Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое карейское уединение. Потом он жк по просьбе страдальца королевича Стефана принимал живое участие в примирении отца с сыном39). После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; но король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа предоставлена была Даниилу холмская кафедра40). Он был свидетелем смерти кор. Милютина. Новый король Стефан любил его еще более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельможей Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить холмский епископ Даниил - и блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у болгарского князя41). - Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал бл. король Даниила, Даниил снова удалился в афонское уединение. По смерти блаж. Никодима сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа42). В этом звании Даниил ревностно заботился о обращении к православию богомилов,   Феодуле магистр, известия которого напечатаны in Anecdota Boissonadi II, 226 относит разорение Афона каталонцами к 1308 г. Но преимущество остатся за современниками. 37) Слова Даниила в Зап. геогр. общ. XIII, 302. Гласник VI, 88. Даниил говорит, что при погребении кор. Елены (ум. февр. 6, 1306 г.) был он в звании баньского епископа. 38) Летоп. в Гласнике V, 57. Даниил - у Раича II, 421. 422. Так как при погребении к. Елены в февр. 1306 г. Даниил был уже баньским епископом, то примирение Драгутина с Милютиным и матерью совершено без сомнения в 1305 г. 39) Известие Даниил - у Раича II, 531. 533. Гласник VI, 40. 40) Гласник VI, 39. 41) Известие ученика - у Раича II, 554. 555. 42) Гласник VI, 40. живших около Прилепа43), равно как с успехом отражал нападения папы44). - Во время войны болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

«Хождение» Даниила представляет большой интерес подробным описанием «святых мест» и личностью самого автора, хотя оно и начинается этикетным самоуничижением. Рассказывая о нелегком путешествии, Даниил отмечает, как трудно «испытать и видети всех святых мест» без хорошего «вожа» и без знания языка. Сначала Даниил вынужден был давать от своего «худаго добыточка» людям, знающим те места, с тем чтобы они ему их показали. Однако вскоре ему повезло: он нашел в монастыре св. Саввы, где остановился, старого мужа, «книжна велми», который и ознакомил русского игумена со всеми достопримечательностями Иерусалима и его окрестностей. Даниил обнаруживает большую любознательность: его интересует природа, планировка города и характер зданий Иерусалима, оросительная система у Иерихона. Ряд интересных сведений сообщает Даниил о реке Иордане, имеющей с одной стороны берега пологие, а с другой – крутые и во всем напоминающей русскую реку Сновь. Русский паломник сам «измерих и искусих» эту знаменитую реку, «перебредя» ее с одного берега на другой. Желая русским читателям ярче представить Иордан, Даниил неоднократно подчеркивает: «Всем же есть подобен Иордан к реце Сновьстей и в шире, и в глубле, и лукаво течет и быстро велми, яко же Снов река». Описывая невысокие деревья, растущие на берегу Иордана, Даниил говорит, что они напоминают нашу вербу, а кустарник – лозу, но тут же спешит уточнить: «...но несть якоже наша лоза, некако аки силяжи (кизиль) подобно есть». Очевидно, русский игумен не преминул испить иорданской воды, после чего записал: «...вода же мутна велми и сладка пити, и несть сыти пиюще воду ту святую; ни с нея болеть, ни пакости во чреве человеку». Он описывает плодородие иерусалимских земель, где «жито добро рождается», поскольку «земля добра и многоплодна, и поле красно и ровно, и около его финици мнози стоят высоци и всякая древеса многоплодовита суть». Остров Самос богат рыбой, а Икос – скотом и людьми, отмечает Даниил. Стремится Даниил передать своим читателям и те чувства, которые испытывает всякий христианин, подходя к Иерусалиму: это чувства «великой радости» и «слез пролития». Подробно описывает игумен путь к городским воротам мимо столпа Давидова, архитектуру и размеры храмов. Так, например, церковь Воскресения, пишет Даниил, «образом кругла, всямокачна (т. е. со всех сторон покатая) и в дле и преки (поперек) имать же сажень 30». А церковь Святая святых от Воскресения подальше, «яко дважды дострелити можеть». Эта церковь «дивно и хитро создана», украшена изнутри мозаикой и «красота ея несказанно есть; кругла образом создана; извну написано хитро и несказанно; стены ей избьены дъсками мраморными другого мрамора...». Там же, отмечает игумен, был дом Соломонов, «силно было здание его и велико велми и зело красно. Мощен был есть мраморными дъсками и есть на комарах утвержен, и воды исполнен весь дом-от был».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения великого князя. Отрицательную роль сыграл митрополит Даниил и в деле преследования Максима Грека . Вооружив против него великого князя, он добился заточения Максима Грека в монастырь. Несмотря на враждебное отношение к нему общества, митрополит Даниил играл большую роль в церковных и государственных делах во время княжения великого князя Василия. После смерти великого князя Василия митрополит Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в Боярской думе была уже пассивной. А когда царем стал Василий Иванович Шуйский, затем брат его Иван, партию которых в свое время не поддерживал преосвященный Даниил, он был насильственно «сведен» с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства. «Митрополит Даниил как нравственная личность, – писал профессор Е. Голубинский , – представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий». Скончался митрополит Даниил 22 мая 1547 года в Волоколамском монастыре, где провел остаток своей жизни в полной безвестности. Погребен в малом приделе главной церкви. Труды: Сборник митрополита Даниила, состоящий из 16 догматических и поучительных слов// Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. – М., 1881. Сборник с 14-ю посланиями Даниила к разным лицам. – Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI-ro в.//Летопись занятий Археографической комиссии. – СПб., 1909, вып. 21. – С. 36–38, 45–106, 113–114 2, 6–31, 33). Окружное послание//Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. – СПб., 1862, вып. 4. – С. 194–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Дан. 6, 2—3, 10—11, 13—16, 19—27) И еще раз чудным образом Даниил был избавлен Богом от смерти. Это было тогда, когда он был брошен снова в львиную пещеру за разрушение языческого идола Вила и обличение в обмане жрецов. Взбунтовавшийся народ кричал царю: «Предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой». И Кир, персиянин, любивший Даниила, который «жил вместе с ним и был славнее всех друзей его», вопреки своему желанию, «принужден был предать народу Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней», но львы не касались его, и Бог чудным образом пропитал его через пророка Своего Аввакума, жившего в Иудее, но по внушению Божию и силою Духа Божия поставленного над рвом, в который был брошен Даниил в Вавилоне. И воззвал тогда Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел» и укрепился, так что когда «в седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле», то поражен был, увидев его сидящим во рву невредимо. «И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного кроме Тебя! И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в ров, — и они тотчас были съедены в присутствии его». (Дан. 14, 29, 1—2, 30—31, 36—42) Даниил пережил весь плен Вавилонский и скончался, имея от роду около ста лет, в Вавилоне. В продолжение своей богоугодной жизни он удостоился многих откровений свыше. Открыта была ему судьба как еврейского народа, так и других царств: Персидского, Греческого и Римского. Пророчествовал он и о пришествии Спасителя, и о судьбе Иерусалима, о чем однажды получил извещение во время пламенной молитвы от явившегося ему Архангела Гавриила. «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя! — взывал к Богу и исповедовался Даниил. — Согрешили мы, поступали беззаконно, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и не слушали рабов Твоих, пророков. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, у каждого Иудея и у всего Израиля во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их. Господи! у нас на лицах стыд, потому что мы согрешили пред Тобою. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши перед Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого!»

http://pravoslavie.ru/2961.html

Учеба Даниилу давалась легко, он много читал. Школьные годы были отмечены событием, которое потребовало от семилетнего мальчика исповедования веры. Как-то Даниил заболел, и учителя пришли его проведать. Мать впустила неожиданных гостей. И вдруг вместо слов приветствия они стали выражать недовольство, поскольку увидели «домашний иконостас». После этого в школе началось официальное перевоспитание мальчика. Сначала к нему стали применять методы убеждений, какие, по их мнению, должны действовать «отрезвляюще». Даниил мужественно перенес публичный позор, утверждая перед классом: «Да, я хожу в храм, верю в Бога и знаю молитвы». Вот так ему дано было еще в первом классе исповедовать свою веру. Обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии После окончания школы в 1991 году Даниил поступил в Московскую Духовную Семинарию. Во время учебы о. Даниилу было очень тяжело материально. Родители не могли помогать деньгами. К счастью, он нашел способ — стал приходить на помощь неуспевающим студентам. Ему же помогали его энциклопедические знания. Он очень много читал. Ничто не могло оторвать его от богословского познания, которое, как он считал, приводит человека к Богу. Он извлекал из недр библиотеки книги, которые, казалось, невозможно найти. Даниил много занимался переводами. Он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Учась в Семинарии, Даниил нес послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы. 19 декабря 1994 года Преосвященный Ростислав (Девятов), еп. Магаданский и Чукотский совершил хиротесию Даниила Сысоева во чтеца. В этом же году в сентябре Даниил Сысоев познакомился с Юлией Михайловной Брыкиной. 22 января 1995 года они венчались. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме ап. Иоанна Богослова священником Дионисием Поздняевым. В это время Даниил Сысоев учился в Семинарии, вместе с женой снимал квартиру в Сергиевом Посаде. После выпуска они переехали в Москву. Вскоре у них родилась дочь Иустина. 13 мая 1995 года Даниил был рукоположен Преосвященным Евгением епископом Верейским в священный сан диакона. Диаконское служение он проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Там прослужил до января 2001 года, пока не был рукоположен в священники. В этом же году 14 июня Даниил окончил Московскую Духовную Семинарию и поступил на Заочный Сектор Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

   «Аз же неподобно ходих путем симъ святым, во всякой л?ности и слабости и во пьянств?, и вся неподобная д?ла творя»,– сокрушается Даниил. Единственной своей заслугой, хотя опять-таки прося прощения за «худоумие» и простоту, Даниил считает основательность своего знакомства со Святой землей. Многие, пишет он, ходили в святой город Иерусалим торопливо и, «многа добра не вид?вши», собираются идти опять, но опять торопливо, «а сего пути нелз? въскор? створити». Лишь прожив шестнадцать месяцев в Иерусалиме, Даниил смог хорошо «походити и испытати вся святая си м?ста». Действительно, «Хождение» Даниила выделяется среди принадлежащих той же эпохе описаний Святой земли (Зевульф, Иоанн Вирцбургский, Фока) точностью и обстоятельностью наблюдений. Будучи замечательным литературным памятником, оно является в то же время драгоценным источником исторических и археологических сведений ? Палестине и Иерусалиме начала XII века.    Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет. Этим временем прежде считали 1113–1115 годы, затем его рассчитали как 1106–1108 годы, а теперь полагают вероятным, что путешествие имело место в 1104–1106 годах.    Очевидно, что Даниил был человек незаурядный по уму, энергии, душевной основательности, и потому вполне вероятно предположение ?. ?. Карамзина, что «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году», умершим 9 сентября 1122 года (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II, примеч. 211 и 225). Карамзин имеет в виду южнорусский Юрьев. Иордан Даниил сравнивает с рекой Сновью, в которой видят реку, берущую начало в окрестностях Стародуба и впадающую в Десну. ? таком случае Даниил в самом деле был жителем южной России, Черниговских земель.    Находясь в Палестине, Даниил, как он пишет, молитвенно вспоминал имена русских князей, а в лавре Св. Саввы и записал их для поминовений,– какие он смог вспомнить. Анализ перечня этих княжеских имен показывает, что Даниил вспомнил и расположил их, по всей видимости, не случайно, но имея в виду систему старшинства, разработанную как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах в конце – начале века. Упомянул он – причем в порядке старшинства – лишь входивших в верховную коалицию князей, номинально объединенных под великим князем киевским. Называя себя «Русьскыя земли игуменом», Даниил, стало быть, мыслил себя в Палестине не частным лицом и представителем не одного лишь своего монастыря или одной области, но действительно «всея Русьскыя земля» как некоего политического целого, за которое он и ставил лампаду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Батюшка регулярно участвовал в различных теле- и радиопередачах. С 2006 года о. Даниил по четвергам проводил регулярные вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием) в храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования свт. Ионна Златуостого и других святых отцов. Затем читалась глава или часть главы из Нового Завета, и вновь толкования о. Даниила. В 2007 году иерей Даниил Сысоев возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана. Под миссионерской деятельностью отец Даниил подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом Богослужении он обязательно произносил проповедь, говорил Слово на молебне, на панихиде и вообще при всяком случае. В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в Республику Киргизия, в которой о. Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион — в районе города Ош. Уже в 2009 году состоялась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана. В том же году Даниил Сысоев многократно сообщал о неоднократных угрозах в его адрес за его высказывания об исламе. День мученической кончины за Христа Утром о. Даниил служил литургию в храме апостола Фомы на Кантемировской, причастился. Затем крестил младенца и присоединил к Православной Церкви человека, отступившего от православной веры в оккультизм. Через несколько часов о. Даниил начал вести библейские беседы, после которых беседовал допоздна со всеми желающими. Когда в храме почти никого не осталось, пошел исповедовать свое духовное чадо. В это время ворвался убийца, одетый в маску, который стал стрелять и кричать: «Где Сысоев?». Отец Даниил бесстрашно вышел из алтаря ему навстречу и был смертельно ранен. Через несколько часов, не приходя в сознание, о. Даниил скончался. Священнику Даниилу Сысоеву было 35 лет, остались без отца трое дочерей.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

По окончании осады Даниил перешёл в Карею. Когда поднялись неудовольствия между королями братьями – Драгутиным и Милютиным, Даниил, посвящённый в епископа Баньского 270 , был посредником-миротворцем между братьями и, отклонив войну, убедил Драгутина отказаться навсегда от предприятий, оскорбительных для чувств христианских 271 . Совершив христианское дело, Даниил возвратился в любимое Карейское уединение. Потом он же, по просьбе страдальца королевича Стефана, принимал живое участие в примирении отца с сыном 272 . После того Даниил собрался было отправиться в Иерусалим; во король, призвав его к себе, назначил ему покойное пребывание в патриаршей обители. По избрании блаж. Никодима в архиепископа, предоставлена была Даниилу Холмская кафедра 273 . Он был свидетелем смерти короля Милютина. Новый король Стефан любил его ещё более, чем отец, так как живо чувствовал признательность за участие его в избавлении из заточения. Когда двоюродный брат короля Владислав склонил Болгарского князя в свою пользу и против короля, в совете вельмож Стефана положили: дело посредника успешнее других может совершить Холмский епископ Даниил и – блаж. Даниил счастливо исполнил поручение в Константинополе и у Болгарского князя 274 . – Не взирая на почести и знаки любви, которыми осыпал король блаженного Даниила, Даниил снова удалился в Афонское уединение. По смерти блаж. Никодима Сербский собор (в 1325 г.) избрал Даниила в архиепископа 275 . В этом звании Даниил ревностно заботился об обращении к православию Богомилов, живших около Прилепа 276 , равно как с успехом отражал нападения папы 277 . – Во время войны Болгарской (1330 г.) он оставался при королеве для советов 278 . Сербия одолжена была ему построением многих храмов и разведением виноградников 279 , Он венчал на королевство Душана, хотя и со скорбью за его отношения к отцу 280 . Блаженный Даниил, при любви к Господу, любил просвещение и отчизну свою 281 . Он собирал сведения о прошлом Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела Сербских властителей, а во второй – жизнь Сербских первосвятителей 282 . Блаженно почил 19 декабря 1338 г. 283 . Сербская Церковь поёт ему: «чудо явився извещения (по повествованию), делами добродетелей Божиих воссиял еси, монашествующих лики упасл еси, архиерейская седалища утвердил еси, еретическаго нападения не усуминився, Церковью Христовою управляя, преподобне отче Данииле, премудре: уснул еси, яко спя, тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть и подает цельбы болящим от различных недугов и демоны прогоняет. Сего ради молим тя, моли спастися душам нашим» 284 . Празднование Новодворской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основной целью в миссионерском делании отец Даниил Сысоев видел проповедь о Христе. На любом Богослужении обязательно говорилась проповедь, на Литургии – назидание прихожанам, посвященное теме прочитанного Евангелия. Во время Всенощного бдения проповедовал на тему праздника, который отмечался в этот день Церковью, а также на молебне и панихиде. Отец Даниил старался произнести слово при всяком возможном случае, если проповедь была уместна. В 2007 г. назначен главой миссионерской поездки по кряшенским селениям Татарстана. В 2008 г. отец Даниил принял активное участие в летней поездке миссионерской группы в Республику Киргизия. В поездке отец Даниил проводил беседы в местных православных приходах, общался с жителями, нескольких из которых привел в Церковь и крестил. В 2009 г. участвовал в миссионерской поездке в город Заинск Республики Татарстан. Также он совершил множество личных поездок по разным епархиям России и по зарубежным странам, например две поездки в 2007 и 2008 г. в Македонию. Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами и трех диспутов с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви. Господь послал своему служителю мученическую кончину. 19 ноября 2009 года отец Даниил погиб в собственном храме. В одном из своих интервью перед смертью отец Даниил назвал метод современной миссии: «Мы должны ходить перед Богом, как говорил Господь про Еноха: «Ходил Енох перед Богом, и Бог взял его». Вот это хождение пред Богом – корень миссии» 207 . При жизни отец Даниил написал много книг и статей, из которых можно перечислить наиболее важные: «Летопись начала», «Почему ты еще не крещен», «Зачем ходить в храм каждое воскресенье?», «Как часто надо причащаться?», «Инструкция для бессмертных, или Что делать, если Вы все-таки умерли». Эти и другие его труды служат опорой для современных миссионеров. Священник Даниил Сысоев был не единственным миссионером в XXI веке, который отдал жизнь за проповедование истинной веры. Прот. Анатолий Сорокин (1963–2010) также был убит за осуществление миссионерского слова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На стене царского чертога видна кисть руки, пишущая слова: Мани, Факел, Фарес. Царь стоит и ужасается. Даниил указывает ему эти письмена. Подле них стоят волхвы и мудрецы, стол со снедями, и позади них женщины (Дан., гл. 5). 116. Видение пророка Даниила В дома Даниил спит на кровати. Вне дома видно море. На четырех сторонах его дуют четыре ветра; и из моря выходят четыре зверя. Первый зверь – лев с крыльями орла; на нем сидит держащий скипетр (вавилонский царь Навуходоносор). Второй зверь – медведица, держащая в зубах своих три ребра: на ней сидит (персидский царь Дарий) держащий обнаженный меч. Третий зверь – пестрокожий леопард с четырьмя крыльями и с четырьмя головами; на нем сидит держащий копье (македонский царь Александр). Четвертый зверь – как бы черный лев с железными зубами и с десятью рогами на голове, из коих три сломаны, и среди них вырос один рог малый, имеющий очи и уста человеческие: на этом звере сидит держащий драгоценный камень топаз (римский император Август). Остальное рисуется сходно с картиной, представляющей второе пришествие Христово. 117. Даниил, обнаружив обман жрецов, сжигает жилище их и сокрушает Ваала В капище стоит большой истукан, Пред ним на столе лежат хлебы и разные снеди. У выхода из капища виден царь с копьеносцами, А Даниил держит сито и рассевает пепел по полу. В другой части этой картины тот же Даниил, зажегши капище, сокрушает истукана Ваала. А воины умерщвляют жрецов, их жен и детей ( Дан. 14 ). 118. Даниил убивает дракона В пещере огромный дракон разинул пасть свою. Пред ним стоит Даниил и бросает в пасть его черные хлебы. Позади него стоят царь и многие люди. 119. Даниил в львином рве получает пищу от Аввакума, которого принес из Иерусалима ангел Господень Даниил в темном рве воздел очи и руки к небу. Около него лежат семь львов. А над ним архангел Михаил держит Аввакума, прикоснувшись десницею своею к темени головы его. Аввакум же держит корзину с хлебами и подает ее Даниилу. 120. Иона, убежавший от лица Господня, ввергается в море

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010