Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник; сир.    ], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. Это сочинение сохранилось в единственной рукописи IX в. (Vatic. Syr. 162. Fol. 65-86) в составе т. н. Зукнинской хроники (VIII в.), ошибочно приписываемой сиро-яковитскому Антиохийскому патриарху Дионисию Телль-Махрскому (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). Эта рукопись была обнаружена И. С. Ассемани в б-ке монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Скитской пустыне в Египте в 1715 г., доставлена исследователем в Рим и описана в 1717 г. ( Assemani. BO. T. 1. P. 260 sqq.). Ассемани предложил 2 версии происхождения рукописи. По одной из них, рукопись была изготовлена в Месопотамии и в 932 г. привезена из Тагрита в Египет настоятелем монастыря Моисеем Нисибинским. По другой - рукопись была переписана уже в Египте в IX-X вв. ( Пигулевская. 2000. С. 36). Сочинение называется «История времени бедствий, постигших Эдессу, Амиду и всю Месопотамию» и составляет особую, 4-ю часть хроники Псевдо-Дионисия (Зукнинской). На полях л. 66 ватиканской рукописи есть отметка писца, некоего Елисея (Элише) из мон-ря Зукнин (сир.  ) близ Амиды, к-рый просит ниспослать милость Божию «на пресвитера Мар Иешу Столпника из Зукнинской обители, написавшего эту книгу о бедствиях прошлого и вреде, нанесенном тираном рода человеческого». На основании этой записи Ассемани предположил, что И. С.- имя автора «Истории...». Др. исследователи иначе трактуют слова Елисея, они видят в И. С. либо компилятора всей Зукнинской хроники ( Nau. 1897), либо переписчика оригинала рукописи, либо писца «Истории...» до ее включения в сводную хронику Псевдо-Дионисия ( Baumstark. 1922; Chabot. 1935; Brock. 1992). Как бы то ни было, можно считать, что автором хроники был сир. клирик, живший в 506 г. в Эдессе, но бывавший также и в Амиде. Не исключено, что это был И. С., подвизавшийся впосл. в мон-ре Зукнин. Имя И. С. и его сочинение не были известны позднейшим сирийским писателям: материалы «Истории...» не используют ни Михаил Сириец († 1199), ни Григорий Абу-ль-Фарадж Бар Эвройо († 1286).

http://pravenc.ru/text/293816.html

А. С. Норов намеревался посетить эту обитель на своем пути к нильским порогам, но эта попытка оказалась неудачной. Вот что пишет по этому поводу сам русский путешественник: «Несколько братий, сопровождаемых верною собакою, приветствовали нас с грозных вершин и знаками приглашали под свой кров. В самое это время солнце погружалось за беспредельную степь Ливии, и ветер нас оставлял; я велел поворотить к монастырским скалам, но мы нигде не находили приюта для нашей дагабии по причине их крутизны. Отшельники, заметив наше намерение, с радостью начали спускаться со скал к нам навстречу. Мы хотели пристать к тому месту, где видны идущие от верху до половины скалы высеченные в камне ступени, но копты нам закричали, что тут нет никакой возможности подняться от подошвы иначе как на канатах, и приглашали нас к другому месту. Пристав туда, мы увидели, что и тут доступ почти столь же труден и даже опасен, особенно ночью. В обуви этот всход невозможен, и сами отшельники советовали нам дождаться дня. Дорожа временем, я обещал им на возвратном пути посетить их» 697 . Тем не менее А. С. Норов и его спутники провели это время не без пользы. Русский путешественник пытался выяснить у местных насельников, кто был основателем этого монастыря. Один из священников ответил ему, что обитель была основана святым Авраамом Сирийским. «Желая увериться в этих словах, я заставил его несколько раз повторить себе то же самое и ясно слышал: «Ембабе Ибрагим Суриани», – пишет А. С. Норов 698 . Те же иноки советовали русскому путешественнику на обратном пути пристать к берегу с северной стороны, около селения Серарие, «куда обещали выслать ослов, как скоро завидят наш флаг» 699 . И вот, возвращаясь из долгого путешествия к нильским порогам, дагабия, на которой находился Норов, вновь подошла к отвесному склону... Как и было обещано, насельники помогли гостю из России добраться до их обители. Вот как это происходило. «Копты нас увидели и знаками рук показывали на северный мыс горы, куда мы и направились, – пишет А. С. Норов . – Вместе с тем, два монаха спускались по ребрам скал, и мы не могли понять, как они могли превозмогать такие страшные крутизны; мы опасались за них, как вдруг, достигнув крайнего уступа, но еще довольно высокого, они бросились в Нил – исчезли, опять появились и уже плыли к нашей дага- бии; мы тотчас поворотили к ним, вскоре приняли их на борт и прикрыли утомленных нашими плащами; я заметил знамение креста, выжженное на их руках. По их указаниям, после дальнего обхода, мы пристали к низменным скалам» 700 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Приведенное выше описание конфессионального состояния метисов почти в полном объеме можно применить к описанию конфессиональной картины среди части татар, проживающих в Средней Азии. Большинство представителей этого народа стойко отождествляют себя с исламом. Но на взгляд автора «промежуточный» статус татар между Европой и Азией, тяготение к европейской культуре приводит к тому, что часть татар высказывают тяготение к христианству и чаще всего переходят в него. В большей мере эти процессы наблюдаются среди женщин.   Ассирийцы, корейцы, цыгане Приведенный выше обзор касался «традиционных» православных, то есть этнических славян, которые имеют многовековую историю, тесно переплетенную с православным христианством. Средняя Азия, вследствие своего географического расположения, представляет собой регион, претендующий на звание феномена, поскольку эта земля является своего рода котлом, в котором постоянно происходят процессы этнического и культурного сплава, взаимообогащения, взаимопроникновения традиций, и даже местом, где формировались и формируются новые уникальные духовные и культурные реалии. В качестве таких реалий можно указать на положение корейцев, ассирийцев и цыган, исповедующих православие и находящихся, таким образом, под пастырским окормлением Русской Православной Церкви. Указанные в подзаголовке нации были выбраны из-за ярко выраженной национальной самоидентификации, а также по принципу самых больших (корейцы, цыгане) и самых малых (айсоры) нерусских христианских диаспор, что позволяет провести более широкий социологический обзор. Каждая из этих наций имеет разную историю своего развития, разные этнические родины, разное становление своего религиозного пути и, соответственно, свои характерные черты конфессионального состояния. « Ассирийцы (самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, сиро-халдеи, сирийцы) – народ , происходящий от древнего населения Передней Азии . Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи . Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Ближнего Востока , принявшие в I веке христианство ». Как самостоятельная народность они сохранились до настоящего времени. Несколько позже ассирийцы, дистанцируясь от ортодоксального православия, приняли трансформированные версии христианства несторианского толка. Со временем ассирийские христианские общины, не имея государственного стержня, приходят в захиревшее состояние. В несторианских общинах айсор в начале XX в. проводил широкую просветительскую деятельность, направленную на воссоединение с православием, священномученик Пимен (Белоликов). На территории Российской империи ассирийцы появляются волнами в начале XIX и начале XX вв. Постепенно айсоры в небольшом количестве проникают и в Среднюю Азию

http://bogoslov.ru/article/1380470

Желая способствовать возвращению к истокам монашества и духовной жизни, я решил издать собрание древних восточных монашеских творений – параллельно с западной серией в «Sources chretiennes», но с минимальными техническими требованиями, дабы облегчить их распространение. Этот проект осуществился лишь в 1966 г., когда был опубликован первый том серии «Spiritualite Orientale», посвященный изречениям отцов-пустынников. В то время я находился уже не в Бельфонтэне, а в Обазине, продолжая руководить изданием вплоть до своего перехода в Православие. Путешествие в Египет В 1960 году по приглашению владыки Илии Загби (в те годы патриаршего викария греко-католической Церкви в Египте) я отправился в путешествие, чтобы поближе познакомиться с коптским монашеством. Во время поездки в Египет я жил в монастыре Деир Суриани в области Вади-эн-Натрун (в древности Скитская пустыня), а в другие монастыри заезжал лишь ненадолго. Эта поездка стала для меня благословенным даром, ведь места эти были в IV в. наиболее влиятельным центром монашеской жизни – настолько, что авва Арсений сказал даже, что Скит является для монахов тем же, чем Рим – для всего мира. Скитское монашество всегда привлекало меня, а среди всех древних литературных монашеских памятников ближе всего моему сердцу оставались, конечно же, «Изречения отцов-пустынников». Скитская пустыня – это бескрайняя песчаная равнина с изредка встречающимися возвышенностями, усеянная редкими пучками жесткой травы; она простирается на юг от дороги, ведущей из Каира в Александрию. Четыре нынешних монастыря – святого Макария, Деир Барамус, Амба Бишой и Деир Суриани (этот монастырь «отпочковался» от Амба Бишой) – находятся на том самом месте, где располагались три древнейших центра пустынножительного монашества. Они похожи на вытянутые прямоугольные крепости, обнесенные высокими стенами, из-за которых виднеются купола церквей и массивные силуэты башен, служивших убежищем от разбойников, неоднократно нападавших на монахов. Выстроенные вблизи источников, изнутри они кажутся райскими оазисами, которые сильно контрастируют с бескрайней пустыней, подступающей к ним со всех сторон. В годы, когда я оказался там, коптское монашество переживало значительный подъем, не прекращающийся и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

В Каире скончался Папа Шенуда III — Патриарх Коптской церкви В Каире на 89-м году жизни скончался Папа Шенуда III — Патриарх Коптской церкви. Папа Шенуда III Родился 3 августа 1923 года в Асьюте, в семье коптских христиан. В молодости преподавал в воскресной школе при церкви. Окончил Каирский университет со степенью бакалавра по истории, затем работал преподавателем, совмещая работу с теологическим образованием в семинарии Коптской церкви. В 1949 году получил диплом богослова. В качестве офицера-резервиста участвовал в арабо-израильской войне 1948—1949 годов. 18 июля 1954 года Назир Гайед поступил в монастырь Дейр-Суриани в Вади-Натруне, при постриге получил имя Антоний Сирийский. После принятия монашества посвятил себя отшельнической жизни. В 1956 году он был выдвинут одним из кандидатов на патриарший престол, но в результате был избран патриарх Кирилл VI. После синода отец Антоний вернулся в монастырь Дейр-Суриани, чтобы продолжить отшельничество и изучение богословия, шесть лет с 1956 по 1962 год он прожил в пещере недалеко от монастыря Св. Бишоя. 30 сентября 1962 года патриарх Кирилл рукоположил отца Антония в епископы, а также назначил деканом Высшей семинарии Коптской церкви. При рукоположении отец Антоний принял имя Шенуда, в честь святого Шенуды, египетского монаха V века, почитаемого святым в Древневосточных церквях, и одного из самых почитаемых святых Коптской церкви. Под руководством епископа Шенуды число студентов семинарии утроилось. Активно развёрнутая ректором кампания за «обновление церкви» привела к конфликту между ним и патриархом Кириллом. Конфликт впоследствии был улажен. В 1966 году епископ Шенуда был избран президентом Ассоциации богословских учреждений Коптской церкви, неоднократно участвовал в международных конференциях и конгрессах. В 1971 году патриарх Кирилл скончался. На состоявшемся в том же году Священном Синоде Коптской церкви епископ Шенуда был избран 117-ым Папой и Патриархом Коптской церкви. Он принял имя Шенуда III. 14 ноября состоялась интронизация нового патриарха, проходившая в Соборе Святого Марка в Каире.

http://pravmir.ru/v-kaire-skonchalsya-pa...

составили из себя, общину, носившую наименование Egreja Lusitana. Catholica, Apostolica, Evangelica, т. e. католической, апостольской, евангелической церкви. К этой общине за сим примкнуло до 11 других общин – в Лиссабоне, Рио-ди-Майро, Опорто, и других, избравших для себя даже особого епископа в лице испанского священника Мора (Angel-Herreros de Mora), не получившего однако ж епископского посвящения. И эта отрасль старокатолицизма также находится под юрисдикцией англиканских церковных властей, хотя и не в такой мере, как испанская церковь . 93 Некоторые успехи делает старокатолическое движение и в Италии. Возникнув еще в 1873–4 гг. в городах: Мантуе, Тоскане, Неаполе и в других городах под именем эмансипированного католического общества (societa emancipatrice cattolica), старокатолическое движение в Италии к началу 20 столетия имело свыше 10 благоустроенных общин во главе с бывшим католическим каноником церкви св. Петра в Риме графом Энрико Кампелло (Enrico di Campello), который вместе с другими одномыслящими с ним духовными и светскими лицами Andrea d’Altagene, Cruciani, Savarese, Boccaccio 13 сентября 1881 г. заявил, что он выделяется из римско-католической церкви и образует церковь самостоятельную. Став под высшее руководительство епископа швейцарских старокатоликов Герцога, указанные общины Италии приняли ритуал и катехизис швейцарской старокатолической церкви. К сожалению дальнейшее развитие старокатолицизма в Италии приостановилось в силу того обстоятельства, что в 1902 г. граф Кампелло сложил с себя руководительство старокатолическою церковью в Италии и даже опять перешел в римско-католическую церковь . Его место занял профессор Филипп Суриани (Filippi Cicchitti Suriani) в Милане, который поставил старокатолические общины Италии под высшее руководительство англиканских церковных властей. Столь близкие отношения к англиканской церкви некоторым из представителей итальянского старокатолицизма не понравились, и они сделали попытки основать самостоятельные общины, независимые от англиканской церкви, но к сожалению неудачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

11 ноября паломники прибыли в расположенную между Александрией и Каиром Нитрийскую пустыню (Вади-ан-Натрун) — родину христианского монашества, место подвигов первых христианских иноков, события из жизни которых описаны в египетском патерике. В отдаленной части этой пустыни находились келии отшельников, а за ними — местность с первыми христианскими общежительными монастырями, называемая Скит. Со временем это название стало нарицательным. Первой обителью, которую посетила делегация из России в Нитрийской пустыне, стал монастырь Римлян (аль-Барамус), основанный около 335 года преподобным Макарием Великим и получивший свое название в память о подвизавшихся здесь под началом этого великого подвижника сыновьях римского императора Валентиниана — Максиме и Домиции. Этот монастырь, в котором сегодня обитает более ста иноков, является старейшим в песках Нитрийской пустыни. В обители паломники поклонились честным мощам некогда подвизавшихся в ней отцов-пустынников преподобных Пафнутия Великого, Моисея Мурина и других. Члены делегации осмотрели монастырскую территорию, самым заметным строением которой является характерная для коптских монашеских поселений средневековая цитадель, служившая инокам для обороны от многочисленных в прошлом нападений кочевников. Также состоялось общение паломников с игуменом и братией монастыря. Затем паломники посетили монастырь Сирийцев (ас-Суриани), основанный в конце IV века и названный так в память о пребывании некогда в здешних пределах иноков из Сирии. Самым известным из них был преподобный Ефрем Сирин, который пришел сюда для того, чтобы встретиться с преподобным Паисием Великим. На территории монастыря можно увидеть плодоносящее до сих пор дерево, выросшее из воткнутого в землю посоха святого Ефрема, — живое свидетельство встречи двух великих подвижников. Паломники из России также увидели келью, в которой молился преподобный Паисий, и фрески V века. Состоялось общение с игуменом и братией монастыря, которая насчитывает сегодня около двухсот пятидесяти человек. Насельники оказали русским паломникам теплый прием и рассказали об особенностях устава обители. Здесь традиционно были сильны традиции отшельничества. В V-VII веках вся братия была рассеяна по кельям в пустыне и собиралась в монастырь лишь на воскресные и праздничные богослужения. Эта практика частично сохранилась и в наши дни: сегодня обитель насчитывает десять анахоретов, а в ее уставе не предусмотрена общая трапеза в будние дни.

http://patriarchia.ru/db/text/5301904.ht...

Arhiva Пн O delegaie a colilor duhovniceti de la Moscova a vizitat Egiptul 14 mai 2019 12:25 6-13 мая 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II Египет посетила делегация преподавателей, сотрудников и студентов Московской духовной академии с целью развития межцерковного сотрудничества в академической сфере, а также совершения паломничества к древним общехристианским святыням Египта. Поездка состоялась в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей двусторонней Комиссии . Делегацию возглавил архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московских духовных школ. В ее состав также вошли: иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; игумен Герасим (Дьячков), заместитель ректора по хозяйственной работе; иеромонах Вячеслав (Сорокин), старший помощник проректора по воспитательной работе; иеромонах Дометиан (Курланов), ризничий Покровского академического храма; иеромонах Феодор (Юлаев), преподаватель; иеромонах Аполлинарий (Панин), помощник проректора по воспитательной работе; студенты академии М. Быков, С. Мороз, К. Бабак, Н. Гоюк, С. Палий, С. Константинов, А. Черепенин, Д. Лесков, С. Болденков, Н. Савельев; видеооператор МДА К. Шнуров. В поездке делегацию сопровождал насельник монастыря святого Антония Великого иеромонах Дауд аль-Антони (Коптская Церковь), в настоящее время проходящий обучение в Московских духовных школах. В ходе поездки делегация Московского Патриархата посетила основанные в IV-V веках в Нитрийской пустыне мужские монастыри Римлян (аль-Барамус), Сирийцев (ас-Суриани), преподобного Паисия Великого (Анба Бишой), преподобного Макария Великого (Анба Макариос) и лавры Восточной (Аравийской) пустыни — обители преподобного Антония Великого и преподобного Павла Фивейского. В этих древних монастырях гости из России пообщались с их насельниками и поклонились великим святыням, связанным с историей возникновения христианского монашества. В Каире делегация побывала в историческом христианском центре города, посетила женские обители святых Георгия Победоносца (Мар Гиргис), Феодора Стратилата (Амир Тадрус) и Меркурия Филопатра (Абу Сейфен), коптскую «Висячую церковь» (Муалляка), храм во имя мучеников Сергия и Вакха с находящимся под ним гротом, где, по преданию, когда-то останавливалось Святое Семейство, храмы святого Георгия Победоносца и мученицы Варвары, кафедральный собор во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм святого апостола Петра.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5435716...

Состоялось первое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью 12 декабря 2017 г. 11:07 7-10 декабря 2017 года в городе Череповце (Вологодская область) состоялось первое заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью. Договоренность об учреждении данной Комиссии была достигнута Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим Патриархом Сиро-Яковитским Игнатием Ефремом II в ходе визита Предстоятеля Сиро-Яковитской Церкви в Россию 9-13 ноября 2015 года. 11 мая 2017 года в Вашингтоне прошла встреча Совместной рабочей группы по подготовке диалога. 29 июля состав Комиссии был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви, в октябре того же года аналогичное решение принял Синод Сиро-Яковитской Церкви. Со стороны Московского Патриархата в Комиссию входят: епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан   сопредседатель; игумен Арсений (Соколов) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям; сотрудники ОВЦС Е.А. Бахтин и С.Г. Алферов. Со стороны Сиро-Яковитской Церкви в составе Комиссии: архиепископ Дионисий Исса Гурбуз, Патриарший викарий в Швейцарии и Австрии  сопредседатель; архимандрит Жак Якуб, руководитель Патриаршего отдела по делам молодежи; архимандрит Роджер Юсеф Ахрасс, руководитель Отдела сирийских исследований; диакон Имад Суриани, сотрудник Патриаршего секретариата; Шади Сарве, исполнительный директор Благотворительной организации во имя святого Ефрема. В ходе состоявшегося 8-9 декабря заседания были определены приоритетные на ближайший период направления работы: сотрудничество в гуманитарной, информационной, культурной и академической сферах, а также в области изучения монашеских традиций и церковного социального служения. Комиссия констатировала, что двусторонний диалог Московского Патриархата и Сиро-Яковитской Церкви начинается в условиях, когда Сирия и ее население все еще переживают тяжелейшие последствия кровопролитного военного конфликта и террористического насилия. Его жертвами стали исконно проживающие на этой библейской земле христиане, в том числе многие тысячи сиро-яковитов. Стороны заявили о решительном осуждении любых форм терроризма и экстремизма, которые имеют не этническое, религиозное или государственное, но единственно дьявольское начало. Участники встречи выразили глубокие соболезнования всем жителям Сирии, потерявшим родных и близких в ходе событий последних лет, а также семьям российских солдат и офицеров, которые пали, защищая суверенитет и неотъемлемое право на мирную жизнь народа Сирийской Арабской Республики, в том числе погибших в результате крушения самолета Министерства обороны РФ над Черным морем 25 декабря 2016 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5083043.ht...

Arhiva În Liban a avut loc cea de-a doua edin a Comisiei pentru dialogul dintre Biserica Ortodox Rus i Biserica Ortodox Sirian 24 februarie 2019 14:57 18-22 февраля 2019 года в административной резиденции Патриархов Сирийской Ортодоксальной Церкви в Атшане (Ливан) состоялось второе заседание Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сирийской Ортодоксальной Церковью. Со стороны Московского Патриархата в Комиссию входят: епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан  — сопредседатель; игумен Арсений (Соколов) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям; сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов и Е.А. Бахтин. Со стороны Сирийской Ортодоксальной Церкви в заседании участвовали: Патриарший викарий, управляющий комплексом административной резиденции в Атшане архиепископ Хризостом Михаил Шимун — временно исполняющий обязанности сопредседателя Комиссии; архимандрит Жак Якуб, руководитель Патриаршего отдела по делам молодежи; архимандрит Роджер Юсеф Ахрасс, руководитель Отдела сирийских исследований; диакон Имад Суриани, сотрудник Патриаршего секретариата; Шади Сарве, исполнительный директор Благотворительной организации в честь святого Ефрема. В начале встречи архиепископ Хризостом просил епископа Флавиана передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравления Святейшего Патриарха Игнатия Ефрема II по случаю недавно праздновавшегося 10-летия Предстоятельского служения. Затем стороны подвели итоги реализации договоренностей, заключенных на первом заседании Комиссии, и определили дальнейшую программу сотрудничества, которая будет представлена на утверждение Священноначалия. Приоритетным направлением деятельности Комиссии остается координация взаимодействия в реализации проектов по оказанию поддержки страдающим христианам Сирии, среди которых многие тысячи людей составляют паству Сирийской Ортодоксальной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5378093...

   001    002   003     004    005