Преподобный Максим написал на стенах своей темницы углем канон Святому Духу, по сей день известный в Православной Церкви. Я думаю, это говорит о том, что он испытывал действие благодати Святого Духа, потому что Духу Святому никто не может воспрепятствовать проникать туда, куда Он хочет, и действовать там, где хочет. Дух дышит где хочет, – сказано в Евангелии 155 , и Он дышал в этой темнице. Он был с великим подвижником, с мучеником, который страдал от своих же собратьев по вере – от тех, кому он пришел помочь своим образованием, учением, переводами, и в благодарность от которых получил темницу. Только тогда, когда враги святого Максима отошли в мир иной – завершилось царствование его гонителя Василия III, и умер на покое митрополит Даниил, – Максим Грек в возрасте уже почти восьмидесяти лет был выпущен из своего заключения и даже с почетом принят в среду братии Троице-Сергиевой лавры. Он был настолько изнурен скорбями и болезнями, что не мог стоять и даже сидел с трудом. Иван Грозный, собираясь после взятия Казани и победы над татарами на богомолье в Кириллов монастырь со своей супругой и малолетним сыном, хотел взять у преподобного Максима благословение на это путешествие, но старец ответил ему: «Бог присутствует везде, не нужно тебе туда ездить, царь, тратить лишние силы и утруждать мать и младенца. Помоги вдовам тех воинов, которые погибли при взятии Казани, – это лучше любого богомолья». Но Иван Грозный не послушал праведника и отправился в путешествие, а по дороге его маленький сын умер. Так он был наказан за непослушание и за то, что не внял благословению преподобного Максима. Преподобный Максим окончил жизнь в относительном покое, но перед этим он пережил очень много скорбей. В день его памяти читается Евангелие, посвященное преподобным отцам, в котором говорится о кротости и смирении: о том, что человек может приобрести душевный покой только тогда, когда уподобится в кротости и смирении Самому Господу. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко 156 . Конечно, невозможно вынести такие нечеловеческие страдания: несправедливость, мучения, лишение причастия, клевету, причем клевету самую страшную для православного христианина, обвинение в ереси, – если при этом не уподобиться Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Часть девятая. Рождение подзаконной Церкви Глава первая. Египетское рабство История народа Божия, как Ветхого, так и Нового Завета, напоминает странствование невидимки. Пока грязь не замарает его, никто не способен будет повредить ему. Но как только люди прилепляются к миру сему, тотчас стихии падшей Вселенной пытаются стереть их в прах. Так произошло и с еврейским народом. Он утратил желание порождать праведников. Книга Исход говорит: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» ( Исх. 1, 6–7 ), то есть все силы народа ушли на животное распространение. Еврейский подлинник употребляет в отношении их те же слова: «кишмя воскишела ими земля», – которые в 1-ой главе Бытия относятся к размножению морских пресмыкающихся. И в этом была воля Господа. Но все же очевидным становится упадок жизни духа в народе, когда после такой напряженной духовной жизни, которая была во времена патриархов, все сведения о сохранении изначального завета сводятся к существованию теофорных (т.е. имеющих имя Божие в своем составе) имен. Писание не упоминает ни одного праведника до времен Моисея. И естественным следствием этого является потеря сил для духовного сопротивления языческому миру. Израиль не захотел просвещать египтян светом Откровения. И тотчас наступает расплата: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]» ( Исх. 1, 8–10 ). Что значит выражение, фараон «не знал» Иосифа? Иногда думают, будто речь идет о свержении гиксосского ига, в результате чего было утрачены государственные архивы. Но реально речь идет, скорее, о смене династии, как об этом и писал Иосиф Флавий. Интресно, что найдены археологические подвтерждения этой боязни евреев. Найдены черепки с проклятием племени Завулона наряду с другими внутренними и внешними врагами Египта. Этот текст относится ко времени середины Среднего Царства, во времена Аменемхета III.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Существуют грехи, которые до сих пор лечатся только при помощи публичной исповеди – это грехи против Бога и Церкви. Ереси и расколы лечатся сейчас исключительно чином присоединения. Грех ереси и раскола не может быть прощен на обычном Таинстве Исповеди. Одно дело, если человек просто ходил слушать лекции в секту, он не нуждается в чине присоединения, он исповедуется лично. Но если он прошел какие-то обряды посвящения в секте, он обязан пройти через чин присоединения. Какие грехи не прощаются? О непрощении грехов говорит один текст Святого Евангелия: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 31–32 ). Хула на Духа Святого. Сознательное сопротивление Истине. Например, сознательное отвержение чуда Божия или утверждение, что чудо Божие есть результат естественного процесса (выступления против Благодатного Огня, против творения Вселенной из ничего и другие). Отвержение милосердия Божия. Это отчаяние в спасении. Когда человек говорит, что «меня Бог не простит». Отчаяние, дошедшее до самоубийства. Отказ от исповеди с утверждением, что Бог и так простит. Ж. Ж. Руссо «Бог простит – это Его работа». Хула на Святого Духа – это только эти три пункта. Во всех этих случаях человек лишается возможности каяться. Сейчас слышатся разговоры о том, что любой сознательный грех – это хула на Духа Святого. Это ложь! Хула на Духа Святого – это то, что изложено в трех вышеперечисленных пунктах. Прощение не будет продолжаться бесконечно. Священное Писание не обещает бесконечного процесса прощения. Двери покаяния открыты только здесь и сейчас. После смерти покаяние невозможно. Смертный и несмертный грех. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин. 5, 16 ). Дионисий Ареопагит на основании этого стиха апостола Иоанна делал вывод, что за некрещеных нельзя молиться. В III веке был новоцианский раскол. Новоциане утверждали, что смертные грехи не могут быть никем прощены, кроме Бога. Это глупость. Любой раскаянный грех может быть прощен Церковью , кроме греха хулы на Духа Святого (блокирует саму возможность покаяния). Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного. Лекция двадцать третья. Таинство Священства

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Толкование Даниилом первого сна Навуходоносора – конец второй главы – это пророчество о Царстве Божием, о Христе? Почему камень, сокрушивший истукана с золотой головой, серебряной грудью, медными бедрами и частично железными, частично глиняными ногами отделен от горы без содействия рук ( Дан. 2, 34 )? – Толкований этой главы много. В критической библеистике распространена версия о позднем происхождении Книги пророка Даниила, о том, что она датируется Маккавейским периодом, это второе столетие до Рождества Христова, и что Данииловы пророчества на самом деле ретроспектива недавних исторических событий, Маккавейских войн. Есть и иные толкования. Но традиционное христианское толкование таково: четыре царства сменяли друг друга (золотое – Вавилон, серебряное – Персия, медное – Греция, железно-глиняное – Рим); и все эти царства рухнули, железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2, 35 ). Христос в церковных песнопениях именуется камнем нерукосечным: Он приходит на землю не по человеческой воле, но по воле Отца. И сокрушает языческие царства. Даже от самого могущественного из них, золотого, не останется и следа. А Царство Божие – Церковь Его – будет стоять вечно. – Третья глава Книги пророка Даниила – это история трех отроков, трех друзей Даниила: Анании, Азарии и Мисаила (они же по-халдейски – Седрах, Мисах и Авденаго) в пещи огненной. Юноши отказываются поклониться золотому истукану, изготовленному по приказу царя, и доверяют свои судьбы Богу, Который силен избавить или не избавить их от сожжения заживо в печи. Жар печи, куда эти трое брошены по приказу царя, не причиняет им никакого вреда: печь остужена нисшедшим Ангелом, в ней выпадает роса. Давайте напомним, каким образом этот сюжет присутствует в нашем богослужении и почему именно ему новозаветное богослужение уделяет такое внимание. – Песнь трех отроков поется на утрене с древнейших времен, с III-IV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

в) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Дарии Мидянине Но его слава и влияние не только не умалились, но еще приобрели большее значение, и лично для него, в глазах новых завоевателей, и в глазах своего народа, плененного после падения царства вавилонского. Сам Даниил, в своей книге ( Дан.1:21 ), заметил: «и бысть Даниил даже до перваго года Кира царя», т. е. свою должность при дворе, внимание к себе царей и влияние на дела Даниил сохранил не только при царях вавилонской монархии, но и при Дарии Мидянине. И действительно, при Дарии Мидянине 6 Даниил опять был возвеличен властью и честью, будучи в числе трех главных вельмож царя ( 2Езд. 3:9 ), поставленных во главу управления над 120 сатрапами, и царь намерен был поставить его и над всем своим царством. Зависть овладела тогда прочими вельможами и сатрапами, и они стали придумывать, как бы унизить его в глазах царя; но это послужило только к большему возвеличению славы Божией. По клеветам завистников, за неисполнение царской заповеди – в течение 30 дней не поклоняться никакому божеству кроме Дария, Даниил брошен был на съедение львам, и остался невредимым 7 , тогда как вслед за тем брошенные к ним клеветники его тотчас были ими растерзаны. Царь по всему царству обнародовал тогда указ, чтобы все благоговели пред Богом Данииловым, который творил чудеса и знамения на небе и земле и Даниила избавил ото львов ( Дан.6 ). Находясь в великой силе при Дарии, Даниил, в 1-й год царствования его над царством халдейским 8 , по случаю размышления своего, сопровождавшегося постом, покаянием и молитвою, о пророчестве Иеремии касательно 70-летнего пребывания евреев в плену ( Иер.25:3–12 ), уже близившемуся к концу по пророчеству, а на самом деле, ввиду действительного положения евреев в плену немыслимого, утешен был великим откровением чрез ангела Гавриила о времени пришествия Мессии ( Дан.9 ). г) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Кире Преемник Дария, Кир, оставил Даниила в прежнем его достоинстве и прежней силе ( Дан.6:29 ). Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского ( Дан.1:21; 14 – глава о Виле и драконе), хотя, по-видимому, Даниил и не жил уже в Вавилоне, а жил в Сузах ( Дан.8:2 ; ср. И. Фл. Ant. X. 11. § 7; Bochart, Georg, Saeva III. 14). При этом царе, полагают, Даниил открыл обман жрецов Вила и не хотел покланяться дракону. Это еще раз низвело Даниила в ров львиный, где он был напитан пророком Аввакумом и пробыл не одну только ночь, как прежде, при Дарии, но целые 6 дней ( Дан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В то время, когда Даниил подвизался в Карейском уединении, на его родине в Сербии возникла война: против краля Милутина восстал брат его Драгугин, желавший при помощи короля Венгерского отнять у Уроша Милутина сербский престол для своего сына Урошица. Милутин находился в большой опасности. Боясь вторжения врагов, он собрал свои сокровища в Баньском монастыре, но не имел надежного человека, которому мог бы поручить их хранение. Тогда за смертью епископа Баньская кафедра сиротствовала. И вот краль Милутин вспоминает деятельного Даниила, бывшего игумена Хиландарского, и отправляет к нему в Карею одного посла за другим, призывая к себе. Преданный уединенным подвигам, Даниил долго отказывался, но неотступные просьбы краля заставили его согласиться, и вот он является к кралю Милутину. Краль изъясняет свои тяжелые обстоятельства и, вручая собранные в Баньском монастыре сокровища, просит Даниила взять их под свою охрану и предлагает ему занять епископскую Ваньскую кафедру. Даниилу очень не хотелось расставаться с уединенной жизнью на святой горе, но краль Милутин наконец убедил его согласиться на помянутое предложение, обещая снова отпустить его на святую гору, когда окончится благополучно война. Когда краль Милутин благополучно вышел из затруднений вследствие восстания брата Драгугина, Даниил стал опять проситься на святую гору, и как ни уговаривал краль остаться в Сербии, он все-таки опять удалился в любимый Хиландарь, где, поселившись в помянутом прежде пирге, или башне, снова предается подвигам уединения. Как всегда, так особенно теперь, он предается чтению и изучению книг Божественного Писания. Святого Даниила давно влекло желание посетить святой град Иерусалим и поклониться христианским святыням. И вот теперь он полагал, что, наконец, настало благоприятное время для исполнения своего намерения. Он стал готовиться к путешествию в Иерусалим. Узнав об этом, сербский краль Милутин очень опечалился: он не желал, чтобы Даниил совсем оставил его, он нуждался в нем, как в человеке, на которого можно положиться и который может дать и полезный совет и оказать услуги иного рода. Краль стал уговаривать Даниила отложить свое намерение, и, вместо путешествия в Иерусалим, возвратиться в Сербию, где предстоят ему разные дела и почести. Даниил уступил настояниям краля. Баньская епископия была упразднена, сделана игуменством, а Даниил оставлен был на жительство при сербском архиепископе Савве III, который отвел ему в своем доме келию, как будущему своему преемнику: ибо Милутин, уговаривая Даниила возвратиться в Сербию, обещал ему в будущем архиепископский сербский престол святого Саввы.

http://pravicon.com/info-2146

В другом рассказе, имеющем отношение к Иоанну из Петры, повествуется о том, как авва Даниил Египтянин пришел в Теренуф со своим рукоделием. 985 Здесь мы можем на какоето время забыть о Мосхе и обратиться к целому циклу историй на греческом, коптском и сирийском языках, 986 в которых Даниил представлен центральной фигурой Скита «игуменом» всей долины. 987 Оригинальными представляются греческие истории; в коптской же версии они дополнены и связаны в единое Житие. В греческой версии Даниил назван сторонником Халкидона; коптские же дополнения рисуют его гонимым за неприятие Собора. 988 Какая из двух названных точек зрения верна, нам неизвестно, однако сторонники последней изображают раскол более серьезным, чем о том свидетельствуют другие источники, относящиеся к описываемому периоду. Соответственно, мы вправе усомниться в исторической достоверности нескольких историй, пусть рисуемая ими картина Египта и египетских обителей того времени представляется правдоподобной. Согласно самой ранней истории Даниил находился в Скиту с самого детства и в молодости трижды попадал в плен к варварам. 989 В первый раз после двух лет плена его выкупил некий мореплаватель; во второй – он сбежал от варваров уже через шесть месяцев; в третий же раз во время бегства он бросил камень в одного из преследователей и убил его. Каясь в этом грехе, он исповедал его Тимофею, папе Александрийскому (единственным возможным Тимофеем является Тимофей III (51936), противник Халкидона), сказавшему в ответ, что ему не о чем переживать, ибо он убил не человека, но дикого зверя. Неудовлетворенный этим ответом Даниил отправился к папе Римскому, патриарху Константинопольскому, архиепископу Эфесскому, к патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому, но всюду слышал один и тот же ответ. Наконец, он вернулся в Александрию и предал себя в руки мирских властей как убийцу. После тридцатидневного заключения его вызвали к правителю. Выслушав рассказ Даниила о происшедшем, правитель прекратил дело: «Ступай, авва, и помолись за меня. Жаль, что ты не убил еще семерых». Решив, что Господь во благости Своей не вменяет ему это убийство во грех , Даниил дал слово до конца жизни иметь на своем попечении калеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1931 Это известие есть только в «Будской хронике». Об Арпаде никаких сведений не сохранилось; Геза был, видимо, младше Иштвана III и Белы III и был женат на некоей византийской принцессе. 1935 Вскоре после своей ранней кончины (в 1231 г.) причисленную к лику святых; Елизавета Тюрингенская (названная так по мужу: см. следующее примеч.) до сих пор остается одной из наиболее почитаемых святых в Западной церкви. 1936 Будущий тюрингенский ландграф Людвиг IV был обручен с Елизаветой в 1211 г., а в 1221 г., когда невеста подросла, состоялось бракосочетание. Людвиг IV, как и его дядя ландграф Людвиг III (см. 60, примеч. 1758), умер в крестовом походе, хотя и до прибытия в Святую Землю, в 1227 г. 1938 Дневные датировки в средневековье часто давались по литургическому (богослужебному) календарю, где каждому дню усвоено свое песнопение. 1941 Даниил Романович, тогда бывший князем владимиро-волынским, вел борьбу за возвращение Галича, которым владел его отец галицко-волынский князь Роман Мстиславич, и откуда Даниил с матерью и младшим братом Васильком был изгнан еще в детстве, сразу после смерти в 1205 г. отца. В первой половине 1230-х гг. Даниил Романович дважды на некоторое время занимал Галич в борьбе с венграми. Однако вмешавшись во внутрирусское противоборство между киевским князем Владимиром Рюриковичем и черниговским князем Михаилом Всеволодовичем на стороне первого, Даниил в 1235 г. был вынужден уступить Галич уже не венграм, а Михаилу Всеволодовичу, который посадил там сына Ростислава. Несомненно, своим визитом к новому венгерскому королю Беле IV Даниил надеялся изменить политику Венгрии в отношении Галича. Ведение под уздцы коня сюзерена, т. е. исполнение роли стремянного, – один из употребительных в средневековье обрядов, отражавших вассальную зависимость высокого ранга. Признавая свою формальную зависимость от венгерского короля, Волынский князь стремился получить помощь сюзерена в отвоевании Галича. Эти расчеты не оправдались, и Бела IV продолжал поддерживать Ростислава Михайловича. Только зимой 1238–1239 гг. Даниилу удалось овладеть Галичем, а Ростислав бежал к Беле IV, где вскоре женился на его дочери Анне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозрение жизни митрополита Даниила дает следующие общие положения. I. Государственная деятельность митрополита Даниила и его отношение к светской власти есть проведение в жизнь оформулированных Иосифом Волоцким взглядов на взаимо-отношение церкви и государства. При чем личный характер Даниила выразился здесь в том, что он расширил применение их в жизни в ущерб чисто церковным интересам и превзошел своего учителя и всех предшественников по кафедре своим потворством светской власти, доходя в нем до нарушения церковных канонов. II. В сфере собственно церковной митрополит Даниил, как иерарх-администратор, заявил себя особенной церковной политикой, заключавшейся в назначении на высшие церковно-иерархические должности людей своего, иосифовского направления. III. Как иерарх, как учитель церкви, и умственный и нравственный руководитель своей паствы, Даниил характеризуется по своей деятельности строгим консерватором, более строгим, чем каким был Иосиф Волоцкий . Он во всей своей деятельности строго держался консервативных начал своего направления и, развивая последнее далее и применяя его к общественным вопросам своего времени, становился в отрицательное положение ко всяким новшествам. Существующий строй религиозно-церковной жизни, все созданное и сложившиеся в нем веками он признавал неизменным и отрицал всякие нововведения, как бы они маловажны ни были. Поэтому всякая попытка в смысле реформы, всякая новая мысль с религиозным характером, встречала в нем своего врага и противника, и он, не затрудняясь, относил ее к разряду ересей. Консерватизм Даниила достиг того, что в его глазах имели догматическое и символическое значение даже церковно-богослужебные книги. Как представитель определенного, строго установившегося направления и как воспитанник особой школы, Даниил диаметрально расходился во взглядах с людьми другого направления, более либерального, группировавшимися в его время около Вассиана Косого и Максима Грека . Обсуждавшийся в то время вопрос о вотчинных правах монастырей послужил ареной, на которой столкнулись взгляды лиц, происходивших из противоположных лагерей. Возгорелась борьба. Даниил, пользуясь выгодами своего положения, в строго консервативном духе разрешил вопрос о монастырских имущества, и административными мерами заставил молчать людей с новыми, более свободными взглядами на вотчинное право монастырей. Сведши на церковно-юридическую почву доселе обсуждавшийся литературным путем монастырский вопрос, он тем самым положил конец, по крайней мере на некоторое время, литературной полемике по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

363); по предположению же новейших историков, – за свою благосклонность к иудеям-пленникам (Rawlinson G. The five great ancient monarchies. Т. III. London. 1873. P. 62. – Smith. History of Babylonia. London. 1877. P. 168). 1246 Об этом свидетельствуют Бероз (И. Флавий. Прот. Апиона. Стр. 363. – Eusebius. Chronicorum canonum libri duo. P. 41), Абиден (Eusebius. Praeparatio evangelica. P. 467) и др. 1247 Так говорят Бероз (И. Флавий. Прот. Апиона. Стр. 363), птоломеевский канон и контрактовые таблички (Tiele. Bab.-ass. Gesch. 2. Т. S. 424). Флавий и тут ошибочно дает ему 40 лет царствования (Флавий. Др. иуд. Ч. II. Стр. 164). 1248 О нем говорят Бероз (Флавий. Прот. Апиона. Стр. 363), Абиден (Eusebius. Praep. evang. P. 457), сам Флавий (Др. иуд. Ч. II. Стр. 164) и контрактовые таблички (Tiele. S. 424, 466). 1249 Богословский (Свящ. История ветх. зав. Т. II. Стр. 148), Разумовский (Св. пророк Даниил и его книга. СПБ. 1891. Стр. 143) и др. почему-то предполагают, будто Набоннид был сын Евильмеродаха. Между тем, сам Набоннид в своих клинообразных надписях называет своего отца, «мудрого князя», Набубалатсункби (Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 97, 116, 119, 121). По Вигуру (Die Bibel u. d. neueren Entdeckungen. В. IV. S. 436) и Сэйсу (Alte Denkmäler im Lichte neuer Forschungen. S. 177), «мудрый князь» этот был начальником вавилонских халдеев. 1250 Так предполагают Вигуру (Die Bibel u. d. neuer. Entdeck. B. IV. S. 436), Кнабенбауер (Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. V. Т. р. III, libr. proph. IV. P. 158) и др. В древности нередко узурпаторы для упрочения своей власти женились на вдовах или дочерях прежних законных государей (Геродот. История. Пер. Мищенка. Т. I. Стр. 248, 260). 1251 Так говорят все древние историки (Бероз, Абиден, Флавий), клинообразные надписи, контрактовые таблички и т. п. 1252 Валтасаром же назывался и сам пророк Даниил – по халдейскому своему имени. Хотя Вульгата и наши славянский и русский библейские тексты называют сына царя Набоннида и пророка Даниила безразлично Валтасаром, но в подлинном еврейско-арамейском тексте имена того и другого пишутся и произносятся совершенно различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010