Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник; сир.    ], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. Это сочинение сохранилось в единственной рукописи IX в. (Vatic. Syr. 162. Fol. 65-86) в составе т. н. Зукнинской хроники (VIII в.), ошибочно приписываемой сиро-яковитскому Антиохийскому патриарху Дионисию Телль-Махрскому (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). Эта рукопись была обнаружена И. С. Ассемани в б-ке монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Скитской пустыне в Египте в 1715 г., доставлена исследователем в Рим и описана в 1717 г. ( Assemani. BO. T. 1. P. 260 sqq.). Ассемани предложил 2 версии происхождения рукописи. По одной из них, рукопись была изготовлена в Месопотамии и в 932 г. привезена из Тагрита в Египет настоятелем монастыря Моисеем Нисибинским. По другой - рукопись была переписана уже в Египте в IX-X вв. ( Пигулевская. 2000. С. 36). Сочинение называется «История времени бедствий, постигших Эдессу, Амиду и всю Месопотамию» и составляет особую, 4-ю часть хроники Псевдо-Дионисия (Зукнинской). На полях л. 66 ватиканской рукописи есть отметка писца, некоего Елисея (Элише) из мон-ря Зукнин (сир.  ) близ Амиды, к-рый просит ниспослать милость Божию «на пресвитера Мар Иешу Столпника из Зукнинской обители, написавшего эту книгу о бедствиях прошлого и вреде, нанесенном тираном рода человеческого». На основании этой записи Ассемани предположил, что И. С.- имя автора «Истории...». Др. исследователи иначе трактуют слова Елисея, они видят в И. С. либо компилятора всей Зукнинской хроники ( Nau. 1897), либо переписчика оригинала рукописи, либо писца «Истории...» до ее включения в сводную хронику Псевдо-Дионисия ( Baumstark. 1922; Chabot. 1935; Brock. 1992). Как бы то ни было, можно считать, что автором хроники был сир. клирик, живший в 506 г. в Эдессе, но бывавший также и в Амиде. Не исключено, что это был И. С., подвизавшийся впосл. в мон-ре Зукнин. Имя И. С. и его сочинение не были известны позднейшим сирийским писателям: материалы «Истории...» не используют ни Михаил Сириец († 1199), ни Григорий Абу-ль-Фарадж Бар Эвройо († 1286).

http://pravenc.ru/text/293816.html

Квинтэссенцию воззрений И. К. приводят Apophthegmata Patrum: «...я желаю, чтобы человек приобрел понемногу от всех добродетелей. Так, каждый день, встав рано утром, клади начало во всякой добродетели и заповеди Божией с величайшей стойкостью, со страхом и с терпением, в любви к Богу, со всякой готовностью души и тела, с великим смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей. Если бесчестят тебя, не гневайся; будь миролюбив и не воздавай злом за зло; не обращай внимания на прегрешения других; не оценивай сам себя, но будь ниже всякой твари; отрекись от вещественного и плотского; на кресте, в борьбе, в нищете духовной, в занятии и духовном подвижничестве, в посте, в покаянии, плаче и в подвиге воинском, в рассуждении, в чистоте души, в добром соучастии, в безмолвной работе, в ночных бдениях, в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как будто ты уже умер, рассуждай всякий час, что смерть рядом с тобой» (PG. 65. Col. 216; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109). Последние годы И. К. провел отшельником на горе прп. Антония близ Клисмы, где заботы о нем взял на себя один благочестивый мирянин из близлежащей деревни. После смерти И. К. его тело было похоронено в церкви этой деревни ( Zacharie. 1894. Р. 390-404). Спустя 400 лет (т. е. в 804 г.), согласно сообщениям Синаксарей, здесь были мон-рь и резиденция мелькитского (т. е. православного) епископа. Братии из мон-ря прп. Иоанна Колова в Скитской пустыне при содействии копт. патриарха и арабов удалось выкрасть мощи святого и перенести их в Скит. Память этого события отмечается в копто-араб. Синаксаре 29 месоре (22 авг.). Позднее она перешла в эфиоп. Синаксарь, где отмечается в тот же день, т. е. 29 нахазе. Некоторое время мощи И. К. находились в мон-ре прп. Иоанна Колова в Скиту, в наст. время они хранятся в монастыре св. Макария (Дейр-Абу-Макар) и в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/471308.html

Значительная часть рукописей «И. А. п.» заканчивается на 74-й биографии. Позднейшие жизнеописания в составе «И. А. п.» (1250-1942), как правило, анонимны и очень кратки. Период 1216-1243 гг. (вдовство кафедры и Патриаршество Кирилла III) подробно освещен лишь в одной рукописи «И. А. п.» (Paris. arab. 302. Fol. 287v-355r, XV в.; изд.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church. 1974. Vol. 4. Pt. 1-2) Юханной ибн Вахбом ибн Яхьей ибн Булусом при участии шейха Алам аль-Мулька ибн аль-Хаджжа Шамс ар-Риясы. Впосл. этот текст был включен в более пространную версию «И. А. п.», которая представляет собой компиляцию XVII в., но ошибочно приписывалась Юсабу, еп. Фувы, видному деятелю Коптской Церкви сер. XIII в. (сохр. в единственной рукописи из б-ки монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, копия - в Коптском музее в Каире; см.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 369-370; Moawad. 2006). В этой версии часть биографий полностью совпадает с редакцией Мавхуба ибн Мансура, часть написана с привлечением дополнительных источников, а также имеется жизнеописание Диоскора, составленное на основании панегирика в честь Макария Ткоуского и «Книги Соборов» Севира ибн аль-Мукаффы. «И. А. п.» является основным источником по истории Коптской Церкви эпохи средневековья. Наряду с биографиями патриархов и церковными событиями в «И. А. п.» подробно освещены взаимоотношения коптов и мусульман (анализ памятника в социокультурном аспекте см. в: Martin. 1985), использован большой объем агиографического материала. Араб. «И. А. п.» продолжает копт. версию как в нарративном плане, так и в плане конфессиональной ориентации (монофизитство), в русле т. н. плирофорической традиции (термин предложен Орланди, восходит к названию полемико-исторического сочинения Иоанна Руфа и означает изложение истории в пропагандистском антихалкидонитском ключе). Эти идеологические особенности ярко проявляются в тенденциозном описании событий Великой Восточной схизмы - отделения от правосл. Церкви несторианской и монофизитской общин в V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

Эти выступы соответствуют 2 центральным травеям нефа и боковым компартиментам нартекса и макдаса, в результате чего углы здания приобретают облик башен, а зап. фасад (ныне заслоненный поздним притвором) может трактоваться как 2-башенный. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Внешний облик храма и техника кладки следуют традиции аксумских дворцовых сооружений, повторенных в первом 5-нефном Аксумском Соборе Богоматери Сионской . Кроме того, композиция церкви Д.-Д. имеет очевидные параллели в архитектуре Нубии VII в. ( Leroy. 1973. Р. 111), копт. Египта (перекрытие центрального алтаря куполом, впервые осуществленное, как считается, ок. 910 г. в ц. Богоматери (аль-Адра) мон-ря Дейр-эс-Суриани в Вади-эн-Натрун, Месопотамии (композиция вост. части) и Сирии (базилики с 2-башенными фасадами типа Кальб-Лузе; ок. 450). По образцу церкви в Д.-Д., вероятно, были построены церковь размещенного в гроте монастыря Йемреханна-Крэстос (Йемраха; XII в.) к востоку от Лалибэлы , а также ц. Бетэ-Лехем (Вифлеемская), стоящая на недоступном нагорье Дэбрэ-Табор к востоку от оз. Тана (XII-XIII вв.; построена из каменных блоков, имеет купол не только над центральной частью макдаса, но и над средокрестием; позже «скрыта» внутри нового, круглого в плане здания). В неск. модифицированном виде план базилики Д.-Д. был положен в основу скальных храмов Лалибэлы (XII-XIII вв.). В старом храме Д.-Д. сохранились замечательные скульптурные произведения. Фризы нефа и алтаря состоят из 60 небольших квадратов с геометрическими композициями, ни разу не повторяющимися. Кессонированный потолок нартекса (из древесины оливы) - уникальное произведение средневековой эфиопской скульптуры. В каждой из 39 ячеек находится деревянное барельефное изображение: сохранились 6 кессонов c растительным орнаментом и 28 с изображениями животных. Композиции отличаются высокой техникой и живостью исполнения, восходят к позднеантичной, в т. ч. раннехрист. традиции. Исследователи связывают появление анималистических изображений также со строгим запретом на скульптурные изображения людей в Эфиопской Церкви.

http://pravenc.ru/text/180788.html

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Через нек-рое время И. К. оставил апу Тероти и отправился в мон-рь св. Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир). Здесь И. К. вновь явился ангел и повелел основать неподалеку обитель, к-рая будет названа его именем. Пресв. Богородица предсказала И. К., что он построит церковь в Ее честь, и пообещала, что стены нового мон-ря никогда не будут разрушены. В память о посещении Она оставила 3 золотые монеты с изображением Креста, к-рые во время написания Жития И. К. еще хранились в мон-ре. Слава о подвигах И. К. привлекла к нему много последователей. Когда сложилась монашеская община (ок. 300 чел.), И. К. был вынужден принять сан священника. Он составлял молитвенные правила и монашеские наставления, установил общие ночные псалмопения для всей братии. Во время одного из таких бдений было явление свт. Афанасия Великого, к-рого И. К. особенно почитал. Это послужило поводом для введения особого молитвенного обращения к святителю во время богослужения. По новому повелению ангела И. К. совершил путешествие в В. Египет. Это дает возможность предположить, что церковь мон-ря Абу-Хиннис на правом берегу Нила, к юго-востоку от развалин Антинои, посвящена И. К. По другой версии, ее посвящение связано с именем прп. Иоанна Колова , но путешествие последнего из Скита было не в В. Египет, а в Клисму, в мон-рь прп. Антония. Имя И. К. как одного из основателей эфиоп. монашества встречается в эфиоп. источниках, согласно к-рым он был учеником прп. Пахомия Великого († 346), отправившего его на проповедь. Вероятно, в его честь был назван 6-й настоятель мон-ря Дэбрэ-Либанос (XIV в.; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 195-196). Развалины мон-ря И. К. сохранились к юго-востоку от расположенных рядом мон-рей апы Бишоя (Дейр-Анба-Бишой) и Сирийцев (Дейр-эс-Суриани). Главными зданиями монастырского ансамбля были ц. Пресв. Богородицы и башня-крепость с подъемным мостом. Башня была предназначена для укрытия в случае осады кочевников - в ней были устроены мельница, колодец, кельи и даже часовня на верхнем этаже. Мон-рь был окружен мощной стеной 4-угольной формы, внутри находились огород и сад. Известно о посещении обители копт. Александрийским патриархом Вениамином II в 1330 г.; о ней упоминает в путевых записках Лудольф фон Зухем (XIV в.). Впосл. (1430?) монахи оставили эту обитель и перешли в мон-рь Сирийцев, взяв с собой мощи И. К. и мраморную мемориальную плиту с копт. надписью, в которой указана дата кончины И. К. (помещена на зап. стене клироса ц. Пресв. Богородицы). В наст. время Коптская Церковь имеет храм во имя И. К. в Бирмингеме (Великобритания).

http://pravenc.ru/text/471265.html

Впервые вост. обход был отгорожен стеной в базилике мон-ря св. Шенуды при ее восстановлении между 629 и 642 гг., после персид. нашествия; стена была возведена на месте 2-й триумфальной арки ( Grossmann. 2002. S. 74, 534). Первым храмом, где хурус был задуман изначально, была ц. аль-Адра в мон-ре Сирийцев (между 645 и 665). Ее вост. часть представляла собой триконх с куполом над центральной ячейкой, хурус располагался в зап. части алтарного триконха, а престол - в центре алтарной апсиды, слегка повышенной относительно хуруса. Не исключено, что на появление хуруса в Ските оказали влияние постройки с поперечно ориентированными нефами, характерные для архитектуры Месопотамии и Тур-Абдина, откуда происходили мн. сир. монахи. Хурус ц. аль-Адра в Дейр-эс-Суриани повторяет композицию мартирия аль-Адхра в Хахе (кон. VII в.) в Тур-Абдине, где рукава поперечно ориентированного купольного нефа имеют полукупола ( Capuani. 2002. P. 98; Krautheimer. 1986. Р. 303). Не позднее 60-70-х гг. VII в. хурус был встроен в базилику Пресв. Богородицы (аль-Адра, кон. VI - нач. VII в.) в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Ските. В находящемся там же мон-ре св. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) ок. 850 г. был возведен храм с хурусом, перекрытым широко распространенным поперечным цилиндрическим сводом. Обширную прямоугольную центральную алтарную апсиду фланкировали 2 продольно вытянутых помещения. Появление хуруса усилило изоляцию апсид от пространства храма. Полуциркульные апсиды были вытеснены прямоугольными, перекрытыми куполами. Так, полуциркульная вост. апсида алтарного триконха в ц. аль-Адра мон-ря Дейр-эс-Суриани ок. 910 г. была перестроена в прямоугольное помещение, перекрытое куполом с изысканной стуковой декорацией, выполненной в традициях искусства Аббасидов. Множество перестроек приходится на XII-XIV вв. В 1259 г. был возведен монументальный купол над центральным компартиментом алтарного триконха в мон-ре св. Шенуды. Главной причиной распространения купольных и сводчатых конструкций в послеараб.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Элементарный рисунок и простой колорит с доминированием красного цвета при общей близости к визант. искусству выказывают родство с монастырским искусством, отличающимся художественной «неискушенностью» и строгостью. Рисунок складок, образующий геометрические формы (черными линиями по цветному фону), нек-рые приемы рисунка (обрисовка колен, плеч, жесты) сходны с западноевроп. и визант. образцами, широко известными в эпоху крестовых походов. Росписи монастыря свидетельствуют и о контактах (через миниатюры, образцы монументальной живописи, живопись на посуде) с араб. художественным миром: образ арх. Михаила (в нефе) близок по рисунку, колориту и проч. особенностям к араб. миниатюре. С подобными изображениями соседствуют выполненные в местной традиции «иссушенные» фигуры святых с напряженными взорами, безыскусно раскрашенные. Приоритетом такого искусства стала духовная насыщенность, представляющая материальное лишь как знак. К росписям церкви монастыря Дейр-эль-Барамус близки росписи слоя ок. 1225 г. монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани). Высоким художественным качеством отличаются росписи ц. св. Антония Великого одноименного мон-ря (Дейр-эль-Каддис-Антван) (ок. 1232-1233 или 1240-1280). В куполе и подкупольном пространстве представлена сложная иконографическая программа: в центре купола - Христос Пантократор, поясом вокруг - небесные силы, в барабане между проемами - предстоящие ангелы; на стенах подкупольного куба - образы 24 апокалиптических старцев; по сторонам от откосов арочных проемов - парные сюжеты («Жертвоприношение Авраама» и «Жертвоприношение дочери Иеффая (?)», «Явление серафима прор. Исаии» и «Причащение Авраама Мелхиседеком»; на своде триумфальной арки - праотцы в медальонах; в конхе центральной апсиды - Христос на троне в мандорле с поклоняющимися ангелами по сторонам, ниже - Богородица с Младенцем на троне между 2 архангелами; на стенах нартекса - изображения конных святых: Клавдия и Виктора, Мины, Феодора (на зап. стене), Георгия, Фойбаммона (на юж. стене); на стенах нефа в рисованных арках на колонках - 14 образов святых, на участке стены, примыкающему к хурусу,- образ Богородицы; в тимпане входного проема между хурусом и алтарем - сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Явление Христа двум Мариям», в часовне св.

http://pravenc.ru/text/187963.html

1986. Р. 307). Известно, что «уроженцы пограничных провинций и их монофизитский клир были объединены антипатией к Константинополю. Оказавшись в изоляции, они пристрастились к старомодным церковным планам, в которых местные традиции перемешались с ранее заимствованными из-за рубежа элементами. Пропорции неуклюжи, детали грубы, качество построек низкое» (Ibidem). Большинство храмов строилось из сырцового кирпича, не позволявшего создать долговечный декор, служащий основным признаком при датировке, в связи с чем затруднительно определить время возведения зданий и последовательность их перестроек. Черты самобытной копт. архитектуры формировались на протяжении VIII-IX вв.: алтарное пространство обособлено, зап. части храма утрачивают черты базиликальности. С сер. VII в. усиливается тенденция к обособлению вост. обхода (CoptE. Vol. 1. Р. 212-213) в специальное пространство для клира - хурус (от греч.- хор), ставшее характерной чертой средневек. копт. архитектуры. От апсиды (гунка, от греч.- конха) хурус первоначально отделялся стеной. Высокая, нередко достигавшая потолка стена между хурусом и наосом могла быть каменной (декорированной скромно) или деревянной (более престижной в силу дороговизны дерева и, как правило, богато украшенной). Она имела 1 или неск. дверных проемов (боковые - поздние), центральный из к-рых закрывался занавесом или дверями, подобными великолепным деревянным резным дверям, инкрустированным слоновой костью (нач. Х в.), ведущим из алтаря в хурус (910) и из хуруса в наос (926) ц. Божией Матери (аль-Адра) в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Ските (Вади-эн-Натрун, мухафаза Бухейра). Престол размещался перед апсидой, внутри хуруса, совершение литургии оказывалось полностью скрытым от глаз верующих. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010