Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслью на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: Который (т. е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму – ты будешь основан! Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ иудейский в страну его и построил храм Господу! ( Uc. XLIV:28 ; IEзд.I:1–4 ). Это было предсказано Исаией за 140 лет до разрушения храма, потому, когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме ( I Eзд. I, 3 ). По слову царя, более 42000 иудеев, покровительствуемые указом Кира, получивши от него в дар сосуды Дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме ( I Eзд. I:1, 8 ; IEзд.III ). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и пр. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарии ( Дah. VI, 29 ). Кир, однако же, не дожил до окончания постройки Иерусалимского храма. В одном из сражений с массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных берегах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына приказала отрубить ему голову и, бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: «Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://pravicon.com/info-1742

Здесь есть некоторая историческая сложность. Дело в том, что кроме как из книги пророка Даниила, мы ничего не знаем о Дарии Мидянине. Первый представитель Персидской державы, с которым мы встречаемся – это Кир. Есть разные объяснения этому месту, одно из них, наиболее простое, это то, что Дарий есть просто иное имя самого Кира, Дарий – персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по-видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон. Но, может быть, речь идет о некоем предшественнике его, хотя то, что говорится об устройстве Дарием державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей), – совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром. 9.6. Даниил во рву львином Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения, с точки зрения законов Персидских, в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил, наконец, расправиться с Даниилом. Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением, как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того, чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам. Так и было совершено, причем, говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: «Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6:20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/431570/

Здесь есть некоторая историческая сложность. Дело в том, что кроме как из книги пророка Даниила, мы ничего не знаем о Дарии Мидянине. Первый представитель Персидской державы, с которым мы встречаемся — это Кир. Есть разные объяснения этому месту, одно из них, наиболее простое, это то, что Дарий есть просто иное имя самого Кира, Дарий — персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по-видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон. Но, может быть, речь идет о некоем предшественнике его, хотя то, что говорится об устройстве Дарием державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей), — совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром. 9.6. Даниил во рву львином Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения, с точки зрения законов Персидских, в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил, наконец, расправиться с Даниилом. Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением, как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того, чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам. Так и было совершено, причем, говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: « Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6:20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: « Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (ст. 22). После чего Даниила из этого рва изымают, и туда были брошены те, кто его к этой казни приговорил. Причем львы, судя по всему, так проголодались, что эти враги Даниила не успели даже долететь до дна ямы, как их уже львы растерзали и съели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

И в благодать сыну Софониину, т. е., по блаж. Феодориту – «Иосия, сын Софониин сподобится славы». В псалом в храме Господни, т. е., да будут эти венцы, это пожертвование, в благодарственное, хвалебное воспоминание во храме. Ст. 15. И издалеча от сих приидут, и созиждут в храме Господни, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла Мя к вам, и будет, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего. С евр.: И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и узнаете, что Господь Саваоф послал Меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего. Может быть, под отдаленными, св. пророк, в буквальном смысле, разумеет Иудеев же, находившихся вдали, в Вавилоне и других дальних странах, которые, услышав о построении храма, поспешили принять участие в сем построении лично, или через пожертвования. «Но в таинственном смысле, – говорит св. Ефрем Сирин , – означаются сим языческие народы (см. Ис. 60:1–14 ), которые были далекими от Боговедения, но пришли, и чрез веру созданы в Церковь Христову». Нужно иметь в виду, что сии слова здесь произносит через пророка, Сам Господь Вседержитель, (см. ст. 12). И будет, т. е., когда предсказанное Мною сбудется, тогда вы узнаете, что Я воистину Мессия, и что Бог послал Меня к вам, и Я говорил вам одну истину; непременно исполнится все, Мною сказанное, о храме, о Востоке, о спасении вашем, если вы искренно уверуете, и будете слушаться Господа Бога вашего. Глава 7 Ст. 1. И бысть в четвертое лето, при Дарии царе, бысть слово Господне к Захарии, в четвертый месяца девятого, иже есть Хаселев. С евр.: В четвертый год царя Дария, было слово Господне к Захарии, в четвертый день месяца девятого, Хаслева. В четвертое лето – значит, через два года после первого откровения (см. 1:1, 4). бывшего при Персидском царе Дарие Гистаспе, который вступил на престол после смерти Камбиза и лже-Смердиса (цар. с 521 по 485 г. до Р. Хр.). Бысть слово Господне. Слова Господни св. пр. Захарии излагаются далее – ст. 4 и 5. В четвертый, т. е день 9-го месяца, который назывался Хаслевом (у св. Ефрема Сирина – Конун) и соответствовал, частью, ноябрю и декабрю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует, как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Отца Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» ... 245 . Подобным же образом предвозвестил пророк Даниил кару Божию и сыну Навуходоносора – Валтасару, за то, что «не смирял он сердца своего и возносился против Господа небес», не смотря на то, что ему было известно о наказании, постигшем его отца. Это было после одного большего пиршества, среди которого Валтасар поражён был ужасом, увидев «персты руки человеческой, которые писали против лампады на извести стены чертога царского» 246 непонятные слова. Призванный разъяснить значение их – Даниил, о котором царь слышал, что «дух Божий в нём, и свет, и разум, и высокая мудрость» 247 , – И объяснил царю, что «начертано это писание и послана от Бога кисть руки за то, что оскорбляет он своими делами Бога и не прославляет Того, в Чьей руке дыхание его и у Которого все пути его»... 248 . «Значение же начертанных слов: мене, текел, упарсин, – продолжал пророк следующее: мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему. Текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Перес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи 62-х лет» 249 . Место своё, «третьего по царе властелина в государстве», Даниил сохранил и при Дарии, который особенно его полюбил и приблизил к себе. Другие вельможи возненавидели за это Даниила и с той целью, чтобы его погубить, уговорили царя издать такой указ, в силу которого никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел бы просить чего-либо ни у какого Бога, ни у людей, но только у царя, как у властелина, на столько могущественного, что он сам, подобно божеству, в состоянии доставить удовлетворение всякому подданному во всякой нужде его. – Это они предложили царю как-бы ради того, чтобы возбудить полнейшее благоговение к его особе и таким образом утвердить повиновение ему его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И далее мы читаем: Исх.15:20 . «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием». Здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда не только кто-то из мужчин именуется пророком, но и женщина, сестра Моисея, называется: «Мариам пророчица». «Пророчествовали также и женщины, в древности Мариам, сестра Моисея и Аарона, а после нее Девора, а после них Олдама и Иудифь, одна при Иосии, а другая при Дарии. Пророчествовала также и Матерь Господа, и родственница ее Елисавета, и Анна, а в наше время (то есть после Дня Пятидесятницы, – О. С.) дочери Филиппа, однако они не превозносились над мужчинами, но соблюдали свою меру» 168 . Блаженный Августин предлагает следующее аллегорическое истолкование к данному стиху: «Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем: и мужчины, и женщины, и дух (то есть мужское начало, – О. С.), и плоть наши (то есть «плоть» как женское начало, – О. С.). Потому что «те, которые Христовы», – говорит апостол, – «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). На это и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам чтобы воспевать на нем. Для того чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа – так точно из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати» 169 . Здесь мне хотелось бы остановиться на словах Блаженного Августина «из креста люди учатся исповедовать сладкий дар благодати». Казалось бы, крест как символ страдания и «сладкий дар благодати» – понятия несовместимые! И здесь мне хотелось бы повторить пример, который уже звучал ранее. Во время Чеченской войны за нежелание принять ислам агаряне распяли наших солдат. С боем русские отбили своих. Из распятых только один оставался жив. Когда его начали снимать с креста, вынимая гвозди из рук, православный войн воскликнул: «Ребята не надо! Мне так хорошо…» Прав Блаженный Августин : невозможно нам без креста, а ведь у каждого он – свой, пережить «сладкий дар благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

История свидетельствует, что Кир, прежде чем завоевать Вавилон, победил Астиага, царя Мидийского, и Креза, царя Лидийского; и эти два царства, как вошедшие в состав Персидской монархии, также участвовали в завоевании Вавилона и способствовали его уничтожению. Такому пониманию не будет противоречить и замечание пророка о втором звере: встань, ешь мяса много. Известно, с каким ожесточением и кровопролитиями совершилось падение Вавилона. Все ужасы этого падения с подробностями предвидел еще прор. Исаия, который, предсказывая падение Вавилона, между прочим так говорит: «рыдайте, ибо день Господа близок... Ужаснулись, судороги и боли схватили их… И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены...» ( Ис.13:6–9; 15–16 ), а последствия этого разрушения так изображает: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... Шакалы будут выть в чертогах их…» ( Ис.13:19–22 ). Впрочем, какое бы мы понимание не удержали, общий смысл пророчества о втором звере будет один и тот же, и именно следующий: за настоящим Вавилонским преобладанием над наследниками царства Божия, достигнет подобного преобладания новое, уже возникающее в известной стороне владычество (Мидо-Персидское), алчное к завоеваниям и готовое всех подавить тяжестью и силою своего трехчастного состава. Такое толкование вполне согласно и с видением Навуходоносора ( Дан.2 ), и с видением самого пр. Даниила в 8 гл., где царство Мидо-Персидское представлено в образе овна, бодающего в разные стороны, и притом такого страшного и сильного, что никакой зверь не может устоять против него и никто не может спасти от него ( Дан.8:4 ). Третий зверь, который показан был пр. Даниилу, был подобен барсу: «на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» ( Дан.7:6 ). Под этим зверем нужно разуметь царство Греческое – династию Александра Великого. Такое понимание оправдывается параллельными местами книги ( Дан.2:39; 8:20–21; 11:2–3 ) и самой историей. Известно, что Персидская монархия при Дарии III Кодомане пала от руки греческого царя Александра Македонского (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Неем.12:22 .  Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского. Неем.12:23 .  Сыновья Левия, главы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова. Неем.12:24 .  Главы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божия – смена за сменою. Неем.12:25 .  Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув – стражи, привратники на страже у порогов ворот. Неем.12:26 .  Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника. Список левитов. По ст. 22-му, левиты внесены в запись в дни Елиашива, но, по ст. 26-му, уже во время Иоакима отделения левитов были установлены. Очевидно, во дни Елиашива была сделана только запись, которая, вероятно, исправлялась при следующих первосвященниках. В ( 1Езд. 2:40, 42 ), кроме шести отделений привратников, о которых в ( Неем. 12 ) не говорится, названы только три рода левитов: Иисус, Кадмиил, сыны Асафа. В ( Неем. 12:8–9 ) из времени того же Зоровавеля названы еше Биннуй, Шеревия, Иуда, Матфания, Бакбукия, Унни. Очевидно, после прибытия Зоровавеля еще возвратились представители левитских классов, об организации которых мы не имеем точных сведений. Замечание ст. 22-го: «также священники в царствование Дария Персидского» не ясно. Упоминание о Дарии Персидском также не определенно. Возможно, что в данном замечании мы имеем позднейшую глоссу. Неем.12:27 .  При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей. С 27 ст. начинается описание совершенного Неемией торжественного освящения стен Иерусалима. Время этого события не указывается. Но нет никаких оснований отодвигать событие далеко от построения стен, – ко времени, напр., вторичного прибытия Неемии (Ролинсон). По письму палестинских иудеев к египетским, сохраненному в ( 2Мак. 1:18 ), торжественное освящение стен произошло в 25-й день кислева. Если постройка стен была окончена в Элуле ( Неем. 6:15 ), то, по-видимому, освящение было совершено через 3 месяца. Вероятно, освящение совершено было тотчас после того, как осуществлены были заботы об увеличении населений Иерусалима ( Неем. 7:5, 11:1 ), и община дала торжественную клятву соблюдать закон. В ст. 27-м говорится о приготовлении к освящению, именно о приглашении левитов, которые большей частью жили не в самом Иерусалиме, а вблизи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.2:2 .  Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался Несмотря на участливый вопрос царя, Неемия, по его словам, «сильно испугался», – может быть, за исход своей просьбы, которая могла разгневать царя. В параллель ст. 2 можно поставить сообщение историка Геродота о Дарии и Ксерксе, что они предавали смерти придворных, заподозренных в нежелании сопутствовать во время походов и в стремлении уйти от двора. Неем.2:3 .  и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! Слова «да живет царь во веки!» составляли обычное выражение благожелания, которым начинали обыкновенно обращение к царю (ср. Дан. 2:4, 3:9 ; 3Цар. 1:31 ). В ответ на вопрос царя Неемия указывает причину своей скорби – запустение Иерусалима. Домом «гробов отцов» называет он именно Иерусалим, желая обозначить этим близость судеб города своему сердцу. Более высокого, религиозного значения города Неемия не указывает, может быть, потому, что царю-язычнику оно не вполне было понятно. Слово beith «дом» употреблено в выражении вместо ir «город» в смысле широком, в каком оно употребляется в названиях городов Бет-Галчал, Бет-Нимра и под. Неем.2:4 .  И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному Неем.2:5 .  и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. Неем.2:6 .  И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. На вопрос царя о желании Неемии последний, вознесши мысленно молитву к Богу, обращается с просьбой послать его в Иудею обстроить Иерусалим. После того, как он указал время, потребное для путешествия, царь изъявил согласие на исполнение просьбы. Какое именно время было назначено Неемией, в повествовании не сообщается. Но по ходу речи можно заключать, что Неемия назначил время непродолжительное, и если он пробыл в Иерусалиме 12 лет ( Неем. 5:14, 13:6 ), то, вероятно, в силу последующих просьб о продлении срока путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010