Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга цитируется более 90 раз. Книга по содержанию делится на несколько частей. Первая — это вступительная речь Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля.   «И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог отцов ваших, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам» . (Втор 1:9–11) Это увещевание. Затем — призыв к послушанию, последние слова Моисея (главы с 27 по 34). Здесь говорится о жертвенниках, о проклятии и благословении, о возобновлении союза и о последних днях Моисея. Перед нами образ Моисея, который мы видим на протяжении нескольких библейских книг. Тот факт, что Моисей не вошел в Землю Обетованную, имеет символическое значение. Моисей согрешил, и Господь сказал, что в Землю Обетованную он не войдет, а только увидит ее. Что и произошло он увидел ее с горы Нево и благословил народ израильский, но в землю не вошел. Вышли из Египта и вошли в землю Израильскую лишь Иисус Навин и Хал ев.   Моисей является воплощением закона, а закон не может принести нам избавление, ибо «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошла от Иисуса Христа», — говорит нам евангелист Иоанн Богослов (Ин 1:17). Еще один символ: земля Ханаанская — это земля покоя, покоя веры прежде всего. Об этом говорит апостол Павел. Второе: эта земля — владение, и Господь дарует нам все, что нам нужно во владение. Эта земля изобилие, и в земле Ханаанской изобилует благодать Божия. Эта земля победы символизирует победную жизнь через веру и глубокий молитвенный подвиг. Жизнь в Ханаане для израильтян, так же, как и наша жизнь сегодняшняя, не свободна от затруднений, нестроений и различных искушений. Это была жизнь борьбы, усилий и труда. Это мирная жизнь среди трудностей, когда искушения, время от времени, одолевают людей, но тем не менее люди находят в себе силы вернуться на путь правый, на путь спасения. Т. е. жизнь, исполненная подвига и усилий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

А что с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа сказавшего: «не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах» (Мф. 18:10). И Псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33сравните Пс. 90:11). И: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла» (Быт. 48:16), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангел Своих» (Втор. 32:8). И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: « князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13); и немного после он же говорит: «придет князь Греции». Но говорится и о каком-то Архистратиге « воинства Господня», явившемуся Иисусу Навину при Иордане (Нав. 5:14). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: «или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов» (Мф. 26:53). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь.    Поскольку все можно подвести под одно из двух именуемых: Божество и тварь, владычество и рабство, сила освящающая и освящаемая, сила от естества имеющая в себе добродетель, и сила по произволению в ней преуспевающая; то к какой части отнесем Духа? К числу ли освящаемых? Но Он сам есть святыня. К числу ли приобретших добродетель своими доблестями? Но Он по естеству благ. К числу ли существ служебных? Но есть иные «служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14). Поэтому несправедливо нам назвать Его служебным, как владычественного по естеству, и причислять к твари, как числимого в божественной и блаженной Троице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Вести праздные, вредные и бесполезные разговоры, не обращённые к духовному назиданию, подобно тому, как растить в своём сердце змей и скорпионов дурных помыслов. 87. Ему же Желаешь знать толкования имен патриархов? Скажу тебе: Рувим толкуется как «видящий», Симеон – «послушание Богу», Левий – «прилепившийся к Богу», Иуда – «исповедание, восхваление Бога», Иссахар – «награда святых», Завулон – «ночное спасение», Иосиф – «данный Господом», Вениамин – «сын десницы», Дан – «суд», Нефалим – «молитва», Гад – «успешный», Асир – «богатство». 88. Ему же Святой Иаков, благословляя внуков Ефрема и Манассию, крестообразно возложил руки им на головы. И это чудо: переменой рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам божественное благословение, сделав первого вторым, а второго – первым. 89. Ему же Крест человеколюбивого Христа первых сделал вторыми за их кичливость и гордыню. Апостол говорит иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам ( Деян. 13:46 ). Так исполнилось сказанное Сыну Отцом в книге Исаии: Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простерлось до концов земли ( Ис. 49:6 ). 90. Ему же Посмотри на уверовавших из евреев, как мало их откликнулось на апостольскую проповедь, и поймёшь, как первые оказываются последними, во исполнение сказанного Моисеем, который пророчествовал потомкам Авраамовым: Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобой все выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом ( Втор. 28:43–44 ). Пришельцем же называется народ из язычников, уверовавший во Христа. 91. Ему же Пишешь мне, что иноки, приближающиеся и прилепляющиеся к Богу, подобны левитам; уразумев это, сделал ты великое приобретение. 92. Диакону Вавиле Говоришь ты очень хорошо, а поступаешь очень плохо. Потому что приличной наружностью и честными словами обманываешь легковерных, скрывая от них свою грубость. Но ты будешь изобличён людьми благоразумными, которые легко поймут тебя не из того, что говоришь и как притворяешься, но из того, что делаешь. 93. Сотириону

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Вообще все чтения из Ветхозаветного и Новозаветного Писания своим историческим и догматическим содержанием уясняют истины откровения для присутствующих при Богослужений; постоянно оглашая верующих тем, что Божие откровение благоволило открыть им для их спасения, постоянно оглашают их и теми именами Бога, какие даны в этих книгах. Как Моисей, указывая на доступность заповедей Закона для познания Израильтян, говорил: «Заповедь сия, которую я заповедаю тебе сегодня, не сокрыта от тебя и не удалена; она не на небе, чтобы нужно было говорить: кто бы нам вошел на небо и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы нужно было говорить: кто бы нам сходил за море и взял ее нам, и дал нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но слово сие весьма близко к тебе; оно в устах твоих, и в сердце твоем, чтобы ты исполнял его (Второз. 30:11–14): так и христианин, видя доступность познания имен Божиих в этом отделе Богослужения, справедливо скажет, что слово Бога, открывающее ему имена свои, весьма близко к нему. 2) Вторая составная часть нашего Богослужения–песнопения и молитвы. Сила богослужебных песнопений и молитв понят­на сердцу присутствующего при Богослужении: высказываемыми в них понятиями о Боге возбуждаются в сердце христианина чувства, соответствующие понятиям; а чувства, опираясь на понятия, получая от них силу и постоянство, делаются руководителями для него в продолжение всей его жизни. Само Писание дало образцы для песнопений и молитв. Псалмы Псалтири, из которых одни песни во славу Бога, другие молитвы к Нему, так же песни ветхозаветные – Моисея (первая, Исх. 15:1–18 ; вторая, Второз. 32:1–43), Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2: 1–10 ), Аввакума (3:1–19), Исайи (26:9–19), Ионы (2:3–10), трех отроков, совоспитанников пророка Даниила (первая, Дан. 3:26–45. 52–56 ; вторая, 3:57–90), новозаветный–Приснодевы Богородицы ( Лук. 1:46–55 ) и Захарии, отца Иоанна Предтечи (1:67–79), и сами входят в состав нашего Богослужения, и послужили образцом и содержанием для песнопений, составленных отцами и учителями Церкви и благочестивыми подвижниками, которые сами воспевали их Богу, и передали их Церкви в ее назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Говорю вам, что ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах» (Мф. 18:10). И Псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8 сравните Пс. 90:11). И: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла» (Быт. 48:16), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангел Своих» (Втор. 32:8). И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: «князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13); и немного после он же говорит: «придет князь Греции». Но говорится и о каком–то Архистратиге «воинства Господня», явившемуся Иисусу Навину при Иордане (Нав. 5:14). И еще упоминаются какие–то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: «или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов» (Мф. 26:53). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь. К чему же ведет наше слово? К тому, что второе и третье по порядку и достоинству не во всяком случае непременно имеет иную природу. Как у Ангелов, хотя один князь, а другой — подчиненный, однако же все, по природе, Ангелы, и хотя в достоинстве разность, но по природе общение (и «звезда от звезды отличается славой» (1 Кор. 15:41), природа же всех звезд одинакова; и многие обители у Отца (Ин. 14:2), то есть, различия достоинств, но природа прославляемых одинакова): так очевидно, хотя и Святой Дух, по достоинству и порядку, как говорят они, занимает последующее место (мы приняли, говорят, что Дух считается третьим по Отце и Сыне, потому что сам Господь, предавая нам спасительное крещение, предал и этот порядок, когда сказал: «идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

– Дай мне напиться! – Пей, господин мой, – ответила она, – я начерпаю и верблюдам твоим. Человек этот смотрел на нее с изумлением, в молчании, желая узнать, благословил ли Господь путь его или нет. Когда верблюды перестали пить, то Елиезер дал ей золотую серьгу весом в полсикля (4,5 г) и два запястья весом в десять сиклей (90 г) и спросил, кто она. Та ответила, что она дочь Вафуила, сына Нахора, и пригласила его в гости. Тогда слуга поклонился Господу и сказал: – Благословен Господь, Бог Авраама, Который не оставил господина моего милостью своей и истиной своей! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего. Между тем Ревекка побежала и рассказала об этой встрече своей матери. Брат ее, Лаван, выбежал навстречу тому человеку и ввел его в дом. Ему предложили поесть, но он ответил: – Я не стану есть, пока не скажу вам своего дела. Я раб Авраама. Господь возвысил его, и он повелел мне найти жену его сыну Исааку, который дан был Богом Аврааму в старости. Я попросил Господа, и Он тотчас исполнил мое желание – к источнику пришла Ревекка и напоила не только меня, но и верблюдов. Я увидел, что Бог покровительствует Аврааму. Поэтому я прошу вас сказать: намерены ли вы оказать мне милость и отпустить дочь вашу за сына моего господина? Тогда Вафуил, отец Ревекки, и брат ее, Лаван, отвечали: – От Господа пришло это дело. Мы не можем сказать против этого ничего – ни хорошего, ни плохого. Когда слуга Авраама услышал это, то поклонился Господу. Он передал подарки Ревекке и ее родственникам, а затем попросил немедленно отпустить его домой. Тогда они позвали саму Ревекку и спросили, согласна ли она. Та ответила, что согласна. Тогда отпустили ее, благословив так: «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» ( Быт. 24, 60 ). И встала Ревекка вместе со служанкой своей, и поехали с рабом Авраама. При наступлении вечера Исаак вышел в поле помолиться (он установил богослужение вечерни), и Бог послал ему навстречу его будущую жену. Ревекка, увидев его, спустилась с верблюда и покрылась покрывалом, украшаясь добродетелью скромности. И взял ее Исаак в жены, и полюбил ее, и утешился в своей скорби о матери своей Сарре.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Если мы посмотрим, как использовалось это выражение иудеями до Иисуса, мы увидим разнообразие смыслов. Часто так называли человека вообще. В Книге Иезекииля, где выражение «сын человеческий» появляется более 90 раз, оно описывает пророка как хрупкого человека перед лицом Бога Всемогущего. Третий вариант употребления содержится в Книге Даниила (7:13–14). Пророк описывает свое видение: Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого Днями [« Бога Всемогущего] и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему, владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится. Здесь «сын человеческий» – персонификация святых Всевышнего (7:18, 27). В более поздней апокалиптической литературе, например, Подобиях Еноха (Ен 37–61) и 2 Книге Ездры 13, «Сын Человеческий» превратился в сверхъестественное существо, Избранника, которому предназначено появиться как мессианскому правителю Царства Божьего. Какое из этих ветхозаветных значений больше всего повлияло на Иисуса? Анализ евангельских отрывков, говорящих о «Сыне Человеческом», показывает: Иисус, очевидно, отождествлял себя с небесным Сыном Человеческим из видения Даниила, но при этом вкладывал в данное понятие новый и более глубокий смысл. Рассмотрим кратко типичные случаи использования данного выражения в Евангелиях. Их можно разделить на три группы: 1)Использование в контекстах, связанных с действиями Иисуса во время его общественного служения. Иисус называет себя Сыном Человеческим, когда исцеляет параличного ( Мк.2:10 ), оправдывает действия своих учеников в субботу ( Мк.2:28 ), отвечает желавшему следовать за ним ( Мф.8:20 / Лк.9:58 ), проводит контраст между собой и Иоанном Крестителем ( Мф.11:19 ; Лк.7:34–35 ). 2)Использование для указания на будущее пришествие Сына Человеческого на облаках небесных ( Мф.24:27 ; Мк.13:26–27:14:62 ; Лк.17:24–30 ). Мотив прославления взят, видимо, из Дан.7:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Еще не успел он закончить своей молитвы, как из города вышла Ревекка, которая была племянницей Аврааму. Она была весьма красива и девственна. Когда она сошла к источнику и пошла наверх с наполненным кувшином, то слуга подбежал к ней и сказал: – Дай мне напиться! – Пей, господин мой, – ответила она, – я начерпаю и верблюдам твоим. Человек этот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая узнать, благословил ли Господь путь его или нет. Когда верблюды перестали пить, то Элиэзер взял золотую серьгу весом в полшекеля (4,5 г) и два запястья весом в десять шекелей (90 г) и спросил, кто она. Та ответила, что она дочь Вафуила, сына Нахора, и пригласила его в гости. Тогда слуга поклонился Господу и сказал: – Благословен Господь Бог Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своей и истиной Своей! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего. Между Ревека побежала и рассказала об этом своей матери. Брат ее, Лаван, выбежал навстречу к тому человеку к источнику и ввел его в дом. Ему предложили есть, но он ответил: – Я не стану есть, пока не скажу вам дела своего. Я раб Авраама. Господь возвысил его, и он повелел мне найти жену его сыну Исааку, который дан был Богом Аврааму в старости. Я попросил Господа, и он тотчас исполнил мое желание: к источнику пришла Ревекка и напоила не только меня, но и верблюдов. Я увидел, что Бог покровительствует Аврааму. Поэтому я прошу вас сказать, намерены ли вы оказать мне милость и отпустить дочь вашу за сына господина моего? Тогда Вафуил, отец Ревекки и брат ее Лаван отвечали: – От Господа пришло это дело. Мы не можем сказать против этого ничего ни хорошего, ни плохого. Когда слуга Авраама услышал это, то поклонился Господу. Он передал подарки Ревекке и ее родственникам, а затем попросил немедленно отпустить его домой. Тогда они позвали саму Ревекку и спросили, согласна ли она. Та ответила, что согласна. Тогда отпустили ее, благословив ее: – Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет семя твое жилищами врагов твоих!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Заключительные слова наставления имеют многообразные параллели во всех четырех Евангелиях (ветхозаветный прототип — 1 Цар 8:7), и очевидно, что единое по своей структуре речение сохранялось в нескольких вариантах в устном предании: Кто принимает ( Мф 10:40; 18:5=Мк 9:37=Лк 9:48; Ин 13:20) Слушающий ( Лк 10:16) вас (Мф 10:40; Лк 10:16) кого Я послал (Ин 13:20) одно такое дитя во имяМое (Мф 18:5, ср. Мк 9:37; Лк 9:48) Меняпринимает слушает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (см. Мк 9:37 с синоптическими параллелями; Ин 13:20, ср. Ин 12:44–45), отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк 10:16, ср. Ин 5:23). Возвращение учеников и благодарение Отцу (10:17–24) Возвратившись к Иисусу, ученики выражают радость и удивление, говоря и бесы повинуются нам о имени Твоем. В рассказе об отправлении Семидесяти не упоминается власть изгонять бесов, но об этом сказано раньше, в связи с отправлением Двенадцати (9:1). Чтобы объяснить ученикам духовный смысл изгнания бесов, Иисус использует широко распространенный в Евангельскую эпоху, укорененный в ВЗ (Ис 14:12) и отраженный в ряде таргумов и апокрифов мотив поражения сатаны и образ молнии как символ падения его с неба на землю, ср. Ин 12:31; Откр 12:7–10,13; 20:1–3,10; Рим 16:20. Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью — под змеями и скорпионами подразумеваются бесы; очевидные параллели в ВЗ — Пс 90:13 в переводе Семидесяти: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона, а также Быт 3:15 и Ис 11:8. Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах — подразумевается небесная “книга жизни”, содержащая список народа Божиего (Исх 32:32–33; Пс 68:29; Дан 12:1 и в ветхозаветных апокрифах; Флп 4:3; Евр 12:23; Откр 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27). Возрадовался духом (во многих древних рукописях: Святым Духом) Иисус — употреблен тот же глагол ‘радовать­ся’, что и в 1:47 (возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем). В основе благодарственного псалма, который начинается словами Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам, лежит ветхозаветное учение о Премудрости Божией.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

И отвеща Господь ко мне и рече: впиши видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй я. По-русски: И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... Ожидания пророка скоро исполнились, томления прекратились; Господь ответил ему и велел записать видение на досках, которые выставлялись на площади для объявлений. Видение должно быть записано ясно 83 , так, чтобы всякий легко и скоро 84 мог его 85 прочесть Не трудно понять значение Господня повеления, по сопоставлению его с поступками Моисея и других пророков. Пр. Аввакум получает от Господа повеление записать видение на твердых досках, на каких, некогда, было записано десятословие. Как Моисеевы скрижали, благодаря своей твердости, могли долго сохранять написанные на них законы, так и доски должны были сохранять начертанное на них видение Аввакума. Видение должно быть написано ясно и точно. Оно не должно содержать дельфийских двусмысленностей, никому непонятных. Всякий грамотный Еврей, в последующее время, может быстро прочитать видение и убедиться в могуществе Иеговы и предведении Его истинных пророков. Авв. 2:3 Зане аще видение на время и просияет в конец, а не вотще: аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит. По-русски: Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и, хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Ничто в планах Божественного домостроительства не происходит случайно. И повеление о записи видения Аввакума дано не без цели. Господь указывает причины его. Видение относится к отдаленному, но строго определенному, времени 86 , оно исполнится 87 в конце дней 88 , о каких пр. Аввакум мог лишь думать. Видение не обманет 89 , как нередко обманывали ложные пророчества ( Втор. 18:22 ; Иер. 6:13–14 ). Посему, непременно нужно ждать исполнения его, хотя бы последнее замедлило 90 , согласно воле Божией. Видение неизменно исполнится 91 . Видение, открываемое пророку Аввакуму, имеет сходство с видениями, которых передко удостаивались и другие Богоизбранные Еврейские мужи. Напр., пророк Даниил получал повеления записывать видения, относившиеся к отдаленному будущему времеии ( Дан. 12:4 ). Пр. Исаия получал такое же повеление ( Ис. 8:1–4 ). Служение Иудейских пророков относилось не только к современникам, но и к будущим поколениям. Авв. 2:4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010