Возражение 1. Кажется, что Старый Закон не был сообщен через посредство ангелов, а был дан непосредственно Богом. В самом деле, «ангел» означает «посланник» и потому указывает не на господство, а на служение, согласно сказанному [в Писании]: «Благословите Господа, все ангелы Его... служители Его» ( Пс. 102, 20, 21 ). Но о Старом Законе говорится как о данном Господом; так, [в Писании] сказано: «Изрек Бог... слова сии», и далее: «Я – Господь, Бог твой» ( Исх. 20, 1, 2 ). Притом подобного рода выражения часто повторяются и в книге «Исход», и в более поздних книгах Закона. Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Закон дан чрез Моисея» ( Ин. 1,17 ). Но Моисей получил его непосредственно от Бога, о чем читаем: «Говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу (как бы говорил кто с другом своим)» ( Исх. 33, 11 ). Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (90, 3), установление закона есть прерогатива правителя. Но в том, что касается спасения души, единым Правителем является Бог, в то время как ангелы, как сказано [в Писании], – это «служебные духи» ( Евр. 1, 14 ). Следовательно, коль скоро Закон определен к спасению души, то не пристало ему быть преподанным через посредство ангелов. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ). И Стефан сказал: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» ( Деян. 7, 53 ). Отвечаю: Закон был дан Богом через посредство ангелов. И помимо главной причины, приведенной Дионисием, а именно, что «чрез ангелов даются людям дары Божий» 109 , существует и особая причина, почему именно через их посредство надлежало сообщить нам Старый Закон. В самом деле, уже было сказано (1)о том, что хотя Старый Закон был несовершенен, тем не менее он располагал человека к тому совершенному спасению человечества, которое должно был прийти через Христа. Далее, должно иметь в виду что там, где имеет место упорядоченность в способностях или искусствах, непосредственное руководство совершенными действиями осуществляет тот, кто занимает наивысшее положение, в то время как то, что [только] располагает к окончательному совершенству, производится им через посредство тех, кто ему подчинен. Так, корабел сколачивает доски сам, но готовит он их через посредство подмастерьев, которые помогают ему под его руководством. Поэтому совершенному закону Нового Завета надлежало быть данным нам непосредственно воплощенным Богом, тогда как Старый Закон надлежало дать людям через посредство служителей Бога, то есть ангелов. И именно этим апостол в начале своего послания евреям доказывает превосходство Нового Закона над Старым, а именно тем, что в Новом Завете «Бог... говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 2 ), в то время как в Ветхом Завете слово возвещалось «через ангелов» ( Евр. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И я видел, как они отложили меч, который был дан им и который они принесли в дом и запечатали в присутствии Господа. Все овцы были заключены в этом доме, который едва мог вместить их; их глаза были открыты, и они созерцали Благого (Bonum), и не было между ними ни одной, которая не смотрела бы на него. Я видел, что дом большой, пространный и полон населения. И вот родился белый телец (vitulus albus natus est), который имел большие рога, и все звери земные и все птицы небесные поклонялись ему и умоляли его непрестанно. И тогда я увидел, что природа их изменилась, и они сделались белыми тельцами. И первый из них (т. е. телец, который родился белым) сделался Словом (Verbum) и Слово (Verbum) сделалось великим животным; 414 на голове у него были большие черные рога. И Господь овец возрадовался при виде всех этих тельцов. После этого я пробудился, но сохранил в памяти все, что видел. Таково видение, которое я видел во сне. Пробудившись я прославил Господа славы и воздал Ему хвалу. Я пролил слезы, которые не переставали течь, и я не мог воздержаться от них при представлении того, что я видел, потому что все это будет и исполнится» (глав. 88–89). Главы 90–105 (у Дильмана 91–108) составляют последнюю пятую часть книги Еноха. В них содержатся наставления Еноха сыну своему Мафусалу и всему его потомству в праведной жизни и предсказания о будущих событиях. «И ныне, сын мой Мафусал, говорит Енох, призови ко мне всех своих братьев и собери ко мне всех детей своей матери. Внутренний голос и дух возбуждают меня сказать вам, что случится с вами в будущие времена». Сначала Енох дает собравшимся к нему детям общие наставления ходить в правде и никогда не уклоняться от неё (глав. 90–91); а потом краткие предсказания о том, что должно случиться после него до кончины мира и до начала царства Мессии. Начиная говорить об этом, он замечает: «из всего, что мне было открыто, из небесного видения и голоса ангелов я получил познание и приобрел разумение из небесной скрижали (e coeli tabula)». Следующие за тем предсказания, впрочем, не заключают в себе ничего особенного и содержат краткое повторение уже прежде сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца По мнению св. Иустина Медиоланского, разделяемому многими святыми Отцами Церкви 90 , Моисей, когда во время сражения Иисуса Навина с амаликитянами «молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «подняв руки вверх»), представлял собою «образ креста Христова» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «знамение и таинство» его). Почему, „егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик”? «Не потому народ одерживал победу, – поясняет св. Отец, – что Моисей так молился, но потому, что он делал знамение креста, так что если он что-нибудь опускал из этого знамения, то народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем, ибо сильный имел силу от креста» («Разговор с Трифоном Иуд.» гл. 90 и 111; стр. 299, 328–329). «Вообрази простертые руки Моисея, – говорит и св. Златоуст, – и ты увидишь сияющий образ креста» (тв. т. 6, стр. 623, 823). И по объяснению бл. Иеронима, «когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика, этим изображает таинство креста» (тв. ч. 12, стр. 322; ч. 13, стр. 177), так что «Моисей победил Амалика знаменем креста своего» (тв. ч. X, стр. 31; XIII, стр. 177). По толкованию св. Григория Нисского , Моисей «через простертие рук даёт познать Простершего руки на кресте» (тв. ч. 1, стр. 283). И по св. Златоусту, «через Моисея, распростёртые руки которго были поддерживаемы Аароном и Ором, дан был образ, а истина совершилась через Иисуса Христа, Который Сам Собою держал Свои руки распростёртыми на кресте» («Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 166; преподобный Нил Синайский тв. ч. 2, стр. 303). И, по толкованию бл. Феодорита, «воздвизая руки, Моисей представлял образ Распятого за нас, ибо, – поясняет он, – как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб – так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище дьявольское» (тв. т. 1, стр. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

А мы говорим, последуя Еван­гелию и, держась православного вероучения, как приняла святая Божия кафолическая Церковь . «Все заповеди Твои – истина, неправедно гнали меня, помоги мне» ( Пс.118:86 ). Потому я и предпочитаю закон Твой, что вижу, что все заповеди Твои укра­шены истиною. «Едва не погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих» ( Пс.118:87 ). Велико, говорит, нечестие и сила моих врагов; немногого недоставало, что­бы я лишился и самой жизни. Пророк научает здесь нас держаться преданий, которые мы получили; преподает и другое наставление, что­бы мы не решались мстить за себя и не воздавали злом за зло, но просили помощи Божией и Его суду предавали все. Так и написано пророком: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Евр.10:30 ; Втор.32:35 ). «Но я не оставил заповедей Твоих». Хотя я был очень близок к смерти, которою мне угрожали нападения лукавого и плотские удовольствия, но я не оставил Твоих заповедей. Вот по­хвальба, свойственная святым; ее пророк передает в назидание нам. «По милости Твоей оживи меня, и со храню откровения Твоих уст» ( Пс.118:88 ). О какой милости (просит пророк)? О той, какую оказал нам Ты, Владыка, домостроительством Своего воплощения. Итак, сподоби меня этой благодати, чтобы я мог сохранять Твои откровения. Пророк украсил эти свои слова смирением. Не в воздаяние за свою правед­ность просит он жизни, но умоляет о том, чтобы она была даро­вана ему как дар милости, обещаясь за то соблюдать откровения Божии. «Во век слово Твое, Господи, пребывает на небе...» ( Пс.118:89 ). Для Тебя, говорит, Владыка, все легко и возможно. Повелением Твоим пребывает неподвижным свод небес. То же говорил псалмопе­вец и в сто сорок восьмом псалме: " поставил их во век и в век века: повеление дал – и не прой дет оно» ( Пс.148:6 ). Итак, самое небо пребывает так, как оно создано Тобою, Владыка, а обитающие на нем ангелы соблюдают божественный закон, и чужды всякого преступления, потому что исполняют Твое слово по своей силе и кре­пости. «В род и род – истина Твоя. Ты основал... землю, и она пребывает« ( Пс.118:90 ). 3. Некогда был дан закон израильтянам: они являются пер­вым родом, первым поколением; а потом нам, язычникам, был дан закон евангельский. Он-то и есть истина. Ее сохранил Ты и для рода иудейского, и для другого, явившегося вслед за тем; это говорит он о народе из язычников, получившем спасение чрез Спасителя нашего Христа. »По установлению Твоему пребывает день, ибо все служит Тебе» ( Пс.118:91 ). Ты дал земле неподвижность на долгое время, и она пребывает, как Ты повелел. Ты установил смену дня и ночи, и она совершается по Твоим законам. Земля исполняет Твое творческое слово и произ­водит во время свое травы, растения, деревья, приносит плоды и семена в пищу всем животным, и " По установлению Твоему пребывает день, ибо все служит Тебе». Солнце, восходя, направляется к западу. «Ибо все служит Тебе» – и все послушно Твоему мановению. Ты Творец всего, и все покорно Тебе, Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А что ему от Бога была дана слава, и сила, и Божье Слово возвещает через Иеремию, говоря: «Так говорит Господь: Вот, Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, Б267 чтобы служили ему, и зверей полевых на служение ему, и племена, и царства; если же кто не наклонит шеи своей под ярмо его, мечом и голодом посещу их – доколе не исчезнут от рук его» ( Иер. 27:6:8 ). И: «Посрамлены и не помилует. Голос его – как море волнующееся. С конями многими/120в и с колесницами исполчится, как огонь, на брань с тобой, дочь Сиона» ( Иер. 6:23 ). И: «От шума натиска его, и от оружия ног его, и от сотрясения оружия и шума колесниц его – не отцы к сыновьям своим от оков рук его» ( Иер. 47:3 ). И «От Дана услышан будет глас ярости коней его, и от гласа ржания И187 его сотрясется вся та земля. И придет и поглотит землю и ее, города и живущих в них» ( Иер. 8:16 ). To же и через Иезекииля говорит Господь: «Вот, Я наведу [на Навуходоносора, царя вавилонского, который есть царь царей, с конями и колесницами с войском многих стран. И окружит тебя валом, и построит вокруг тебя ров, и подступит с оружием, и копья свои направит на тебя. Стены твои и столпы твои он разрушит орудиями , и от множества коней его/120г покроет тебя пыль их» ( Иез. 26:7–10 ). И Б268 еще: «Так говорит Адонай, то есть Господь: вот Я даю Навуходоносору землю египетскую, и возьмет множество ее и добычей сделает добычу ее, и захватит захваченное ею. За службу, которую он сослужил ( Иез. 29:19–20 ) при Тире, Я дал ему землю египетскую. рукою Навуходоносоровой. И: «Мечами исполинов своих ниспровергнет силу их» ( Иез. 32:12 ). И после этого: «Выйдут живущие в городах и зажгут и сожгут оружие; и щиты, и тетивы, и копья, и луки, и стрелы, и жезлы ручные, и копья огнем сожгут за семь лет. И не будут брать дров с полей и не будут рубить в дубравах, но оружие будут жечь» ( Иез. 39:9–10 ). Так что справедливо говорил ему Даниил: «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный дал царство, сильное, крепкое и прекрасное по всей земле, где/121а живут сыны человеческие. И зверей полевых и птиц небесных дал в руки твои, и поставил тебя господином над всеми ими. Ты – золотая глава образа того» ( Дан. 2:37–38 ). И: «Дерево, которое ты видел, – возвеличенное; высота его достигла неба, Б269 и ширина его по всей земле, и листья его цветущие, и плод его многочислен, и пища всем на нем, и под ним жили звери, и в ветвях его гнездились птицы, – (это) ты, царь, потому что ты возвеличился и укрепился, и величие твое доходит до/121б неба, и господство твое до края земли» ( Дан. 4:17–19 ). И188 Глава 90

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его во веки. Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3:83–87 ). Согрешивший Израиль, начинай петь и благословлять Господа! Священники, которые должны были быть религиозными руководителями Израиля и которые не руководили им, а довели его до плена, начинайте петь Богу, начинайте превозносить Его, таким образом вы поднимете весь народ. Благословите и, верные люди, начинайте почитать Господа. Почему здесь они упоминаются? Потому что души и духи праведных хотя и были отделены от грешников, не имели еще возможности славить Бога по-настоящему. Здесь им дается надежда, что они смогут славить Бога по-настоящему, потому что до прихода Господа они находились в аду. В аду кто прославляет Бога? И здесь святые три отрока уже предсказывают время избавления из ада. Они не призывают гордецов славить Бога, потому что это бессмысленно, песня гордецов не будет принята Богом, а вот, кто праведен и смирен сердцем, песни тех принимаются Творцом. «Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его» ( Дан. 3:88–90 ). И наконец они призывают уже себя благословить Бога. Отроки говорят: «Бог нас вырвал из ада». Действительно, они должны были в буквальном смысле войти в ад, потому что в период Ветхого Завета все умершие попадали в ад. Они прообраз всех людей, поверивших во Христа Спасителя, которые будут вырваны из уст адского пламени, когда Господь сойдет к ним Сам. Так считали древние христиане. Поэтому в день освобождения людей из ада – в Великую Субботу – и поется эта песня. Эта песня еще читалась во время Крещения, потому что, как эти святые отроки влажным дуновением были освобождены от огня, так и люди водою освобождаются от вечного пламени. Кто крестился и кто живет согласно Крещению, кто славит Бога богов, тот будет освобожден из вечной пещи. Прославление Навуходоносором всемогущества Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ( " Мене, Такел, Фарес " ), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, " потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно " . Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: " Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие " (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

http://pravicon.com/info-1742

Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Казалось бы: ошибка Солженицына? Я бы по–другому поставил вопрос. Бывает, что один человек прав, а народ ошибается. В истории Церкви было так, что лишь несколько человек продолжали оставаться в истине, а вся Церковь уклонялась в ересь (пример преп. Максима Исповедника и св. папы Мартина). Александр Исаевич, безусловно, был прав в своём нравственном импульсе. Но изломанная народная жизнь до этого уровня подняться не смогла. Неверно было бы остановиться только на констатации этого факта. Почему так произошло? Солженицын центром своих рассуждений имел, как я уже сказал, нравственно–религиозное начало; и только исходя из этого можно получить ответ на данный вопрос. В пятой главе Книги пророка Даниила повествуется, как на пиру царя Валтасара вышли персты руки человеческой и писали против лампады па извести степы чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5). И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене–исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 25 — 28). По контексту Священного Писания, это случилось тогда, когда царь Валтасар переступил некую религиозно–нравственную границу… То, что я скажу дальше, является моим индивидуальным и, конечно, крайне субъективным ощущением; но мне чувствуется, что сегодня Россия взваливается на эти роковые, судьбоносные, ужасные Божьи весы, показания которых никто не может отменить. С 1990–х годов и посейчас идёт вот это «взвешивание России». И, боюсь, оказывается она пред Богом слишком лёгкой. Но что же это? судьба? фатум? Нет. Православное христианство говорит нам о том, что взаимоотношения человека и Бога строятся на основании принципа синергии — некоей, я бы сказал (хоть это и не очень корректно со строгой богословской точки зрения) взаимозависимости человека и Бога. Не просто так отняты у народа духовные силы, а вот по какой причине, о которой говорит пророк Исайя: горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5, 20). Наш народ — то есть власть и общество в своём большинстве — не сделал никаких нравственных выводов из своего прошлого. «Одно слово правды весь мир перетянет», — говорил Солженицын. Не принял и не принимает народ это слово. Не покаялся и не кается народ в истории XX века, столь правдиво осмысленной писателем; не захотел и не хочет пройти через нравственное покаянное неудобство. Сегодня для многих Сталин — «успешный менеджер»; один лишь этот пример свидетельствует об отсутствии моральной оценки истории; а таких примеров можно приводить сотни. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Тал. 6, 7), — говорит апостол Павел. 90–е годы — начало жатвы; сейчас — её разгар; чем всё это кончится — боюсь, что, по библейской логике, увы, наказанием…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010