Дай, Господи, знаменье мне во благо И удержи от неверного шага Средь множества всяких стезей и дорог. И да посрамятся и да устыдятся Меня ненавидящие святотатцы, Когда увидят, что ты мне помог. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Приклони ко мне, Господи, ухо Твоё и услышь, ибо, беден и нищ, на Тебя одного уповаю. Сделай так, чтобы в бедах душа сохранилась живая и моленье моё наполняло рассветную тишь. Ибо, Господи, Ты многомилостив к людям и благ, ибо раб я Господень — Твоя доброта предо мною: Ты в мой радостный день никогда не пройдёшь стороною И в день скорби моей мне подашь ободряющий знак. Нет подобных Тебе меж богами народов иных, сотворённых Тобой, но пока не узнавших про это. Ты над нами един — для всего многоликого света, и Твои чудеса велики и для нас, и для них. Так наставь меня, Боже, на истинный, праведный путь, сделай так для меня, чтобы сердце не знало сомнений, и восславлю тебя каждым звуком своих песнопений, ибо в адские бездны не дал Ты душе заглянуть. Сбились грешники в стаю, моей домогаясь души; чтобы ею владеть, на злодейство готовы любое. Но не знают они и не видят Тебя пред собою. Умножающий благость, помилуй меня, сохрани! Дай мне силу, раба Твоего от несчастий храня, и на мне покажи Твоего благосердья богатство. Пусть враги это видят и злобы своей устыдятся, потому что Господь мне помог и утешил меня. ПСАЛОМ 86 Канонический русский перевод 1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь. 2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. 3 Славное возвещается о тебе, град Божий! 4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: " такой-то родился там " . 5 О Сионе же будут говорить: " такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его " . 6 Господь в переписи народов напишет: " такой-то родился там " . 7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 86 Н. Гребнев ПСАЛОМ 86 Основанный на многих возвышеньях, Сей град святой прославлен неспроста, Из всех Иаковлевых поселений Бог отличил Сионские врата, Над ними Божие благословенье. Есть много всяких мест в Господнем мире, И если спросят, где иной рожден, Ответят: тот — в Рааве, этот — в Тире, Тот — в крае, что зовется Вавилон. Но меж сынами Божьими иными Отличен тот из прочих, кто рожден В священном граде Иерусалиме, Он там рожден и тем благословлен. И тем укреплено его простое имя Средь множества имен. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский Наш Господь справедливый любит врата Сиона; к ним подходя, о путник, остановись, постой: из всех поселений Яакова Бог выделил место оно — на славной горе Сионской этот город святой. Такой-то родился в Египте, такой-то — у филистимлян, а кто-то ещё — в Вавилоне, а родина этого — Тир. Всегда отыщется место, которое пропустили: велик и разнообразен Богом созданный мир. Но ежели где-то родившийся в Божьем живёт законе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Мк.6:21 . Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, Ирод рождеству своему вечерю творяше (Ирод по случаю дня рождения своего делал пир). Восточные цари издревле имели обычай праздновать день своего рождения и делать по сему случаю пиры знатнейшим и близким к ним подданным. Так, повествуется в Библии , во время пребывания Иосифа в темнице в Египте, Фараон царь Египетский давал такой пир ( Быт.40:20 ). Вельможам, т. е. людям именитым и имеющим власть, тысячникам, т. е. начальникам над тысячью воинов, властям военным, старейшинам – властям гражданским. Мк.6:22 . дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе; И вшедши дщерь (дочь) тоя Иродиады и плясавши. Плясала вероятно один из таких танцев, которые особенно раздражают сластолюбие и любострастие. Из сего можно заключить, что и Соломия, дочь Иродиады, была также испорчена, как и сама мать ее: потому что на востоке женщины, особенно девицы, заботливо скрывались от взора мужчин и, когда являлись в общество, то обыкновенно являлись с закрытым лицом. Мк.6:23 . и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Из этого поступка Иродова виден как деспотизм его, так особенно крайнее развращение; ибо, чтобы наградить юную развратницу, он призывает Бога в свидетеля, что даст ей все, чего бы ни вздумалось ей просить (Мих.). „Смотрите, замечает при этом в своей беседе Евсевий еп.Могилевский, до чего доводит страсть, как уничижает она человека, как помрачает его смысл и здравое чувство. За что Ирод хочет дать даже до полцарствия? За пляску“. Мк.6:24 . Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Здесь снова видится развратный нрав Соломии: она не ужаснулась, как естественно, когда услышала кровавый совет матери. Мк.6:25 . И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.14:6—7.   Дню же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродиадина посреде и угоди Иродови: темже и с клятвою изрече ей дати, егоже аще воспросит . Во время же «празднования " _ дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Марк (6, 23) сказал: «и клятся ей: яко егоже аще попросиши у мене, дам ти, и до пол царствия моего. Дню же бывшу рождества» , т. е. когда праздновался день рождения: у царей был обычай торжественно праздновать день своего рождения. Клятвою назвал здесь обещание. О великое безумие! и поклялся дать, и просьбу предоставил на волю девицы, и половину царства променял на кратковременную пляску. Мф.14:8.   Она же наваждена материю своею, даждь ми, рече, зде на блюде главу Иоанна Крестителя , Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. — «наваждена» , т. е. наученная. Итак, говорит: дай мне здесь, т. е. теперь же, во время пира. Марк говорит, что она сказала: «хощу, да ми даси (от него) абие» ( εξαυτης ), т. е. тотчас, немедленно. Воспользовавшись удобным временем, как опять-таки пишет Марк (6, 21): «и приключшуся дню потребну» , — именно, когда вошла к ней дочь с вопросом, чего ей просить, Иродиада приказала просить, чтобы тотчас же во время пира ей дана была глава Иоанна, так как опасалась, чтобы Ирод не раскаялся совершенно, когда пройдет это удобное время, и чтобы некоторые из друзей его, упросив, не освободили Иоанна. Мф.14:9.   И печален бысть царь … И опечалился царь, Опечалился, потому что должен был убить великого мужа и мог подвинуть народ к ненависти против себя. Мф.14:9.   Клятвы же ради и за возлежащих с ним, повеле дати (ей) . но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, О, раб женщины! ты убоялся иметь свидетелей нарушения клятвы, а иметь столько очевидцев неправедного убийства не убоялся?! Тебе не должно было клясться безрассудно, а когда неосмотрительно поклялся, то лучше было бы нарушить клятву; из двух зол должно избирать меньшее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Не может быть выше и святее побуждение к самой сильной, восторженной радости в эти нарочитые дни, т.е. в дни рождения и тезоименитства царственной четы. Это чистая, бескорыстная радость детей о благополучии и благоденствии Отца и Матери, добрых и верных подданных о Царе-Отце своем и Царице-Матери. Так привыкли испокон века русские радоваться о царях своих, наипаче во дни их рождения, когда Творец и Господь Вседержитель произвел на свет дорогую, высокую Двоицу на счастье и радость Своих словесных созданий. Нынешний день один из тех светлых дней, в которые радуется вся верная Россия. Возрадуемся и мы этой святой радостью. Да не омрачает нас ныне никакая печаль при мысли о благосостоянии и процветании царственной Четы нашего возлюбленного отечества и веры православной под сенью венценосной четы. А так как спокойствие и благосостояние царственной четы зависят от благосостояния и спокойствия подданных, от их благостояния в вере и благочестии и успехов во всех благих делах, – общее же благо подданных, равно как успехи и процветание веры и христианской жизни зависят в некоторой мере от каждого из нас, от нашей верности престолу и отечеству, от нашей верности своей вере и Церкви, от степени усердия при исполнении обязанностей, возложенных на каждого из нас отечеством и верой, то позаботимся все и каждый быть добросовестными христианами и гражданами, исполняя неуклонно, нераздельно, по совести пред Богом обязанности христианина и гражданина, воздавая Божие Богу и Кесарево Кесарю ( Мф.33:21 ), чтобы таким образом все тело Церкви и Государства, составляемое и совокупляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидание самого себя, в любви ( Еф.4:16 ). Аминь. 51. Слово на день Рождения ее Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно как зерно горчичное, которое, когда сеетсл в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит, и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тению его могут укрываться птицы небесные ( Мк.4:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пастыри, пасшие стада близ Вифлеема, узнав от Ангела о рождении Спасителя, пришли и поклонились Ему. Таким образом первыми поклонниками Господа были люди простые, нехитрые умом, искренние сердцем: свойства, наиболее приближающие к Господу. Но скоро пришли с востока мудрецы, или волхвы, и, под водительством чудесной звезды достигнув Иерусалима, спрашивали: Где родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его и пришли поклониться Ему ( Мф. 2:2 ). Ирод, правивший Иудеею, был встревожен вестью о рождении Спасителя, потому что опасался, чтобы Он не отнял у него власти. На вопрос его о месте рождения Христа книжники отвечали, что, по пророчеству, Христу должно родиться в Вифлееме. Волхвы, выйдя из Иерусалима, опять увидали чудесную звезду, которая и привела их к месту рождества Христова. Поклонившись Младенцу, как Богу, и открыв свои сокровища, они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну, драгоценные и благовонные вещества, которыми отечество их было богато. По закону иудейскому Младенец был обрезан в восьмой день и получил знаменательное имя: Иисус (с еврейского Спаситель), нареченное Ему еще во время Благовещения Ангелом. А в сороковой день по рождении Он был принесен, как первенец, в Иерусалимский храм для представления Богу. Здесь встретил Его старец Симеон, которому обещано было от Бога, что он умрет не прежде, как узрев Спасителя. Взяв на руки Младенца, он сказал: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое. Но пророчествуя о Божественной славе Младенца, старец упомянул и о неверии, которое встретит Его, и о страданиях, которые Он испытает и которые тяжко отзовутся в сердце Матери Его. Благочестивая старица Анна, проживавшая при храме в посте и молитве, по вдохновению Божию также славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим пришествия Спасителя (см.: Лк. 2:25–38 ). Между тем Ирод замыслил погубить Иисуса. Он ожидал от волхвов определенного известия о месте рождения Господа; но эти люди, по наставлению Ангела, отправились из Вифлеема прямо в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

– Теперь Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей: свет для язычников и слава людей Твоих – Израиля. – Иосиф и Мария удивлялись словам старца. А он, обратившись к Марии, сказал об Ее Сыне: – Из-за Него будут спорить в народе. Одни спасены будут через Него, а другие погибнут. Тебе Самой оружие пройдет душу, – предсказав Божией Матери горе, которое Она переживет, видя Своего Сына на Кресте. При храме жила Анна, вдова восьмидесяти четырех лет. Она также подошла и прославляла Бога, говоря всем, что на земле явился Спаситель, Христос Иисус. Как церковь празднует Сретение Симеон и Анна были первыми пророками после рождения Спасителя. Пророки Ветхозаветные говорили о том, что придет Спаситель, но ни один из них не видел Его на земле. Симеон знал их пророчества, верил в то, что обещано было ему Духом Святым и, дождавшись рождения Христа, сказал о том, как люди будут принимать Его учение. Молитва Симеона часто поется в церкви, и вы всегда слышите ее в субботу, за всенощной. Он благодарил Бога за то, что Спаситель приносит на землю для всех людей, язычников и израильтян, свет Своего учения. Но Симеон знал, что не все люди с радостью примут Христа, что они не примут Его учения о любви и распнут Его, и что Матери Божией предстоит великое горе – видеть страдание и смерть Сына Своего. Мы вспоминаем, как принесли Младенца Христа в храм и как Его встретили Симеон и Анна – в день праздника Сретения Господня (т. е. встречи) – 2 февраля (а по новому стилю 15 февраля). Празднуя, вспоминаем, как Матерь Божия исполняла все правила и заповеди Божии: Она сама пришла в храм и принесла с Собой Сына, чтобы принести за Него жертву по закону. Воцерковление В нашей церкви, в воспоминание Сретения Христова, полагается на сороковой день после рождения приносить детей в первый раз в храм. Священник берет дитя от матери на свои руки и вносит его в церковь , читая молитву праведного Симеона. Мальчика вносят в алтарь, так как он может стать прислужником или священником. Затем священник подносит ребенка к Царским Вратам, откуда за литургией выносится чаша со Святыми Дарами. Обычай этот называется воцерковлением ; это значит, что ребенок, первый раз в своей жизни принесенный в церковь , становится членом ее и уже может, как все православные, причащаться Тела и Крови Спасителя. Молитва св. Симеона Богоприимца

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это откровение о рождении Еммануила, как тайна веры и знамение Божие, было утешительно для тех, кто верил слову пророка, кому он возвещал и прежде, – что «святое семя» будет корнем земли иудейской (гл.6:13), и после, – что иудея есть земля Еммануила (гл.8:8). Мысль о рождении Еммануила от Девы из «дома Давидова» могла успокоить верующих тем, что Господь не оставит и не превратит этого царственного дома, как Он отверг и прекратил род Саула, и, во исполнение своих непреложных Обетований, данных Давиду, Господь пребудет в завете с ним и со всем народом. Но Ахаз не верил в эти обетования, не изъявил желания видеть знамения от Бога и к слову пророка, конечно, отнесся с недоверием. За это пророк возвещает царю грозную судьбу от Бога: потомство Давида сохранится, а царственный род Ахаза прекратится и царство его опустеет. 17. Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского. (Но наведет Господь на тя и на люди твоя и на дом отца твоего дни, иже еще не пришли, от дне в оньже отъя Ефрема от Иуды, царя Ассирийска). Настоящее дни для Ахаза были тревожны, опасны и многотрудны: он озабоченно занимался приготовлениями к защите города и спасению страны. Но он оставил главную основу спасения – верность св. завету и веру в обетование о Мессии, и тем сам предрешил свою судьбу. Он опасался двух слабых царей, нападавших на Иудею с одной стороны; но по воле Божией, на нее придут войска сильнейших царей и с двух разных сторон, одно из Ассирии, другое из Египта. Возвещая то, как будут страшны «те дни», сравнительно с настоящими, пророк далее изображает несчастные обстоятельства «тех дней», и для большего вразумления раздельно повторяет, что «будет в тот день» (ст.18,20,21,23). 18–19. И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, – и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Апостолы стояли и смотрели на небо. Вдруг очутились возле них два человека в белой одежде и сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же, каким вы Его видели сейчас». Это были Ангелы. Апостолы воротились в Иерусалим и стали молиться и ждать, когда сойдет к ним Святой Дух. Для закрепления рассказа в памяти учащихся показывается икона «Вознесение Иисуса Христа». Сколько дней жил на земле Христос после воскресения из мертвых? Кому являлся? О чем говорил? Кому и где явился в 40-й день? Кого Он обещал послать Апостолам? Куда пошел с ними в 40-й день? Что им сказал? Что сделал потом? Что делали Апостолы? Кого увидели? Не догадаетесь ли, кто были эти два человека? Что они сказали? Что сделали Апостолы? В память о вознесении Иисуса Христа на небо установлен праздник - Вознесение Господне. Он празднуется в 40-й день после Пасхи и приходится всегда на четверг. А в какой день бывает Пасха? Иисус Христос вознесся на небо Своим телом и показал, что придет время, когда каждый праведный человек, верующий во Христа, воскреснет из мертвых и будет жить на небе. Теперь вы слышали в школе о всей жизни Господа нашего Иисуса Христа. После вы узнаете о ней больше, а теперь пока повторим, что мы говорили прежде. Иисус Христос есть Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Для нашего спасения Он родился на земле от Девы Марии в Вифлееме. О рождении Спасителя узнали прежде всех вифлеемские пастухи, а потом волхвы или мудрецы. Пастухам сказал Ангел, а волхвы узнали о рождении Иисуса Христа по звезде. И пастухи, и волхвы поклонились Спасителю, а еврейский царь Ирод испугался, как бы Христос не завладел его царством, и хотел Христа убить. В 40-й день после рождения Иисуса Христа принесли в Иерусалимскую церковь, и там Его встретил праведный старец Симеон. После того как волхвы поклонились Иисусу Христу, Бог велел Иосифу, с которым приходила в Вифлеем Божия Матерь, убежать из Иродовой земли. Иосиф стал жить в Назарете. Там вырос и жил до 30 лет Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обрезание Господня      Только в России есть такой интересный праздник — Старый новый год . Он не только содержит память о прежнем славном имперском прошлом, но и связывает нас с вечным церковным настоящим. Церковное воспоминание этого дня — Господский праздник, день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа . В этот день на великой Вечерне читаются слова книги Бытия, говорящие об установлении обычая обрезания: «Явился Господь Авраму и сказал ему: “Я – Бог твой; твори угодное предо Мною и будь непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тебя весьма. И будешь ты отцом множества народов, и не будешь (больше) называться именем своим Аврам, но будет имя тебе: Авраам, ибо отцом многих народов Я назначил тебя. И весьма, весьма возращу тебя, и произведу от тебя народы, и цари от тебя произойдут. И поставлю завет Мой между Мною и [между] тобою и между семенем твоим после тебя в роды их заветом вечным, и буду им Богом”. И пал Авраам на лицо своё и поклонился Господу. И сказал Бог Аврааму: “Ты же будешь соблюдать завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. И это завет [Мой], который ты будешь соблюдать, между Мною (и вами,) и между семенем твоим после тебя в роды их: [будет обрезан у вас весь мужской пол.] Обрезывайте плоть вашу крайнюю: и это будет знамением завета между Мною и вами (и между семенем твоим после тебя в роды их). И восьми дней да будет обрезан у вас всякий младенец мужского пола в роды ваши. [А необрезанный] мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей в день восьмой, истребится душа та из рода своего, ибо завет Мой он нарушил». (Быт 17:1–2, 4–7, 3, 9–12, 14). Итак, обрезание служит неким символом завета между Богом и Авраамом, а затем — избранным народом, а также знаком причастности к нему. Христос, как потомок Авраама по плоти, претерпел обрезание по закону на восьмой день после Рождения. Отметим, однако, что это и день дарования имени, чудесно предреченного Ангелом прежде рождения Иисуса. Но Первого января мы празднуем также память святителя Василия Великого, скончавшегося 1 января 379 года. Позднее его память в Иерусалимской традиции стала основой для праздника святых иерархов. В народном сознании память великого Кесарийского епископа, огненного столпа Православия, заслонила праздник Обрезания Господня . Достаточно вспомнить известную колядку:

http://pravoslavie.ru/76495.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010