Об отсутствии иконы в умо-сердечном молитвенном делании вряд ли можно заявлять категорично, как-то делают некоторые исследователи (о. И. Осэр, Ж. Например, А.П. Каждан утверждает, что «прямое мистическое общение с Богом», проповедуемое исихастами и их предшественниками, главным образом преподобным Симеоном Новым Богословом, «было в явном противоречии с православным богослужением, которое ассоциируется с таинствами Церкви и Более умеренную позицию занимает А. Риго – он не видит единства без-образной молитвы и иконопочитания, полагая, что эти стороны благочестия у исихастов не Что касается таинств Церкви, то они, как основа мистицизма преподобного Симеона Нового Богослова, убедительно представлены на основании анализа его сочинений в исследованиях Василия Кривошеина «Симеон Новый Богослов» и иеромонаха Иллариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание». Аналогичная их роль в исихазме свидетельствуема тематикой и содержанием сочинения исихаста нач. XIV-XV вв. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе». Оно, являясь « торжественным манифестом в смысле утверждения реальности и достижимости для человека общения с Богом, показывает, что это общение осуществляется в семи таинствах Православной Церкви. Само иконопочитание также являлось неотъемлемой частью духовной жизни Симеона Нового Богослова и исихастов, о чем свидетельствуют агиографические материалы. Так, мистическое видение света, по описанию прп. Симеона Нового Богослова, произошло с ним сразу же после поклонения иконе В XIV веке современник и близкий по духу Григорию Синаиту прп. Максим Кавсокаливит ощущал в груди теплоту и пламень «веющие от иконы, не жгущие, но прохлаждающие и услаждающие, производящие в душе великое В XV в. прп. Андрей Рублев соединил иконопочитание и исихастскую практику: для него иконы были посредниками в созерцании фаворского света. По свидетельству Иосифа Волоцкого Андрей Рублев и Даниил Черный во время праздников, сидя перед своими иконами и созерцая их, становились причастными благодати в видении фаворского света: «Божественныя благодати сподобитися, …всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному Во всех этих случаях икона выступает проводником божественной энергии благодати, посредником между Богом и человеком.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Черным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Черный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и бесконечное блаженство». Добавлю в скобках, что Рублев отошел ко Господу во время мирового поветрия (1428-1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребен в этой же обители; он прожил около семидесяти лет. В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

П.В. Долгоруков Чоглоковы Предок их Василий Семёнович Морозов, по прозвищу туша, был потомком Михаила Прушанина в пятом колене (см. во второй части Российской родословной книги статью о князьях и графах Салтыковых). Сын его Филимон Васильевич Морозов имел трёх сыновей: 1) Ивана, 2) Семёна родоначальника угасшей фамилии Шестовых, и 3) Константина, родоначальника угасшей фамилии Жостовых-Русалкиных. Иван Филимонович имел двух сыновей; Ивана, по прозвищу чеглок или чоглок, родоначальника Чогдоковых, и Григория, у коего были: сын Дмитрий, по прозвищу племянник, и два внука: Иван, по прозвищу молчан, и Василий, оба умершие бездетными. отцовский ОТ МИХАИЛА ПРУШАНИНА КОЛЕНО VIII: Иван Иванович Морозов, по прозвищу чоглок КОЛЕНО IX: Иван Иванович Чоглоков Афанасий Иванович Чоглоков Фёдор Иванович Чоглоков Леонтий Иванович Чоглоков Михайло Иванович Чоглоков КОЛЕНО X: Семён Иванович Тимофей Иванович злоба Борис Иванович Василий Иванович истома Даниил Иванович Иван Иванович Владимир Иванович Борис Афанасьевич Василий Афанасьевич Даниил Афанасьевич Иван Афанасьевич Владимир Афанасьевич Юмраз Фёдорович Василий Фёдорович Шарап Фёдорович Енша Фёдорович Истома Фёдорович Иван Фёдорович Андрей Фёдорович КОЛЕНО XI: Игнатий Тимофеевич невзор Александр-Алексей Тимофеевич Михайло Борисович Иван больший Борисович Иван меньший Борисович Фёдор Борисович шефер Артемий Борисович Алексей Васильевич Ушатый Васильевич Иов Васильевич истома Никита Васильевич Григорий Васильевич Узень Васильевич Яков Данилович Пётр Васильевич Иван Васильевич черный Семён Шарапович Андрей Истомич КОЛЕНО XII: Александр Игнатьевич Иван Игнатьевич Андрей Александрович Фёдор Иванович Григорий Иванович Степан Иванович Григорий Иевлевич Корнилий Никитич Иван Петрович Афанасий Иванович Яков Семёнович Иван Семёнович Степан больший Семёнович Степан Семёнович серый Кузма Семёнович КОЛЕНО XIII: Никита Александрович Иван Александрович Яков Александрович Василий Александрович, окольничий † 1667 Феоктист Адександрович Пётр Александрович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник. Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

http://sedmitza.ru/lib/text/437336/

Даниловичи. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Даниловичи, бывший волостной центр Ельнинского уезда, лежит за рекой Десной в сторону Москвы, в 5 км от шоссе. Даниловичи дали России двух выдающихся личностей – краеведа И.И. Орловского и профессора медицины М.Д. Чаусова. Возникновение села знаменитый краевед связывал с преданиями о монахах-пустынножителях. В старину поселились в здешних лесах четыре монаха – Даниил, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали ту или иную келью, но в пепле монахи находили икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строили церкви, вокруг которых образовывались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи. Строительство первого храма в селе связано с дворянским родом Челищевых. В XVIII в. село принадлежало отставному секунд-майору Ивану Сергеевичу Челищеву. В 1764 г. он построил в Даниловичах деревянную двухэтажную Ильинскую церковь с двумя приделами – святых апостолов Петра и Павла и святого мученика Иоанна Воина. В 1840 г. храм был перестроен на средства В.М. Воронец. В 1871 г. штабс-капитан Александр Флоровский пожертвовал храму большую серебряную дарохранительницу изящной работы. В 1900 г. ризница пополнилась священническим облачением (дар помещика Г.И. Лаврова) и серебряной дароносицей (дар священника И. Орловского). Строительство новой каменной церкви в селе связано с именем М.Д. Чаусова. Михаил Дмитриевич был сыном священника Даниловичской церкви. Окончил Рославльское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию. Затем поступил в медико-хирургическую академию, защитил диссертацию и в 1868 г. получил степень доктора медицины. Он славился как выдающийся знаток оперативной хирургии и анатомии. Живя постоянно в Варшаве, Михаил Дмитриевич не забывал родного села. Одним из главных дел для Чаусова стало возведение огромной (рассчитанной на 3000 человек) каменной церкви в родном селе. Он был избран председателем церковно-приходского попечительства. Строительство началось в 1903 г. Вследствие хлопот попечителя было сделано очень многое: появились кирпичный и известковый заводы, заложен фундамент. Срочные дела призвали Михаила Дмитриевича в Варшаву, и там 29 августа1903 г. его настигла неожиданная кончина. По завещанию покойного, его тело привезли в деревянную церковь Даниловичей. Отпевание состоялось 4 сентября. На могиле был установлен черный гранитный памятник. Друг и односельчанин Чаусова, Иван Иванович Орловский, сказал в надгробной речи: «Отныне могила Михаила Дмитриевича Чаусова надолго будет памятна для Даниловичей, которые не забудут своего профессора и ктитора своего храма».

http://sobory.ru/article/?object=49723

Москва. Кремль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского. Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами. Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=06886

Патриарх Кирилл освятил мемориальную доску в память о преподобной Евфросинии Московской 2 декабря, 2012. Новостная служба 1 декабря 2012 года в Москве состоялись мероприятия, посвященные памяти святой покровительницы российской столицы преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. 2 декабря. ПРАВМИР. 1 декабря 2012 года в Москве состоялись мероприятия, посвященные памяти святой покровительницы российской столицы преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (1353-1407). Мероприятия организованы Межрегиональным общественным фондом «Центр национальной славы» совместно с Правительством Москвы в рамках проекта «Служение Отечеству: события и имена» в год празднования 1150-летия зарождения российской государственности, сообщает Патриархия.ru . В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовую церковь Большого Кремлевского дворца. В этом храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и освятил мемориальную доску в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая основала также Вознесенский женский монастырь в Кремле, разрушенный в 1929 году. Мемориальная доска будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932-1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей. По окончании молебна и освящения, которые стали первыми богослужениями в домовом храме Большого Кремлевского дворца за многие десятилетия, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Храм Рождества Пресвятой Богородицы основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной (преподобной Евфросинией Московской) в память о победе в Куликовской битве. Это древнейшее из сохранившихся до настоящего времени зданий Москвы (1393 г.). Для росписи храма были приглашены великие иконописцы Древней Руси Феофан Грек и Даниил Черный. При строительстве Большого Кремлевского дворца в XIX веке церковь была включена в дворцовый комплекс наряду с Грановитой палатой, Теремным дворцом и другими строениями.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

Известно о нем немного. Родился он в XVIII веке. Где проходило его детство и юность, мы не знаем. История сохранила для нас скудные сведения о том, что где-то в конце XVIII столетия Даниил поселился на старом Петропавловском кладбище в землянке, которую сам себе выкопал неподалеку от деревянной Петропавловской церкви. Был он худощавый, высокого роста, носил черный подрясник, поверх которого был надет большой металлический крест на крупной цепи. На берегу реки Бьянка Даниил насадил фруктовый сад, плодами которого и подаянием от людей он и питался. Из того, что ему жертвовали, себе старец Даниил практически ничего не оставлял, а все раздавал бедным. По преданию жители теперешнего городского района Балки испытывали трудности с питьевой водой (не было по близости подходящего источника, и за водой приходилось ходить на большое расстояние). С этой проблемой они и обратились к блаженному Даниилу. Три дня, стоя на камне, возносил старец свои молитву к Богу, после чего к радости всех забил из земли источник целебной воды. Многие люди, употребляя эту воду, получали облегчение или полное исцеление от мучавших их недугов. Дошел до нас и случай вразумления одного иноверца, который постоянно досаждал старцу Даниилу словами: «Докажи мне, что есть Бог, сотвори чудо!». После очередной такой реплики юродивый взял засохшую палку подсолнечника, вкопал ее в землю (а дело было зимой) и, уединившись в свою землянку, вознес пламенную молитву Богу. Спустя какое-то время на глазах изумленного иноверца подсолнечник выбросил цвет. Так по молитвам своего угодника Господь явил чудо и вразумил заблудшего. Велика была сила веры подвижника, и угодны Богу были его молитвы. Нередко видели старца Даниила на Петропавловском кладбище, где он по сорок дней молился на могилах новопреставленных. Господь открывал Своему избраннику то, что обычно сокрыто от человеческого взора. Однажды хоронили богатого и знатного жителя Елисаветграда: торжественные похороны, большая процессия, а Даниил бегал вокруг, размахивал палкой, ругался на кого-то невидимого и бросал камнями. В другой раз хоронили бедняка, отца троих детей, а юродивый шел рядом, радовался, и пел псалмы. Люди спросили его о причине такого странного поведения, и был ответ: «Богач прожил жизнь в роскоши, земных удовольствиях, грехах, и душу его взяли бесы. Вот я от них и отбивался палкой и камнями. А бедняк прожил жизнь праведную, и ангелы Божьи приняли его душу. Я их видел и радовался».

http://pravoslavie.ru/64212.html

«Вокруг черный дым, а люди стоят и смотрят». Учитель из Екатеринбурга спас от пожара две школы 18 июня, 2021. Ирина Сычева Хорошие новости от «Правмира» В Екатеринбурге загорелся стадион, огонь мог перекинуться на две находящиеся рядом школы и ближайшие дома. Но учитель организовал всех, кто был поблизости. Огонь потушили еще до приезда пожарных. В Екатеринбурге 14 июня в районе Новой Сортировки начался пожар. Очевидцы утверждают, что огонь распространялся от подожженного тополиного пуха. Огонь разгорелся между школами и а потом очень быстро перекинулся на школьный стадион. Социальный педагог Андрей Янсубаев живет напротив школы Из окна своей квартиры он увидел пламя и немедленно выбежал на улицу. На стадионе уже загорелась резиновая дорожка, шел черный дым, в воздухе стоял едкий запах. Вокруг собралось довольно много народа, были как дети, так и взрослые, но никто не пытался тушить пламя. «Ребята стоят, и взрослые тоже. Меня больше всего поразило, что все стоят и смотрят», — рассказал учитель телеканалу «360». Тогда педагог начал организовывать тушение и привлекать всех, кто был рядом. Андрей Янсубаев. Фото: VK Часть людей он отправил на детскую площадку за песком, чтобы засыпать горящую резиновую дорожку, а сам побежал за огнетушителем. Потом он организовал несколько человек носить воду из ближайшей школы. Пока добровольцы занимались тушением пожара, охранник вызвал службу спасения. Но к приезду пожарных огонь уже потушили. «Учитель не только организовал, но и принимал активное участие в тушении. Когда приехали пожарные, огня уже не было. Если бы не его реакция и смелость, к приезду пожарных половина стадиона точно бы выгорела, а поскольку там повсюду тополя, огонь распространялся моментально», — рассказала очевидец пожара. В Перми железнодорожник спас тонущего ребенка 29-летний пермский железнодорожник Антон Пашков возвращался после работы домой. Он ехал на велосипеде по берегу небольшой реки Мулянка, когда услышал крик о помощи. Это был 9-летний Даниил. Сверстники выясняли, кому «не слабо» прыгнуть в ледяную воду, победитель должен был получить 500 рублей. Даниил прыгнул, но немедленно начал тонуть. Его приятели испугались и сбежали.

http://pravmir.ru/vokrug-chernyj-dym-a-l...

Архив Пн В Москве пройдет выставка «Трубящий ангел», посвященная 600-летию росписи Успенского собора во Владимире Андреем Рублевым 6 июня 2008 г. 14:10 10 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, д. 3) состоится презентация выставки «Трубящий ангел» к 600-летию росписи Успенского собора во Владимире Андреем Рублевым (из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). Открытие выставки копий с фресок Андрея Рублева приурочено к 600-летию начала росписи в Успенском соборе города Владимира 25 мая (7 июня) 1408 года. Исполнитель представленных на выставке копий, художник Николай Гусев (1926-1997) один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи. Экспонируемые копии созданы художником в 1956-1965 гг. Из-за последующих утрат росписей 1408 года они приобрели особую документальную и художественную ценность. Летописи сообщают, что обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Огромный владимирский собор неоднократно разорялся при ордынских набегах. Основная часть его росписей XII века погибла. Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль. Фрески 1408 года также сильно утрачены. Относительно полно сохранились лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре. Их исполнение говорит о высочайшем уровне мастерства и таланта художников. Росписи 1408 года единственное сохранившееся и документировано засвидетельствованное творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/417309.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010