220 Вефсан ( Нав.17:11 , Суд.1:27 ), теперь существующий под именем Ниссана или Байзана (Beisan, Baisan), получил название Скифополя (города Скифов) со времени, засвидетельствованного Геродотом (Herod. Hist. I, 103–105) нападения скифов, которые здесь жили, по всей вероятности, в продолжение значительного времени. См. Bibel-Lexicon v. Schenkel, I Bd. S. 430. 223 Антиох III имел несколько опытных полководцев, которым поручал нередко ведение войн и управление войсками. Таковы напр. были Ксенон, Феодот, Ксенет, Ипполох, Керей, Лигор, Никомед Хиосский, Николай Этольский. Некоторые из них, подобно вождям Навуходоносора ассирийского, были иностранцами (напр. Феодот, Ипполох и Керей были египтянами). Во время похода во внутреннюю Азию передовые войска были поручены Антиохом Диогену, а арьергард – Никомеду Хиосскому и Николаю Этольскому (Hist. de Polyb, trad, p. Maigret 1. V et X). Замечательно, что Олоферн, подобно полководцам Антиоха III, распоряжался также не всем войском, а лишь частью его, а именно авангардом. Он «выступил в поход, чтобы предварить царя Навуходоносора» [( Иудиф.2:19 ) сн. ( Иудиф.2:7 )]. 224 Этим объясняется, между прочим, то явление, что в священных книгах иногда приписываются известным лицам имена, отличные от тех, которые сообщаются светскими историками. Так, именем Ахашвероша (по евр. тексту) или Ассуира (но переводу LXX) в ( Дан.9:1 ) называется Астияг, царь мидийский, отец Киаксара III, в ( 1Ездр.4:6 ) – Камбиз, сын Кира, в ( Тов.14:15 ) – Киаксар I Мидийский, разрушивший, в союзе с Набополассаром вавилонским, Ниневию. См. В. R. WB. v. Winer, I Bd. S. 38. 232 Если Κωνς не есть κμας (как предполагает Фрицше на основании некоторых списков книги, – см. Kurzgef. exeg. Handb. zu d. Apokt·. 2 Lief. S. 147), по ошибке переписчика или переводчика обращённое в собственное имя, то под этим именем можно понимать Киамон [сн. ( Иудиф.8:3 )], на месте которого в настоящее время находится селение Kumieh, – на южном склоне Малого Ермона, к северу от Ездрилона. См. Comment. üb. d. B. Judith v. Wolff, S. 159–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Так у Иова говорится, что Бог указывает путь гремящей молнии и повелевает быть на земле снегу, бури и дождю ( Иов. 28:26 ). Он прозябает траву скотом и злак на службу человеком, и изводит хлеб от земли ( Пс. 103:14 ). Иисус Христос свидетельствует, что Отец небесный сияет солнце свое на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя ( Мф. 5:45 ). б) Управляет целым родом человеческим, устрояя судьбы царств земных и народов, и даруя им царей и правителей: Той пременяет времена и лета, поставляет царей и преставляет ( Дан. 2:21 ). Владеет Вышний царством человеческим; и емуже восхощет, даст е ( Дан. 4:14, 22, 29 ; сн. Притч. 8:15 . Прем. 6:4 . Сир. 10:5; 17:14 ). Очевидным доказательством сего есть история рода человеческого, рассматриваемая при свете Божественного Откровения, в) Управляет каждым человеком. Ибо Премудрый говорит: от Господа исправляются стопы мужу, смертный же како уразумеет пути своя? ( Притч. 20:24 ). Почему св. апостол Петр убеждает нас всю свою печаль возлагать на Бога, яко Той печется о нас ( 1Пет. 5:7 ). Промышляя о человеке, Бог премудро располагает началом его жизни: яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея ( Пс. 21:10 ); продолжением, – ибо оно представляется в Писании наградой за добрые дела: чти отца твоего и матерь твою, да долголетен будеши на земли ( Исх. 20:12 ); концем: изочтены месяцы его от Тебе, на время положил еси и не преступит ( Иов. 14:5 ). Бог располагает всеми происшествиями счастливыми и несчастливыми: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Господь убожит и богатит, смиряет и высит ( 1Цар. 2:6, 7 ). Той болети творит и паки возставляет ( Иов. 5:18 ). Он указывает путь жизни, в который должно идти человеку ( Пс. 142:8 ); от Господа сочетавается жена мужу ( Притч. 19:14 ) и от Него зависит даже ответ языка ( Притч. 16:1 ). Бог управляет и свободными действиями человеческими. Добрым действиям Он всеми способами вспомоществует: ибо любящим Бога вся споспешествуют во благое, говорит Апостол ( Рим. 8:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Таково общее содержание откровения. Затем следует раскрытие частностей по отдельным и главным моментам осуществления предметов откровения. «Итак, знай и пойми, – говорил архангел Даниилу, указывая сими словами великую важность того, что он имел сообщить пророку для раскрытия сказанного в 24 ст.: – от выхода приказа о восстановлении и обстроении (еже отвещати и еже соградити – слав.) Иерусалима до Мессии – князя седмин семь и седмин шестьдесят две» 53 . Снова обстроятся площади (rechob. улицы, вообще открытое, свободное место пред воротами или храмом, слав. стогна) и окопы (charutz. ров, вал, водоём, вообще огороженное чем-либо пространство, двор Keil, 298, слав. забрала) т. е. Иерусалим снова будет обстроен, с одной стороны, правильными улицами и площадями, а с другой, будет защищён проведёнными вокруг него рвами и окопами, вообще укреплениями, «хотя среди трудного времени», т. е. воссоздание это и обстроение будет сопровождаться многими трудностями, препятствиями и бедами для строителей (слав. и истощатся лета). «После седмин 62 будет убит Мессия 54 и нет у Него» 55 , т. е. того, чем бы Он, как Мессия, князь Израиля должен был обладать. Убиение Мессии отрицательным последствием своим будет иметь прекращение владычества Его над народом завета, а положительным последствием будет то, что «город и святилище разрушит народ 56 одного князя, который (во главе своего войска, воинственно-враждебно) придёт (нава-евр., и в других местах книги прор. Даниила, равно как и в других книгах Писания употребляющееся для обозначения враждебного нашествия на землю, и в частности на землю Израилеву иноземного князя или царя, – см. Дан.1:1, 11, 13, 15 , – а особ. кн. пр. Иер.36:29 ) и конец 57 этого (т. е. погибель того, что должно подпасть разрушению) в потопе (в наводнении, в затоплении страны многочисленными полчищами, сн. Дан.11:10, 22 ; Ис.8:8 ) т. е. враждебно приходящий князь, от которого произойдёт разрушение города и святилища, совершит это разрушение через наводнение страны обетованной всегубительными и всеопустошительными своими полчищами, и до конца война (будет идти война, доколе не придёт к концу, к разрушению то, что предназначено к этому), определение развалин (ибо развалины, или превращение в развалины от Бога непререкаемо и безусловно определено)» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Снежно-белые цветы их, с пурпуровыми краями, превосходно блестят из-под зеленых листьев, каждое дерево украшено ими до роскоши, они издают превосходный запах, и путешественники невольно увлекаются и услаждаются ими, и душа их наполняется самыми приятными чувствами» 8 . Посему, мирт здесь «означает будущее утешение от Бога всяческих», говорит блаженный Феодорит . По мнению сего учителя, этот Ангел Иеговы, предводитель войска, на рыжем коне, есть святой Архангел Михаил, покровитель Еврейского народа (сн. Дан. 10:21 ) 9 . Стоял он на низменном месте, или на глубокой долине, может быть, означая этим униженное состояние Иерусалима и других городов Палестины, еще не оправившихся после вражеского опустошения. За Ангелом Иеговы стояли кони разных цветов – рыжие, пегие и белые, стояли они, конечно, не одни, как мы наметили, а с всадниками. Все это, по бл. Феодориту, были невидимые силы, в служение посылаемы за, хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ). Разноцветность коней, вероятно, означала разные народы, к которым Господь Бог посылал своих служителей. Белый цвет – есть символ радости, а потому, по мнению бл. Иеронима, кони белые означали Мидян и Персов; ибо они обрадовали пленных Иудеев, освободив от плена, они способствовали и построению храма Иерусалимского; кони пегие означают Македонян, из коих – одни были дружественны, а другие – враждебны Иудеям ( Дан. 8 ); рыжие кони означают жестоких Римлян, которые погубили Еврейский народ и разрушили храм. Но другие, замечает тот же учитель, разумеют под рыжими конями Ассириян и Халдеев, разрушивших царства Израильское и Иудейское, а под пегими и белыми конями – Мидян и Персов, из коих, одни были милостивы, напр. Кир, Дарий, а другие – жестоки – Камбиз и другие 10 . Ст. 9. И рех: что сии Господи: и рече ко мне Ангел глаголяй во мне: аз покажу ти, что суть сия. С евр.: И сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: Я покажу тебе, кто они. Св. пророк, увидев умными очами мужа, стоящего между миртовыми деревьями и, различного цвета, коней, желал узнать, что означает это видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Дан.2:27–28 ) и что 3) в обоих рассказах внутреннее состояние царей после сновидения характеризуется одним и тем же выражением: возмутился – евр. paam –дух его ( Быт.41:8 , сн. Дан.2:1–2 ). Что же касается других пунктов рассказов, а главное содержание самих сновидений, то тут нет ни малейшего сходства между тем и другим. То же должно сказать и о прославлении Даниила Валтасаром за истолкование таинственных письмен на стене (гл. 5), – прославлении, составленном будто бы, по мнению Бертольда, Блека, Гитцига и др. (Comm. Keil, s. 146), по образу прославления Иосифа Фараоном за истолкование сна. Сходство и здесь касается только того, что как Иосиф за объяснение сна, так и Даниил за истолкование таинственных письмен награждены были каждый золотой цепью, пурпуровой одеждой и удостоены самых высоких мест в государстве. Но при этом чисто внешнем сходстве то и другое события различаются между собой своими каждому из них исключительно свойственными чертами. Так, например, Даниил ставится третьим в царстве. Это уже особенность, которой в древнеегипетском царстве не существовало, так как там царь прославляемого мужа именовал вторым по себе, но не третьим. Сам даже Евальд признаёт особенность обычаев прославления (Comm. Keil, s. 147). Даниил награждается за истолкование таинственных письмен, Иосиф за истолкование сновидения, Иосиф предвещает плодородие и голод в царстве, Даниил прямо погибель царя и царства и пр. Что сказано относительно данного события, тоже нужно сказать и относительно других событий из жизни Даниила, а именно, что сходство в обстоятельствах жизни Иосифа, как они указываются в кн. Быт. 39–41 гл, с обстоятельствами жизни Даниила, как они раскрываются в книге Даниила гл. 2–6, простирается на всецело только общие моменты, что тот и другой переселены были в чужую землю, тот и другой получили от Бога дар истолкования сновидений и через этот дар оказали помощь и спасение своему народу, тот и другой были удостоены языческими царями высоких почестей и высших должностей, как люди, прославившиеся своей мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

После суда над царствами мира, имеет открыться вечное владычество Сына человеческого, то есть, Сына Божия, имеющего вочеловечиться. Но открытию Его царства и самому явлению Его предшествует явление на суд Ветхого днями, то есть, Бога-Иеговы. Явление это сопутствуется ангелами, из которых одни предстоят престолу Иеговы и служат Ему, другие, может быть, высшие ангелы 565 участвуют, как бы и активно, в самом суде Божием. О действительном судопроизводстве ангелов пророк, конечно, не мог говорить, коль скоро в гл. 4 ст. 21, он изменяет мысль царя ( Дан. 7:10–14 ) об определении «бодрствующих» в мысль об «определении Всевышнего». Но значение ангелов, как ближайших свидетелей суда Божия и других дел Божиих относительно царства Божия на земле, здесь, несомненно, предполагается. Вообще, в данном видении мы находим соединение всех трех моментов ангелологии священных писателей пророческого допленного периода, у которых каждый из этих моментов является более или менее обособленно. Здесь а) ангелы предстоят и служат Богу, следовательно, как в 3Цар. 22:19 ; Ис. 6:2 ; Пс. 28:1–2 , являются небесною церковью Иеговы, Его небесным советом, sod, Пс. 88:6–8 . б) Совет этот производит суд над царствами мира, следовательно, имеет отношение к откровенной деятельности Бога в мире, к истории спасения; ангелы не только служат Богу в мире небесном, но и входят в историю человечества, в частности – царства Божия; особенно это видно из того, что один ангел объясняет пророку смысл видения, следовательно, является в отношении к пророку, а вместе и ко всему народу Божию, тем же angelus interpres, который изъяснял пророку Иезекиилю смысл последнего его видения. Наконец, с) так как все видение, изображаемое в Дан. 7:9–12 , имеет форму богоявления, то ангелы выступают здесь и в качестве свиты являющегося Бога; это, по пророческому воззрению, есть третья функция деятельности ангелов, как небесного воинства. Так как это служение, по преимуществу, принадлежит особому классу ангелов – херувимам, которые нередко изображаются престолом являющегося Иеговы, Иез. 1:12 , сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Значит, если бы «человек Божий», получавший чрезвычайные откровения Божия от Духа Божия, в своем личном произволении, преступил указанный «предел», то, при всей верности в своем слове полученному им откровению Божию, он явился бы первым нарушителем повеления Божия, в чрезвычайном Боговдохновении им самим полученного. Допустима ли такая «измена» Господу в вере и благочестии «человека Божия»? Если допустима, как увидим, и возможность такой «измены» Богу в вере и благочестии не только мыслима, но и оправдана примером, указанным в Св. Писании, то почему, спрашивается, Господь удостоил Своего Божественного озарения такого человека, в чрезвычайном просвещении его духа от Духа Божия, который в будущем имел явиться первым нарушителем, как мы выше указали, явленного чрез него повеления Божия? На последний вопрос ответ дан будет ниже при рассмотрении «примера, указанного в Св. Писании» относительно оной «измены Господу» «человека Божия», – на первый же вопрос может быть дан только один ответ в том смысле, что такая «измена Господу в вере и благочестии» «человека Божия» всегда допустима, так как в греховном состоянии человека, при раздвоенности мысле-сознаний и мысле-волений его относительно предносящихся его самосознанию и действующих в нем «закона ума и закона греховного» (Сн. 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ), особенно под влиянием склонения личного его воления к «льстивой какой-либо мысли», человек всегда может вступать на ту или другую ступень «измены Богу» относительно чистоты своей веры и относительно высоты и строгости своего благочестия. Действительно, в лице прор. Валаама мы имеем пример, указанный в Св. Писании, который, с одной стороны, являет собою духовно-нравственный образ высокого созерцательного духа, достойно приемлющего и верно сохраняющего чрезвычайное откровение Божие, с другой стороны, представляет собою «человека Божия», склонившегося, под влиянием овладевшей его волею греховной лести о «мзде» – сокровищах, к «измене» тому благословению Божию, которое им самим, по вдохновению от Духа Божия, изречено народу еврейскому от Лица и имени Господа-Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

небожителей ( Пс.88:8 ; Мф.10:32, 33 сн. Лк.12:8–9 ) и свят. человеков ( Мф.19:28 ; 1Кор.6:2 ); и явившийся в образе старца Господь сел. Величественный вид Старца свидетельствовал о внушающем невольное благоговение и смиренное преклонение пред величием Господа; а совершеннейшая чистота и святость существа Его свидетельствовались одеждой Его белою как снег и волосами главы Его, похожими по своей необыкновенной белизне на чистую волну (шерсть белой овцы, или козы). В высшей степени сильная ревность святого Судии – Господа, та ревность, с которой Он, во имя своей правды и святости, грешников наказывает и уничтожает, а своих верных поклонников и чтителей очищает и возводит к славе, – давала себя знать в том, что престол Господа-Судии состоял как бы из огненного пламени. По всей земле распространяющееся действие этой ревности Господней открывалось через то, что престол имел колеса и при том колеса, как бы составленные из огня горящего. От Господа-Судии, воссевшего на престоле огненном, сходил, – как струящаяся река – пламень, с одной стороны истребляющий всё греховное и боговраждебное в этом мире, а с другой очищающий и возводящий к славе народ Господень и царство Его. Бесчисленное множество ангелов – тысячи тысяч служили этому величественному, святому и страшному Судии и мириады мириад стояли пред ним. После того, как он воссел на своём престоле, занял свои места и призванный к участию в страшном суде сонм св. ангелов и человек; и книги раскрылись. Это, во 1-х, книги закона Божия, оправдывающие исполнителей их, начертавших письмена их в сердцах своих, и осуждающие презрителей их; во 2-х, это упоминаемая в Дан.12:11 и Откр.20:12 невещественная книга жизни вечной, или иначе, советы Бога о спасаемых, по слову апостола: позна Бог сущия своя; в 3-х, эго книги свидетельства служебных духов, посылаемых на служение за хотящих наследовать спасение, – свидетелей всех наших добродетелей и пороков; в 4-х, это совесть, естественная руководительница человека: всякое слово, дело и помышление человека в день суда откроется точно написанным на живых её страницах, в 5-х, всё в мире, чем мы пользуемся ко спасению или злоупотребляем к погибели, все это, подобно актам, раскроется и будет или обличать, или оправдывать нас; и всё, что теперь ни есть сокровенного и запечатлённого касательно нас и судьбы нашей, тогда раскроется как книга с последними о нас результатами или решительными приговорами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Такой закон дан был иудеям по причине склонности их к идолослужению. Мы же, которым дано, избежав суеверного блуждения, познав истину, находиться в чистом (и святом) общении с Богом и служить одному только Богу, изобиловать совершенством богопознания и, по миновании детского возраста, достигнуть в мужа совершенна, – не находимся более под пестуном, так как получили от Бога способность различать, и знаем, что может быть изображаемо и что не может быть выражено посредством изображения... Образа Его, говорит Писание, не видесте... Бога невидимого изобразить, конечно, не возможно. А когда увидишь Бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто будучи, вследствие превосходства Своей природы, лишен количества и качества, и величины, Кто во образе Божии сый, приим зрак раба, чрез это сделался ограниченным в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться, начертывай неизреченное Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдания, освободившие нас от страстей, чудеса – признаки божественной Его природы и деятельности, совершаемые при посредстве плоти, спасительное погребение Избавителя, восшествие на небо; все рисуй, и словом, и красками, и в книгах, и на досках» 734 ). Что же касается отождествления икон с идолами или кумирами, то это намеренная хула на св. иконы. Кумиры или идолы суть изображения божеств языческих, но боги язычников не суть боги ( Гал. 4:8 ), а вымыслы человека ( Деян. 17:29 ), обоготворившего тварь вместо Творца ( Рим. 2:21 ): вемы, яко идол ничтоже есть в мире ( 1Кор. 8:4 ; сн. 10:19; Прем. Сол. 15:17; Пс. 95:5 ). Иконы же суть изображения истинного Бога, в том виде, в каком Он благоволил открыться людям (явлений Божества, но не существа Его), и святых Его, которые в свое время жили на земле и теперь живут на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Велика вера и велика смелость пророков, что один человек уличает целый город в бесславном происхождении. Достоин удивления Даниил, который, будучи отроком, осмелился сказать старейшине, согрешившему и соединившему человекоубийство с прелюбодеянием: племя ханаане, а не иудино, доброта прельсти тя ( Дан. 13:56 ). Велик и Исаия, который взывает к князьям и к народу иудейскому: услышите слово Господне, князи содомстии, внемлите словам Господним, людие гоморрстии ( Ис. 1:10 ). Но не менее их Иезекииль, который безбоязненно говорит к целому городу: корень твой и род твои из земли ханаанской; отец твой Аморрей и мать твоя хеттеянка. Хотя и Стефан, первый мученик за евангелие, сказал к неистовствующему народу: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы, вы присно Духу Святому противитеся ( Деян. 7:51 ), и хотя мы можем землю ханаанскую, как корень Иерусалима и род его, понимать применительно к тому, что в Египте был призван народ и жил там долгое время (ибо Хам, отец Ханаана, былродоначальником ефиопского племени); однако мы должны сказать, что земля египетская служит корнем Иерусалима по причине сходства злодеяний. Поэтому и отец его называется Аморреем, что значит λαλομενος то есть тот, о котором много говорят. И мать твоя хеттеянка, то есть ξιστσα: которая или сама неистовствует или других вовлекает в безумие. Ибо всяк, творяй грех, от диавола родился (сн. Ин. 8:34 ). Посему и во всем мире пользуется известностью имя этого древнего отца и многие вовлекаются им в безумие. И Иерусалиму заповедуется или буквально, или в духовном смысле оставить прежнего отца, и говорится к нему: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея ( Пс. 44:11–12 ) И обещается ей, если она после греха захочет опять обратиться к истинному Отцу: возвращу тебя в то состояние, в каком ты была, когда родилась. Чье происхождение столь славно, как города Иерусалима, который, происходя от племени Авраама, Исаака и Иакова, имел Бога отцом? И однако, так как он согрешил и оставил истинного Отца, то заслуживает слышать: корень твой и род твой из земли ханаанской; отец твой Аморрей и мать твоя хеттеянка. Если он услышал это, то что будет с нами, которые, быв призваны от скверн языческих, оставили всю нечистоту в купели Спасителя, если оскверним одежду Христову и на пиру не будем иметь брачной одежды? Без сомнения то, что с связанными руками и ногами мы будем преданы вечным огням, среди которых плач глаз и скрежет зубов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010