I. Января 6-го Св. Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. День Крещения Господня есть один из великих двунадесятых праздников и празднуется так же торжественно, как и день Рождества Христова, Все время от Рождества до Крещения называется святками. Их, по указанию Церкви, мы должны проводить в духовном торжестве, размышляя о событиях в Вифлееме и на Иордане. Праздник Крещения называется еще праздником Богоявления, Просвещения и праздником Светов. Богоявлением Он называется потому, что при крещении Спасителя явились миру все три Лица Пресвятой Троицы. Из отверстых небес «и Дух Святый нисшел на Него в телеснам виде, как голубь» (т. е. на крестившегося Сына Божия, – второе Лицо Троицы), и был глас (Бога Отца) с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение». Называется Богоявлением и потому еще, что при крещении Иисус явлен был Своему Предтече и затем уже всему миру как истинный Мессия. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, но через крещение, почему Богоявлением называется не тот день, в который родился, а тот, в который крестился». Просвещением и праздником светов день сей называется потому, что через крещение Спаситель явился миру как истинный Мессия, Бог, Который пришел на землю просветить «народ, сидящий во тьме», с явлением Его «увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). В древней Церкви в навечерие праздника просвещались, т. е. принимали Крещение, оглашенные. При совершении Таинства горело много светильников, да и при водоосвящении стояли с возжженными свечами в руках. Отсюда и произошли наименования праздника «Просвещения», «светова». II. Богослужение в праздник Крещения походит на службу в день Рождества. а) Скажем сначала о богослужении накануне праздника Богоявления Господня. Накануне праздника (сочевник) положен строгий пост. аа) После утрени поются царские часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову ангелов пришли, узрели Богомладенца, – и возвратились… славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели… ( Лк. 2:20 ). Волхвы, падши, поклонились Христу ( Мф. 2:11 ). А ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир… и радовались за нас: …в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). К их лику и мы должны примкнуть… И во всяком случае – нельзя расстраивать хора их и Церкви… Вообще лучше идти за Церковью; а она уже стала славословить Спасителя, забыв себя. Слава в вышних БОГУ! А если уж и думать о себе, о своей духовной жизни, – то опять – во славу Божию: то есть чтобы лучше подготовить себя к достойному прославлению Господа на праздниках и к неомрачаемой радости… И только!.. Для этого хорошо и попоститься, и исповедаться… Но и это все не так, как в другие дни или посты, – а с большой надеждой на Спасителя, с большим миром в душе… Пред восходящим солнцем – Христом наш душевный туман как-то незаметно тает сам… Пришла радость… Точно и нас коснулся голос ангела: не бойтесь! я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам… (следовательно, и нам!) Спаситель… Христос Господь! ( Лк. 2:10–11 ). Не бойтесь же! И это было (и есть, слава Богу) в душе моей. Даже другие почувствовали. Один монах, глядя на меня, улыбаясь спросил: почему такое настроение у меня, – тогда как в иные дни нередко – лоб нахмурен? – Предпразднство началось! – ответил я с сдержанной тихой радостью… О «милости» же не будем беспокоиться: Он «прежде прошения нашего», знает нужды наши ( Мф. 6:8, 32 ) и исполнит их. И чем меньше мы будем думать о себе, а больше – о Нем, тем больше получим. Ибо – это есть и большая любовь к Нему, когда мы меньше думаем о себе… Больше веры в Него, в Его Промысл! Это ли не угодно Ему? «В день рождения своего царь (земной) бывает щедр и раздает весьма много милостей», – говорит святитель Амвросий Медиоланский . Конечно, и Господь, – не для Себя пришедший, а для людей, – готов всегда исполнять их просьбы (душеполезные, разумеется). Он Сам сказал: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили; но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город " на осляти " в сопровождении апостолов. " Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: " Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев " (Ин. 12; 12-13). " Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! " (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение. ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему " осмогласия " (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги). ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.). ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать " (Деян. 2; 24; см. также далее). РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь Владимир. РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Дорога к Иерусалиму шла по отлогому спуску Елеонской горы. Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, множество народа, пришедшего на праздник, вышло к Нему навстречу. Не простое любопытство влекло эти толпы богомольцев к Спасителю, но искреннейшее желание сердца – приветствовать в Нем давно ожидаемого Мессию, благословенного потомка Давидова, грядущего, как они думали, восстановить древнюю славу Израиля. Все предшествовавшие и сопровождавшие Господа при виде кроткого Царя, предсказанного пророком, пришли в восторг и в жару усердия старались выказать пред Ним все знаки величайшего почтения. Одни постилали по дороге свои одежды, – почесть, которую воздавали царям лишь в исключительных случаях (см.: 4Цар. 9:13 ); другие, срезая ветви с дерев, бросали их по пути. Такое торжество привело многим на память один из величайших праздников Израиля, установленный для прославления чудного странствования в пустыне: для выражения своих чувств они воспользовались стихами псалма (см.: Пс. 117:25–26 ), который, по давнему обычаю, было принято петь в праздник кущей, и к псаломским словам присоединили и свои задушевные пожелания. Потрясая пальмовыми ветвями, заповеданным в законе знамением священной радости (см.: Лев. 23:40 ), многолюдная толпа народа восклицала: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Благословенно грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида! Благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних! Торжественное осанна, то есть спаси, помоги, слышалось со всех сторон. Всем казалось, что наступало исполнение давних чаяний славного царства Мессии; общий восторг достиг высшей степени, и к радостным воплям народа ученики Господа присовокупили и свои громкие восклицания: Благословен Грядый Царь во имя Господне! Мир на небеси и слава в вышних! Хотя Сердцеведец ясно зрел в этих восторженных возгласах примесь мечтательных ожиданий, но, предоставляя ближайшему времени очистить понятия Своих последователей, не препятствовал радости народа выражаться свойственным ей образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Не обманывайтесь, братья и сестры: мы приходим к Богу ради Самого Бога, а не ради того, чтобы «быть русским». Если вами движут эти последние соображения – берегитесь, как бы в конце концов не оказаться вам богопротивниками, подобно древним фарисеям. Как бы при всем внешнем христианском благочестии не принести в мир войну и диавольскую вражду вместо Христовой любви… Итак, как же стать подлинно «новым человеком»? Ответ на это прост: непрестанно воспитывать и взращивать в своей душе, вместо гордыни, превозношения и вражды, любовь к Богу и братскую любовь ко всем людям без исключения. Да, это нелегкий труд: ведь разделитель-диавол будет всячески мешать нам. Но с нами Тот, кто неизмеримо сильнее любых диавольских ухищрений, Сам Владыка мира – воплотившийся Спаситель, у колыбели Которого мы с вами сегодня стоим. Он несомненно поддержит нас во всех благих начинаниях – а значит, бояться нам нечего. Вместе с Ним мы обязательно победим! Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника Рождества. Возвращаем, отдаем его в руки Того, Кто дал нам эту праздничную радость. Но продолжаются святки – и сама суть праздника, то, что пришло в наш мир с Рождеством Спасителя, никуда не уходит и уже никуда не уйдет. Лишь бы мы сами не отрекались от этого дара, от этой любви, не изгоняли Ее из своей жизни… Не случайно именно о воспитании в себе любви говорят нам сегодняшние евангельское и апостольское чтения: Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25–26 ). Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.4:7-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Все радуются. Не радуется только Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте. Ученики Господа поняли подлинный смысл этого торжественного входа в Иерусалим только после смерти и Воскресения Иисуса Христа. Господь вышел на решающую битву с силами зла и ада. Ценой Своих страшных страданий и смерти Он освобождает человека от власти смерти, греха и ада, Своим Воскресением Христос открывает людям путь к бессмертию и Вечной Жизни. С высоты Елеонской горы Спаситель любовался прекрасным видом Иерусалима. Он знал, что этот священный город через сорок лет будет разрушен до основания и скорбел о нем: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то€, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 41–44). Вопросы: 1. Что ждали иудеи от Мессии? 2. Как люди приветствовали Иисуса Христа? 3. Зачем Иисус Христос входил в Иерусалим?   34. Вербное воскресенье Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресный день накануне Страстной недели. Страстная неделя называется так потому, что на ней вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Праздник Входа Господня в Иерусалим является великим и двунадесятым. В южных странах христиане идут в этот день в храм с пальмовыми ветвями. В России, северной стране, пальмы не растут, поэтому возник обычай идти в храм с вербами, на ветвях которых почки распускаются раньше, чем у других деревьев. Благодаря этим вербам праздник получил еще одно название — Вербное воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сын Божий по Своему Божеству всегда имел и имеет полную и всякую власть во всем мире. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человеческой природе : Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Иисус Христос на глазах Своих учеников поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Деян. 1, 9–10). Эти явившиеся ученикам два Ангела сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). Таким образом Ангелы возвестили, что перед концом нашего мира будет Второе Пришествие Христа на землю. Священное Писание говорит, что на этот раз Господь придет уже не для проповеди, а для подведения итога жизни всех людей. Каждый человек получит от Бога определение своей участи в мире вечности. Для кого-то эта вечность будет светлой и радостной, а для кого-то — мрачной и страшной. Время Второго Пришествия Христа нам не открыто. И от того, как мы живем, как исполняем в жизни волю Божию, зависит не только наша земная жизнь, но и вечная. Вопросы: 1. Где теперь Иисус Христос? 2. Что Он поручил Своим ученикам? 3. Человеческая или Божественная природа Иисуса Христа возносится на небо? 4. Вернется ли телесно Иисус Христос на землю и когда?   50. Праздник Вознесения Господня Праздник Вознесения Господня в честь восхождения Воскресшего Иисуса Христа на небо является великим и двунадесятым. Он празднуется в четверг — сороковой день по Светлом Христовом Воскресении. В праздничном тропаре говорится: «Вознесся во славе, Христе Боже наш, радость сотворивший ученикам обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Спаситель мира» (русский перевод). В богослужебных текстах осмысляется дело Христово на земле и само событие Вознесения: «Не оставляя недр Отца Своего (то есть не разлучаясь с Богом Отцом) и с земными пожив (живя на земле с людьми), как человек, Ты ныне, Сладчайший Иисусе, с горы Елеонской вознесся во славе и падшую (согрешившую) нашу природу, милостиво вознесши, посадил с Отцом Своим. Поэтому бесплотные Ангельские чины, удивляясь этому чуду, ужасались, одержимые страхом и трепетом, и славили Твое человеколюбие. С ними и мы, земные, прославляя Твое пришествие к нам и Вознесение от нас на небо, молимся, говоря: исполнивший при Своем Вознесении бесконечной радости учеников и родившую Тебя Богородицу, удостой радости и нас, избранных Твоих, по молитвам их, ради великой Твоей милости» (стихира вечерни в русском переводе).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И вот мы нынешний день посвящаем воспоминанию, как вознесшийся Христос не покинул нас, а как обещал апостолам, так и послал им Духа Святаго Животворящаго, Которого мы и теперь получим, если будем следовать примеру апостолов. Еще одно. Смотря на изображение Вознесения Господа, мы видим величественную картину: мы видим возносящегося Господа с руками, простертыми для благословения; видим и старых, и молодых, и даже вдали детей. Здесь нет различия ни пола, ни возраста, все стоят, подняв очи кверху, как бы на молитве; и вот при таком молитвенном настроении людей, стоящих на земле, Иисус Христос возносится все выше и выше, обещая апостолам, что будет с ними пребывать вечно. Все собравшиеся равны: и дряхлый старик, и еле лепечущий ребенок; и при этом как бы видится пророческое исполнение слов Господа: посему и будут видеть, что вы ученики Мои, если будете хранить любовь между собою, а также: где есть два и три, собрани во имя Мое, ту есмь посреди вас. Здесь же (при Вознесении Господа) собрались не двое и не трое, а апостолы, Матерь Господа Мария, и еще Мария, и еще Мария, и многие другие с ними. Все они исполнились великой радости, потому что Господь обещал пребыть с ними до скончания века. Вот и мы, помолившись и несомненно очистившись и просветившись, да воспросим Господа, чтобы нам идти домой с тем же светлым чувством, с каким шли апостолы от горы Елеонской. Христос с вами. Аминь. 14 мая (Вознесение). Мы посвящаем нынешний день празднованию Вознесения Христова и воспоминанию о той великой радости, которою исполнились дети, взрослые, апостолы, присутствовавшие при Вознесении Христовом. Этот праздник особенно нам дорог и велик, потому что он первый из двунадесятых праздников, и в этот день произошло благоговейное собрание верующих. В этот праздник мы должны особенно радоваться, потому что Господь как Сам вознесся, так обещал и нас вознести с Собою на небо, обещал прославить и возвеличить наши бренные, греховные тела и доставить им великое блаженство. Вознестись и пребывать с Господом – это такое блаженство, какого мы и представить себе не можем; по выражению Ефрема Сирина , это рай земной и рай духовный. И вот перед Вознесением Своим Господь сказал Своим ученикам: Я восхожу туда, откуда Я снисшел, иду приготовить вам место, и где Я буду, там и вы будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» ( Матф. 3:16 ), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» ( Мф.3:16 ) Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней...» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём ( Иоан. 1:32 ). Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению св. Иоанна Златоуста , «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.» По изъяснению св. Кирилла Иерусалимского , «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.» Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,» ( Мф.3:17 ) указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша св. Церковь празднует 6 января, именуя этот праздник Богоявлением , так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010