Но Бог сохранил своего пророка невредимым (Дан. 6 гл.). Позже Даниил получил откровение о семидесяти седьминах (70x7=490 лет), в котором указано время пришествия Мессии . В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия Кир издал в 536 год указ об освобождении евреев из плена. По преданию, пророк Даниил показал Киру пророчество о нем Исаии (см. Ис. 44, 28; 45,13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (1 Езд. 1 гл.). При этом же царе Даниил был во второй раз чудесно спасен от львов за умерщвление дракона, которого обоготворяли язычники (Дан. 14 гл.). В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия в связи с историей языческих государств (Дан. 10–12 гл.). Предсказания о гонениях на веру одновременно относятся к гонениям Антиоха Епифана и антихриста. Приводим здесь две выдержки из апокалипсических пророчеств Даниила: И восстанет в то время Михаил , князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда (Дан. 12, 1–3, ср. Мф. 13, 43). Сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, обелятся и переплавлены будут в искушении, нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (Дан. 12, 9–10). В трех с половиной годах, в течение которых усилятся гонения на верующих, некоторые видят указание на срок царствования антихриста . Впрочем, апокалипсические сроки могут иметь символическое значение. О последующей судьбе пророка Даниила мало что известно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Они тщательно оберегали веру своих отцов, в том числе и в области обрядовой. Они отказывались от пищи, которая была назначена всем прочим заложникам от стола царского, поскольку она либо была идоложертвенная, либо состояла из того, что не дозволялось Моисеевым законом (Дан. 1: 8). Когда поставленный над ними надзиратель забеспокоился, что они будут худы и бледны лицами и его за это накажут, они ему предложили сделать опыт (Дан. 1: 12). И оказалось, что их телесное состояние, несмотря на пост, ничуть не хуже тех, которые ели все то, что присылали от двора царского. И когда заканчивается время их обучения, то все эти учащиеся представляются царю. « И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1: 20). В результате они получают высокие должности при царском дворе. Если мы посмотрим на хронологические указания, которые имеются в Книге пророка Даниила, то увидим, что его служение продолжалось при всех последующих царях Вавилонской династии, вплоть до Валтасара, и продолжалось при первых царях Персидской династии. Одна из последних дат, которая там упоминается (но это не последний год его служения, оно продолжалось), – это третий год Кира, царя персидского (Дан. 10: 1). Причем, скорее всего, под этим третьим годом следует понимать третий год после захвата Вавилона, потому что на исторической арене Кир появился гораздо раньше. Таким образом, весь период плена и первые годы правления персидских царей – время его служения. Как видим, никакие перемены при дворе не пошатнули его положения по причине нравственной безукоризненности, великой мудрости и прозорливости, которые ему были даны от Бога. 32.2. Сон Навуходоносора Далее приводятся несколько эпизодов, бывших с Даниилом во время служения при дворе. Царю Навуходоносору приснилось нечто, что он сам вспомнить не мог, но, будучи царем, он с этим положением смиряться не стал и вызвал к себе всех, кого только было можно, с требованием объяснить, что ему приснилось. Это может показаться неправдоподобным, но если вспомнить масштабы Вавилонской державы, которая была одной из мощнейших в древности, то человеку, воле которого практически не было никаких препятствий (Навуходоносор правил около 40 лет), трудно было потерпеть даже такое, что что-то приснилось, а он этого не может вспомнить. И Даниил оказался единственным человеком, который способен был рассказать, по откровению Божию, царю, что это был за сон, и его истолковать (Дан. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан) . – В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? – Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас. – А различия? – Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). – Как вы объясните это Божественное слово? – В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства . Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слов а «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует. Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства. – Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать. – Да! Вдумаемся в это. Закон был дан Промыслом Божиим, чтобы заградить путь зла вниз – наклонную плоскость падения нашего. Он словно крик, словно приказ: «Стой, останови, останови зло» – то есть грех, тлен, смерть . Поэтому он являет собой ряд запретов: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради»(Исх. 20: 3–15).

http://pravoslavie.ru/63387.html

  История ветхозаветного пророчества знает неоднократные случаи собщения откровения в ответ на молитву пророка ( Иер. 32:16–26 ; Авв. 1; 2:1–2 ). В подобном соотношении стоят молитва IX гл. пр. пр. Даниила и откровение о 70-ти седминах. Как тесно связанные, они датируются одним и тем же временем, – первым годом царствования Дария, сына Ассуирова, из рода мидийского ( Дан. 9:1 ). По отношению к молитве естественность подобной даты указана в словах 2–3 ст. 9 гл.: «в первый год царствования его (Дария), я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением». Падение Вавилона, завоеванного мидянами и персами, последовавшее затем воцарение Дрия Мидянина ( Дан. 5:30–31 ) говорило пророку о скором окончании плена ( Ис. 13;14:2 ) и вызывало с его стороны молитву к Богу «воззреть светлым лицем на опустошенное святилище» ( Дан. 9:17 ), не отменять из-за неправд народа обетования о восстановлении Иерусалима. Связь молитвы IX главы с откровением о 70-ти седминах с библейской точки зрения весьма естественна, а произношение ее в первом году царствования Дария достаточно мотивировано. И это обстоятельство могло бы ручаться за достоверность и самой даты молитвы, если бы не ее содержание. По общему признанию, оно представляет черты несомненного сходства с содержанием молитв кн. Ездры (9 гл.), Неемии (1; 9 гл.) и 2 Паралипоменон (6 гл.). С особенною же силою настаивает на этой мысли Bayer, дающий для каждого стиха молитвы IX гл. следующие параллели.   «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои» – Дан. 9:4 . «Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!» – Неем. 1:5 . «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих». Дан. 9:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Возражение 1. Кажется, что Старый Закон не был сообщен через посредство ангелов, а был дан непосредственно Богом. В самом деле, «ангел» означает «посланник» и потому указывает не на господство, а на служение, согласно сказанному [в Писании]: «Благословите Господа, все ангелы Его... служители Его» ( Пс. 102, 20, 21 ). Но о Старом Законе говорится как о данном Господом; так, [в Писании] сказано: «Изрек Бог... слова сии», и далее: «Я – Господь, Бог твой» ( Исх. 20, 1, 2 ). Притом подобного рода выражения часто повторяются и в книге «Исход», и в более поздних книгах Закона. Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Закон дан чрез Моисея» ( Ин. 1,17 ). Но Моисей получил его непосредственно от Бога, о чем читаем: «Говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу (как бы говорил кто с другом своим)» ( Исх. 33, 11 ). Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (90, 3), установление закона есть прерогатива правителя. Но в том, что касается спасения души, единым Правителем является Бог, в то время как ангелы, как сказано [в Писании], – это «служебные духи» ( Евр. 1, 14 ). Следовательно, коль скоро Закон определен к спасению души, то не пристало ему быть преподанным через посредство ангелов. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ). И Стефан сказал: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» ( Деян. 7, 53 ). Отвечаю: Закон был дан Богом через посредство ангелов. И помимо главной причины, приведенной Дионисием, а именно, что «чрез ангелов даются людям дары Божий» 109 , существует и особая причина, почему именно через их посредство надлежало сообщить нам Старый Закон. В самом деле, уже было сказано (1)о том, что хотя Старый Закон был несовершенен, тем не менее он располагал человека к тому совершенному спасению человечества, которое должно был прийти через Христа. Далее, должно иметь в виду что там, где имеет место упорядоченность в способностях или искусствах, непосредственное руководство совершенными действиями осуществляет тот, кто занимает наивысшее положение, в то время как то, что [только] располагает к окончательному совершенству, производится им через посредство тех, кто ему подчинен. Так, корабел сколачивает доски сам, но готовит он их через посредство подмастерьев, которые помогают ему под его руководством. Поэтому совершенному закону Нового Завета надлежало быть данным нам непосредственно воплощенным Богом, тогда как Старый Закон надлежало дать людям через посредство служителей Бога, то есть ангелов. И именно этим апостол в начале своего послания евреям доказывает превосходство Нового Закона над Старым, а именно тем, что в Новом Завете «Бог... говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 2 ), в то время как в Ветхом Завете слово возвещалось «через ангелов» ( Евр. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вторая причина радости: мир на земле Ст. 5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Смысл этого стиха такой: в следствие упразднения греха и власти сатаны упразднятся все бранные орудия и военные одежды ( Ис.2:4 ; Пс.45:9, 10 ), между уверовавшими в Мессию прекратится ненависть, вражда, и водворится не только внутренний, но и внешний мир ( Лк.2:14 ). Царство Мессии будет царством правды и мира. Третья причина радости: царство Сына Божия в мире Ст. 6. Ибо младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Ст. 7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить ею и укрепит его судом и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Здесь царство Сына Божия на земле Пророк изображает в самых ясных, величественных чертах – 1) в отношении к происхождению Мессии, 2) в отношении к Его должности, 3) в отношении к Его свойствам, которые Пророк изображает величественными именами, 4) в отношении к величию достоинства и к успеху в отправлении должности, 5) показывается высшая, действующая причина всех этих действий. 1) О происхождении Мессии говорится: младенец родился нам, т. е. для нашего блага. Это относится к человеческой природе Мессии ( Лк.2:10 ). Сын нам Дан.Это относится к Божественному естеству Мессии. Ибо когда Он называется сыном, то, очевидно, разумеется сын того, кем дан; а Он дан и мог быть дан только Богом Отцом, а не человеком каким-нибудь. Когда Иисус Христос в Евангелии называется просто Сыном, то называется так в отношении к Божественному естеству ( Мф.11:27 ; Ин.3:36 ; Евр. 5:8 ). Сын нам дан, т. е. по определению в предвечном совете единородный Сын Божий Богом Отцом для нас послан в мир, или явился во плоти, чтобы доставить нам оправдание и жизнь благодатную, научить истинному пути спасения, упразднить иго греха и обрядового закона Моисеева и сокрушить власть сатаны, – истребить заблуждение, идолопоклонство, пороки. То же самое Спаситель выражает другими словами: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть... ( Ин.3:16 ; Гал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Глава 12 1–3. Откровение о последних судьбах мира. 4–13. Заключение книги. Дан.12:1 . И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех по­р, как суще­с­т­ву­ют люди, до сего време­ни; но спасут­ся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записан­ными в книге. Дан.12:2 . И многие из спящих в прахе земли про­будят­ся, одни для жизни вечной, другие на вечное по­ругание и по­срамле­ние. Дан.12:3 . И ра­зу­мные будут сиять, как светила на тверди, и обратив­шие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил, «князь» и покровитель иудеев ( Дан.10:13, 21 ). Только предстательством этого «князя великого» они и будут спасены от окончательной гибели. Но как Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и самого жестокого врага христианства – антихриста, так точно и тяжелое время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит прообразом последних времен существования новозаветной церкви, – прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях, причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства Иисуса Христа относится к концу мира ( Мф.24:21, 22 ). В эту тяжелую годину спасутся только «записанные в книге жизни» (ср. Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.3:5 ; Откр.13 и т. п.), т. е. все те праведные и истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни. Подобно живым, и одни «из спящих в прахе земли» воскреснут для жизни вечной, а другие – для вечных мук ( Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). Первые воссияют, как светила небесные ( Мф.13:43 ; 1Кор.15:40–42 ). Дан.12:4 . А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до по­следнего време­ни; многие про­читают ее, и умножит­ся веде­ние».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Готовы сильные люди; Седрах, Мисах и Авденаго уже связаны, и их бросают в печь, раскаленную огнем. Не думайте, что, если сейчас установилось некое перемирие между безбожным государством и Церковью, то так же будет и всегда. Положение может резко измениться, потому что нынешние дни лукавы, а диавол всегда готов в бешеной ярости своей наброситься на Церковь Христову. Итак, отроков бросают в печь. Причем сказано: И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго (Дан. 3, 22). Так они трое упали связанными в раскаленную огнем печь. И что происходит: они сгорели? Огонь был страшным, ведь говорится, что пламя огня убило даже тех людей, которые бросали их (наверное, от ужасного жара вспыхнули их одежды). Неужели погибли эти мудрые отроки, которые были поставлены управлять землей Вавилонской? Нет, оказывается, они не погибли! Вдруг зазвучала песнь, ее пел один из отроков – Азария, – и слова этой песни доносились из печи. Он пел: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны (Дан. 3, 26–27). Отроки шли внутри печи и пели хвалу Господу, они пели уже втроем: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки (Дан. 3, 52). Царь ужаснулся: огонь, за огнем дым, было трудно рассмотреть, что же происходит, но он видел, что три отрока ходят в печи! Однако ходят не потому, что огонь не силен был сам по себе одолеть их, а потому что с ними был кто-то четвертый. Это – Ангел Божий, посланный от Господа, чтобы защитить детей Божиих от ярости язычников. Когда наступят для православных христиан самые тяжелые дни, те, о которых пророк Даниил предсказывал: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (Дан. 12, 1), когда царство антихриста будет устанавливаться по всей земле, то в эти, последние дни Бог пошлет нам самого великого защитника. Сказано в Библии: и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего (Дан. 12, 1). – Да, именно сей воевода Горних Сил, Архистратиг Божий Михаил и для нашего православного русского народа, и для всех верных христиан явится в последней брани с языческим безбожным зловерием великим утешением, великим заступником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Возражение 1. Кажется, что Старый Закон был дан во времена Моисея несвоевременно. В самом деле, как уже было сказано (2), Старый Закон располагал человека к спасению, которое должно было прийти через Христа. Но человек нуждался в этом спасительном средстве сразу же после своего согрешения. Следовательно, Закон надлежало дать сразу после грехопадения. Возражение 2. Далее, Старый Закон был дан для освящения тех, от кого должен был родиться Христос. Но обетование, касающееся «семени, которое есть Христос» ( Гал. 3, 16 ), как сказано [в Писании], было вначале дано Аврааму ( Быт. 12, 7 ). Следовательно, Закон надлежало дать во времена Авраама. Возражение 3. Далее, как Христос был рожден только от тех, кто произошел от Ноя до Авраама, которому было дано обетование, точно так же Он был рожден только от тех, кто произошел от Авраама до Давида, которому это обетование было повторено, согласно сказанному [в Писании]: «Изречение Давида... помазанника Бога Иаковлева» ( 2Цар. 23, 1 ). Следовательно, коль скоро Старый Закон был дан после Авраама, его нужно было повторно дать и после Давида. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ); «преподан», то есть «дан в надлежащем порядке», как разъясняет глосса. Следовательно, Старому Закону надлежало быть данным именно в этом порядке времени. Отвечаю: Закону в полной мере надлежало быть данным во времена Моисея. Причину этого можно усматривать в двух вещах, в отношении которых любой закон налагается на два вида людей. В самом деле, он налагается на некоторых людей, которые жестоки и горды и которых закон ограничивает и усмиряет. А ещё он налагается на людей добрых, которым наставления закона помогают исполнить то, что они желают исполнить. Следовательно, Закон надлежало дать в то время, когда было необходимо преодолеть человеческую гордость. Далее, человек гордился двумя вещами, а именно знанием и силой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Дан.11:20 . На место его восстанет некий, который по­шлет сборщика податей, прой­ти по цар­с­т­ву славы; но и он по­сле немногих дней по­гибнет, и не от воз­муще­ния и не в сраже­нии. Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца ( 2Мак.3:7–29 ). Дан.11:21 . И восстанет на место его пре­зрен­ный, и не воз­дадут ему царских по­честей, но он при­дет без шума и лестью овладеет цар­с­т­во­м. Дан.11:22 . И всепотопля­ю­щие по­лчища будут по­топлены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Дан.11:23 . Ибо по­сле того, как он вступит в союз с ним, он будет дей­с­т­во­­вать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Дан.11:24 . Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награблен­ное имуще­с­т­во и богат­с­т­во будет расточать сво­им и на крепости будет иметь замыслы­ свои, но только до време­ни. Преемником Селевка Филопатора был брат его; сын Антиоха, Антиох Епифан (175–164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный», т. е. ничтожный по нравственному достоинству и недостойный по своим правам престола, почему «и не воздадут ему царских почестей», а он «завладеет царством лестью». И действительно, Антиох Епифан хитро устранил законного наследника престола – сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. С этим последним Антиох Епифан начал было войну, в которой «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак.1:17–19 ). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010