Эти дары дали апостолам необыкновенную смелость и умение искусно рассказывать о учении Иисуса Христа. Кроме того, необразованные рыбаки-апостолы вдруг стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Дух сошёл на них в виде огня: в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. На праздник стеклось множество иудеев со всех стран. Услышав шум огня, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. А те вышли и стали воодушевлённо рассказывать о Христе. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Наверное, они напились сладкого вина». Но святой апостол Пётр опроверг их слова, обличив иудеев за то, что они распяли Господа Иисуса Христа на кресте. Многие, видя это чудо сошествия Святого Духа, уверовали и спросили Петра: «Что же нам делать?» Он ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». И крестилось в тот день более трёх тысяч человек. Так зародилась Святая Церковь Христова. Она продолжает дело Божие на земле, в ней действует сила Святого Духа, посланного нам всем в утешение. В этот день — пятидесятый после Пасхи — Церковь празднует свой день рождения. Этот праздник называется у нас Пятидесятницей или Троицей. А следующий за ним понедельник — день Святого Духа. 70. Апостолы идут проповедовать веру Христову Со дня сошествия Святого Духа вера христианская, при помощи Божией, стала быстро распространяться, число верующих в Господа Иисуса Христа с каждым днем увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали только в своих родных краях, а потом разошлись в разные страны, чтобы все народы земли узнали о Спасителе и уверовали в Него. Господь помогал им, дав им силу творить чудеса, а благодатные дары Святого Духа сделали их неустрашимыми проповедниками. Эти дары апостолы передавали через возложение рук (рукоположение)своим ученикам, а те — своим. Так до наших дней сохранилась в Церкви апостольская преемственность, и наши священники — тоже ученики учеников апостолов — получают благодать Святого Духа при рукоположении.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Дары Святого Духа люди получают в священнодействиях – богослужениях, которые называются Таинствами. Для их совершения необходим правильно рукоположенный священник: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих». 147 Слово «домостроители» в древнегреческом языке имеет значение «правители, распорядители». По контексту следует, что эти слова относятся к Апостолам 148 , а не ко всем христианам. Благодать священства передается при рукоположении священнослужителей (см. ниже), которые и получают власть Апостольского священства, становясь при этом и домостроителями таинств. Сам термин Таинства совершенно незнаком подавляющему большинству неправославных, за исключением, пожалуй, только католиков и части протестантов. Даже староверы беспоповцы и большинство отпавших от православия в секты не знакомы с ним. Название произошло от слова тайна: – человек не может видеть, как ему сообщаются Дары Святого Духа. Он их получает неизвестным для него, тайным образом. На невидимость Духа Божия, невозможность человеку Его ощущать, отсутствие Духа Божия в мире, существование духа мира, его отличие от Духа Божия указано в Священном Писании: – «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» 149 ; «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» 150 ; «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы, знать дарованное нам от Бога». 151 Следовательно, мир Духа Божия принять не может, ибо людям не дано знать, откуда Он приходит, но есть дух мира, которого мы не приняли, а ведь это дух нечистый и не всякий сумеет отличить его от Духа Божия. Мы знаем проповедников говорящих: я даю вам Духа Божия, примите Дары Духа Божия, на вас сошел Дух Божий. Здесь возможно все: – как искреннее заблуждение, основанное на незнании, так и преднамеренный обман, а непосредственная проверка органами чувств человека или научной аппаратурой невозможна.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Когда он однажды служил и говорил обычо молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Свя того Духа. Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Духа Святого, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные дары. Взглянув же на диакона, стоявшего, по левую сторону и державшего рипиду, он увидел, что лицо его черное, страшное, будто проказа на челе у него. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: " Не принимай ныне причащения Божественных Даров, а иди домой " . Когда же отступил диакон от божественного алтаря, тотчас увидел Епифаний благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные дары. По окончании божественной литургии святитель, призвав диакона, спросил у него: " Какой-то был грех, который мешал пришествию Духа Святого на честные дары? " . Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь был с подругой своей в единении супружеском. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, диаконов и весь клир свой, сказал им: " Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к божественному алтарю, связанные сладострастными похотями, последуйте тому что говорит святой апостол: " имеющие жен должны быть, как не имеющие " (1 Кор. 7, 29). Святитель Димитрий Ростовский (103, 164). Человек называется духовным, если имеет в себе Духа Божия, как говорит о себе и апостол: " Думаю, и я имею Духа Божия " (1 Кор. 7, 40). Не имеющий в себе Духа Божия-плотский, а имеющий в себе Духа Божия - духовный, хотя и во плоти, как говорит апостол: " Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом " Кор. 10, 3-4). Не имеющий же в себе Духа Божия, хотя бы казалось, что он совершает духовные подвиги, все же плотский, и, как таковой, угодить Богу не может. А потому надлежит каждому рассматривать самого себя, имеет ли он в себе Духа Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Можно выразить его доктрину одной фразой: «Когда вы собираетесь для Евхаристии, то дары проявляются». Евхаристическое собрание и дары Духа неотделимы друг от друга. Многообразны дары Духа, служения Господу, действия Божия, но един Дух, един Господь, един Бог Отец (см. 1Кор.12:4 ). Итак, дело Духа – созидание единого Тела Христова, которое есть Церковь , в разнообразии даров, служений, но всегда в перспективе построения единого духовного здания, камнями которого являются христиане ( 1Пет.2:5 ). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). С одной стороны, в посланиях апостола Павла Дух является источником и подателем даров, Тем, Кто различает служения. С другой – мы видим, как подтверждаются слова Спасителя о том, что Дух «не от Себя говорить будет... Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). Служения и дары не существуют вне постоянного необходимого отношения к единственному Носителю Духа, в Котором они сосредотачиваются. Христос есть «Служитель» ( Евр.8:2 ), Первосвященник ( Евр.6:20 ), Посланник ( Евр.3:1 ), Служащий ( Рим.15:8 ; Лк.22:27 ), Блюститель ( 1Пет.2:25 ), Учитель ( Мф.23:8 ; Ин.13:13 ). «Потому что в Евхаристии Он Единый, вмещающий множества, Христос есть единственный Источник священства (служения), все служения и всякий строй не только от Него происходят, чтобы стать затем индивидуальной собственностью, но и отражают Его. И, чтобы Его отражать, служение это становится разнообразным, чтобы примениться к множеству. Действием Святого Духа, Который является связующей силой Тела ( Еф.4:3 ), исполняется «разнообразие служений», чтобы ни одно из них не могло быть объективно рассмотрено в самом себе или как собственное обладание, – но всегда в связи с другими, которые составляют тело Единого» 35 . Высшим даром Святого Духа и их объединяющей силой апостол Павел называет любовь: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Апостолы не совершали крещения, а помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго – совершили иное действие. Не менее важен случай крещения учеников Иоанновых Апостолом Павлом: «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». 194 В обоих случаях крещение явно отделяется от события получения Святого Духа. Нет никаких указаний на то, что получение Даров Святого Духа является продолжением крещения или его восполнением – речь явно идет об отдельном событии. Возложение рук Апостола, после которого Иоанновы ученики стали говорить на языках, является не действием Крещения, а подачей Даров Святого Духа – отдельным Таинством, которое теперь совершается в виде Миропомазания (см. ниже). Даже терминология подчеркивает отдельность событий – крещение и принятие, нисшествие Духа Святого – разные термины. Это подтверждается крещением Корнилия сотника и бывших с ним: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» 195 . И здесь ясно и четко отделены два события – сошествие Духа Святого и крещение. Если бы достаточно было крещения только Духом, не нужно было бы креститься водой. Поэтому применение термина крещение Духом для обозначения понятия крещения не имеет основания в Писании и противоречит практике Апостольского времени – имеет место смешение понятий крещения и снисшествия Святого Духа. Особенно ярко это подтверждается событием крещения Корнилия сотника – Дух Святой нисшел, но Апостол крестил людей, следовательно, события не тождественны. Из этого можно сделать только вывод, что крещение Духом Святым не только не может заменить Крещения водою и Духом, или восполнить его, но даже действие с подобным названием вообще не имело места в Апостольские времена. Тем более не имеет оснований утверждение сектантов о том, что обязательным признаком крещения Духом Святым являются особые дары: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственые, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители; Все ли Чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4—6). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22). От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1–10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви [ 399 ]. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения. ГЛАВА Х О ДЕВЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь. Слово «церковь (εκκλησα)» происходит от глагола εκκαλω, что значит «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пт. 2, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:4–6 ). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3:8 ). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: »...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. ( 1Кор. 12:1–10 ). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви 399 . Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения. Глава Х. О девятом члене Символа веры 1. Понятие о Церкви Христовой Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь . Слово « церковь » (ekklesia) происходит от глагола греческого, что значит «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих род избранный ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Здесь «помазанием» называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого» (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все») и научает ей («учит вас всему»), через которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе», «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши», то есть «помазанием» здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма» (χρσμα), – помазание – означает «помазанник», как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание. Отсюда, – кто не имеет на себе божественной печати Миропомазания, тот и не христианин, хотя бы и верил во Христа.   2 Вопросы и ответы православного 1) Кем установлено таинство возложения рук, или Миропомазания? 1) Самим Христом, обещавшим дать Своим последователям Духа Святого: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис. 12:3 ; Иоиль 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Иоан. 7:37–39 ). В этих словах Христос обещал верующим Св. Духа, не сказав только, каким способом они будут принимать дары Его. 2) Откуда видно, что верующие получали Св. Духа через возложение на них рук? 2) Это видно из истории крещения Самарян: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но это принятие благодати «в сердце» не является для человека чем-то автономным, независимым от жизни всей церковной общины. Апостол Лука как раз подчеркивает ту мысль, что в момент Пятидесятницы ученики Христовы были вместе. Они потому и получили Дух, что единодушно пребывали «в молитве и молении» (Деян. 1: 14), «в учении апостолов», «в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2: 42). Чтобы восполнить недостаток в общине, они даже выбрали вместо отпавшего Иуды апостолом Матфия (см.: Деян. 1: 26). Первые ученики Христовы прежде всего осознавали себя народом Божиим, собранием призванных в единство по образу Святой Троицы («Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино». – Ин. 17: 21). И поэтому и мы должны осознавать себя единой Церковью, а не группой индивидуалистов, ищущих от Бога только личного освящения. На измерение церковной общины как «общего дела» намекает и главнейшее Таинство Церкви – Евхаристия. Евхаристия – это трапеза, вкушение Пищи и Пития. Однако, как замечает современный греческий богослов Христос Яннарас, «для того, чтобы акт приема пищи стал средством приобщения к жизни [вечной], а не просто обеспечивал эфемерное выживание, необходимо действие Святого Духа, преображение тленной пищи в пищу нетленную» . Чтобы пища и питие человека стали действительно «врачевством бессмертия», во время каждого Евхаристического собрания Церковь, обращаясь к Богу Отцу, призывает Святого Духа для совершения преображения хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары, и сотвори этот хлеб – пречистым Телом Христа Твоего, а вино в этой чаше – пречистой Кровью Христа Твоего, преобразив их Духом Твоим Святым». Мы призываем Святого Духа «на нас и на предлежащие здесь дары» для того, чтобы свершилось преображение жизни, чтобы жизнь обрела нетленность, чтобы и сами дары, и всякий причастившийся им человек претворились в новую тварь, неподвластную смерти, – претворились в Тело Христово. Но как Тело Христово – это живой виноградник душ, у которого один Корень и много ветвей, так и благодать Святого Духа действует на человека ровно настолько, насколько он привит к Церкви. Принять Христа как корень лозы – означает принять Святого Духа как ее живительный сок, и наоборот – невозможно искать благодати Духа, отдаляя себя от Христа.

http://pravoslavie.ru/79665.html

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4 ). Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром. Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:38–39 ). В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010