16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (   - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (     - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы ( Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа ( Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαλ γγελος). Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Дан.11:25 . Потом воз­будит силы свои и дух свой с многочислен­ным войском про­тив царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не усто­ит, по­тому что будет про­тив него ковар­с­т­во­. Дан.11:26 . Даже участ­ники трапезы его по­губят его, и войско его разо­льет­ся, и падет много убитых. Дан.11:27 . У обо­их царей сих на сердце будет ковар­с­т­во­, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, по­тому что конец еще отложен до време­ни. Замыслы Антиоха «царствовать над обоими царствами» ( 1Мак.1:16 ) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию. Дан.11:28 . И отправит­ся он в землю свою с великим богат­с­т­во­м и враждебным намере­нием про­тив святаго завета, и он исполнит его, и воз­вратит­ся в свою землю. Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу ( 1Мак.1:20–24 ). Дан.11:29 . В назначен­ное время опять пойдет он на юг; но по­следний поход не такой будет, как пре­жний, Дан.11:30 . ибо в одно время с ним при­дут корабли Киттимские; и он упадет духом, и воз­вратит­ся, и озлобит­ся на святый завет, и исполнит свое намере­ние, и опять войдет в соглаше­ние с отступниками от святаго завета. Дан.11:31 . И по­ставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и пре­кратит ежедневную жертву, и по­ставит мерзость запусте­ния. Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта ( 2Мак.5:1 ), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота ( «корабли Киттимские») Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: «ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет». Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т. д. ( 1Мак.1:29–32 ); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета», которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:11–15 ); поселил в Иерусалиме «часть войска», которая «проливала вокруг святилища непо винную кровь» и всячески оскверняла святое место ( 1Мак.1:33–37 ; 2Мак.6:4–5 ), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога ( 1Мак.1:54 ; 2Мак.6:2 ). Дан.11:32 . Поступа­ю­щих нечестиво про­тив завета он при­влечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилят­ся и будут дей­с­т­во­­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В видении Откр 14. 14-20 с помощью символов жатвы и сбора винограда, к-рые производят подобный Сыну Человеческому и 3 др. ангела, описывается грядущий суд (Иоиль 3. 13). Сходство образов этого текста с образами синоптической традиции может быть объяснено без допущения зависимости. Как истолкование притчи о пшенице и плевелах в Мф 13. 36-43, так и развитие образа из Иоиль 3. 13 в Откр 14. 14-20 опирались на одну и ту же иудейскую апокалиптическую традицию, включающую Дан 7. II. Книга пророка Даниила и НЗ (помимо Дан 7. 13). В Дан 2. 28 Д. говорит царю, что тайны открывает Бог «и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (π " σχτων τν μερν). Возможно, это выражение повлияло на формулировку Мк 13. 7; Христос говорит о том, что должно случиться (δε [γρ] γενσθαι; ср.: Дан 2. 29), но при этом добавляет, что это еще не конец. Этот текст из Евангелия от Марка можно считать толкованием Дан 2. 28-29 ( Yarbro Collins. 1993. P. 106). В Откр 1. 1 также есть аллюзия на Дан 2. 28. Однако вместо фразы «в последние дни» (π " σχτων τν μερν) здесь говорится о том, «чему надлежит быть вскоре» ( δε γενσθαι ν τχει), что показывает эсхатологический характер последующего текста. Это же выражение повторено в конце Откровения, в 22. 6. В неск. измененном виде это выражение появляется в Откр 1. 19 ( μλλει γενσθαι μετ τατα) и в Откр 4. 1 ( δε γενσθαι μετ τατα). Рассказ Дан 3. 4-6 о том, как глашатай объявил, что все народы должны поклониться истукану, а кто не поклонится, будет брошен в печь, возможно, повлиял на изложение видения зверя, выходящего из земли в Откр 13. 11-18, к-рый «обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя… чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр 13. 14-15) ( Yarbro Collins. 1993. P. 106-107). В Евр 11. 33-34 среди описания подвигов ветхозаветных праведников говорится, что они «заграждали уста львов» и «угашали силу огня». 1-е выражение, возможно, имеет в виду Давида или Самсона , но возможно, что и Д. во рву львином; в Дан 6. 22 говорится о том, что Бог и ангел закрыли уста львов ( Attridge H. W. The Epistle to the Hebrews. Phil., 1989. P. 348).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Глава 9 1–2. Размышления пророка Даниила в первый год правления Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии об окончании Вавилонского плена. 3–19. Молитва Даниила за народ еврейский и за Иерусалим. 20–23. Явление Ангела Гавриила. 24–27. Откровение о 70-и седьминах. Дан.9:1 . В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который по­ставлен был царем над цар­с­т­во­м Халдейским, Дан.9:2 . в первый год цар­с­т­во­вания его я, Даниил, сообраз­ил по книгам число лет, о котором было слово Го­с­по­дне к Иеремии про­року, что семьдесят лет исполнят­ся над опустоше­нием Иерусалима. Первый год правления Дария Мидянина (538–537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи ( Дан 5.30–31 ). И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена ( Иер.25:9–12 ), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное «сообразил» евр. «биноти» – «обратил внимание»). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из ( Дан.9:15–19 ) Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания ( Дан.9:16, 18 ), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев ( Дан.9:16, 20 ). Дан.9:3 . И обратил я лице мое к Го­с­по­ду Богу с молитвою и моле­нием, в по­сте и вретище и пепле. Дан.9:4 . И молил­ся я Го­с­по­ду Богу моему, и исповедовал­ся и сказал: «Молю Тебя, Го­с­по­ди Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюда­ю­щим по­веле­ния Тво­и! Дан.9:5 . Согрешили мы, по­ступали беззакон­но, дей­с­т­во­вали нечестиво, упор­с­т­во­вали и отступили от заповедей Тво­их и от по­становле­ний Тво­их;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.8:6 . Он по­шел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросил­ся на него в сильной ярости своей. Дан.8:7 . И я видел, как он, при­близив­шись к овну, рас­свирепел на него и по­раз­ил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять про­тив него, и он по­верг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Запад, север и юг испытали на себе всесокрушающую силу мидо-персидского царства. Нетронутым остался лишь восток; как известно, поход Ксеркса против Греции кончился неудачей, но отсюда же (Персия по отношению к Греции лежит на запад – козел идет с запада) в лице первого греческого царя ( Дан.8:21 ) пришла гибель. Неимоверно быстрый поход Александра Македонского в Азию (козел идет с необыкновенною легкостью, «не касаясь земли»), его победы над Дарием Кодоманом при Гранике, Иссе и, наконец, близ Суз и реки Евлея – между Гавгамелой и Арбелой положили конец существованию мидо-персидской монархии. Дан.8:8 . Тогда козел чрезвычайно воз­величил­ся; но когда он усилил­ся, то сломил­ся большой рог, и на место его вышли четыре, обращен­ные на четыре ветра небесных. Достигши наивысшей степени славы в результате предпринятых после покорения мидо-персидского царства походов в Бактрию, Согдиану и Индию до Пендбажа, греко-македонская монархия потеряла своего знаменитого вождя Александра Великого: «большой рог сломился», и вместе с этим утратила значительную долю своего могущества и силы. По его завещанию ( 1Мак.1:5–6 ), она разделилась на четыре новые царства (четыре рога – четыре царства – Дан.8:22 ), меньшие, разумеется, как по величине, так и по силе ( Дан.8:22 ): македонское (Македония и Греция), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия ), фракийское (Фракия, Вифиния и азиатские владения вдоль Геллеспонта и Босфора) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина). Дан.8:9 . От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно раз­росся к югу и к востоку и к пре­красной стране, По объяснению небожителя ( Дан.8:23 ), новый появившийся на голове козла рог означает наглого и искусного в коварстве царя, имеющего восстать в конце политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий». На основании 1Мак.1:7–15 ) под этим царем необходимо разуметь Антиоха Епифана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После, этого, под конец времени, Антиох предпримет 4-й и последний поход против Египта – Царя Южного (в 166 г.). С колесницами, всадниками и многочисленными кораблями нападет на области, наводнит их и перейдет за край (спасутся только следующие области: Едом, Моав и главная часть сынов Аммоновых); не спасется от руки его и земля Египетская, которую он положительно ограбит ( Дан.11:40–43 ); но тревожные вести с востока и севера о возмущении и изменах в собственном его царстве, заставят его возвратиться в свои владенья, где он придет к концу своему, и никто не поможет ему ( Дан.11:44–45 ) 110 . Содержание 12-й главы . Среди этих тяжких страданий и бедствий, которые Израилю придется претерпеть, народ все-таки будет спасен: «И восстанет в то время Михаил, великий покровитель, стоящий за сынов народа своего, защитить свой народ, но спасутся в это время все те, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ) 111 , так что праведники наследуют жизнь, а грешники – поругание и посрамление: наказание и награды будут вечные ( Дан.12:2–3 ). За сим пророк слышит повеление запечатать это видение до последнего времени, и это за тем, чтобы умножилось ведение ( Дан.12:4 ). Это смутило пр. Даниила ( Дан.12:7 ) и смущение увеличилось еще более, когда Даниил увидел двух лиц из горнего мира, стоящих на противоположных берегах озера, из которых один также интересовался знать, когда будет этот чудный конец и в ответ, от мужа в льняной одежде, находившегося над водами озера, слышит, что это будет по истечении круга времени и двух с половиною кругов (по слав.: «яко во время, и во времена и в пол времене») и когда прекратится рассеяние силы народа святого, тогда исполнится и все сие ( Дан.12:7 ). На дальнейшее желание пр. Даниила знать, чем же кончится это (по слав.: «что последняя сих») слышит повторение того, что уже ему было сказано (ср. ст. 4) с заявлением, что для благомыслящих все в нем будет ясно в свое время при наступлении предсказываемых событий, между тем как из нечестивых никто не уразумеет сего; что «многие (разумеются праведные) очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении и мудрые уразумеют» ( Дан.12:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Следовательно, расчеты Свидетелей Иеговы полностью ошибочны. Также нет никаких свидетельств того, что в свой 19-й год Навуходоносор увел в плен еще кого-то, кроме жителей Иерусалима, напротив, в остальной земле Иудейской он оставил народ:«Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, – над ними поставил начальником Годолию» ( 4Цар.25:22 ). Следовательно, 70 лет плена не начинаются с 19-го года Навуходоносора, так как эти события во многом совершенно не совпадают и не могут соответствовать друг другу, а с более раннего периода его царствования. Это без сомнений прямо разоблачает Свидетелей Иеговы, так как они учат, что эти 70 лет только начались именно в 19-й год Навуходоносора (607 год до н.э.) и закончились в 537 году до н.э. «так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет». ( 2Пар.36:23 ). Кир, после захвата Вавилона, отдельно обращается к жителям Иерусалима. Он говорит, чтобы те из пленников, кто является народом Господа Бога – жители Иерусалима, пусть возвращаются и идут строить Господу Богу дом, то есть храм в Иерусалиме. Персидский царь Кир правил в 53 6–529 годах до н.э. «И был там Даниил до первого года царя Кира». ( Дан.1:21 ); «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу...» ( Дан.10:1 ). Значит Даниил еще жил примерно в 534 г. до н.э. Но что сообщает нам ОСБ: «около 536 до н.э. Пророк Даниил завершает книгу Даниила» (хронологическая таблица) – эта дата оказывается противоречит пророку Дан.10:1 . «...до того, как в 624 году д.н.э. Навуходоносор унаследовал от отца престол в Вавилоне». (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., стр.19). «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его» ( Дан.2:1 ). Во 2-й год царствования Навуходоносора Даниил объясняет ему сны. Согласно вычислениям, разница между Дан.10:1 и Дан.2:1 по хронологии Общества Сторожевой Башни составляет около 88–89 лет! А Даниил был уведен в плен не двух-трех летним ребенком, а самостоятельным юношею (Даниил 1:4). Но Свидетели Иеговы видимо относят пленение Даниила к 7(8)-му году Навуходоносора, и даже в таком случае возраст Даниила достигает 100 лет и более. В Библии не сообщается о возрасте Даниила, но очень сомнительно, что он прожил более 100 лет. И тем не менее, такое смещение плена Даниила противоречит Дан.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

по-видимому, была написана первоначально на евр. или арам. языке, однако до наст. времени дошла лишь в переводах, из к-рых наиболее важные - латинский и сирийский. В начале гл. 13 сир. перевода говорится: «Затем, через семь дней, я видел сон ночью. Я видел, как с моря поднялся ветер, который возмутил все его волны. Пока я смотрел, ветер поднял из глубин моря подобного человеку, и этот человек летел с облаками небесными». Фраза о том, что «ветер поднял из глубин моря подобного человеку», отсутствует в лат. тексте. Исходное обозначение «подобного человеку» реконструируют как     или    (сын Человеческий). Вне зависимости от различия переводов этот текст считают почти бесспорной аллюзией на Дан 7 ( Collins. 1993. P. 82). Правда, имеются и значимые отличия. В 3-й книге Ездры выведена воинственная фигура человека (или сына Человеческого), нет речи о суде, хотя в 3 Езд 12. 33 говорится о том, что Помазанник будет судить нечестивых. Совершенно др. функция у моря: в Книге пророка Даниила из моря поднимаются враждебные животные (Дан 7. 1-8), а в 3 Езд из моря поднимается фигура человека на облаках (3 Езд 13. 1-13). Однако эти отличия следует понимать, по-видимому, как свободную трактовку в 3 Езд материала Дан 7. Автор безусловно знал Дан 7. В 3 Езд 12. 11-12 говорится: «орел, которого ты видел восходящим от моря, есть царство, показанное в видении Даниилу, брату твоему; но ему не было изъяснено то, что ныне Я изъясню тебе», а в толковании видения 3 Езд 13. 36 написано, что «Сион придет и покажется всем приготовленный и устроенный, как ты видел гору, изваянную без рук», что несомненно отсылает к Дан 2. Существует предположение, что видение 3 Езд 13. 1-13 изначально было независимым произведением, но даже в этом случае его следует считать связанным с Дан 7 ( Collins. 1993. P. 84; Stone M. E. Fourth Ezra: A Comment. Minneapolis, 1990. P. 383-387). Несмотря на существенные отличия по сравнению с «Подобиями Еноха», и в 3-й книге Ездры, и в «Подобиях Еноха» имеются общие черты, к-рых нет в Книге пророка Даниила. Человек на облаках считается Мессией (3 Езд 13. 32-37, 52). Он существовал, возможно, еще до начала мира: «...это тот, которого Всевышний хранит многие времена, который самим собою избавит творение свое и управит тех, которые оставлены» (3 Езд 13. 26). Он принимает активное участие в наказании нечестивых. Все эти черты сходства скорее всего указывают не на заимствования, а на существование общей традиции толкования Дан 7.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. В оде 6 стихов; 1-я часть каждого стиха благословляет Бога, а 2-я представляет собой почти постоянный рефрен. Для датировки оды привлекают обычно стих 53: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей», однако непонятно, идет ли речь о храме в Иерусалиме, или имеется в виду «небесный храм». Можно предположить также, что моделью для оды и для псалма стала Молитва Товии (Тов 8. 5); в этом случае Песнь трех отроков датируется не ранее чем рубежом III и II вв. до Р. Х. Псалом по структуре напоминает Пс 135, где 1-я часть каждого стиха также является призывом к восхвалению Бога, а 2-я представляет собой постоянный рефрен. По тому, как все части творения Божия вовлекаются в это восхваление, можно предположить влияние Пс 148. Большинство исследователей считают, что псалом, как и ода, был написан во II в. до Р. Х. в Палестине ( Moore. 1977). II. «Сусанна». В этом добавлении рассказывается о «красивой и богобоязненной» (Дан 13. 2) иудейке по имени Сусанна, к-рая, отвергнув домогательства 2 старейшин, была обвинена ими в прелюбодеянии и спасена от неминуемой смерти лишь благодаря вмешательству Д. Повествование начинается с рассказа о том, как в доме некоего именитого вавилонского иудея Иоакима двое старейшин-судей были «уязвлены похотью» (Дан 13. 10) к Сусанне, жене Иоакима. Старейшины подкараулили женщину, когда она пошла мыться в сад; после того как служанки Сусанны вышли из сада, они стали принуждать ее к прелюбодеянию, угрожая в противном случае публично оклеветать ее и предать суду. Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан 13. 23). На следующий день старейшины устроили суд над Сусанной; они свидетельствовали, что в саду «пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею» (Дан 13. 37). Иудейское собрание поверило им «как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть» (Дан 13. 41). После этого «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниил» (Дан 13. 45), к-рый убедил народ возвратиться для повторного рассмотрения дела. Для изобличения старейшин-лжесвидетелей Д. допросил их по отдельности; поскольку ответы оказались разными, собрание оправдало Сусанну, а старейшин народ умертвил. В конце говорится, что «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» (Дан 13. 64).

http://pravenc.ru/text/171183.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010