Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (29 апреля 284–292 года), и тела их погребли близ города. Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306–337, память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь. От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, язычники обращались в христианство. Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе. Их было много, и он боялся народного возмущения. Однако распорядился заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.   Итак, в 1687 году в Свияжске началось строительство деревянного храма, которое было завершено к июню 1688 года, как раз ко времени встречи Седмиозерной святыни. После этого пораженные недугом люди стали исцеляться, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. С тех пор этот храм, находящийся на возвышенности, сделался местом массового паломничества, в который стали стекаться пожертвования. По ходатайству митрополита Адриана здесь был основан Кизический монастырь. Документы об этом свидетельствуют так: «В лето 7195 (1687 год)… Преосвященный Адриан митрополит Казанский и Свияжский путешествие творя, Богом наставляем, обрете по рачению сердца своего, от града Казани, за полтора поприща, на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно…» Вскоре Преосвященный Адриан был переведен в Москву.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник… Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд. На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин. Читайте также: Георгий Победоносец: мученик рождается в Вечность Свидетели вечной жизни

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

«Родители вообще весьма строго смотрят за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодежи не дошло до половой связи, т. к. это является позором не только для самой девушки, но и для родителей, воспитавших ее. Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бесчестия», – рассказывал наблюдатель из Пошехонского у. Девичью честь крестьяне ценят высоко – так утверждал корреспондент из Дорогобужского у. Смоленской губ. Окружающие порицали девушку, утратившую честь. О том же сообщал и житель Жиздринского у. Калужской губ.: позволяя себе некоторые вольности, «парни и девушки в данной местности соблюдают целомудрие, не вступают в половую связь». «Девичья честь ценится высоко», – откликается на вопрос программы П. Каманин из села Домнино Меленковского у. Владимирской губ. К девушке, потерявшей невинность, относятся с пренебрежением и «обходят выбором в замужестве», – добавлял он. Об этом же из Орловского у. Орловской губ.: если девушка потеряет девственность, ее презирают и не возьмут замуж. Если только лишь дурная слава пройдет, может, и напрасная, и то страдает вся семья, особенно младшие сестры. М. Громыко Девпетерувская Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1392. Подлинный список с нее находился в с. Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим Младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери. Празднуется 29 февр./13 марта. Прот. И. Бухарев Девять мучеников Кизических см: Мемнон. Деготь Жидкое смолистое вещество черного цвета, получаемое из бересты путем ее сухой перегонки без доступа воздуха. «Сидели» деготь дегтяри в глиняных корчагах в обычных русских печах, в специальных кубах или особо выстроенных печах. Обладает антисептическими свойствами. В русском быту широко использовался для лечения кожных болезней и борьбы с паразитами, лечения ссадин и ран у животных, при обработке кожи, для смазывания сапог против намокания, смазывания в смеси с салом осей и ступиц колес экипажей и т. д. Производство дегтя кустарным способом было одним из распространенных видов заработка крестьян, поскольку в нем была большая потребность внутри страны и много его вывозилось за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда многие верующие убегали в горы и пустыни, иные же тайно содержали веру христианскую. Но большинство христиан, горячо любя Господа Иисуса Христа и ревнуя по Нем, открыто исповедовали Бога и добровольно отдавались в руки мучителей и полагали жизнь свою за Христа. Таковы были и девять Кизических мучеников: Феогний, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Фавмасий, Феодот и Филимон, ревностью по Боге, как Илия, горевшие и твердые в вере, как гора Сион (см. Четьи, Минеи Апр. 29). Собравшись в Кизике с разных мест и стран, они единодушно и согласно прославляли Господа Творца, восхваляя Его псаломопениями, воздавая Ему честь поклонением, как Богу предвечному, всевидящему и Творцу всего того, что видят очи. Они говорили: «Той есть Бог наш, который сотворил все дивное и чудное на небе и на земле, в морях и во всех безднах. Сей есть Бог наш, Который просвещает и вразумляет младенцы, укрепляет разум всякого желающего, согрешивших же, кающихся и отвращающихся демонского злобожия вводить в отраду евангельского блаженного наследия. И никто ни на небе, ни на земле не может разорить того, что уготовано всем терпящим здесь ради Святого Его имени. Этого не может сделать ни сам диавол, ни служащие ему орудием, как говорит Апостол: ничто же разлучить ны от любви Божия, – ни скорбь, ни теснота, ни ина тварь». Тогда немилостивый судия возъярился гневом; однако прикрывая волчий нрав свой, сказал к агнцам Христовым – исповедникам: «если вы приведены по такой великой вине и обольщены в ней, то умоляю вас оставить это дело, ибо достойны чести и велики боги наши, которых мы почитаем от прародителей. Они умертвят вас и не попустят вам жить, так как вы бесчестие их. И так оставьте ваше безумие и принесите жертву богам, и они простят вас и будут вам покровителями; с нами равной удостоитесь чести и будете богаты в этом мире». Святые же сказали: «не обманывайся, княже, не можешь ты отлучить нас от любви Божией никакими твоими ласкательствами. Все тобою любимое в мире этом, все сказанное и все прелести его, нам христианам неполезно, но враждебно-бесовско, ибо все это суетно и пагубно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Богородичен: Избавляеши нас первыя клятвы Твоим рождеством, Благословенная Отроковице,/сего ради вопием Ти гласом Гавриила:/радуйся, Виновная всех спасению. Песнь 9 Ирмос: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;/Тобою бо, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем. В земли кротких явился еси, отче Василие, кроток,/и незлобив быв, с Вышними совокупляяся воинствы,/яко добродетельными светлостьми украшен, блаженне. Престол украшая светло во всех, даже посреде злочестивых градов,/в нихже пожив, яко Ангел,/святительством помазан, отче Богомудре. Память твоя днесь составляет праздник,/апостольский лик и мученический собор радуется,/праведных похвало, светило Черногорское,/еже вернии, песньми восхваляюще, вопиют ти:/избави нас от всяких напастей и бед, блаженне Василие. Преславная память твоя нам возсия,/просвещающи верных, иже молятся ти, да помянеши их/и молитвами твоими избавиши вся люди твоя, отче мудре Василие. Умертви наша плотския страсти и похоти,/устави бурю душевных волнений,/укрепи же всех нас, иже верою и любовию почитают/блаженную память твою, новоявленне Василие. Богородичен: Якоже капля небесная, во Твое чрево, о Пресвятая Дево, дождь сниде,/изсушая потоки льстивыя,/и всем верующим избавление Тобою, Пречистая, даровася. Светилен. Подобен: Посетил ны: Славно красуется днесь светозарное торжество во святей славе лица Божия,/яко прииде день памяти святителя, егоже величающе, молим:/да помянет по имени служащих во обители его/и всех нас, хвалящих память его. Слава, и ныне, Богородичен: На Тя, Пречистая, упование к Богу возлагаем: молящеся Ти:/да от Христа Господа испросиши нам невредимым до конца сохранитися. На хвалитех стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Святителю Василие,/всел еси на лествицу Божественнаго разума/и к Богу приближился,/исцеления дар приемый,/имже исцеляеши недуги неисцельныя/и отгоняеши духи нечистыя,/тем, память твою празднующе,/радостию сердца Христа величаем,/возвеличившаго Своего угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом Восточная и Западная Герцеговина объединились, как и были прежде, в одну епархию. Святитель Василий управлял Герцеговиной в трудное время турецкого гонения на христиан. Несмотря на трудности, он восстанавливал храмы и строил новые, сам носил камни на строительство, показывая пример деятельного служения Богу. В Острожском монастыре, где жил святитель, были обновлены Введенский храм и храм в честь Животворящего Креста Господня. Еще при жизни святитель Василий получил от Бога дарования прозорливости и исцеления от душевных и телесных недугов. Жители Герцеговины приходили к своему архипастырю и находили у него поддержку в своих скорбях. Святитель Василий мирно скончался 29 апреля 1671 года в своей келлии в Остроге. В час кончины святого келлия осветилась необычным светом. Тело святителя было погребено под Введенским храмом. От гроба святителя Василия совершались многие чудеса. В 1678 году святитель Василий явился в сонном видении игумену монастыря святого Луки Рафаилу и повелел ему открыть свой гроб, но игумен не придал значения сну. Только после трехкратного повторения сна игумен поехал в Острог. Иноки Острожского монастыря стали поститься, ежедневно служить Божественную литургию, а на седьмой день открыли гроб и увидели нетленные мощи святителя Василия, от которых исходило благоухание. Святые мощи перенесли во Введенский храм, многие стали приходить в обитель для поклонения им. Инокам Острожского монастыря трижды приходилось укрывать мощи святителя Василия от неприятелей, осаждавших обитель: в 1714 году они были зарыты в землю у реки ниже монастыря, где пролежали невредимыми год; зимой 1852 года их перенесли в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Цетине и скрыли в гробнице святителя Петра I, митрополита Цетинского (1782–1830; память 18 октября – по сербскому месяцеслову), где они находились до весны 1853 года; во время войны 1876–1877 годов святые мощи вторично в течение года сохранялись в г. Цетине. По молитвам святителя Василия в феврале 1942 года, при обстреле Острожского монастыря, снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. В сербской земле во имя святителя Василия Острожского построено много храмов, в 1935 году в Белграде открыта больница его имени. Омофор святого ныне хранится в храме во имя святых Константина и Елены. От святых мощей святителя Василия и ныне получают исцеления многие болящие. Литература: 1 . Иустин, архимандрит. Жития святых (апрель). Белград, 1973 (на серб. яз.). 2 . Настольная книга священнослужителя, т. 3. М., 1979. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мальчик особенно любил посещать богослужения. Войдя в храм, он делал земной поклон и целовал пол храма, а затем крест и святые иконы. Со страхом Божиим и любовью он внимал церковному пению и чтению. Желая дать сыну образование, родители отдали его в обучение в близлежащий монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через некоторое время Стоян (мирское имя святого) перешел в Требинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где принял монашеский постриг с именем Василий. Здесь он с усердием подвизался в иноческих подвигах поста, молитвы и труда и впоследствии был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Когда латинские проповедники усилили свою деятельность, стремясь обратить православных сербов в католичество, святой Василий выступил ревностным защитником Православия. Уже будучи архимандритом, он оставил монастырь и стал проповедовать Евангелие Христово среди жителей Герцеговины. Святой совершал богослужения, исполнял требы, укреплял людей в истинной вере, помогал нуждавшимся. Он был для своего народа добрым пастырем и просветителем. За проповедь Слова Божия святой подвергся гонениям со стороны турков. Для безопасности он вынужден был уехать в православную Россию, откуда привез на родину церковные книги, сосуды, облачения для запустевших храмов Герцеговины. По благословению сербского Патриарха Паисия I (1614–1647), святой Василий удалился на Святую Гору Афон, где он посетил многие монастыри и скиты, поклонился древним святыням и получил наставления афонских подвижников. Большую часть времени он провел в сербском монастыре Хиландар. В 1638 году, в праздник Преображения Господня, святой Василий был хиротонисан Патриархом Паисием во епископа и поставлен митрополитом Требинским. Епархиальным центром был Успенский монастырь, в котором святой начал иноческий подвиг. После мученической кончины митрополита Восточной Герцеговины Паисия святитель Гавриил I († 1659; память 30 августа), Патриарх Сербский, поставил святителя Василия митрополитом Милешевским (или Петровским – название по монастырю во имя святых апостолов Петра и Павла, где некоторое время был центр епархии), оставив за ним прежнюю кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй особенностью вышеупомянутого всенощного бдения стало то, что «чтение, по 6-й песни канона, акафиста Богоматери было предначато старейшим архипастырем, преосвященным Никанором, а с 5-й песни продолжено преосвященным Варсонофием и окончено преосвященным Павлом». с. 397] Уже в одиннадцатом часу торжественный звон колоколов возвестил о его окончании. В праздничный день 8 июля 1879 г., с раннего утра, по сообщению «Казанских губернских ведомостей», «к собору и монастырю потянулись толпы богомольцев». с. 268] Согласно «Церемониалу...», в девять часов всё духовенство г. Казани, «по отслужении в своих приходских церквах ранних литургий и молебнов Божией Матери», явилось в Благовещенский кафедральный собор, куда были принесены из разных городских церквей, вместе с хоругвями, «святые иконы Богоматери, особенно чествуемые в народе, и некоторые даже признаваемые за чудотворные, именно: иконы Богоматери Тихвинская, Владимирская, Печерская, Грузинская, Покрова пресв[ятой] Богородицы, Смоленская (из Седмиозерной пустыни), Святителя Николая Чудотворца из Гостинодворской церкви - одна из древнейших икон в Казани, также Кизических мучеников и Авраамия Болгарского». с. 397] Стекавшиеся с разных сторон в Кремль («Крепость») крестные ходы «привлекали к себе множество народа, таким образом массы его у собора всё увеличивались». с. 268] Вслед за этим из Благовещенского кафедрального собора «всем градским духовенством» во главе с епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским) был совершён торжественный крестный ход в находящийся недалеко от Кремля («Крепости») Казанский Богородицкий женский монастырь - «с означенными святыми иконами, запрестольными крестами и хоругвями, при колокольном звоне во всех церквах г. Казани». «Крестный ход, - отмечалось в " Известиях по Казанской Епархии, - совершённый духовенством в златоблестящих облачениях, при громадном стечении богомольцев, в самом стройном порядке, представлял собою великолепное и трогательное зрелище». с. 397] У входа в монастырь крестный ход встретил епископ Уфимский и Мензелинский Никанор (А.И. Бровкович) «вместе с приготовившимся к сослужению с ним духовенством», после чего «иконы внесены были в монастырский храм и оставались там во всё время божественной литургии», которая была отслужена четырьмя архиереями - архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Я./И./Г. Амфитеатровым), епископом Старорусским Варсонофием (Я.П. Охотиным), епископом Уфимским и Мензелинским Никанором (А.И. Бровковичем) и епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским), «в сослужении троих архимандритов, четырёх протоиереев и четырёх священников».

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

а) Болезнь мы ощущаем или во всем теле, или в некоторых членах его. А св. мученики потому и мучениками называются, что они в теле терпели мучения за Христа. Они испытали эти страдания так, как никто другой, – значит кто, как не они, больше могут сочувствовать и нам в наших страданиях телесных? Человек, живший некогда в нужде и бедности, лучше понимает, что такое нужда и бедность, чем тот, который никогда не испытывал ея. Человек, перенесший много клеветы, напраслины, лучше и больше может сочувствовать человеку напрасно гонимому, чем тот, который никогда не испытывал этого. Так и св. мученики, перенесшие разные роды телесных страданий, горячо сочувствуют всякому телесно страждущему. Будем же обращаться в болезнях телесных преимущественно к св. мученикам, и это будет очень благодетельно для нас. Вот ты видишь, – врач тебе не помогает, лекарство, им указанное, не действует, а иногда и сами врачи не могут изобрести средства против той или другой болезни, иногда и врача-то взять негде и не на что пригласить его. О, страдая тогда на ложе своем, обратитесь мысленно душею и сердцем к тому или другому страдальцу за Христа – св. мученику. Молитесь таким образом: «Мученики Христовы! Вы терпели терзание железными когтями, жжение на раскаленном железе, избодение очей, отъятие языка, рук и ног, наконец и головы своей; нет такой болезни, которой бы вы не испытали в теле своем за Христа; вы знаете очень хорошо, что такое болезнь телесная, как подчас трудно ее переносить, – сжальтесь же надо мной, испросите мне у Господа уврачевание, прекращение страданий моих». Бывают болезни неизлечимыя; но как часто болезнь, исходом которой признана несомненная смерть, как часто такая болезнь проходит скоро, легко по вере болящего и по молитве того или другого угодника Божия! Не прекращается болезнь? Стало быть нет на то воли Божией, стало быть для вас спасительнее болеть. Покоритесь святой воле Божией, но продолжайте молиться; св. мученики придут на помощь к вам, – не подадут исцеления, пошлют облегчение, принесут другое – более важное, принесут вам бодрость духа, мужество, терпение, преданность воле Божией, помогут вам избежать ропота, вы будете постепенно примиряться с своим положением, сродняться с своею болезнию, привыкать к ней, будете смотреть на нее по-христиански, как на крест, посланный от Бога, крест хотя тяжелый, но спасительный, – и вам будет легко, вы почувствуете, что вы страдаете не одни, но со Христом и для Христа, и с любовию к Нему понесете свой крест. Вот что могут сделать св. мученики, если во время болезни мы будем неотступно молить их. Но и этого мало: они могут даже радость в сердце ваше пролить. Как сами они хвалили и благодарили Бога среди страданий, пели псалмы хвалебные, идя на смерть, так и вам подадут тоже. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», – эти слова страдальца Иова будете повторять и вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона сотворение мира с избранными святыми. ( " И почи Бог в день седьмый " ). Строгановская Школа Конец XVI - начало XVII века. Дерево, темпера. Размер - 35,7 х 30,2 см. Икона врезана в новую доску. На полях живопись XIX века. Файл 20486.jpg:   Размер: 630x759, 0.48 MPix, 120 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (461) , (13) . Описание: Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. 19 век. Палех. Дерево, левкас, темпера. 52х41,1 см. Композиция из четырех регистров. В центре верхнего изображено Отечество в Силах, по сторонам от которого - шесть дней Творения. Во втором сверху регистре -1, II и III Вселенские соборы, в третьем - IV, V и VI Вселенские соборы. В центре нижнего регистра - VII Вселенский собор, по сторонам от него - по шесть апостолов. Композиции Соборов, кроме последнего, Седьмого, с[...] Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...]

http://pravicon.com/icon-735-photo

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010