Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: ( Евр.10:15 ) 58 . Что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ; также см. 1Фес.4:8 ; Гал.3:5 ). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор.2:12 ). В выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин.15:26 , видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого ( Еф.4:30 и Евр.10:29 ) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек ( Мк.3:29 ; Мф.12:32 ; Лк.12:10 ). Для апостола Павла это также крайний грех , подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Царствование антихриста будет всемирным: ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный, все истребляющий завоеватель (см.: Дан.7:8, 11 ). Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:16–17 ). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12 ). Однако врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:10 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25 ), продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней (см.: Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16 ). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д.) вести войну со святыми и победить их... ( Откр.13:7 ). Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20–21 ). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

3 Иеремия 25:12 (ПНМ): «...А по прошествии семидесяти лет я призову к ответу царя Вавилона и тот народ, – говорит Иегова, – призову землю халдеев к ответу за их беззакония и опустошу её на века». 4 Дан. 1:1–2 (ПНМ): «...В третий год царствования Иоакима, царя Иуды, вавилонский царь Навуходоносор пришёл к Иерусалиму и осадил его. Тогда Иегова отдал в его руки Иоакима, царя Иуды, и часть принадлежностей из дома истинного Бога, и он принёс их в землю Сеннаар, в дом своего бога, и внёс эти принадлежности в сокровищницу своего бога». Дан. 2:1 (ПНМ): «...Во второй год царствования Навуходоносора приснились Навуходоносору сны, и его дух встревожился, и он уже не мог спать...» 5 Иер.28:2–3, 10, 11 (ПНМ): «...«Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Я сломаю ярмо царя Вавилона. Не пройдёт и двух полных лет, как я верну сюда все принадлежности дома Иеговы, которые Навуходоносор, царь Вавилона, забрал отсюда и унёс в Вавилон“». [...] Тогда пророк Анания снял ярмо с шеи пророка Иеремии и сломал его. И сказал Анания в присутствии всего народа: «Так говорит Иегова: „Не пройдёт и двух полных лет, как я точно так же сломаю ярмо Навуходоносора, царя Вавилона, которое на шее у всех народов“». После этого пророк Иеремия ушёл». 6 2Царей 24:1–2 (ПНМ): «...В дни Иоакима пришёл Навуходоносор, царь Вавилона, и три года Иоаким был его слугой, но потом восстал против него. Иегова посылал против него банды грабителей халдеев, банды грабителей сирийцев, банды грабителей моавитян и банды грабителей сыновей Аммона. Он посылал их против Иуды, чтобы уничтожить его, – по слову Иеговы, которое он сказал через своих служителей, пророков». 7 Иер.29:1–2 (ПНМ): «Вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима старейшинам, оставшимся среди пленного народа, священникам, пророкам и всему народу, который Навуходоносор увёл в плен из Иерусалима в Вавилон, после того как царь Иехония, царица, придворные, князья Иуды и Иерусалима, ремесленники и строители оборонительных сооружений вышли из Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

«...Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (4, 22). Общие картины смены царств в Книге Даниила (гл. 2,4,7–9) являются лишь общим пророческим подтверждением этой мысли (причем отдельные народы или царства имеют и своих ангелов, гл. 10). 297 Swete (1, с. 98) выражается об этом так: A second Pentecost had proclaimed the admissibility of Gentiles to Christian baptism. 298 Такого же значения рассказ Деян. 16, 9–16 о явлении ап. Павлу ночью «мужа Македонянина», сказавшего: «приди в Македонию и помоги нам», причем Павел последовал этому призыву ангела Македонии, как велению Божию. Равнозначным в Ветхом Завете является внушение Духа Божия Авимелеху, царю Герарскому (язычнику): «и пришел Бог к Авимелеху· ночью во сне и сказал ему» и т. д. ( Быт. 20, 3, 6–7 ). Далее Ис. 45, 1 , царя Кира Бог называет «помазанником Своим». О Навуходоносоре также говорится: «есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» ( Дан. 2, 28–29 ). Здесь говорится о пророческом озарении (во сне) царя, которое, как и всякое пророчество, было от Духа Св. О самом же царе говорится: «ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал Царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных. Он отдал в руки твои и поставил тебя владыкой над всеми ими» (37). На языке восточного гиперболизма здесь выражается мысль, что Навуходоносор является в известном смысле также помазанником Божиим, подобно Киру. В Дан. 4, 21–2 говорится, напротив, об определении Божием о Навуходоносоре, которое постигло его в душевной болезни, продолжающейся «доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (22). Этот промысел Божий, осуществляющийся над языческими царствами, менее всего совместим с их богооставленностью. 299 Для характеристики темноты языческого благочестия выразителен рассказ Деян. 14 о том, как в Листре народ апостолов Павла и Варнаву, после исцеления хромого, принял за богов, и жрец «хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (12–13), так что они едва убедили народ «не приносить им жертвы и идти домой» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4 . В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26 . Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5 , Даниилу: Дан.7:13–14 , при крещении Спасителя: Лк.3:22 , и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16 . 1Тим.3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе». Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14 ; Гал.3:1 . Откр.4:2–3 . «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису». Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29 . Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14 ; Ин.1:14 ; Лк.3:22 . Исх.33:20 . «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23 , то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18 , и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16 ; сравн. Кол.2:9 . В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел» (Дан 10:15). Было ли когда-либо поклонение людям праведным?   Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в «трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29).    Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, «которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия). Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?   Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» (1 Цар. 28:14).    е) В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?   В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас. Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?   Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5:25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5; Еф. 6:18, 19, 1:16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5:16). Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?   Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.    Ап. Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак 5:16—18). Вот насколько действенна молитва праведного!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1–я печать. «Конь белый, и на нем всадник, имеющий лук; и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Белый конь чистоту веры апостольского века. Всадник на белом коне с венцом, вышедший победить, изображает ревность и торжество евангельской проповеди апостолов. Первая печать обнимает время с 31 года до 100 г. по Р. X. (31–й год – год смерти Спасителя). 2–ая печать. «Другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр. 6:4 ). Рыжий конь указывает на порчу первоначальной чистоты веры. В церкви появились заблуждения. Она стала обмирщаться, стала искать помощи у государства; отсюда происходили различные затруднения и даже возмущения в церкви. Время этой печати простирается до Константина Великого (100–323 г. по Р. X). 3–я печать. «Конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр. 6:5 ). Конь вороной означает окончательную порчу христианства. Между 323 и 538 г.г. появились грубейшие заблуждения в церкви: безбрачие духовенства, почитание икон и останков и многие суеверные обычаи. Церковь совершенно обмирщилась. Все это затемнило христианскую веру. Время этой печати продолжалось до 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви. 4-я печать. «Конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть, и ад (могила) следовала за ним, и дана была ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом и мором и зверями земными» ( Откр. 6:8 ). Бледность коня – это бледность трупа. Смерть, сидящая на бледном коне, изображает состояние падшей римской церкви с 538 г. до 1517 г. (до реформации). 5–я печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6:9–11 ). По мнению адвентистов, в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как бы они существовали; душам умершим приписывается жизнь, живое существование ( Рим. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Различные периоды в истории христианства изображаются в Откровении ап. Иоанна под образом «семи печатей» и «семи церквей». а) Семь печатей 134 ап. Иоанн видел в Откровении Господа, сидевшего на престоле и державшего книгу, запечатанпую семью печатями ( Откр. 5:1 ). Когда Агнец (Сын Божий) снимал эти печати, то ап. Иоанн созерцал различные образы, представлявшие различные периоды в истории всего христианства. 1-я печать. «Конь белый и на нем всадник, имеющий лук; и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Белый конь изображает чистоту веры апостольского века. Всадник на белом коне с венцом, вышедший победить, – изображает ревность и торжество евангельской проповеди апостолов. Первая печать обнимает время с 31 до 100 г. по Р. X. (31-й год – год смерти Спасителя). 2-я печать. «Другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр. 6:4 ). Рыжий конь указывает на порчу первоначальной чистоты веры. В церкви появились заблуждения. Она стала омирщаться, стала искать помощи государства; отсюда происходили различные затруднении и даже возмущения в церкви. Время этой печати простирается до Константина Великого (100–323 г. по Р. X.). 3-я печать. «Конь вороной и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр. 6:5 ). «Конь вороной» означает окончательную порчу христианства. Между 323 и 538 гг. появились грубейшие заблуждения в церкви: безбрачие духовенства, почитание икон и останков и многие суеверные обычаи. Церковь совершенно омирщилась. Все это затемнило христианскую веру. Время этой печати продолжалось до 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви. 4-я печать «Конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад (могила) следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом и мором и зверями земными» ( Откр. 6:8 ). «Бледность» коня – это бледность трупа. Смерть, сидящая на бледном коне, изображает состояние падшей римской церкви от 538 г. до 1517 г. (до Реформации). «Смерть сидела иа бледном коне; за нею следовал ад (могила); и дана была ей власть над четвертою частью земли – умерщвлять» и т. п. Римская церковь замучила свыше 15 миллионов человек. «И дана была ей власть.... умерщвлять». Реформация обнаружила истинный характер папской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

После того как бросили его в колодезь, сели есть братья мои. 2. Ибо я два дня и две ночи не вкушал, сожалея об Иосифе; и Иуда не ел с ними, а находился при колодце, так как боялся, чтобы Симеон и Гад, вскочив, не убили его. 3. И видя меня, также не ядущего, они поставили меня стеречь его, пока он не был продан. 4. Пробыл же он в колодце три дня и три ночи, и таким образом продан был голодный. 5. И Рувим, услышав, что сделано в его отсутствие, раздрав одежды свои, рыдал, говоря: «Как увижу я лицо Иакова, отца моего?» 6. И взяв серебро, побежал за купцами и никого не нашел; ибо они, оставив большую дорогу, отправились чрез троглодитов кратчайшим путем. 7. Был же Рувим опечален и не ел хлеба в тот день; подошедши же Дан, сказал ему: 8. «Не плачь и не печалься! Ибо мы нашли, что нам сказать отцу нашему. 9. Заколем ножом козла из коз, и замараем хитон Иосифа, и пошлем его Иакову, говоря: „Узнай, хитон ли это сына твоего?“; и сделали так. 10. Ибо хитон они сняли с Иосифа, чтобы продать его, и надели на него одежду рабскую. 11. Взял же Симеон хитон и не желал отдавать его; ибо он хотел мечом изрубить его, гневаясь, что не убил его. 12. Встав же, все мы сказали ему: „Если ты не отдашь, то мы скажем, что ты один совершил зло то во Израиле“. 13. И таким образом он отдал его им; и они сделали, как сказал Дан. Глава 5 И ныне, дети мои, я заповедую вам хранить заповеди Господни, и творить милость для ближнего, и иметь сострадание ко всем, не только между людьми, но и между бессловесными животными. 2. Ибо за это благословил меня Господь; и когда все братья мои были больными, я пребывал здоровым; ибо знает Господь намерение каждого. 3. Имейте милость во внутренностях ваших; ибо если что сделает (кто-либо) ближнему своему, так и Господь сотворит с ним. 4. Ибо и сыновья братьев моих были больными и умерли из-за Иосифа, так как не сотворили милости во внутренностях своих; мои же сыновья сохранены здоровыми, как вы знаете. 5. И когда я был в земле Ханаанской, в приморье я ловил добычу Иакову, отцу моему, и когда многие утонули в море, я невредимым остался. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010