С 1991 г. в Д. м. существует изд-во «Даниловский благовестник». В монастыре действует воскресная школа (ее посещает ок. 100 мальчиков), с 1992 г.- катехизические и регентские курсы для взрослых, с 1999 г.- Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (рук. игум. Иоасаф (Полуянов)). Обитель осуществляет катехизическую деятельность в воинских частях, расположенных в Москве и пригородах, опекает 4-ю городскую больницу, различные детские учреждения, в т. ч. Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, который ранее располагался в стенах обители. Неск. лет братия духовно окормляет заключенных в тюрьме г. Зеленограда. В Троицком соборе перед ковчегом с мощами св. кн. Даниила в воскресные дни соборно читается акафист святому, в храме св. Отцов перед ракой основателя под сев. аркой каждое утро совершается братский молебен. 12 июня 1988 г. на монастырской площади состоялось торжественное богослужение в память Крещения Руси и Всех святых, в земле Российской просиявших. Более 10 тыс. чел. собралось в этот день в монастыре. 4 сент. 1997 г. на Даниловской пл. был открыт и освящен Святейшим Патриархом памятник св. кн. Даниилу Московскому, 17 марта 1998 г. на Даниловской пл. Патриарх Московский Алексий II освятил новую часовню во имя кн. Даниила Московского на месте уничтоженной в 20-х гг. XX в. В 2003 г. было торжественно отпраздновано 700-летие со дня преставления кн. Даниила Московского. В память этого события 6 сент. 2003 г. из Кремля в Д. м. состоялся крестный ход. Резиденция Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода. Фотография. 2007 г. Резиденция Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода. Фотография. 2007 г. Обитель имеет подворье с восстановленной ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Долматове (настоятель - игум. Петр (Мещеринов)), скит во имя прп. Сергия Радонежского с ц. во имя арх. Михаила близ с. Михеи Рязанской обл. (настоятель - иером. Феодосий (Сидоров)). Р . П . Э Святыни Главной святыней Д. м. являются мощи св. кн. Даниила, которые были обретены в 1652 г. и перенесены в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов. Рака с мощами находилась напротив правого клироса. В 1763 г. раку перенесли в арку у левого клироса, близ сев. галереи, в к-рой в 1805 г. был устроен придел во имя св. кн. Даниила Московского. Деревянная рака тщанием кн. Ф. И. Голицына имела серебряный вызолоченный оклад, похищенный франц. войсками в 1812 г. В 1817 г. для раки был изготовлен новый серебряный вызолоченный оклад по проекту Е. Кафтанникова. В 1917 г. мощи святого были перенесены в Троицкий собор и установлены под сенью у сев.-вост. столпа. В 1929 г. в связи с закрытием Троицкого собора рака с мощами была возвращена на прежнее место в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов. После закрытия этого храма 7 окт. 1930 г. архим. Тихон с братией перенесли мощи в приходскую ц. Воскресения Словущего, расположенную за юж. пряслом монастырской ограды. В нач. 1932 г. церковь была закрыта, и дальнейшая судьба мощей кн. Даниила неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171331.html

12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2007 г. 08:47 Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших. При сыне Иоанна III великом князе московском Васи­ лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мерт­ вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения. В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

http://patriarchia.ru/db/text/141045.htm...

ИГИЛ тренирует женщин-боевиков в захваченном монастыре св. Симеона Столпника Алеппо, 27 апреля 2015 г. Боевики террористической группировки «Исламское Государство» продолжают вести войну против многовекового христианского наследия Сирии: на этот раз осквернению боевиков подверглись руины древнейшего монастыря мира, передает информационный портал « Линга ».      На днях пресс-службами ИГ был опубликован очередной видеоролик, запечатлевший сцены обучения около сорока пяти женщин «мужскому искусству» военного дела: так, облаченные в хиджабы и никабы женщины и девушки показывали перед камерой отличное владение боевым оружием и отменную строевую подготовку. При этом женский отряд «Государства», под выкрики такбира, двигался к древнему монастырю св. Симеона Столпника, за последний год значительно пострадавшему от рук боевиков. Дойдя до исторической обители, женщины вновь выстроились в ряд, как бы передав слово своему командиру, начавшему речь с угрозы режиму Башшара аль-Асада:      «Мы вышли, дабы сражаться за свою религию и свою страну! Мы вышли для того, чтобы научить женщин быть подобными мужчинам – и они смогут постоять за себя при нападении на них неправедного злодея (т.е. президента Сирии – прим. перев.), его последователей и солдат!». Далее слово предоставляется другим солдатам отряда. «Мы здесь, недалеко от Алеппо, обучили сорок пять своих сестер открывать огонь по целям, - говорит одна из джихадисток. – Скоро, если того пожелает Аллах, мы окажемся в Идлибе, Даре и в глубинках Леванта!». Напомним, что локация, избранная террористами тренировочным лагерем, представляет собою монастырь св. Симеона, построенный в 490-м г. на месте подвига великого постника. Монастырь св. Симеона Столпника (Калат-Семан) был построен в конце V в. по инициативе последователя св. Симеона св. Даниила Столпника. Строительство началось при императоре Зиноне (474-491 гг.) и длилось с 476 по 490 г. На вершине холма возвели мартирий, бытовые постройки и странноприимный дом. Мартирий выстроен вокруг места подвига святого, где он провел почти 33 года из 47 лет нахождения на столпах. В 2011-м г. обитель была включена ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Рейтинг: 8 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/78928.html

Св. Даниил «силу чудотворения не своей добродетели причиташе, но молитвам св. Симеона: ибо приходящих к себе больных отсылаше в церковь Симеонозу к св. его мощам» 1108 . Св. Симеон. сознавая непрестанно свою виновность и недостоинство пред Богом, обыкновенно поручал себя молитвам других просиявших подвигами и добродетелями 1109 . Он без ропота принял несправедливое отлучение его от монашеского общества и без всякого прекословия повиновался требованию Сирийских посланников, повелевавших ему сойти со столпа 1110 . Св. Даниил по приказанию Геласия 1111 сходит с столпа и снова возвращается на него по просьбе того же Геласия 1112 . Никакие клеветы и оскорбления не могли возбудить в св. столпниках негодования. Св. Симеона I-ro обвиняли в тщеславии 1113 ; местные клирики клевещут на св. Даниила цареградскому патриарху Анатолию, называя его чародеем, лицемером, льстецом, волшебником и просят изгнать св. Даниила из той местности 1114 . Патриарх Геннадий хотел казнить св. Даниила за столпостояние 1115 . Некоторые из еретиков, которых, вероятно, обличал св. Даниил, подкупают блудницу Вассиану и распускают молву о блудодействе с нею св. столпника 1116 . Некто публично ругает св. Даниила и, показывая народу печеную рыбу, с насмешкою говорит: «вот что ест ваш постник» 1117 . Братия Пильского монастыря, где подвизался на столпе св. Симеон Дивногорец, ненавидит его, и когда случилось с св. Симеоном диавольское навождение (плотская брань), то они злорадостно говорили: «где ныне есть пощение его, человеческие силы превосходящее; где подвиги его; где чудотворения; да поможет ныне сам себе» 1118 . Св. столпники обид не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников. Св. Даниил наказанного клеветника (показывавшего рыбу) беснованием исцеляет своею молитвою, «не памятозлобствуя, ни воздая досаждения за досаждение 1119 . Жесточайший враг св. Даниила Геласий становится чрез кротость св. столпника почитателем его и пред царем (Львом) прославляет его добродетели 1120 . Св. Даниил исцеляет блудницу Вассиану от беснования, несмотря на то, что она оклеветала его в блуде с нею по наущению еретиков 1121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века. Содержание История [ править править код ] В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века. В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена. Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной. Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году. В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола — солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_препод...

Скажи великому князю Иоанну: ты сам себя утешаешь, а меня забыл». И сказав сие, он сразу исчез. Камень тот оказался могильной плитой князя. После этого события Иоанн III повелел петь соборные панихиды усопшему князю. С тех пор московские князья стали поминать своего великого предка. А чудесные явления князя еще не раз происходили у монастыря. Были они и при Василии III, и при Иоанне Грозном. По преданию, у могилы князя Даниила происходили и многие чудеса. Как-то боярин И. Шуйский, находясь в тех местах, встал на надгробие, чтобы с него забраться на коня, но вдруг резкая боль повалила его. Многие молебны он отслужил у гробницы, прося прощения за свою дерзость, прежде чем излечился. Другой случай свидетельствует о чудесном исцелении сына купца, плывшего на ладье из Коломны. Проплывая мимо монастыря, наслыша о чудесах князя Даниила, он принес умирающего сына на могильную плиту, слезно моля совершить чудо и заказав в храме молебен. Скоро сын поднялся, словно пробудившись ото сна, и был полностью здоров. Свято-Данилов монастырь Слухи о чудесах князя Даниила Московского дошли и до Иоанна Грозного, который «побуждаемый извещением о явлениях святого князя Даниила и чудесах при могиле его» повелел восстановить древнюю обитель. В 1555 г. по повелению царя и митрополита Макария был заложен каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – не на прежнем месте, а немного севернее, на противоположной стороне оврага, в 200 м от прежней церкви, где были видения. Были возведены и постройки для братии, а сам монастырь окружен каменными стенами с бойницами. На месте же старой церкви Даниила Столпника был позднее возведен храм Воскресения Словущего. В 1648 г. над северными воротами монастыря воздвигли колокольню, перестроенную через 50 лет, где на втором ярусе разместили церковь Симеона Столпника. Данилов монастырь славился на всю Москву своим «малиновым» перезвоном колоколов. К 1917 г. он обладал уже 17 колоколами, главный из которых весил 11,5 т. В 1662 г. был перестроен храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, и в него были перенесены обнаруженные нетленными мощи Даниила Московского, а сам он причислен клику святых.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Самое неожиданное, пожалуй, в житии преподобного Даниила — это то, как не говорящий по-гречески монах-столпник вдруг оказывается вовлечен в важнейшие политические события в истории Византии второй половины V века: переговоры с Губазом, царем Лазики (Западной Грузии), позволившие обратить страну в христианство (465–466)7; наказание участников заговора Ардавурия (466); борьба против грозящего нападения на столицу вандальского короля Гензериха (468–470); назначение командующим войсками во Фракии будущего императора Зинона (470–471). К подвижнику приходил ­император или его посланцы, либо он сам посылал к императору. С особой силой политический авторитет преподобного Даниила проявился в 476 году, когда император Зинон был свергнут своим родственником Василиском, симпатизировавшим монофизитам. Тяжелобольной подвижник, не способный ходить из-за язв на ногах от долгого стояния, впервые за много лет спускается со своего столпа и отправляется с толпой через весь город, чтобы поддержать православную позицию Патриарха Акакия. Не случайно житие преподобного Даниила считается одним из важнейших источников по политической истории Византии 460–470-х годов. Близкие отношения связывали столпника и с императором Зиноном: причиной этого могло быть происхождение Зинона из Исаврии — области, тесно связанной с Сирией и подчиня­вшейся Антиохийскому Патриарху. Преподобный предсказал кончину императора в 491 году, как, впрочем, и собственную, последовавшую 11 декабря 493 года. Уже в описании погребения Даниила Столпника проявляются свидетельства его почитания как святого (как и в случае с погребением святого Симеона Столпника). Его останки были положены в Анапле вместе с мощами трех святых отроков: Анании, Азарии и Мисаила, которые в свое время перенес в Константинополь император Лев I. Погребение святого совершил сам Патриарх Евфимий. Почитание подвижника Монастырь преподобного Даниила, возникший вскоре после его подъема на столп и чьи здания были воздвигнуты еще императором Львом I, и дальше оставался оплотом Православия.

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobny...

29 мая 1986 г. в Д. м. были возвращены частицы мощей (ребро и позвонок) св. кн. Даниила, хранившиеся архиеп. Феодором (Поздеевским), а после него его духовными чадами, впосл. находившиеся в США. Святыню передал митр. всей Америки Феодосий (Лазор) . Ковчег с частицами находится в Троицком соборе, в воскресные дни перед ним читается акафист. Кроме этого ковчега в Д. м. в период его возрождения поступали и небольшие частицы мощей св. кн. Даниила. Одна из них, переданная из Оренбургской епархии через митр. Таллинского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси), помещена в икону св. кн. Даниила, написанную в 1984 г. игум. (ныне архимандрит) Зиноном (Теодором). Этот образ - один из самых почитаемых в обители - находится в Покровской ц. Обычно перед ним совершаются монашеские постриги. 17 марта 1995 г. в Д. м. была передана еще одна частица мощей св. кн. Даниила, сохраненная проф. И. Е. Аничковым, акад. Д. С. Лихачёвым и прот. И. Мейендорфом . В наст. время находится в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов, под сев. аркой в раке с резной деревянной сенью. В Д. м. до его закрытия хранились частицы мощей мн. святых. Так, на внутренней стороне откидной верхней крышки раки с мощами св. кн. Даниила был прикреплен медальон в виде звезды, в центре к-рой помещался «честный зуб» св. кн. Александра Невского ( Дионисий (Виноградов) , архим. 1898. С. 47). В 1732 г. кн. М. А. Барятинский пожертвовал обители «два ковчега с частицами мощей разных угодников Божиих» (Там же. С. 115). Судьба этих святынь после 1930 г. неизвестна. Возрождение Д. м. сопровождалось многочисленными вкладами, среди к-рых были и св. мощи. С 25 марта 1985 г. в алтаре храма св. Отцов семи Вселенских Соборов хранились мощи прп. Саввы Сторожевского , 22 авг. 1998 г. святыню перенесли в Саввин Сторожевский мон-рь, в Д. м. оставлен ковчег с частицей мощей прп. Саввы. В Д. м. хранится неск. мощевиков, в т. ч. с 20 частицами мощей Киево-Печерских святых, переданных Д. м. схиархим. Серафимом (Томиным) (в алтаре Покровской ц.); серебряный мощевик в виде книги с частицами древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы, мощей свт. Григория Богослова, Афонских преподобномучеников Евфимия и Игнатия, мч. Маманта; ковчег с частицами древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Марка, Луки, Варфоломея, Филиппа, Фомы, Иакова Зеведеева, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, архидиак. Стефана и др. святых; доска-мощевик (1859) из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля; крест-мощевик (благословение Патриарха св. Тихона мон. Евпраксии) с частицей древа Креста Господня и 37 частицами святых.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 17 марта, Церковь чтит память святого князя Даниила Московского 1 мин., 17.03.2024 Память святого благоверного князя Даниила Московского (+ 1303 г.), заложившего основы возвышения Московского княжества, празднует Православная Церковь 17 марта. Даниил родился в 1261 году. Он был младшим сыном легендарного князя Александра Невского . Свое детство княжич провел в Твери, где правил его дядя Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич. Доподлинно неизвестно когда и от кого молодой княжич получил в правление Москву, но предполагают, что это произошло примерно в 70-ые годы XIII столетия. Впервые же в летописях как князь Московский Даниил упоминается под 1282 годом. Правление его началось с восстановления города после нескольких лет запустения, связанных с нашествием на Русь орд татаро-монголов. Даниил Александрович вынужденно принимал участие в ряде военных конфликтов, но при этом вел себя максимально миролюбиво. Известно, что большинство усобиц, в которых он участвовал, не доходя до кровопролития, оканчивались миром. Главной же задачей, которую ставил себе князь, было обезопасить Москву от разорения путем мудрой политики. Другой целью было прирастить к своим землям как можно больше других территорий. Даниил понимал, что только таким путем – миром, тишиной и увеличением земель, можно укрепить и возвысить Москву. Так, в годы его правления к Московскому княжеству были присоединены Коломна и Переяславль. Благоверный князь не забывал и о духовной жизни. Известно, что с самого начала своего правления в Москве он прославился добрыми делами, помощью нищим и обездоленным. Князь вошел в историю и как основатель одних из первых на Москве монастырей. Южнее города, за Москвою-рекою, им была основана обитель в честь его небесного покровителя – преподобного Даниила Столпника – известный ныне Свято-Данилов монастырь. Также им была построена церковь в честь преподобного Даниила. Помимо этого, князь основал Богоявленский монастырь. 5 марта 1303 года князь скончался, приняв перед этим монашеский постриг. Сегодня рака с мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-svya...

Его игумен Вавила принимал участие в соборе 518 года и в V Вселенском Соборе в Константинополе в 536 году. Судя по его подписи «игумен святой обители блаженной памяти Даниила, что в Столпе, Святого Иоанна Предтечи и Крестителя в Малой Глуби и Святого Андрея близ Столпа», ученики преподобного Даниила (как и, например, акимиты) создали подобие монашеского «ордена» вокруг Анапла. Монастырь Святого Даниила Столпника существовал как минимум до XII века, когда упоминается Савва, «игумен обители преподобного Даниила в Анапле». Примечательно, однако, что русский паломник Антоний Новгородец, приложившийся в 1200 году к мощам преподобного Даниила, указывает, что храм в Анапле, где они лежали, носил имя святого Симеона. Долгое время шли споры, где находился этот монастырь, пока Р. Жанен не указал на свидетельство «Жития святого Луки Стириота», согласно которому преподобный поставил свой столп на высоком холме (что совпадает с указанием Антония Новгородца) около Сосфения (современный Истинье, портовый город на Босфоре)8. Впрочем, дальше Константинополя почитание преподобного Даниила распространилось незначительно, хотя его мощи сейчас почитаются в Греции: глава — в Большом Метеорском монастыре, а отдельные частицы — в Великой Лавре на Афоне и монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты9. Интересна история почитания преподобного Даниила Столпника в славянских странах и на Руси. Во-первых, на церковнославянский было переведено не только синаксарное (проложное), но и полное древнее житие святого10 (перевод не учтен при критическом издании греческого текста). Во-вторых, со Студийско-Алексеевским Типиконом служба святому Даниилу Столпнику попала на Русь уже в XI веке11. В-третьих, преподобного часто изображали в росписях русских храмов: как и в Византии, он нередко представляется вместе с другими святыми столпниками (Симеоном Старшим, Симеоном Младшим Дивногорцем, Алипием). Например, в Троицком приделе храма Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде, расписанного Феофаном Греком в 1378 году.

http://e-vestnik.ru/analytics/prepodobny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010