21:22. Пророки часто предрекали суд над Иерусалимом. Хотя они обычно подразумевали вавилонский плен (который имел место примерно за 600 лет до Иисуса), этот принцип – суд и необходимость покаяния для полного восстановления – все еще не потерял своей силы. 21:23. Естественные трудности и заботы, связанные с рождением и кормлением младенцев, в этот период усугублялись. Данный текст, возможно, указывает на горе и скорбь в связи с потерей детей (ср.: «2 Вар. 10:13–15). Язык «великого бедствия» эхом отзывается в «пророчествах о великой скорби, которая будет предшествовать окончательному покаянию Израиля ( Дан. 12:1 ). В «Ветхом Завете Божьи суды в истории часто описываются как «гнев» (напр., на Иерусалим – Пл. 1:12), а также как Его грядущий гнев в День Господень (напр.: Соф. 1:14,15 ). 21:24. Все жители Иерусалима погибли во время войны (от голода, болезней, пожаров, военных столкновений между самими евреями и с римлянами) или были порабощены в 70 г. Иерусалим был разрушен до основания; после второго разрушения в 135 г. н. э. Иерусалим был перестроен как языческийгород с языческим храмом на том месте, где некогда возвышался Божий храм. 21:25–38 Будьте готовы Разрушение Иерусалима представляет собой последнее знамение миру перед вторым пришествием Иисуса; получив такое предзнаменование, последователи Христа должны быть готовы к Его пришествию. 21:25,26. «Иосиф Флавий и ссылающиеся на него авторы говорили о знамениях на небе, которые предшествовали падению Иерусалима. Такие знамения были сигналом для нечестивых – убояться ( Ис. 19:16 ; Иер. 4:9 ). Это язык конца времен ( Ис. 13:10; 34:4 ; ср.: 24:23; Иез. 32:7,8 ). Некоторые древние авторы использовали этот язык катаклизмов для изображения исторических событий (в « " Сивиллиных оракулах» так описано землетрясение; ср.: Пс. 17:7–20 ; Иер. 4:20–28 ), но большинство авторов пользовались подобным языком для описания конца времен, преобразования современного мирового порядка и установления вечного Божьего «Царства. 21:27. Иисус иногда описывает пришествие «Сына Человеческого в образах еврейской литературы, обычно относящихся к Богу (ср.: Ис. 19:1 ). Здесь у Иисуса содержится явная аллюзия на Дан. 7:13,14 , где «как бы Сын человеческий» (т. е. напоминающий человека) получает «Царство от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

«Веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом и пребывает попечительным Защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова, также святые ангелы хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и все, которых Он прославил как верных Своих служителей, к коим причисляем архиереев, иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию. Ибо мы знаем из Священного Писания, что должно молиться друг за друга, что много может молитва праведного и что Бог более внемлет святым, нежели тем, которые остаются во грехах. Исповедуем также, что святые суть посредники и ходатаи о нас пред Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они по разрушении зерцала (о коем упоминает апостол) во всей ясности созерцают Святую Троицу и беспредельный свет Ее. Ибо как не сомневаемся мы в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее, так не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые соделались как бы ангелами, при беспредельном свете Божием видят наши нужды» 59 . Православный : Где в Священном Писании сказано, что Бог внемлет святым, когда они молятся о нас? Священник : Я показал, что святые прославлены от Бога особой честью (см.: Рим.2:10 ), что они будут судить мир (см.: 1Кор.6:3 ), что они возлюблены Богом (см.: Дан.10:19 ). А о том, что Бог внемлет молитвам святых о нас, прочтешь в Божественном Писании там, где я тебе укажу: Быт.20:7 ; 1Цар.7:9 ; Иов.42:8 ; Иер.15:15 ; Дан.10:11–21 ; Иак.5:10, 15 ; 2Тим.1:3 ; Откр.8:3–5 . О ходатайстве же ангелов за род человеческий смотри в: Быт.19:12–13; 24:7 ; Исх.14:19; 23:20; 32:34; 33–2 ; Числ.20:16 ; 2Цар.24:16–17 ; 1Пар.21:14–16 ; Дан.3:19–25 ; Евр.1:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Воспитание Даниила, полученное им при дворе вавилонского царя Навуходоносора в духе халдейском, естественно, должно было отразиться и на языке, и на образе выражения в его пророческой книге. И действительно, книга пр. Даниила первоначально была написана частию на языке еврейском, смешанном со словами халдейско-персидскими и даже греческими, частию на чисто халдейском. На еврейском написаны главы 1, 2:1–3; 8, 12; на языке халдейском – главы 2:4–49, 4–7. Иначе говоря, исторические события и пророчества, т. е., те отделения и места книги, где Даниил говорит сам от своего лица, изложены на языке еврейском, а указ Навуходоносора (Дан.З:4), также изречения, принадлежащие ему, Валтасару и волхвам, изложены на языке халдейском, со всею точностью в том виде, как оные были составлены и произнесены первоначально. Что же касается стихов 24–90 третьей главы и целых глав 13 и 14, как славянской Библии , так и Вульгаты, то этих мест нет ни на еврейском, ни на халдейском, но они существуют только на греческом языке. Но так как и эти места принадлежат пр. Даниилу, то необходимо допустить, что и они первоначально были написаны на языке еврейском или халдейском, с которых уже переведены на язык греческий. Что касается образа выражения, то сны и видения, посредством которых в книге сей сообщены откровения, изображаются величественными символами, которые познаются без большого труда, а те из них, которые более таинственны, изъясняются не самим, однако же, Богом, как у пр. Иезекииля, но иногда ангелом ( Дан.9:21–22 ), иногда мужем, называвшим себя хранителем страны ( Дан.10:13–20:21 ). Слог здесь прозаический, язык наполнен халдейскими и другими выражениями. 6. Доказательства подлинности и принадлежности кн. пр. Даниила Хотя книга пр. Даниила помещается в отделе агиографов, и у Сираха о ней не упоминается, и сам Даниил, по-видимому, не причисляется к пророкам ( Сир.49 ), но, несмотря на это, она всегда считалась истинно каноническою священною книгою, как у иудеев, так и у христиан, и писателем ее всегда признавался пр. Даниил 17 . Доказательства сему следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Переселение Тира и развитие его ремесел – это ссылка на ст. 8; не вполне понятный ст. 10 может изображать анархию, наступившую в далекой колонии из–за падения ее города–хозяина. «Ханаан» (NIVmg) используется в ст. 11 как наименование исконной территории Тира и Сидона, впоследствии это название распространилось на всю Палестину; слово торговцы в ст. 8, близкое к названию местности, показывает, насколько синонимичными были названия царства и его основного занятия. Народ, виновный в поражении Тира, в ст. 13 изображен скорее похожим на Вавилон, чем на Ассирию. Оба эти государства по очереди покоряли Тир. (Впоследствии греки, а еще позже сарацины и крестоносцы вновь и вновь завоевывали его.) Но вопрос об основной причине задается в ст. 8, а ответ на него дан в ст. 9: Кто определил это ?… Господь Саваоф определил это… Это частный случай Его суда над надменностью (9) в любом ее проявлении, и это же – одна из основных тем всей книги (см.: 2:10–22). 23:15–18 Тир – забытая блудница. Как мы знаем из истории, после каждой катастрофы (вплоть до средних веков) Тир через какое–то время отстраивался заново и возобновлял свою торговлю. Семьдесят лет, скорее всего, приведены в значении средней продолжительности человеческой жизни, как «семьдесят лет» плена вавилонского. Но метафора забытой блудницы (15–17) придает возрождению одновременно оттенок трогательности и развращенности. Нам показаны вечные соблазны материального мира, хотя в заключительном стихе говорится о надлежащем их использовании. Здесь одновременно выражены идеи Отк. 18:3 и 21:24. 24:1–27:13 Заключительная победа Господа После пророчеств о судьбах различных народов (гл. 13 – 23) главной темой становится последний суд Божий над всем миром. Эти четыре главы, известные как «Апокалипсис Исайи», показывают падение сверхъестественных и земных врагов (24:21–22; 27:1) и поражение самой смерти (25:8). Здесь приводится (26:19) одно из двух содержащихся в Ветхом Завете ясных обещаний телесного воскресения. Однако эта более широкая перспектива рассматривается по–прежнему с пункта наблюдения Исайи – Иерусалима с Иудеей, Моава (25:10–12) и великих государств Египта и Ассирии (27:12–13), с близкого и среднего расстояния. Доминирующим чувством в этих главах является радость, выражаемая в песнях хвалы Господу, часто перерастающих в пророчества. 24:1–23 Суд Божий над небом и землей

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

нагота же и необутость – на свободу, несвязанность, неудержимость, и очищающие от привнесенного извне 334 , и уподобляющие, насколько возможно, божественной простоте. 5 . Но поскольку, опять же, простая и «многоразличная премудрость» 335 ( Еф.3:10 ) и непокровенных одевает (ср. Иез.16:8–11 ), и орудия некие дает им носить (ср. Иез.9:1 ), давай, насколько нам возможно, скажем и о смысле священных покровов и орудий у небесных умов. Светлая (см. Мф.28:3 ; Мк.16:5 ; Лк.24:4 ) и пламенная ( Откр.9:17 ) одежда означает, я думаю, боговидность, соответствующую образу огня, и способность просвещать – благодаря небесным обителям, где все свет, повсюду умопостигаемо 336 сияющий, либо умственно осияваемый; а священническое облачение 337 – способность приводить к божественным и таинственным созерцаниям и освящать всю жизнь; пояса же (см. Иез.9:2 ; Дан.10:5 ; Откр.15:6 ) – охрану их производительных сил и свойство 338 собирать их воедино в самом себе и обращаться вокруг себя в строгом порядке и неизменном тождестве; жезлы же (см. Суд.6:21 ; Зах.11:10 ) – царственность, владычественность и прямоту осуществления всего; копья же и секиры (ср. Иез.9:2 ) – отделение неподобного 339 , а также быстроту, энергичность и предприимчивость их различающих сил; а землемерные 340 и строительные орудия (см. Иез.40:3, 5 ; Ам.7:7 ; Откр.21:15 ) – способность основывать, созидать и завершать и вообще делать все, что относится к промыслу возведения и обращения к Богу сил вторичных. Иногда же орудия, с которыми изображаются святые ангелы (см. Чис.22:23 ; Откр.20:1 ), суть символы божественного суда над нами, из каковых орудий одни указывают на исправительное 341 наставление или карающее правосудие, а другие на освобождение от напастей, или окончание наказания, или возвращение прежнего благополучия, или прибавление иных даров, малых или великих, воспринимаемых чувствами или умопостигаемых. И совсем не трудно проницательному уму подобающим образом связать видимое с невидимым. 6 . А наименование их ветрами 342 (см. 2Цар.22:11 ; Пс.17:11, 103:3 ; Иез.1:4 ; Дан.7:2 ), являет их быстроту и всего достигающий почти без затраты времени 343 полет 344 , а также способность двигаться, перемещаясь сверху вниз 345 и снизу вновь вверх, простирая вторичных ввысь, к большей высоте, а первенствующих подвигая к приобщительному и промыслительному выступлению вовне ради низших. Можно также сказать, что и наименование воздушным 346 исполненным ветра дыханием 347 выявляет богообразность небесных умов. Ибо образ и оттиск богоначальной энергии (как это более пространно было нами показано при объяснениях четырехстихийности в «Символическом богословии» 348 ) присутствует и в подвижности и животворности ангельской природы, и в быстроте и неудержимости их перемещений и неведомой нам и невидимой сокровенности начал и завершений их движения. «Ибо не знаешь, – как говорит евангелист, – откуда приходит и куда уходит» ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

От вина отличались другие крепкие напитки (сикер или сикера). Были известны крепкие напитки из фиников, граната, меда, злаков ( Песн.8:2 ; Притч.20:1 ; Ис.24:9, 28:7, 29:9 ). Практика полного воздержания от вина не имела широкого распространения. Отказ от вина мог быть вызван стремлением верующего оградить себя от возможности осквернения (например, пророк Даниил, находясь в плену, в Вавилоне, отказывался от вина, « какое пьет царь .., чтобы не оскверняться ему » ( Дан.1:8 )). Кроме того отказ от вина мог быть связан с исполнением обязанностей священнослужения ( Лев.10:8-11 ). Полное воздержание от вина, на определенный срок, требовалось от человека после принятия им обета назорейства ( Чис.6:3 ): верующий, принимавший такой обет, должен был воздерживаться от вина «во все дни назорейства своего» ( Чис.6:4 ). В тоже время чрезмерное употребление вина воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Пророк Исаия порицает тех, кто злоупотребляет вином и крепкими напитками ( Ис.5:11-12 ), Товит дает своему сыну совет: « Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем » ( Тов.4:15 ). В книге Притч говорится: « Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен » ( Притч.20:1 ). Христос предупреждает: « Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно » ( Лк.21:34 ). Апостол Павел пишет христианам Ефеса: « Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом » ( Еф.5:18 ). Вино в Библии нередко символизирует духовные силы и дарования ( Притч.9:2 ; Ис.55:1 ). Но может символизировать заблуждения, ложные учения и т. п. ( Откр.17:2; 18:2 ). Вместе с тем образ вина используется в Священном Писании в качестве символа Божьего благословения, Божьих даров: « И будет в тот день: горы будут капать вином » ( Иоил.3:18 ); « и горы источать будут виноградный сок » ( Ам.9:13 ); « и сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин » ( Ис.25:6 ). Кроме того в Священном Писании образ чаш с вином в качестве символа гнева Божия в виде чаш с вином ( Иер.25:15 ; Откр.16:1 ).Заметим, что во времена Ветхого Завета Израильский народ аллегорически сравнивался с виноградной лозой, виноградом ( Пс.79:9-16 ; Ос.10:1 ). Господь Иисус Христос уподобил землю обитания израильтян – месту расположения виноградника (ср. Мк.12:1-9 ). В свою очередь Себя Он назвал Истинной виноградной лозой, Своего Отца – Виноградарем, а Своих последователей уподобил плодоносным ветвям виноградной лозы ( Ин.15:1-7 ). Что было в чаше у Иисуса Христа на Тайной вечере?

http://azbyka.ru/vino

Для изображения Его лица пророки берут черты со своих прославленных царей и священников, но возвышают их до выше человеческих свойств, и описывают Его время в противоположности с тем, что видели они вокруг себя, т. е. с теми несовершенствами, какими полна обычная человеческая жизнь. Это – сын Давидов или новый Давид и новый Соломон. Но Он царствует, как никто никогда не царствовал – не внешней, а внутренней силой – в умах и сердцах людей: Он владычествует над народами не для целей земных, а для истины и правды, которой Он преисполнен Сам и которая есть источник благословения для всех народов, и не на время, а на веке ( Пс.44,71 ) 236 . Царство ваше Его в противоположность всему, что было дотоле в истории народов, будет владычеством мира, потому что Сам Он есть мир или воплощение мира ( Мих.5:5 ). Это – священник или первосвященник ( Пс.109:4 ; Зах.3:8,9 ), но не затем явившийся, чтобы приносить обычные жертвы и возлияния, а чтобы уничтожить их ( Дан.9:27 ), и не для того, чтобы от народа принимать дары за свою службу, но чтобы всем сообщить право священства. Это – пророк, который на всех излиет дары пророчества и боговедения ( Иоил. 2:28 ). Это – особая отрасль на земле ( Зах.3:8 ), чудный Сын человеческий ( Дан.7:13,14 ) 237 , желаемый всеми народами ( Агг. 2:7 ), которому дана навеки власть над человеческим миром, особый Ангел завета (нового), который очистит и претворит сердца людей, как огонь расправляет и очищает металлы ( Мал.3:1–3 ), тот Ангел лица Иеговы ( Ис.63:9 ), который называется Господом от Господа с неба ( Быт.19:24 ), чудное Лице с божественными чертами 238 . Это – ближний Иеговы ( Зах.13:7 ; Иер.30:21 ), Сын Его и наместник, представитель силы и царства Его на земле ( Пс.2,88,109 ). Все высокие черты нравственного служения царей и священников в Нем одном сливаются и принимают характер не только идеальный, но и выше естественный. Еще более необычайным и таинственным представляется лицо Мессии, когда Он, как это мы видим в некоторых пророчествах, изображается страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

20:5,6. Наказание остальных умерших после этого промежуточного периода, вероятно, предсказывается в Ис. 24:21,22 , хотя в Дан. 12 (как и в ряде новозаветных текстов) не выделяется особое время между воскресением праведных (после бедственного времени, которое упоминает Даниил в Дан. 12:13 ) и нечестивых. В еврейских текстах иногда говорится о «второй смерти» нечестивых на последнем суде. О царствовании священников см. в коммент. к Отк. 1:6 . 20:7–10 Безрассудство Гога и Магога 20:7,8. Гог, князь в земле Магог, появляется в книге Иезекииля ( Иез. 38, 39 ) как последний враг Израиля, после того как Израиль был собран и, возможно, в процессе воскрешения мертвых (гл. 37). Хотя исследователи спорят, кого имел в виду Иезекииль, они согласны с тем. что враги эти придут с севера (как и все другие враги Израиля в этот период); Иосиф Флавий отождествлял их со скифами. Гог и Магог постоянно встречаются в еврейских текстах как последние серьезные враги Израиля (у раввинов, вапокалиптических текстах и в «Свитках Мертвого моря). Многие иудейские учителя ожидали массового обращения язычников в иудаизм в мессианскую эпоху, после чего, по их представлениям, должно было последовать массовое отступничество во времена Гога и Магога. В Свитках Мертвого моря войска языческих народов названы армией Велиара (сатаны), хотя данный текст в большей степени отвечает сражению, описанному в Отк. 19 . 20:9. В некоторых еврейских текстах описывается огненная стена вокруг Иерусалима (см.: Зах. 2:5 ; ср.: Исх. 13:21 ), в других же – огонь, ниспадающий с неба, чтобы уничтожить врагов (Сивиллины оракулы; на основе судов в Быт. 19:24 ; Лев. 10:2 ; 4Цар. 1:10 ). Здесь в основе – Иез. 39:6 . В Сходствах Еноха ангелы побуждают парфян оккупировать Святую землю, но земля раскрывается, чтобы поглотить эти полчища. Свитки Мертвого моря называют верный остаток «станом святых», что вызывает ассоциации с Израилем, лагерь которого находился пустыне, где народ ожидал вступления в Святую землю. Об объединении всех народов против народа Божьего см., напр., в Зах. 12:3; 14:2 . См. коммент. к Отк. 16:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010