Вопрос: «Кому доверять?» звучал в жизни многих царей Израиля, особенно во времена, предваряющие Вавилонское пленение. Когда началось крушение Ассирийской Империи, Набопалассар, царь Вавилона, восстал против Ассирии в 626 году и утвердил Вавилон престолонаследником Ассирии. Ниневия пала в 612 году, ас ней были уничтожены последние препятствия для роста могущества Вавилона. Египет попытался ограничить влияние Вавилона, посадив на троне Иудеи в качестве вассала Иоакима (4 Царств 23:3435). Так Иудея оставалась под властью Египта до 605 года. Навуходоносор выступил против Иерусалима, осадил его, сделал Иоакима своим вассалом, и, отправляясь обратно, захватил с собой некоторые драгоценные сосуды храма и членов царской семьи, среди которых были Даниил, Анания, Мисаил и Азария ( Дан.1:16 ). Иоаким восстал против Вавилона через три года, надеясь на помощь со стороны Египта ( 4Цар.24:1:7 ). Ответом Навуходоносора стало завоевание Иерусалима в 598597 годах и, утверждение нового царя после смерти Иоакима (2 Царств 24:6; Иер.22:19, 36:30 ). Иехония унаследовал трон отца и вскоре капитулировал (4 Царств 24:12; 2Пар.36:10 ; Иез.17:12 ). Царем был утвержден Седекия ( 4Цар.24:17 ). Поначалу Седекия прилежно исполнял роль вассала, верно служа Навуходоносору ( 2Пар.36:13 ; Исз.17:1214), но затем так же восстал 589588 (4 Царств 24:20). На этот раз Навуходоносор, в ответ, разрушил Иерусалим и забрал в плен большую часть населения города (4 Царств 25). Даниил служил и вавилонским и персидским царям – Навуходоносору (главы 14), (Набониду)/Валтасару (глава 5) и Киру (10:1). Между Навуходоносором и Набонидом/Валтасаром Вавилоном правили еще три царя: Амель-Мардук (562560, Эвиль-Меродах 4 Царств 25:2730), Нериглиссар (560556) и Лабаши-Мардук (556), о которых Даниил не упоминает вообще. События первых четырех глав книги развиваются на фоне правления Навуходоносора, а события глав 58 и 9 происходят во время правления мидийских царей Валтасара и Дария соответственно; события, описанные в главах 1012 происходят во времена правления Кира. Будучи вассалом индийского царя Астиагеса в Персии, Кир восстал против своего сузерена в 550 году, после чего начал расширять свои владения, которые впоследствии превратились в Империю Персов. К 539 году растущее недовольство влиятельных вавилонских жрецов бога Мардука (а, возможно, и населения) сильным увлечением императора Набонида богом луны Сином, позволило генералам Кира без боя взять Вавилон, хотя Валтасар и был убит (5:30). Так «Царем стал Дарий Мидийский» (5:31).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Люди помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти – крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго – веками своей кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед – но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет. Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род. Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13–14). Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25: 6–9).

http://pravoslavie.ru/69753.html

Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню с одной стороны потому, что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи и другие народные учители, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Хр. чт. 1853 г.). 2. и глагол: покайтес, приближибос нбное. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.  Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы грешны вследствии грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправтесь. Приближибося царствие небесное, т. е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т. е. И. Христос явился уже. Выражения царство небесное, царство Божие, царство Христово встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство И. Христа на земле и на небесах, т. е. царство благодати на земле в церкви Христовой ( Мк.9:1 ), где даруется человеку грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги И. Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах ( Мф.25:34 ), первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки ( Ис.11:1–10 ; Иер.31:31 и дал. Дан.7:13 и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. 3 ст. 2 гл.). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: покайтесь ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). 3. Сей бо реченный пррокомъ, глаголющимъ: гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пс.49:3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как непремолчание, или грозное слово Его, как возгорение огня и поднятие вокруг (окрест) Его сильной (зельной) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего ( Пс.67:17 ), чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве), Он идет как Бог Завета (Бог наш), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, – идет, чтоб изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне ( Исх.19:18 ) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем («огнем поядающим», Евр.12:29 ) Своего Закона (ср. Исх.20:20 ). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и не премолчит, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии ( 2Пет.3:10 ; Мф.25:41 ), тогда будет и буря зельна, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом ( Мк.13:5–29 ). Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил ( Дан.7:9–10 ). Пс.49:4–5 Призовет небо свыше и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Только три стиха текста. Но сколько искусной премудрости можно обнаружить в этих кратких строках! Во-первых, мы замечаем, что в маленьком отрывке пять раз употреблены выражения, означающие «смотреть, видеть». Они призваны удостоверить в очевидности события. Здесь Лука заверяет в том, о чем говорил уже в начале своего Евангелия: он намерен сообщить только то, что «передали нам бывшие с самого начала очевидцами… Слова» (Лк. 1, 2). Рассказ в Деяниях заверяет: Апостолы - очевидцы и, следовательно, будут надежными свидетелями и верными основателями предания. Во-вторых, обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа. Разумеется, речь идёт не о простом облаке. В наше время мы так далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, что стали нечувствительны ко многим символам, которые так много говорили древним. Люди примитивного ума могут посмеиваться над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди разумные далеко не всегда понимают суть религиозной символики. Облако - общечеловеческий древний символ и наглядный образ божественного присутствия, а также восхищения и обожения. Достаточно почесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему как богу. Так в языческом мире. А в Священном Писании? В нём облако - тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, где облако Божественного присутствия осенило апостолов (Лк. 9, 34-35). Вспомним Первое послание к Фессалоникийцам, где говорится о восхищении «на облаках в сретение Господу» (1 Фесс. 4, 17). Но самое главное - пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных (Дан. 7, 13), столь часто вспоминаемое в Новом Завете. При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. Цель Его пути - небо, о котором трижды говорится в речи ангелов. Это троекратное повторение придает их речи торжественный характер: «смотрите на небо», «вознесенный на небо», «ушел на небо» (Деян. 1, 11). Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

И первый пусть ведет нас Моисей, служитель Божий и законодатель, вознесший медного змия, не затем, чтобы он был прославлен, но чтобы послужил знамением (и, ядом меди изображая яд злобы, как на суде, показывал сходство меди со злом). И сам Моисей воздвиг некогда руки ( Исх. 17:11 ), прообразуя распеншегося Христа и воздвигаемый ныне Крест. Уловляя некогда Амалика, Иисус молился: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон (Иис. Нав. 10:12 ), не для того только, чтобы возвестить день креста, в который распрострется тьма по всей земли ( Матф. 27:45 ), и не для того только, чтобы в сей день сделать достоверною высоту силы Божией и мышцу Его, вознесшуюся над врагами, – но чтобы показать и воздвижение Креста, и прообразовать восхождение на него Солнца славы. И Авраам принес жертву ( Быт. 22:13 ), во образ таинственного жертвоприношения, но, повинуясь внезапному гласу с высоты, заклал на вершине горы агнца, преобразуя вознесение креста на высоту. Бывшие с Азариею в огне Вавилонской пещи, молясь, некогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся в ней пламя огненное ( Дан. 3:24 ), воздвижением рук изображая возносимый крест. Иона воздвиг некогда глас ( Ион. 2:2 ), крестовидно совозвысив руки, и тотчас привлек свышнюю силу, будучи невредимо извержен зверем. Славная Иудифь воздвигла некогда меч над главою спящего Олоферна ( Иудиф. 13:9 ), прообразуя воздвижение Креста, и соделала спасение Израилю. Даниил некогда во рву львином воздвиг глас к Вышнему, преобразуя воздвижение Креста, когда пророк Аввакум, восхищенный во мгновение ока, принес ему пищу ( Дан. 14:37–38 ). А что разумеет Иеремия, говоря от лица богоубийц: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим от земли живущих ( Иер. 11:19 )? И что значат подобные этим слова Исаии, который говорит негде: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Во смирении Его суд Его взятся. Яко вземлется от земли живот Его. И Той грехи многих вознесе ( Ис. 53:7, 8, 12 )? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши к которому сей хлеб, они не оставили Его прежде, чем вознесли Его на высоту, во свидетельство видящим и во образ настоящего Воздвижения? Как, в самом деле, назвать это, если не воздвижением и явлением креста, равно как и закланием Агнца, вознесенного на крест и пригвоздившего грехи мира (чем ясно указано на Воздвижение Креста)?!... Но довольно приводить свидетельства из Писания, предвозвестившие Воздвижение Креста, – дабы многие не пресытились словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12). Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16). Притч.22:17 .  Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; Притч.22:18 .  потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Притч.22:19 .  Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Притч.22:20 .  Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, Притч.22:21 .  чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? Притч.22:22 .  Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, Притч.22:23 .  потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может это всего лишь мечта, и не место ей в повседневности. Что ж, тогда – «над вымыслом слезами обольюсь». Но если кого-то из нас – священников, катехизаторов, проповедников – позовут в журфак на встречу со студентами, надо бежать туда со всех ног и отговорок не придумывать. От таких встреч или от их отсутствия жизнь будет стремительно меняться уже завтра, или в хорошую, или в плохую сторону, соответственно. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Серафима 21 октября 2011, 16:04 От таких встреч с Протоиереем Андреем жизнь стремительно меняется в хорошую сторону. Аделя 9 августа 2011, 00:06 Да, да и ещё раз, да. Да неравнодушным, наделённым Богом нам многое объяснить и показать со всех сторон. Спасибо. Евгения 8 августа 2011, 10:24 Отец Андрей, разделяю Вашу мечту! Кстати, недавно получила в ЗАГСе несколько рекламных журналов и обнаружила в одном из них, что бы Вы думали, статью, написанную православным батюшкой о семье, семейной жизни, семейных трудностях и радостях. Так что мечта потихонечку сбывается!=)) Главное, чтобы эти статьи, эти вкрапления в мирские СМИ, не стали коммерческим проектом, чтобы они оставались " заметками о высоком " , звёздочками на тёмном небе. Антонина 5 августа 2011, 16:48 Братья и сестры! Надо гнать отчаяние и верить в промысел Божий! Светлана 3 августа 2011, 14:14 Все верно. У свиделей Иеговы отговорок нет. И подминают наше православное государство все кому не лень. Как козлов в огороде. Осначёва Екатерина 3 августа 2011, 13:35 Может быть, действительно, пришла пора открывать журфак в нашем любимом Свято-Тихоновском университете? Будем свои кадры ковать. Вера 2 августа 2011, 15:21 Хорошо, что есть православный телеканал " Союз " ) Только его и смотрю. Но когда домой приходит дочка или муж, приходится переключать. helen.ka 1 августа 2011, 00:31 я просто кожен раз вклоняюсь Вам !!! Людмила 30 июля 2011, 22:12 Как бы хотелось,о. Андрей,чтобы слова Ваши воплотились.Чтобы люди(особенно молодые) поняли,что будучи рабами Божиими,а не служа мамоне и ублажая себя, любимого- можно изменить нашу жизнь.Но, увы,чем дальше,тем более прихожу к выводу-что сей отрезок времени дан нам на покаяние,а не для изменения мира сего.Уже настолько явно видно, как прогнил мир,как изуродованы все понятия о человеке и человечности,так изменилось мерило ценностей; а люди и " в ус не дуют. " Мир,как воронка затягивает суетой,подоражанием жизни,стараниями попасть на " теплое местечко " , " прокатиться " за чужой счет и т.д.Верю только в Промысел Божий о спасении нас, грешных.

http://pravoslavie.ru/47841.html

Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением. Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь. Рейтинг: 9.3 Голосов: 303 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Oleg 1 декабря 2023, 22:37 «Эти примеры о праведном гневе: нет злости, что сопровождает неправедный. Здесь проявление духовной ревности. А если присутствует ожесточение, гнев становится грехом. И совершенно неважно, что вызвало ярость: ущемили гордость или возмутило кощунство. Гнев со злобой — всегда грех, и душе приносит вред, особенно если кажется на первый взгляд справедливым. Святые советуют бороться с любым проявлением гнева, потому что злоба и праведность несовместимы!» Oleg 1 декабря 2023, 22:34 Здравствуйте, Извините, я не очень понимаю, Иисус говорит «Благословляйте Проклинающих вас, Возлюбите Врагов ваших» … как же тогда «Праведный Гнев» - что это такое? Это получается совсем не религиозно и является потаканием своим страстям? игорь ковалев 17 февраля 2018, 13:21 По Феофану Затворнику серчание на страсть-это праведный гнев,а в статье описан голос совести,не дающий грешить. Феофан Затворник:,,Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Сие серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему, а серчанием истребляется всякое сочувствие; страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им.,,

http://pravoslavie.ru/110746.html

В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7 лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набодид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т. е. Господа Иисуса Христа. В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии. При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25). При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви)(См. Дан. 9). В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого (Ис. 44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

http://pravicon.com/info-2151

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010