Он (падший человек) по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. А что человек по природе может делать добро, на это указывает и Господь, когда говорит, что язычники любят любящих их и весьма ясно учит Ап.Павел, ( Рим.1:19 ), ср. Рим.1:18 и Рим.1:20 и в других местах, где говорит, что язычники, не имеющие закона, по природе законное делают ( Рим.2:14 ). См. также выше (разд.2); Кат., 30с. б) О внешнем, богооткровенном законе; ветхозаветный нравственный закон. Если есть в человеке внутренний закон, то на что еще дан внешний? Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона; почему и нужно было напоминать его им внешне, посредством заповедей. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений ( Гал.3:19 ). Когда и каким образом дан человекам внешний закон Божий? Когда происшедший от Авраама народ Еврейский чудесно освобожден был от рабства Египетского, тогда на пути в обещанную ему землю в пустыне, на горе Синая, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян Моисея. (Главные и всеобщие заповеди сего закона суть) следующие десять, которые написаны были на двух скрижалях или досках каменных: 1) Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3) Не возмеши имени Господа Бога твоею всуе. 4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10) Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего ( Исх.20:1–17 ). Кат., 93с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

8.6. Преходящее значение закона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Итак, закон должен был приготовить людей к пришествию Христа. «Как видящий тень верно заключает, что есть тело, дающее сию тень, и по очертаниям тени делает заключение о виде самого тела, возгревая всем этим желание увидеть самое тело; ветхозаветные постановления так были начертаны, что указывали на будущее, предъизображали его, сколько можно, и возбуждали желание поскорее увидеть событие, изображенное ими. Питать это желание и чаяние было главною целью всех постановлений» c. 133 – 134]. Эта устремленность к Евангелию проступает повсеместно. Девять заповедей говорят о делах, десятая – о пожеланиях. Четыре главные жертвы кровавые, пятая – бескровная, и так во всем. «Та часть закона, которая учила нас жизни и поведению не была неясна, – иначе он был бы дан напрасно, – а только те части его были прикровенны, из которых мы могли узнать, что закон через Христа упраздняется. Подлинно, и это было делом премудрости Божией – ввести закон, говорящий о себе самом, что Христос, пришедши, упразднит его, и что во Христе он прекратится» т. 6, кн. 2, c. 464]. Следовательно, после пришествия Христова необходимость в законе отпадает. «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Этому есть и еще одна причина. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал. 3:19). Обратим внимание на последнее обстоятельство. Посредник требуется для того чтобы примирить несовпадающие интересы сторон. «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). При рассмотрении закона мы видели, что закон ограничивает возможность мести, но не отменяет ее, регулирует отношения с рабами, но не отменяет рабства, дает правила относительно развода, но не запрещает прогонять жену. В этом ясно проявляется соотнесенность закона (при всей его высоте) с состоянием падшего человека, некоторое снисхождение к его немощи. Поэтому он не является совершенным выражением правды Божией. Подтверждение этому мы снова находим в Писании: «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы», по-славянски – «И Аз дах им заповеди не добры, и оправдания, в нихже не будут живи» (Иез. 20:25). Все это значит, что Христом должен был быть дан новый, совершенный закон. И он был дан: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431027/

481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ? Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний — свидетельство совести, и закон Божий внешний — заповеди Божии. 482. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ? В св. Писании о внутреннем законе говорится: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15). 483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ? Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан по причине преступлений (Гал 3:19). 484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ? Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян прор. Моисея. 485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО? Главные и всеобщие заповеди закона Божьего — следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках): 1. Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. 2. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что на водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, — Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего (Исх 20:1-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2,15). 483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона, потому и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений) (Гал.3,19). 484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея. 485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях, или каменных досках: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водаз под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шестъ дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, день же седмый - суббота - Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17). 486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Нельзя не видеть в этом «ином» царе будущего сильного врага христианства, который устами своими будет говорить «гордо и богохульно», станет изрекать «хулу на Бога», «хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе», будет «вести войну со святыми и побеждать их», прострет власть свою «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» и властью этою будет пользоваться «сорок два месяца» ( Апок. 13:5–7 ; ср. 2Сол. 2:3–10 ). Владычество антихриста кончится судом над ним: враг Господа и святых Его будет лишен «власти губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ), сам будет лишен жизни и «тело его будет предано на сожжение» огню ( Дан. 7:11 ; Апок. 19:20 ; 2Сол. 2:8 ), после чего «Сын Человеческий» примет от Отца «власть, славу и царство», с Ним воцарятся «святые Всевышнего» и это новое славное царство будет царством «вечным», которое «не прейдет и не разрушится»; «все народы, племена и языки» будут «служить» Всевышнему Царю и «повиноваться Ему» ( Дан. 7:14, 18, 27 ; Апок. 19:1, 4–7; 21:1 ). 1275 Предполагают будто пророк действительно был в Сузах и здесь имел свое видение (И. Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. II. Стр. 169. – Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. S. 482. – Kuenen. Histor.-krit. Einleitung in d. Bücher d. A. T. II. T. S. 435 – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 469. – Болотов. «Валтасар и Дарий Мидянин». Христ. Чтение, 1896, сентябрь-октябрь, стр. 317), будто он или временно послан был сюда для исполнения какого-либо поручения (по Бертольду, для собирания податей), или совершенно был удален от двора в правление Набоннида и Валтасара и отправлен правителем сусанской области (Корнели), или, наконец, добровольно выбыл из Вавилона и переселился в Сузы (по взгляду Болотова, ко двору Валтасара, царствовавшего не в Вавилоне, а в Сузах). На самом же деле, пророку в видении только представилось, будто он был в Сузах (как показывает смысл самого текста Дан. 8:2 ), подобно тому, как и пророк Иезекииль только мыслью, а не реально был в Иерусалиме ( Иез. 8:3; 40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Ветхому Завету, в этот день был дан закон по новой благодати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: " Вы - наше письмо, написанное не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (2Кор. 3:2, 3). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей - тщательно вникайте - говорит: " В третий месяц " по исшествии их " из земли Египетской, сказал Господь Моисею: пойди к народу, и " очистят самих себя " сегодня и завтра " , и " к третьему дню " Я буду видим (Исх. 19:1,10,11). Тщательно вникайте. Выход из Египта в первый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: " пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра " , и " к третьему дню " Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог, - Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, - явился в виде огня: были разделены " языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Светел всякий день, приносящий солнечный луч, и одевшийся в общий свет: так Владыка, украсивший творение, представил (его) для нас; но ещё больше радости в торжественном и всепраздничном дне праздника, когда он почтён словом и служением Богу. Он, выражая с цветом природы и красоту благочестия, обнаруживает двойное благолепие. Таков и сегодняшний праздник, освещающий чувственные глаза тела, но просвещающий лучами слова мысленные очи духа. Сегодняшний день есть один из трех знаменитых (дней), проповедуемых в законе и воспеваемых по Евангельской благодати. По Вет­хому Завету, в этот день был дан закон по новой благо­дати, в этот (день) было дано посещение Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот день хор апостолов принял сошествие Духа, вместо скрижалей, данных чрез Моисея. Блаженный Павел говорит, пиша в послании к Коринфянам: " Вы - наше письмо, написанное … не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца " (2Кор. 3:2, 3). Исследуйте же, истинно ли в этот день дан был закон? В Ветхом Завете неясно было записано, что закон был дан в пятидесятый день; но сокровище знания открывается испытывающим божественные письмена. Итак, посмотрим какой (был) день, когда был дан закон. Блаженный Моисей -  тщательно вникайте -  говорит: " В третий месяц … " по исшествии их " … из земли Египетской, … сказал Господь Моисею: пойди к народу, и … " очистят самих себя " … сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим (Исх. 19:1,10,11). Тщательно вникайте. Выход из Египта в пер­вый месяц: четырнадцатый день был первого месяца. Считай: четырнадцатый день, после него также дни, дополняющие этот месяц, то есть, семнадцать, и тридцать (дней) второго. И в сорок восьмой день второго месяца Бог говорил: " … пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра " , и " … к третьему дню … " Я буду видим. Итак, тридцать второго, а семнадцать первого и три третьего. И заметь согласие в делах. Когда на горе Синае был видим Бог, - Он был видим, как огонь горящий; когда Дух Святой явился апостолам, - явился в виде огня: были разделены " … языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

11. Тот, кто совершил все это, некогда придет Судиею; о чем также не умолчали пророки и предсказали, некоторые созерцая Его в том самом виде, в каком Он придет, другие возвещая это своими словами. Так Даниил, находясь среди вавилонских варваров, видел Его грядущего на облаках; выслушай самые слова пророка: « Видел я » , говорит он, « с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему (Дан. 7:14). А самый суд Его пророк изображает так: « Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги » (Дан. 7:9–10). Кроме того пророк показывает, какой чести сподобятся праведники: « и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые » (Дан. 7:22). А пророк Малахия предсказывает, что этот суд будет производим через огонь: « Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий » (Мал. 3:2). Видишь ли, с какою точностью пророки предвозвестили все будущее? Неужели же ты дерзнешь не верить после столь разительных доказательств силы Христовой, после пророчеств, связанных за столь долгое время, и событий, совершившихся согласно с предсказаниями, так что решительно ничто не осталось не исполнившимся? А что все это не выдумано нами, о том свидетельствуют (священные) книги и те, которые прежде всех получили и доныне содержат и хранят их, враги наши и потомки распявших Господа. Почему же, скажут, они не веруют, имея у себя эти книги? Потому же, почему они не веровали, видя чудеса Его. Но это вина не того, кому не веруют, а тех, которые среди дня ничего не видят. Так Бог создал и видимый мир, этот прекрасно настроенный орган, повсюду провозглашающий и прославляющий Создателя; однако есть люди, из которых одни считают все образовавшимся само собою, другие считают все видимое существующим от вечности, иные приписывают сотворение и сохранение его демонам, или случаю и судьбе, естественному развитию, влиянию звезд и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет. В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

http://pravoslavie.ru/58465.html

В число других предсказаний об обстоятельствах смерти Христа входят: 13) Его руки и ноги пронзили ( Пс. 21:17 ; ср. Лк. 23:33 ); 14) Его грудь пронзили ( Зах. 12:10 ; ср. Ин. 19:34 ); и 15) об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; ср. Ин. 19:23–24 ). Хотя оно было понято только как свершившийся факт, одно из самых точных библейских пророчеств предсказывает даже год смерти Христа. Даниил, говоря о плене Израиля и об искуплении греха, приводит свою покаянную молитву, в которой исповедует грехи своего народа ( Дан. 9:4–19 ); и тогда в видении ангел Гавриил даёт Даниилу следующее пророчество ( Дан. 9:24–26 ): Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [...] И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос. Как показывает контекст, Даниил знал, что речь здесь идёт о годах, поскольку перед этим «сообразил по книгам число лет» в сроке опустошения Иерусалима, раскрытое Богом Иеремии пророку и составляющее «семьдесят лет» ( Дан. 9:2 ). Затем Бог указал Даниилу, что пройдёт 70 х 7 лет до пришествия и смерти Мессии. Артаксеркс повелел Неемии восстановить Иерусалим ( Дан. 9:25 ; ср. Неем. 2 ) в 445/444 г. до Р. X. Именно от этого года, а не от более ранней даты, когда Кир разрешил только восстановление храма ( Езд. 1:3 ), отсчитываются в пророчестве Даниила 483 года до времени смерти Христа. Если взять как общепринятую дату распятия 33 г. по Р. Х. (см. Hoehner), то получится в точности 483 года: «Семь седмин» плюс «шестьдесят две седмины», то есть 69 х 7=483 года. 444 + 33=477. Добавляем шесть лет, чтобы компенсировать разницу в пять дней между нашим солнечным годом и лунным годом, принятым у Израиля (5 х 477=2385 дней, то есть 6 лет с небольшим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010