1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

     Приликом растанка Исуса Христа с ученицима на гори пре они су се заинтересовали: Онда они сабрани питаху Га Господе, ли у ово успоставити царство А Он им рече: ваше знати времена и рокове Отац задржа у власти (Дап. 1, 6-7). А ми смо често радознали да сазнамо, се да видимо Светог Писма да одредимо рокове и времена. Рок другог доласка су много пута секташи – адвентисти, али, наравно, се нису остварила. Морамо имати на уму да Дан изненада, као лопов (2 Петр. 3, 10). Други долазак Господа бити попут изненада од неба до другог (в.: Мт. 24, 27). Само то треба да знамо и да се више не радознало. Господ у светог рекао: Ево долазим као лопов; благо ономе бди и чува да не ходи наг и не виде срамоту (Откр. 16, 15). Благо ономе ко у чистоти сачувао срце, ономе наготу угледати стану на Страшни Суд. Он бити пред Богом и пред Благо ономе ко стане у праведности, у светаца. Христов долазак за нас бити потпуно неочекиван. кад говоре: Мир и сигурност, тада на изненада као бол на трудну жену, и Али ви, нисте у тами, да вас дан затече као лопов. сте ви сви синови и синови дана; нисмо нити таме. Зато спавати, као и остали, него и будимо и се се (1 Сол. 5, 3-7). Крстили смо се Светим поверовали смо у Христа, идемо за трудимо се да заповести, Он Светлост се не гаси, све оне Га воле. Нисмо с онима гину у греховима, у нечистоти, никад нису о души. А ми, пошто смо синови дана, обуцимо се у штит вере, нас сачувати од ужарених стрела лукавог, испунимо се пламеном надом у Бога, нас спасава. Добили смо дарове благодати, не се да станемо на Суд Христов. Свети апостол Павле каже: поодмаче, а дан се приближи. Одбацимо, дакле, таме и обуцимо се у (Рим. 13, 12). За нас, смо пошли за Христом, прошла греховна и приближио се дан увек треба да будемо спремни да дочекамо, као човек се спремио на далеки пут, вером, надом и се Христових речи: Нек буду бедра ваша опасана и (Лк. 12, 35), живимо тако да се с пред Господа, не угасе. Амин. 14 мая 2017 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103432.html

иером. Филипп V. Средства христианского совершенствования 1. Христианский пост 1. Когда впервые установлен Богом пост? «Сказал Бог (Адаму и Еве ): вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя... вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «От всякаго дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него... » ( Быт.2:16–17 ). 2. Как говорит о своем посте пророк Даниил? «Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкуснаго хлеба не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан.10:2–3). 3. Кроме воздержания от вкусной и сытной пищи, в чем еще должен заключаться пост? «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, разреши узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровнаго твоего не укрывайся... » ( Ис.58:6–7 ). 4. Оставил ли нам пример поста Христос Спаситель? «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). 5. Какое значение имеет пост, по учению Спасителя, в борьбе нашей с диаволом? «Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ). 6. Как научает нас Христос Спаситель держать себя во время поста? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). 7. Как предсказал Спаситель о том, что Его последователи будут поститься после Его вознесения? «Придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк.5:33–35 ). 8. Откуда видно, что апостолы и вообще первые христиане постились? Ап. Павел накануне своего крещения постился: «Три дня он не ел и не пил» ( Деян.9:9 ). Пророки и учители Антиохийской церкви постились пред рукоположением и посольством на проповедь апостолов Варнавы и Павла ( Деян.13:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мир 1 О мире духовном или о мире с Богом Бог есть Бог мира: Бог мира со всеми вами ( Рим.15:33 ). Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ). Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле ( Евр.13:20–21 ). Иисус Христос есть а) Господь мира: Сам Господь мира всегда во всем ( 2Фес.3:16 ); б) Князь мира: Младенец родился нам, Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Бог крепкий, Князь мира ( Ис.9:6 ). Мир пришел чрез очистительную жертву Христову: Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ). Благоугодно было Отцу, чтобы посредством возлюбленного Сына Своею примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:19–20 ). Иисус Христос а) направляет на путь мира: Посетил нас Восток свыше, направить ноги наши на путь мира ( Лк.1:78–79 ); б) подает мир: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин.14:27 ). Евангелие Его есть благовестие мира: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» ( Ис.52:7 ). Как прекрасны ноги благовествующих мир ( Рим.10:15 ). Пришедши, Христос Иисус, благовествовал мир вам, дальним и близким ( Еф.2:17 ). Мир обещан тем, которые покаются и придут к Иисусу Христу: Так говорит Господь: остановитесь на путях своих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим ( Иер.6:16 ). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя.., и найдете покой душам вашим ( Мф.11:28,29 ). Миром наслаждаются имеющие а) духовные помышления: Помышления духовные суть жизнь и мир ( Рим.8:6 ); б) добродетельную жизнь: Мир всякому делающему доброе! ( Рим.9:10 ). Так говорит Господь, Искупитель твой: о, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы, как река ( Ис.48:17–18 ). Мир у любящих закон Твой ( Пс.118:165 ); в) твердую надежду на Бога: Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире: ибо на Тебя уповает он ( Ис.26:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20; 28:3 ; 1Мак.1:54; 2:59–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, например, по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23; 16:27–28; 19:28; 24:30; 25 и мн. др.). Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Господь Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Даниила. И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Господа Иисуса Христа. Например, явление на облаках с силою и славою ( Дан.7 ­­ Мф.24:30; 25:31–32 ; Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 ­­ Мф.25:31 ; Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребления Господом Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословеннаго? Я, и вы узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных ( Мк.14:61–62 ). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил ( Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 глл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила ( Дан.11:36–39 ). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр., Апок.13 ­­ Дан.7:3 ; Апок.11:7, 15 ­­ Дан.7:7, 27 ; Апок.5 ­­ Дан.7:10 ; Апок.20:4, 11 ­­ Дан.7:9 ; Апок.14 ­­ Дан.7:13 ; Апок.17 ­­ Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В греко-славянской Библии книга пророка Даниила занимает среди пророческих книг четвертое место. Оно отводится ей, согласно исчислению ветхозаветных книг, в Синайском кодексе (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 пророков). В кодексах же Александрийском, Ватиканском, в 85 апостольском правиле, 60 пр. Лаодикийского собора в 39 – праздничном послании Афанасия Великого , у отцов церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Епифания Кипрского , Иоанна Дамаскина книга Даниила поставлена последней между пророческими, а в реестре Мелитона Сардийского и Оригена – ранее книги пророка Иезекииля. Помещаемая в христианском каноне в отделе пророческих писаний, книга Даниила занимает у евреев неодинаковое место. При Сирахе она, по-видимому, не считалась пророческою ( Сир.49:10–12 ), при Иосифе Флавии признавалась таковой, (Иуд.Древн. 10–11), а ныне, как и при блаженном Иерониме, относится к отделу писаний (кетубим). «Напоминаю, – говорит он, – что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали этнографы». И действительно, талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, читаем в Мидраше, не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те» (Furst. Kanon., 101 с.). По словам современных блаженному Иерониму иудеев, отнесение книги пророка Даниила к отделу «писаний» обусловливалось его жизнью при иноземном дворе (Comm. in. Dan. Дан.1:3 ). Наличность книги пророка Даниила в древнейших исчислениях канонических книг является убедительным и ясным доказательством ее канонического достоинства. В качестве канонической, хотя без упоминания имени автора, она нередко цитируется в Новом Завете в речи Иисуса Христа и Его апостолов. Так, помимо ссылки на Дан.9:27 , Спаситель применяет к Себе заимствованное, по общему мнению, из книги Даниила наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ; Мф.10:23 ; Мф.16:27–28 ; Мф.19:28 ; Мф.24:30 ; Мф.25:31 и т. п.) и тем самым подтверждает ее мессианское богодухновенное учение. Вполне согласно с Даниилом очерчивается Иисусом Христом и образ «Сына человеческаго». Он грядет на облаках с силою и славою, восседает одесную силы ( Мф.24:30 ; Мф.25:31–32 ; Лк.22:69 ; Мк.14:61–62 ; Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила находит свое объяснение видение Сына человеческого архидиаконом Стефаном ( Деян.7:56 ). Равным образом и Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня и заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно имеет в виду лиц, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.), и одинаково с ним характеризует антихриста ( 2Сол.2:4 ; Дан.11:36–39 ). Наконец, и в Апокалипсисе встречается не мало образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила, особенно из 7 гл. ( Откр.11:7, 15 = Дан.7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Разрушение иерусалимского храма римлянами Иосиф Флавий, по-видимому, рассматривал в связи с пророчеством Д. ( Ios. Flav. De bell. VI 2. 1). Упоминая о некоем двусмысленном пророческом изречении, гласящем, «что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства», он связывает его с Дан 9, хотя там и не говорится о мировом правителе. Толкование Книги пророка Даниила в христианской традиции Новый Завет I. Наименование «Сын Человеческий». По степени влияния на терминологию и богословие НЗ наиболее важным в Книге пророка Даниила является образ Сына Человеческого из Дан 7. 13. До сер. XX в. общепринятым было мнение, что понятие «Сын Человеческий» существовало в иудаизме независимо от Книги пророка Даниила. С кон. XX в. нек-рые исследователи подвергают сомнению представление о том, что в дохрист. эпоху в иудейских кругах существовал общепринятый титул «Сын Человеческий», относимый к некой эсхатологической мессианской фигуре. аргументом в пользу существования подобного образа служит определенное сходство образа «Сына Человеческого» из Дан 7. 13 с образами из «Подобий Еноха» и 3-й книги Ездры ( Yarbro Collins. 1993. P. 100). Традиц. церковная т. зр. заключается в том, что название «Сын Человеческий» употребляется Иисусом Христом в явно мессианском смысле (Мф 10. 23; 16. 27-28; 19. 28; 24. 30; 25. 31 и др.). Используя без особых пояснений данное наименование, Иисус Христос, очевидно, утверждал мессианское учение книги пророка Даниила. Нек-рые образы в учении о Сыне Человеческом из этой книги сходны с образами из пророчеств Иисуса Христа, напр. явление на облаках с силою и славою (Дан 7. 13=Мф 24. 30; 25. 31-32; Лк 21. 27; Ин 3. 13) и сидение Его на престоле, окруженном сонмом ангелов (Дан 7. 10, 14=Мф 25. 31; Лк 22. 69). «Особенно нельзя оставить без внимания употребления Господом Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» - «Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14. 61-62)... Христос как бы так говорил: Я - Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (Дан. 7. 13-14)» ( Юнгеров. Введение. 1907. С. 472).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010