(Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Покров на раку Д. с шитым образом преподобного датируется по летописи на его кайме 1658-1659 гг. (ПЗИХМЗ). Облик Д. достаточно условен, индивидуальные особенности практически отсутствуют. Он представлен фронтально в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, облачен в монашескую мантию, имеет тонкие черты лица, узкую, раздвоенную на конце бороду. Колорит произведения выдержан в коричнево-синей гамме, шитье выполнено шелком «в раскол» и прядеными металлическими нитями (нимб). Ростовой образ Д. помещен в росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, выполненной в 1668 г. артелью костромского мастера Гурия Никитина . Д. изображен в нижнем ряду сев.-зап. столпа, на 3 др. гранях которого представлены преподобные Никита Переславский, Иоанн Лествичник, Симеон Столпник. Д. одет в коричнево-вишневую мантию, охристую рясу, подпоясанную желтым поясом с вишневым орнаментом, зеленовато-синий параман, в левой руке - развернутый свиток ( Сукина. Троицкий собор Данилова мон-ря. С. 38, 67-68. Табл. 3; она же. Переславль-Залесский. С. 82). Данная иконография, но со свернутым свитком использована на иконе кон. XX - нач. XXI в., выполненной в мастерской ТСЛ, из местного ряда нового иконостаса придельного храма во имя Д. в Даниловом мон-ре. Образ Д. находится в картуше заставки на странице с записью рода преподобного в синодике Данилова мон-ря 1672 г. (ПЗИХМЗ). Несмотря на миниатюрные размеры изображения, святой представлен в рост, на зеленом орнаментированном фоне, позем не закрашен. Облачен в коричневую мантию и зеленую рясу, куколь на плечах черного цвета ( Сукина. Переславль-Залесский. С. 58). В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 6 или 7 апр. предлагается 2 варианта изображения святого - без схимы и в схиме (куколе?), его внешний вид уподоблен прп. Никону Радонежскому: «Сед, брада на конец остра, раздвоилась, с Никонову, без схимы, правая рука благословяща, в левой свиток» (ИРЛИ.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Не наблюдается устойчивой тенденции в размещении и перемещении мон-рей, к-рую можно было бы связать с ростом города и топографией городских укреплений. Растущий город обходит места уже существующих обителей, включая и те, что были за городом. Среди удаленных от города мон-рей XIV в. гораздо больше обителей, к-рые оставались на своем месте, чем перемещавшихся: Высокопетровский, Андроников, все Крутицкие (Крутицкая митрополия, оба Симоновы). Еще более устойчивым было расположение мон-рей, основанных в кон. XV в. и позднее, особенно если они находились под покровительством вел. князя,- таких, как Новоспасский, Новодевичий, Донской. Монастырь могли возродить как на прежнем месте (Данилов мон-рь), так и на ином, при этом довольно часто сохраняли посвящение основного соборного престола (Новоспасский мон-рь; в позднее время - Алексеевский), хотя это не стало обязательным принципом. Так, главный храм в Даниловом мон-ре и саму обитель в XVI-XVII вв. официально именовали «дом Святых отцов Седми Вселенских соборов». Известную сложность в расстановку мон-рей на исторической карте города вносит и то, что иногда они могли иметь 2 двора: собственно монастырский вне города и осадный двор (подворье) внутри стен. Конечно, это более свойственно немосковским обителям (подворье Троицкого мон-ря в Кремле с ц. в честь Богоявления), но не исключено и для городских территорий. Судя по размещению в течение ок. 30 лет (с 1540/50 по 1571/83) 2 соседних монастырских территорий с одинаковым именованием «Алексеевский» за Чертольем на Остоженке и внутри будущего Белого города, эти места были организационно единым целым. Важнейшим связующим звеном между старым и новым монастырями становились захоронения основателей обителей, остававшиеся на месте даже в том случае, если их прославляли как святых и открывали их мощи: в Даниловом мон-ре - мощи св. кн. Даниила Московского, в Зачатьевском - почитавшиеся не позже чем с 80-90-х гг. XVI в. места погребения сестер свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Иулиании и Евпраксии.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Москвы был поставлен памятник Д. А. (скульпторы А. И. Коровин, В. П. Мокроусов, архит. Д. С. Соколов). В 1998 г. около мон-ря воссоздана часовня с мозаичным образом Д. А. на юго-зап. грани в нише. Ист.: БАН. 31. 7. 30; РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III. 7; Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102-104, 107-109, 112, 122, 183, 561, 695; РНБ. F. IV. 764; Эрм. 440. Лит.: Ровинский. Народные картинки; Портреты, гербы и печати большой Гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 18; Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 85; Служба с Акафистом прп. кн. Даниилу, Моск. чудотворцу. Житие прп. Даниила. М., 1991. Фронт.; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; предисл. и сост. З. П. Морозова. М., 1994. С. 11, 30; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 462-463. Т. 2. С. 92-93, 390-391; Моск. Свято-Данилов мон-рь. М., 1999. С. 4, 8-9; Первый на Москве: Моск. Данилов мон-рь. М., 2000. С. 29-31, 38, 48, 55, 47, 74, 104, 116, 181, 204, 243, 263-267, 280, 320-321; Полозова Л. У истоков//Художник. 2000. 1. С. 41; Канон с Акафистом св. блгв. кн. Даниилу Московскому. Канон с Акафистом прписп. Георгию Даниловскому. М., 2002. С. 6-8, 11-12; Фронт.; Храм Христа Спасителя: Воссозданное скульпт. и живопис. убранство. М., 2002. С. 25; Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII - нач. XIX в.: Очерки. М., 2003. С. 97, 104-105; Св. блгв. Даниил, вел. кн. Московский: Житие. Акафист. Слово архипастыря. М., 2003. С. 4. Ил. на обл.; Чугреева Н. Н. Св. блгв. княже Данииле, собери нас друг ко другу: Об изображениях прп. кн. Даниила Московского//Св. блгв. кн. Даниил Московский, 1303-2003: 700 лет со дня преставления. М., 2003. С. 112-144; она же. Иконография блгв. кн. Даниила//Моск. патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 38-83; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 141-142, 146, 162-163. Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Рака с частицей мощей св. кн. Даниила Московского в ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве. Фотография. Кон. XX в. Рака с частицей мощей св. кн. Даниила Московского в ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве. Фотография. Кон. XX в. В том же летописном известии указывается, что Иоанн Калита «приведе» архимандритию в Кремль «и близ себе учини ю». Составитель летописного рассказа видел в этом деяние, свидетельствующее о благочестии Калиты и о его заботе об обители, к-рую он переместил на свой двор, «хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Однако этот поступок сказался неблагоприятно на судьбе основанного Д. А. мон-ря и его гробницы, расположенной рядом с церковью Даниила Столпника. По рассказу Степенной книги, после переноса архимандритии и сам мон-рь, «и села, и все наследие» были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря. Со временем «нерадением архимандритов спасских» Данилов мон-рь перестал существовать, на его месте сохранилась церковь, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (Там же. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Почитание Предание, записанное в сер. XVI в. составителями Степенной книги, повествует о явлении Д. А. юноше из свиты вел. кн. Иоанна III Васильевича ; святой упрекнул вел. князя за то, что он забыл своего предка. После этого Иоанн III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, чтобы молились о душах его предков, но на судьбе мон-ря и погребения Д. А. это никак не отразилось. К 1-й пол. XVI в. относятся первые свидетельства о местном почитании Д. А. как святого. В правление Василия III случилось чудо с кн. И. М. Шуйским, к-рый, несмотря на предупреждения одного из местных жителей, ступил ногой на камень, лежавший на могиле Д. А., чтобы сесть на коня. После такого поступка он едва не умер и исцелился лишь после того, как священник отслужил молебен у могилы Д. А. Уже в правление Иоанна IV Васильевича по молитве к Д. А. исцелился больной сын ехавшего в Москву коломенского купца; юноша выздоровел, после того как его положили на гроб князя.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Вместе в молении Св. Троице новозаветной св. князья написаны на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, ок. 1803 - к 500-летию преставления Д. А. и 100-летию С.-Петербурга) (ГМИР): св. кн. Александр в княжеских одеждах на фоне красного занавеса осеняет царскую корону, скипетр и державу; Д. А. в схиме, с поднятыми в молении у груди руками, на фоне Московского Кремля (изображения разделяет колонна как знак новой столицы России). С.-Петербург и Москва представлены здесь как 2 разных мира, связанные духовной преемственностью их небесных покровителей. Изображение обоих князей помещалось на сени над ракой Д. А. (Опись Данилова мон-ря 1813 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 109. Л. 4 об.), на хоругвях, напр. сер. XVIII в. (на лицевой стороне - Воскресение Христово) из храма св. Отцов семи Вселенских Соборов (Опись Данилова мон-ря 1763 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 104. Л. 7). Парные иконы Д. А. в схиме, со свитком: «Не скорбите убо, братие» и вел. кн. Александра Невского в княжеских одеждах были распространены и в нач. XX в. (Данилов муж. монастырь в Москве). Св. князья Даниил Московский, Александр Невский и предстоящий кн. Иоанн Калита. Роспись храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве Св. князья Даниил Московский, Александр Невский и предстоящий кн. Иоанн Калита. Роспись храма св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве Имп. Екатериной II в Данилов мон-рь на раку святого был подарен покров из золотого глазета, с шитыми царской короной, гербами и живописным изображением горностаевых хвостов (мотив княжеской одежды), голубой, атласный, с золотым крестом (Опись 1763 г. Л. 34; Опись Данилова монастыря 1859 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 122. Л. 103-103 об). Покровы были вложены также фельдмаршалом С. Ф. Апраксиным, советником Дворцовой канцелярии А. Ф. Васильевым, полковником П. А. Южковым, позднее - графиней Апраксиной, Позняковым, моск. купцом Горбуновым, купцом Пищальниковым, Ефросимовой (Опись 1763 г. Л. 34-36; Опись Данилова монастыря 1793 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 108. Л. 18а об.- 33 об.). На покрове 1797 г. (на раку, обложенную в сер. XVIII в. серебром кн. Ф. И. Голицыным) было вышито изображение Д. А. в мантии золотого цвета и серебряной схиме, лик и руки исполнены живописно. На других покровах были помещены княжеские символы и образы: крест с ангелами, держащими корону (1807), Нерукотворный образ Христа (один из самых почитаемых великокняжеских и царских образов) с серафимами по сторонам (1801); по краям - тексты тропаря или кондака Д. А. На главу полагался воздух из золотой парчи или серебряного глазета с крестами, на мощи - схима (Опись Данилова мон-ря 1760 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 18 об.- 19, 23, 48), одна из к-рых, вклад кнж. С. Волконской в 1774 г., была с золотыми Голгофскими крестами, вышитыми по белому атласу (Опись Данилова монастыря 1789 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 107. Л. 28 об.).

http://pravenc.ru/text/171280.html

20-х гг. XX в., возрожден в 2015), в честь Иверской иконы Божией Матери (женский, в Выксе; основан как богадельня в 1864, в 1874 переименована в жен. общину, в 1886 преобразована в мон-рь, закрыт в 1924, возобновлен в 1997), Покровский (женский, в с. Лукине Богородского р-на; основан в 2000 как жен. община, преобразована в мон-рь в нач. 2007 по определению Синода от 26 дек. 2006), Крестовоздвиженский (женский, в дер. Быдреевке городского окр. Семёновский; основан в 2016). Упраздненные до 1799 г.: нижегородский Благовещенский (мужской, в Н. Новгороде; основан ок. 1221, разорен мордвой в 1229), Дудин Амвросиев Николаевский (мужской, близ совр. дер. Подъяблонное Богородского р-на; основан не позднее сер. XIV в., упразднен в 1764; с 2014 архиерейское подворье), нижегородский Зачатиевский (женский, в Н. Новгороде; основан в сер. XIV в., в 1764 присоединен к нижегородскому Воздвижения Креста Господня жен. мон-рю), городецкий Лазаревский (мужской, в г. Городце; известен в XIV в., по-видимому, разорен в 1408), нижегородский Спасский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее 2-й пол. XIV в., был приписным к нижегородскому Благовещенскому мон-рю, упразднен не позднее 1-й четв. XVII в.), Ионина (муж. пустынь, в г. Городце; основана, по нек-рым данным, в 1393, упразднена в 1691), Варнавинская Троицкая (муж. пустынь, на р. Ветлуге и р. Краснице (ныне рабочий пос. Варнавино); основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., документально известна с 1551, нек-рое время была приписана к московскому Богоявленскому мон-рю, упразднена в 60-70-х гг. XVIII в.), Глушицкая «Пречистыя Богородицы» (Данилов монастырь) (муж. пустынь, на левом берегу нижнего течения р. Узолы при озере-глушице (ныне Городецкий р-н); известна с нач. XVI в., упразднена не позднее 1-й пол. XVIII в.), Толоконцевская Спасская («монастырь-особняк»; муж. пустынь, в с. Толоконцеве (ныне в черте г. Бор); основана в нач. XVI в., в 1597-1613 и в кон. 20-х - 30-х гг. XVII в. была приписана к нижегородскому Печерскому мон-рю, в 1628 и со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/Нижегородская и ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий (Лебедев). Фотография. 1923 г. (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета. В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь , где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского ; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин) . При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

http://pravenc.ru/text/166567.html

С. 4-45; Журнал частного совещания в г. Задонске по вопросу о порядке празднования 50-летия со дня открытия мощей свт. Тихона//Воронежская старина. 1911. Вып. 10. С. 44-51; Олейников Т. М. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//Там же. С. 95-98; Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России чудотворец. М., 1912. С. 1-42; Черменский П. Н. Донские вотчины бояр Романовых. Тамбов, 1915. С. 35-36; Красное знамя. Елец, 1929. 58. С. 2; 59. С. 3; За коллективизацию. Липецк, 17 сент. 1931. 96. С. 1; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Маш. Ч. 1. С. 82-87, 102-104; Ч. 4. С. 620-633, 718-727; Шатров Е. В. Дважды разоблаченные. М., 1967. С. 47-55; 3ыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России, 1917-1921. М., 1973. С. 177; Горлов В. П., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецк, 1993; Данилов В. И. Галичья гора. Воронеж, 1975. С. 43; Морев Л. А. Под перезвон колокольный: Задонск и Задонский Богородицкий мон-рь в досоветский период. Липецк, 1999. С. 3-102; он же. История Задонского муж. мон-ря. Задонск, 2003; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 39-43, 328; Задонский Богородицкий мон-рь//Липецкая энцикл. Липецк, 2000. Т. 2. С. 32-33; Барсукова И. Как я была хранительницей мощей//Светоч. Пермь, 2001. 8. С. 12; Титова В. В. Свт. Тихон Задонский: Биография и судьба//Сб. Орловского церк.-ист.-археол. об-ва. 2001. 2. С. 164-166; Воронежские архипастыри. С. 308, 455, 479-483; Дамаскин (Орловский), игум. История РПЦ в документах АП РФ: Новомученики XX в. М., 2004. С. 38, 54. (Память мучеников и исповедников РПЦ. Тр.; Вып. 1); Духовное сердце Липецка: Паройская пуст. Древне-Успенский храм. Св.-Успенский Липецкий муж. мон-рь. Липецк, 2005. С. 12; Елагин Н. В. Житие свт. Тихона Задонского. Задонск, 2005. С. 18-21; Митрофан (Шкурин), игум. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к РПЦ в 1922-1929 гг.: Канд.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

В 1571 г. И. был назначен архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , также взятого в опричнину и пользовавшегося милостями царя. В 1571 и 1572 гг. И. входил в число немногих духовных лиц, сопровождавших Иоанна IV в его поездках в Новгород, был среди духовных лиц, подписавших соборный приговор о 4-м браке Иоанна Грозного. По-видимому, позднее симоновский архимандрит утратил расположение царя. В 1573 г. Иоанн IV писал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь : «На Симонове... точию одеяние иноцы, а мирская все совершаются» (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; пер. и коммент.: Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 172). Как настоятель Симонова монастыря И. никаких пожалований от Иоанна IV не получил. В 1575 г. И. стал архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . В 1581 г. состоялась хиротония И. во епископа Коломенского, которую возглавил митр. Дионисий . Подпись И. стоит под решением Собора 1580 г. о запрете приобретать земли церковным учреждениям, в 1584 г. архиерей подписал соборный приговор об отмене тарханов. В 1586 г. И. был переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, что означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку Ростовские архиереи традиционно были близки к рус. правителям. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) После сведения 13 окт. 1586 г. с митрополичьего престола Дионисия И. был поставлен «на митрополию... московскими архиепискупы и епискупы» 11 дек. того же года (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Дионисий был лишен кафедры за связи с противниками Б. Ф. Годунова (см. Борис Феодорович ),- очевидно, Годунов был уверен в лояльности заместившего Дионисия на кафедре И. После смены митрополита имело место подтверждение царских грамот митрополичьему дому. 16 июня 1587 г. были подтверждены грамота Иоанна IV о предоставлении первоиерарху права суда над населением владений митрополичьего дома, «опричь душегубства» (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-31, 11), тарханная грамота царя Феодора Иоанновича на слободу Святославль в Ростовском у. и его же грамота о праве митрополичьих чиновников самим собирать и вносить в казну гос. налоги (Там же. С. 36-38, 18). Не были подтверждены грамоты на беспошлинный провоз товара из северских городов и Новгорода и на беспошлинную закупку товара для митрополичьей кафедры (ср.: Там же. С. 31, 12).

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010