Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца.    В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи.    Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2:10—14).    После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии.    По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил.    Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, приобщаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу. Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам. Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной неблагодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром. Как часто ходить в храм? Далее возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм? И – обычно об этом говорят отдельно – как часто нужно причащаться? Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы Богородицы , которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-v-mir...

Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и царствие небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: «может ли быть, чтобы я не верил Евангелию, на всякий почти день слышимому в церкви»? – Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: покажи ми веру от дел твоих ( Иак. 2:18 ). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Ты веруешь Евангелию, но отчего же не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою не разлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ни делал, – зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии? Когда ты стоишь пред монархом, то предстоишь ему со всяким почтением и страхом, как и должно: ибо самая царская особа требует того. Бог есть великий и страшный Царь, Который содержит и душу и тело твое в руке Своей; для чего же, когда ты веруешь, что Он соприсутствует тебе, для чего ты не отдаешь Ему хотя такого же почтения и страха, какое почтение и страх показываешь земному царю, когда предстоишь ему? Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного – нет? Или это по той причине, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать Его грехами своими? Такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть высочайшее добро, и что надобно любить Его всем сердцем: отчего же не любишь Его, как самое крайнее добро? Для чего малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Зачем творишь то, что противно Его святой воле? Кто кого любит, тот того во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем исполняет волю его, чтобы тот не огорчился. Как же возможно Бога любить, а воле Его противится? Такова-то вера твоя и любовь! – Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя и претерпел страшные страсти, и тем избавил тебя от смерти вечной: для чего же по вере твоей не угождаешь Ему? Если бы кто каким-нибудь способом избавил тебя от смерти телесной, ведь ты все делал бы, что бы он ни хотел: для чего же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, когда веруешь, что Он столь чудным образом избавил тебя от смерти вечной? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь, что Он придет со славой судить живых и мертвых: для чего слезами и покаянием не умилостивляешь Его прежде того времени? Для чего не приготовляешься на суд тот? Хотящие предстать на суд человеческий заблаговременно думают, как бы оправдаться на том суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Дам тебе и семени твоему, – сказал ему Бог всяческих, – землю сию: ибо благословятся о семени твоем вси языцы земнии ( Быт. 17:8; 28:14 ). Давая же обетование Аврааму, Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: благословя благословлю тя, и умножая умножу тя. И тако, – сказано, – Авраам долготерпев, получи обетование ( Евр. 6:13–15 ). А как и каким образом обещанное ему исполнилось на самом деле, узнаешь отсюда, если рассмотришь дело, как оно есть. Ибо после того, как Бог, давши ему обетования, сказал: «в Исааке наречется тебе семя», совершенно зная, что Обещавший может исполнить, хотя знал, что тело его уже омертвело (ему было почти сто лет от роду), и утроба Сарры – в омертвении ( Рим. 4:19 ), однако он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу. Поэтому он справедливо получил обетования и родил обетованного сына, имевшего получить обетованное. И хотя у него было два сына близнеца, в наследники заветов он благословил ослепившего его хитростию, по совету матери, и произрастил из него 12 колен, из которых Бог избрал два – Левиино и Иудино, особенно почтив их и вручив одному из них подир священства, Божественный ефуд, кидар и святую дщицу и слово откровения, в прообраз великого священства, – а другому – царский престол, венец красоты, преимущество пред всеми коленами, а еще то, что он будет помазанным. В этих достоинствах действовал предвечный Отрок Божий, приводящей в бытие все временное, новоприлично явившись миру во плоти, но не по закону заповеди плотския, – как говорит Апостол ( Евр. 7:16 ), получив сугубо славное достоинство, не по–человечески, как сказал бы кто–либо, т. е., по видимости считаясь царем и священником, но будучи свидетельствуем, что Он по силе живота неразрушаемого имеет от природы оба достоинства, т. е., священство и царство. Сей же, занеже пребывает во веки, непреступное имать священство: темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Каким же образом святые умерщвляли себя? Они не любили мира, ни того, что в мире, но, отрекшись от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской ( 1Ин. 2:15 ), т. е., сластолюбия, сребролюбия, тщеславия, – взяли крест и последовали Христу, распяли себе мир и себя миру ( Гал. 6:14 ). О них говорит Апостол: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Вот как святые умерщвляли себя. А как они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божьим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, как сказал святой апостол Петр: се мы оставихом вся, и вследе Тебе идохом ( Мф. 19:27 ). Апостол не имел ни денег, ни имущества, ни серебра, ни золота (имел одну сеть и ту ветхую, как заметил святой Иоанн Златоустый ), и, однако же, оставил, сказано, все, т. е. все свои пожелания, всякое пристрастие к этому миру, так что если бы он имел деньги или богатство, то, очевидно, презрел бы и их и, взявши крест, последовал бы Христу, по сказанному: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Вот каким образом святые приносили себя, как некий плод! Они умерщвляли в себе всякую привязанность к миру, как мы сказали, и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя: «ибо нас хощет Бог, как драгоценнейшее стяжание Свое». Поистине, человек драгоценнее всех видимых тварей: ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, сказав: да будет это, и бысть, – и опять: да прорастит земля то и то, и бысть, – да изведут воды..., и тому подобное ( Быт. 1:3, 11, 20 ); человека же Бог образовал и украсил Собственными руками. Притом все устроил Творец для пользы и служения человеку, а его самого поставил царем над всем и дал ему наслаждаться райским блаженством, а что еще удивительнее, когда земнородный пал через свой грех, Бог опять восстановил его кровью Единородного Сына Своего. Итак, человек, воистину, есть самое драгоценное стяжание Божие, и не только самое драгоценное, но и самое близкое, свойственное Богу: поскольку сказано: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и еще: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:26, 27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

 Господь, родившись в темной пещере нашего сердца, возрастает в нас вместе с умножением в нас веры и любви… Как это удивительно! В Священном Писании мы также можем найти мысли о том, что Христа рождает в душе каждого верующего Церковь. Двенадцатая глава книги Апокалипсис рассказывает о «жене, облеченной в солнце» (см.Отк.12:1), которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения … и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Отк.12:2,5). По толкованию некоторых святых отцов, речь идет о Церкви, болеющей муками рождения Господа в людях. «В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа… в них изображаемого даже до полного возраста Христова» – объясняет святой Андрей Кесарийский. Кстати, к теме рождения Христа в людях относится христианский взгляд на ветхозаветных праведников как на прообразы Спасителя. Какая здесь связь? Бог создал людей по образу Своему. А образ Бога Отца есть Сын Божий, Христос. Так Он называется в послании к Евреям: образ ипостаси Его (Евр.1:3). Да и Сам Христос говорил: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9); Я и Отец - одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38). Сын есть образ Отца… Но что такое образ? Мы понимаем образ как бездушную копию, имеющую некоторую ущербность по сравнению с первообразом. Так в мире людей, но не так в мире божественном. Сын, образ Отца, есть Живой Образ, ничем не отличающийся от Отца, кроме Своего ипостасного свойства – рождаемости. Этот Живой Образ отображался в праведниках Ветхого Завета, которые являли какие-то качества грядущего родиться Богочеловека: кротость (Давид и Моисей), целомудрие (Иосиф), терпение (Иов), упование на Бога (Авраам), мудрость (Соломон), мужественность (Иисус Навин), и т.д. Именно в этом смысле древние угодники Божии называются прообразами Христа. Господь, Который еще только должен был родиться, уже как бы духовно предрождался в святых дохристианской эпохи. Данную мысль прекрасно излагает митрополит Вениамин (Федченков) в своем труде «Размышления о двунадесятых праздниках»: «Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них, и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне, «телесно», проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий — воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, это открылось явно в Богочеловеке Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос — Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете».

http://radonezh.ru/analytics/rozhdestvo-...

Такова сокровенная сила веры нашей, которой не видят, и не могут видеть неверы, маловеры, или, лучше сказать, полуверы, имеющие половинную веру. Неверы, маловеры и полуверы суть те, которые не показывают своей веры делами. Без дел и бесы веруют и исповедуют Христа, что Он есть Бог. Мы знаем, что нередко бесы вопили: яко Ты еси Сын Божий ( Мк. 3:11 ); в иной раз и об Апостолах кричали: сии человецы рабы Бога Вышнего суть ( Деян. 16:17 ). Но такая вера не помогает ни бесам, ни людям, и нет никакой пользы от такой веры, потому что она, как говорит Апостол, мертва: вера бо без дел мертва есть ( Иак. 2:20 ), как наоборот делам поспешествует вера ( Иак. 2:22 ). Почему же такая вера мертва? – Потому, что она не имеет в себе Бога Животворящего, – что не стяжевает в себя Христа, сказавшего: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Аз и Отец приидем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ), дабы присутствием Своим воскресить из мертвых того, кто стяжевает такую деятельную веру, оживотворить его и дать ему видеть Самого Христа, воскресшего в нем и его воскресившего. Вот почему вера без дел мертва, или лучше сказать, мертвы те, которые имеют веру без дел. Истинная же вера в Бога всегда жива и животворит тех, кто приступает к ней и приемлет ее с благим произволением. Она, прежде действительного исполнения заповедей Христовых, привела многих от смерти в живот и показала им Христа и Бога, – и если бы они после того пребыли в заповедях Его и соблюли их даже до смерти, то были бы сохранены этими заповедями такими же, какими в начале стали одной верой. Но как они изменились в своих расположениях и впали опять в прежние грехи, то и веру потеряли, и праведно лишились истинного духовного богатства, которое есть Христос. Да не постраждем этого и мы. Будем, молю вас, соблюдать, сколько сил есть, заповеди Христовы, дабы сподобиться и настоящих и будущих благ, т. е., зрения Самого Христа Господа, – каковое буди улучить всем нам благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Господь же, как только услышал, сказал ему: „остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Матф. 3:15 ). Остави ныне: ты не знаешь, что говоришь; Я знаю, что делаю. Ты желаешь, чтобы была открыта тебе слава Моего Божества; настоящее время не позволяет: все прекрасно в свое время. Ты говоришь истину, но не верят тебе, потому что народ иудейский неверен; не назвал ли ты иудеев порождениями ехидн ( Матф. 23:33 )? Следовательно, как же ты хочешь, чтобы Я был открыт для них? Они не принимают твоего свидетельства о Мне: в силу своей подозрительности, они подозрительно относятся к твоим словам, что ты – Предтеча. Остави ныне: они получат большее свидетельство. Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Иоанн же говорит Ему: „как, Господи»? И Господь – ему: „Подобно тому как Я был обрезан, чтобы исполнить закон, – и крещусь, чтобы утвердить благодать. Если Я исполню часть и оставлю часть без внимания, то оставляю домостроительство неполным; Мне надлежит исполнить все, чтобы после этого Павел написал: кончина закона Христос в правду всякому верующему ( Римл. 10:4 ). Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Оставь, Иоанн, чтобы естество воды получило освящение: Мне надлежит исполнить все. Если Я не получу от тебя крещения, то Царь не пожелает быть крещенным от бедного иерея. Остави ныне, остави для того, чтобы свыше воскликнул Отец: Сей есть Сын Мой возлюбленный ( Матф. 3:17 ), – для того, чтобы иудеи не начали называть Меня сыном плотника, но – Небесного Отца. Остави ныне; не противься Адаму: Я – второй Адам, желающий омыть нечистоту прегрешений того; если Я буду окрещен, то как будет очищен тот Адам? Ведь поэтому Я и крещусь тридцати лет, выждав возраст того Адама, чтобы чрез то, что было свойственно ему, утвердить Мое. Остави ныне, чтобы исполнилось сказанное устами Пророка: глас Господень на водах“ ( Псал. 28:3 ). И можно было видеть зрелище страшное. Содрогающийся Иоанн коснулся главы Господа; а когда сверху разверзлись небеса, то ангелы смотрели на происшедшее: благодать же Духа, в виде голубя сходя на главу Господню, оттолкнула десницу Иоанна. И стояло множество народа, весьма недоумевавшего и говорившего друг к другу: „кто–это“? Потом, как бы отвечая народным толпам, осведомлявшимся друг у друга о том: кто – это, Отец воскликнул, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Матф. 3:17 ): Его слушайте. Родитель восклицает о Своей нежной любви к Сыну, чтобы ты понял намерения Создателя относительно мира, так как Он отдал такового Сына за таковых рабов, нежно Любимого – за ненавидимых, Безгрешного – за грешников, Славного – за бесславных. Итак, прославим явившегося Владыку с Отцем, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Для чего же? Если оно не изображает ни истинности Сына, ни того, что Бог не есть тело, то, конечно, изречение это брошено напрасно и без всякой нужды. Так для чего же? Я не перестану спрашивать тебя об этом. Не явно ли – для того, чтобы посредством его мы поняли именно то, что Он есть истинно Сын Единородный и совечен Отцу?.. Той исповеда, – сказано. Что Он исповедал? Во–первых, что это самое составляет Его действительную силу: потом, мы получили более ясное учение и познание о том, что Бог есть Дух, и что поклоняющиеся Ему должны поклоняться духом и истиной; еще же и то, что Бога видеть не возможно, что Его не знает никто, кроме Сына, и что Он есть Отец истинного Единородного (Сына); также – и все прочее, что о Нем повествуется (в Евангелии). Самое же слово: исповеда выражает учение яснейшее и очевиднейшее, которое Он предал не одним иудеям, а и всей вселенной, и которое Сам исполнил. Пророкам внимали не все даже иудеи, а Единородному Сыну Божию покорилась и уверовала вся вселенная. Итак, исповедание означает здесь особенную ясность учения. Потому-то (Сын) называется и Словом и Ангелом великого совета. Если же мы удостоены высшего и совершеннейшего учения, после того как Бог в последние дни возглаголал нам уже не только чрез пророков, но и чрез Единородного Сына: то и мы должны показать жизнь более возвышенную и достойную такой почести. Иудеи имели учителем Моисея, а мы – Самого Владыку Моисея. Итак, покажем любомудрие, достойное этой почести, и не будем иметь ничего общего с землею. Господь для того и принес нам учение свыше – с небес, чтобы вознести нашу мысль туда, чтобы мы сделались, по мере сил своих, подражателями своего Учителя. А как нам, скажешь, сделаться подражателями Христу? – Делая все для общего блага и не ища своего: поелику и Христос, сказано, не себе, угоди, но яко же есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на мя ( Рим. 15:3 ). Никто да не ищет своего; а пусть, ища своего, всякий имеет в виду (благо) ближних. Что – наше, то – и их: ибо мы едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Поэтому – на высоком месте, не под навесом кровли, но, вместо кровли, под сводом неба, чтобы очистилось все небо, в то время как этот Агнец был закаляем на высоте. Очистилось небо, очистилась и земля. Кровь капала из бока Его на землю и очистила все осквернение ее. По этой-то причине жертва принесена не под кровлею. Но почему же – не в самом храме иудейском? И это опять не без причины, а для того, чтобы иудеи не сделали своею собственностью эту жертву, – для того, чтобы ты не думал, будто за один только этот народ принесена эта жертва. Потому она принесена вне города, за его стенами, дабы ты знал, что это – жертва вселенская, – дабы ты знал, что это – приношение за всю землю, и что это – общее очищение всего естества нашего. Иудеям Бог повелел оставить всю землю и приносить жертвы на одном месте, молиться на одном месте, потому что вся земля была тогда нечиста от дыма, смрада, крови идольской и прочих нечистот языческих; поэтому Он назначил им одно место. Но когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. Хочешь ли знать, как вся земля наконец сделалась храмом, и как всякое место стало удобным для молитвы? Послушай опять блаженного Павла, который говорит: на всяком месте воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления ( 1Тим. 2:8 ). Видишь ли, как Он очистил вселенную? Видишь ли, как мы везде можем воздевать чистые руки? Вся земля сделалась наконец святою, даже святее святынь иудейских. Почему? – потому, что там приносилась бессловесная, а здесь принесена словесная овца. Посему сколь выше словесное бессловесного, столь превосходнее и здешнее освящение. Итак, поистине крест – праздник. Хочешь ли знать, как крест достоин почтения? Господь не допустил ему оставаться на земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем. Послушай, как говорит об этом Сам Христос: егда рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите: се в сокровищах, не имите веры ( Матф. 24:26 ), – говорит так о втором Своем пришествии, по поводу лжехристов, лжепророков, антихриста, чтобы кто-нибудь, обманувшись, не подпал власти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010