Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

Итак, пусть слова эти станут для нас подтверждением того, что, как мы отметили, Законодатель не случайно добавил: «Женщина примет семя и родит младенца мужеского пола» ( Лев.12:2 ); но есть одно сверхъестественное свойство, которое отделяет Марию от остальных женщин: она зачала не от мужского семени, а присутствием Святого Духа и силой Всевышнего (ср. Лк.1:35 ). 3 . Теперь рассмотрим, по какой причине о женщине, которая в этом мире дает жизнь рождающимся, сказано, что она нечиста не только когда «примет семя», но и когда «родит» (ср. Лев.12:2 ). Ей повелевается принести «молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания», а священник «принесет это пред Господа» за умилостивление ее (ср. Лев.12:6–7 ), как будто она должна очищаться и умилостивлять за то, что согрешила, совершив служение рождения человека в этот мир. И потому написано: «Священник принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста» ( Лев.12:7 ). Я по этому поводу не дерзну что-либо сказать; замечу только, что здесь есть некий секрет, какая-то тайна сокрыта в том, что женщина, зачав и родив, становится нечистой, и ей так же, как и согрешившему, предписано принести жертву за грех и таким образом очиститься (ср. Лев.12:7 ). Однако в Писании сказано, что и сам новорожденный, как мужеского, так и женского пола, нечист, ибо «кто родится чистым от грязи? Никто, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ). И также сказано, чтобы знал ты, что в этом есть нечто великое, что пришло к святым не от их разумения, что ни один из них не устраивал праздник и не делал великий пир в день своего рождения. Никто из них не веселился в тот день, когда у него рождался сын или дочь. Подобные дни рождения отмечают только грешники. Так, в Ветхом Завете мы читаем, что фараон – царь египетский – сделал пир в честь своего дня рождения (ср. Быт.40:20 ), а в Новом Завете – Ирод (ср. Мк.6:21 ). Оба они, однако, омрачили празднество свое, пролив кровь человеческую, ибо фараон убил «хлебодара» (ср. Быт.40:22 ), а Ирод – святого пророка Иоанна «в темнице» (ср. Мк.6:28 ). А святые не только не праздновали свой день рождения, но, исполненные Духа Святого, проклинали этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 4 июня 2023: День Святой Троицы – Пятидесятница 9 мин., 12.06.2019 Содержание Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы. Что такое Пятидесятница День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » (Деян 2:2-4). После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке. Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово. Происхождение названия «Пятидесятница» «Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки. В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

http://foma.ru/23-iyunya-2013-den-svyato...

Сороковой день по рождении для вступающих в Церковь есть особенно важен, потому что в оный приемлют они начало вводиться в Церковь , или воцерковление. Основание этого знаменательного обычая указано примером Иисуса Христа, исполнившего закон Господень, которым было предписано, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу ( Лк.2:22–23 ; Исх.13:2 ). Посему всех первенцев мужеского пола Евреи посвящали Богу, как начатки свои, в выкуп за избавление свое от рабства Египтян смертью их первенцев ( Исх.13 ). Закон Моисеев о первенцах исполнил Господь наш Иисус Христос, будучи также Первенец ( Лк.2:7 ). По примеру Иисуса Христа, Православная Церковь постановила посвящать Богу всех своих младенцев. Ибо все они суть духовные первенцы, потому что должны устраивать из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). Сороковой день по рождении назначен для посвящения младенцев Богу потому, что матери ранее этого времени, по закону очищения, не могут быть в жилище Божием. Ибо в законе Божием сказано о жене, родившей младенца: ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее ( Лев.12:4 ). А посвятить – пожертвовать младенца Богу всего приличнее матери, для которой он преимущественно дорог. И так по исполнении сорока дней, матери Евреянки приходили во храм, приносили жертву о грехе и всесожжение, и тем вступали в новое общение с Церковью и Богом. Закону Моисееву подчинилась Матерь Божия св. Присно Дева Мария, хотя и не имела нужды в очищении, яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Богоневеста, зачавшая наитием св. Духа, носившая и родшая свято и безболезненно 205 . По примеру Матери Божией, Православная Церковь постановила общим правилом для Христианок, сделавшихся законными матерями, сорокодневное очищение; для незаконных же определила строжайшее отлучение для исправления 206 . Руководимая Церковью, не имеющая пятна, или порока, или чего либо подобного ( Еф.5:27 ), каждая Христианка в сороковой день по законном рождении должна прийти во храм Божий для принятия разрешения – иметь общение с верующими в молитвах и таинствах и для представления младенца своего Богу, подобно матери Самуила, которая, отдавая его Богу, сказала: я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:28 ). Так сороковой день по рождении младенца есть день очищения матери и воцерковления младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы подойдем сейчас к таинственной вечерне, к тайному посвящению, к участию в таинственных и невиданных мистериях Святого Духа, когда Дух Божий даст нам узреть, почувствовать и стать участником в величайшей Жертве Иисусовой, когда Христос приносит Сам Себя в жертву Великой Троицы. А Отец Небесный принимает Его жертву, а Дух Божий делает хлеб и вино Кровью и Телом Христовым, делая жертву совершенной. Это Чаша Пасхи, Чаша вечной жизни, Чаша победы, через которую Христос входит в нас, но входит Он не один. Вместе с Ним входит в нас и Дух Святой, Дух Жизни, Дух Животворящий, Дух который воскресил Христа из мертвых, который дает нам силы принять Воскресшего Иисуса. Вместе со Христом и Духом Святым в нас входит и Отец, потому что только через Христа мы имеем доступ к Отцу, как Он и сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Сейчас для нас открывается эта великая тайна, и мы будем участниками этой великой вечерни, будем стоять со страхом и трепетом, с любовью и радостью и святиться великим светом, чтобы Христос Воскресший вошел в нас. Как сказал Иоанн Богослов: «Безмерный океан света вытекает из Воскресшего Иисуса», чтобы мы были охвачены этим бескрайним океаном. Давайте и мы с вами будем, как розги нового винограда, участниками этого Божественного веселья, приобщимся Царствия Христова, воспевая Его как Бога, победителя смерти. Как было сказано в Писании: «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» ( Пс. 118:175 ). Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Рождество Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас всех с великим праздником — Рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! В сам день Рождества Богородицы мы с вами и радуемся, и ликуем, потому что рождается Та, кто по плоти родила нам Сына Божия. Родилась лучшая из всех дочерей человеческих. Мы можем сказать, что рождение Богородицы — это величайшее из рождений людей. Это, конечно, не рождение по плоти Сына Божия, сосудом Которого стала Пречистая Богоматерь, но это завершение всех деторождений которые были в древности. Мы с вами знаем, что Священное Писание Ветхого Завета и сама практика древних людей говорила, что величайшим благословением, которое может быть для человека, является рождение сына или дочери, и рождение не просто человека, а рождение праведника. Это являлось наибольшим благословением в древности.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий (другого), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя (другого), делаешь то же... Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога... Как ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога ( Рим.2:1. 5. 21–23 )?.. Михаил Тареев Заозерский Н. А. Заметка о ведении точной записи рождений в метрических книгах: [По поводу ст.: Григоровский С. О метрических записях о рождении и крещении вообще и в частности о внесении в метрические книги записи о рождении и крещении внебрачных детей]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 12. С. 506–509 (3-я пагин.). —506— По поводу многократных случаев неисправной в том или в другом отношении записи в метрических книгах рождений и в особенности по поводу закона 3 июня 1902 г., коим «незаконнорожденный» решительно изгоняется из наших официальных документов, г. Григоревский сочел необходимым «воскресить в памяти приходского духовенства весь тот порядок, все те правила, коими должно руководиться при составлении метрических записей о рождении и крещении». В воспроизводимом ряде законов остается, конечно, во всей силе тот, по которому дети, рожденные при жизни мужа, или рожденные спустя менее 306 дней по смерти мужа, записываются как дети его. На практике этот закон в настоящее время при в. нередком, юридически дозволенном разножитии супругов, служит нередким поводом к совершенно ложным записям. Между тем метрическая запись должна, конечно, удостоверять только верный факт и не заключать никакой лжи. Дело – в следующем: Жена живет долгое время «по отдельному виду» вдали от мужа, для которого отрезан всякий доступ в ее «отдельный очаг»; она рождает детей, которые совершенно без ведома мужа вносятся на его имя в метрические книги: и вот в результате является потомство – самозванцев его фа- —507— милии, на законном основании укрепляющих свое самозванство, и муж должен беспомощно примирятся с этим результатом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Проклят день моего рождения, говорит пророк, тот день, в который родила меня мать, пусть не будет благословенным» (14 ст.). Проклят человек, который принес весть отцу моему, говоря: «у тебя родился сын», и тем обрадовал его (15 ст.). Пусть будет с этим человеком тоже самое, что и с городами, которые разрушил Господь в гневе Своем и не пожалел (и не раскаялся): пусть слышит он утром вопль и в полдень – рыдание» (16 ст.). Проклятие в противоположность благословению, есть пожелание всего худого, отсюда изречь проклятие дня значит – пожелать, чтобы этот день стал днем бедствий и несчастий человеческих, чтобы люди не благословляли этот день, как счастливый, а злословили (проклинали), как несчастный. Но так как день рождения пророка был уже давно прошедшим в то время, когда пророк проклинал его, то это проклятие может быть понимаемо только в несобственном смысле, как выражение горестного сознания пророка, что жизнь его не имеет в себе ничего отрадного, а потому и день рождения, с которого началась эта жизнь, не может быть днем радости для него. – Равным образом и проклятие, следов. зложелание человеку, нимало неповинному в несчастиях пророка, каковым был тот, кто первый принес весть о его рождении, следует понимать не в собственном смысле. Проклиная его, пророк хочет этим сказать, что напрасна была радость его отца, получившего весть о рождении сына, так как скорбная жизнь этого сына не может радовать отца, но причиняет ему одни душевные страдания. – Под городами, яже преврати Господь яростию, разумеются города Содом и Гоморра и другие, вместе с ними погибшие от огня и серы, ниспосланных с неба Господом ( Быт. 19:25 ). 17–18 ст. Указывается причина, за что пророк проклинает человека, возвестившего отцу о его рождении, именно – «за то, что (яко) он не убил меня в утробе матери, так чтобы мать моя была мне гробом и чрево её оставалось навсегда беременным (17 ст.). Для чего, в самом деле, вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби и чтобы исчезали в бесславии (скончашася в постыдении) дни моей жизни» 18 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Папирус, относящейся ко времени пребывания евреев в Египте, упоминает о четырех хлебодарах фараона, из которых один называется «главным», и о важности его должности можно судить по тому, что он должен был в определенное время сдать в придворные кладовые не менее 114,064 хлебных порций 231 . По странной случайности, упоминание о хлебе встречается в крепости, где заключен был Иосиф: одна надпись говорить о «хлебе, печенном в Белом замке», в Мемфисе. Рассказав свой сон, хлебодар с радостным трепетом ожидал, что скажет ему молодой снотолкователь. «Чрез три дня, истолковал ему Иосиф, фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя». Приговор хлебодару что он будет обезглавлен, что тело его будет повышено на дереве и отдано птицам на съедение, был самым жестоким, какой только можно было произнести над египтянином, и показывает особенно большую вину, действительную или мнимую, со стороны несчастного царедворца. Уничтожение тела было равносильно уничтожению всякой надежды на вечность, потому что сохранение тела считалось существенно необходимым условием для возможности загробной жизни. Обезглавление, предшествуемое палочными ударами, было обычным наказанием, но лишению бальзамирования подвергались только особенно важные преступники. Когда же тело отдавали на съедение собакам, как это было сделано с преступной женой «в повести о двух братьях», то это было самое ужасное наказание у египтян. Предсказания Иосифа оправдались над обоими царедворцами в «день рождения фараона». Это был большой праздник на берегах Нила. Дни рождения вообще в древности праздновались с большою торжественностью, особенно же дни рождения царей. Одна надпись говорит, что день рождения Рамзеса II причинял радость на небе 232 . Жрецы собирались в храмах, заключенным давалось прощение и происходило великое пиршество, достойное монарха, которому подданные поклонялись как Богу. После пиршества, окруженный своими царедворцами и сановниками храмов, он раздавал свои милости или назначал наказания по своему усмотрению, и в один-то из таких праздников фараон «возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараона, а главного хлебодара повесил (на дереве), как истолковал им Иосиф».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это. Разумеется, речь идет в первую очередь о Богом данных установлениях, о том, что явно относится к духовной жизни. Но не только об этом. Сюда же относится все, что совершается по естественным человеческим обычаям, будь то семья или гражданские законы, все, что не вступает в противоречие с христианской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8). Церковь говорит о таком послушании, которое исполнено памятью о Боге, любовью и верностью Ему. За простым земным послушанием может открываться несравненно большая глубина. Такое послушание с самого Своего рождения, и даже прежде рождения, являет Христос. Мы помним, как Пречистая Его Матерь и праведный Иосиф Обручник, повинуясь императорскому указу о переписи населения, приходят в город, где надлежит родиться Христу. На восьмой день после рождения Спаситель был обрезан, согласно повелению, данному Аврааму, когда Бог обещал установить вечный завет с ним и его потомством. Чистый, безгрешный Господь принимает знамение примирения, которое Он Сам, как Бог и Творец закона, установил. С первых дней Своего Пришествия на землю Он смиренно подчиняется предписаниям закона, показывая, что все ветхозаветные прообразы обретают в Нем завершение. Обрезанием Второго Адама заканчивается плотское обрезание Ветхого Завета и начинается Новый и истинный Завет, запечатлеваемый духовным обрезанием ценою Его Крови. Христианское Крещение есть подлинное духовное обрезание, знамение принадлежности новому народу, приобщающемуся животворящей смерти и Воскресению Господа. Этой тайне послушания должны научиться все крещеные во имя Христово. В этот день Богомладенцу дали имя, которое небесный вестник открыл прежде рождения праведному Иосифу. Иисус значит Спаситель. Одним этим именем открылось Его служение на земле, ради которого Превечный Бог и Творец стал человеком. Имя Иисус выражает всю тайну нашего спасения. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8–11). Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись.

http://pravoslavie.ru/143888.html

5 . Пишу вам, отцы... ( 1Ин.2:13 ). Почему сначала дети? – Потому что прощены вам грехи через имя Его ( 1Ин.2:12 ) и вы возродились к новой жизни, потому и дети. А почему отцы? – Потому что вы познали Сущего от начала ( 1Ин.2:13 ). Ибо начало относится к отцовству 129 . Христос – новый во плоти, но древний в Божестве. Насколько древним мы Его считаем? Сколько Ему лет? Считаем ли мы, что Он старше Своей Матери? Разумеется, Он старше Матери: «Ибо через Него все было сотворено» (ср. Ин.1:3 ). Если всё, то Саму Матерь сотворил древний [Христос], чтобы от Нее родился новый. [P.164] Разве мы считаем, что Он старше только Матери? Древний [Христос] был прежде предков Матери. Пращуром Матери был Авраам, но Господь говорит: прежде Авраама Я есмь ( Ин.8:58 ). «Прежде Авраама?» – спросим мы. Прежде чем был создан человек, прежде чем сотворены были небо и земля. Прежде них был Господь, вернее, есть. Ибо не случайно Он сказал не так: «Прежде Авраама Я был», но сказал: прежде Авраама Я есмь. Ибо то, о чем говорят, что оно «было», уже не существует; а то, в отношении чего говорят, что «будет», еще не существует. Он же знает только «есть». Сообразно тому, что Он – Бог, к Нему применимо «есть» и неприменимо «был» и «будет». Там есть только один день, но [день] вечный. Этот день не находится между «вчера» и «завтра». Ибо, когда заканчивается «вчера», начинается «сегодня», которое закончится с наступлением «завтра». Сей же – единый день – без тьмы, без ночи, без протяженности, без меры, без часов. Называй это как хочешь. Если хочешь, «день»; если хочешь, «год»; если хочешь, «годы». В самом деле, сказано о нем: и лета Твои не кончатся ( Пс.101:28 ). А когда он назван днем? Когда было сказано Господу: Я сегодня родил Тебя ( Пс.2:7 ). Рожденный от вечного Отца, рожденный от вечности, рожденный навечно, Он не имеет никакого начала, никакого предела, никакого пространственного ограничения, потому что Он есть то, что существует, ибо Он сам есть Сущий. Сие имя Свое Он сказал Моисею: Скажи им: Сущий послал меня к вам ( Исх.3:14 ). Так что же? Значит, Он прежде Авраама? Прежде Ноя? Прежде Адама? Послушай Писания: «Прежде денницы Я родил Тебя» (ср. Пс.109:3 ). Более того, Он прежде неба и земли. Почему? Потому что все было сотворено через Него и ничего не было сотворено без Него (ср. Ин.1:3 ). Поэтому уразумейте, почему [апостол говорит] «отцы»: потому что отцами становятся, уразумев сущее от начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010