Христиане же принимают и Ветхий, и Новый Завет в соответствии с правильным пониманием их содержания. Те же, кто верит пророкам, но считают Евангелие ложным, на самом деле пренебрегают книгами пророков, в которых Бог говорит о Себе Самом. Плотской ум содрогнется, услышав это. Кто же из тех, у кого ум вместо веры примет следующее из Писаний: - что Бог гулял по раю (Быт. 3:8); - что Он обонял приятное благоухание (Быт. 8:21); - что Он раскаялся, сотворив Адама (Быт. 6:6); - что Он сошел и смешал языки в Вавилоне (Быт. 11:7); - что Он пришел к Аврааму, ел и пил у него (Быт. 18); - что сказал Аврааму: " вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли ни поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю " (Быт. 18:20-21); - что Он стоял на лестнице и разговаривал с Иаковом (Быт. 28:13); - что Он сошел на гору Синай, сказав Моисею как своему товарищу, что никто не может видеть Меня и остаться в живых (Исх. 33:20); - что Господь приняв вид облака, покрыл скинию (Исх. 40:34); - что Господь, Бог твой есть огнь поядающий, Бог ревнитель(Втор. 4:24); - что Бог обходит стан израилев, который должен быть чистым от всех человеческих нечистот (Втор. 23:12-15); - что Даниил называет Бога Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы головы Его, как чистая волна (Дан. 7:9); - что Иезекиль видел Его в огне, восседающего на троне (Иез. 8:2); - что Даниил видел Его на берегу реки (Дан. 10:4); - что Он взял Иерусалим в жены, а из-за того, что она прелюбодействовала, Он развелся, но согласно пророку Осии обещал простить и принять ее вновь. (Иез. 16 Иос. 2); - и многое другое Следует тебе об этом, иудей, поразмыслить и покрыть свою голову прежде, чем ты будешь насмехаться над христианами. Если кто-нибудь из мусульман скажет, что он не может согласиться с чем - либо из этого, то как же он без сомнения скажет, что Бог восседает на троне (Yunus, X:3), a также скажет, что у Него есть руки и лицо (Al Imran, III:73; ar-Rum, XXX:38), и многое другое.

http://pravoslavie.ru/put/040621125807.h...

11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. 12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Последовательность событий в главе 12 такова: жена на земле рождает младенца Христа, который восхищается на небо (ст. 5), жена бежит в пустыню (ст. 6), на небе ведется война Архангела Михаила против дракона (ст. 7), дракон низвергается с неба на землю (стт. 8–9); на земле дракон преследует жену, родившую младенца (ст. 13), жена спасается в пустыне (стт. 14–16), дракон вступает в брань с христианами (ст. 17). Итак, «событие Христа» (ст. 5) имеет следствием войну на небе между Михаилом и его ангелами с одной стороны и драконом и его ангелами с другой. Эти последние не могут устоять и удержаться на небе (стт. 7–8). Небеса ликуют по этому поводу (стт. 10–12). Часть Откр.12:7–12 несет тройную функцию. Во-первых, дракон должен окончательно покинуть небо, и это гарантирует то, что Христос на небе огражден от происков дракона. Следовательно, ничто больше не стоит на пути исполнения последней, эсхатологической задачи Христа. Во-вторых, согласно древней апокалиптической традиции, падение дракона считается решающим событием, которое предшествует установлению Царства Божьего (см. в текстах Кумрана I QM («Война сынов света против сынов тьмы»); апокриф «Вознесение Моисея» X, 1: «И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и скорбь с ним отойдет»). В-третьих, низвержение дракона на землю мотивирует преследование им Церкви Христовой на земле. Михаил – единственный ангел, который в Откровении назван по имени. В иудейской апокалиптической литературе Михаил считался ангелом хранителем народа Божьего и борцом со всем безбожным и враждебным Богу (в Дан.10:13,21 ; Дан.12:1 Михаил описывается как «князь великий, стоящий за сынов народа» Божьего против царей и князей персидских и греческих).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама большую половину царства, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его некоего Иеровоама ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» ( 3Цар.14 ). И действительно, в своё время, по повелению Божию, был помазан на царство израильское некто Ииуй, истребивший доселе царствовавший дом ( 3Цар.19:16 ; 4Цар.9,10 ). Без сомнения, Бог поставлял и низлагал не одних только царей еврейских. Он «низлагал царей и поставлял царей», – говорит пророк Даниил о всяких вообще царях. ( Дан.2:21 ). Свящ. Писание Ветхого Завета о всяком вообще царстве говорит: «Всевышний властвует над царством человеческим и дает его кому хочет» ( Дан.4:22 ). «В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней» ( Сир.10:4 ; Суд.11:16 ). Господь возвещает: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:15–16 ). «От Господа дана царям держава и сила от Вышнего», – заключает Премудрый ( Прем.6:3 ). Потому-то даже Кир, царь персидский, называется «помазанником Божиим», исполняющим Его веления и находящимся под Его руководством и охраною ( Ис.45:1 и дал.). Впрочем, здесь необходимо оговориться, что в еврейском народе власть была вручена правителям этого народа непосредственно Самим Богом, а в народах языческих – по тайному промышлению Божию ( Ис.45:1–4 ; Ис.44:28 ). Новозаветное учение о государстве и государственной власти обосновывалось, без сомнения, на священных книгах Ветхого Завета, боговдохновенность которых засвидетельствована Иисусом Христом. Сам Спаситель во время Своей проповеди прямо не касался вопроса о происхождении власти. Но принимая во внимание весь дух Его учения, мы с достоверностью можем сказать, что Он смотрел на государственную власть, а следовательно, и на государство, как на установление божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Если ближе рассмотреть те места священных книг, где указывается на состояние, в каком пророки были при откровениях им воли Божией посредством видений: то должны будем сказать, что это состояние существенно, характеристически отличается от обыкновенного состояния человеческого сознания, что непосредственное действие Божества на дух пророка во время подобных откровений изменяло обычный ход деятельности душевных способностей пророка и направляло их иначе. Такую перемену состояния своего душевного ощущали сами пророки, это показывают уже самые выражения, я был в духе, дух Божий объял меня и я видел, рука Господня была на мне и проч. Особенно это заметно в видениях пророка Иезекииля, который ясно указывает различие состояния своего при видениях от обычного состояния ( Иез.8:1–5 , Иез.11:24–25 ). Так же заметно это различие состояний у Даниила ( Дан.8:2.7 , Дан.10:4–10,16–19 ). Этот дух Божий, приводивший пророков в заметное для них самих, отличное от обыкновенного, состояние, действовал непреодолимо, с силою, которой не мог противиться пророк, хотя бы и помышлял противиться, следовательно, с полновластием. Такое полновластие Божественного над человеком пророк Иеремия прекрасно изображает в следующих словах: Иегова, Ты увлек меня, я увлечен, Ты превозмог меня, Ты преодолел меня. Я подумал было: не стану я говорить о сем; и не буду вперед говорить Его именем; но у меня в сердце как бы огонь загорелся; в кости мои что-то вложено; не в силах держать я, не могу ( Иер.20:7–9 ). В этом состоянии пророческого увлечения или воодушевления пророки обыкновенно видят то, что нельзя видеть телесными очами, ощущают то, что не подлежит внешним чувствам; внешние чувства как будто закрываются для внешнего мира, для внешних ощущений, и при не деятельности их, а иногда при видимой деятельности, пророки ощущают и созерцают другое, предметы невидимого, тайного для других окружающих, мира. Особенно замечательно в этом отношении сказание о Валааме. Он сам называет себя человеком с открытыми очами, но в тоже время видящим видения Божия и слушающим словеса Божия; он смотрит на кущи Израиля и на дома Иакова, но в то же время говорит не о том, что видит телесными очами и – не о том, что слышит телесными ушами; его взор устремлен на будущее Еврейского народа, он видит, как прекрасны шатры Иакова и жилища Израиля; расстилаются как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах, видит как польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, как изыдет человек от семене его, который возобладает языки многими, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

«И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» ( Дан.10:8 ). Перед лицом такого могущества он стал чувствовать себя как бы прозрачным. С чем это можно сравнить? Можно сравнить так: ангел имеет более плотное бытие, чем человек, более насыщенное, более существующее. А человек, по сравнению с ним, похож на тень, потому что он дальше от природы Бога. Вы понимаете, почему испугались стражники, которые охраняли гроб Христа, почему они замертво упали. Представляете, вот такое увидеть?! И когда ангел является, его явление для человека страшно. Тем более страшен Бог, который восседает на ангелах и управляет ими. «И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» ( Дан.10:9 ). Голос ангела оказывается непереносим для человека. Нужно укрепление, чтобы услышать голос Неба. Часто люди говорят: мне посредники не нужны, я сам по себе с Богом буду общаться. Представьте себе, что вдруг их желание исполняется. Они видят даже не Бога – просто ангела, как вы думаете, чем эта встреча без посредников для них закончится? Я подозреваю, что это для них закончится даже не стрессом, они просто умрут от инфаркта. Вот и пророк Даниил просто упал без чувств на землю, хотя он был очищен, укреплен Духом Божием, но и его смертная плоть не могла выдержать такого могущества. Когда говорят, что святые будут подобны ангелам, то часто не задумываются о том, что сказано. А ведь это означает то, что душа этого святого будет такая же. Например, Николай Чудотворец часто очень грозно является, и люди разбегаются, точно так же они разбегаются и при виде Георгия Победоносца или Димитрия Мироточивого, потому что они уже стали подобны ангелам, приобрели ангельское могущество. Я подозреваю, что если бы мы с вами сейчас встретились с апостолом Павлом, то за руку с ним поздороваться точно бы не смогли, потому что он уже пропитан этим могуществом. Святые стали страшные, в смысле вызывающие благоговейный ужас, трепет, такой же, как у ангелов. Собственно говоря, это было еще и при жизни, когда апостол Петр вошел к Корнилию сотнику, то тот, увидев его, упал лицом вниз, а Петр поднял его и сказал: «Не бойся, я тоже человек» ( Деян.10:26 ). Надо помнить, что святость совсем не означает хорошесть или добропорядочность. Святой человек – это не тот человек, который общественно-полезным делом занимался, а тот, который был пронизан запредельными силами Бога. Кто стал Богоподобным существом, и может называться святым. «И как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле». Так он поклонился перед ангелом, почитая мощь Бога, в нем сияющую. Содержание откровения

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Во-вторых, исторические свидетельства менее впечатляющие, чем свидетельства природы. Человеческая жизнь слишком короткая, и чтобы разобраться в хитросплетениях истории, необходимо обращаться к историческим документам, которые могут допускать различные интерпретации 62 . Поэтому этот способ общего Откровение может быть понят лишь тогда, когда Бог Сам истолковывает ход и цель человеческой истории. Бог открыл пророку Даниилу, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми» ( Дан.4:14 ). Господь также открыл ему, что человеческая история движется к своей конечной цели – Царствию Божиему ( Дан. 2 и 7 глл.) 63 . Человек. Третья область проявления общего Откровения – это высочайшее из земных творений Божьих, сам человек. Чаще всего этот вид общего Откровения усматривают в физическом устройстве и умственных способностях человека. Бог сотворил человека по Своему образу ( Быт.1:27 ). Некие истины о Боге, следовательно, можно узнать, изучая человеческое существо (ср. Пс.8 ). Свт. Василий Великий в толковании на слова книги Второзакония ( Втор.15:9 ) «Внемли себе...» говорил следующее: «Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» 64 . Самое первое, что человек может узнать о Боге, рассматривая себя, – Он премудрый Творец. Псалмопевец восклицает: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это» ( Пс.138:13–14 ). Кроме этого через исследования тела можно узнать и о некоторых свойствах Божиих, ибо «насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» ( Пс.93:9–10 ). Такое познание пересекается с Откровением в природе. Однако яснее всего личность Бога и Его действие видны в духовных и нравственных качествах человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

25:3; 28:2; 33:7; 49:25; 53:12...), «Господь и орудия гнева Его» (13:5), «жезл нечестивых» (14:5, ср. 10:5; 14:29; 30:31–32...), «гнев Божий» и «пылающая ярость Господа» (13:9, ср. 9:19; 26:6; 30:30; 66:15, ср. 50:11...), «близко время его, и не замедлят дни его» (14:1, ср. 51:9; 26; ср. 10:25; 46:13 и др.); «вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости, и кипарисы радуются о тебе и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (14:7, 8 – выражение сочувствия неодушевленной природы, ср. 24:4, 7; 33:9, ср. 35:2; 44:23; 45:8; 49:13, ср. 1:2; 55:12), «кипарисы и кедры ливанские» и их «посечение» (14:8, ср. 2:13; 10:34; 29:7; 33:9; 35:2; 37:24; 40:16; 41:19; 60:11 и др.), «свержение гордыни в преисподнюю» (14:11, ср. 5:14; 26:21; 28:15–18, ср. 59:9); выражения: «положу конец высокоумию гордых» и «уничижу надменность притеснителей» (13:11) и слова царя вавилонского: «выше звезд Божиих вознесу престол мой», «взойду на небо», «на высоты» (14:13, 14) очень напоминают 2:12: «день Господа на все высокое и превознесенное», «гордое и высокомерное, и оно будет унижено» или – видение Исаией Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (6:1); «ликующий» (13:3) – слово, обыкновенно признаваемое характеристическим для пр. Исаии, равно как и редко употр. (14:19 ср. 11:1; 60:21 и Дан.11:7 см. у Геферн.), «племя злодеев» (14:20, ср. 1:4; 57:3–4), «остаток» (14:22; ср. 1:9; 4:3; 10:20, 21; 11:11, 16; 14:30; 15:9; 16:14; 17:3; 21:17; 28:5; ср. 37:31, 32; 44:17 ср. 46:3; 49:21; 66:19; в евр. Биб. , , , в 38:10 ). – В пророчестве 14:24–27 стих 24-й ср. напр. 8:10, с 46:10; стих 25-й ср. с 5:25; 9:4; 10:27, 6; стихи 26 и 27 ср. с 10:22–23; 28:22... Замечательно еще частое употребление повелительного наклонения (13:6 ср. особ, с 23:14; 14:31...) и т. д. – Наконец, надписание пророчества (13:1) запечатлевает прочие свидетельства об его происхождении от Исаии, сына Амосова. Но чем удивительнее пророчество о Вавилоне слышать из уст Исаии, тем основательнее представляется отрицательной критике доказывать его позднейшее происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

4. На каком языке написана книга? 5. Охарактеризуйте главные черты ее богословия. 6. Чему учит сказание о пленных юношах-иудеях? 7. Каков смысл сна Навуходоносора? 8. Каково религиозно-нравственное значение рассказа об отроках и на каких исторических фактах он основан? 9. Что означают четыре чудовища в Дан 7? 10. Кто явлен под именем Сына Человеческого? 11. Как изображена в Дан 8 борьба империй и как определен срок испытаний ветхозаветной Церкви? 12. Чем отличаются два варианта толкования Данииловых седмин? 13. Чему соответствуют седмины в первой части Кн. Даниила? 14. Как изображена в книге эсхатологическая битва и воскресение мертвых? 15. Укажите на два аспекта пророческого видения, заключенных в Кн. Даниила. Приложение к §28 §29 Хасмонеи. Апокрифы и неканонические книги (II–I века) 1. Начало восстания (1 Макк 2). В 166 году народному терпению пришел конец. Пророчество Даниила и другие предсказания укрепили людей в вере, что власть гонителя не устоит. Начало вооруженному сопротивлению язычникам положил престарелый священник Маттафия Хасмоней. Когда царский чиновник явился в его родной город Модин и потребовал, чтобы жители принесли жертву богам, Маттафия публично отказался совершить акт отступничества и призвал сограждан последовать его примеру. «Если и все народы в области царства царя послушают его, — сказал он, — и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших» (1 Макк 2,19-20). Едва первый изменник подошел к алтарю, чтобы воздать честь идолу, Маттафия нанес ему смертельный удар, сразил воина, охранявшего жертвенник, и опрокинул алтарь. Вслед за тем окруженный толпой священник обошел город с кличем: «Всякий, кто ревнует по Законе и стоит в Завете, да идет вслед за мной!» Предприятие не имело шансов не успех, но восставшие верили в помощь Божию. Во главе их шли сыновья Маттафии и весь род его, именовавшийся Хасмонейским . В ответ начались карательные действия. Войско, выступившее из Иерусалима, настигло одну из партизанских групп и полностью перебило ее, так как иудеи не желали сражаться в субботу. Узнав об этом, Маттафия был глубоко опечален и заявил, что отныне, пока не кончится война, суббота для носящих оружие отменяется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

5. И мы захватили его острием меча, и нашедших убежище в башне сожгли огнем, и таким образом взяли всех и все ихнее. 6. И когда мы отошли, мужи Фаффуйские напали на нашу военную добычу, и мы, передав ее сыновьям нашим, сражались с ними до Фаффуе. 7. И их мы убили, и город сожгли, и все в нем разграбили. Глава 6 И когда я был на водах Хозивы, от Иовила пришли на нас войною. 2. И мы, сразившись, обратили их в бегство, и соратников их от Силома мы убили, и не дали им прохода, чтобы они вошли к нам. 3. Опять же от Махира вышли против нас в пятый день, и мы, выступив против них, крепким мечом преодолели и перебили их, прежде чем они поднялись вверх. 4. Когда же мы пришли в город, то женщины их скатывали камни на нас с вершины горы, на которой был город. 5. И скрывшись, я и Симеон сзади завладели возвышенностями и разрушили и этот город. Глава 7 И в следующий день было сообщено нам, что царь Гааса города многим народом идет на нас. 2. Итак, я и Дан, присоединив Аморреев, как соратники, вошли в город их. 3. Ночью же глубокой, когда пришли братья наши, мы отворили ворота им, и всех их и принадлежащее им истребили, и все разграбив, три стены их разрушили. 4. И мы приблизились к Фамне, где была всякая утварь их. 5. Итак, тогда я, оскорбляемый ими, разгневался и устремился на них на вершину, и они метали в меня камнями и стрелами. 6. И если бы Дан, брат мой, не помог мне, то они убили бы меня. 7. И так мы пошли на них с яростию, и они все убежали и, отойдя другим путем к отцу нашему, умоляли его, и заключили мир с ним. 8. И мы не сделали им ничего злого, но имели их данниками, и отдали им всю военную добычу их. 9. И я устроил Фамну, и отец мой – Раваил. 10. Был же я двадцати лет, когда случилась война эта. 11. И боялись хананеи и меня, и братьев моих. Глава 8 Было же у меня много скота, и я имел главного пастуха Иерама Одоломитянина. 2. Пришедши к нему, я увидел Варсаву, царя Одоламского; и он говорил нам, и сделал нам пир, и, призвав, отдал мне дочь свою по имени Саву в жены. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010