И се на облацех небесных яко Сын человек! И тому дадеся власть, и честь, и Царство; власть Его власть вечная, яже не прейдет; и Царство Его, Царство вечное ( Дан.7:13, 14, 27 ). О, какая Божественная слава Сына Божия! Какое необъятное (умом) величие Того, Кто любил всегда называть себя Сыном человеческим. Если Сам Господь Бог, Царь царствующих, называет что великим, то для нас земнородных сколь великим должно казаться это величие Бога нашего! Пророк Давид, просвещаемый Духом Божиим, взирая на величие силы Божией, вещал: облако и мрак окрест Его (тогда как вся вселенная во мраке, Он один на светлых облаках), – пред Ним идет огонь; молния Его освещает вселенную. Земля видит и трепещет: горы, как воск, тают от лица Господня; небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его ( Пс.96:2–6 ). Блаженны те, которые, предочистившись покаянием, устремляют ныне взор свой к Господу. Они не изумятся при явлении славы Его, хотя и поколеблется тогда вся земля, и горы низринутся внутрь морей. Смотря на разрушение мира сего, они скажут: пусть падают горы и шумят волны морские; Господь – наш Спаситель идет. Ибо Он это! идет, ибо идет судить землю ( Пс.9:13 ), потому и трепещет пред лицем Его вся земля. Пред лицем Господа да шумит море и что наполняет его! И сии блаженные с радостью будут слышать, как трубный глас Архангела, летящего посреди неба, будет возвещать им: «се Бог ваш! се, Господь с крепостью идет, мышца Его со властью. Се, мзда Его с Ним, и дела ваша пред Ним». И при сем увидят они: вот, тысячи тысяч и тьмы тем бесплотных небесных сил сопровождают Царя своего и Бога. Что же затем? Господь воззовет, и даст глас свой, потрясутся небо и земля ( Иоил.3:16 ). О сем было показано в видении некоторым пророкам, и они говорят: ужасеся небо, и вострепета попремногу зело. Ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущие на ней ( Иер.2:12 ; Наум.1:5 ). И мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, – восстанут вси сущии во гробех ( Ин.5:25 ). В то время спасутся люди, обретшиися вписаннии в книге: и от спящих в земней персти восстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и стыдение вечное ( Дан.12:1, 2 ). Потому и взывал пророк Исаия: воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех, и возрадуются сущии на земли ( Ис.26:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Огласительное поучение пятнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. ( Дан.7:9 ). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. ( Дан.7:13 ).] 1 . Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он Свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большей частью все двоякое. Двояко рождение: одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие: одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом, как ризою ( Пс.103:2 ). В первое претерпел Крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12:2 ); во второе придет в сопровождении воинства ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: благословен Грядущий во имя Господне ( Мф.21:9 ); и во второе скажем опять то же, так что, вместе с Ангелами встретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: благословен Грядущий во имя Господне ( Мк.11:9 ). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: ты это делал, и Я молчал (ср. Пс.49:21 ). Как Домостроитель пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству. 2 . Об этих двух пришествиях говорит пророк Малахия: и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете ( Мал.3:1 ). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, Которого вы желаете 5 ; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ее слова намекают на пророчество из Книги Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19: 25–27). Пророк Исаия возвещал, что «восстанут мертвые тела» (Ис. 26: 19). Иезекииль в подробностях сообщил, как это будет: засохшие кости будут обложены жилами, затем плотью, затем кожей. Наконец вернется в тело дух, и мертвые восстанут на ноги, выйдут из гробов (см.: Иез. 37: 1–14). Но это воскрешение умерших будет, по пророку Даниилу, в далекие последние времена, после различных войн и вселенских катаклизмов (см.: Дан. 12: 1–4). Вряд ли Марфа, стоя в ясный мирный день перед Иисусом на краю маленькой деревни, накануне светлого иудейского праздника пасхи, предчувствовала, что для нее «последний судный день» уже настал. В момент недоумения Марфы Христос как будто поменял ее угол зрения в представлении о «последнем дне». « Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек », – сказал Он (Ин. 11: 25–26). Выходит, что для восстановления человеческой жизни во плоти не надо ждать конца света. Христос, как Альфа и Омега (см.: Откр. 1: 8), смыкает границы времени в одну точку веры. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. «Веришь ли сему?» – спросил Господь Марфу. Она ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11: 26–27). И после этого исповедания веры Спаситель мира вернул к жизни ее брата Лазаря. Можно сказать, что исполнение чуда для семьи Марфы и Марии предварило их испытание веры. Но еще большее испытание веры было для более широкого круга учеников Христовых, для апостолов и всех, кто видел Господа во плоти. Нам с вами трудно представить себе, что переживали ученики, когда Господа распяли на Кресте. По ветхозаветным представлениям, Мессия после воцарения никак не должен был погибнуть. Сын Человеческий в конце времен должен был восстановить Царство, которому уже не будет конца. «Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не разрушится», – писал пророк Даниил (Дан. 7: 14; 7: 27; 2: 44). Воскрешая Лазаря, Христос ясно говорил о том, что Его чудо ведет «к славе Божией» (Ин. 11: 4, 40).

http://pravoslavie.ru/69910.html

129 . Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши ( Мф. 6:12 ) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его ( Иов. 37:7 ). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим ( Дан. 9:20 ). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут. 130 . Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему. Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг. 7 1 . При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

На помощь иконописцам пришла античная традиция жестов. Простертая рука означала прямую речь оратора: именно эту длань Бога Отца мы часто и видим на иконах. С тех пор простертая из облака длань стала символизировать незримое присутствие Господа. Это не есть икона в узком смысле, это символическое изображение, которое применимо для ограниченного круга сюжетов. Однако приземленное человеческое сознание ищет более конкретного воплощения духовного мира. И здесь на первый план вышло древнее символическое изображение Господа в виде старца, так называемый Ветхий днями. Иконография основана на двух библейских видениях. Пророк Даниил описывает явление Бога в виде старца – воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и  волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9). О  схожем образе пишет Иоанн Богослов в своей книге Откровения: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, … глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр. 1:12–14) Нужно иметь в виду, что это символическое изображение у христианских экзегетов обычно толковалось именно как видение Христа. Но несколько туманные слова пророка Даниила: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13). Это шествие Сына Человеческого до Ветхого днями трактуется обычно как духовный путь Спасителя: «восшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Но некоторые понимают эти слова буквально и в образе Ветхого днями видят Бога Отца. Именно такая трактовка возобладала в западной Церкви, а оттуда проникла со временем и в позднюю православную иконографию. Атеизм, который в  качестве идеологии возник именно на Западе, принял из местной традиции образ старца как символ Бога Отца и стал использовать в различных карикатурных изображениях. Доморощенные безбожники тоже ничего нового не придумали. Нам же стоит помнить, что иконой Бога в полном смысле этого слова может быть лишь изображение воплотившегося Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/boroda-v-tumane-pohozh...

Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр.13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр.13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря. Церковь при этом должна остаться верной себе перед лицом разрушительной стратегии двух зверей. Она должна знать, что усилиям сатанинской власти зверя из моря положен предел, срок в 42 месяца, который символизирует эсхатологический период гонений ( Откр.13:5 ; ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Речь при этом идет, прежде всего, о настоящем времени Церкви, времени владычества зверя из моря. Однако взор автора простирается далее: он видит начало той «годины искушения» ( Откр.3:10 ), которая захватит всю землю, чтобы совратить ее жителей. Поэтому в Откр.13:8 он оставляет прошедшее время, характерное для стиля видений, и пророчествует о массовом отпадении в поклонение безбожной власти Римской империи. Увещевание Откр.13:9–10 тоже переступает границы уже существующей угрозы Церкви и заставляет считаться с ее тотальным преследованием. Но особенно на грядущую опасность указывают стихи Откр.13:15–17 . Никто не сможет избежать этой опасности. И причина ее в предстоящих действиях одной из голов зверя, которая символизирует легендарную личность «Нерона воскресшего». Об этой фигуре нам предстоит еще много рассуждать. а) Зверь из моря – Римская империя на службе сатаны ( Откр.13:1–10 ) 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«...Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (4, 22). Общие картины смены царств в Книге Даниила (гл. 2,4,7–9) являются лишь общим пророческим подтверждением этой мысли (причем отдельные народы или царства имеют и своих ангелов, гл. 10). 297 Swete (1, с. 98) выражается об этом так: A second Pentecost had proclaimed the admissibility of Gentiles to Christian baptism. 298 Такого же значения рассказ Деян. 16, 9–16 о явлении ап. Павлу ночью «мужа Македонянина», сказавшего: «приди в Македонию и помоги нам», причем Павел последовал этому призыву ангела Македонии, как велению Божию. Равнозначным в Ветхом Завете является внушение Духа Божия Авимелеху, царю Герарскому (язычнику): «и пришел Бог к Авимелеху· ночью во сне и сказал ему» и т. д. ( Быт. 20, 3, 6–7 ). Далее Ис. 45, 1 , царя Кира Бог называет «помазанником Своим». О Навуходоносоре также говорится: «есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» ( Дан. 2, 28–29 ). Здесь говорится о пророческом озарении (во сне) царя, которое, как и всякое пророчество, было от Духа Св. О самом же царе говорится: «ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал Царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных. Он отдал в руки твои и поставил тебя владыкой над всеми ими» (37). На языке восточного гиперболизма здесь выражается мысль, что Навуходоносор является в известном смысле также помазанником Божиим, подобно Киру. В Дан. 4, 21–2 говорится, напротив, об определении Божием о Навуходоносоре, которое постигло его в душевной болезни, продолжающейся «доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (22). Этот промысел Божий, осуществляющийся над языческими царствами, менее всего совместим с их богооставленностью. 299 Для характеристики темноты языческого благочестия выразителен рассказ Деян. 14 о том, как в Листре народ апостолов Павла и Варнаву, после исцеления хромого, принял за богов, и жрец «хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» (12–13), так что они едва убедили народ «не приносить им жертвы и идти домой» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

13. И не будет более Иерусалим в запустении, и не будет пленен Израиль, ибо Господь будет посреди него [живя между людей], и Святой Израилев, царствующий в нем [в унижении и в нищете, и верующий в Него царствовать будет над людьми воистину]. VI. И ныне, бойтесь Господа, дети мои, и берегите себя от Сатаны и духов его. 2. Придите к Богу и ангелу, утешающему вас, ибо он – посредник между Богом и людьми, и за мир у Израиля восстанет он против царства Врага. 3. Оттого строит козни Враг всем, призывающим Господа. 4. Ибо знает Враг, что в тот день, когда обратится Израиль, кончится царство его. 5. Сам ангел мира даст силу Израилю не впасть в погибель зла. 6. И будет во времена беззакония Израиля: не отступится от них Господь, но придет и к народам, взыскующим воли Его, ибо не равен Ему ни один из ангелов. 7. Имя же Его во всяком месте Израиля и в народах. 8 . Оберегайте же себя, дети мои, от всякого злого дела, и отриньте от себя гнев и ложь, и возлюбите правду и долготерпение. 9. И что услышали от отца вашего, передайте и вы детям вашим, [да примет вас Спаситель народов, ибо Он правдив и долготерпелив, кроток и смирен, и научает делами Своими закону Господа.] 10. Так отступите от всякой неправедности, и прилепитесь к справедливости Божией, и будет род ваш спасен навеки. 11. А меня похороните рядом с отцами моими. VII. И сказав это, поцеловал он их и почил сном прекрасным. 2. И погребли его сыновья его. А после того отнесли кости его туда, где погребены Авраам, Исаак и Иаков. Также пророчествовал им Дан, что забудут они Бога своего и лишатся земли удела своего, и рода семени своего. 42 ] Завещание Неффалима, восьмого сына Иакова и Баллы I. Список завещания Неффалима, данного им в час кончины его в сто тридцатый год жизни его. 2. Когда собрались сыновья его в седьмой месяц первого числа, устроил им пир. 3. И пробудившись наутро, сказал он им: Я умираю. И они не поверили ему. 4. И восславив Господа, собрал он силы и сказал: После пира, бывшего вчера, умерла плоть моя. 5. И начал говорить: Слушайте, дети мои, сыновья Неффалима, слушайте слова отца вашего. 6. Я родился от Баллы, ибо хитрость сотворила Рахиль, и вместо себя дала Баллу Иакову, и та зачала и родила меня на колени Рахили, и оттого наречено мне было имя Неффалим. 43 7. Премного возлюбила меня Рахиль, ибо на колени ее родился я, и когда был я еще мал, целовала меня, говоря: Да будет мне дан брат твой от чрева моего, такой, как ты. 8. Оттого сходен был со мною во всем Иосиф по мольбам Рахили. 9. Мать лее моя Балла была дочерью Руфея, брата Деворы, кормилицы Ревекки, и родилась в один день с Рахилью. 10. Руфей же был из рода Авраама, Халдей, чтущий Бога, свободный и знатный. 11. И попав в плен, был он куплен Лаваном, и тот дал ему в жены Енан, служанку свою, которая родила дочь и нарекла ей имя Зелфа по имени того города, где Руфей был взят в плен. 12. После же родила она Баллу и сказала: К новому торопится дочь моя, ибо родилась быстро и, взяв грудь, сразу принялась сосать. 44

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, – говорится, – пост» ( Иоил.1:14 ). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во свя­тых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: ( Пс.19:7 ); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, разорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» ( Пс.95:9 ); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» ( Ис.64:11 ); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя 3 в Иерусалиме» ( Иез.36:38 ); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой ( Дан.9:27 ); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме ( Дан.9:16 ). Ничто не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» ( Пс.13:4 ). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» ( Пс.57:5 ), и еще: «вино их яд драконов» ( Втор.32:33 ). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» ( Мал.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010