикастерий, духовных правлений. В начале 18 века десятинники стали называться управителями дух. дел. Дух. регламент требовал, чтобы епископы ставили умного и честного житием мужа (архимандрита или игумена) для дел епарх. управления, придав ему в помощь несколько умных человек священнического или монашеского чина. В 1744 году им всем предписано носить название духовных консисторий (название, заимствованное у западной Церкви), и состоять из духовных членов. В 1841 году им был дан устав. Прежние десятинники и поповские старосты с их помощниками также заменились другими должностями. По действующему праву, епархиальные учреждения и должности, содействующие архиерею в управлении, следующие: а) Епископ-викарий. По примеру древних хорепископов, епархиальным архиереям даются иногда епископы-помощники, называемые викариями (vicarus ­­ наместник). Предположения об учреждении этой должности были высказаны еще на Московском Соборе (1667 г.), потом – после учреждения Св. Синода (для архиереев, бывших его членами); но не были осуществлены. По штатам 1764 г. было положено дать викариев архиереям более многолюдных и обширных епархий (Новгородской, Московской и Киевской), с особым содержанием от казны. В прошлом столетии викариатства иногда учреждались временно и в некоторых других епархиях, начальники которых были постоянными членами Синода. Теперь (с 1865 г). всем архиереям, принимая во внимание обширность русских епархий и многосложность архиерейских обязанностей, дозволено ходатайствовать об учреждении у них викариатства на местные средства их епархий, и они существуют во многих епархиях, а в иных – даже по нескольку. Викарии избираются и назначаются так же, как прочие архиереи, и носят титул епископа одного из уездных городов епархии; но он не дает им права на самостоятельное церковное управление в этом уезде (обычно им дается право ставить в этом уезде причетников или смещать их). Они не имеют определенного законом круга обязанностей; находясь в непосредственной зависимости от епархиального начальника, они исполняют его поручения в делах священнослужения и управления, предварительно рассматривают журналы и протоколы Консистории и утверждают их в отсутствие епарх. архиерея; а в случае его выбывания или смерти, временно управляют епархией по назначению Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Десятинники, живя для своих сборов в уездах по участкам или десятинам, представляли собой готовых людей, которыми с полным удобством можно было воспользоваться для целей надзора. Т. е. представляли собой готовых людей, к обязанности которых производить сборы с полным удобством могла быть присоединена ещё обязанность надзирать над духовенством своих округов или десятин. Так как это было удобно, то и было сделано. Но если сейчас указанным образом необходимо объяснять превращение десятинников из простых сборщиков податей в административных епархиальных чиновников, то и последнее событие необходимо относить ещё ко времени до-монгольскому. Та нужда, которая заставила превратить десятинников из простых сборщиков в административных чиновников, во время до-монгольское столько же существовала и совершенно столько же была настоятельна, как и после. За время до-монгольское мы не можем указать никаких препятствий, которые бы помешали совершиться этому превращению ещё тогда. Предполагать же, что тогда ещё не успели догадаться сделать то, что сделали после, очевидно, есть дело нисколько не правдоподобное, ибо догадаться было слишком просто, так как на догадку невольно наводило самое дело, и для того, чтобы сделать её, период до-монгольский представлял слишком достаточно времени. Мы сказали, что десятинники, по всей вероятности, были не из самого клира или духовенства, а из лиц светских. В последующее время они всегда и непременно были из светских, а не из духовных. И вопрос только о древнейшем времени или собственно в том: были ли они светскими с самого начала или же превратились в таковых из духовных только впоследствии, в период после-монгольский или Московский? Для ответа на вопрос мы не имеем никаких положительных данных. Так как мы знаем, что в период Московский случилась замена лиц духовных лицами светскими (так называемыми архиерейскими боярами) в центральном епархиальном управлении: то представлялось бы думать, что имела место та же замена, случившаяся в тот же период Московский, и в нашем случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010