Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек XIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов. Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены. Роспись церкви Спаса на Ильине была расчищена в 1913, 1918, 1920 - 1921, 1936 и 1968 годах. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место. Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком, она отличается необыкновенной виртуозностью исполнения, большой свободой в обращении с иконографическими традициями, смелостью в композиционных исканиях. Стенопись Спаса на Ильине производит впечатление своими неповторимыми и незабываемыми по выразительности характеристиками различных персонажей (столпники, Макарий Египетский, пророки и праотцы). По монументальности и декоративности фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве XIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности. Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины XIV века.

http://sobory.ru/article/?object=00321

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях. Архитектура В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке. Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора». Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.

http://sobory.ru/article/?object=00590

В 1737-1739 годах граф Петр Борисович Шереметев по благословению Святейшего Синода перестроил приходской храм Всемилостивого Спаса с деревянного трехпрестольного на каменный однопрестольный. Храм имел богатое внутреннее убранство, в том числе был украшен уникальным резным иконостасом с драгоценными камнями и жемчугом. С 1739 и до 30-х годов ХХ столетия храм оставался приходским. В нем совершали богослужения святитель Филарет Дроздов, ныне причисленный к лику святых, святитель Иннокентий Вениаминов - просветитель алеутов и Сибири, ныне причисленный к лику святых, и святитель Макарий Невский, причисленный к лику святых. Посещая усадьбу Шереметевых, в храме Всемилостивого Спаса в Кускове молились и царские особы, среди них: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, императоры Александр III и Николай II с наследником. Имеются сведения о том, что императрица Елизавета Петровна, имевшая в соседнем Перово имение, собственноручно вышивала воздухи и покровцы для храма Всемилостивого Спаса в Кускове. В храме также молились великая княгиня Елизавета Федоровна с великим князем Сергеем Александровичем. Вскоре после революции усадьба Шереметевых была национализирована и в ней организован музей. В его ведение был передан закрытый в 1930 году храм Всемилостивого Спаса в Кускове. Во времена СССР храм использовался как вспомогательное помещение для нужд музея. В 1991 году для посетителей музея приходской храм Всемилостивого Спаса в Кускове был открыт как «домовая церковь усадьбы Кусково». В 1992 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исполняющим обязанности настоятеля вновь открывшегося храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен иерей Игорь Чехарин, и в этом же году была зарегистрирована местная религиозная организация Православный Приход храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове г. Москвы. 14 августа 1998 года епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин малого освящения храма. Вместе с тем храм оставался в ведении музея, в связи с чем совершать регулярные богослужения не представлялось возможным. 11 июля 2000 года храм осиротел. Случилась страшная трагедия - был убит настоятель храма иерей Игорь Чехарин. В ноябре 2000 года Патриархом Московскими всея Руси Алексием II настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен митрофорный протоиерей Борис Токарев с поручением забот по совершению регулярных богослужений и треб в означенном храме. С ноября 2000 года в приходском храме Всемилостивого Спаса началось совершение регулярных богослужений и треб.

http://sobory.ru/article/?object=03361

Рязань. Церковь Спаса Преображения на Яру. Церковь Спаса на Яру Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие. В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось по частям. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. В новой церкви был устроен придел в честь девяти мучеников Кизических. Стройный храм во имя Спаса Преображения, построенный на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж в Рязани, получил прозвание " Спаса на яру " . Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов. В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий. В 1995 году храм был возвращён церкви, в нём были начаты реставрационные работы. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы. http://www.ryazan-hram.ru/node/184 По состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея, в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

http://sobory.ru/article/?object=00867

Телепнево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (старая). Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1755. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, село Телепнево. Координаты: 55.303524, 34.59053 Проезд:Церковное место рядом с храмом Спаса Нерукотворного. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Известно с начала XVI века как село Спас-Телепнево, вотчина князей Телепневых. Здесь находилась усадьба князя И.Ф. Телепнева-Овчина-Оболенского. В 1698 году в селе была построена деревянная церковь. В 1755 году на средства Маргариты Фёдоровны Коробановой была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного. В 1860 году открыта церковно-приходская школа. В 1870 году в селе насчитывалось 51 дворов и 235 жителей. В начале XX века в селе уже было 370 жителей, конный завод А.Я. Липскерова. В настоящее время церковь и усадебный дом разрушены. В парке располагался пионерлагерь, разрушен в конце 20 века. Историческая справка (из Описания сел Юхновского уезда, 1872г.): " Церковь каменная, единопрестольная, во имя Спаса, Нерукотвореннаго образа. Построена в 1755 году вдовствоющею госпожею Маргаритою Феодоровою, дочерью Карабановою. Около оной церкви ограда каменная " . Источник: сайт В среднем течении реки Угра 16/29 августа ок. 1698 г . – деревянная церковь была освящена в честь Перенесения из Едессы (Одессы) в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. 18 октября 1698 г . – надпись в большом часослове, хранившемся в церкви, изданном в Москве 1688 года на обороте 134 листа против 18 числа Октября у края печати о построении церкви, сделанная ктитором господином Коробановым: «7206 года/1698 г . от сотворения мира обложена церковь Божия Спаса Нерукотвореннаго Образа в сельце «Ведерниках», что ныне село Спасское; подписал я стольник Феодор Михайлович Коробанов своею рукою, ради памяти детям своим». К середине XVIII века деревянная церковь обветшала и была разобрана. К 1755 г. на ее месте построена новая, с тем же престолом. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774 г. вокруг церкви Маргаритою Феодоровной Коробановой выстроена каменная ограда. В 1792-1800 гг. сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Коробанов провел работы по перестройке храма. Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня. Вместо прежнего иконостаса, взятого из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотворного Образа и Владимирской Божией Матери, которые остались от прежнего иконостаса и на которые он в то же время сделал серебряные вызолоченные ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=45988

Обращает внимание противоречие двух культовых линий (Спас и Владимирская икона), отраженных в указанных текстах. Внутри «Сказания» на первый .взгляд также есть противоречие: Андрей взял в поход Владимирскую икону и крест, а «видение» происходит от неназванной иконы Спаса, которому и посвящается новый праздник. Эта деталь разъясняется сохранившейся до наших дней двухсторонней иконой XII в. с изображением на одной стороне Спаса, а на обороте — креста с поклоняющимися ему ангелами. Эта икона и была воинским лабарумом Андрея в болгарском походе . Следовательно, противоречие «Сказания» отражает реальную подробность похода 1164 г. Спасу и кресту адресована и помещенная в «Сказании» молитва: эти святыни — «оружие на брани обоюду остро и огнь, опаляя лица противных наших хотящих с нами брани». Спас не дает своих верных в плен врагам, защищает их, со славою возносит их десницу. Новому празднику Спаса был посвящен построенный в 1164 г. белокаменный храм на владимирском дворе Андрея . Он, видимо, и стал центром нового княжеско-воинского культа — иконы «победного Спаса». Сомнений в древнем установлении праздника Спаса не возникало: он упомянут в Троицком кондакаре XII—XIII вв. и Евангелии начала XIII в. Архангельского собора . Новый праздник требовал своего литературного оформления. Сергий полагал, что «Сказание» возникло в 1164 г. или было составлено «на основании документов, современных сему событию» . Только А. Д. Седельников считал, что «лишь устные корни («Сказания».— Н. В.) восходят к поколениям, близким деятельности Боголюбского» . Ясно, что «чудесное совпадение» небесной помощи Андрею и Мануилу — чистейший миф. Никаких побед над «срацинами» ни в 1164 г., ни в последующие годы Мануил не одерживал, а русский праздник Спаса не имеет соответствия в Византии. Видимо, Андрей и его книжники знали обычай византийских императоров брать в походы иконы и превращать в случае победы свое возвращение в торжественный церковно-воннский ритуал. Этот обычай и использовал Андрей в походе на болгар, а одержанная победа стала основой нового воинского культа — праздника Спаса. Эта легенда имела особый смысл в связи с другой легендой «Сказания» — о связывавшем Андрея и Мануила «братолюбии», т. е. об их равенстве. Эта идея не была беспочвенной. Так как византийским императорам не удавалось превратить властителей «варварских» государств, каким считали и Русь, в своих вассалов, была создана особая умозрительная доктрина, согласно которой этих иноземных властителей стали рассматривать как членов единой «царской семьи», именуя их «сыновьями» или «братьями» базилевса, выступавшего в качестве главы этой «семьи» . Эта концепция и была подхвачена «Сказанием».

http://sedmitza.ru/lib/text/443937/

Первоначально церковь выглядела несколько иначе - ее стены не были оштукатурены, а кровля имела иную форму. На Спасской церкви сохранились две наружные фрески. Справа от входа, в нише на южной стене, обращенной к Знаменскому собору, находится образ Богоматери (Знамение). Фреска сохранившаяся с большими утратами,создана, вероятно, на рубеже 17-18 веков. На западном фасаде, также в глубокой нише, находится образ Богоматери с младенцем (предположительно, 14 в). Раньше к этой стене примыкал притвор, т.е. роспись располагалась внутри храма и потому неплохо сохранилась. По легенде, икона была случайно открыта в 1831 году, когда внезапно обрушилась штукатурка на храме. Почти сразу после этого эпидемия холеры, бушевавшая в Новгороде пошла на спад, отчего эту икону стали называть холерной.  Великий Новгород и его окресности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002. Феофан Грек. Считается самым великим художником-исихастом. Прибыл в Новгород ок. 1378 г. для росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (до этого работал в Константинополе, на Афоне, в Малой Азии, Халкидоне, Кафе, выполнил росписи в 40 городах, в т.ч. в Москве и Нижнем Новгороде). Епифаний Премудрый пишет, что Феофан Грек никогда не смотрел на образцы, когда писал, и разговаривал во время работы с приходящими к нему; называет его также философом. По мнению прот. Александра Салтыкова, своим художеством он боролся с бывшей тогда в Новгороде ересью стригольников (в православной практике всегда ставилась задача не доказывать бытие Божие, а свидетельствовать о Боге). Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса. Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества XIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце XIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.

http://sobory.ru/article/?object=00321

Спасское-Лутовиново. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Адрес: Орловская обл., Мценский р-н, с.Спасское-Лутовиново (Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева " Спасское-Лутовиново " ) Координаты: 53.3713, 36.63205 Проезд:По трассе Москва-Белгород, после въезда в Орловскую область через 1 км направо, на Мценск (не по обводной дороге), через 5 км по указателю направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Спаса Преображения была построена на средства владельца усадьбы И.И. Лутовинова в 1809 году. Она не выделялась среди многих других сельских церквей ни богатством, ни красотой. Фресковой росписи в церкви в то время не было. Ее стены раскрасили " под мрамор " и завесили иконами. В церкви был довольно богатый иконостас и хранилось старинное рукописное евангелие. В Спасской церкви в декабре 1813 года отпевали устроителя усадьбы И.И. Лутовинова. Два года спустя, 16 января 1816 года, здесь венчались отец и мать И.С. Тургенева. Сам писатель не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих, поддерживал знакомство со священниками (Геденовский, отец Алексей и др.). Рядом с церковью, на месте позже построенной церковной сторожки, стояла сельская школа. Храм Спаса Преображения Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная». В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года. И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».

http://sobory.ru/article/?object=02344

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Воронин Н.Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса Воронин Н.Н. Сказание о победе 1164 г. над болгарами и празднике Спаса//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 88—92. Первые годы княжения Андрея Боголюбского во Владимире (1158—1165 гг.) отмечены необычайно напряженной идейно-литературной борьбой, основной темой которой является аргументация приоритета Владимирской земли и ее династии на Руси. Эта борьба протекает в рамках церковной литературы, обосновывающей особое покровительство Небесных Сил северо-восточной державе Мономашичей и ее богоизбранность. Наибольшее развитие получает культ Владимирской иконы, оформленный «Сказанием» о ее чудесах и учреждением нового праздника Покрова Богоматери, политический смысл которого ясно выражен в связанных с новым культом церковно-служебных произведениях . Создается легенда о древности христианства в Ростовской земле, якобы получившей первых епископов-греков при Владимире Святославиче,— эта тема разработана в древней редакции жития ростовского епископа Леонтия . К кругу этих владимирских произведений принадлежит и интересный памятник, который мы назовем «Сказанием о победе над болгарами 1164 г. и установлении праздника Спаса». Текст издан В. О. Ключевским и И. Е. Забелиным, который подверг его основательному анализу . С забелинским списком сходен текст сборника XVI в. Ярославского музея, где он назван «Слово великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божий» . Содержание «Сказания»—мотивировка установления праздника Спаса 1 августа в связи с тем, что победа владимирских полков над болгарами будто бы явилась чудом взятой князем в поход иконы Спаса, от которой воссияли «луча огнены». Якобы в тот же день Мануил Комнин одержал победу над «срацинами», и также в результате «знамения» — видения огненных лучей от походной иконы Спаса. Поэтому Андрей и Мануил, живущие «мирно в любви и братолюбьи» установили общий праздник Спаса. О той же победе говорится во Владимирском летописном своде под 1164 г.. где текст краток и победа приписана «чуду новому» взятой Андреем в поход Владимирской иконы Богоматери .

http://sedmitza.ru/lib/text/443937/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010