Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний, прп. Марон и благословляющий Господь Вседержитель. Икона. Посл. четв. XVIII в. Иконописец Яков Крюков (частное собрание, Германия) Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний, прп. Марон и благословляющий Господь Вседержитель. Икона. Посл. четв. XVIII в. Иконописец Яков Крюков (частное собрание, Германия) Часто встречаются изображения М. среди избранных святых. К своеобразным иконам-«лечебникам» примыкают изображения святых, состав к-рых был продиктован прежде всего нуждами заказчика. На подписной иконе костромского иконописца Ивана Фёдорова Липина «Девять мучеников Кизических» (сер. XVIII в., ЦАК МДА; восходит к гравюре 1692 г. московского гравера Леонтия Бунина), к-рые почитались как целители в т. ч. от «трясовичной болезни», по сторонам от основной композиции расположены в картушах ростовые фигуры М. (слева) и вмц. Ирины. Молитвенная надпись на иконе удостоверяет прошение заказчика ко Господу: «…помилуй и сохрани м(и)л(о)стию твоей [...] нас яже есть трясавичная от всяких недугов» (см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004. С. 164-165). М. (Марой) изображен и на поле гуслицкой иконы «Девять мучеников Кизических, с ангелом-хранителем, арх. Михаилом и свт. Епифанием Кипрским» (кон. XIX в., собрание свящ. Михаила Егорова, Павловский Посад) - он простер к среднику правую ладонь с лежащим на ней свернутым свитком, недлинная борода разделена на отдельные «космочки», на голове куколь (см.: Гуслицкая икона). На подписной иконе работы Федора Григорьева «Арх. Рафаил с отроком Товией и избранные святые, в предстоянии иконе Божией Матери» (1834 (?), собрание К. Петровского, Москва; см.: Шесть веков рус. иконы: новые открытия: Выставка из частных собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 111. С. 128, 199) М. изображен в числе 16 святых, в правой группе в 3-м ряду вместе с прп. Анной, в левой группе им соответствуют образы преподобных Моисея Угрина и Марии. На литой иконке «Пятеро избранных святых: Медост, Власий, Марон, Флор и Лавр» (15,5×11 см; кон.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Задняя сторона дски обложена шелковой материей. Есть еще для мощей мучеников кивот будничный, который употребляется во время хождения с иконою по всему городу Казани. 2) Чудотворный Кизический образ Божией Матери, написанный на полотне и наклеенный на доску – обложенный сребропозлащенной ризою и украшенный жемчугом (по убрусу) и разными дорогими камнями и звездами (на плечах). Письмо иконы древнее – греческое, весьма художественное. Н. Баженов говорит относительно сего образа: «К священным достопримечательностям монастыря принадлежит образ Пресвятой богородицы с предвечным младенцем, как утверждают, пожертвованный иеродиаконом Сахаровым – и это тесть одно из художественных произведений; но чья сильная искусством кисть изобразила эти святейшие лики, поражающие ненаглядным на них благоговением – неизвестно». В 4-х клеймах на этой иконе находятся следующие надписи по обеим сторонам, а именно – вверху написано: «Дево Марие мольбу твою слышу, На обитель сию благодатне дышу, Всех живущих в ней люблю призирати И кто к тебе зде имать прикати, Девять мученики тебе зде послугу Немощных целить от всякаго недугу, И от трясавиц оне люди здравят, Да вси Мя Бога повсюду славят». На правой стороне близ плеча Богородицы: «Иисус Христа Аз есмь Мати, Монастырь имам сей зде соблюдати, Кизические девять мученики В стройстве благих дел будьте помощники, Вси же жители делайте благое, Вземше монахов жительство драгое, Небесную жизнь вечно наследите, Вшедших в обитель в любви приемлите». С левой стороны близ плеча Богородицы: «Боже Царю всемогущий, В твоей власти вся имущий По твоему святу слову Обитель сию храни небу, Спасай Щедре зде живущих И усердство к ней имущих, В твое имя собрашася, Монахи тебе предашася, Твое имя прославляти, И мученики чествовати, Приходящих приимати И пользу им в святость подавати». Внизу под образом Богородицы: «В град Кизику сицевая икона В земли Греческой во времена она, Егда правая вера тамо бяше, Чудесы славно Богомати сияще, И мученки в том граде страдаша, В мучениях злых жизнь свою скончаша, Девять святых в стороне восточной, Прославишася в вере непорочной, Оттуда в царство росско принесена В граде Казани явлена; В монастыре днесь Кизическом новом Богородице в честь с превечным Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мельник, связанный со стихией воды, как и кузнец, гончар (связанные соответственно с огнем и землей – глиной), относился к группе мифологизированных персонажей, обладающих особым умением, обитающих на границе освоенного людьми жилого пространства (за пределами села) и наделяемых сверхъестественными, в том числе колдовскими, способностями. В. П. Мемнон (Девять мучеников Кизических) Народное название дня прп. Мемнона чудотворца и Девяти мучеников Кизических, 29 апр./12 мая. В народных поверьях этот день соединял память о св. Мемноне, чудотворце, с Девятью мучениками Кизическими. Русские считали, что св. Мемнон помогает избавиться от страданий, мучений и болезней. В народном сознании произошло смещение понятий, девять мучеников превратились в девять напастей: рыдание, отчаяние, потерю кормильца, одиночество, злое очарование, искушение, помрачение ума, утрату воли, душевное уныние. От всего этого человеку надо избавляться, приобретать моральное благополучие и душевную чистоту. Чтобы приобрести душевный покой, полюбить крестьянский труд, следовало в этот день обратиться к Мемнону с просьбой и все напасти из дома, деревни, села изгнать. Напасти эти – воплощение нечистой силы. Изгоняли нечисть молитвой, окроплением стен дома да наведением чистоты, ведь порядок в доме определяет и порядок душевный. От болезней всяческих в этот день готовили травные настои. Они изгоняли нечистую силу из немощных, т. к. в этот день имели особую целительную силу. В народе так и говорили: «Мемнон – девять напастей вон». Если на Мемнона случался дождь, дети высыпали на улицу с непокрытой головой, радовались весенней небесной влаге. А если не было дождя, то выходили с причитаниями и мольбами, чтобы св. Мемнон дал дождь. Меньшов Иван Иванович (1831–1881), этнограф. Собирал материалы по истории и этнографии Уфимского края, печатавшиеся в «Уфимских губернских ведомостях». Месть Воздаяние злом за зло, обидой за обиду, злопамятство (В. И. Даль); чувство, мало характерное для большинства коренных русских людей, в личной жизни предпочитавших отвечать на зло добром. Как отмечал в к. XIX в. русский этнограф С.Я. Дерунов, «мщения русский народ почти не понимает» (подробнее об этом см.: Прощение). Правда, совсем по-другому этот вопрос ставился о воздаянии за зло, нанесенное врагами Веры, Царя и Отечества. Здесь злоумышленников ждала неотвратимая справедливая кара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московский район. Кизический Введенский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский собор, Введенский при Кизицах собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Девяти мучеников Кизических Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:приблизительно 1691 - 1700. Год утраты:1930 Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Декабристов, д. 98. Координаты: 55.822462, 49.089357 Проезд: Из центра города мимо Кремля через Ленинскую дамбу, на пятистороннем перекрестке с улицами Вахитова и Чистопольская (у станции метро " Козья слобода " ) наискосок налево, но в левый проезд (по продолжению улицы Декабристов, а не прямо по проспекту Ибрагимова), справа от " Макдональдса " . Через 700 метров ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра города мимо Кремля через Ленинскую дамбу, на пятистороннем перекрестке с улицами Вахитова и Чистопольская (у станции метро " Козья слобода " ) наискосок налево, но в левый проезд (по продолжению улицы Декабристов, а не прямо по проспекту Ибрагимова), справа от " Макдональдса " . Через 700 метров, после ТРК " Тандем (справа) на перекрестке с улицами Лушникова и Правосудия повернуть направо. Монастырь после поворота будет слева, сразу за перекрестком. Ближайшая остановка - " Тандем " (по улице Декабристов) или " Гуманитарный институт " (по проспекту Ибрагимова). Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Более полувека с момента основания строения Кизического монастыря были деревянными. И только после пожара 1745 года обитель стала выстраиваться из камня. Маленькая обитель, укрывшаяся между рощей и болотцем, стала настоящим шедевром каменного зодчества своего времени. В 1746 году монастырь украсила небольшая каменная теплая церковь во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а спустя девять лет, в 1757 году, возводится соборная каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе на северной стороне во имя Святых девяти Кизических мучеников. Собор являлся образцом русского барокко. Белый, устремленный вверх, с тоненькой шатровой колокольней. Храм безстолпный, ширина основного объема всего 9,5 м, трапезная - 14 м, высота 32 метра. Красивое кирпичное кружево фасадов, а венец - причудливой формы зеленый купол. Внутреннее убранство тоже поражало своим великолепием. Иконостас храма поразительно напоминал иконостас Петропавловского собора. Главное место в соборе занимали мощи святых Кизических мучеников, переданных Патриархом Андрианом Кизической обители еще в 1693 году. Мощи, хранившиеся в ковчеге, ежегодно носили по городу вместе с чудотворной Седмиозерной иконой. Как чудотворные, почитались и две хранившиеся в главном храме монастыря иконы Кизической Божьей Матери и Виленской Божьей Матери, которые пожаловал монастырю его основатель Стефан Сахаров.

http://sobory.ru/article/?object=34181

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кизические мчч. (9) Описания иконы Кизические мчч. (9) - житие Девять святых мучеников Кизических. Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры. Оказавшись в городе Кизике, святые[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7307.jpg:   Размер: 935x1200, 1.12 MPix, 215 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (176) , (11) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7308.jpg:   Размер: 852x1200, 1.02 MPix, 208 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (7) . Описание: " Девять мучеников Кизических " . Дерево, левкас, темпера, творёное серебро. 27Х21,5. Слобода Холуй, конец XVIIIb. Св.Димитрий Ростовский, автор службы девяти мученикам, указывает: " этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней " - " горячек " , т.е. простуд и гриппов, в древности представлявших для людей довольно грозную опасность. Файл 13674.jpg:   Размер: 1000x1230, 1.23 MPix, 398 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (324) , (26) .

http://pravicon.com/icon-2139

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ [греч. Εννα μρτυρες ν Κυζκ θλσαντες] († ранее 313) (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.; пам. визант. 4 апр.). Мученичество 9 святых, пострадавших в Кизике, к-рых звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, сохранилось в дометафрастовском Минологии Patm. 254 (X в.). Краткие Жития этих святых содержатся в визант. Синаксарях и в Минологии имп. Василия II. К. м. происходили из разных городов; за проповедь христианской веры они были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика. Святые отказались принести жертвы и обличали идолопоклонство. Наместник велел подвесить их, строгать и прижигать свечами. К. м. стойко переносили мучения, громко призывая Господа. Затем наместник приказал бить их жезлами. Видя непреклонность К. м., он заключил их в темницу. Спустя 7 дней мучеников опять привели на допрос. Снова получив отказ совершить жертвоприношение, наместник велел влачить их по терниям, а затем отсечь им головы. Один благочестивый муж выкупил у стражников тела К. м. и предал их погребению. Над их гробницей была построена церковь, и от мощей святых совершались многочисленные чудеса. Автор Мученичества подробно описывает исцеление расслабленного, к-рого по его просьбе положили на гробницу К. м., и выздоровление знатного жителя Кизика от горячки и дизентерии после молитвы у мощей святых. Описание 1-го чуда содержит заимствования из 4, 25, 30, 31 и 33-го чудес бессребреников Космы и Дамиана (Kosmas und Damian/Einlt. von L. Deubner. Lpz.; B., 1907. S. 107, 164, 174, 176, 182), а 2-е чудо имеет дословные совпадения с 5-м и 16-м чудесами бессребреников Кира и Иоанна (PG. 87/3. Col. 3432, 3433, 3472). Также в Мученичестве говорится, что в этой церкви исцелялись парализованные и бесноватые. Впосл. к К. м. обращались с молитвой при заболевании лихорадкой. Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII в. Палех (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/1684590.html

Кивот сей прикреплен к ковчегу 3 серебряными дугами, на верху коих сделаны крестики. Вокруг святых мощей сих сделано сребропозлащенное скрепление, унизанное драгоценными камнями и тонкою инкрустацией. Кроме того, здесь находится повязка, вышитая жемчугом; на небольшой рамке сделана надпись: «мощи св. мученика Руфа Кизического единого из девяточисленных». В этом кивоте св. мощи Кизических мучеников обносятся ежегодно по всему почти граду Казани, а потому понятно, что с течением времени все здесь приходило в ветхость. Поэтому в 1891 году вся киоть вновь сребропозлащена во всех частях своих. В обычное же время киот сей вкладывается еще в драгоценную доску, или икону, состоящую из нескольких изображений страданий св. Кизических мучеников. На этой иконе, подставке для киоти с мощами, риза сребропозлащенная с означением 1786 года. Здесь в верхней части по середине изображен Иисус Христос и Господь Саваоф. На правой стороне находится изображение одного страдания с надписью: Мученик главы злобне отсекают, На землю с телом горце повергают. Благочестне прияша кончину Соблюдше веру во Христа едину. Ниже находится изображение другого страдания с надписью: Епископ святых тела погребает, Песнопение в любви совершает, В церкви святым торжество состави, Литию память имети управи. Еще ниже находится новое изображение страданий мучеников – с надписью: За любовь веру мученики святии Изволил Христос честную венчати Венцы оным подает В небесну жизнь на веки вселяет. По левую сторону над изображением находится надпись: Святых муж девять на суд приведени, В вере Христове пред всеми явлени, Мучитель оны словесы Весьма не возмогает. Ниже другое изображение с надписью: Святых в темницу за правду всадиша, Ноги их в кладе прелюто забиша, Да отлучат их от Бога живаго, Чтобы держатися их совета злаго. Еще ниже – изображение с надписью: Идолы чтити святых понуждаху, Кланятися тем крепце залещаху… Святии непреклонни быша, Мучителя в том и слуг укориша. По средине внизу изображен град Кизике с башнями и стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

12 мая память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших 11 мая 2007 г. 19:51 Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня/12 июля). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры. Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (29 апреля 284-292 года), и тела их погребли близ города. Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306-337, память 21 мая/3 июня) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь. От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство. Когда воцарился Юлиан Отступник (361-363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе. Их было много, и он боялся народного возмущения. Однако распорядился заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/238450.htm...

Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII в. Палех (частное собрание) Ни в одном из источников не указано время, когда пострадали К. м. В Четьих-Минеях свт. Димитрий Ростовский упоминает о том, что казнь К. м. произошла за неск. лет до воцарения равноап. имп. Константина I Великого, однако это только его предположение. Поэтому датировка их кончины в совр. календаре РПЦ 286-299 гг. (1-й половиной правления Диоклетиана и Максимиана) является условной. В тексте Мученичества в рукописи Patm. 254 указано, что святые пострадали 4 апр. В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) сведения о К. м. помещены под 28 апр. Под этой датой память К. м. вошла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в совр. календари греч. Церквей. В большинстве визант. календарей имена К. м. указаны 29 апр. Эта дата закрепилась в совр. календаре РПЦ. Девять мучеников Кизических. Икона. 1-я четв. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва) Девять мучеников Кизических. Икона. 1-я четв. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва) В России К. м. особо активно почитались во 2-й пол. XVII в. Поскольку святые считались целителями от лихорадки, то в 1687 г., во время эпидемии этой болезни в Казани, Адриан , митр. Казанский и Свияжский (впосл. патриарх Московский и всея Руси), предложил общему городскому совету поставить ц. во имя К. м. Строительство деревянного храма было завершено к июлю 1688 г. После этого эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась. Храм стал местом массового паломничества, по ходатайству митр. Адриана здесь был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской мон-рь . Став патриархом, Адриан продолжал заботиться об этой обители. Так, в июле 1693 г. мон-рю были переданы частицы мощей К. м., подаренные в 1645 г. царю Михаилу Феодоровичу Кизическим митр. Анемподистом (по греч. источникам, Кизической епархией в то время управлял митр. Анфим) ( Никанор (Каменский), еп. Кизический Казанский мон-рь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1891. С. 169). Об этом сообщается в утраченной кн. «Спирида, или Кошница» (1691), написанной ктитором Кизического мон-ря иеродиак. Стефаном (Сахаровым). В книгу входили служба К. м., Слово об их мучениях и рассказ об устроении мон-ря в Казани. Содержание книги известно благодаря цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». Эта реликвия была утрачена в 20-х гг. ХХ в. В наст. время в казанском Кизическом мон-ре хранится икона с частицей мощей К. м., недавно подаренная московской церковью Кизических мучеников.

http://pravenc.ru/text/1684590.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010