Н. Указ. соч. С. 550). К сожалению, не указано, кто сделал это сообщение о находках. Об этой ситуации см.: Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей изящных искусств... См., напр.: Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры...; Она же. Эрмитажная Цилиндрическая печать Пиопи I//Сборник Эрмитажа. Л., 1926. С. 8–12; Бороздина-Козьмина Т. Н. Глиняные сосуды и чаши архаического Египта//Памятники ГМИИ. М., 1926. Т. 5. С. 7–21; Лурье И. Г., Матье М. Э. Ostracon No. 4478 des Museums für schöne Künste in Moskau//Сборник египтологического кружка при ЛГУ. 1929. 2. С. 28–31; Struve W. W. Mathematischer Papyrus des staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau. Berlin, 1930. Эрман Э. Египетская грамматика. Л., 1930 (пер. с нем. Н. Д. Флиттнер). Франк-Каменецкий И. Г. Указ. соч. С. 129. О Египтологическом кружке см.: Большаков А. О. Ленинградский египтологический кружок: у истоков советской египтологии//Культурно-антропологические исследования. 2012. 2. С. 510; Он же. Ленинградский Египтологический кружок: полгода предыстории//Aegyptiaca Rossica. 2014. 2. С. 48120. Staats- und Universitätsbibliothek Bremen, Nachlass Adolf Erman. URL: (дата обращения: 24.10.2022). Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: http://brema.suub.uni-bremen.de/erman (дата обращения: 24.10.2022). Федор Федорович Гесс (18951922), ученик профессора Бориса Александровича Тураева; преподавал в Петроградском университете. По крайней мере, известно о переписке с Г. Шефером, см. письмо Г. Шефера к А. Эрману от 10.08.2021: Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: (дата обращения: 24.10.2022). Erman A., Grapow H. Aegyptisches Handwörterbuch. Berlin, 1921. См. письмо Г. Шефера к А. Эрману от 10.08.2021: Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: (дата обращения: 24.10.2022). «Я буду всегда с большим удовольствием исполнять свои обязанности секретаря Постоянного бюро египтологов в России и посылать в Германию сообщения, необходимые публикации и т.

http://bogoslov.ru/article/6194495

Во-первых, в начале 1952 Общество Сторожевой Башни объясняло, что дата падения Вавилона (539 г. до н.э.) была „крепко установлена” клинописной табличкой, известной как Летопись Набонида. Очевидно, по этой причине они чувствовали, что эта дата могла быть использована как новый базис для исчисления Обществом времени дохристианской эры. Так что в следующие 2 десятилетия 539 год до н.э. не только описывался как «абсолютная дата», но как «выдающаяся абсолютная дата для периода до н.э. Еврейских Писаний». А как обстоят дела в действительности? Разве исторические свидетельства оправдывает столь впечатляющее описание? И что они показывают о понимании писателями Сторожевой Башни светской хронологии? Летопись Набонида: Этот клинописный документ датирует падение Вавилона „16-м днём” „месяца Ташриту”, по-видимому, 17-го года Набонида. К несчастью, текст повреждён и слова „семнадцатый год” – неразборчивы. Но даже если бы эти слова сохранились, эта летопись не скажет нам ничего более того, что Вавилон был захвачен в 16 й день месяца Тишри (по-вавилонски Ташриту), в 17-й год Набонида. Сама по себе эта информация не может быть переведена как 539 год до н.э. Она требует дополнительного светского свидетельства, чтобы разместить 17-й год Набонида в шкале времени современной системы летоисчисления и позволить нам назначить ему дату в нашей современной системе летоисчисления. Но несмотря на это, публикации Сторожевой Башни продолжали создавать впечатление, что Летопись Набонида сама по себе указывает на абсолютную дату падения Вавилона. Лишь в 1971 году, в статье, озаглавленной «Testimony of the Nabonidus Chronicle – Свидетельство Летописи Набонида» они сознались, что эта табличка не указывает год падения Вавилона. Цитируя дату, предоставленную в тексте Летописи (16 день Ташриту), писатель статьи откровенно заявляет: «Но разве Летопись Набонида сама по себе предоставляет базис для установления года для этого события? Нет». И хотя главный свидетель в поддержку „абсолютной даты для Еврейских Писаний” был, таким образом, отвергнут, Общество было не готово сделать ещё одно изменение в светском базисе этой „библейской хронологии”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Источниковедческий обзор Научное издание исторических источников, освещающих государственно-церковные отношения первых лет советской власти, началось достаточно рано, с публикации документов В.И. Ленина и декретов и постановлений СНК, призванных нормативно закрепить антирелигиозную политику пришедших к власти большевиков и их политических союзников. У истоков этой работы стоял крупнейший археограф и источниковед С.Н. Валк, представитель петербургской исторической школы, ученик академика А.С. Лаппо-Данилевского. Данные источники были введены в научный оборот в полном собрании сочинений В.И. Ленина и сборниках первых советских декретов, когда на этих документах, что называется, еще не высохли чернила 111 . Несомненно, составленные С.Н. Валком правила издания ленинских документов и первых декретов советской власти, а также его опыт их публикации и источниковедческого анализа являются наивысшим достижением в этой области за весь советский период 112 . В первом томе серии «Декреты Советской власти» текст Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви был воспроизведен дважды, под соответствующими литерами «а» и «б»: с архивного подлинника, в котором имеется правка В.И. Ленина, и с официальной публикации в газете «Известия ВЦИК». В подлиннике полужирным шрифтом и угловыми скобками отмечались все изменения, внесенные в декрет рукой В.И. Ленина, с пояснениями их особенностей в подстрочнике. В подстрочнике официального текста декрета указывались разночтения, встречающиеся в публикациях в советской и партийной периодике тех лет. В качестве научного заголовка было дано первоначальное название декрета («Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах»), не применявшееся в последующем в научной литературе. Дата в заголовке также далека от устоявшейся в историографии (23 января 1918 г.) – 20 января (2 февраля) 1918 г., т. е. дата заседания СНК, на котором декрет был утвержден. В археографической легенде указаны архивный шифр подлинника, имеющиеся на нем тексты помет и особенности их написания, а также названия периодических изданий с датами и номерами, где декрет был официально обнародован. Заголовок, легенда, подстрочник, т. е. научные тексты публикаторов, набраны курсивом, что визуально отделяет их от текстов публикуемого памятника. В конце публикации приведен небольшой комментарий об истории создания и утверждения декрета. Данная публикация до сегодня не утратила своей научной значимости и, несмотря на все последующие издания текста декрета, является наиболее авторитетной 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 См., напр.: Шкаровский М.В., Никитин Д.Н. Ленин./Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020); Валякин А.В. Репрессивная политика советской власти по отношению к Русской Православной Церкви в годы становления тоталитарного режима (1917–193 гг.). [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 25.11.2020). 19 См.: Хмуркин Г.Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–192 гг.?/Скепсис. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://scepsis.net/library/id_3965. html#_ftnref55 (дата обращения: 02.11.2020). 20 Упоминание об этом письме есть в ПСС В.И. Ленина, в 45 томе на с. 666. Полностью опубликовано оно было в «Известиях ЦК КПСС». 1990. 4. С. 190–193. Попытки представить это письмо фальшивкой основываются на ненаучных аргументах. Среди образованных сторонников коммунизма и учёных историков подлинность письма не вызывает сомнений. Есть публикации с научными комментариями к нему. См., напр.: Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви. 19 марта 192 г./Исторические Материалы. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://istmat.info/node/27229; Письмо В.М. Молотову для членов политбюро ЦК РКП(б). 19 марта 1922 г./ЛЕНИН. [Электронный ресурс]: сайт. URL: Источник: 21 Курляндский И.А. Сталин, власть и религия. М.: Кучково поле, 2011. С. 112. Ср.: Там же. С. 118–119. 23 В своих подсчётах Г. Хмуркин почему-то произвольно исключил из приводимых им цифр ок. 1.600 человек духовенства из монашеского чина. Также он не учитывает пострадавших в этот период церковнослужителей (пономарей, псаломщиков, регентов, певчих и пр.) и простых верующих. Поэтому картина кровавых репрессий при жизни В.И. Ленина существенно меняется (см.: Хмуркин Г.Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–192 гг.?). По мнению И. Курляндского (он согласен с академиком Н. Н. Покровским ), для установления точных чисел погибших «необходимо погубернское выявление и сопоставление свидетельств, сохранившихся в центральных и местных архивах» (см.: Курляндский И.А. Сталин, власть и религия. М.: Кучково поле, 2011. С. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С течением времени некоторые Исследователи Библии обнаружили, что это утверждение в любом случае не было истинным. В частном письме к Расселу от 7 июня 1914, один из его ближайших последователей, Пол С. Л. Джонсон (Paul S. N. Johnson), указал ему на то, что почти все историки придерживаются даты 538 г. до н.э. как даты первого года Кира. Он писал: «Я справился в дюжине энциклопедий, и все, кроме трёх, указывают на 538 г. до н.э.». Однако Рассел эту информацию проигнорировал, так же, как и Рутерфорд – его приемник на посту президента Общества Сторожевой Башни. Лишь в 1944, в книге Царство приблизилось (The kingdom is at Hand) Общество Сторожевой Башни, наконец, отказалось от 536 г. до н.э.. Шаг за шагом, первый год Кира был отодвинут назад: сперва к 537 г. до н.э., и затем, ещё через 5 лет, к 538 г. до н.э. – к дате, установленной Каноном Птолемея. Но для того, чтобы продолжать поддерживать дату 1914 г. как конечную дату Времён Язычников, пришлось сделать дополнительные „коррективы”. Во-первых, хотя первый год Кира начался весной 538 г. до н.э., Сторожевая Башня аргументировала, что его указ, позволяющий евреям возвратиться домой из плена ( Ездр.1:14 ), был издан где-то к концу его первого года, т.е. в начале 537 г. до н.э.. В таком случае евреи, вышедшие из Вавилона, не могли бы вернуться в Иерусалим до осени того года. А тогда, прибавляя 70 лет к 537 году, опустошение Иерусалима было установлено на 607 г. до н.э., вместо 606. Далее, наконец-то был признан тот факт, что нулевого года не существует. Итак, с осени 607 г. до н.э. до начала нашей эры прошло 606 лет и три месяца, и, если этот период вычесть из 2 520 лет, мы приходим к 1914, как окончательной дате. Таким образом, Общество совершило 3 взаимоисключающие „ошибки”, и результат оставался таким же! Каждая корректива была сделана с единственной целью – поддержать 1914.Трудно назвать вселяющим уверенность тот светский базис для „библейской хронологии” Общества Сторожевой Башни, который они передвинули столь произвольным способом. Так что в последующие годы на первом годе Кира уже не акцентировали внимания как на „твёрдо установленной” точке отсчёта. Вместо этого, ударение было перенесено на дату, которую историки установили для падения Вавилона – 539 г. до н.э. Вскоре эту дату должны были назвать в публикациях Сторожевой Башни „абсолютной датой”. Но почему эта особая дата рассматривалась как абсолютная дата? 539 г. до н.э. – „абсолютная дата для Еврейских Писаний”?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

10.03.2024 09:09:23 Татьяна про публикацию « «Лики Апсны». Передача из цикла радиопрограмм «Культурные перекрестки России и Абхазии». Автор цикла - доктор филологических наук Варвара Каширина. » Спасибо огромное за передачу. Абхазия чудесная страна. И мне всё больше хочется в ней побывать, узнавая новые и интересные факты. 09.03.2024 21:57:53 Анна Нельсон про публикацию « Древнерусская литература как Библия русского народа: Беседа Главного редактора Радио " Радонеж " Н. Бульчука с ведущей цикла писательницей С. Н. Кайдаш-Лакшиной. » Слушаю Вас (с огромным удовольствием!) и другие исторические передачи и напрашивается однозначный вывод: Запад с древних времён всегда был и всегда будет злейшим врагом Святой Руси и всех православных стран. Сколько попыток и уловок он предпринял, чтобы убить Православие и Россию, а люди тогда верили ему и сейчас. Если бы в школах на уроках истории разьясняли бы это с молодых ногтей, сколько бы миллионов мозгов сохранили бы неповрежденными любовью и доверием к своему злейшему врагу! Сколько бы миллионов наших славянских жизней сохранили бы… 09.03.2024 18:22:01 Вера Юрьевна про публикацию « «Лики Апсны». Передача из цикла радиопрограмм «Культурные перекрестки России и Абхазии». Автор цикла - доктор филологических наук Варвара Каширина. » В эти дни вся Абхазия отмечает 150-летие основоположника абхазского алфавита и литературы Дырмита Гулиа. Очень замечательно, что эту передачу услышат многие слушатели из России и гости Абхазии. 09.03.2024 09:52:27 Артур про публикацию « Протоиерей Максим Первозванский призвал установить на 8 марта Память всех святых праведных жен » Все равно, каким бы содержанием ни наполняй, память всегда будет возвращать к первоисточнику. Ибо дата - это символ. Лучше признаться в невозможности пока что-либо изменить - так будет честнее. 07.03.2024 20:25:44 Владимир про публикацию « " На пороге храма. История российского кинематографа " Автор и ведущая доктор искусствоведения И.Н. Гращенкова. Передача 58. 90-е гг. Ю.Шахназаров " Цареубийца " »

http://radonezh.ru/comments

Но за плотной пеленой туч плыла в ярком своем сиянии луна, освещая Италию и ее курящиеся вулканы. А на востоке звезды мирно изливали свой свет на землю, которую скоро назовут Святой и которая уже тогда вынашивала драгоценное свое бремя. Послесловие Точная дата публикации пока неизвестна, но новой книге Торнтона Уайлдера предстоит сделаться подлинным литературным событием. Гнездо Феникса, 7 сентября 1919 г. Мистер Уайлдер заметил как-то, что любая его книга является исследованием того, как мужчины и женщины встречаются со своею судьбой. Генри Сайдел Кенби. Таймс литерари сапплмент, 1 марта 1930 г. Замысел «Женщины с Андроса» возник в Лоренсвиллской школе весной 1928 года, в самом эпицентре литературного взрыва под названием «Мост короля Людовика Святого». Последствиям этого взрыва предстояло сыграть решающую роль в том, как и где «Женщина с Андроса» будет написана, оформлена и разрекламирована издателями, все теми же братьями Бонн. Это определит и восприятие новой книги со стороны критики и читателей, а также даст в руки автора инструмент для публикации пьес — другой его литературной страсти. До публикации «Моста короля Людовика Святого», полностью перевернувшего его жизнь, Уайлдер четыре года (1921–1925) преподавал и работал воспитателем в Лоренсвиллской школе, после чего получил двухлетний отпуск без сохранения содержания, на протяжении которого завершил «Каббалу» и защитил диссертацию в Принстонском университете. Заработка с продаж первого романа не хватило на то, чтобы полностью посвятить себя писательству хотя бы в течение года. Уговорить издателя субсидировать его на это время тоже не удалось, и осенью 1927 года, за три месяца до публикации «Моста короля Людовика Святого», Уайлдер вернулся к преподаванию в школе. К концу 1928 года объем продаж нового романа достиг в США и Англии трехсот тысяч экземпляров. Один из наиболее ярких дебютантов в американской литературе XX века, Уайлдер стал лауреатом Пулитцеровской премии, любимцем читающей публики в англоговорящем мире и состоятельным человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Далее расположен текст, озаглавленный «Критика доказательства бытия Божия по Юркевичу» 47 , посвященный анализу большой работы П.Д. Юркевича «По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)» (1861) 48 . Интересно, что архим. Никанор систематизирует материал труда Юркевича, излагая сначала те античные учения об абсолютном 49 , которые упоминает автор, но при этом расширяя и дополняя материал. Затем, кратко охарактеризовав схоластику, архимандрит-философ приступает к рассмотрению учений об абсолюте в новоевропейской философии, начиная от Декарта и далее через Я. Беме до Канта включительно 50 . И только после этих текстов начинается черновик первой философской статьи архим. Никанора, о которой говорилось выше как о начале построения его философской системы 51 . Тут появляется и единственная в этом корпусе текстов дата, которая указывает на время написания этой статьи (а точнее – второй ее части), – 26 апреля 1871 года 52 . Еще одним интересным текстом архим. Никанора, который публикуется в Казани в период его ректорства, является поучение на новый год. Его поучения казанского периода имели определенный резонанс. Так, прекрасная речь была произнесена им в связи с преобразованием духовных академий по новому уставу, известны его поучения нравственно-педагогического характера по поводу начала и окончания каждого учебного года, при прощании с академией. Но практически все, кто, так или иначе, писал о педагогической и проповеднической деятельности архиеп. Никанора, оставляют поучение на новый год вне поля своего внимания. А оно, будучи посвящено вопросу технического прогресса, представляет интерес хотя бы уже тем, что дата его написания и дата публикации отличаются на срок, равный десяти годам. Дело в том, что поучение было написано и, вероятно, произнесено в 1859 году, когда еще 33-летний архим. Никанор возглавлял Саратовскую духовную семинарию. Но опубликовал он его только в 1870 году в журнале КазДА «Православный Собеседник» (1870. Т. 1. С. 66–79).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции, нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому как у головастика отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку». Там же. «Филофей Коккин, Константинопольский патриарх в 1354–1355 и 1362–1376 гг.  [греч] – церковный деятель и богослов». Филофей Коккин./Портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bogoslov.ru/persons/3170069/index.html (дата обращения: 08.01.2015). «Рано он стал почитаться как святой» Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский./Православный апологет [Электронный ресурс]. – URL: http://apologet.spb.ru/ru/619.html (дата обращения: 08.01.2015). Цит. по: Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в./Труды Отдела древнерусской литературы./Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1968. — Т. 23: Литературные связи древних славян. с.101. (Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 07.01.2015).) «Подобно тому как прирост населения всегда считался признаком здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция есть признак болезни народа и общества. В нынешних условиях отсюда следует, что западная цивилизация, несмотря на все свое могущество и богатство, находится в глубочайшем упадке. Ее состояние можно назвать синдромом Чеширского кота – как этот кот, народы западной цивилизации тают на глазах». Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада./Пер. с англ. А. Башкирова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, с.24. «Нарочницкая Наталья Алексеевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН (Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук), авторитетный специалист в области мировой политики». Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2005 (4-й форзац).

http://bogoslov.ru/article/4654349

4. Проект статей основных законов Российской республики по вопросам народного образования, составленный В.И. Чарнолуским [Электронный ресурс]//Там же. URL: (дата обращения: 11.02.2012). 5. Постановление Временного правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г.//Церковные Ведомости. 1917. N 31. 29 июля. С. 247-248; Постановление о свободе совести рассмотрено на заседании Временного правительства (N 131) 12 июля 1917 г. (См: «Издать нижеследующее постановление...» Из журналов заседаний Временного правительства. 28 июня - 31 июля 1917 г. [документ N 10]/Вступит. статья, подготовка текста к публикации и комментарии Б.Ф. Додонова//Альманах «Россия. XX век». [Фонд А.Н. Яковлева]. Дата обновления: 01.02.2012. URL: (дата обращения: 19.02.2012). 6. Тезисы «Религия в школе» [к законопроекту Государственного комитета «Временное положение о преподавании Закона Божия»]//ГАРФ. Ф. 1803 [Государственный комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства]. Оп. 1. Д. 5. Л. 35. 7. [Тезисы проекта Государственного комитета] «О некоторых изменениях учебных планов в мужских и женских прогимназиях и гимназиях, в реальных училищах ведомства Министерства просвещения [в 1917/1918 учебном году]», [без даты, не позднее 23 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 2315 [Министерство народного просвещения Временного правительства]. Оп. 1. Д. 192. Л. 1-1 об. 8. Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; Журнал заседания Государственного комитета по народному образованию от 29 июля 1917 г.//Там же. Д. 12. Л. 230-235. 9. Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановлением Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.)//ГАРФ. Ф. 1779 [Канцелярия Временного правительства]. Оп. 2. Д. 409. Л. 1; Закон Божий в Государственном комитете [окончательная редакция законопроекта о необязательности Закона Божия, принятая в 4-й сессии Государственного комитета]//Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. N 119 (24 сентября). С. 2.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/28/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010