Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги св. икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: «и воссел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» ( Пс.17:11 ; Дан.3:54 ). Особенно подробно изображена колесница херувимская св. пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям ( Иез.1; 10 ). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась ( Иез.10:4,18 ). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы ( Евр.9:5 ). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом ( Быт.28:12–13 ), через которых Бог охраняет или наказывает людей ( Быт.24:7 ; Пс.33:8, 90:11 ; Дан.6:22 ; 2Цар.24:16 ; Ис.37:36 ), которые молятся Богу за вверенных им людей ( Дан.10 ) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь ( Иов.33:23–24 ). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей ( Дан.7:10,26 ); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь ( Дан.4:14 ). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). И конечно это было древнее верование евреев. Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, «находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит,... стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» ( Нав.5:13–15 ). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С этой точки зрения противление приказанию царя было восстанием против богов царя, против него самого, как их почитателя, и потому наказывалось сожжением в печи, – обычной у ассиро-вавилонян казнью мятежников, бунтовщиков. Она практиковалась, напр., Салманассаром II и Ассурбанипалом, предававшими сожжению пленников, не исключая и детей. Последний сжег за возмущение даже своего брата Саммугаса. От ассириян этот род казни перешел к халдеям: по свидетельству пророка Иеремии, Навуходоносор сжег на огне двух иудейских лжепророков – Седекию и Ахава, проповедовавших среди пленных Иудеев о скором падении Вавилона, возвращении их на родину и тем возбуждавших пленников против его власти ( Иер.29:21–22 ). Дан.3:8 . В это самое время при­ступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Дан.3:9 . Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Дан.3:10 . Ты, царь, дал по­веле­ние, чтобы каждый человек, который услы­шит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и по­кло­нил­ся золотому истукану; Дан.3:11 . а кто не падет и не по­кло­нит­ся, тот должен быть брошен в печь, раскален­ную огнем. Дан.3:12 . Есть мужи Иудейские, которых ты по­ставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не по­винуют­ся по­веле­нию твоему, царь, богам тво­им не служат и золотому истукану, которого ты по­ставил, не по­кло­няют­ся. Дан.3:13 . Тогда Навуходоносор во гневе и ярости по­велел при­вести Седраха, Мисаха и Авденаго; и при­ведены были эти мужи к царю. Даниила на торжестве почему-то не было, но его друзья, оставаясь верными закону Моисееву ( Исх.20:2–4 ), не исполнили приказания царя, о чем ему было доложено завидовавшими их возвышению халдеями. Друзья обвиняются в том, что богам царя не служат и поставленному им истукану не поклоняются. Первая половина доноса не требует непременно признания, что на торжестве открытия статуи находились изображения и других богов. Из факта непоклонения золотому истукану халдеи могли вывести общее заключение об отрицании друзьями всех вавилонских божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, – нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ( Лев.11:4–19 ; Втор.14:7–18 ) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ( Лев.11:32–38 ) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам ( Дан.5:4 ). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ( Ос.9:3 ; Иез.4:13–14 ). Дан.1:9 . Бог даровал Даниилу милость и бла­го­расположе­ние начальника евнухов; Дан.1:10 . и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я го­с­по­дина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверст­ников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед­ царем. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с указания на небрежное исполнение им личного царского указа («сам определил кушанье ваше и питье ваше») и кончая предположением о хищении: назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий, дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную. Дан.1:11 . Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов при­ставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Дан.1:12 . сделай опыт над рабами тво­ими в тече­ние десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; Дан.1:13 . и по­том пусть явят­ся перед­ тобою лица наши и лица тех отроков, которые питают­ся царскою пищею, и затем по­ступай с рабами тво­ими, как увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–3. Откровение о последних судьбах мира. 4–13. Заключение книги. Дан.12:1 . И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех по­р, как суще­с­т­ву­ют люди, до сего време­ни; но спасут­ся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записан­ными в книге. Дан.12:2 . И многие из спящих в прахе земли про­будят­ся, одни для жизни вечной, другие на вечное по­ругание и по­срамле­ние. Дан.12:3 . И ра­зу­мные будут сиять, как светила на тверди, и обратив­шие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил, «князь» и покровитель иудеев ( Дан.10:13, 21 ). Только предстательством этого «князя великого» они и будут спасены от окончательной гибели. Но как Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и самого жестокого врага христианства – антихриста, так точно и тяжелое время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит прообразом последних времен существования новозаветной церкви, – прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях, причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства Иисуса Христа относится к концу мира ( Мф.24:21, 22 ). В эту тяжелую годину спасутся только «записанные в книге жизни» (ср. Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.3:5 ; Откр.13 и т. п.), т. е. все те праведные и истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни. Подобно живым, и одни «из спящих в прахе земли» воскреснут для жизни вечной, а другие – для вечных мук ( Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). Первые воссияют, как светила небесные ( Мф.13:43 ; 1Кор.15:40–42 ). Дан.12:4 . А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до по­следнего време­ни; многие про­читают ее, и умножит­ся веде­ние».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вторая причина радости: мир на земле Ст. 5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Смысл этого стиха такой: в следствие упразднения греха и власти сатаны упразднятся все бранные орудия и военные одежды ( Ис.2:4 ; Пс.45:9, 10 ), между уверовавшими в Мессию прекратится ненависть, вражда, и водворится не только внутренний, но и внешний мир ( Лк.2:14 ). Царство Мессии будет царством правды и мира. Третья причина радости: царство Сына Божия в мире Ст. 6. Ибо младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Ст. 7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить ею и укрепит его судом и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Здесь царство Сына Божия на земле Пророк изображает в самых ясных, величественных чертах – 1) в отношении к происхождению Мессии, 2) в отношении к Его должности, 3) в отношении к Его свойствам, которые Пророк изображает величественными именами, 4) в отношении к величию достоинства и к успеху в отправлении должности, 5) показывается высшая, действующая причина всех этих действий. 1) О происхождении Мессии говорится: младенец родился нам, т. е. для нашего блага. Это относится к человеческой природе Мессии ( Лк.2:10 ). Сын нам Дан.Это относится к Божественному естеству Мессии. Ибо когда Он называется сыном, то, очевидно, разумеется сын того, кем дан; а Он дан и мог быть дан только Богом Отцом, а не человеком каким-нибудь. Когда Иисус Христос в Евангелии называется просто Сыном, то называется так в отношении к Божественному естеству ( Мф.11:27 ; Ин.3:36 ; Евр. 5:8 ). Сын нам дан, т. е. по определению в предвечном совете единородный Сын Божий Богом Отцом для нас послан в мир, или явился во плоти, чтобы доставить нам оправдание и жизнь благодатную, научить истинному пути спасения, упразднить иго греха и обрядового закона Моисеева и сокрушить власть сатаны, – истребить заблуждение, идолопоклонство, пороки. То же самое Спаситель выражает другими словами: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть... ( Ин.3:16 ; Гал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Итак, братия и сестры, язык нам дан не для того, чтобы мы говорили коварное; не для того, чтобы мы говорили льстивое, «двоязычное»; не для того, чтобы мы говорили неправду ради обогащения! Для чего же он дан? Пророк и псалмопевец Давид отвечает нам на этот вопрос: И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день ( Пс.34:28 ). Вот прежде всего для чего дал нам Господь язык – чтобы проповедовать правду Божию и каждый день возносить хвалу Богу! Братия и сестры, когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, поверьте мне, наш язык радуется: он и создан для того, чтобы прославлять Творца! Но если своим языком мы произносим коварные, льстивые, двуязычные, неправедные слова – помните, что он нам дан не для этого! Писание говорит и еще об одном назначении языка. Отчасти это отмечено в том тексте, который мы только что прочитали, но здесь говорится сугубо о пении: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались ( Пс.125:2–3 ). Язык, исполненный пения… Когда в храме идет служба и весь народ едиными устами поет «Верую» или «Отче наш», или какую-то другую молитву – особый духовный подъем возникает тогда у верующих. Поистине наш язык должен быть исполнен радостного духовного пения – вот для чего он нам дан. И еще – о назначении нашего языка. В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть такие слова: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:10–11 ). Итак, братия и сестры: глаза нам даны, чтобы взирать на Начальника и Совершителя жизни; язык нам дан для того, чтобы проповедовать правду Божию, петь псалмы, исповедовать Христа; уши нам даны для того, чтобы с открытым сердцем воспринимать слово Божие, срастворяя его верой в своем сердце; ноги даны, чтобы спешить делать добро; руки – чтобы творить милость. Все, что Господь нам дал, Он дал для нашего блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Более оснований разуметь под ним римскую монархию: ей принадлежат качества четвертого царства Даниила. Своей всесокрушающей, непобедимой на первых порах силой, всемирными опустошительными завоеваниями она превзошла все предшествовавшие государства. Но первоначально единое неразрывно целое и потому твердое, как железо, римское царство перешло затем в период хрупкости, самораспада, начавшийся с момента покорения разных народов. Вошедшие в его состав разнообразные народности не сплачивались воедино, и тем больше расширялись пределы государства, тем более входило в него элементов глиняных, содействовавших не упрочению власти, а ее ослаблению путем постоянных возмущений и многочисленных междоусобных войн. «Обращая в римских граждан Галлов и Египтян, Африканцев и Гуннов, Испанцев и Сирийцев, как могли императоры ожидать, говорит блаженный Августин , что такого рода разноплеменная толпа будет верна интересам Рима, который их преследовал?» Дан.2:44 . И во дни тех царств Бог небесный воз­двигнет цар­с­т­во­, которое вовеки не раз­рушит­ся, и цар­с­т­во это не будет перед­ано другому народу; оно сокрушит и раз­рушит все царства, а само будет стоять вечно, Дан.2:45 . так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раз­дробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет по­сле сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) падает появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению ( «Бог небесный воздвигнет царство»), вечное ( «во веки не разрушится»), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее ( Дан.2:35 ), оно постепенно превратится в царство вселенское ( «камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» – Дан.2:35 ). Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся во дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю. Сообразно с представлением ветхозаветной церкви под образом горы ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:2 ) малое при своем появлении мессианское царство изображается в виде камня. Он отрывается от горы ( Дан.2:34 ), – новозаветная церковь возникла из недр ветхозаветной. Впрочем, некоторые экзегеты на основании Ис.8:14 ; Ис.28:16 ; Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4 ; Рим.9:32 разумеют под камнем Мессию, а под горою – Деву Марию («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»). При таком понимании мессианское царство олицетворяется, подобно первой монархии, в личности своего Основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Бог сохранил своего пророка невредимым ( Дан. 6 гл.). Позже Даниил получил откровение о семидесяти седьминах (70x7=490 лет), в котором указано время пришествия Мессии 14 . В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия Кир издал в 536 год указ об освобождении евреев из плена. По преданию, пророк Даниил показал Киру пророчество о нем Исаии (см. Ис.44:28,45:13 ). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме ( 1Езд. 1 гл.). При этом же царе Даниил был во второй раз чудесно спасен от львов за умерщвление дракона, которого обоготворяли язычники ( Дан. 14 гл.). В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия в связи с историей языческих государств ( Дан. 10–12 гл.). Предсказания о гонениях на веру одновременно относятся к гонениям Антиоха Епифана и антихриста. Приводим здесь две выдержки из апокалипсических пророчеств Даниила: «И восстанет в то время Михаил» 15 «, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан. 12, 1–3 , ср. Мф. 13, 43 ). «Сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, обелятся и переплавлены будут в искушении, нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» ( Дан. 12, 9–10 ). В трех с половиной годах, в течение которых усилятся гонения на верующих, некоторые видят указание на срок царствования антихриста 16 . Впрочем, апокалипсические сроки могут иметь символическое значение. О последующей судьбе пророка Даниила мало что известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010