«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр. 6:3–4 ). Второй Серафим, сидящий у трона Бога, повелевает Иоанну смотреть, что будет дальше. И тот видит второго коня, но не рыжего, как написано в русском переводе, а огненно-красного – «пиррос» (πυρρος) в греческом подлиннике. Начинается то событие, которое нам известно как Великое переселение народов. Бог изменил Своей могущественной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Началось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда раньше в истории не случалось. По Божиему замыслу грешники получали возмездие от грешников же – это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, противившиеся проповеди Христа, были сметены с лица земли или рассеяны. Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств. Но как только христианские государства рухнули, рыжий всадник вернулся. 51 Его задача – крушить все, что поднимается против Бога. Он ополчается на могущественные империи, на властелинов, выступающих против Создателя. «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» ( Откр. 6:5–6 ). На землю приходит третий, черный, всадник, у которого в руках – весы, он держит малую меру муки, меньше килограмма. Этот всадник разрушает все системы «глобальной сытости». Когда люди пытаются создать идеальную экономическую систему, он посылает голод. Но при этом всадник не трогает елей и вино, чтобы люди могли совершать Литургию (мы знаем, что причащать можно и одной только Кровью Христовой, поэтому без хлеба можно обойтись, без вина – никак). Третий всадник, по воле Бога, не дает людям обустроиться на земле, но при этом им всегда дается возможность участвовать в жертве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вскоре обитель была разорена врагами. А заранее чудесно предупрежденные о нашествии преподобный Никон и братия успели спасти некоторые книги и утварь преподобного Сергия. Вернувшись к разоренной и сожженной обители, Никон трудился над обновлением ее и в три года воздвиг новые здания, и среди них храм во имя Живоначальной Троицы. По слову основателя своего, обитель процвела более прежнего. Тогда, при копании рвов для места храма, были обретены и прославлены святые мощи преподобного Сергия – через тридцать лет по преставлении его – пятого июля 1422 года. Преподобный Никон имел утешение довершить начатый им каменный, обширный по тому времени, Троицкий собор, доныне существующий, украшенный усердием православных со всем тщанием. В нем положил Никон мощи своего наставника. Добродетельные иконописцы-иноки, Андрей Рублев и Даниил Черный, трудились над росписью нового храма. Из работ первого особенно примечательна храмовая местная икона Живоначальной Троицы. Радовался тихий дух преподобного Никона, когда окончена была роспись храма и, в этой радости он приблизился к своему концу. Перед самою смертью , обратился он с поучением к инокам, окружавшим одр его, моля их не выходить из обители, хранить терпение в искушениях, повиноваться начальствующим, любить трудолюбе, петь псалмы, хранить безмолвие. О трудолюбии и странноприимстве, доселе отличающих обитель Сергиеву, он дал заповедь никого не отпускать с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, Который может прийти под видом странника. В предсмертном видении было показано ему место будущего упокоения его вместе с преподобным Сергием. Перед смертью произнес он сам к себе: «Изыди, душа, туда, где тебе уготовано место, гряди с радостью – Христос призрит тебя». После тридцати лет настоятельства, он мирно почил. Неоднократно преподобный Никон являлся больным и при чудесной защите Троицкой обители был виден иноками вместе с учителем своим, преподобным Сергием. † 1428 г. Мощи почивают в Троице-Сергиевой лавре. Память празднуется 17-го ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Мердзимекис отмечает также, что в другом помяннике, «Зографском», под 1666 г. вписаны инок Иероним и архимандрит Иоасаф из Киево-Печерского монастыря. Сведения о русских и украинских монахах встречаются и в других помянниках обители. Кроме того, в монастырском Уставе под 1749, 1759, 1766 гг. сообщается о привезенных в обитель из России и Украины щедрых пожертвованиях в виде крупных денежных сумм, церковных сосудов, книг, облачений и т. п. 42 Об этом же мы узнаем и из архивных материалов Киевской губернской канцелярии, Киевской духовной консистории и Киево-Печерской Лавры. Так, в 1750–1751 гг. Украину посещали с целью сбора пожертвований игумен и другие представители Зографского монастыря 43 . В 1741 г. бывший насельник Зографского Свято-Георгиевского монастыря Григорий, возвратившись из турецкого плена, подал прошение о поселении в Киево-Печерской Лавре 44 . В 1763 г. из Зографа в Киев приезжал иеромонах Даниил, получивший в типографии Киево-Печерской Лавры большую партию различных богослужебных и поучительных книг лаврской печати 45 . Поскольку в XVI-XVIII вв. все поездки афонских монахов за сбором пожертвований в Россию 46 пролегали через украинские казачьи территории, то можем предположить, что Зографская обитель на Афоне имела тесные контакты с украинской казачьей старшиной еще со времен И. Вишенского и П. Сагайдачного. В целом, по словам игумена Петра (Пиголя) , в XVIII в. наибольшее число вкладов во многие монастыри Афона поступали именно с Левобережной Украины, «где богатые пожертвования делали представители верхушки казачьих полков вплоть до генерального писаря и гетмана» 47 . Не удивительно, что при поддержке богатых украинских казачьих меценатов при Зографском монастыре уже в 1747 г. был обустроен целый отдельный скит, который, как сообщалось в Энциклопедическом Словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона, «принадлежал малороссиянам». 34 Вишенський. Твори. К.: 1986. С. 171–173; Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины XVIII в. С. 115–117; Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990. С. 85–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Новоспасском монастыре – Получается очень интересная иконография. Насколько она традиционна? – История церковного искусства знает подобные иконы. К примеру, довольно распространены изображения Спаса Нерукотворного, который держат ангелы. А традиция писать на иконах не прославленных в лике святых людей пришла к нам из Византии, где на иконах, фресках и мозаиках помещали изображения благодетелей храмов, предстоящих перед Христом или Божией Матерью. Они обычно изображаются в гораздо меньшем масштабе, нежели основные фигуры, без нимбов и коленопреклоненными, молящимися. Из наиболее известных византийских образцов – это мозаика XIV века в храме монастыря Хора близ Константинополя. На ней изображен Феодор Метохит, ктитор, который построил его. Он трогательно держит эту церковь в руках и склоняется перед Спасителем, как бы протягивая Ему свой дар. Владимирская икона Пресвятой Богородицы – Практика делать список, чтобы ставить его на место чудотворной иконы, была распространена в старину? – Да. Кстати, именно благодаря ей появились два очень интересных списка Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Как известно, она пребывала во Владимире, который тогда являлся центром Северной Руси. В XV веке столица стала постепенно переходить в Москву: переехал Митрополит, княжеский двор. Икона в то время находилась то в одном городе, то в другом. Соответственно, пока чудотворный образ был в Москве, во Владимире на его место ставили список, и наоборот. Есть предположение, что эти списки создавали, ни больше ни меньше, Андрей Рублев и Даниил Черный. Сейчас икона, которую приписывают преподобному Андрею, находится в Художественном музее во Владимире, а икона письма Даниила Черного – в Успенском соборе Московского Кремля. – Рассматривая оригинал Владимирской иконы и её списки, созданные великими иконописцами, замечаешь существенную разницу между всеми тремя иконами. – Так и должно быть, ведь список – это не копия. В древности не было практики копирования. Создание списка предполагает точное соблюдение иконографии изначального образа: положения фигур, композиции, цветового строя.

http://pravoslavie.ru/153933.html

Орнамент в откосе алтарного окна Спасского собора. 1427-1428 гг. Последней работой Андрея Рублева, после росписей Троицкого собора и написания по заказу преп. Никона Радонежского знаменитой иконы «Троица», стало украшение собора Спасо-Андроникова монастыря фресковой живописью. По всей видимости, это произошло в 1425-1427 годах. К сожалению, до наших дней после многочисленных поновлений и архитектурных перестроек от этого ансамбля дошли лишь два небольших фрагмента орнамента на откосах двух из трех узких алтарных окон. Они были обнаружены в период реставрации собора в 1952 году за каменной кладкой XVI века, благодаря существованию которой эти фрагменты никогда не поновлялись и на момент открытия сохраняли первоначальный колорит. Долгое время найденные фрески не публиковались и не исследовались. Должное внимание этим ценнейшим остаткам росписи собора уделено лишь в фундаментальном исследовании М.А. Орловой. М.А. Орлова отмечает, что эти орнаментальные фрагменты дают возможность судить об отдельных технологических приемах, в известной мере о живописных принципах и стилистических особенностях росписи всего Спасского собора, о ее колорите и общем декоративном замысле. Вскоре после окончания росписи собора Андроникова монастыря Андрей Рублев умер, а вслед за ним скончался его старший современник, «спостник», и, по сведениям Иосифа Волоцкого, старший наставник в живописи, Даниил Черный. Оба иконописца были похоронены на монастырском кладбище, недалеко от Спасского собора. Однако, во второй половине XVIII века их могилы были утеряны – возможно, в результате перестройки колокольни монастыря. В 1966 году известным искусствоведом В.Г. Брюсовой были обнаружены упоминания о месте погребения Андрея Рублева и Даниила Черного в рукописном сборнике начала XIX века «Четьи-минеи инока Керженского монастыря Ионы». Он сообщает, что могилы иконописцев находились под старой колокольнею, а после того, как она была разрушена, место было сравнено с землею. Сведения П.Д. Барановского о якобы виденной им в 1946 году надгробной плите с датой смерти Андрея Рублева (29 января/11 февраля (по новому стилю) 1430 года) ныне признаются исследователями фальсифицированными. Достоверными неоспоримыми сведениями о нахождении честных останков мы не располагаем до сих пор. Именно поэтому вся территория музея имени Рублева, находящегося ныне в стенах Андроникова монастыря, является местом особого мемориального значения.

http://pravoslavie.ru/555.html

– Отец Филипп – красноречивый пример того, как человек находит себя в непосредственном служении Господу, в монастыре. Или могу вспомнить еще Ирину Сорокину – ныне монахиню Авраамию, которая подвизается в монастыре в Ростове Великом. Она училась у нас на скульптора, и в свое время делала рельефные майоликовые иконы в часовне «Проще» на Рогожской заставе. Часовня «Проща» на Рогожской заставе Врез: На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» — народное название многих часовен у городских застав (в данном случае — у Рогожской). По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским. Несколько лет Ирина экспериментировала, искала состав материала, который бы выдержал погодные перипетии, и работа оказалась бы долговечной. Ведь майолика, если неграмотно сделана, просто рассыпается в пыль. Иконы, созданные Ириной, много лет украшают часовню и прекрасно себя чувствуют. Но не буду больше говорить обо всех моих товарищах и сокурсниках, которые посвятили свою жизнь служению Церкви, поскольку человек может говорить только сам за себя. Яблоки Гесперид, 2007 – А мы с вами говорим в целом о мощной духовной среде, к которой трудно было не приобщиться? – И в этом плане само место, где находится Суриковский институт, является благодатным. Здесь рядом Андроников монастырь, в котором работал, отошел ко Господу и был похоронен преподобный Андрей Рублёв. Монастырь стал для меня притягательным, своего рода местом духовной силы. Сначала я был его прихожанином. А в 1991-м году настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря (Старейший храм Москвы, в росписи которого участвовали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный – О.Л. ) – стал отец Вячеслав (Савиных), иконописец, чей авторитет для меня был непререкаем. Помню, приходя в храм, когда там еще ни иконостаса, ничего не было, просто голые стены и строительные леса стояли, я часто заставал отца Вячеслава с веником в руках. Он никого не обременял просьбами навести здесь порядок, а собственноручно подметал, выбрасывал мусор, и делал эту работу неспешно, с большой любовью. Образ жизни человека столь высокого духовного порядка стал для меня знаковым настолько, что я решил покреститься.

http://pravoslavie.ru/151057.html

Сергия Радонежского прославляют в лике святых, а его обретенные мощи переносят в новый, каменный Троицкий храм. Попечителем строительства вновь выступил князь Юрий Звенигородский. Но заказ на росписи храма и его иконостас государевы иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный получили не от него, а от троицкого игумена Никона. «Сказание о святых иконописцах» свидетельствует, что «чудные добродетельные старцы и живописцы» «умолены были» Никоном взять на себя этот большой труд. И добавляет: оба иконописца «прежде были в послушании у преподобного Никона». По этой подробности мы и знаем, что некогда Андрей и Даниил числились иноками Сергиевой обители, уже после смерти самого Сергия (в 1392 г.). А в другом источнике Даниил назван учителем Андрея. Скорее всего, это было духовное руководство старшего, более опытного монаха младшим, новоначальным иноком. Ведь оба были иконописцы и, вероятно, при появлении Андрея в монастыре сразу «нашли» друг друга, разделили одну келью на двоих, вместе трудились, постничали и молились — уже до конца жизни. Ангел. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.      Почему игумену Никону пришлось умолять их? Оба находились уже в преклонном возрасте. Может быть, одолевали немощи, болезни. А может, в последние годы жизни они усилили молитвенные труды, завершив или существенно ограничив художническое делание. Но именно эта деталь — «умолены были» — говорит о том, что творческий расцвет Рублева, зрелость его как иконописца остались позади. Ведь не может художник, еще чувствующий в себе творческие силы, не сказавший «главного», отказываться от работы, позволяющей как раз это «главное» высказать. Таким главным для Рублева была его «Троица». И не в середине 1420-х годов, как датировали эту икону прежде, родилась она, а раньше. Новой же «похвалой» Сергию от славных иконописцев стал расписанный и украшенный под их руководством храм Святой Троицы. В этой работе была занята многолюдная артель художников. Андрей и Даниил лишь управляли этим «хором», в котором каждый из талантливых иконописцев, собранных отовсюду Никоном, выводил свою партию.

http://pravoslavie.ru/80747.html

Иконостас имел четыре ряда икон: местный, деисусный, праздничный и пророческий. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Из него сохранилось тринадцать икон. Есть недоказанные предположения, что их было больше. Часть Деисусного чина из иконостаса Успенского собора во Владимире.1408 год. Преп.Андрей Рублев и Даниил Черный. Выше располагался праздничный ряд, из которого уцелели только пять икон. Заканчивался иконостас поясными иконами пророков (это первый пример пророческого чина), их сохранилось только две. Схема иконостаса в Успенском соборе города Владимира. 1408 год. Аналогично был устроен иконостас в Успенском соборе на Городке в Звенигороде. Здесь так же сохранились фрески восточных столпов, разделявших иконостас. Сам иконостас не сохранился, хотя в него могли входить иконы поясного деисусного чина, приписываемые иноку Андрею Рублеву – Спас, архангел Михаил и апостол Павел. Первый цельный, не разделенный на части столпами иконостас был создан в 1425- 1427 гг. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Исполнили иконостас преп. Андрей Рублев и Даниил Черный с мастерской. Иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. 1425–1427 годы . Иконостас сохранился до наших дней и остается на прежнем месте в Троицком храме. Его четвертый ряд – пророки был, вероятно, создан немного позднее. В Троицком иконостасе сохранились царские врата с Благовещением и четырьмя пишущими евангелистами (сейчас в Сергиево-Посадском музее) и храмовая икона из местного ряда – знаменитая Троица (в соборе копия, оригинал в ГТГ). К концу XV века традиция высоких 4-ярусных иконостасов закрепилась в московской иконописи. Древнерусский иконостас имеет много смысловых значений в литургическом, вероучительном и историческом планах, представляя образ Церкви и образ Таинства Царства. Русский иконостас – плод многовекового развития, получивший на Руси характер законченной, образно– богословской системы. Развитие иконостаса, завершилось на Руси под влиянием исихазма и распространения монашества, в эпоху наибольшего расцвета святости, иконопочитания, иконописания и литургического творчества .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Волоколамский монастырь, основанный преподобным Иосифом, процветал и после его смерти (9 сентября 1515 г.) и по своему значению для Церкви долгое время занимал одно из первых мест в числе монастырей русских. Отсюда вышли только в продолжение каких-нибудь пятидесяти лет настоящего периода иерархи: Даниил, митрополит Московский, архиепископы: Ростовский Вассиан II, брат преподобного Иосифа, Новгородский Феодосий II, Казанские: Гурий, Герман, Лаврентий, Тихон и Иеремия, епископы: Смоленский Савва Слепушкин, Полоцкий Трифон, Коломенский Вассиан Топорков, Тверской Акакий, Крутицкие: Савва Черный, Нифонт, Галактион и Симеон, Рязанский Леонид и другие . Другой постриженник Пафнутиева монастыря, основавший свой собственный монастырь, был преподобный Даниил Переяславский, в мире Димитрий. Родившись (1453) в Переяславле Залесском, куда родители его незадолго пред тем переселились из Мценска, он с самых ранних лет почувствовал в себе влечение к иночеству и, прожив несколько времени в переяславском Никитском монастыре у родственника своего, игумена Ионы, тайно ушел в Пафнутиев монастырь. Здесь хотя не застал уже в живых самого Пафнутия, но принял пострижение и подвизался десять лет под руководством благочестивого старца Левкия, с которым прожил потом еще два года в основанной им пустыне. По возвращении в свой родной город Даниил поселился было в Никитском монастыре, но вскоре перешел в Богородичный Горицкий. Удостоившись получить сан священства, ежедневно совершал Божественную службу и с любовию принимал всех, иноков и мирян, приходивших к нему для духовного назидания; особенно же заботился о упокоении странников и о тех несчастных, которые умирали какою-либо безвестною или нужною смертию: таких он отыскивал, своими руками относил в общую могилу, или усыпальницу, существовавшую в городе, и отпевал по-христиански. Не довольствуясь этим, он пожелал еще построить над общею усыпальницею храм Божий и, получив благословение от митрополита Симона, при соучастии некоторых добрых людей действительно построил во имя всех святых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

Решался вопрос с изданием его книг, непонятно было, кто и как этим теперь будет заниматься. Оказалось, что именно эта работа, которую я не очень хотела, досталась мне. Почему я не очень хотела? Я не понимала, что со всем этим делать и как. Хотела кому-то отдать, кто это сделал бы хорошо и правильно.  И вот 10 лет пришлось издавать его книги, переводить на разные языки. Больше всего было переведено на английский. Распространение книг приняло международный характер. Я воспринимала это как миссионерскую работу. И благотворительный фонд открылся и заработал помимо меня. Нашлись люди, которые опекали, помогали и заботились. Вопрос, как жить дальше, отпал сам собой. Просто жизнь пошла сама. Некоторые вещи не проходят Да, какое-то время пришлось провести в темноте и пустоте. На Введение подруга предложила мне поехать в Псково-Печерский монастырь к батюшке Адриану. Мы были там с отцом Даниилом в 99-м году, и тогда наша поездка была совсем неудачной. Я писала об этом в книге «Неизвестный Даниил» и не стану повторяться.  Вторая поездка была почти сразу после его гибели. Вечерний поезд, темнота за окном, темнота по прибытии в Псков, темнота в монастыре. Было ощущение, что наступила вечная ночь и солнце не взойдет никогда. Такой странный день был. Это север, это Псков, это зима, понятно, что было темно. Я смутно помню, что мне говорил отец Адриан. Я почти ничего не понимала и запросилась назад в Москву, как только мы вышли от батюшки. Меня разрывала тоска. Мы изменили планы, уехали из монастыря и взяли обратные билеты на ближайший поезд. В поезде я легла на верхнюю полку, открыла Апокалипсис и прочитала его полностью.  Это были дни окружившей меня темноты. Лишь некоторые люди вырывали меня из этого мрака, словно пытаясь осветить путь-дорожку светом небольшого туристического фонарика. Этот путь темного коридора надо было пройти самой. Это тот опыт, который невозможно переложить на чужие плечи. Да, потом все будет налаживаться, многое, как я уже сказала, будет делаться как бы само собой, но черный коридор неизбежен. Мне тогда очень вторила песня группы «Сплин» «Лампа». Ее слова полностью соответствовали переживаемой ситуации. И даже сейчас, если я хочу вспомнить батюшку, я слушаю эту песню с очень странными, почти пророческими словами, которые переносят меня в тот черный кабинет, где ждет в стволе патрон, так тихо, что слышен шум метро на глубине. Когда в разгар веселья вдруг падает бокал вина и лампа не горит.

http://pravmir.ru/eto-byl-nash-poslednij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010