Патриарх Кирилл встретился с детьми погибших сотрудников спецподразделений 14 декабря, 2015. Новостная служба Он пожелал им вырасти такими же замечательными, «какими были те, кого мы оплакиваем». 14 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил цветы к мемориалу памяти жертв терроризма на Дубровке и встретился с детьми погибших сотрудников спецподразделений.   Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских в Москве, построенном в память погибших при теракте на Дубровке. После этого он пообщался с детьми, чьи отцы погибли при исполнении служебного долга, сообщает Патриархия.ru. «Мы сегодня совершили освящение храма, который был построен в память о тех людях, которые здесь погибли в 2002 году. В 2011 году мы закладывали здесь камень в основание храма. И то, что это был первый храм, заложенный в Москве, неслучайно. В этом выражается наше отношение к людям, которые погибли, к тем, кто были невинными жертвами террористов, а также к тем, кто погиб, защищая нас от терроризма. В первую очередь, конечно, это сотрудники специальных подразделений, специальных служб, которые и сегодня каждый день рискуют жизнью, чтобы наша жизнь была мирной. Я очень рад видеть вас, дорогие дети. Вы кровно связаны с теми, кто погиб, защищая наш народ, наше Отечество. Очень рад, что сегодня вы вместе со мной здесь. А вот то, что первым из всех новых московских храмов, еще раз хочу это подчеркнуть, был заложен храм на месте, где произошел террористический акт, свидетельствует о том, как глубоко наш народ переживает трагедию терроризма. «Никто не забыт и ничто не забыто» — эти слова были замечательной поэтессой Ольгой Берггольц сказаны в отношении жертв ленинградской блокады. Но мы их постоянно повторяем, когда хотим еще и еще раз подчеркнуть, что мы никого не забываем из тех, кто погиб невинно, а также тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Мы верим, что Господь принимает их в Свои обители, что они там, вместе с Ним. Мы верим, что смерти не существует. Именно поэтому очень многие люди идут и отдают свои жизни, защищая жизнь других — потому что они, может быть, не столько даже разумом, сколько сердцем понимают, что смерть не разрушает вечной жизни человека.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vstret...

44. Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени проводятся занятия по программам дополнительного образования, реализуемым Учреждением (хоровое пение, хореография, рукоделие, бисероплетение, изобразительное искусство и др.). 45. Учебный год в Учреждении рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного новолетия. 46. Учебный год в Учреждении рекомендуется заканчивать 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 47. Учебными днями являются суббота и воскресенье. По желанию учащихся и их родителей (законных представителей) могут быть организованы занятия в другие дни недели. 48. Учреждение может организовывать паломнические поездки, а также отдых в детских оздоровительных, православных, военно-патриотических и других лагерях. 49. В Учреждении используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Аттестация организуется и проводится в соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей и подростков) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». 50. Аттестационная комиссия возглавляется директором Учреждения и формируется им из числа сотрудников педагогического коллектива Учреждения по согласованию с Учредителем. Общее рекомендуемое количество членов комиссии – не менее четырех человек. 51. Духовник Учреждения назначается Учредителем из числа священнослужителей прихода и заботится о духовно-нравственном воспитании учащихся и педагогического коллектива, являясь по должности членом аттестационной комиссии. 52. Выпускникам выдается документ об окончании Учреждения установленного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви образца, заверенный печатью Учреждения. 53. Обучение в Учреждении бесплатное. 54. Учреждение вправе предоставлять на платной или бесплатной основе дополнительные образовательные услуги (подготовительные курсы, углубленное изучение предметов и т. п.). Учреждение имеет право на получение дополнительных финансовых средств за счет субвенций, предоставляемых бюджетами субъектов РФ. Решение о предоставлении дополнительных образовательных услуг принимает Учреждение по согласованию с Учредителем. В этом случае Учреждение заключает с заинтересованными лицами типовой договор о предоставлении дополнительных образовательных услуг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В частности, 22-27 мая 2010 года в Москве силами самой молодежи был организован и проведен IV Православный студенческий форум «Вера и дело». Впервые в нем приняли участие православная молодежь из различных епархий Русской Зарубежной Церкви, а также молодые прихожане из 25 регионов России. 24 мая 2010 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, участники и гости форума «Вера и дело» вышли пятитысячной колонной на праздничное шествие, которое возглавляли Патриархи Константинопольский и Московский. Кроме того, в рамках епархиальной программы «Вера и дело» Комиссией и силами православной молодежи Москвы были проведены: Спортивные «Георгиевские Игры» в Лужниках среди команд благочиний Москвы; Миссионерская акция по раздаче просветительских листков о Крещенской воде (тираж — 500 000 экземпляров); Акция «Россия — за жизнь! Россия — без абортов!» в День защиты детей; Волонтерский проект «Помоги ближнему» в целях оказания поддержки пострадавшим при пожарах, пенсионерам, инвалидам, в больницах, в домах престарелых, в детских приютах и детдомах, многодетным семьям, в местах лишения свободы; Общемосковские массовые молодежные праздники «День семьи, любви и верности» и «День Крещения Руси»; Интеллектуально-познавательный конкурс «Моя столица» среди команд благочиний Москвы; С целью расширения просветительской работы среди молодежи в Интернете создано кольцо православных молодежных групп «Вера и дело» во всех крупных, популярных среди молодых социальных сетях: «В Контакте», «Одноклассники», «Живой журнал» и других, общей численностью более 20 тысяч участников. На основе аккумуляции и анализа опыта работы ряда приходских молодежных объединений Москвы готовятся к изданию методические пособия и указания для ответственных за молодежную работу на приходах. Общий тираж этих материалов составит 24 000 экземпляров. Религиозное образование и катехизация Колоссальный столичный мегаполис представляет собой удивительное по просветительским возможностям, но и полное серьезнейших цивилизационных вызовов поле приложения труда Церкви. Интеллектуальный, духовный, политический и материальный потенциалы города весьма высоки. Московские стандарты образования, условий труда, возможностей профессиональной и личностной самореализации являются самыми высокими в стране. Но и риски в этой области тоже относятся к числу наиболее опасных, ибо большой город навязывает человеку ложные ценности потребительства и гедонизма, тем самым втягивая его в бег по кругу в поисках удовлетворения неутолимых материальных потребностей. В этом противостоянии антагонистических жизненных позиций мы не имеем права потерять Первопрестольный град для православного образования и катехизации. Этим и обусловлена приоритетность просветительской деятельности именно в столице. Организационные вопросы

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади 24 мая 2012 г. 20:30 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, Предстоятели Русской и  Элладской Православных Церквей возглавили  служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  и сослужившие Его Святейшеству и Его Блаженству иерархи и духовенство совершили крестный ход с чудотворной  Иверской иконой Божией Матери  из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Фото: С. Власов, В. Корнюшин, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади»

http://patriarchia.ru/db/text/2242823.ht...

В католич. диоцезах Чехии богослужебное поминовение равноапостольных К. и Мефодия получило широкое распространение в XVII в. Праздник, посвященный святым, указан не только в проприи диоцеза Оломоуц (1630), но и в директории Пражского архиепископства (1663) со статусом «двойного» (duplex) (ActaSS. Mart. T. 2. P. 12). Впосл. важнейшим центром почитания К. в Чехии стал цистерцианский монастырь в Велеграде (близ г. Угерске-Градиште), самые ранние сведения об этом восходят ко времени освящения монастырского храма (1735, см.: Cinek F. Velehrad víry: Duchovní djiny Velehradu. Olomouc, 1936. S. 42-44). В 1890 г. храм был передан иезуитам, к-рые активно способствовали утверждению культа равноапостольных К. и Мефодия. При участии пресв. Антонина Цирила Стояна (в 1921-1923 архиепископ Оломоуца) здесь был организован Апостолат святых Кирилла и Мефодия для распространения и укрепления католицизма среди слав. народов (1892), в 1928 г. основана конгрегация сестер святых Кирилла и Мефодия. С 1907 г. в Велеграде проходили съезды католич. богословов и церковных деятелей, посвященные вопросам воссоединения и экуменических связей Церквей (последний, VII съезд состоялся в 1936). В 1927 г. храму в Велеграде был присвоен статус малой базилики (офиц. название - базилика Вознесения Богоматери и святых К. и Мефодия). Паломничества в Велеградскую базилику совершаются 4 и 5 июля. В Чехии и Словакии день памяти св. К. и Мефодия (5 июля в соответствии с действующим календарем Римско-католической Церкви) является гос. праздником. В преамбуле Конституции Словакии, принятой в 1992 г., говорится о «духовном наследии Кирилла и Мефодия и историческом завете Великой Моравии». В 1928 г. на Карловом мосту в Праге появились скульптуры св. братьев: К. традиционно представлен в монашеском одеянии, Мефодий - в епископском. Главным центром почитания св. К. и Мефодия в Чехии является Велеград, в к-ром локализуют условную могилу св. Мефодия. К кон. ХХ в. все большее число чеш. и словац. историков придерживались теории, что к распространению христианства на их землях слав.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Выступление митрополита Ювеналия на научной конференции «Духовное наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия в жизни славянских народов» 19 мая 2010 г. 17:18 19 мая в Московском государственном областном гуманитарном институте в Орехово-Зуево прошла научно-практическая конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры «Духовное наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия в жизни славянских народов». В мероприятии принял участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Владыка обратился к собравшимся с приветствием. Дорогая Лидия Николаевна! Уважаемые участники конференции! Мне радостно приветствовать Вас на конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. Этот церковно-государственный праздник имеет свою особую историю. Почитание святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия идет из древности. Но в конце XIX века целый ряд дат привлек особое внимание наших соотечественников к подвигу просветителей славян. Это было и празднование Тысячелетия России в 1862 г., когда общество осмысляло исторический путь Отечества, и 1000-летие со дня кончины святых братьев — Кирилла в 1869 г. и Мефодия в 1885 г. Участие России в освобождении славянских народов от османского ига привлекло внимание людей к идее славянского культурного и религиозного единства. Великий композитор Петр Ильич Чайковский сочинил гимн в честь святых, в котором есть такие слова: «И Господь благословит наш труд, Все славяне ко Христу придут». Здесь выражена подтвержденная последующими историческими событиями уверенность равноапостольных подвижников в том, что свет Христовой истины воссияет над Восточной Европой, преобразив жизнь проживающих там народов. День памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, а это, кстати, и день основания столицы Византии — Константинополя, с 1901 г. был объявлен праздничным днем в российских учебных заведениях. Затем наступил период атеистического правления, и праздник был предан забвению. Он начал возрождаться начиная с 1986 года (впервые торжества состоялись в Мурманске). Священный Синод нашей Церкви всегда приветствовал объединение в этом торжестве усилий и местных администраций, и общественных организаций, и деятелей науки, культуры и искусства, и, конечно, священнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/1161941.ht...

В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Покровском храме Саратова Саратов, 24 мая 2009 г. 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме в честь Покрова Божией Матери города Саратова. Ему сослужили Архипастыри: Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, Митрополит Неврокопский Нафанаил (Болгарская Православная Церковь), Архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, Архиепископ Верейский Евгений, Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Нежинский и Прилукский Ириней, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . На торжества прибыли многочисленные паломники из всех благочиний Саратовской епархии. Покровский храм не мог вместить всех желающих, но все участники праздника получили возможность участвовать в праздничном богослужении: впервые в Саратове была организована видеотрансляция богослужения на мониторе вне храма. Исповедь и причащение проходили так же и в храме, и на прихрамовой территории. В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Покровском храме СаратоваПо завершении богослужения было возглашено многолетие ныне тезоименитому Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Затем к собравшимся обратился Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Он подчеркнул, что возрождение в нашем Отечестве праздника — дня памяти славянских просветителей — восстанавливает и разрушенную в предыдущем столетии в гармонию в отношениях Церкви и государственной власти, Церкви и общества. По мнению Владыки, в этот день необходимо не только вспоминать подвиг святых братьев, но и говорить о том, насколько он современен. — Целью трудов Кирилла и Мефодия была возможность донести до славянских народов слово о Христе, слово о новой жизни. И та же задача (по слову Спасителя: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37)) стоит перед каждым христианином. Вот почему этот праздник является не только данью памяти — это заповедь продолжать то дело, которое было начато святыми братьями.

http://pravoslavie.ru/30529.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла 24 мая 2020 г. 16:18 24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Христос Воскресе! Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем. Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

http://patriarchia.ru/db/text/5641130.ht...

В Элисте заложен кафедральный собор в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 25 мая 2018 г. 14:42 24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, День славянской письменности и культуры, в Элисте по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил чин освящения закладного камня в основание кафедрального собора в честь солунских братьев. В историческом для Калмыкии событии приняли участие: заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, председатель правительства Республики Калмыкия Игорь Зотов, а также прибывшие в Элисту на совещание представители регионов ЮФО. На церемонии присутствовали настоятель Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анжа-гелюнг и заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Калмыкия Аслудин Калабегов. Во время богослужения был оглашен текст закладной грамоты, подписанной Святейшим Патриархом Кириллом, архиепископом Юстинианом и главой Республики Калмыкия Алексеем Орловым: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заложен храм сей в честь просветителей славянского мира, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В лето 2018 от Рождества по плоти Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа в 24-й (11) день мая месяца во граде Элисте». Затем грамоту поместили в специальную капсулу и вложили в нишу алтарной стены строящегося храма. Архиепископ Юстиниан окропил святой водой и возлил освященный елей на закладной камень. Для закладки была использована часть пятитонной каменной глыбы из севастопольского Херсонеса, с места, где находятся остатки храма V века. Камень по благословению митрополита Симферопольского Крымского Лазаря доставили в Элисту как символ путешествия святых Кирилла и Мефодия по Югу России, начавшегося в Крыму. По окончании богослужения к собравшимся обратился архиепископ Юстиниан. Владыка назвал исторической закладку в Элисте собора в честь Кирилла и Мефодия и напомнил, что эти святые, почитаемые всем славянским миром, для Юга России особенно дороги, так как просветители прошли путем от Крыма до Нижней Волги еще до начала всемирно известной моравской миссии.

http://patriarchia.ru/db/text/5210100.ht...

Автором акафиста был один из студентов Петербургской духовной академии. В начале 1885 года акафист был представлен на усмотрение Святейшего Синода, изучен цензором архимандритом Тихоном, одобрен епископом Самарским Серафимом и признан вполне отвечающим церковным требованиям. По содержанию своему акафист представляет ряд восхвалений в последовательном порядке жизни и подвигов святых Мефодия и Кирилла и исполнен мыслей и чувствований благочестивых, способен возбуждать молитвенное усердие в слушателе или читателе. Первое издание акафиста вышло в 1886 году. Среди верующих Русской Церкви особенно чтится образ святых Кирилла и Мефодия, писанный с древнейшего их иконного изображения, открытого во время пребывания на Афоне в 1867 году архимандрита Леонида, наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры. А в стенах нашей Московской духовной академии благоговейно чтится икона святых братьев, подаренная Синодом Болгарской Церкви. Выражением святой любви, вечной благодарности и светлой памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия является чествование сих святых мужей, которое совершает Русская Церковь ежегодно 11/24 мая как церковный праздник, со всенощным бдением, отправляя его по Дополнительной Минее (изд. 1890 г.) или по специальной Службе. Следует иметь также в виду, что всегда на литии на великой вечерне, а также в молитве " Спаси, Боже, люди Твоя " по Евангелии на утрени, на отпустах, а равно во всех молитвах, в которых поминаются вселенские святители Церкви, после имени Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, поминаются имена " иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских " . На проскомидии не только в день памяти святых Кирилла и Мефодия (11/24 мая), но и за каждой литургией священник, изымая восьмую частицу, из 3-й просфоры, после поминовения святых Богоотцев Иоакима и Анны и святого, его же храм и день, поминает " святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских " . Так Русская Православная Церковь издревле и по настоящие дни воздает церковно-богослужебное почитание учителям Славянским.

http://pravoslavie.ru/1455.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010