Опять же, говоря о " не спасении " без иных языков, приводим место из 1 Ин. 2:23: " Исповедующий Сына, имеет и Отца... " Таким образом, исповедуя одну Божественную Ипостась Св. Троицы, верующий имеет и все три, в том числе и Духа Святого, ибо " Сии три суть едино " (1 Ин. 5:7). И последнее, главное. Святые дары от Духа Святого не даются вне Церкви Божией, где нет иерархии священства и священноначалия через каноническое законное преемство, нет Таинств, нет Св. Причастия из-за отсутствия Литургии, а следовательно, нет и не может быт даров Св. Духа. Не о том ли же говорит и Господь: " Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? " (Мф. 7:22) Дары Духа Святого стяжались св. отцами горы Афон, Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавры, Саровской пустыни, Почаева, Троице-Сергиевой Лавры... Стяжались в ревностном многолетнем подвижничестве и глубоком аскетизме, так что умерщвлялась не только плоть, дабы Дух возродил ее к новой жизни, но и внутреннее движение чувств, где разум непрестанно творил сердечную Иисусову молитву. Чрез это и приобреталось то, что апостол назвал рождением свыше. Бесстрастие поселялось в сердцах, утончался взор в прозорливость, и, уже тогда, будучи благословенными сосудами в руках Божиих, спустя много лет, получали от Него истинные дары Духа Святого на дело служения людям. Целая плеяда светильников Божиих свидетельствуют о том, что только через глубокий аскетизм и подвижничество, находясь в лоне Церкви, давалось все то, о чем упоминается в последней главе Евангелия от Марка. И всегда бодрствовал ум. Дабы не впасть в прелесть, по слову апостола " не всякому духу верьте " (1 Ин. 4:1), ибо и бес " принимает вид ангела света " (2 Кор. 11:14). И подвижники православные постоянно испытывали духов " от Бога ли они " (1 Кор. 4,1). Поэтому стих Св. Писания: " ... ревнуйте о дарах духовных " (1 Кор. 14:1) раскрывает нам путь через подвижничество к таким дарам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Человеку надлежит с помощью Святого Духа уврачевать повреждение своей природы и соделаться жилищем Богу. Все великие дары Божии – оправдание, освящение, со-воскресение – даются нам в Таинстве Крещения не как окончательная, актуализированная и пребывающая данность, а как задание, как потенция, как возможность. Христианин не выходит из купели бессмертный, бесстрастный, не способный болеть, изменяться; но к его естеству прививается благодать Божия, помогающая ему устроить свою жизнь, и внешнюю, и внутреннюю, так, чтобы вся она проникалась освятительной силой Церкви, – то есть выстроить всю жизнь по началам Евангелия. Разумеется, очень важны здесь свободное произволение человека, его нравственные и духовные усилия. Но этого недостаточно: своими собственными силами люди не могут в полной мере исполнить евангельские заповеди, для этого нужен особый дар Святого Духа; и этот дар подаётся именно в Таинстве Миропомазания. С православной точки зрения Крещение и Миропомазание – две стороны одного целого. В Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны, – в Миропомазании получаем дары Святого Духа для прохождения этой жизни. Напомним еще раз слова Господа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 7). Рождение от воды – это Крещение, рождение от Духа – Миропомазание. С самого начала бытия Церкви возрождение человека к новой жизни совершалось двойственным актом: сначала он принимал крещение от воды, а затем получал дар Духа Святого через возложение рук апостольских. Вот свидетельства Священного Писания. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 14-17). Еще: в Эфес прибыл Апостол Павел, и найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

692. Почему Святые Дары именуются источником бессмертия? Святые Дары именуются источником бессмертия потому, что являются для нас залогом воскресения и вечной жизни в небесной блаженности, так как Господь Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). 693. Как часто приступали к Святому Причащению первые христиане? Первые христиане приступали к Св. Причащению во время каждой Литургии, и было бы желательно, чтобы и мы, с чистой совестью, без принуждения, по доброй воле, часто принимали Святые Дары. Пояснения: I. Господь наш Иисус Христос хочет, чтобы в Таинстве Св. Евхаристии мы с Ним соединялись столь же тесно и органически, как соединены ветви со стволом. Христос сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:5–6 ). Это внутреннее соединение осуществляется лучше всего принятием внутрь себя. Поэтому Христос решил дать нам в пищу Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы Ими жили подобно тому, как мы живем пищей и как ветви живут от ствола. Кто достойно принимает Святые Таины, соединяется так тесно со Христом, что может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). II. Действие достойного принятия Св. Таин на человека ярко выражено в молитве, помещенной в Литургии св. Василия Великого перед «Отче наш». Там говорится: «Научи нас совершать освящение в страхе Твоем, дабы с чистым свидетельством совести своей, принимая часть Святых Таин Твоих, мы соединились со Святым Телом и Кровью Христа Твоего, и достойно Их принимая, имели Христа, живущего в сердцах своих, и стали храмом Духа Твоего Святого» (Сб., с. 197). III. О необходимости принимать Святые Дары с чистой совестью апостол Павел пишет: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Недостойное принятие Св. Таин относится к тем грехам, которые называются святотатственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Глава 55. Обилие даров благодати в церкви Христа Спасителя. Непреложность обетований о спасении 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. (Жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук). Некогда, при путешествии по пустыне Аравийской, еврейский народ смертельно томился жаждой и голодом: и Господь, Избавитель его из рабства, чудодейственно даровал ему неиссякаемое обилие воды и неистощимое множество мяса. Народ употреблял то и другое даром, без всякой цены – платы. Так и впоследствии, в Новом Завете, Господь дарует Своему народу обилие благ, существенных для жизни и лучших по качеству. Через Пророка Господь и призывает верующих к принятию этих благ. Речь пророка образная. Вода, вино и тук (лучший плод пшеницы) подаются верующим как дары благодати Нового Завета (ст.3). В новозаветной Церкви, верующие, под образом воды, в таинстве крещения, принимают дар благодати возрождающей; а под видом вина и тука (в смысле тучной или лучшей пшеницы), в таинстве Евхаристии, принимают кровь и плоть Христа, как дары благодати освящающей. И такие драгоценнейшие дары жизни верующие получают именно без цены серебра в неоскудевающем изобилии. К принятию именно этих даров Святого Духа, впоследствии призывал верующих и Сам Христос Спаситель. Именно, однажды, в последний день праздника Кущей, находясь в Иерусалиме, Он обратился ко всему народу и воззвал: «Кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет!...» Это Он сказал о Святом Духе, дары Которого имели принимать верующие во имя Его ( Иоан.7:2,37–39 ). 2–4. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. (Вскую цените серебро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внемлите ушима вашима и последуйте путем Моим: послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша, и завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се, свидетельство во языцех дах его, князя и повелителя языком).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

При возвращении своем в Коринф Павел намерен был все устроить относительно вечери Господней, но в послании только советует, говоря: «Посему, братья мой, собираясь на вечерю, друг друга ждите; а если кто голоден, пусть ест дома». 438 Вечеря была после вечерней трапезы, но с трапезой не смешивалась. Подражали в том Иисусу Христу, который, под видами хлеба и вина, преподал тело и кровь Свою, после трапезы Пасхальной. Подробности эти о великом таинстве христианском, сообщенные самим Апостолом, чрезвычайно важны как в историческом так и в догматическом отношении. Столь же важно изложенное им о единстве Церкви. Все верующие должны составлять как бы одно тело, сливаясь во Иисусе Христе, между ними не должно быть разделений, как между членами одного и того же тела. В теле каждый член имеет соответствующее ему назначение, точно также должно быть и в Церкви: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом, иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 439 Таковы были различные действия, которые в первоначальной Церкви производило сообщение Духа Святого. Но видимые дары эти не были достоянием всех верующих. Бог определил в Церковь Свою также иерархию с различными преимуществами: на первой степени были Апостолы, на второй пророки, на третьей учители. 440 За тем уже следовали дары исключительные: силы чудодейственные, дары исцелений, вспоможения ближнему, мудрого управления, убедительного красноречия, объяснения писаны. «Все ли Апостолы? спрашивает св. Павел, имевший более других на то права, все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Различные призвания эти, однако, не должны возбуждать зависти между братией, потому что ни один дар не может принести пользы имеющим их, если нет в них любви; а тем в ком есть любовь, тем нечего завидовать прочим, потому что любовь есть венец и сущность всей христианской жизни». 441

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Однако они еще не являют самого источника пламени. Божественную ипостась Духа, как и голубь «в видении голубине» σε περιστερν ( Мф. 3, 16 ) при Крещении Господа. «И исполнились все Духа Святого» (2, 4), – сказанное об апостолах означает здесь поэтому лишь «излию от Духа Моего» (2, 17). Подобное же значение имеют многочисленные речения о Духе Святом и в апостольских посланиях. Здесь говорится о действиях благодати и о дарах Духа Святого в смысле божественного воздействия на человека вообще, подобно тому как и в В[етхом] З[авете], хотя и более конкретно. Лишь в отдельных, исключительных случаях может быть установлено, что разумеется раздельная ипостась Духа Св., а не действие Христа, Св. Троицы, вообще Бога. Таковое, преимущественно ипостасное, разумение Духа Св. имеют, в частности, следующие тексты: 1Петр. 1, 2 (тройственное благословение); 11: «сущий в них Дух Христов»; 12: «благовествовавшими Духом Св., посланным с небес»; Рим. 8, 11 : «если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»; и далее 14– 27; 1Кор. 2, 10 : «нам Бог открыл Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (далее 11–14; 12, 3–11, 13; Еф. 3, 5, 16 ; Флп. 1, 19 («содействием Духа Иисуса Христа»), Подводя итоги, мы можем сказать, что даже Пятидесятница , в изображении Деяний и прочей новозаветной письменности, еще не дает нам падения самой Третьей ипостаси, но открывает только Ее дары и действия на человеков. Она есть явление огненных языков, но не самого Огня. Дары же и действия Духа ведомы и Ветхому Завету, хотя и в иной степени и иначе. Возникает общий вопрос: «крещение Духом Святым» ( Деян. 1, 5 ), обетованное Христом ученикам перед Вознесением, то «сошествие Духа Святого», через которое «приимут силу» (1, 8) ученики быть «свидетелями» Христа, одним словом, Пятидесятница, есть ли она уже совершившееся пришествие самого Духа Утешителя, обетованное в прощальной беседе, или же только его предварение в «видении» огненных языков? 268 Был ли это самый огонь или субъективное ощущение, так сказать, зрительная проекция совершившегося над учениками духовного потрясения: «исполнились все Духа Святого» (однако без члена: πνεματος γου) (2, 4)? Непосредственным действием этого сошествия Духа был дар языков, который описывается у апостола Павла лишь как один из даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Без сомнения, в человеческой душе первое ощущение и первое осмысление Христа — от Духа Святого. Но и всё последующее восприятие и познание Христа источаются из Него и в Нем восходят из силы в силу. Всё, что Богочеловек Христос принес человеческому роду, становится нашим, людским, лишь при посредстве Духа Святого, Который как Созидатель Церкви Своей благодатью устрояет спасение каждого в отдельности члена Церкви. Минуя Духа Святого и без Духа Святого ничто Христово не может стать нашим, человеческим. Как Владыка Христос воплотился в Святой Деве от Духа Святого, так посредством Духа Святого — при содействии Его святых, благодатных, зиждительных, обогочеловечивающих даров — духовно воплощается Он и в нас. Другими словами, лишь Духом Святым человек сочетавается со Христом и усвояется Христу, то есть спасается, освящается, обоживается, водуховляется, одуховляется, вотроичивается и отроичивается. В христианстве все духовные дары — от Духа Святого. Именно Им люди становятся духовными, ибо, принимая Его, христиане делаются духоносцами, всё духовное опытно переживая как жизнь своей жизни, как душу своей души, как совесть своей совести (см. 1Кор.2:12—15). Христианин — тот, кто имеет в себе Христа. А вселяет Христа и уготовляет Ему в душе человека обитель только Дух Святой. Христианин, на самом деле, — христоносец. Но таким он становится и остается только Духом Святым. Поэтому Спаситель всё Свое домостроительство спасения мира утвердил на Духе Святом (см. Ин.14:12—17, 26).    Вся в совокупности тайна Христа и христианства — в Духе Святом. Всё Христово реализуется в нашем человеческом мире лишь через посредство Святого Духа. Каждое Христово дело, и чудо, и мысль — своей реальностью, и осуществленностью, и осуществимостью свидетельствуют о Духе Святом и Его все-зиждительной Божественной деятельности в земном мире. Лишь Духом Святым Божественное становится человеческим. Лишь Духом Святым небесное стало земным. Когда Бог Слово вошел в наш мир, то вошел, воплотившись от Духа Святого; когда явил Свое Божество, то явил Его Духом Святым (см. Ин.1:32—34); когда открыл тайну Своих чудотворений и Божественного всемогущества, то указал на Духа Святого (см. Мф.12:28), когда основал Церковь, то основал ее Духом Святым и Его оставил в Теле Церкви как Устроителя спасения людей через все века (см. Деян.2:1—12, 8:15—17, 10:44—47, 11:15, 19:6, 15:28; Ин.20:22—23). Самая очевидная евангельская реальность: Дух Святой — всё и вся в Церкви. Поэтому Спаситель ясно и решительно изрек благовестие, что хула на Духа Святого не простится ни в этом мире, ни в будущем (Мф.12:22—32; Лк.12:10). Памятуя обо всем этом, духоносный Апостол и пишет коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Кто жаждет, т.е. жаждет духовно – желает, ищет истинной веры и дел спасения, иди ко мне, и пей, т.е. веруй в меня и получишь все это. Кто верует в Меня, у того потекут реки воды живой. Реками воды живой Иисус Христос называет дары Святого Духа, изливаемые подобно воде на верующих, как это далее и изъясняет евангелист: сие сказало Он (Иисус Христос) о Духе, которого имели принять верующие в Него. Чревом Иисус Христос называет душу человека, которую принимаются дары Святого Духа. Таким образом слова проповеди Иисуса Христа о Духе Святом значат: кто уверует в Иисуса Христа, тот не только сам узнает спасительную истину, но может и учить ей и других. Слова же: еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус Христос еще не был прославлен, значат, что до сошествия Святого Духа на апостолов дары Его еще не преподавались людям так очевидно и обильно, хотя в некоторой мере сообщались они и ветхозаветным праведникам: так Дух Святой говорил тогда через пророков. Не преподавались очевидно и обильно, потому что Иисус Христос не принес еще искупительной жертвы за спасение людей – через свои страдания, смерть, славное воскресение и вознесение на небо. Ст.41. Почему же некоторые из иудеев думали, что Христос не придет из Галилеи? Потому что в Галилее жили большей частью язычники, которые у иудеев были в большем презрении, и потому что из пророчеств знали, как и высказывают, в ст. 42–43, что Он должен придти из Вифлеема. Ст. 44–46. Почему слуги архиереев и фарисеев, посланные (см. 32 ст.) схватить Иисуса Христа, не могли возложить на Него рук? Потому что, как они сами отвечали, спрашивавшим их о том фарисеям и архиереям, никогда человек не говорил так, как этот человек, т.е. не преподал такого высокого и спасительного учения. Сама совесть их не позволила им сделать того: она им внушила, что это не простой человек. Ст.52. Что значат слова Никодиму, защищавшему Иисуса Христа: И ты не из Галилеи ли? Это было сказано в насмешку над ним, т.е. и ты не из одной ли с Иисусом Христом презренной стороны?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010