Не удалось извлечь искомое из базы (((

В. Почему мы поклоняемся Ангелам и Угодникам Божиим? О. Потому что с самых древних времен было это поклонение. В Библии рассказывается, что Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ), Иисус Навин ( Нав.5:14–15 ) и прор. Даниил ( Дан.10:9 ), ( Дан.10:15 ) поклонился Ангелам Божиим. – Точно также ученики пророческие поклонились прор. Елисею ( 4Цар.2:15 ), и страж темничный поклонился до земли Ап. Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). В. Поклонялись ли умершим угодникам? О. Поклонялись и поклоняются. Царь Саул поклонился прор. Самуилу, вышедшему из земли ( 1Цар.28:14 ). 31. Просьба молитвы III В. Почему мы просим св. Ангелов и Угодников Божиих молиться о нас? О. Потому, что Апостолы заповедовали взаимную молитву и даже сами просили у христиан молитв о них. «Молитесь друг за друга», пишет Ап. Иаков ( Иак.5:16 ). И Ап. Павел пишет: «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) и сам говорит, – «не перестаем молиться о вас», т. е. о христианах ( Кол.1:9 ). В. Почему же мы преимущественно просим Угодников Божиих молиться о нас? О. Потому, что «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Праведников Бог услышит скорее, посему мы и просим св. Ангелов и Угодников молиться о нас. В. Молятся ли действительно Ангелы и Угодники Божии о живущих на земле? О. Молятся постоянно. Некогда Ангел молился об Иерусалиме: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу говорившему со мною, свидетельствует пророк, изрек Господь слова утешительные» ( Зах.1:12 ). В Св. Писании передается также о молитвах всех святых, что эти молитвы возносятся к Богу, как фимиам. В Откровении читаем: «и пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было множество фимиама, чтобы он, с молитвою всех святых , возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом ( Откр.8:3–4 ). О молитвах Угодников Божиих праведный Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию – бывшего первосвященника, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Макк.15:12–14). 32. О молитвах за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

6 . Апостол Павел так говорит о даровании внешнего Закона: Он дан после (внутреннего Закона) по причине преступлений ( Гал.3:19 ). 7 . Закон внешний дан был верующему еврейскому народу, когда, чудесно освобожденный от рабства египетского, шел он в обещанную ему, Ханаанскую землю. В пустыне, с горы Синая, Господь сначала произнес его вслух всего народа и затем вручил его написанным на скрижалях, или каменных досках, вождю народа Моисею ( Исх. 20 гл.). 8 . Главные и всеобщие заповеди внешнего Закона следующие 10. 1 . Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иныи разве (кроме) Мене . 2 . Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика (какие) на небеси горе (вверху), и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им . 3 . Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе (напрасно). 4 . Помни день субботный, еже (чтобы) святити его: шесть дней делай и сотвориши в них все дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему . 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет (чтобы тебе было хорошо) и да долголетен будеши на земли . 6 . Не убий . 7 . Не перелюбы сотвори . 8 . Не укради . 9 . Не послушествуй (не произноси) на друга своего свидетельства ложна . 10 . Не пожелай жены искренняго (ближнего) твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села (поля) его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть (что есть) ближняго твоего . 9 . Хотя 10 заповедей Закона Божия даны были еврейскому народу, но исполнять их обязаны все верующие; потому что они суть тот же внутренний закон, который написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему. 10 . Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. На вопрос одного юноши, что сделать ему доброго, чтобы наследовать жизнь вечную, Он сказал: соблюди заповеди, и указал на те, которые были написаны на скрижалях и даны чрез Моисея народу еврейскому ( Мф.19:16–17 ). Иисус Христос прямо говорил, что Он пришел не нарушить закон (нравственный, данный чрез Моисея) или пророков (писания их), но исполнить, т. е. пополнить и разъяснить, чтобы понимали и исполняли их совершеннее, как это и сделал Он между прочим в Нагорной проповеди ( Мф. 5 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Беседа 26. О кончине века Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам. То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства. И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея: Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» . Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге « мерзость запустения » ( Дан.9:27; 11, 31; 12, 11 ). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» ( Дан.12:4 ). С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало ( 1Ин.2:18 ). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

[К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. (1Кор.15:1–4).] Огласительное поучение пятнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. (Дан.7:9). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. (Дан.7:13).] Огласительное поучение шестнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки; и также на слова из Послания к Коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных, и проч. (1Кор.12:1) Дары различны, но Дух один и тот же, и проч. (1Кор.12:4).] Огласительное поучение семнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из Первого послания к Коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости, и проч. (1Кор.12:8).] Огласительное поучение восемнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч. (Иез.37:1).]     Книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315–386), в которой помещаются его огласительные и тайноводственные поучения, наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро – и нравоучения, образец преподавания христианских догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Семени для Благословенного Потомка, Спасителя мира. В древней всемирной истории, или в Ветхом Завете еврейский народ является, – по свидетельству Св. Писания, – народом- «первенцем», хранителем истины и носителем в чреслах своих Св. Семени, народом-священником и царственным священством, взятым Богом в чрезвычайный удел Себе, однако в самом призвании еврейского народа, свидетельствовавшем, без сомнения, о высоком нравственном его достоинстве, указывалась Богом и цель его служения миру – благословение всех народов земли в Семени Авраама ( Быт.22:18 ), ибо от иудеев должно изойти спасение миру ( Ин.4:22 ), говорит Сам Иисус Христос, Спаситель мира. Следовательно, не мир существовал для иудея, а иудей для мира: «Не для одних иудеев, – говорит Афанасий Великий , – дан был закон, не для одних иудеев посылаемы были пророки; но, хотя посылались они к иудеям и терпели они от иудеев, однако ж для всей вселенной служили священным училищем к познанию Бога и к устроению духовной жизни» (Догм. Бог. пр. Макар. 1131). Поэтому миродержавная десница Божия в судьбах и в истории всего языческого мира явлена не менее, как и в истории еврейского народа. «Возвеселись, неплодная, нерождающая, – говорит Господь о всем языческом мире, о дщери Своей язычествующей, – воскликни и возгласи, немучившаяся родами. Не бойся, ибо не будешь посрамлена; не смущайся, ибо не будешь в поругании». «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель Твой – Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:1, 5–7 ). По свидетельству Св. Писания Бог во всем мире являл и являет Себя верховным державством: Он есть мироправящий Царь «всей земли» ( Пс.46:3–8, 94:3 ); Он царствует над народами ( Пс.46:9 ); обладает ими ( Пс. 21:29 ); «могуществом Своим владычествует Он вечно: очи Его зрят на народы, – да не возносятся мятежники» ( Пс.65:7 ); «судит народами праведно и управляет на земле племенами» ( Пс.66:5 ); Он «поставляет царей» ( Дан.2:21 ), каждому народу дает вождя ( Сир.17:14 ), дает народоправителю «державу и силу» ( Прем.6:4 ), «венчает его славою и честию» ( Пс.8:6 ), и вообще, следовательно, через царей земных, через вождей народа и через народоправителей управляет царствами, племенами и народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«...Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (4, 22). Общие картины смены царств в Книге Даниила (гл. 2,4,7–9) являются лишь общим пророческим подтверждением этой мысли (причем отдельные народы или царства имеют и своих ангелов, гл. 10). 297 Swete (1, с. 98) выражается об этом так: A second Pentecost had proclaimed the admissibility of Gentiles to Christian baptism. 298 Такого же значения рассказ Деян. 16, 9–16 о явлении ап. Павлу ночью «мужа Македонянина», сказавшего: «приди в Македонию и помоги нам», причем Павел последовал этому призыву ангела Македонии, как велению Божию. Равнозначным в Ветхом Завете является внушение Духа Божия Авимелеху, царю Герарскому (язычнику): «и пришел Бог к Авимелеху· ночью во сне и сказал ему» и т. д. ( Быт. 20, 3, 6–7 ). Далее Ис. 45, 1 , царя Кира Бог называет «помазанником Своим». О Навуходоносоре также говорится: «есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» ( Дан. 2, 28–29 ). Здесь говорится о пророческом озарении (во сне) царя, которое, как и всякое пророчество, было от Духа Св. О самом же царе говорится: «ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал Царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных. Он отдал в руки твои и поставил тебя владыкой над всеми ими» (37). На языке восточного гиперболизма здесь выражается мысль, что Навуходоносор является в известном смысле также помазанником Божиим, подобно Киру. В Дан. 4, 21–2 говорится, напротив, об определении Божием о Навуходоносоре, которое постигло его в душевной болезни, продолжающейся «доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (22). Этот промысел Божий, осуществляющийся над языческими царствами, менее всего совместим с их богооставленностью. 299 Для характеристики темноты языческого благочестия выразителен рассказ Деян. 14 о том, как в Листре народ апостолов Павла и Варнаву, после исцеления хромого, принял за богов, и жрец «хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (12–13), так что они едва убедили народ «не приносить им жертвы и идти домой» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Такой человек непременно и, быть может, на каждом шагу подмешивал бы нечто свое в Божию волю и извращал Промысл. Человеку хочется сказать «Я», и это короткое слово звучит как выстрел, нацеленный в сердце возможного чуда. «Я сделал, я достиг, я сумел», — говорит похититель Божественной славы, и поскольку Бог ревнует об истине, Он умеет смирять разгордившихся. Так, Навуходоносор, разгуливая по царским чертогам, сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царствия силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан. 4:26 ). «Я построил», «мое могущество», «мое величие»… В одном предложении царь с лихвой позволил проявиться любви к себе и восхище нию своими избыточными дарованиями. Но… «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство твое отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором» ( Дан. 4:28-29 ). Святой человек добровольно подобен скальпелю в руке Хирурга или лопате в руке Садовника. Он сознательно отдает себя на служение и разумно покоряется воле Божией, поскольку принудить и через силу использовать Бог может любого, но нет в этом тогда человеку похвалы. Святой же человек — это тот, кто согласен быть инструментом и не согласен приписывать славу себе. «Величается ли секира перед тем, кто рубит ею? Пила гордится ли перед тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его?» ( Ис. 10:15 ). И это есть подлинное смирение перед Богом, подлинная духовная нищета, оказывающаяся непременным условием святости и активного участия в Божиих делах. Так, уже престарелому монаху Ионе велела Божия Матерь строить в Киеве новый монастырь, а тот боялся и отказывался, ссылаясь на возраст и немощи. Матерь Господа неба и земли сказала ему тогда, что Она все сделает Сама, а Иона будет в Ее руках лишь лопатой и граблями, что вскоре и начало свершаться. Мир был бы совсем другим, если бы во всех была вера. И тем более мир был бы другим и жизнь была бы другой, если бы вера была зрячая и смиренная. Зрячая и смиренная вера — это то, о чем сказано: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. ИЗ: 9).

http://azbyka.ru/fiction/religija-serdca...

И Даниил тогда говорит царю: « Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его» (Дан. 4:16). Древо есть твое царство, а корень его есть ты сам, что ты сам вменишься со скотами полевыми и будешь питаться травою и орошаться дождем, но если ты покаешься, если ты посвятишь себя милосердию к бедным, то ты можешь искупить грехи свои правдой, тогда мир твой продлится. Тем не менее, царь не вслушивается в эти слова. Через год он обходит свой дворец и говорит себе: « это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27). Как только эти гордые слова были произнесены, его поражает безумие, и действительно, его отлучают от людей, и он ест траву, как вол, обрастает весь волосами и вместо него, скорее всего, его сын какое-то время правит царством. Впрочем, Навуходоносора держали, видимо, где-то в укромном месте, поскольку через Даниила было возвещено, что это « до времени», то есть, исцеление настанет. Через отведенный срок Навуходоносор приходит опять в ум, кается и прославляет уже в третий раз Бога Всевышнего. 9.5. Пир Валтасара Следующий эпизод, связанный с вавилонским царством, относится уже ко времени Валтасара, внука или даже правнука Навуходоносора. Описывается пир, который этот царь сделал для своих вельмож. Судя по всему, этот пир имел место тогда, когда персы уже подходили к Вавилону. По-видимому, он имел своей целью как-то укрепить и подбодрить вавилонских военачальников. По указанию царя, из хранилища принесены сосуды Иерусалимского храма, которые были некогда его прадедом оттуда вынесены. Из них было приказано пить всем — и мужчинам, и женщинам, всем, кто на этом пире пребывал. Для чего? Для того, чтобы напомнить всем собравшимся о мощи вавилонской державы, для того, чтобы показать, что даже превозносимый Бог иудеев и Тот оказался не в силах противостать державе вавилонской, что сосуды из Его храма здесь сейчас у них на пиру, у людей, которые превыше всех богов. И в этот момент в том месте стены, где висели лампады, появляется рука, которая пишет таинственные письмена, которые никто не может прочитать и разобрать, отчего страх поражает всех собравшихся. Тогда царица, по-видимому, мать Валтасара, велит призвать Даниила, который прочитывает эту надпись и истолковывает ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010