Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

Этот динамичный переход от размышления к молитве напоминает страницы «Исповеди» блаженного Августина. Еще нюанс: в словах о постройке духовного дома звучит отсылка к одной прочитанной отцом Григорием истории. Суть ее в том, что дела милосердия являются строительными материалами для обителей, в которых люди поселятся в будущей жизни. Материалами для постройки являются добродетели (милосердие, молитва), разрушают постройку страсти (недовольство как следствие уныния ). Видя служение отца Григория, уполномоченные по делам религии противодействовали ему в созидании общины, переводили с прихода на приход: Шадринск, Куртамыш, Усть-Миасс. Сослужители тоже видели подвиг священника, и отец Григорий стал епархиальным духовником. Сохранились его наставления для священников: «Чтобы стать острее меча обоюдоострого (нести на одном своем острие истину, а другим рассекать ложь), проповедь имеет нужду в предварительном осолении молитвой. Если свыше дан дух силы — “выйдет” проповедь (заразит, убедит, исцелит, освободит, поможет созиданию Царства Божия). Не дан дух — проповедь развлечет или утомит» . О мече говорил апостол Павел в Евр. 4, 12. Свт. Иоанн Златоуст толкует это двояко: 1) обычный меч пронзает тело, а слово Божие проникает в бестелесные существа; 2) слово таинственно и страшно отделяет дух от души. У других экзегетов толкования Евр 4, 12 — об отделении Ветхого Адама от Нового Адама [Библейские комментарии 2015: 62]. Отец Григорий говорит о проповеди по слову Божию: одна кромка меча отсекает ложь, освобождает от нарыва, а другая приносит к ране лекарство, истину. Проповедь понимается в терминах жертвы, ее нужно осолить. «Всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь ; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль» (Мк. 9, 49–50), — говорил Христос. «Неси подвиг с радостью И осоли его огнем борьбы и очищения, чтобы твоя жертва-подвиг стала ароматной и приятной», — так понимал Мк. 9 епископ Григорий (Лебедев) , чьи аскетические правила ценил отец Григорий . Принцип осоления молитвой отец Григорий применял и к исповеди: «Ты, духовник, призван открыть двери души в эти живые храмы. Причем не рвать дверей молиться всегда перед совершением святого таинства “Господи!.. Не оставь и на сей раз Помоги мне это мероприятие в жизни провести!”» . По стилю тексты отца Григория местами напоминают церковные книги середины XIX в., местами его стиль приближается к раннесоветской прозе Андрея Платонова. У отца Григория встречаются и достаточно современные по стилю тексты — «Сто вопросов»; они близки по жанру к «Вопросоответам» преподобных Варсануфия Великого и Иоанна .

http://bogoslov.ru/article/6194830

Наступила и великая Седмица едина, долженствовавшая утвердить завет Новый ( Дан.9:27 ), и потребить Помазанника ( Дан.9:26 ). Для живейшего и полнейшего воспоминания каждого из последних дней жизни Иисуса Христа, Церковь определила по целому также дню; и составилась, таким образом, дополнительная в Четыредесятнице, седмица страстей Христовых. – Завет утвержден. Жертвы и возлияния прекратились. В отреченном святилище началась мерзость запустения. Старейшина грядущий ( Дан.9:27 ) умер и воскрес, умертвив смертию смерть, и даровав новою жизнью обновление жизни ( Рим.6:4 ) человеческому роду. С Четыредесятницею оканчивается для нас воспоминание ветхозаветного периода лет вечных. С нашею Пасхою минула сень гаданий, и началась действительность. Сорок дней Воскресший пребывал на земле, являясь, по временам, верующим. Ровно столько же дней и Церковь посвящает памяти сего, столь дорогого для нее промежутка времени, – сего неложного свидетельства непреложности ее глубочайших и сладчайших чаяний, связанных с лицом Господа Иисуса. В соответствие как бы того, что последнее сорокадневное пребывание Богочеловека с нами не ознаменовалось особенно памятными событиями (исключая явления Его апостолам в восьмой день по восстании), и Св. Церковь неизменно одинаково продолжает празднственно воспоминать одно Его приснорадостное воскресение, пользуясь всяким случаем учить нас, как нам вкушать от сего нового древа жизни. – Ея «новая неделя» есть первый внушительный урок наш о нашем сораспятии Христу и совосстанию со Христом, о нашем обновлении во внутреннем человеце ( Еф.3:16 ) с истлением внпшняго ( 2Кор.4:16 ), ветхаго ( Еф.4:22 ; Кол.3:9 ). Проводя сию цель, она в живых примерах учит нас то вере, то любви, то надежде, то молитве Христианской, на каждую седмицу задавая особенный урок хождения во обновлении жизни. – Наконец, совершается вознесение Сына Божия, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и седение одесную Отца ( Пс.109:1 ; Мк.16:19 ; Деян.56 ), завершившее собою велию благочестия тайну (Тим.3:1).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Стих 15. Вина и сикера не имать пити; иначе – он должен быть Назореем ( Чис.6:3 ), как Сампсон, Самуил, Рехавиты ( Иер.35:6–19 ). Сикер – водка из фиников и других фруктов, или вообще всякий опьяняющий напиток – не из винограда. Стих 17. Духом и силою Илииною. Илия отличался пламенною ревностью против нечестия и строгим образом жизни. Евангелисты сравнивают Иоанна с Илией ( Мф.3:1–4 ; Мк.1:2 ). Сам Иисус Христос называет его Илией ( Мф.11:14, 17:11–13 ). Изображение Илии у Сираха ( Сир.48:1–13 ). Оттуда ( Стих 10 ) взято и выражение: – обратите сердца Отцем на чада=сделать своими убеждениями так, что чада будут обращаться к Богу с таким же сердцем, как и отцы (Авраам, Исаак, Иаков); что подтверждается и синонимическим выражением: – и противные (обратит) в (=к) мудрости праведных. Стих 19. Аз есмь Гавриил. (Гавриил=крепост Божия). Объявление Ангелом своего имени должно было служить для Захария подтверждением того, что Бог силён совершить возвещаемое ему рождение сына в старости. – Сами имена Ангелов даются им, конечно, по должности или по значению действия их. Имена Ангелов сделались известны у Иудеев только со времени плена. Гавриил и Михаил у пророка Даниила ( Дан.8:16, 9:21, 10:13,21, 12:1 ). В книге Товита и 3-й Ездры встречаются другие имена, и число главных Ангелов определяется до семи ( Тов.12:15 ; 3Ездр.4:1,36, 5:20 ). В Новом Завете встречаются только имена Гавриила ( Лк.1:19,26 ) и Михаила ( Откр.12:7 ). Стих 20. Будеши молча. Немота от глухоты. Можно думать, что и Захария стал не только нем, но и глух: потому что с ним объясняются знаками (Стих Лк.1:62 -й). Впрочем, глухота служит причиной немоты только при первоначальном образовании языка в детстве: те же, которые уже говорили, хотя и делаются глухими, не теряют способности говорить; Захария же потерял: значит его немота особенная, чудесная. – Сомнение Захарии наказано немотой, а сомнение Авраама, Пресвятой Девы не наказывается, потому что оно отлично по внутреннему характеру, хотя внешне одинаково. Авраам сомневается, потому что ещё не знает примеров рождения детей в старости, и только как бы ищет средств увериться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Пророки, изобразив всю земную жизнь Иисуса Христа, не преминули сказать и о Его вознесении на небо. Так, говорит пророк Давид: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс. 56:6 )! Возмите врата князя ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы ( Пс. 23:7 ). Замечательно, что евреи и до днесь с особой торжественностью воспевают в Синагоге чудесное вознесение Мессии, говоря: «ингоре мале» – Он вознесется на небо, – «Весиато дишмае» – и будет достигать высочайших небес, и, как бы видя само восхождение Мессии на небо, восклицают: «нисхи-ли шаре цедек» – отверзетися врата небесная; да внидет Царь славы. Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне ( Пс. 46:6 ). – Сн. Дан. 7:13, 14 . Захария. 13 и 14). О сем и сам Иисус Христос предсказал: узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе, прежде ( Ин. 6:62 ), и, согласно предсказанию, Он, в сороковой день по воскресении Своем, вознесся на небо, и сел, по словам пророка Давида, одесную Отца: Седи одесную Меня, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Или, как о сем говорится в Новом Завете: Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк. 16:19 ). И апостол Павел говорит о Христе: Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога ( Евр. 10:12 ). После вознесения Христова св. апостолы, исполненные Духа Божия, нисшедшего на них в Пятидесятницу в виде огненных языков, начали проповедовать Божественность своего учителя, что Он есть истинный Мессия, обещанный человеческому роду. Беседы мои окончены, я высказал почти все, что мог сказать из св. Писания, относительно Божественности Иисуса Христа и Его спасительных дел. Конечно величайший предмет этот далеко не исчерпан мною, и кто исчерпает его?! Верьте же израильтяне, что нет иного пути ко спасению, как только искренно веровать в Иисуса Христа: ибо в Нем одном наша надежда, упование и спасение: нет другого имени под небом, говорит апост. Петр, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа Иисуса Христа ( Деян. 4:12 ). Он есть истинный путь, чрез Который можно прийти к Отцу небесному – в царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

традициях), 2-й слой представлял их редакторскую правку в иудеохрист. общине (так появилась тема страдающего праведника), а 3-й слой был редакторским вкладом М. В историях о мученичестве центральное место занимает речь мученика перед лицом врагов: он не жалуется на то, что осужден невинно, не ищет утешения и бесстрашно и с честью умирает. Для историй о страдающем праведнике характерны такие элементы, как предательство, ложные обвинения, молитва о защите, молчание перед лицом обвинителей, отсутствие формального суда, финальное спасение. В Евангелии от Марка эти 2 линии переплетены ( Dormeyer. 1974). Серьезный поворот в исследовании темы произошел в кон. 70-х гг. XX в., когда М. стали рассматривать не как редактора и собирателя преданий, а как полноценного автора (см. сб.: Kelber. 1976). Ученые этого направления доказывали, что каждый эпизод в рассказе о Страстях обретает смысл только в контексте всего евангельского повествования. Во всех эпизодах регулярно встречаются отсылки к таким характерным для М. темам, как вопрос о личности Иисуса, заговор против Него, проповедь о Царстве, судьба Иерусалимского храма, непонимание учеников. По сути именно в повествовании о Страстях все эти темы получают окончательное развитие и разрешение (напр., сочетание 3 титулов (Христос, Сын Божий (=Сын Благословенного), Сын Человеческий), к-рые прежде фигурировали отдельно, в Мк 14. 61-62). В. Келбер полагал, что к домарковым можно отнести лишь отдельные эпизоды (помазание в Вифании, Тайная вечеря, Гефсиманское моление, суд синедриона, отречение Петра, само распятие). Все повествование о Страстях является христологическим исповеданием М., ясно изобразившим Иисуса как распятого мессианского Царя. По мнению Дж. Никелсберга, М. как автор повествования о Страстях писал текст не свободно, а по модели, уже существовавшей в рамках лит-ры Премудрости, которую он назвал «История о преследовании и возвышении (или оправдании) праведника» ( Nickelsburg. 1980). Источниками для этой истории послужили Быт 37-50, Ахикар, Есфирь, Дан 3 и 6, Сусанна, Прем 2-5, 2 и 3 Макк.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

242 «Дух Святой посылается нам Сыном, Сын явлен нам Духом. Святой Дух не замещает Христа, но подготавливает нас для Христа, оформляет Его в нас, понуждает Его присутствовать в нас». А Monk of the Eastern Church, 248, n7. 243 О проблеме «иных языков» в сообщении Пятидесятницы см. Jacques Dupont, The Salvation of Gentiles: Studies in the Acts of the Apostles (New York: Paulist Press. 1979) 50. 244 В день Пятидесятницы они неожиданным образом испытали пришествие Божественной силы. Если бы они чего-то ожидали в первую Пятидесятницу после воскресения Христа, они, наиболее вероятно, ожидали бы видéния Сына Человеческого, грядущего на облаках славы ( Мк.9:1, 13:26, 14:62 ; Деян.7:56 ), но вместо этого они услышали ветер и увидели огненные языки. См. James D.G. Dunn, Jesus and the Spirit (Philadelphia: Westminster Press, 1975) 148. 249 Так же верно и то, что Духа посылает Отец ( Ин.14:16, 26 ). Сын посылает Духа, но источником Духа является Отец, ибо Дух исходит от Отца ( Ин.15:26 ). Глагол «исходить», который используется в Ин.15:26 – κπορεεται. Когда говорится о том, что Сын «происходит» от Отца, употребляется глагол ξρχομαι. Апостол Иоанн постоянно использует последний глагол, когда говорит о происхождении Сына от Отца ( Ин.8:42, 13:3, 16:27 и сл., 16:30, 17:8). У Духа и Сына – одинаковое и одно происхождение. Они являются двумя различными личностями. Их миссии не тождественны. Хотя Дух не был дан, так как Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ), однако «нигде не говорится» в Евангелии от Иоанна, «что Дух исходит от Сына, как Он исходит и от Отца». Поэтому здесь нет никакого filioque. См. Alan Richardson, The Gospel according to St. John, Torch-Bible Commentary (New York: Collier, 1962) 169. 253 O.D. Rousseau. “Incarnation et Anthropologie en Orient et en Occident”, Irenikon 26 (1953) 366. 254 Отношения между воскресением и парусией разносторонне рассматриваются в F.X. Durrwell, The Resurrection: A Biblical Study. Дюрвель пишет, что Церковь «движется к событию, которое исторически произошло до того, как Она появилась, к событию Пасхи» (279). Движение к парусии представляет собой движение к воскресению Христа (282).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Ст. 7 был назван ключевым для Откровения. Первая его строка перекликается с Дан. 7:13 , остальное – с Зах. 12:10 ; аналогичные параллели можно провести с Мф. 24:30 (но не с Мк. 14:62 ). У Захарии говорится об израильских племенах, которые будут рыдать («будет рыдать земля, каждое племя особо») и страдать, как при потере первенца, вследствие чего «откроется источник», который омоет всякий грех и нечистоту ( Зах. 12:10 – 13:1 ). Вполне естественно, что возрыдают пред Ним все племена земные, поскольку все они своими грехами способствовали смерти Иисуса Христа. Неясно, однако, означает ли рыдание всех людей о своем грехе против Христа искреннее покаяние перед Богом или сожаление о том, что все уже слишком поздно. Текст 15:3–4 позволяет думать, что возможно первое. То, что Бог называет себя Альфой и Омегой (8), ярко живописует представление о Боге как суверенном Владыке во все века. Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – последняя; в переводе на русский можно сказать: «Я – Господь от А до Я». В еврейском языке часто используются аналогичные фигуры речи. Раввины, например, говорили, что Адам нарушил закон «от А до Я», тогда как Авраам исполнил закон «от А до Я», то есть в обоих случаях «весь закон». Таким образом, выражение Я есмь Альфа и Омега означает «Я есть начало истории и ее конец и Господь всего, что находится в промежутке между ними». В результате смысл этой фразы таков: Господь Бог… Всемогущий управляет, осуществляет контроль над миром от начала до завершения всех времен, даже когда силы этого мира сопротивляются Его воле, и Он грядет, чтобы осуществить Свой замысел. (Метафора «Альфа и Омега» в 22:13 относится к Иисусу.) 1:9–20 Призвание Иоанна на пророчество Видение, данное Иоанну, напоминает то, что происходило с ветхозаветными пророками, когда они призывались на роль пророков. Однако вряд ли это означает начало пророческой деятельности Иоанна, так как он был отправлен в ссылку на Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Скорее это был призыв получить и записать Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

933 Иов. 10, 21–22. 934 Пс. 15, 9–10. 935 Ис. 66, 24. 936 Мк. 9, 44, 46. 937 Мф. 25, 41. 938 Слово 1. К Феодору падшему. 939 Часть 2, поучение 2 на Вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 940 Келейные письма. Том 14, письмо 2. 941 Том 15, письмо 62. 942 Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 943 Мф. 24, 30. 944 Деян. 7, 55. 945 Мф. 18, 19. 946 Ин. 1, 18. 947 Ин. 21, 18. К речи архимандрита Игнатия 948 Пс. 54, 8–9. 949 Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28 гл. 51 по московскому изданию 1851 г. 950 Пс. 105, 25. 951 1 Кор. 2, 10. 952 Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобный Иоанн Лествичник. Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобный Нил Сорский Слово 11. 953 Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 954 Дан. 13, 22. 955 Втор. 23, 7. 956 Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. К слову о человеке 957 Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4. 958 Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетич. опыты, т. II, изд. 1865 г.) 959 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 960 Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 961 Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4, с. 820. 962 Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contra iudeoi sermo VI. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1, с. 718.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Пророки, изобразив всю земную жизнь Иисуса Христа, не преминули сказать и о Его вознесении на небо. Так, говорит пророк Давид: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс.56:6 )! Возмите врата князя ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы ( Пс.23:7 ). Замечательно, что евреи и до днесь с особой торжественностью воспевают в Синагоге чудесное вознесение Мессии, говоря: «ингоре мале» – Он вознесется на небо, – «весиато дишмае – и будет достигать высочайших небес», и, как-бы видя самое восхождение Мессии на небо, восклицают: «писхи-ли шаре цедек» – отверзетися врата небесная; да внидет Царь славы. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ), – Сн. Дан.7:13 и 14. Зах.13 и 14). О сем и сам И. Христос предсказал: узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и, согласно предсказании, Он, в сороковой день по воскресении Своем, вознесся на небо, и сел, по словам пророка Давида, одесную Отца: Седи одесную Меня, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Или, как о сем говорится в Новом Завете: Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). И Апостол Павел говорит о Христе: Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога ( Евр.10:12 ). После вознесения Христова св. Апостолы, исполненные Духа Божия, нисшедшего на них в Пятидесятницу в виде огненных языков, продолжали проповедывать Божественность своего учителя, что Он есть истинный Мессия, обещанный человеческому роду. Бесчисленные чудеса сопровождали проповедь их, подтверждая то, что Апостолы возвещали. Так, хромой от рождения, имевший более 40 лет, исцелен во имя Иисуса Христа в виду всего народа. Одна тень Апостола Петра возвращала здоровье многим больным, которых полагали при пути, где ему должно было проходить. В две проповеди этого Апостола, восемь тысяч иудеев, как в Иерусалиме живших, так и пришедших туда из всех стран света, обратились ко Христу, и, оплакивая страшный свой грех – Христоубийство, возродились в спасительных водах крещения, веруя во имя Того, Которого они распяли пред этим за два месяца. На одном этом не остановилось дело Христово. Число исповедников Христа умножалось с каждым днем. Сам Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян.2:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010