Преподобный Иоанн, исполнив повеление Божие и помолившись преподобному Моисею Угрину (†ок. 1043; память 26 июля), получил избавление от похоти, мучившей его более 30 лет. Пещера, в которой он пребывал, наполнилась неизреченным светом, так что в ней было светло как днем. Однажды к преподобному Иоанну пришел инок, одержимый блудной страстью, и святой исцелил его прикосновением части мощей преподобного Моисея. Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный также закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти. Литература: 1 . Патерик Печерский, сиесть Отечник. Киев, 1895, л. 143–146. 2 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . Кн. 11. М., 1910, с. 399–403. 3 . Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 74–75. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Калужская» Тропарь, глас 4: Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли/и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей,/и спаси души наша. Кондак, глас 6: Не имамы песней, ниже словес,/како достойно восхвалити Тя,/Мати Христа Бога нашего,/явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей,/токмо можем вопити Тебе:/не отврати милости Твоея от нас/и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Величание: Величаем Тя,/Богородице Дево,/и почитаем чудотворную икону Твою,/еюже благоволила еси спасти землю Калужскую/от нашествий вражиих и всегубительных болезней. Калужская икона Божией Матери была обретена в 1748 году в селе Калужке Калужской губернии (сведения о ней помещены в Минее Сентябрь. М., 1978, с. 69). Божия Матерь неоднократно помогала православному русскому народу во время бедствий через Свою чудотворную Калужскую икону. В честь особой благодатной помощи установлены дни памяти: 2 сентября – воспоминание избавления населения Калужской губернии от моровой язвы в 1771 году, 12 октября – в память спасения Калуги от французских завоевателей в 1812 году. 18 июля установлено празднование в честь Калужской иконы Божией Матери в память спасения Калуги от холеры в 1892 году. Благодарные жители Калуги ежегодно 18 июля совершали крестный ход с Калужской иконой вокруг города. Для этого чудотворная икона на несколько дней (18–20 июля) приносилась из села Калужки в Калугу. В 1893 году, в день праздника, начался пожар, который при сильном ветре не могли остановить. Но как только чудотворная икона была внесена в город, ветер утих, огонь ослаб и был потушен. С чудотворной иконы был сделан список для калужского кафедрального собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождество 1992 г. Интервью. Выступление в библиотеке им. Врубеля перед Рождеством. 1999 г. Чacmь I. Одна из картин И.Зыбиной, представленных на выставке в библиотеке. Выступление в библиотеке им.Врубеля перед Рождеством. 1999 г. Чacmь II. Рождественское Говение в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. 4 января 1999 г. Проповедь 14 марта 1992 г. В 1993 г. типография Министерства культуры СССР освободила храм. Во второй части сборника представлены беседы о. Александра Борисова на радио в христианской программе «Альфа и Омега» (1992—1993 гг.). Слово на общей исповеди, 20 октября 2002 г. Интервью 1991 г. Записал Владимир Тодрес. Интервью, март 1991 г. Церковь Знамения Божией Матери в с. Аксиньино. Беседу вел Илья Бруштейн. Из интервью 1993 г. Беседу вел В. Борисов. Интервью, июль 1997 г. Беседу вела Алла Смирнова. Беседа, август 1997 г. Записала Алла Смирнова. Интервью о событиях у Белого дома. Октябрь 1993 г. Интервью, август 1997 г. Беседу вела Алла Смирнова. Октябрь 1999 г. Беседу вела Алла Смирнова. Евангельские чтения 6–7 июня 1997 г. Радио «София». О.Георгий Чистяков — священник храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. Пастырская беседа, 1 октября 2000 г. Евангельские чтения. 7 ноября 2000 г. Проповедь в связи с трагедией, произошедшей 11 сентября 2000 г. в США. 15 сентября 2001 г. Проповедь, 9 декабря 2001 г. Слово на общей исповеди, 20 октября 2002 г. Интервью посвящено годовщине со дня смерти Булата Окуджавы. Опубликовано в 1997 г. в приходском журнале. Беседу вели О.Ерохина и А.Смирнова. Проповедь, произнесенная на отпевании Ролана Быкова. 6 октября 1998 г. Проповедь на панихиде памяти жертв взрыва 8 августа в Москве, в подземном переходе ст. метро «Пушкинская». 12 августа 2000 г. Панихида по убиенным в подземном переходе на ст. метро «Пушкинская» на девятый день. 16 сентября 2000 г. Проповедь на панихиде в подземном переходе ст. метро «Пушкинская» на 40й день после трагедии. 23 августа 2000 г. Панихида по погибшим морякам подводной лодки «Курск». Ответное слово на поздравление с десятилетием пастырского служения (1999 г.).

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

1927 В августе участие в I всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и Церковного строя» в Лозанне. «Купина Неопалимая», «Друг Жениха». 1928 В январе участие в 1 англо-русском религиозном съезде и начало Содружества имени Св. Мученика Албания и Преп. Сергия. «Главы о Троичности». 1929 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Малоя (Швейцария). «Лествица Иаковля». 1930 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Мюррен (Швейцария). 1931 «Икона и иконопочитание». «Агнец Божий». 1932 «Orthodoxie» 5 . «О чудесах евангельских». 1936 В апреле участие в англо-русском богословском съезде в Мёрфильде (Англия). С 29 сент. по 6 ноября поездка в США на конвенцию епископальной церкви и для чтения ряда лекций. «Утешитель». 1937 Июль, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Жизни и труда» в Оксфорде. Август, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и церковного строя» в Эдинбурге. «The Wisdom of God». 6 1938 Участие в общеправославном съезде богословов в Афинах. 1939 20 марта – первая операция рака горла. 4 апреля (страстной вторник) – вторая операция рака горла. Потеря голоса. 1943 14 июня присуждение степени доктора церковных наук honoris causa Православным Богословским Институтом. 1944 В ночь с 5 на 6 июня (Духов День) – кровоизлияние в мозг. 12 июля кончина. 15 июля отпевание в храме Богословского Института и погребение на русском кладбище Ste-Geneviève-des-Bois. 1945 «Невеста Агнца». Статьи Прот. Александр Шмеман. Три образа «Чужой среди своих, свой среди чужих…» о. С. Булгаков, «Автобиогр. Заметки» 1 Приступая к этим отрывочным «юбилейным» заметкам об о. Сергии Булгакове , я должен сразу же оговорить, что я никогда не был «софианцем» и не принадлежал, да по возрасту, пожалуй, и не мог бы принадлежать к кругу его близких учеников и последователей. Но мой выпуск Парижского Богословского института был последним, прослушавшим полный курс его лекций, на протяжении четырех лет я видел его почти каждый день – в церкви, в аудитории, иногда, очень редко – на его квартире, в «профессорском» домике Сергиевского Подворья. И, таким образом, я один из свидетелей тех последних, предсмертных его лет, когда лишенный голоса, с вырезанным горлом, читал он лекции уже каким-то почти неслышным клекотом и так очевидно для всех сгорал в светлом пламени конца, отрешенности, ожидания близкой смерти. Я помню его похороны светлым июльским днем, когда все собрались у его гроба – и друзья и поклонники и богословские противники и совершалось последнее шествие его вокруг храма и, затем, по ступенькам вниз, с горки преп. Сергия, на которой прожил он последние двадцать лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Преп. Серапион проводил подвижническую жизнь в киевской печерской обители. Время жизни его было самое горькое. Бедствия следовали одно за другим и всего тяжелее было порабощение татарское. В 1230 г. мая 3 сильное землетрясение привело всех в ужас. Для печерской обители оно было тем поразительнее, что последовало в день памяти пр. Феодосия. М. Кирилл, в. князь, бояре, множество богомольцев стояли за литургией в великой печерской церкви, как величественный храм треснул в четырех местах; в лаврской трапезе камни падали со свода на столы. Это землетрясение чувствовали и на севере, во Владимире. Мая 14 было необыкновенное затмение солнца; осенью того же года озимь побита была морозом; затем два года свирепствовали голод и мор. 699 Наконец страшный Батый опустошил Россию и наложил на нее тяжкое иго подданства. Блаж. Серапион бедствиями времени обучался сокрушению о грехах и страхом Божиим отгонял от души приражения страстей. В одном из поучений своих писал он: «сколько раз видели мы солнце, погибшее, луну померкшую, перемены в звездах. Видели своими глазами и трясение земли. Земля, утвержденная и неподвижная, движется по повелению Божию, колеблется от грехов наших, не может носить беззаконий наших... Что потом было у нас? Не глад ли? Не мор ли несколько раз? Не частые ли войны? Однако мы не покаялись. И вот пришел на нас, по попущению Божию, народ немилостивый, опустошил нашу землю, взял наши города, разорил святые церкви». 700 За высокие добродетели свои блаж. Серапион был избран и посвящен в архимандрита Феодосиевой лавры. Затем м. Кирилл назначил его еще для высшего сана. По летописи в 1274 г. первосвятитель, прибыв из Киева на север, посвятил Серапиона, архимандрита киевского печерского монастыря, в епископа Владимиру и Нижнему Новгороду, 701 а в надписи правил собора 1274 г. сказано, что Серапион посвящен в епископа архипастырями, собравшимися на сей собор во Владимир. 702 Впрочем, блаж. Серапион не долго управлял Владимирскою паствою. И не дивно: тот, кто печальные события 1230 г. видел с таким духовным разумением, в 1274 г. был без сомнений уже глубоким старцем. Он скончался 12 июля 1275 г. и погребен во Владимирском успенском соборе. 703 Уже по списку 14 в. в надписи 3 слова его называется он святым, в трех других – преподобным, а в надписи 5 слова – блаженным. По ркп. святцам он поставлен в числе святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изображения Ал. и Ан. сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Ал. и Ан. (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Ал. и Ан. как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Ал. и Ан. может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы - 7 сент. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18; Повести о Куликовской битве. М., 1959; Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984; Памятники Куликовского цикла. М., 1998. Лит.: Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т. 2. С. 242; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 27. Примеч. 246; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып. 1. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сент. С. 64-65; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 430-431; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 11-12; Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. (ТОДРЛ; Т. 34); Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980; Моисеев Н. [Феофилакт (Моисеев), архим. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 339-360; Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 371-374; Салмина М. А. Повесть о Куликовской битве летописная//Там же. С. 244-246; Шахматов А. А. [Рец.]//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 81. 7. Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г. С. 79-204.

http://pravenc.ru/text/64384.html

659 ‘Ο βος ατου μετφρασις... Τυπικ, 463. Migne, P. Gr. t. CXV, col. 277–308. Ср. Byzantinische Zeitschrift, XII, 191. Васильевский, там же 375. 661 Εδοκμου, το κατ Θεν φερωνμως Τυπικ. 477, Памятники Древ­ней Письменности XCVI (Петербург, 1893), 1–34. Вел. Ч. М. июль, день 31. (Подробное описание, стб. 336). См. Васильевский, Синодальный ко­декс, там же стр. 391–401. 662 Λγος ες tv μετφραιιν περ το γου Μανδαλου. Οκ ρα μνος αυτς. Τυπικ, 490. Произведение носит более точное оглавле­ние – Κοναταντνου ν Χριοτο βαοιλως ‘Ρωμαων διγησις – слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческого повесть от различных сбрана историй, о посланием к Авгарю нерукотворенном и боже­ственном образе Христа Бога нашего, и како от Едеса принесеся к всеблагоденьствующему сему и царьствующему в градех Коньстантиню градоу. Migne, P. Gr. t. CXIII, col. 424–453. В. Ч. Минеи, Август, день 16. (Подробное оглавление, стлб. 417). Ср. Васильевский, там же стр. 399–401. 665 Читаются в неделю по памяти (6 октября) ап. Фомы: χυριακ μετ τν μνμην ατο ναγινοκονται, ντ ργυπνα, α τοτου περοδοι. Τυπικ, 291. Cp. Bibl. Η. Gr. p. 256, 258. 673 Служба и житие переносятся со дня памяти – 22 марта на 24 – день предпразднества Благовещения. Τυπικ, 428 ναγινκομεν δ κα βαν (μαρ­τριον – 429) ατο μετφρασιν. В Алексеевском Уставе служба св. Ва­силию указана также в день предпразднества Благовещению, но это предпразднество, несомненно по ошибке писца, указано в 330 под 23 марта, вместо 24-ого См. 330 л. 1149 об. Ср. Bib. Н. Gr. p. 37. 681 Ibidem, 485. Служба и житие переносятся с 13 августа, дня отда­ния Преображения, на 12 число. Ibidem, 485. Ср. Bibl. Н. Gr. р. 172–173. 687 Τυπικ, 319. Изд. Μνημεα γιολογικ, 129–164. Cp. Fabricii, Bibl Gr. t. X, p. 232; Bibl. H. Gr. p. 99. 688 Τυπικ, 472. T μν εδος το βιβλου. Migne, P. Gr. t. XLVI, col. 690–1000. Творения, ч. VIII, стр. 328–375. Cp. Bibl. H. Gr. p. 142. Fabricii Bibl. Gr. t. X, p. 272. 690 См. например, греч. рук. Син. б. 456 л. 110 об.; слав. рук. той же библ. 328 л. 228 и печатное издание Иерусалимского Устав 1838 г. л. 300 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Старец Дмитреи Шаблыкин привез ис Куности мельничны денег 17 рублев 16 алтын 4 деньги. Старец Карион дал 3 алтына 2 деньги, написати имя в сенаник. Того ж месяца в 9 день старец Иаким Пирожников да старец Мисаило Сиземец принесли с Чюдотворцова гробу 32 рубли 2 алтына пол 4 деньги, да из Чюдотворцовы ис крушки вынято 9 рублев 20 алтын. Да з Горы от Иванна Предтечи и из часовни старец Симан Тереботунец да Подосен суконник принесли рубль 10 алтын 3 деньги. Да о Чюдотворцове ж памяти собрали таможенных пошлин с продажных товаров 26 рублев 16 алтын 4 деньги. Продано ис казна посошным даточным казаком 28 фунтов 2 чети пороху, за фунт взято по гривне. Итого 2 рубли 28 алтын 2 деньги. 24 фунта свинцу, взято 24 алтына. 16 порошниц да 17 фетилеи 1 взято 28 алтын. С Погорелова крестьянин Лука корелянин дал вкладу 5 рублев денег. Государевы Ухтомские волости святого Раменья крестьянин Тарас Петров сын Сокольников дал вкладу к прежнему даянью рубль денег. Рукины слободки у старосты у Ивана Ондреева взято на прошлои на 118-е год с 60 вытеи празничных денег за сельским росходом 30 алтын. На Колкацких крестянех взято за кафтан монастырскова слуги Матфея Васильева 3 рубли 12 алтын. От Чюдотворца панамарь старец Еуфимеи принес молебенных денег 13 алтын з деньгою. И всего в июне в приходе денег 128 рублев 5 алтын пол 2 деньги. Месяц июль, приход деньгам. Старец Исаия постриженик Александровы пустыни дал вкладу 7 рублев денег. Постригся монастырскои слуга Иван Павловскои, во иноцех Инокентеи, продано его рухляди на рубль 24 алтына 4 деньги. Того ж месяца в 19 день Кирилова монастыря игумен Матфеи и старцы соборные выдали денег для государевы службы и на казеннои росход 1019 рублев 9 алтын с полуденьгою. Продано ис казны 13 полотенец да 10 ширинок шитые обышных, взято рубль 17 алтын. От Чюдотворца панамарь старец Еуфимеи принес молебенных денег 29 алтын 2 деньги. Стефан котельник дал по отце своем старце Иеве на воск и на фимьян 20 алтын. Да он же дал 3 алтына 2 деньги, написати имя его в сенаник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1 5) См. синаксарий в Неделю всех святых ( 22 , л. 282 об. – 283 об.). 1 6) Канонизация святителя Макария состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. День его памяти12 января (по новому стилю). 1 7) Подробнее о личности инока Досифея см.: 5 , 89 и 11 , 72–74. 1 8) Расхождение в числе новопрославленных святых связано, вероятно, с памятью Соловецких подвижников Зосимы и Савватия: в одних источниках им положена общая память, в других же – в разные дни (см., например, 11 , 107). 19 ) Заседания Собора проходили 1-2 февраля ( 11 , 104–105; 13 , июль, 226). 2 0) Хотя многие источники предписывают и этим святым праздновать " повсюду " ( 11 , 107). 2 1) Заседание Собора проходило, вероятнее всего, в Успенском Соборе Московского Кремля 10 марта, в Неделю Торжества Православия ( 11 , 108-109). 2 2) Список святых приводится по 11 , 109-110 и 3 , 107–108. 2 3) Полный список архиереев – участников Собора см.: 11 , 106. 2 4) Подробнее см.: 21 , 50. 2 5) Ср., например, 5 , 70; 21 , 50–55 и 24 , 295-299. 2 6) Подробно о " Слове Похвальном всем русским святым " см.: 12 , 282 и 24 , 297–298. 27) Борис Александрович Тураев (1868–1920) – выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), " святой человек, знавший богослужение лучше духовенства " ( 2 , 131–132). 2 8) Будущий святитель Афанасий, епископ Ковровский, исповедник и песнописец (2 июля 1887 – 28 октября 1962), канонизованный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. 2 9) Начиная с 1/14 февраля 1918 г., все даты приведены по новому стилю. 3 0) Подробно о заседании третьей сессии Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг. и об установлении Праздника в честь Всех русских святых см.: 25 , 45–47; 18 , 5–7. 3 1) Была напечатана отдельная брошюра гражданской печати в " случайно найденной типографии и потому… в службе оказались некоторые опечатки " (подробнее см.: 18 , 16).

http://pravoslavie.ru/2367.html

1943. Окружное послание к Волынской пастве о говении. " Приб. к " ЦВ " 1911, 11, с. 463. Речь при встрече государя в Оврученском храме. " Приб. к " ЦВ " 1911, 37, с. 1527-1528. Слово на день памяти преп. Сергия. " Бог. Вестн. " 1892, ноябрь, с. 247. Слово на молебне пред началом учения 12 сентября 1893 г. " Бог. Вестн. " 1893, октябрь, с. 111. Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Пахомию. " Приб. к " ЦВ " 1911, 40, с. 1655. " Беды от лжебратии " . М. 1912 год и " Голос Церкви " 1912 г., октябрь, с. 132-149. Послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. " Приб. к " ЦВ " 1912, 10, с. 395, " Голос Церк. " 1912, март, с. 30-47, Отд. изд. СПБ, 1913. Слово о Божественном промышлении, явленном в событиях при воцарении дома Романовых. " Приб. к " ЦВ " 1912, 19, с. 771, " Голос Церкви " 1912, май, с. 18-26. Слово правды укрывателям правды. " Приб. к " ЦВ " 1912, 28, с. 1143, " Голос Церк. " 1912, сентябрь, с. 27-43. " Чем отличается православная вера от западных исповеданий " . ( " Из Мисс. Обозрен. " ) 1901, июль- август, с. 3. " Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души? " " Русск. Паломн. " 1912, 42, с. 656. Трактат: " Церковь Христова, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения " . " Русск. Паломн. " 1912, 42, с. 656. Слово на панихиде по выносе тела покойного Владыки митр. Антония в Лаврском соборе. М., 1912 год. " Приб. к ЦВ " 1912, 45, с. 1821. Плач на кончину Патриарха Иоакима III. М. 1912 год. " Приб. к " ЦВ " 1912, 46, с. 1860, " Гол. Церк. " 1912, декабрь, с. 135-140. " Нравственная идея догмата Церкви " . Полное собрание сочинений. т. II, СПБ, 1911. " Прав. Собес. " 1913, январь, с. 31. " О новом лжеучении о боготворящем имена и об " Апологии " Антония Булатовича " . " Приб. к " ЦВ " 1913, 20, с. 869, " Русск. Инок " 1913, вып. 9, с. 554-556. " О чем нужно более всего пещись епископу " . Слово, сказанное при вручении жезла новопоставленному еп. Дионисию 20 апреля 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Итак, истина непреложная, что были люди, которые за исповедание веры выносили и угрозы, и прельщения, и муки, и смерть, и ничто из этого не могло заставить их отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Теперь не лучше ли спросить: таковы ли мы, как они? О муках мы говорить не будем, но, по крайней мере, исповедуем ли свою веру, хотя защищая ее перед хулением неверующих, невежд, еретиков и кощунников, хулящих ее? Исповедуем ли веру сердцем, устами, примером? Боремся ли из-за нее хотя с различными страстями людей, с предрассудками, легкомыслием, беспечностью, нерадением о их обязанностях? Честь нам, если хотя и то делаем, и не честь и грех , если не делаем и потворствуем тем, которые над нашей святой верой ругаются. Будем особенно заботиться, чтобы никогда не допускать этого последнего в присутствии нашем, и для сего чаще будем приводить на память слова Апостола: «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). 28-й день 353. Есть ли нам польза от того, что мы просим у святых ходатайства за нас перед Богом и чтим дни памяти их (Из жизни св. мученика Иулиана. Чет. Мин. июля 28) Все мы, братие, молимся святым угодникам Божиим, просим их ходатайства за нас перед Богом, прибегаем вообще к их помощи и заступлению и чтим дни памяти их. Есть ли нам от сего какая-нибудь польза? Есть ли, например, польза от того, что мы просим у святых их ходатайства за нас перед Богом и чтим дни памяти их? Да, есть, братие, непременно есть, и сомневаться в этом никак не должно. Так, во-первых, что есть нам польза от того, что мы просим у святых ходатайства за нас перед Богом, сие видно из того, что ходатайства этого повелел просить у святых Сам Бог и Сам же при этом указал и на благотворность оного. Бог повелел, например, Авимелеху, царю Герарскому, просить молитв у Авраама, как праведника. Господь сказал: «Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). Тот же Господь повелел также и друзьям Иова просить посредства последнего. «Пойдите к рабу моему Иову, – говорил Бог, – и сотворите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ). В обоих случаях ясным становится, что Сам Бог указывает нам, чтобы мы искали ходатайства у святых, и Сам же вместе с тем указывает и на то, что ходатайство, в свою очередь, последних за нас благоугодно Ему, а следовательно, и для нас и полезно и спасительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010