В самом деле, ведь могло быть так, что они среди огромной толпы в день праздника тайно ходили в Иерусалим, чтобы затем быстро возвратиться обратно, поскольку боялись жить там в другое время; таким образом, они и жизнь вели благоговейную, не выказывая небрежения к великому празднику, и не подвергали Отрока излишним опасностям. Но так как и о продолжительности царствования Архелая все молчат, то вполне возможно, что слова Луки об их ежегодном паломничестве в Иерусалим относятся к тому времени, когда Архелай был им уже не опасен. Если же в каком-либо повествовании говорится, что царствование Архелая было достаточно продолжительным, то сомневаться в этом нет никакой причины. То, что я сказал выше, достаточно показывает, что родители Отрока так боялись жить в Иерусалиме, что только по страху Божию не пропускали торжественного празднества, во время которого весьма легко могли скрыться; подобное случается довольно часто, когда выбрав удобное время люди приближаются к таким местам, в которых жить страшатся. Глава XI 24 . Отсюда разрешается и такой вопрос: «Когда Ирод старший, пораженный известием волхвов, был озабочен тем, что родился царь Иудейский, каким образом могли они по окончании дней очищения Матери Его безопасно идти с Ним в храм, чтобы совершить над Ним по Закону Господню то, о чем повествует Лука?» Действительно, что удивительного в том, что в течение одного дня Он мог скрыться от царя, занятого многими другими делами? А если это кажется неправдоподобным, поскольку сильно озабоченный Ирод ожидал, что сообщат ему волхвы относительно Дитяти, то, очевидно, Ирод заметил обман так много дней спустя, что только по окончании дней очищения Матери Его и после совершения над Дитятею в храме Иерусалимском обряда первородных, и даже после отшествия их в Египет ему пришло на ум искать души Дитяти и избить столь многих детей; так что если и это возбуждает сомнение, то я не стану говорить, сколькими заботами могло быть занято царское внимание в течение многих дней, отвлекая его от этого намерения или препятствуя исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ветхозаветный первосвященник с кровью жертв входил во Святое Святых. Это было образом явления великого Священника – Иисуса Христа, Который не с кровью козлею ниже телчею, но с Своею кровью, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр.9:12 ) Сие святое означало самое небо, прообразованное святилищем храма иудейского; – не в рукотворенная святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо (24). Первосвященник входил с кровью во Святая Святых для очищения грехов народа израильского: Иисус Христос вошел на небо к престолу Божию для очищения грехов всего мира. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр.7:25 ). Праздники не ежегодные Праздники не ежегодные, установленные Моисеем, отправлялись по прошествии нескольких лет. Их было два – седьмой субботний год и седьмой из субботних годов, или юбилейный. . Седьмой год Как седьмой день недели, так и седьмой субботний год напоминал евреям о времени покоя Божия и о сотворении мира и посвящен был Богу. В субботу имели покой от трудов, обновляли и освежали силы свои человек и его рабочие животные: в седьмой субботний год восстановляли и подкрепляли себя обедневшие и подпавшие власти и прихоти богатых члены общества гражданского. Вместе с людьми участвовала в священном покое этого года и самая земля с животными и растениями. В седьмой год право человеческое заменялось правом Божиим. 1. В этот год израильтяне должны были прекратить земледелие; поля и сады оставлять невозделанными; от оставления земли невозделанною называют седьмой год летом оставления. Закон предписывал: «шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их. А в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай ( Лев.25:2–7 ). Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее, давай ей свободу, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.22:20 ) Вся наша жизнь – это подготовка встречи с Господом. Если в человеке не происходит духовного очищения и преображения, встреча окончится печально. Верит человек в Бога или не верит, желает он или не желает, встреча обязательно состоится, он должен дать Богу ответ за все свои поступки и получить по заслугам: блаженство или осуждение. Приближается радостный и торжественный день Рождества Христова. Это праздник, когда в сердце каждого верующего христианина должен родиться Христос, когда в сердце должна затеплиться надежда, когда человека должна согреть любовь. В Евангелии мы читаем: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Удивительно, первыми весть о рождении Спасителя получили не цари и другие сильные мира сего, а простые пастухи. Иудейские законники презирали и унижали пастухов, потому что они в силу условий не могли соблюдать всех установлений Моисеева закона. Среди израильтян был такой обычай: когда в семье рождался сын, в эту семью собирались родственники и рождение ребенка отмечали песнопениями и весельем. Всего этого был лишен Спаситель, потому что для Его рождения не нашлось даже помещения, Он родился в пещере, куда в непогоду пастухи пригоняли скот. Великая тайна Боговоплощения была отмечена небесной музыкой, исполняемой ангелами. Святой Иоанн Богослов так описывает это необыкновенное событие: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины ( Ин.1:14 ). Благодать и истина – как они близки нам и в то же время как они недоступны! В молитве о благодати сказано, что это – сила, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Преподобный Антоний Великий говорит: «Молитесь, да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтобы вы верно могли различать, что добро и что зло». Источником и непосредственным началом благодати является Святая Троица. Каждому верующему христианину дается столько благодати, сколько он способен воспринять по своему достоинству и духовной чистоте. Благодатью Божией сохраняется и согревается весь видимый и невидимый мир. Именно благодать лежит в основе мистических процессов катарсиса – очищения, озарения, просветления и духовного созерцания. Святые отцы говорят, что благодать действует при благодарении, смирении, жертвенности, кротости и терпении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Ветхозаветное богослужение вводило народ в тайну искупления. Слова: «священник», «жертва», – были привычными и понятными. Ветхий Завет пронизан потоками крови жертвенных животных. Но, вместе с тем, он пронизан и ощущением недостаточности этой крови для очищения человеческих грехов. «Рукотворенное святилище» было устроено только «по образу истинного», в которое вошел уже Сам «Христос». И Он уже не как ветхозаветный «первосвященник входит во святилище». Тот входил «с чужою кровью». А Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А заповедь о субботе должна была возводить души ко дню вечного покоя и блаженства. Она была знамением между Богом «и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» ( Исх.31:17 ). И только сквозь Ветхий Завет и могло прозвучать свидетельство, сказанное Иоанном Крестителем своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». И те ученики, которые усвоили дух Ветхого завета и чаяли того, к чему была устремлена вся ветхозаветная история, молча «пошли за Иисусом» ( Ин.1:37 ), как за агнцем, назначенным в жертву. Пошли, чтобы и за них пролилась Его жертвенная кровь. И мы, просвещенные Божественным писанием, тоже должны со страхом Божиим и верой идти за Ним, к Его страстной седмице. Чтобы Его жертвенная кровь очистила и наши кающиеся души, и не пролилась бы мимо, на землю, на попрание людям и на посмеяние диаволу. О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской Евр.9:11–14 . Преподобной:  Гал.3:23–29 Мк.10:32–45 . Преподобной:  Лк.7:36–50 Сегодня – последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа Иисуса. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Иаков и старейшины Иерусалимские этого учения не осуждали и обходились по братски не только с христианами из Евреев, но и с язычниками как Трофим Ефеский который прибыл за Павлом в Иерусалим. Павел, взяв с собой тех четырех мужей, которые имели на себе обет и очистившись вместе с ними, в следующий за тем день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено приношение. Но в продолжение семи дней очищения, предписанного законом, Иудеи азийские прибыли в Иерусалим, увидев Павла в храме, они возмутили против него народ крича: «Мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места этого; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие». Они пред тем видели в городе Трофима Ефесесца вместе с Павлом и думали, что он вводил его в храм. Весь город пришел в движение, сбежался народ. Павла повлекли вон из храма, и тотчас заперли двери. Некоторые же побежали к начальнику полка, охранявшего храм, сказать ему, что весь Иерусалим возмутился и что хотят убить Павла. Тысяченачальник немедленно прибыл на место смятения, с воинами. Народ, увидев его перестал бить Павла, а тысяченачальник приблизившись взял его, велел сковать двумя цепями и спрашивал: кто он и что сделал? В толпе кричали то одно, то другое. Не имея возможности узнать ничего верного, тысяченачальник повелел вести Павла в крепость. Толпа с криками: «смерть ему!» бросилась на него с такой яростью, что воинам пришлось нести на его лестницу. При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: «Можно ли мне сказать тебе нечто?» «Ты знаешь по-гречески? отвечал ему он, так не тот ли ты Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» 530 «Нет, отвечал Павел, я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезизвестного Киликийского города; прошу тебя, дозволь мне говорить к народу». Когда же тот позволил, то Павел, стоя на лестнице, дал знак рукой народу, и когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Речь Павла к народу с лестницы храма

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ин.18:31. Рече же им Пилат: поимите Его вы и по закону вашему судите Его    На ни в чем противозаконном не уличенного, но без суда подвергшегося обвинению от вас, мне, говорит, налагать наказание по закону не подобает, но сами вы судите по закону вашему, если только, говорит, он установил наказывать даже и совершенно неповинного. Поистине — немалого смеха, а вернее — непрестанного плача достойно, если законы эллинские (языческие) оправдывают Господа, так что сам Пилат затрудняется наказывать Приведенного по столь неясным обвинениям, а по их словам, Он должен умереть, хотя и хвастались, что руководятся законом Божественным. Ин.18:31-32. Реша же ему иудеи: нам не достоит убити никогоже, да слово Иисусово исполнится, еже рече, знаменуя, коею смертию хотяше [имел, долженствовал] умрети    Задержкою и как бы некиим насильственным препятствием нечестивого убийства, говорят, было для них очищение, исполнявшееся при заклании агнца, если бы только вообще возможно было какое-либо очищение для осмелившихся на такое злодеяние. Действительно, они были вполне готовы к самоличному совершению нечестия, нимало не нуждаясь в содействии кого-либо другого. Ведь ум иудеев весьма склонен совершать всякого рода зло и не останавливаться ни пред каким беззаконием или стыдиться чего бы то ни было противного Богу. Итак, просят Пилата, чтобы он помог им своею жестокостью, стал подражателем иудейского безумия и оказал в настоящем случае какую-либо услугу им, объятым не совсем уже свободным влечением к неистовству. Но и это также открывает истинность слов Христа, предведавшего, каким образом Он умрет, и предуказавшего это святым ученикам Своим. Что сказал Он им? «Вот восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предается в руки грешников, и распнут Его, и убьют, и в третий день воскреснет» (Мф.17:23, 20:18, 26:45). Необходимо упоминание об этом, ибо Ему подобало пострадать, наперед зная об этом, чтобы никто не думал, что против воли подвергнется этому Тот, Кому все «открыто и явно» (Евр.4:13), но, напротив, чтобы веровали, что Он добровольно претерпел крест за нас и ради нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение». ( Деян. 21:17–26 ). Относительно этого опять спрашиваю тебя, Павел: зачем ты позволил убедить себя остричься, затем совершил очищения по обрядам иудеев, зачем принес жертвоприношения и за тебя закланы были жертвы по закону? Конечно, ты скажешь: для того, чтобы не соблазнялись уверовавшие из иудеев. Итак ты лицемерно выдавал себя за иудея, чтобы приобрести иудеев, и этому самому лицемерию научили тебя Иаков и прочие пресвитеры. Однако ты не мог укрыться, потому что, при возмущении, когда тебя хотели убить, ты был взят тысяченачальником и им послан был в Кесарию под бдительной военной стражей ( Деян. 23, 23 ), чтобы тебя не убили иудеи, как лицемера и нарушителя закона; и оттуда, прибывши в Рим, в гостинице, которую ты нанял себе, ты проповедовал Христа и иудеям, и язычникам и мнение твое утверждено мечем Нерона. Я доказал, что из-за боязни иудеев и Петр и Павел равно притворно показывали, что они соблюдают заповеди закона. С какой же совестью, с какой дерзостью Павел стал бы упрекать в другом то, что делал сам? Я и даже другие раньше меня изложили причину, которую они признавали, защищая не официальную ложь, как ты пишешь, но показывая честную предусмотрительность, чтобы показать и мудрость апостолов и обуздать бесстыдство богохульника Порфирия, который говорит, что Павел и Петр вступили между собой в ребяческую ссору и что Павел даже возненавидел доблести Петра и с тщеславием описывал то, чего или он вовсе не делал, или если и сделал, то сделал нагло, упрекая другого за то, что допускал сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как относительно приведения тельца, так равно и относительно приведения козлов, иудейское предание сохранило много таких подробностей, каких мы не находим в книге Левит. По преданию, козлы дня отпущения должны быть одинаковы по своему цвету, по величине, по стоимости, и, кроме того, должны быть покупаемы в одно время, хотя это последнее свойство не имело важного значения. Поэтому, если один из козлов куплен сегодня, а другой вчера, то они все-таки годились для церемонии дня очищения. Если один из козлов умер прежде, чем был брошен жребий, то на его место брали другого, а если умер после того, как был брошен жребий, то приводили другую пару козлов и бросали жребий, и затем брали из второй пары того козла, на которого вышел такой же жребий, какой выпал на умершего. 169 Для приведения ко входу скинии предназначенных для церемоний козлов, первосвященник шел не один, а в сопровождении своего викария (второго первосвященника) и одного из глав семейств, которые находились, один по правую, а другой по левую руку первосвященника. Первосвященник ставил козлов у входа скинии, одного по правую, а другого по левую руку. Сопровождавшие также становились, один с одной, а другой с другой стороны. 170 У входа скинии первосвященник бросал жребий, чтобы узнать, который козел для принесения в жертву, и который для отпущения в пустыню. Бросание жребия происходило так. У входа была особая урна, на которой были две деревянные, впоследствии золотые дощечки. На этих дощечках, или лучше жребиях, были надписи, на одной было написано , а на другой . Жребии эти были совершенно одинаковы. Первосвященник потрясал урну и опускал в нее обе руки, одновременно вынимал жребии и громко читал надписи на них. Жребий, вынутый правой рукой, он клал на козла, стоявшего по правую руку, a жребий, вынутый левой рукой, на козла, стоявшего по левую руку. 171 Причем считалось особенно хорошим предзнаменованием, если жребий с надписью первосвященник вынул правой рукой. В таком случае израильтяне веселились, в противном же случае, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Кроме того, Господь Иисус Христос обещал по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7): " Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " . Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. (Деян. 2, 1-4). В силу ниспослания Святого Духа Сам Господь Иисус Христос и после Вознесения на небо остается невидимым Главой созданной Им на земле Церкви. О том, что Господь есть Глава созданной Им Церкви, говорит ап. Павел (Еф. 1, 22-23). Будучи Главой Церкви, Господь Своим ученикам " дарует все потребное для жизни и благочестия " (2 Пет. 1, 3). Сидя одесную Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти все средства направлять события мира, защищать и расширять Свое Царство, помогать всем верующим в борьбе с грехами и врагом спасения Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: " Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть " (1 Кор. 15, 25-26). 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа Говорить о плодах искупительного подвига во множественном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг в конечном счете имеет один плод — спасение, обожение человеческого естества. Однако условно можно выделить несколько следствий. 3.2.6.1. Освобождение от наказания Свободно претерпев наказание, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил нас от наказания. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения между Богом и человеком, Бог прощает человека, люди перестают быть, как говорит ап. Павел, " по природе чадами гнева " (Еф. 2, 3) Божия. Иными словами, искупительный подвиг Спасителя возвращает людям милость Божию. Поэтому искупительная Жертва называется также умилостивительной жертвой. 3.2.6.2. Очищение от грехов Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека важно не просто избежать наказания за грех — необходимо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас от наказания, потому что Бог не может амнистировать человека, не может назвать грешника праведником, зло объявить добром. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига — это очищение грехов при всеобъемлемости очистительной силы жертвы Христовой. Прощение Богом человека невозможно помыслить без действительного освобождения человека от греха. Ап. Павел говорит:

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Лк.2:22–24 . В Ветхом Завете был закон, по которому женщина после рождения младенца почиталась нечистою в продолжение сорока или восьмидесяти дней, судя по тому, был ли младенец мужеского или женского пола. В эти дни, называвшиеся днями очищения, она не должна была приходить в храм, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему-либо священному. По прошествии же сего срока она являлась во храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Жертва бедной женщины состояла из двух горлиц или, вместо них, двух молодых голубей ( Лев.12:1–8 ). Кроме сего, если младенец был перворожденный, то, сверх обряда очищения матери, совершался над младенцем обряд посвящения его Богу. Освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых, – заповедал Господь Моисею ( Исх.13:2 ). Неизвестно с точностью, как совершался этот обряд. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Известно только, что сия заповедь дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев египетских, не коснулся первенцев еврейских ( Исх.13:12–16 ). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему, становились собственностью Божиего. Первенцы сынов твоих да даси Ми ( Исх.22:29 ). Но поскольку в последствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты, которых Господь принял вместо первенцев от сынов Израилевых ( Числ.3:12, 8:16–18 ), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра ( Исх.34:20 ). Господь наш Иисус Христос Сам сказал о Себе, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ). По слову апостола Павла, Сын рождается от Жены, бывает под законом, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ). Посему, в восьмой день по рождении, Он приемлет по закону обрезание ( Лк.2:21 ), и в четыредесятый как первенец приносится во храм для посвящения Богу. Пресвятая Дева Мария и Иосиф оставляют Вифлеем, в котором они пребывали по рождении Иисуса Христа, и предпринимают путешествие в Иерусалим, где находился храм и совершались обряды Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010