Так Богоматерь приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд очей Ее, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, как будто мученической русской кровью пропитана Ее царская порфира и алмазные слезы русских мучеников украшают Ее венец. Смысл иконы ясен: чрез страдания, кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен, и царская власть, сохраненная Царицей небесной, будет России возвращена. Русский народ по всей России начал молиться Державной иконе Божией Матери, и сама икона в бесчисленных списках (копиях) явилась во многих русских храмах. Были написаны акафист и канон этой иконе, слушая которые, вся церковь падала на колени. После прославления Державной иконы Евдокия Андрианова начала ходить собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. И, когда собрала, решила поехать в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословения на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, Которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать ризы со всех икон. Прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители акафиста и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей… Где в настоящее время находится подлинник Державной иконы Божией Матери — неизвестно. Второе явление иконы Весной 1991 года в Москве произошло чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного Православной Церкви храма Святителя Николая (первая служба совершилась на страстной, в субботу перед Пасхой). Храм этот принадлежит Николо-Перервенской обители, территория которой до сих пор находится в ведении одного из московских заводов. В середине пасхальной седмицы 1991 года настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру (Чувикину) принесли икону Державную. Икона благоухала и источала миро. Очевидцами этого чуда, наблюдавшегося не менее полумесяца, были все, кто приходил в Николо-Перервенскую обитель.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

Галина Ананьина. Большая часть искусствоведов, которые выступали против воссоздания монастырей, на сегодняшний день, видя эту зияющую дыру на месте 14-го корпуса, поменяли свое мнение. И если сегодня наказ наш будет услышан, то сейчас мы будем стартовать с несколько иных позиций. Андрей Печерский. Что касается Вознесенского монастыря: та святыня, которая там была, находится в Казанском храме Коломенского — это икона Державной Божией Матери, которая символизирует симбиоз и взаимодействие церковной власти и государственной, и она находилась именно в Вознесенском монастыре. В свое время в Подмосковье произошло интересное и загадочное событие. О нем я ранее рассказывал. Здесь присутствует мой друг Андрей Полушин, который для «Русского Дома» снимал этот эпизод. Во время Великого поста в Истринской глубинке, в храме Петра и Павла, произошло явление иконы Державной Божией Матери, после чтения Великого покаянного канона. Люди вышли из храма и увидели в небе Царицу Небесную. Это было зафиксировано, передано церковным властям. Я решил выяснить, почему где-то в глубинке вдруг является Державная икона. Оказывается, на этом месте в XVI веке стоял храм святителя Николая, подворье Чудова монастыря в Кремле. То есть нам дается такой прозрачный намек от Державной иконы, что Я из Кремля. Эта святыня рано или поздно в Кремль должна вернуться. Галина Ананьина. Спасибо большое. Когда я писала книгу о Державной иконе Божией Матери, то тоже встречалась с такими предположениями — и в советское время, и в нынешний период, что в России все будет хорошо, когда икона вернется на свое место, но, к сожалению, возвращаться ей пока некуда. Анатолий Степанов. Время сейчас благоприятное. Власть и, прежде всего, Президент, нуждается в поддержке общества. История с кремлевскими монастырями — яркий пример того, как окружение может заболтать инициативу Президента и спустить ее на тормозах. Нужно напомнить обществу об этой инициативе нашего Президента. Необходимо этот вопрос сразу включить в письмо, в резолюцию. Я думаю, что надо подготовить письмо, отправить его в качестве наказа от нас как от представителей православной общественности.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/13/nakaz_...

О разрушении России скорбел в конце жизни - удивительно, но факт! - даже «герой революции» Буденный, о чем свидетельствует один из священнослужителей Церкви, участник Великой Отечественной войны диакон Николай Попович, сообщающий о том, что «...внучка маршала Буденного, моя крестница, рассказывала, что в конце жизни ее дед надевал мундир хорунжего с четырьмя Георгиевскими крестами (он был полный Георгиевский кавалер!), читал Библию (а не «Капитал» Маркса!), плакал и сокрушался: " Что мы наделали? " Очевидно, оплакивал свои заблуждения...» . Не может, конечно же, быть случайностью то, что именно в самый день отречения государя - 2 (15) марта 1917 года в селе Коломенском, тогдашнем ближайшем Подмосковье, в подвале известной древней Вознесенской церкви была обретена весьма известная ныне икона Божией Матери «Державная». Обретение ее состоялось после того, как крестьянке Евдокии Адриановой дважды являлась во сне Богоматерь, сказавшая ей: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять и сделать " красной " (церк.-славянск. - красивой: то есть освободить из-под вековой копоти красоту святых ликов Марии и Богомладенца Христа. - д. Г.М. ). Пусть молятся». Как удалось впоследствии установить, первоначально эта икона принадлежала московскому женскому Вознесенскому монастырю, но во время нашествия Наполеона в 1812 году была спрятана в Коломенском, где затем и осталась. В 1929 году Вознесенскую церковь большевики закрыли, а чтимую икону Божией Матери «Державная» заточили в запасниках Исторического музея (как памятник иконописи рубежа XVIII-XIX веков). И лишь 27 июля 1990 года, с началом крушения большевизма в России, этот находившийся в столь долгом плену святой образ Пресвятой Девы вернулся наконец в Коломенское. Сейчас он хранится в здешней церкви XVII века - в честь Казанской иконы Божией Матери. Царственный образ Богородицы, восседающей на престоле, держава и скипетр в Ее руках - все эти знаки власти и притом нетрадиционный для богородичных икон алый цвет одежд (скорее царской порфиры, чем традиционного мафория) как бы особо указывали на то, что отныне, с уничтожением монархии в России, Сама Матерь Божия становится Царственной Возглавительницей Святой Руси - страны, вступившей на путь мученичества за веру Христову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить НИКЕЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никейская икона Божией Матери Никейская икона Божией Матери Память 28 мая Прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи , находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: " Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель " . Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора , бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: " Бысть чрево Твое Святая трапеза " . Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов . Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая: " B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы " . Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора , бывшего в Никее в 787 году. Молитвословия Бысть чрево Твое Святая трапеза : Бысть чрево Твое Святая трапеза,/имущи Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего,/от Негоже всяк ядый не умирает,//якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Тропарь, глас 4 Граду Твоему велие заступление,/и людем радостное утешение,/чудная икона Твоя даровася, Богородице Дево,/о Тебе бо врата смерти сокрушаются,/и неисцельныя болезни утоляются,/о Тебе гордыню вражию до конца низлагаем,/и верою Сыну Твоему вопием,/чашею спасения напой нас Христе Боже,/и державны нас воздвигни, на невидимыя и видимыя враги,/молитвами Пречистыя Твоея Матере,//яко Всесилен.

http://drevo-info.ru/articles/5923.html

поиск:   разделы   рассылка В рамках форума " Православная Русь " состоялась конференция " " Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный " : державное служение Церкви в Смутное время " 4 ноября 2007 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в просветительской программе четвертого дня работы VI церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " состоялась конференция " " Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный " : державное служение Церкви в Смутное время " . Организаторами конференции выступили Научный совет Российской академии наук " Роль религии в истории " , Российское дворянское собрание, Паломнический центр Московского Патриархата. Научно-церковную конференцию открыл заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк. В своем докладе на тему " Служение Русской Церкви народу и Отечеству в Смутное время " Владыка описал тяжелый период 1604-1613 годов, когда государство находилось во внутриполитическом кризисе и испытывало натиск интервентов. Епископ Марк отметил, что единственной духовной опорой жизни народа оставалась Русская Православная Церковь и ее Предстоятель – Патриарх Московский Гермоген, который вдохновил народное ополчение на борьбу с интервентами. Будучи заточен поляками, находившимися уже в московском Кремле, он продолжал писать грамоты, в которых благословлял " всем стоять и умереть за православную веру " . Центром освободительного движения стал Нижний Новгород, народное ополчение возглавил стольник и воевода Димитрий Пожарский. Священномученик Гермоген благословил пронести список Казанской иконы Божией Матери по отрядам ополчения, таким образом, Казанская икона явилась " знаменем освободительной борьбы " в Смутное время. В заключение епископ Егорьевский Марк подчеркнул: " Этот период показывает, что и государственная власть может ошибаться, и элита может преследовать свои интересы, только Православная Церковь остается основным стержнем государства, оплотом народного духа " .

http://religare.ru/2_47083.html

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви». Он же в своем дневнике пишет и по поводу чуда с Курской иконой Божией Матери. Злоумышленники взорвали стену и навес над святою иконою, надеясь уничтожить и ее. Но все кругом ее разрушилось, а икона осталась невредимою. Вся Россия слышала и дивилась этому. Отец Иоанн так отозвался на это: «Чудо с иконою Божией Матери, бывшее 8 марта в Курском Знаменском монастыре, поразительное во всех отношениях, обрати себе каждый православный христианин в урок и назидание. Дивно хранит Свой пречистый образ и чрез него всех нас, русских – Пресвятая Богородица; Она не дала Себя и нас в посмеяние нечестивцам. Господь взыщет их и посрамит, и накажет; а чтущих Богоматерь и Ее святые иконы вознесет и прославит, и Царствия Небесного сподобит. Слава Богу! Слава Божией Матери!» «Я в Церкви – в мире чудес Божиих, в царстве благодати. Я здесь с Богом, Богоматерью, с Ангелами и всеми святыми. Мы живем в царстве чудес». «Если усумнишься: освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что... Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща; и одним начертанием Ея лика и имени, и лика Спасова и имени Его, уже освящает вещество самим ликом Своим и начертанием имен». Державная [икона] Божией Матери Это чудо – особенно дорогое, важное и близкое ко всем нам, русским, пережившим революцию. Многие знают об этой святой иконе, а другие и не слышали, вероятно. Перепечатываем свидетельство самого священника, при котором все нижеизложенное совершилось; впервые это было напечатано в «Душеполезном собеседнике» за октябрь 1917 года. «2 марта 1917 года историческое село Коломенское (в 6 верстах от Даниловской заставы в Москве) было ознаменовано великим событием проявления милости Божией к страждущему народу православному в лице явленного пречистого образа Царицы Небесной. Условия, при которых явилась святая икона, были следующие. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда Жирошкиной волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживающей в слободке Перерве, были два сновидения: 13 февраля и второе – 26 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

— Значит, гнать гостей в шею? — грозно сказала мама. — Пожалуйста: выгоню. Я в одиночку напьюсь! И мама лихо выпила стакан коньяка. Это был бунт на корабле, и такой устрашающий, что папа в панике сбежал из дома и всю ночь сидел на скамейке в парке. Позже выяснилось, что папа просто ревновал маму к соседу, игриво ухаживавшему за ней во время общих застолий. Впрочем, это был единственный случай, когда мои родители были на грани развода, но, к счастью, не развелись. «Державная» 2/15 марта, в день отречения от престола государя-страстотерпца Николая Александровича, в селе Коломенском (ныне это Москва) явила себя чудотворная икона Божией Матери «Державная». В «Сказании о явлении Державныя Божия Матери» говорится: «Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную, царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа». Об иконе Божией Матери «Державной» написано так много, что, вероятно, не стоит повторять. А потому расскажу о фактах менее известных. В Москве мы с сыном окормлялись у отца Георгия Таранушенко, ныне протоиерея и настоятеля храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. А в те годы он служил священником в коломенском храме Казанской Божией Матери. Подружились мы и с супругой отца Георгия матушкой Ириной, работавшей научным сотрудником в Историческом музее. Обстановка в музее была сложная, на «попадью», бывало, косились. Но когда матушка Ирина решила уволиться из музея, то духовник их семьи архимандрит Адриан (Кирсанов) не только не одобрил ее решения, но как-то особенно значимо благословил ее продолжать работать там. Благословение было не случайным, именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную икону Божией Матери «Державную».

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Источник фото — сайт прихода храма в честь иконы Державной Божьей Матери в д. Гусино  Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве... В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери. Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию. Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых —Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава.

http://foma.ru/obraz-milosti-bozhiej.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010