Нет в этой связи ничего конкретного. Однако, появляется оно в моём сознании, и душа откликается далёким, размытым затаённым беспокойством. Конечно, времена тогда (это я о вспомнившемся сейчас времени) для меня наступили непростые… А когда они были простые? Уходя от видения этой берёзы как бы в разные временные стороны, везде ощущаю беспокойное душевное томление. Вся жизнь — ощущение неясной горечи, которую не объяснить и не осмыслить, в каком бы ты возрасте не находился. Но для меня невольной точкой этого душевного томления является видение в памяти одинокой берёзы в давно исчезнувшем поле у нашей деревни. Подспудно думал об этом даже тогда, когда на чердаке с большими мучениями, в неудобстве (ни встать в рост, ни опереться плечом) и много десятилетней пыли изнутри пытался поправить поехавший вниз навес карниза. С разными выдумками, ошибками и их исправлениями навес я поправил. Одному пришлось поднимать его распорками: постепенно увеличивая высоту, подкладывать чурбачки; забивать между нижним толстым бревном и несущей всю основную тяжесть жердью выпиленные из досок небольшие распорки. Когда вылез из темноты и духоты в верхнюю комнату, вельветовая рубашка на мне была полностью сырая. Прежде чем пойти на озеро (искупаться, смыв с себя пот), после обеда ещё почистил участок у веранды, попутно полакомившись чёрной и красной смородиной, малиной. Решил — каждый день стану есть ягоды. Что же они из года в год пропадают почём зря. В озере блаженствовал на закате. Сверху вода тёплая, прогретая, так я её специально взбаламутил, чтобы снизу проточная прохлада поднялась. Купаться с дамбы этим и хорошо — сюда скрытая речка приносит свои не слишком обильные воды, чтобы уронить их, перелившись, в бетонный колодец под дорогой. Днём почитывал, да и перед сном себя занимал «Оводом» Этель Войнич. И этого произведения, как оказалось, толком не знал. В советское время нас всё склоняли при чтении «Овода» к революционной и антиклерикальной сути романа. Однако в книге не всё так просто. Ну, да об этом напишу после, дочитав текст до конца.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Молот (с. 440) «Красная деревня», 1920, 24 апреля, с. 2 Одно из тех стихотворений, где на первый план выдвигаются новые реалии: машина, молот, наковальня, паропровод, металл… Однако от «старой» формы поэт отказаться пока не решается. Песнь (с. 441) «Известия», Воронеж, 1919, 6 апреля, с. 3. Ритмизованная проза, заставляющая вспомнить одновременно опыты А. Белого и А. Гастева. Кроме того, следует отметить федоровские мотивы памяти об умерших отцах. Гудок (с. 442) «Железный путь», 1919, май, с. 5. Очевидно влияние поэзии Гастева. Платонов пробует писать белые стихи с сокращением стопности в наиболее важных, интонационно завершающих местах. «Мы на канатах прем локомобиль…» (с. 444) «Зори», Воронеж, 1922, июль, с. 9. По сюжетности, характеру образов очень близко эпическому началу. Характерна реакция калужского журнала («футуристическое», другие уничижительные отзывы), не принявшего стихи к публикации именно из-за недостатка собственно лиричности. Красному Воронежу (с. 445) «Известия Совета обороны Воронежского укрепленного района», Воронеж, 1919, 17 сент., с. 2. Данный автором подзаголовок «Стихотворение в прозе» неточен. Практически весь текст строго выдерживает заданный ритм (двустопный пеон третий), и из «прозаической» графики легко восстанавливаются стихотворные строки. Не может не вспомниться горьковский «Буревестник»: «Птицей с телом нежной чайки он несется над землей». Возможно, ошибка в публикации: «веет в сердца истомленных веру в чудо воскресенья». Последний день (с. 446) «Пламя», М., 1919, 2 ноября, с. 16. Италии (с. 447) «Воронежская коммуна», 1919, 28 декабря, с. 2. Навеяно политическими событиями в Италии (активизация рабочего движения) и, возможно, впечатлениями от книги Джованьоли «Спартак», переводы которой на русский язык известны с 1881 года. Знание (с. 448) «Красная деревня», 1920, 23 апреля, с. 3. Субботник (с. 448) Однодневная газ. «Предмайский воскресник», Воронеж, 1920, 26 апр., с. 2, 4. Май (с. 449) «Красная деревня», 1920,1 мая, с. 1. Отдаленно в строках стихов угадываются будущие темы «Чевенгура» и «Котлована»: «По земным пустыням строим Новый Город».

http://predanie.ru/book/221159-rasskazy-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2016 19 мин., 24.07.2016 1-я страница обложки – картина Дмитрия Кустановича «Сросшиеся деревья» (2014, dkust.com). Внизу надпись: «СИЛА ЛЮБВИ. Пять историй о людях, которых не разделила даже смерть». См. одноименную статью Екатерины Моисеенковой (с.34-40) в разделе «Вера».   Пролог (на заставке фото Кирилла Гyщuha(slovnoki))   Татьяна Ратгауз. На рыбную ловлю ( «Мы поднимемся на рассвете … »). Стихотворение. Рига, июль 1936//Фома. - – июль 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Очень высокая мода, или О том, что проходит и что остается . Фото #ZS, www.flikcr.com//Фома. - – июль 2016. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Числа:   Даты месяца – июль. Фото Aleks G. и Александра Алпаткина//Фома. - – июль 2016. – С.6-7. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 7 июля. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . – С.6; 25 июля . 190 лет назад в Петербурге были казнены пятеро руководителей декабристского восстания. – С.6; 2 июля . День памяти святителя Иоанна (Максимовича). – С.7; 28 июля. 210 лет назад родился Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». – С.7; 6 июля. 220 лет назад родился император Николай Первый . – С.7. Интервью номера:   Как Артемьев Москву спасал. История с участием Пушкина, газеты «Правда» и старца из Лавры. Беседа с художником-реставратором Алексеем Валерьевичем Артемьевым о преемственности в русской культуре, о его видении нашей истории и, конечно, о вере. Беседовала Инна Волошина . Фото Владимира Ештокина и из архива Алексея Артемьева//Фома. - – июль 2016. – С.8-19. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Валерьевич Артемьев » (С.11). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Иван Глазунов ,        заслуженный             художник России//Фома. - – июль 2016. –             С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

  Отвечает протоиерей Павел Великанов . Муж в мешке. Мой совет девушке, которая хочет выйти замуж раз и навсегда . Подготовила Дарья Баринова . Фото: mrhayata/Flickr/CC BY-SA 2.0; Wyatt Fisher/Flickr/CC BY-SA 2.0; Полины Тейс//Фома. - – июль 2017. – С.16-21. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »). См. также: Ксения Алферова, актриса//Фома. - – июль         2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Не с первого взгляда. Психотерапевт Константин Ольховой о том, почему девушки тянут с замужеством . Подготовила Дарья Баринова . Фото: Sophia Louise/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0; Оксаны Луговой//Фома. - – июль 2017. – С.22-25. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »).   ВЕРА (раздел). – С.26-45.   Школа «Фомы». Именины:   Антон (Антоний) . [Иллюстрированная информация: Значение имени. По одной из версий, имя Антон – латинского происхождения (Antonius) и восходит к древнеримскому родовому имени. По другой – имеет древнегреческие корни и переводится «состязаться», «вступать в бой». Церковная форма имени – Антоний; Дни памяти : 23 июля - день памяти преподобного Антония Киево-Печерского; Преподобный Антоний Киево-Печерский (983-1073). Подготовил Тихон Сысоев ; Другой святой с именем Антоний. Преподобный Антоний Великий (около 251-356); Известные люди с именем Антоний: Антон Павлович Чехов (1860-1904). Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944); Интересные факты ]. Ил.: Преподобный Антоний Киево-Печерский. Икона; Киево-Печерская лавра. Фото Владимира Ештокина; Искушение святого Антония. Иероним Босх. 1506; Антоновка – старинный русский зимний сорт яблок. Фото; Самолет АН-2 – сконструирован советским авиаконструктором О. Антоновым, выпускается с 1947 года до сих пор. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Фото www.lori.ru//Фома. - – июль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Александр Ткаченко . Воровство   на всех уровнях. От мелкого до метафизического . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2017. – С.28-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2018 19 мин., 13.07.2018 1-я страница обложки. На сером фоне цветы в узкогорлой керамической вазе, широкое основание которой внезапно раскалывается на куски, выплескивая водяные вихри (Martin Klimas) и надпись: РАЗБИТЫЕ СУДЬБЫ. Истории людей, которые погибли рядом с Николаем II и Александрой Федоровной. См. в разделе «Вера» материал «Они были рядом» (с.28-45).   Пролог : Борис  Слуцкий. Надежды («Все уладится, обойдется … »). Стихотворение, 1972//Фома. - – июль 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 1 июля. 20 лет назад, в 1998 году, восстановлен орден Святого   апостола Андрея Первозванного . Ил.: Изображение ордена. – С.4; 17 июля. 100 лет назад в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, расстрелян последний российский император Николай II с семьей и членами свиты. Ил.: Семья Романовых. Фото; Дом Ипатьева в Екатеринбурге, обнесенный забором во время пребывания там семьи Романовых. Фото 1918 г. -  С.4; 28 июля. День Крещения Руси . [В 988 году на берегу Днепра по        призыву князя Владимира состоялось самое массовое крещение славян за всю историю Руси]. Ил.: Рисунок из древней летописи, посвященный этому событию. – С.5; 2 июля. День памяти Святителя Иоанна  (Максимовича),        архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . [Святитель Иоанн (1896-1966) – уникальная фигура в истории ХХ века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди          эмиграции – на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе]. Ил.: Фотопортрет Святителя. – С.5; 8 июля. День семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии . Ил.: Цветок ромашки. – С.5.   Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда .  Любовь выше смерти. Николай и Александра. Ил.: Николай II и Александра Федоровна на борту императорской яхты «Штандарт».  1910-е гг. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2023 35 мин., 06.09.2023 Обложка : На голубом фоне девочка в розовой майке выпускает в небо бумажную птичку. В середине обложки надпись красными буквами: «СО-ТВОРИ!». Рисунок Ирины Давыдовой. Пролог : Надежда Сосновская . «Петр и Павел убавили день на час...». Стихотворение. Фото Анастасии Игнаткиной//Фома. - – июль 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 8 июля. День семьи, любви и верности. [Этот праздник отмечается в день памяти святых Петра и Февронии Муромских. По существовавшей тогда традиции, в старости супруги ушли в монастырь, чтобы подготовиться к вечности и встрече с Господом. И Он готов встретить их, посылая им главную милость, о которой только могут мечтать два любящих человека: прожив вместе долгую жизнь, Петр и Феврония умирают практически одновременно. Заранее для супругов был приготовлен общий гроб, в котором они завещали похоронить себя. Однако люди не решились исполнить эту их последнюю волю. Ведь в конце жизни муж и жена добровольно расстались, выбрав монашеский путь. А значит, и после смерти им не приличествует лежать в одном гробу. Вечером Петра и Февронию приготовили к погребению отдельно друг от друга. Но утром обнаружили их вместе, в том самом приготовленном гробу — одном на двоих. С тех пор святых супругов никто уже не пытался разлучить. Им и сейчас можно поклониться в их усыпальнице в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома]. Фото. - С.4; 18 июля. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. [В 1919 году в Сергиевом Посаде заговорили о том, что мощи преподобного Сергия в целях борьбы с «религиозным дурманом» собираются перевезти в один из московских музеев. Бог знает, какая судьба ждала их там. И чтобы совсем их не лишиться, было решено спасти от поругания хотя бы главу святого. Самое удивительное, священник Павел Флоренский сделал это практически у всех на виду. Перед отправкой в Москву специальная комиссия должна была «привести экспонат в порядок». А и. о. председателя комиссии в начале 1920 года как раз назначили отца Павла. И он просто заменил главу преподобного головой князя Трубецкого, погребенного там же, в Лавре. Святыню более четверти века тщательно скрывали у себя благочестивые люди. И лишь в Великую Субботу 1946 года, когда мощи преподобного Сергия вернули Церкви, глава святого так же тайно была возвращена на свое место]. Ил.: Отшествие ко Господу прп. Сергия Радонежского. Александр Простев. - С.4;    

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Полный месяцеслов Востока. Том II Святой Восток Том I   Содержание План Общие замечания о перенесениях памятей святых Указатель Номера и годы Часть I. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Дополнение опущенных памятей Часть II. Заметки Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование. Приложение 2 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Приложение 3 Ненаименованные святые События Приложение 4 Сравнительный календарь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Откябрь Ноябрь Декабрь Указатель 1 Праздники Господни Праздники Пресвятой Богородицы Святые Святые ненаименованные Указатель 2 Святые безымянные Особые события Указатель 3 Указатель 4 Святые безымянные Праздники и события Указатель 5 Прибавление Римские и греческие императоры На Востоке На Западе На Востоке Византийские епископы и патриархи константинопольские Патриархи александрийские Патриархи антиохийские Патриархи иерусалимские Папы римские Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи Цари Митрополиты Патриархи Императоры в Петербурге Дополнения Часть II. Заметки В части III. Приложению 1 К приложению 4     План Второй том Полного Месяцеслова Востока разделяется на три части: первую часть составляет самый месяцеслов Востока, вторую разные сведения о праздниках и святых Востока, которые мы называем заметками по их характеру; третья часть состоит из приложений и указателей. Часть первая . В первой части или месяцеслове святые в каждый день делятся на пять отделов:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. На Илью зверь и гад бродят по воле. В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы). Во что Илья, в то и Воздвиженье; 22. Св. Марии Магдалины. Марьи – добрый день. Коли на Марьин день росы, то льны будут серы и косы; 24. Блгв. кнн. Бориса и Глеба. Бориса и Глеба – грозных паликопов. На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за жнитво – не жни); 25. Успенье св. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Анны – холодные утренники (см.: Анна Холодница). Если утренник холодный – и зима холодная; 27. Св. вмч. Пантелеимона и блж. Николая. Пантелеимона целителя, Палея, Паликопы (т. е. кто на него работает, гроза спалит того хлеб). Николая Кочанника (см.: Николай Кочанов). Полагают, что в этот день капуста свертывается в кочаны; 29. Мч. Каллиника. Калиник день. Коли на Калиника туманы, то припасай косы (или закрома) на овес с ячменем. Пронеси, Господи, Калиника мороком, а не морозом; 30. Св. апп. Силы и Силуана. Силин день. На Силу и Селуяна рожь бывает пьяна (т. е. полна зерном и клонится к земле). На Силу рожь посеянная родится сильно, а ведьмы обмирают, опившись молока. В народе июль называли «страдник», «месяц- прибериха». Говорили: «Придет месяц-прибериха, все приберет», но «В июле на дворе пусто, да на поле густо!», «Не топор мужика кормит, а июльская работа!» Работы в этот месяц было очень много. «Сбил сенозорник-июль у мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Плясала бы баба, да макушка лета настала!», «Всем лето пригожо, да макушке тяжело!» – говорили крестьяне. «Макушка лета устали не знает!», «В июле хоть разденься, а все легче не будет!», «Знать, мужик – доможил, что на сенозорник не спит!» Справит деревня, придерживающаяся переживших века обычаев, поминки по весне (30 июня), приходили «Кузьминки летние». 1 июля – день, посвященный Церковью памяти свв. мчч. Космы и Дамиана. «Косма-Дамиан, светла похвала римскому граду тех даровала» – пели калики перехожие. Июль добрится, Светло красится, Сих заря воссияла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июль – месяц Русских Святых. Изобиловала когда-то Русская земля святыми угодниками Божиими – «именитыми и безименными», «явленными и неявленными», знаемыми и незнаемыми, прославленными и еще только ждущими своего официального прославления на земле, хотя и несомненно прославленными у Бога на небесах. Вторая неделя по Пятидесятнице так и посвящается памяти «Всех Святых в земли Российстей просиявших». И почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси. Но особенно богат этими празднованиями месяц июль, когда прославляются памяти наиболее славных, чтимых и любимых угодников Божиих, вышедших из среды нашего православного русского народа. Отметим здесь только тех из них, которые более всего дороги и близки сердцу русского человека, как основоположники Святой Руси и выразители духа ее. Так, 3-го июля празднуется перенесение мощей  священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея России,  который не убоялся всенародно в Успенском соборе обличить самого Грозного царя за пролитие невинной крови. Какой это яркий образ – обличительный урок для тех архипастырей, которые молчат там, где святой долг служения Правде Божией повелевает им говорить! Нетленное тело этого великого святителя было торжественно прославлено многочисленными чудесами исцелений при перенесении его из Соловецкого монастыря в Москву, где оно было положено в серебряной раке в том самом Успенском собор, стены которого были безмолвными свидетелями его самоотверженного безстрашного подвига (1652 г.). В тот же день вспоминается преставление  блаженного Иоанна, юродивого Московского,  который ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и на голове большой железный колпак. За свою святую жизнь был удостоен дара прозорливости и чудотворений и предрек свою смерть, указав место своего погребения в Московском Покровском Соборе. Стяжание высшей христианской добродетели смирения чрез подвиг юродства во Христе стало особенно близким душе русского человека, и потому у нас явилось немало таких «юродивых во Христе», которых очень чтил русский народ, чувствуя величие их духа, оказавшегося способным попрать свою гордыню – этот источник и корень всех греховных страстей, († 1589 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

250 Таковыми были: Деяния апостолов и Сурий, на которого ссылка в месяцеслове (III, 690), здесь laudatio Александра монаха «est in Sim. Metaphraste» (поэтому, полагаем, и указан Метафраст), которая и была вторым и главным источником. Дорофей Тирский, указываемый на поле, лишь свидетель, – сообщаемые им сведения (о проповеди св. Варнавы в Риме) есть и у Александра монаха. Кое-где на житии сказалось влияние и Минейной службы. 251 Ср. наши Четии-Минеи, Скарга – л. 866 и ВЧМ (июнь, л. 189 об,– 191), где житие пророка; чудо с ослицей есть и в Прологе. 252 Ср. Четии-Минеи, Сурий, ВЧМ – июль, л. 71 об.б-81, а у Скарги эпизод о явлении дев взят из ВЧМ (л. 766), спор у Сурия (гл. 24). 254 См. июль, л. 197, особенно лл. 198, а и б, 199, б. Очень сходно с этим житием мучение Марины в рукописи Киевского Михайловского мон. 491 (1650), т. Ш, лл. 34 об.–47, где, как свидетельствует Н. К. Гудзий, много переводов из Скарги. 255 Таковы, напр., факты из детства Илии, дополненные Святителем уже самостоятельно из Дорофея Тирского, и описание характера Илии, как ревнителя, жестокого к грешникам, которого Господь постепенно смягчает и научает любви и снисходительности. Эта мысль проводится и в житии пророка, находящемся в ВЧМ (июль, л. 230; ту же мысль встречаем и в Прологе, где находится похвальное слово Григория монаха. Святитель на поле заметил: «Сие слово мнится быти св. Златоуста». Как заимствованное из Златоуста, приводит его и Скарга, а за ним и свят. Димитрий. 258 Из польских книг, кроме Скарги, Святитель цитирует: сочинения Млодзянского, на которого сделаны указания: 22-го июля – память Марии Магдалины, 10-го августа – архидиакона Лаврентия и 29-го августа – в истории усекновения главы Иоанна Предтечи (Рукопись Московской Типографской библ.: кн. 420, лл. 459, 462 и 464); в Прологе 8 февраля – день памяти преп. Захарии. Святитель отмечает, что о нем говорится «in libello, qui vocatur Zywot P. Bogorodzici P. Maryci f. 204» (t. II, f. 667). В Московской Типографской Библиотеке мы видели тот экземпляр этой книги, который был в руках у свят. Димитрия 4293-й). Это – небольшая книжка на польском языке, изданная в Кракове в 1648 году. На корешке ее надпись: «из книг Ростовского Архиерея Димитрия», а в тексте и, особенно в приложении, где перечисляются все церковные писатели, повествовавшие о Пресвятой Богородице, много отметок руки Святителя. Эта книжка дала ему некоторые сведения для составления сказания о успении пресв. Богородицы. В той же Типографской Библиотеке есть сборник 4161) с надписью: «Annus. 1682 окт. 23 Ростовского Архиерея Димитрия». В польском мартирологе, который находится в этом сборнике, множество отметок Святителя, который, как видно, часто с ним справлялся, хотя в рукописях указаний на это нет. Не упоминаются там и другие книги по агиологии, находящиеся в описи, – очевидно Святитель весьма редко прибегал к ним; мы не будем и упоминать о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010